4 курс (очное) Постфольклор и современная русская литература (лекции) (Гольденберг А.Х.) (6 записей)

  • Постфольклор и современная русская литература (лекции) (Гольденберг А.Х.)

  • 16 апреля 2020

    Лекция
    Тема: Современная русская проза, ориентированная на традицию народных сказок о животных
    План
    1. О способах взаимодействии сказки с художественной литературой.
    2. Произведения современной русской литературы, апеллирующие к опыту народной сказки о животных. «Северная сказка» Федора Абрамова. Прямое включение текста народной сказки в рассказ Юрия Коваля «Сиротская зима». Гуманистическое начало в сюжетах литературной сказки.
    3. Трансформация сказочной традиции. Поэтика сказок о животных в повести-притче Фазиля Искандера «Кролики и удавы». Социально-философская проблематика повести.
    4. Метаморфозы персонажей в романе Виктора Пелевина «Жизнь насекомых».
    5. Фольклорное и литературное в цикле Людмилы Петрушевской «Дикие животные сказки».

    Литература
    Трыкова О.Ю. Сказка, быличка, страшилка в отечественной прозе последней трети ХХ века: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 / . https://www.worldcat.org/title/skazka-bylichka-strashilka-v-otechestvennoi-proze-poslednei-treti-xx-veka-uchebnoe-posobie/oclc/47006331?tab=details
    Абрамов Ф. Северная сказка // http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00630721224154844101/
    Коваль Ю. Сиротская зима // https://www.rulit.me/books/sirotskaya-zima-read-117388-1.html
    Выгон Н. «Энергия мифа». Философская сказка Ф. Искандера «Кролики и удавы» // Наука и школа. 2012. С. 76-79 / https://cyberleninka.ru/article/n/energiya-mifa-filosofskaya-skazka-f-iskandera-kroliki-i-udavy/viewer
    Генис А. Поле чудес [о романе В. Пелевина «Жизнь насекомых»] // Звезда, 1997. №12 / http://pelevin.nov.ru/stati/o-gen2/1.html.
    Парамонов Борис. Пелевин — муравьиный лев // http://pelevin.nov.ru/stati/o-svob/1.html
    Петрушевская Л. Дикие животные сказки // https://www.e-reading.club/book.php?book=149534
    Мехралиева Г.А. Литературная сказка в творчестве Л.С. Петрушевской. Автореферат дис. .. к.ф. н. Петрозаводск, 2012. // http://cheloveknauka.com/literaturnaya-skazka-v-tvorchestve-l-s-petrushevskoy

    Вопросы для самопроверки

    — В чем сходство и различие сказки Ф. Абрамова с народной сказкой о животных?
    — Какова функция включения текста народной сказки в рассказ Ю. Коваля «Сиротская зима»?
    — Какие фольклорные и литературные традиции определяют философский характер повести Ф. Искандера «Кролики и удавы»?
    — Назовите литературных предшественников романа В.Пелевина «Жизнь насекомых»? Что его связывает с поэтикой сказки?
    — В чем вы видите художественное своеобразие «Диких животных сказок» Л. Петрушевской?
    — Что побуждает современных русских писателей апеллировать к художественной традиции народной сказки о животных?

    Отчетность 16.04.2020 до 23:59 в папке ФЛ-РЛБ-4, Сказки о животных:
    1. Читательский дневник по произведениям, рассмотренным в лекции.
    2. Краткие ответы на вопросы для самопроверки.

    Отчет
    ФЛ-РЛБ-41: https://drive.google.com/drive/folders/1J3gWVu9lS3ZoM46kx9breQgWmKDTohQT
    ФЛ-РЛБ-42: https://drive.google.com/drive/folders/1S7DO2T01y_6ABVtPc5fLTLaUedOfsGqH

  • 30.04.20
    ФЛ-РЛБ-4
    Лекция

    Современная русская литература, контактирующая с традицией волшебной сказки

    1. Художественный арсенал волшебной сказки в «Настоящих сказках» Л. Петрушевской.
    2. Фольклорные и литературные традиции в сказочных циклах Л. Петрушевской «Приключения с волшебниками», «Маленькая волшебница. Кукольный роман».
    3. Авторская интерпретация образов и мотивов волшебной сказки в произведениях В. Белова «Бессмертный Кощей» и В. Шукшина «До третьих петухов».
    4. Комическое начало в стихотворной сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Трансформация сказочных мотивов.
    5. Песни-сказки В. Высоцкого.
    6. Функции сказочных образов в сборнике рассказов Т. Толстой «На золотом крыльце сидели…».
    7. Миф, сказка и реальность в романе Г. Яхиной «Дети мои».

    Литература
    Художественные тексты
    Белов В. Бессмертный Кощей / http://dramateshka.ru/index.php/b/2807-vasiliyj-belov-bessmertnihyj-kotheyj
    Белов В. Видеозапись спектакля по пьесе / https://www.youtube.com/watch?v=PdGsBOniSyU
    Высоцкий В. Песни-сказки / http://worlds.vv.uka.ru/links
    Петрушевская Л. Маленькая волшебница. Кукольный роман / https://www.rulit.me/books/malenkaya-volshebnica-read-144164-1.html
    https://knigogid.ru/books/89534-nastoyaschie-skazki/toread?update_page
    Толстая Татьяна. «На золотом крыльце сидели…» / https://imwerden.de/pdf/tolstaya_na_zolotom_kryltse_sideli_1987__ocr.pdf
    Филатов Л. Про Федота-стрельца / https://frigato.ru/skazki/drugie-avtory/53-pro-fedota-strelca.html
    Читает автор https://www.youtube.com/watch?v=W87FqXB0y_Y
    Шукшин В. До третьих петухов / http://lib.ru/SHUKSHIN/do3pet.txt
    Яхина Г. Дети мои / фрагмент / https://www.litres.ru/guzel-yahina/deti-moi/chitat-onlayn/

    Критическая литература
    Мехралиева Г.А. Литературная сказка в творчестве Л.С. Петрушевской. Автореферат дис. .. к.ф. н. Петрозаводск, 2012. // http://cheloveknauka.com/literaturnaya-skazka-v-tvorchestve-l-s-petrushevskoy
    Монгуш Е.Д. «Кукольный роман» «Маленькая волшебница» Л. Петрушевской: функции и особенности мифотворчества // Научное обозрение Саяно-Алтая № 2 (18) 2017. С. 46-49 // http://www.haknii.ru/files/magazine/Nauchnoe%20obozrenie%202(18)%202017%20g%20Mongush%20E.D..pdf
    Новиков А.Е. Трансформация фольклорных образов в сказке-пьесе В.И. Белова «Бессмертный Кощей» / https://www.booksite.ru/belov/data/novikova.pdf
    Горбушин С., Обухов Е. «До третьих петухов» как исповедь-завещание В. Шукшина // Новый мир. 2018. №5 / http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_5/Content/Publication6_6912/Default.aspx
    Изместьева К.В. Трансформация сказочных мотивов в пьесе Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» // Вестник ТГПУ. 2014. №7 / https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-skazochnyh-motivov-v-piese-l-filatova-pro-fedota-streltsa-udalogo-molodtsa .
    Ду Жун. Фольклоризм прозы Татьяны Толстой. Автореф. дис. …канд. филол. наук. Тамбов, 2009. § 1.1 / http://cheloveknauka.com/folklorizm-prozy-tatyany-tolstoy
    Богданова К.А. Мотивный комплекс прозы Т. Толстой. Дис. …канд. филол. наук. СПб.., 2015. § 1.1. / https://scibook.net/russkaya-literatura-knigi/obraz-detstva-rasskaze-zolotom-kryiltse-sideli-77905.html
    Шафранская Э.Ф. Фольклор как сюжетообразующий концепт в романе Гузели Яхиной «Дети мои» // Палимпсест. 2019. № 2, С. 101-111 / http://www.palimpsest.unn.ru/ru/nomera?anum=8

    Вопросы для самопроверки

    – Как соотносятся фольклорные и литературные традиции в сказках Л. Петрушевской? Какой смысл несет название ее сборника «Настоящие сказки»?
    — В чем заключается сказочность «кукольного романа» Л. Петрушевской «Маленькая волшебница»?
    – Чем отличаютс от фольклорных образы волшебной сказки в пьесе В.И. Белова «Бессмертный Кощей»?
    — Какова функция образа Ивана-дурака в рассказе В Шукшина «До третьих петухов»?
    — Что фольклорного в литературной сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»?
    — Почему исследователи называют песни-сказки В. Высоцкого антисказками? Что их связывает с поэтикой волшебной сказки?

    – Какие элементы сказочной поэтики использует в своих рассказах Т. Толстая?
    — Какой закон волшебной сказки становится сюжетоообразующим в романе Г. Яхиной?

    Формы отчетности
    1. Читательский дневник по произведениям, рассмотренным в лекции.
    2. Краткие ответы на вопросы для самопроверки.

    Сроки отчетности: 30.04.20 до 23.59

    ФЛ-РЛБ-41:
    ФЛ-РЛБ-42:

  • 14.05.20

    Лекция
    Поэтика жанров народной несказочной прозы в современной русской литературе

    1. Жанровые особенности традиционной и современной фольклорной былички.
    2. Поэтика былички в образной структуре повестей В. Распутина «Живи и помни», «Прощание с Матерой».
    3. Функции образов народной демонологии в идейно-художественной структуре повести В. Астафьева «Царь-рыба».
    4. Соотношение традиций былички и сказки в повести Ю. Коваля «Самая легкая лодка в мире».
    5. Сюжеты и образы былички в постмодернистском дискурсе Ю. Мамлеева.
    6. Ремифологизации былички в демонологических романах В. Орлова.
    7. Поэтика анекдота в современной русской прозе (С. Довлатов и др.).

    Литература
    Художественные тексты
    Распутин В. Живи и помни / http://www1.lib.ru/PROZA/RASPUTIN/rasputin_zhivi.txt
    Распутин В. Прощание с Матерой / http://lib.ru/PROZA/RASPUTIN/matera.txt
    Астафьев В. «Царь-рыба» / https://librebook.me/car_ryba/vol1/6
    Мамлеев Ю. Изнанка Гогена / http://rvb.ru/mamleev/01prose/2stories/2centre/01-2-2-02.htm
    Коваль Юрий. Самая легкая лодка в мире / https://avidreaders.ru/read-book/samaya-legkaya-lodka-v-mire.html?p=46#h47
    Орлов В. Альтист Данилов / https://100i1kniga.ru/altist-danilov/
    Довлатов С. Заповедник / / http://www.sergeidovlatov.com/books/zapovednik.html
    Довлатов С. Компромисс / http://www.sergeidovlatov.com/books/compromiss.html

    Научная и критическая литература
    Королева С.Ю. Художественный мифологизм в прозе о деревне 1970-1990 годов. Автореф. дис…канд. филол. наук. Пермь, 2006. Гл. 2 / https://www.dissercat.com/content/khudozhestvennyi-mifologizm-v-proze-o-derevne-1970-90-kh-godov
    Романова Г.И. Сказка и быль в «Царь-рыбе» В. Астафьева // Русская словесность. 2002. № 5.
    С. 25-32. / https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205411952&archive=1206184753&start_from=&ucat=&
    Панова Е.П. Фольклорные традиции в прозе Ю. Коваля (на материале повести «Самая легкая лодка в мире») // Известия ВГПУ. 2015. № 2 (97). С. 155-158. / https://cyberleninka.ru/article/n/folklornye-traditsii-v-proze-yu-kovalya-na-materiale-povesti-samaya-legkaya-lodka-v-mire
    Костюков Леонид. Форма пустоты (Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена) // Знамя. 2003. №3 / http://magazines.russ.ru/znamia/2003/3/kost.html
    Сафрон Е.А. Жанровое своеобразие романа В.В. Орлова «Альтист Данилов» // Вестник Воронежского госун-та. Филология. Журналистика. 2017. №1. С. 57-62 / http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2017/01/2017-01-14.pdf
    Орлова Н.А. Фольклор в смеховом нарративе С. Довлатова // Она же. Поэтика комического в прозе С. Довлатова: семиотические механизмы и фольклорная парадигма. Автореф. дис… канд. филол. наук. Майкоп, 2010. Гл. 2 // http://cheloveknauka.com/poetika-komicheskogo-v-proze-s-dovlatova-semioticheskie-mehanizmy-i-folklornaya-paradigma
    Курганов Ефим. Сергей Довлатов и линия анедота в русской прозе // Слово Word, 2009. № 62 / https://philologist.livejournal.com/9962567.html
    Генис А. Пушкин у Довлатова // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Спб, 1999. С. 187-196 / http://www.sergeydovlatov.ru/index.php?cnt=7&sub=1

    Вопросы для самопроверки

    — В чем отличие современной былички от традиционной?
    — Какие особенности народной мифологической прозы нашли отражение в поэтике повестей В. Распутина и В. Астафьева?
    — Как соотносятся в повести Ю. Коваля жанровые черты сказки и былички?
    — Можно ли говорить о рассказе Ю. Мамлеева как о современной модификации былички?
    — В чем проявляется ремифологизация образов народной демонологии в поэтике романа В. Орлова «Альтист Данилов»?
    — Какова роль поэтики анекдота в прозе С. Довлатова?

    Формы отчетности
    1. Читательский дневник по произведениям, рассмотренным в лекции.
    2. Краткие ответы на вопросы для самопроверки.

    Сроки отчетности: 14.05.20 до 23.59
    ФЛ- РЛБ-52: https://drive.google.com/drive/folders/1WwgOJG1boQBTJ5IjsZff89xOfVsGSNPY
    ФЛ-РЛБ-51:

  • 28.05.20
    Читательская конференция

    Фольклор как сюжетообразующий концепт в романе Гузели Яхиной «Дети мои»

    Вопросы для обсуждения

    1. Творческая биография Гузель Яхиной. Феномен ее литературного успеха.
    2. Фольклор в сюжете и композиции романа «Дети мои». Доклады студентов и их обсуждение.
    Ч. 1. Жена.
    — Образ жизни шульмейстера Баха и его тайная страсть.
    — Уроки с Кларой Гримм. Фольклор в его рассказах о колонии Гнаденталь и ее обитателях.
    — Бегство Клары и ее возвращение на хутор. Что поет и рассказывает Клара Баху?
    — Народный календарь Баха как отражение исторических перемен..
    — Сталин у постели умирающего Ленина. Миф и история в образах вождей.
    Ч. 2. Дочь.
    — Смерть Клары во время родов. Дочь Анче. Немота Баха.
    — Фольклор как плата за молоко для дочери. Фольклорный репертуар Баха.
    Три ключевых мифа германских колонистов.
    — Сказка о Деве-узнице как претекст сюжета романа.
    — Чем отличаются письменные сказочные тексты Баха от фольклорных первоисточников?
    Ч. 3. Ученик.
    — Комиссар Гофман как советский фольклорист.
    — Сто сказок Баха. Гофман как редактор и соавтор.
    — Сказки Баха как магические тексты. Закон «сказано-сделано: из сказки в реальность.
    — Сталин в республике немцев Поволжья. Мифологические и литературные параллели.
    — Восстание колонистов и смерть Гофмана.
    Ч. 4. Сын.
    — Васька-приблудыш как носитель блатного фольклора.
    — Васька как учитель Анче. Методика обучения речи. Васька и музыка.
    — Жизнь втроем. Новые робинзоны.
    — Прощание Баха с детьми.
    — Сталин и Гитлер. Мифологическая и политическая символика сцены бильярдной игры.-
    Ч. 5 Дети.
    — Спектакль в интернате по сказке Баха о Деве-узнице.
    — Превращение хуторского дома Баха.
    — Сталин на черноморской даче. Отчет о немецкой операции. Символика сцены с убийством собак.
    — Бах на дне Волги, Свидание с мертвецами. Волга как основной мифопоэтический образ романа.
    Эпилог. Можно ли, несмотря на его документальный характер, соотнести его со сказкой?

    3. Полярные мнения о книге литературных критиков и литературоведов. Обзор. Ваше отношение к ним.
    4. Фольклорные и литературные традиции в жанровой структуре романа. Поэтика кино в стиле его автора.

    Литература
    Яхина Г. Дети мои / https://www.litres.ru/guzel-yahina/deti-moi/chitat-onlayn/

    Шафранская Э.Ф. Фольклор как сюжетообразующий концепт в романе Гузели Яхиной «Дети мои» // Палимпсест. 2019. № 2, С. 101-111 / http://www.palimpsest.unn.ru/ru/nomera?anum=8
    Багратион-Мухранели И.Л. Трансформация классического немецкого фольклора в романе Гузели Яхиной «Дети мои» // Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX-XX вв. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2019. С. 327-333 /
    file:///C:/Users/АХ/Downloads/Яхина.%20Дети%20мои/Багратион_Муханели%20Немецкий%20фольклор.pdf
    Иванова И.Н. Локус Волги в романе Г. Яхиной «Дети мои»: от геопоэтики к мифопоэтике // Восток-Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А.Х. Гольденберга / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019. – С. 210-214 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/01/VOSTOK-ZAPAD-2019-1.pdf
    Павлова Н.И. Поэтика визуальности в романе Г. Яхиной «Дети мои»: К вопросу о феномене литературного успеха // Культура и текст. 2018, № 3(34) С. 52-66 / https://uni-altai.ru/ct/kultura-i-tekst-2018-3-34
    Видеоматериал
    Гузель Яхина. Линия жизни / https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20872/episode_id/2257737/video_id/2289459/

    Правила проведения
    читательской конференции

    Модератор конференции должен направлять процесс обсуждения
    Следует помнить следующие правила:
    1. Все участники имеют равные права и обязанности.
    2. Задача выступающего – показать художественные и нравственные достоинства книги, либо ее недостатки.
    3. Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Плохих книг нет, есть «не мои» книги.
    4. Спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов.
    5. Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать.
    6. Помни, что лучшим доказательством являются примеры из текста романа.
    7. Выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации критиков и литературоведов.
    8. Заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй собственные выводы.

    Групповые задания
    Студенты выбирают модератора конференции и разбиваются на команды. Каждая из них готовит два доклада с презентацией. По 1, 3, 4 вопросу — по одному докладу.
    Письменное индивидуальное задание
    Написать рецензию на роман, выражающую свое отношение к нему.
    Сроки отчетности по докладам и рецензиям: 28.05.20 до 23.59

    ФЛ-РЛБ-41
    https://drive.google.com/drive/folders/1elNjNXDtliyUtNLtduMQBTb3icqnmscy
    ФЛ-РЛБ-42
    https://drive.google.com/drive/folders/1O7jwuRfHQjeXCDrNM-MifzTOJ4rkxmyw

  • 11.06.20
    Лекция

    Материалы дисциплины «Постфольклор и современная русская литература» в процессе школьного преподавания литературы

    1. Практическая значимость материалов дисциплины «Постфольклор и современная русская литература» в процессе школьного преподавания современной русской литературы.
    2. Внедрение эффективных образовательных технологий в практику школьного преподавания современной русской литературы.
    3. Кейс-технология. Рекомендуемая тематика кейсов:
    – «Настоящие сказки» Л. Петрушевской и новые жанры городского фольклора.
    – «Песни восточных славян» Л. Петрушевской и поэтика городских быличек.
    – Сборник В. Сорокина «Пир» и фольклорные «страшные истории».
    – Фольклорные сюжеты и образы в драматургии Нины Садур.
    – Традиции современного детского фольклора в прозе Т. Толстой.
    – «Сюр в пролетарском районе» В. Маканина как реализация фольклорного сюжета.
    – Фольклор современного города в поэзии Д. Пригова.
    – Поэтика анекдота в прозе С. Довлатова.
    – Традиции современного школьного фольклора в поэзии Г. Остера.
    – Современная детская поэзия и фольклор.
    – Поэтика современного фольклора в прозе В. Пелевина.
    – Сетевая словесность как явление постфольклора.

    4. Проектная деятельность обучающихся. Рекомендательный список индивидуальных и групповых исследовательских проектов:
    1. Жанры современного городского фольклора в русской постмодернистской прозе.
    2. Поэтика страшилок и садистских стишков в поэзии постмодерна.
    3. Традиции современного детского фольклора в творчестве Э. Успенского.
    4. Фольклорный образ страшной руки в современной постмодернистской литературе.
    5. Садистские стишки как архетип поэтики В. Сорокина.
    6. Современные былички в «Случаях» Л. Петрушевской.
    7. Поэтика анекдота в прозе С. Довлатова.
    8. Поэтика кино в романе Г. Яхиной «Дети мои».
    9. Трансформация фольлорных традиций в поэзии В. Высоцкого.
    10. Постфольклорные жанры иронической поэзии в сетературе.

    Материалы лекции носят рекомендательный характер и призваны оказать студентам методическую помощь в их будущей профессиональной деятельности.