4 курс (очное) Проблематика и поэтика русской лирики второй половины XIX века (лаб.) (24 записи)

  • 4 курс (очное) Проблематика и поэтика русской лирики второй половины XIX века (лаб.)

  • Установочное занятие. 09.09 в 17.30

    Тема: ИРЛ
    Время: Это регулярная конференция Начать в любое время

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/75230811992?pwd=NWZYZmt5bFV3eUhwY1dtMGRVblVPZz09

    Идентификатор конференции: 752 3081 1992
    Код доступа: H7rc77

    Зачетное задание:

    Подготовить научную статью по теме спецсеминара, оформленную по требованиям журнала «Стриж»
    Тема формулируется студентом.
    Разрешено делать статью как по литературоведению, так и по методике, но в рамках оговоренного в теме спецсеминара периода.

  • Занятие № 1. Дебаты между представителями «чистого искусства» и «гражданской лирики».

    2 команды. Подготовить для дебатов три аргумента в пользу своего направления. Объем выступления — не более 1,5 минут для каждого аргумента. См. технологию «Дебаты».

  • Занятие № 2. Тема искусства и красоты в лирике Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.А. Фета, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова.

    1. Чтение и анализ стихов:
    Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то,
    что мните вы, природа…».
    А.А. Фет. Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…».

    2. Каждый студент должен отобрать по одному стихотворению Полонского или Майкова (не повторяйтесь), которое максимально ярко представляет тему искусства и красоты. Затем провести его комплексный анализ, письменно (в печатной форме).

  • Занятие № 3. Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого.

    1. Прочитать и проанализировать стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край…», «Меня, во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…»; «Змей Тугарин», «Поток-богатырь», «Садко».

    2. Подготовить электронный комментарий «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (с использованием гипертекста и/или сносок).

  • Занятие № 4. Козьма Прутков: классик, которого не было.

    1. Ознакомиться с биографией Козьмы Пруткова.
    2. Прочитать стихи, афоризмы и др. произведения Пруткова.
    3. Визуализировать одно из его произведений.

  • Занятие № 5. Гражданская лирика Н.А. Некрасова.

    1. Прочитать и проанализировать стихи: «Тройка», «В дороге», «Несжатая полоса», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Есть женщины в русских селеньях…», «Поэт и гражданин», «Железная дорога».

  • Занятие № 6. Любовная лирика Тютчева, Фета, Некрасова.

    1. Прочитать стихотворения Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…», «Я встретил вас и все былое», «О как убийственно мы любим…», А.А. Фета «Ты отстрадала, я еще страдаю…», Н.А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тяжелый крест достался ей на долю…».
    2. Подготовить для каждого стихотворения отдельные графики, где ось абсцисс (х) — время, а ось ординат (у) — сила любовного чувства. Отметить точкой текущее (по тексту стихотворения) состояние любовных отношений.

  • Занятие № 7. Плейкаст по лирике второй половины 19 века.

    1. Выбрать одно стихотворение поэта второй половины 19 века и подготовить плейкаст.
    2. Плейкаст – это прием, направленный на работу с восприятием лирического текста и заключающийся в чтении стихотворения, подкрепленном музыкой и видеорядом, тематически и идейно связанными с текстом, см.:http://lms.vspu.ru/topic/pleykast/ Примеры студенческих плейкастов есть в группе МОЛ_34.

  • Занятие № 7. Кому на Руси жить хорошо?

    1. Прочитать поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
    2. История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы.
    3. Судьба «дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху. Сатирические образы помещиков в поэме. Трагическое и комически-нелепое начало, заложенное в крепостничестве (глава «Последыш»).
    4. «Люди холопского звания» и их изображение в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрёны Тимофеевны, смысл «бабьей притчи».
    5. Тема народного бунта и её отражение в истории Савелия «богатыря святорусского». Народное представление о счастье. Смысл названия поэмы.
    6. Фольклоризм художественной литературы. Смысл фольклорных заимствований и переложений (сказочный зачин, обряды жизненного цикла, сказочные образы и мотивы, загадки, пословицы, поговорки, символика цифр и т.д.). Особенности стиля.

  • Занятие № 8.

    1. Подготовить глог по жизни и творчеству одного из поэтов 2 пол. 19 в. (кроме Тютчева, Фета, Некрасова, А. Толстого).

    Глог — онлайн-презентация в виде плаката, на котором представлена информация разного типа (текст, гипертекст, аудио-, видео-, изображения и т.п.).

  • Занятие № 9. Творчество Я. Полонского.

    1. Прочитать стихи Полонского: Встреча; Последний разговор; Затворница; Ночь; На пути из-за Кавказа; Птичка; Весна; Песня цыганки; Поцелуй; Поэту-гражданину; Муза; Я ль первый отойду из мира в вечность − ты ли…; Когда октава за октавой…; Век; Узница; Гипотеза; Стансы («Не нужны Божьим небесам…»); Ответ; Нищий; Блажен озлобленный поэт; Старик.
    2. Распределить стихотворения между студентами. Подготовить комплексный анализ выбранного стихотворения, объемом не менее 3 страниц.

  • Занятие № 10. Творчество А. Майкова.

    Будет проходить в Zoom.

    1. Прочитать стихи Майкова Аполлона Николаевича (1821-1897): Октава; Сон; Искусство; Сомнение; Анакреон; Весна; «Не отставай от века» − лозунг лживый…; Я.П. Полонскому (1. Твой стих, красой и ароматом…); Мысль поэта; Возвышенная мысль достойной хочет брони…; Мысль поэтическая − нет…; Моему издателю (А.Ф. Марксу); На Чамлиджи; Из бездны Вечности, из глубины Творенья…; «Прочь идеалы!» Грозный клик!..; Катись, катися надо мной Всё просвещающее Время!; Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом!; Нищий; Игры; Древний Рим; Ласточки; Осень; Она еще едва умеет лепетать…; Эти детские глазки…; Не может быть! не может быть!; Из Петрарки; Пустынник; Белые лебеди, вестники светлой Весны, пролетели…; Две судьбы; Три смерти; Кассандра; Два мира.
    2. Распределить стихотворения между студентами. Подготовить комплексный анализ выбранного стихотворения, объемом не менее 3 страниц. Учесть ошибки предыдущих работ!

  • Занятие № 12.

    Подготовить практический пример по теме своей зачетной работы.

  • На 09.02.