4 курс (очное) Современное прочтение русской классики в школе (лекции) (Савина Л.Н.) (12 записей)

  • 4 курс (очное) Современное прочтение русской классики в школе (лекции) (Савина Л.Н.)

  • Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Лекция № 1
    Время: 24 сент. 2021 11:30 AM Москва

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/79257998791?pwd=cnNwdkxWanVoVEU0MW51NDVXYTB6QT09

    Идентификатор конференции: 792 5799 8791
    Код доступа: Pi7XRC

  • Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Лекция бакалавры
    Время: 8 окт. 2021 11:45 AM Москва

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/76468358271?pwd=dmd1UmcxTXRqOWN5U1RTZE1vV1BuQT09

    Идентификатор конференции: 764 6835 8271
    Код доступа: WEW5wb

  • К практическому занятию № 2 нужно составить вопросы к анализу стихотворения из списка, присланного мной. Номер стихотворения должен соотвеьствовать номеру студента в списке группы. Ответы также прислать на гугл-диск. Вопрсов не должно быть много — 5-7, но они должны быть корректно сформулированы и методически грамотны. В ответах сначала следует скопировать текст стихотворения, а дальше указать вопросы к его анализу.

  • Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Бакалавры
    Время: 22 окт. 2021 11:30 AM Москва

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/71132300985?pwd=RG1DSzUvc1BXeE5CZUNCVVdWZXhEdz09

    Идентификатор конференции: 711 3230 0985
    Код доступа: 0Cvpc6

  • Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Бакалавры ФЛ-РЛБ-42
    Время: 1 нояб. 2021 08:00 AM Москва

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/78986789324?pwd=cnJNWmVibXArRzNPZGlKVXo5eXJGZz09

    Идентификатор конференции: 789 8678 9324
    Код доступа: 06Q4gZ

  • Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Бакалавры ФЛ-РЛБ-41
    Время: 1 нояб. 2021 11:30 AM Москва

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/76860108027?pwd=OWQ2bVpTY056eU1BTlRJWnRVVERiQT09

    Идентификатор конференции: 768 6010 8027
    Код доступа: M7RM8G

  • Лекция 05.11.2021.
    «ИЗ ПЛАМЯ И СВЕТА РОЖДЁННОЕ СЛОВО…» (ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА)

    План лекции
    1. Анкетирование учащихся, выясняющее отношение юных читателей к поэзии Лермонтова. Вопросы анкеты: как вы познакомились с поэзией Лермонтова и что цените в ней? Какие его стихотворения особенно близки вам? В чём вы видите отличие лермонтовского взгляда на жизнь и его художественной манеры от пушкинских? В каких известных вам фактах биографии наиболее ярко проявился характер Лермонтова? Какие вопросы возникают у вас при чтении его лирики? В чём для вас тайна личности поэта?
    2. «Любить, но кого же?». Адресаты любовной лирики Лермонтова: документальный фильм с участием И.Л. Андроникова «Загадка Н.Ф.И.» https://www.youtube.com/watch?v=hZCtcTluVa0. История создания и вопросы к анализу стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою») (1837):
    • Почему стихотворение строится как монолог лирического героя?
    • Какими чертами наделён лирический герой? В чём видит поэт причину его душевных страданий?
    • Почему этот «странник» в «свете безродном» обращается с мольбой к «тёплой заступнице мира холодного»? О чём просит он святую деву?
    • Это не первое обращение Лермонтова к жанру молитвы. Сравните данное стихотворение, вдохновлённое любовью к В.А. Лопухиной, с шутливой «Юнкерской молитвой» (1833). Проследите, насколько изменяется характер молитвенного обращения:
    Царю небесный!
    Спаси меня
    От куртки тесной
    Как от огня.
    От маршировки
    Меня избавь,
    В парадировки
    Меня не ставь.
    Пускай в манеже
    Алёхин глас
    Как можно реже
    Тревожит нас.
    Ещё моленье
    Прошу принять –
    В то воскресенье
    Дай разрешенье
    Мне опоздать.
    Я, Царь Всевышний,
    Хорош уж тем,
    Что просьбой лишней
    Не надоем.

    3. Трагизм поэтического мира Лермонтова, безысходность одиночества как лейтмотив его творчества. Взаимоотношения поэта и толпы в стихотворениях «Смерть Поэта», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Пророк».
    Вопросы к анализу стихотворения «Смерть поэта» (1837) (по В.Г. Маранцману):
    • В какой последовательности чередуются в стихотворении чувства скорбной тишины и яростного гнева?
    • Почему погиб поэт?
    • С какой целью Лермонтов дописал к стихотворению последние 16 строчек?
    • Почему кровь светской толпы названа «чёрной», а гений Пушкина – «светочем»?
    Вопросы к анализу стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён…» (1840):
    • Что, по вашему мнению, символизирует новогодний маскарад в стихотворении Лермонтова?
    • Какие эпитеты подчёркивают мертвенность и бездушие мелькающих масок?
    • Какая картина противостоит «блеску и суете» высшего света?
    • Почему лирический герой устремляется к старине «вольной, вольной птицей»? Зачем понадобилось здесь удвоение эпитета?
    • С какой целью поэт использует приём контраста?
    • Почему лирический герой жаждет смутить весёлость «людской толпы», бросив ей в глаза дерзкий вызов?
    • Как вы полагаете, какой общественный резонанс вызовет «железный стих, облитый горечью и злостью»?
    4. Путь от «Монолога» к «Думе». Судьба поколения «эпохи безвременья» в произведениях поэта. Сравнительный анализ двух стихотворений.
    5. Метафоричность пейзажных образов, природа как инобытие лирического «я» поэта. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (1841):
    • С какой целью Лермонтов открывает стихотворение пейзажной зарисовкой? Что делает её особенно чарующей?
    • Почему возникает в начале стихотворения дисгармония человека и окружающей его природы?
    • Почему рядом со словом «свобода» оказывается упоминание «покоя»?
    • Как вы полагаете, поэт противится холодному сну могилы или жаждет его? Выражает ли он безысходное отчаяние или преодолевает его?
    • Каков смысл образа зеленеющего дуба в последних строках стихотворения? Можно ли говорить о развитии в творчестве Лермонтова пушкинских традиций?

    Литература:
    1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 1999. – С. 178-192.
    2. Афанасьев В.В. Лермонтов. – М., 1991 (ЖЗЛ)
    3. Лермонтов в воспоминаниях современников.- М., 2005.
    4. Михаил Лермонтов. Pro et contra. – СПб., 2002.
    5. Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 1992. – С. 167-184.
    6. Марченко А. С подорожной по казённой надобности. – М.: Книга, 1984. – 330 с.
    7. Михайлов В. Лермонтов: Один меж небом и землёй. – М.: Молодая гвардия, 2013. – 618 с.
    8. Рез З.Я. Изучение Лермонтова в школе// Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981. – С. 189-192.
    9. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., 2002.
    10. Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта — М.: Знание, 1991. – 256 с.

  • Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Лекция
    Время: 19 нояб. 2021 11:30 AM Москва

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/78827018984?pwd=RHdjcVhEdmZCU1lxT2U3aDFSQVVZZz09

    Идентификатор конференции: 788 2701 8984
    Код доступа: 3yGq0q

  • К практическому занятию 15.11.2021 составить вопросы для анализа одного из стихотворений М.Ю. Лермонтова

  • Будем говорить о творчестве Н.В. Гоголя, можете перечитать произведения, которые изучаются в школе. Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Лекция
    Время: 3 дек. 2021 11:45 AM Москва

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/77410819078?pwd=dW9RUlRYL0xscnpDNHFpckhDVWVSQT09

    Идентификатор конференции: 774 1081 9078
    Код доступа: 8ga4pw

  • 17.12.2021 г.
    ЛЕКЦИЯ 8. «ГРОЗА НАД ГОРОДОМ КАЛИНОВЫМ»: СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО

    1. Поиски Островским самобытности русской национальной литературы в связи с воззрениями славянофилов и последующим философским осмыслением развития русской истории. Изображение жизненного уклада, характера и нравов «ветхозаветного» купечества.
    2. Урок-«путешествие» по городу Калинову. История создания пьесы «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в драме «Гроза». Ответы на вопросы, выясняющие уровень первичного восприятия пьесы обучающимися: какими предстают перед нами обыватели города Калинова? Прав ли Кулигин, утверждая, что нравы здесь «жестокие»? Как вы думаете, способен ли Дикой отдать Борису и его сестре причитающееся им наследство бабушки? и т.д. Творческое сочинение в виде письма из города Калинова от лица одного из действующих лиц пьесы.
    3. «Отчего люди не летают так, как птицы?»: своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное начало в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира. Ответы на вопросы: чем Катерина отличается от других членов семейства Кабановых? Как рассказ о жизни в родительском доме помогает понять глубину трагедии молодой женщины? Почему, несмотря на просьбу жены, Тихон отказывается взять её с собой? Почему Кабаниха считает себя вправе диктовать детям собственную волю? Что ею движет? Как речевая характеристика помогает понять внутренний мир, мечты и устремления Катерины и Кабанихи? Что сближает и что разделяет Катерину и Варвару? Почему Варвара решает помочь Катерине увидеться с Борисом? Почему племянник Дикого, несмотря на предостережения Кудряша, идёт на свидание с Катериной? Перед каким выбором стоит молодая женщина? Почему она боится своей любви к Борису? Случайно ли в сознании Катерины возникает образ вольной птицы? Что он символизирует? Почему героине Островского не удалось найти духовную поддержку ни в Тихоне, ни в Борисе? Почему Кабаниха считает, что Катерина не заслуживает прощения за измену мужу? Почему Борис отказался взять любимую им женщину с собой в Кяхту? Почему Катерина решила покончить жизнь самоубийством? Был ли у неё иной выход?
    4. Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины. Исполнение роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Федотова, Никулина-Косицкая, Тарасова). Ответы на вопросы: почему Тихон подчиняется маменьке? Способен ли он к протесту, и если да, то какие формы приобретает его «бунт»? Почему Варвара решила убежать из родного дома с Кудряшом? Можно ли поведение Кудряша считать своеобразной формой протеста? С какой целью в пьесу Островский вводит Кулигина? Способен ли механик-самоучка на протест против «тёмного царства» и почему? Изменится ли, по вашему мнению, жизнь в городе Калинов после смерти Катерины?
    5. Драматургическое мастерство А.Н. Островского. Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Жанровое своеобразие «Грозы», сочетание в ней драматического, лирического и трагического начал. «Гроза» в оценке русской критики. Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Обучение конспектированию статьи. Сравнительный анализ оценки образа Катерины на Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым (выдержки из статьи «Мотивы русской драмы»).
    6. История постановки «Грозы» на русской и зарубежной сцене. Инсценировки эпизода драмы обучающимися. Обоснование режиссёрского замысла и актёрских интерпретаций ролей. Оформление декораций, афиши, театрального занавеса, создание эскизов костюмов к самостоятельной постановке «Грозы». Музыкальное сопровождение пьесы. Сравнение различных интерпретаций пьесы: экранизация «Грозы» реж. В. Петровым (1934 г.) и Г. Константинопольским (2019 г.); постановки пьесы на сцене Малого театра, театра имени Е. Вахтангова, театра «Современник», Театра Наций и др. Написание рецензии на одну из постановок.

    Литература:
    1. А.Н. Островский на советской сцене. – М., 1974.
    2. Анастасьев А. «Гроза» Островского. – М., 1975.
    3. Журавлёва А.И., Макеев М.С. А.Н. Островский. – М.: МГУ, 1998.
    4. Лакшин В.Я. Театр Островского. – М., 1986.
    5. Лобанов М.П. Островский. – М., 1989.
    6. Медведев В.П. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении. – М., 1971.
    7. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. – М., 1974.
    8. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. – М.,