17.12.2021 г.
ЛЕКЦИЯ 8. «ГРОЗА НАД ГОРОДОМ КАЛИНОВЫМ»: СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО
1. Поиски Островским самобытности русской национальной литературы в связи с воззрениями славянофилов и последующим философским осмыслением развития русской истории. Изображение жизненного уклада, характера и нравов «ветхозаветного» купечества.
2. Урок-«путешествие» по городу Калинову. История создания пьесы «Гроза». Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в драме «Гроза». Ответы на вопросы, выясняющие уровень первичного восприятия пьесы обучающимися: какими предстают перед нами обыватели города Калинова? Прав ли Кулигин, утверждая, что нравы здесь «жестокие»? Как вы думаете, способен ли Дикой отдать Борису и его сестре причитающееся им наследство бабушки? и т.д. Творческое сочинение в виде письма из города Калинова от лица одного из действующих лиц пьесы.
3. «Отчего люди не летают так, как птицы?»: своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное начало в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира. Ответы на вопросы: чем Катерина отличается от других членов семейства Кабановых? Как рассказ о жизни в родительском доме помогает понять глубину трагедии молодой женщины? Почему, несмотря на просьбу жены, Тихон отказывается взять её с собой? Почему Кабаниха считает себя вправе диктовать детям собственную волю? Что ею движет? Как речевая характеристика помогает понять внутренний мир, мечты и устремления Катерины и Кабанихи? Что сближает и что разделяет Катерину и Варвару? Почему Варвара решает помочь Катерине увидеться с Борисом? Почему племянник Дикого, несмотря на предостережения Кудряша, идёт на свидание с Катериной? Перед каким выбором стоит молодая женщина? Почему она боится своей любви к Борису? Случайно ли в сознании Катерины возникает образ вольной птицы? Что он символизирует? Почему героине Островского не удалось найти духовную поддержку ни в Тихоне, ни в Борисе? Почему Кабаниха считает, что Катерина не заслуживает прощения за измену мужу? Почему Борис отказался взять любимую им женщину с собой в Кяхту? Почему Катерина решила покончить жизнь самоубийством? Был ли у неё иной выход?
4. Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины. Исполнение роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Федотова, Никулина-Косицкая, Тарасова). Ответы на вопросы: почему Тихон подчиняется маменьке? Способен ли он к протесту, и если да, то какие формы приобретает его «бунт»? Почему Варвара решила убежать из родного дома с Кудряшом? Можно ли поведение Кудряша считать своеобразной формой протеста? С какой целью в пьесу Островский вводит Кулигина? Способен ли механик-самоучка на протест против «тёмного царства» и почему? Изменится ли, по вашему мнению, жизнь в городе Калинов после смерти Катерины?
5. Драматургическое мастерство А.Н. Островского. Смысл названия и символика пьесы. Мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н. Островского. Углубление понятий о драме как роде литературы. Жанровое своеобразие «Грозы», сочетание в ней драматического, лирического и трагического начал. «Гроза» в оценке русской критики. Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Обучение конспектированию статьи. Сравнительный анализ оценки образа Катерины на Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым (выдержки из статьи «Мотивы русской драмы»).
6. История постановки «Грозы» на русской и зарубежной сцене. Инсценировки эпизода драмы обучающимися. Обоснование режиссёрского замысла и актёрских интерпретаций ролей. Оформление декораций, афиши, театрального занавеса, создание эскизов костюмов к самостоятельной постановке «Грозы». Музыкальное сопровождение пьесы. Сравнение различных интерпретаций пьесы: экранизация «Грозы» реж. В. Петровым (1934 г.) и Г. Константинопольским (2019 г.); постановки пьесы на сцене Малого театра, театра имени Е. Вахтангова, театра «Современник», Театра Наций и др. Написание рецензии на одну из постановок.
Литература:
1. А.Н. Островский на советской сцене. – М., 1974.
2. Анастасьев А. «Гроза» Островского. – М., 1975.
3. Журавлёва А.И., Макеев М.С. А.Н. Островский. – М.: МГУ, 1998.
4. Лакшин В.Я. Театр Островского. – М., 1986.
5. Лобанов М.П. Островский. – М., 1989.
6. Медведев В.П. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении. – М., 1971.
7. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н. Островского. – М., 1974.
8. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. – М.,