28.05.20
Читательская конференция
Фольклор как сюжетообразующий концепт в романе Гузели Яхиной «Дети мои»
Вопросы для обсуждения
1. Творческая биография Гузель Яхиной. Феномен ее литературного успеха.
2. Фольклор в сюжете и композиции романа «Дети мои». Доклады студентов и их обсуждение.
Ч. 1. Жена.
— Образ жизни шульмейстера Баха и его тайная страсть.
— Уроки с Кларой Гримм. Фольклор в его рассказах о колонии Гнаденталь и ее обитателях.
— Бегство Клары и ее возвращение на хутор. Что поет и рассказывает Клара Баху?
— Народный календарь Баха как отражение исторических перемен..
— Сталин у постели умирающего Ленина. Миф и история в образах вождей.
Ч. 2. Дочь.
— Смерть Клары во время родов. Дочь Анче. Немота Баха.
— Фольклор как плата за молоко для дочери. Фольклорный репертуар Баха.
Три ключевых мифа германских колонистов.
— Сказка о Деве-узнице как претекст сюжета романа.
— Чем отличаются письменные сказочные тексты Баха от фольклорных первоисточников?
Ч. 3. Ученик.
— Комиссар Гофман как советский фольклорист.
— Сто сказок Баха. Гофман как редактор и соавтор.
— Сказки Баха как магические тексты. Закон «сказано-сделано: из сказки в реальность.
— Сталин в республике немцев Поволжья. Мифологические и литературные параллели.
— Восстание колонистов и смерть Гофмана.
Ч. 4. Сын.
— Васька-приблудыш как носитель блатного фольклора.
— Васька как учитель Анче. Методика обучения речи. Васька и музыка.
— Жизнь втроем. Новые робинзоны.
— Прощание Баха с детьми.
— Сталин и Гитлер. Мифологическая и политическая символика сцены бильярдной игры.-
Ч. 5 Дети.
— Спектакль в интернате по сказке Баха о Деве-узнице.
— Превращение хуторского дома Баха.
— Сталин на черноморской даче. Отчет о немецкой операции. Символика сцены с убийством собак.
— Бах на дне Волги, Свидание с мертвецами. Волга как основной мифопоэтический образ романа.
Эпилог. Можно ли, несмотря на его документальный характер, соотнести его со сказкой?
3. Полярные мнения о книге литературных критиков и литературоведов. Обзор. Ваше отношение к ним.
4. Фольклорные и литературные традиции в жанровой структуре романа. Поэтика кино в стиле его автора.
Литература
Яхина Г. Дети мои / https://www.litres.ru/guzel-yahina/deti-moi/chitat-onlayn/
Шафранская Э.Ф. Фольклор как сюжетообразующий концепт в романе Гузели Яхиной «Дети мои» // Палимпсест. 2019. № 2, С. 101-111 / http://www.palimpsest.unn.ru/ru/nomera?anum=8
Багратион-Мухранели И.Л. Трансформация классического немецкого фольклора в романе Гузели Яхиной «Дети мои» // Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX-XX вв. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2019. С. 327-333 /
file:///C:/Users/АХ/Downloads/Яхина.%20Дети%20мои/Багратион_Муханели%20Немецкий%20фольклор.pdf
Иванова И.Н. Локус Волги в романе Г. Яхиной «Дети мои»: от геопоэтики к мифопоэтике // Восток-Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А.Х. Гольденберга / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019. – С. 210-214 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/01/VOSTOK-ZAPAD-2019-1.pdf
Павлова Н.И. Поэтика визуальности в романе Г. Яхиной «Дети мои»: К вопросу о феномене литературного успеха // Культура и текст. 2018, № 3(34) С. 52-66 / https://uni-altai.ru/ct/kultura-i-tekst-2018-3-34
Видеоматериал
Гузель Яхина. Линия жизни / https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20872/episode_id/2257737/video_id/2289459/
Правила проведения
читательской конференции
Модератор конференции должен направлять процесс обсуждения
Следует помнить следующие правила:
1. Все участники имеют равные права и обязанности.
2. Задача выступающего – показать художественные и нравственные достоинства книги, либо ее недостатки.
3. Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Плохих книг нет, есть «не мои» книги.
4. Спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов.
5. Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать.
6. Помни, что лучшим доказательством являются примеры из текста романа.
7. Выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации критиков и литературоведов.
8. Заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй собственные выводы.
Групповые задания
Студенты выбирают модератора конференции и разбиваются на команды. Каждая из них готовит два доклада с презентацией. По 1, 3, 4 вопросу — по одному докладу.
Письменное индивидуальное задание
Написать рецензию на роман, выражающую свое отношение к нему.
Сроки отчетности по докладам и рецензиям: 28.05.20 до 23.59
ФЛ-РЛБ-41
https://drive.google.com/drive/folders/1elNjNXDtliyUtNLtduMQBTb3icqnmscy
ФЛ-РЛБ-42
https://drive.google.com/drive/folders/1O7jwuRfHQjeXCDrNM-MifzTOJ4rkxmyw