4 курс (очное) Постфольклор и современная русская литература (Гольденберг А.Х.) (15 записей)

  • 4 курс (очное) Постфольклор и современная русская литература (Гольденберг А.Х.)

  • 10.02.22
    Лекция 1

    Современная русская литература и фольклор: способы взаимодействия

    План

    1. Взаимодействие фольклора и литературы как научная проблема.
    2. Особенности литературно-фольклорных отношений в русской литературе Средневековья и Нового времени.
    3. О типах фольклорных заимствований в современной русской литературе.

    Материалы к лекции
    Трыкова О.Ю. Отечественная проза последней трети XX века: Жанровое взаимодействие с фольклором. Дис. … д-ра филол.наук. М., 1999. Заключение дисертации.
    / https://www.dissercat.com/content/otechestvennaya-proza-poslednei-treti-xx-veka-zhanrovoe-vzaimodeistvie-s-folklorom

    Петренко С.Н. Жанровые модели постфольклора в русской постмодернистской литературе последней четверти ХХ – начала ХХI века. Дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2017. Введение. С. 4-16 / http://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_petrenko_s.n..pdf

    Трыкова О.Ю. О классификации способов взаимодействия художественной литературы XX века с фольклором // Вестник ЯГПУ /http://vestnik.yspu.org/releases/doskolnoe_obrazovanie/1_5/

    Трыкова О.Ю. Сказка, быличка, страшилка в отечественной прозе последней трети ХХ века: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 / . https://www.worldcat.org/title/skazka-bylichka-strashilka-v-otechestvennoi-proze-poslednei-treti-xx-veka-uchebnoe-posobie/oclc/47006331?tab=details

    Взаимодействие и взаимовлияние русской литературы и фольклора. Реферат // https://otherreferats.allbest.ru/literature/00012470_0.html

    Медриш Д.Н. Фольклорные вкрапления в литературном тексте // Он же. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980. Гл. 3. С. 122-146. / PDF со страницами: https://www.booksite.ru/fulltext/medrish/index.htm
    Текст без указания страниц: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9C/medrish-d-n/literatura-i-foljklornaya-tradiciya-voprosi-poetiki

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us05web.zoom.us/j/84947348599?pwd=eDh5Q1d6NVROQitGejM3SjJabVBVUT09
    Идентификатор конференции: 849 4734 8599
    Код доступа: wXan7d

  • 18.02.22
    Лекция 2. Современная русская проза, ориентированная на поэтику народной сказки о животных
    План
    1. О способах взаимодействии сказки с художественной литературой.
    2. Произведения современной русской литературы, апеллирующие к опыту народной сказки о животных. «Северная сказка» Ф. Абрамова.
    3. Прямое включение текста народной сказки в рассказ Ю. Коваля «Сиротская зима». Гуманистическое начало в сюжетах литературной сказки.
    4. Трансформация сказочной традиции. Поэтика сказок о животных в повести-притче Ф. Искандера «Кролики и удавы».
    5. Социально-философская проблематика повести. Метаморфозы персонажей в романе В. Пелевина «Жизнь насекомых».
    6. Фольклорное и литературное в цикле Л. Петрушевской «Дикие животные сказки».

    Художественные тексты
    Абрамов Ф. Северная сказка // http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00630721224154844101/
    Коваль Ю. Сиротская зима // https://www.rulit.me/books/sirotskaya-zima-read-117388-1.html
    Искандер Ф. Кролики и удавы // http://lib.ru/FISKANDER/kroliki.txt
    Пелевин Виктор / http://pelevin.nov.ru/romans/pe-jisn/15.html
    Петрушевская Л. Дикие животные сказки // https://www.e-reading.club/book.php?book=149534

    Научная и критическая литература
    Трыкова О.Ю. Сказка, быличка, страшилка в отечественной прозе последней трети ХХ века: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 / . https://www.worldcat.org/title/skazka-bylichka-strashilka-v-otechestvennoi-proze-poslednei-treti-xx-veka-uchebnoe-posobie/oclc/47006331?tab=details
    Трыкова О.Ю. Отечественная проза последней трети XX века: Жанровое взаимодействие с фольклором. Дис. … д-ра филол.наук. М., 1999. Заключение диссертации. / https://www.dissercat.com/content/otechestvennaya-proza-poslednei-treti-xx-veka-zhanrovoe-vzaimodeistvie-s-folklorom
    Цикушева И.В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) // Вестник Адыгейского госуниверситета. 2008. №2 / http://vestnik.adygnet.ru/files/2008.2/650/Tsikusheva2008_2.pdf
    Выгон Н. «Энергия мифа». Философская сказка Ф. Искандера «Кролики и удавы» // Наука и школа. 2012. С. 76-79 / https://cyberleninka.ru/article/n/energiya-mifa-filosofskaya-skazka-f-iskandera-kroliki-i-udavy/viewer
    Генис А. Поле чудес [о романе В. Пелевина «Жизнь насекомых»] // Звезда, 1997. №12 / http://pelevin.nov.ru/stati/o-gen2/1.html.
    Парамонов Борис. Пелевин — муравьиный лев // http://pelevin.nov.ru/stati/o-svob/1.html
    Павленко А.П. Мир под маской гротеска в романе В. Пелевина «Жизнь насекомых» (2011) / http://old.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2011/VIII/uch_2011_VIII_00029.pdf
    Мехралиева Г.А. Литературная сказка в творчестве Л.С. Петрушевской. Автореферат дис. .. к.ф. н. Петрозаводск, 2012. // http://cheloveknauka.com/literaturnaya-skazka-v-tvorchestve-l-s-petrushevskoy

    Вопросы для самопроверки
    — В чем сходство и различие сказки Ф. Абрамова с народной сказкой о животных?
    — Какова функция включения текста народной сказки в рассказ Ю. Коваля «Сиротская зима»?
    — Какие фольклорные и литературные традиции определяют философский характер повести Ф. Искандера «Кролики и удавы»?
    — Назовите литературных предшественников романа В.Пелевина «Жизнь насекомых»? Что его связывает с поэтикой сказки?
    — В чем вы видите художественное своеобразие «Диких животных сказок»
    Л. Петрушевской?
    — Что побуждает современных русских писателей апеллировать к художественной традиции народной сказки о животных

    Отчетность 20.02.2022 до 23:59 на гугл-диске в папке ФЛ-РЛБ-4, Сказки о животных:
    1. Читательский дневник по произведениям, рассмотренным в лекции.
    2. Краткие ответы на вопросы для самопроверки.

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us05web.zoom.us/j/84947348599?pwd=eDh5Q1d6NVROQitGejM3SjJabVBVUT09
    Идентификатор конференции: 849 4734 8599
    Код доступа: wXan7d

  • 7-8.04.22
    Семинар 2
    Фольклорные традиции в прозе Ю. Мамлеева

    Вопросы для обсуждения

    1. Жизнь и творчество Юрия Мамлеева.
    2. Цикл «Русские сказки» (Народно-мифологические рассказы). Жанровый состав произведений цикла. (доклад)
    3. Трансформация традиционных сказочных образов в сказке «Ерема-дурак и смерть».
    4. Мотивы и образы быличек в сказке «Ерема-дурак и смерть».
    5. Что сказочного в рассказе-легенде «Сон в лесу»?
    6. Упырь (вампир) как персонаж народной демонологии (доклад с презентацией).
    7. Трансформация сюжетов быличек об упырях (вампирах) в рассказе Ю. Мамлеева «Изнанка Гогена». Чем отличается главный герой рассказа от фольклорного образа вампира? Почему бессилен перед отцом-вампиром сын-математик?
    8. Жизнь и творчество Поля Гогена. Таитянский цикл (доклад с презентацией).
    9. Какой смысл несет название рассказа? (дискуссия в форме 3-4 мини-докладов или эссе).

    Литература
    Художественные тексты
    Мамлеев Юрий. Ерема-дурак и смерть. Сон в лесу.
    Мамлеев Юрий. Изнанка Гогена // http://rvb.ru/mamleev/01prose/2stories/2centre/01-2-2-02.htm
    Мамлеев Юрий. Вечный дом. Повесть и рассказы. М.: Худ.лит., 1991.

    Научная и критическая литература
    Основная
    Левкиевская Е.Е. Вампир // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002. – тезисный план
    Дещенко М.Г. Образ главного героя как отражение авторской позиции в литературной сказке
    Юрия Мамлеева «Ерема-дурак и смерть» // Вопросы русской литературы. 2014. № 29(86). С. 115-125 / https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-glavnogo-geroya-kak-otrazhenie-avtorskoy-pozitsii-v-literaturnoy-skazke-yuriya-mamleeva-erema-durak-i-smert/pdf — тезисы

    Костюков Леонид. Форма пустоты (Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена) // Знамя. 2003. №3 / http://magazines.russ.ru/znamia/2003/3/kost.html

    Якунина О.В. Мотив пения, пляски и хохота: элементы карнавальной эстетики в малой прозе Ю. Мамлеева // Гуманитарные исследования. – Астрахань, 2009. №1 (29). – С. 174-180. / http://elibrary.ru/item.asp?id=12966922 — резюме статьи

    Дополнительная
    Колмыкова С.С. Специфика авторской интерпретации традиционного «двоемирия» в позднем творчестве Ю. Мамлеева (на материале рассказов писателя) // Вестник Челябинского госпедуниверситета. 2012. №8 / http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-avtorskoy-interpretatsii-traditsionnogo-dvoemiriya-v-pozdnem-tvorchestve-yu-mamleeva-na-materiale-rasskazov-pisatelya

    Нефагина Г.Л. Метафизика бытия в творчестве Ю. Мамлеева // Материалы Международной научно-практической конференции «Современная русская литература: проблемы изучения и преподавания» / Пермский государственный педагогический университет. Пермь : Изд-во ПГПУ, 2005. / URL: http://www.pspu.ru

    Письменные задания
    1-2 по выбору студента, 3 — каждому.
    1. Сопоставить одну из сказок Ю. Мамлеева с сюжетами народных сказок из сборника «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева». М.: Наука, 1984-1985.
    2. Сравнить образ главного героя рассказа Ю. Мамлеева «Изнанка Гогена» с вампиром как персонажем народной демонологии (на основе статьи Е.Е. Левкиевской «Вампир» из энциклопедического словаря «Славянская мифология». М., 2002).
    3. Написать эссе на тему «Как я понимаю смысл названия рассказа Ю. Мамлеева Изнанка Гогена».

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us05web.zoom.us/j/84947348599?pwd=eDh5Q1d6NVROQitGejM3SjJabVBVUT09
    Идентификатор конференции: 849 4734 8599
    Код доступа: wXan7d

  • 1.04. 22
    Лекция 3. Современная русская литература, контактирующая с традицией волшебной сказки

    1. Художественный арсенал волшебной сказки в циклах Л. Петрушевской «Приключения с волшебниками», «Королевские приключения», «Приключения людей», «Приключения Барби», «кукольном романе» «Маленькая волшебница».
    2. Принципы циклизации сказок в «Книге приключений». «Сказки для детей и взрослых» Л. Петрушевской как явление постмодернистской литературы.
    3. Авторская интерпретация образов и мотивов волшебной сказки в произведениях В. Белова «Бессмертный Кощей» и В. Шукшина «До третьих петухов».
    4. Фольклорное и литературное начало в стихотворной сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Трансформация сказочных мотивов.
    5. Демифологизация сказки в песенной поэзии В.С. Высоцкого. Песни-сказки В. Высоцкого в контексте фольклорной и литературной традиции.
    6. Функции сказочных образов в сборнике рассказов Т. Толстой «На золотом крыльце сидели…».
    7. Миф, сказка и реальность в романе Г. Яхиной «Дети мои».

    Литература
    Художественные тексты
    Белов В. Бессмертный Кощей / http://dramateshka.ru/index.php/b/2807-vasiliyj-belov-bessmertnihyj-kotheyj
    Белов В. Видеозапись спектакля по пьесе / https://www.youtube.com/watch?v=PdGsBOniSyU
    Высоцкий В. Песни-сказки / http://worlds.vv.uka.ru/links
    Петрушевская Л. Маленькая волшебница. Кукольный роман / https://www.rulit.me/books/malenkaya-volshebnica-read-144164-1.html
    https://knigogid.ru/books/89534-nastoyaschie-skazki/toread?update_page
    Толстая Татьяна. «На золотом крыльце сидели…» / https://imwerden.de/pdf/tolstaya_na_zolotom_kryltse_sideli_1987__ocr.pdf
    Филатов Л. Про Федота-стрельца / https://frigato.ru/skazki/drugie-avtory/53-pro-fedota-strelca.html
    Читает автор https://www.youtube.com/watch?v=W87FqXB0y_Y
    Шукшин В. До третьих петухов / http://lib.ru/SHUKSHIN/do3pet.txt
    Яхина Г. Дети мои / фрагмент / https://www.litres.ru/guzel-yahina/deti-moi/chitat-onlayn/

    Научная и критическая литература
    Мехралиева Г.А. Литературная сказка в творчестве Л.С. Петрушевской. Автореферат дис. .. к.ф. н. Петрозаводск, 2012. // http://cheloveknauka.com/literaturnaya-skazka-v-tvorchestve-l-s-petrushevskoy
    Монгуш Е.Д. «Кукольный роман» «Маленькая волшебница» Л. Петрушевской: функции и особенности мифотворчества // Научное обозрение Саяно-Алтая № 2 (18) 2017. С. 46-49 // http://www.haknii.ru/files/magazine/Nauchnoe%20obozrenie%202(18)%202017%20g%20Mongush%20E.D..pdf
    Новиков А.Е. Трансформация фольклорных образов в сказке-пьесе В.И. Белова «Бессмертный Кощей» / https://www.booksite.ru/belov/data/novikova.pdf
    Горбушин С., Обухов Е. «До третьих петухов» как исповедь-завещание В. Шукшина // Новый мир. 2018. №5 / http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2018_5/Content/Publication6_6912/Default.aspx
    Изместьева К.В. Трансформация сказочных мотивов в пьесе Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» // Вестник ТГПУ. 2014. №7 / https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-skazochnyh-motivov-v-piese-l-filatova-pro-fedota-streltsa-udalogo-molodtsa .
    Ду Жун. Фольклоризм прозы Татьяны Толстой. Автореф. дис. …канд. филол. наук. Тамбов, 2009. § 1.1 / http://cheloveknauka.com/folklorizm-prozy-tatyany-tolstoy
    Богданова К.А. Мотивный комплекс прозы Т. Толстой. Дис. …канд. филол. наук. СПб.., 2015. § 1.1. / https://scibook.net/russkaya-literatura-knigi/obraz-detstva-rasskaze-zolotom-kryiltse-sideli-77905.html
    Евтюгина А.А. «Читайте простонародные сказки…» // Мир Высоцкого Вып. 2. С. 244-257 // http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/evtyugina-chitajte-prostonarodnye-skazki.htm
    Шафранская Э.Ф. Фольклор как сюжетообразующий концепт в романе Гузели Яхиной «Дети мои» // Палимпсест. 2019. № 2, С. 101-111 / http://www.palimpsest.unn.ru/ru/nomera?anum=8

    Задание

    Вопросы для самопроверки

    — Как соотносятся фольклорные и литературные традиции в сказках Л. Петрушевской? Какой смысл несет название ее сборника «Настоящие сказки»?
    — В чем заключается сказочность «кукольного романа» Л. Петрушевской «Маленькая волшебница»?
    — Чем отличаютс от фольклорных образы волшебной сказки в пьесе В.И. Белова «Бессмертный Кощей»?
    — Какова функция образа Ивана-дурака в рассказе В Шукшина «До третьих петухов»?
    — Что фольклорного в литературной сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца»?
    — Почему исследователи называют песни-сказки В. Высоцкого антисказками? Что их связывает с поэтикой волшебной сказки?
    — Какие элементы сказочной поэтики использует в своих рассказах Т. Толстая?
    — Какой закон волшебной сказки становится сюжетообразующим в романе Г. Яхиной?

    Формы отчетности
    1. Читательский дневник по произведениям, рассмотренным в лекции.
    2. Краткие письменные ответы на вопросы для самопроверки.

    Сроки отчетности
    Старостам групп собрать выполненные задания, проверить единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, Лекция 3), разместить их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-41 /42, Лекция 3) и прислать мне ссылку на адрес: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 3 апреля 2022.

  • 21/22.04.22

    Семинар 3
    Жанровые традиции анекдота в прозе С. Довлатова

    Вопросы для обсуждения

    1. Жизнь и литературная судьба С. Довлатова.
    2. Повесть «Компромисс» и ее место в творческой биографии С. Довлатова. Принцип циклизации в художественной структуре повести.
    3. Фольклор в смеховом нарративе повести «Компромисс». Поэтика анекдота в структуре повествования. Роль фольклорных превращений.
    4. Типология персонажей повести «Компромисс». Образ автора как рассказчика и героя.
    5. Повесть «Заповедник» и ее место в творческой биографии С. Довлатова.
    6. Музейный фольклор в повести «Заповедник». Миф о Пушкине в художественной структуре повести. Пушкинские аллюзии в судьбе главного героя повести и ее тексте.
    7. «Механизмы юмора» в изображении персонажей повести. Юмор Довлатова как «инверсия жизни» и «улыбка разума».
    8. Проза С. Довлатова в кино и на сцене.

    Литература
    Художественные тексты
    Тексты писателя размещены на сайте: Сергей Довлатов. Литература // http://www.sergeidovlatov.com/litera.html
    Довлатов С. Заповедник / http://www.sergeidovlatov.com/books/zapovednik.html
    Довлатов С. Компромисс / http://www.sergeidovlatov.com/books/compromiss.html
    Ловлатов С. Записные книжки // http://www.sergeidovlatov.com/litera.html
    Довлатов С. Собрание прозы в трех томах. СПб., 1993.
    Малоизвестный Довлатов. СПб., 1995.
    Научная литература
    Монографии
    Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 2017.
    Сальмон Л. Механизмы юмора. О творчестве Сергея Довлатова. М.,2008 / https://www.academia.edu/30160506
    Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб., 1997./ http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=VOTCh0vIfD0%3D&tabid=1058 или https://www.rulit.me/books/anekdot-kak-zhanr-read-289816-19.html
    Статьи и диссертации
    Орлова Н.А. Фольклор в смеховом нарративе С. Довлатова // Она же. Поэтика комического в прозе С. Довлатова: семиотические механизмы и фольклорная парадигма. Автореф. дис… канд. филол. наук. Майкоп, 2010. Глава 2 (тезисный план) // http://cheloveknauka.com/poetika-komicheskogo-v-proze-s-dovlatova-semioticheskie-mehanizmy-i-folklornaya-paradigma
    Орлова Н.А. Архетипический мотив превращения в прозе С. Давлатова // Вестник Адыгейского ун-та, 2010 / https://cyberleninka.ru/article/n/arhetipicheskiy-motiv-prevrascheniya-v-proze-s-dovlatova
    Курганов Ефим. Сергей Довлатов и линия анедота в русской прозе // Слово Word, 2009. № 62 (тезисы) // https://philologist.livejournal.com/9962567.html
    Генис А. Пушкин у Довлатова // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Спб, 1999. С. 187-196 (тезисный план) / http://www.sergeydovlatov.ru/index.php?cnt=7&sub=1
    Воронцова-Маралина А.А. Анекдот как инвариант фрагмента и микроэлемент художественной структуры в прозе С. Довлатова // Воронцова-Маралина А.А. Проза Сергея Довлатова: поэтика цикла. Автореф. дис… канд. филол. наук. М., 2004. Параграф 2.3 //  http://cheloveknauka.com/proza-sergeya-dovlatova-poetika-tsikla#ixzz5fm5gNgho

    Индивидуальные письменные задания
    Составить тематические планы повестей «Компромисс» и «Заповедник» для читательского дневника

    Групповые задания
    — Доклады с презентацией по вопросам плана (блог, буктрейлеры, буклеты и др. формы).
    — Драматизация текста. Инсценировки в составе микрогрупп отдельных эпизодов повестей «Компромисс» и «Заповедник» (по выбору), представляющие две точки зрения на одни и те же события: серьезную официальную и смеховую анекдотическую.

  • 15.04.22

    Лекция 4. Жанровые традиции народной несказочной прозы в современной русской литературе

    Жанровые особенности традиционной и современной фольклорной былички.
    Поэтика былички в образной структуре повестей В. Распутина «Живи и помни», «Прощание с Матерой».
    Функции образов народной демонологии в идейно-художественной структуре повести В. Астафьева «Царь-рыба».
    Соотношение традиций былички и сказки в повести Ю. Коваля «Самая легкая лодка в мире».
    Сюжеты и образы былички в постмодернистском дискурсе Ю. Мамлеева.
    Ремифологизации былички в демонологических романах Вл. Орлова.
    Поэтика анекдота в современной русской прозе (С, Довлатов и др.).

    Литература
    Художественные тексты
    Распутин В. Живи и помни / http://www1.lib.ru/PROZA/RASPUTIN/rasputin_zhivi.txt
    Распутин В. Прощание с Матерой / http://lib.ru/PROZA/RASPUTIN/matera.txt
    Астафьев В. «Царь-рыба» / https://librebook.me/car_ryba/vol1/6
    Мамлеев Ю. Изнанка Гогена / http://rvb.ru/mamleev/01prose/2stories/2centre/01-2-2-02.htm
    Коваль Юрий. Самая легкая лодка в мире. Сборник. / Текст одноименной повести – С. 46-108. Читать онлайн: / https://avidreaders.ru/read-book/samaya-legkaya-lodka-v-mire.html?p=46#h47
    Орлов В. Альтист Данилов / https://100i1kniga.ru/altist-danilov/
    Довлатов С. Заповедник / / http://www.sergeidovlatov.com/books/zapovednik.html
    Довлатов С. Компромисс / http://www.sergeidovlatov.com/books/compromiss.html

    Научная и критическая литература
    Степичева Т.С. Полифоническая организация текста современной былички как результат трансформации традиционного жанра // Вестник Томского государственноного университета. Вып. 345 / 2011. С. 44-46 / http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/345/image/345-044.pdf
    Королева С.Ю. Художественный мифологизм в прозе о деревне 1970-1990 годов. Автореф. дис…канд. филол. наук. Пермь, 2006. Гл. 2 / https://www.dissercat.com/content/khudozhestvennyi-mifologizm-v-proze-o-derevne-1970-90-kh-godov
    Романова Г.И. Сказка и быль в «Царь-рыбе» В. Астафьева // Русская словесность. 2002. № 5.
    С. 25-32. / https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205411952&archive=1206184753&start_from=&ucat=&
    Панова Е.П. Фольклорные традиции в прозе Ю. Коваля (на материале повести «Самая легкая лодка в мире») // Известия ВГПУ. 2015. № 2 (97). С. 155-158. / https://cyberleninka.ru/article/n/folklornye-traditsii-v-proze-yu-kovalya-na-materiale-povesti-samaya-legkaya-lodka-v-mire
    Костюков Леонид. Форма пустоты (Юрий Мамлеев. Изнанка Гогена) // Знамя. 2003. №3 / http://magazines.russ.ru/znamia/2003/3/kost.html
    Сафрон Е.А. Жанровое своеобразие романа В.В. Орлова «Альтист Данилов» // Вестник Воронежского госун-та. Филология. Журналистика. 2017. №1. С. 57-62 / http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2017/01/2017-01-14.pdf
    Орлова Н.А. Фольклор в смеховом нарративе С. Довлатова // Она же. Поэтика комического в прозе С. Довлатова: семиотические механизмы и фольклорная парадигма. Автореф. дис… канд. филол. наук. Майкоп, 2010. Гл. 2 // http://cheloveknauka.com/poetika-komicheskogo-v-proze-s-dovlatova-semioticheskie-mehanizmy-i-folklornaya-paradigma
    Курганов Ефим. Сергей Довлатов и линия анедота в русской прозе // Слово Word, 2009. № 62 / https://philologist.livejournal.com/9962567.html
    Генис А. Пушкин у Довлатова // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Спб, 1999. С. 187-196 / http://www.sergeydovlatov.ru/index.php?cnt=7&sub=1

    Вопросы для самопроверки

    — В чем отличие современной былички от традиционной?
    — Какие особенности народной мифологической прозы нашли отражение в поэтике повестей В. Распутина и В. Астафьева?
    — Как соотносятся в повести Ю. Коваля жанровые черты сказки и былички?
    — Можно ли говорить о рассказе Ю. Мамлеева как о современной модификации былички?
    — В чем проявляется ремифологизация образов народной демонологии в поэтике романа В. Орлова «Альтист Данилов»?
    — Какова роль поэтики анекдота в прозе С. Довлатова? — на семинар

    Подключиться к конференции Zoom

    https://us05web.zoom.us/j/9131324994?pwd=NUozZmtENkFWbjdZSW9HZFE2ZDRUdz09

    Идентификатор конференции 913 132 4994

    Код доступа 4AJVK8

  • 5/6.05.22
    Семинар 4
    Фольклорные традиции в творчестве В. С. Высоцкого

    План

    1. Творческая биография В.С. Высоцкого.
    2. Фольклорные мотивы и образы в стихах и песнях В.С. Высоцкого.
    3. Фольклорные темы Судьбы (Доли), Правды и Лжи (Кривды), Воли и Неволи, Пути (Дороги) в творчестве В.С. Высоцкого.
    4. Песни- сказки В.С. Высоцкого. Демифологизация сказки в творчестве поэта.
    5. Жанровая традиция народных лирических песен и причитаний в творчестве В.С. Высоцкого.
    6. Блатная песня у В.С. Высоцкого и ее фольклорные истоки.
    7. Изучение фольклоризма Высоцкого в школе.

    Литература
    Тексты
    На сайте Владимира Высоцкого размещены его тексты, песни и научно-критическая литература о его творчестве. См.: http://worlds.vv.uka.ru/links
    Песни-сказки: «Песня-сказка о нечисти» (105), «Песня-сказка про джинна» 114, «Сказка о несчастных сказочных персонажах» (123), «Странная сказка» (175), «Про дикого вепря» 89 — Кулагин, «Лукоморья больше нет» 121 Песни про Соловья-разбойника из к/ф «Иван да Марья». — стр. книги Кулагина 2013

    Научная литература

    Морозов И.А. Фольклорные мотивы и образы в стихах и песнях В.С. Высоцкого // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 9: Фольклор и художественная культура: традиции и современность. М. : ГРЦРФ, 1999. С. 127-138 // http://www.academia.edu/2313997 (тезисный план) — Разделить материал статьи между 2 и 3 вопросами.
    Копылова Н.И. Фольклорная ассоциация в поэзии Высоцкого // В. С. Высоцкий. Исследования и материалы. Воронеж, 1990 // http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/kopylova-folklornaya-associaciya.htm (тезисный план)
    Кулагин А.В. «Лукоморья больше нет» В жанре антисказки // Он же. Высоцкий и другие. М., 2002. С. 89-99. // http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/kulagin-lukomorya-bolshe-net.htm (тезисный план)
    Кихней Л.Г., Сафарова Т.В. К вопросу о фольклорных традициях в творчестве Владимира Высоцкого // Мир Высоцкого. Вып. 3, т. 1 // http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/kihnej-safarova-k-voprosu-o-folklornyh-tradiciyah.htm (тезисный план)
    Скобелев Андрей. Фольклорная традиция в поэзии Владимира Высоцкого («блатные» песни: темы и образы) // Мир Высоцкого. Вып. 3, т. 2 // http://vysotskiy lit.ru/vysotskiy/kritika/skobelev-folklornaya-tradiciya-v-poezii.htm (тезисы)
    Макарова Б.А. Фольклорные мотивы в лирике В. Высоцкого (Из опыта преподавания литературы в V классе) // http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/makarova-folklornye-motivy-v-lirike-vysockogo.htm (план статьи)

    Дополнительная литература

    Новиков В.И. Высоцкий. 8-е изд., стереотип. М.: Молодая гвардия, 2018 (Серия «Жизнь замечательных людей»)
    Кулагин А.В. Поэзия Высоцкого: Творческая эволюция. Изд. 3-е, переработ. Воронеж: Эхо, 2013. С. 95-101 // http://litved.com/docs/Kulagin-Poezia-Vusotskogo.pdf.
    Скобелев А.В., Шаулов С.М. Владимир Высоцкий: мир и слово. Воронеж, 2001. Глава V. «Но вспомнил сказки, сны и мифы…» истоки народно-поэтическои образности // http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/skobelev-shaulov-mir-i-slovo/v-no-vspomnil-skazki-sny-i-mify.htm
    Евтюгина А.А. «Читайте простонародные сказки…» // Мир Высоцкого Вып. 2. С. 244-257 // http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/evtyugina-chitajte-prostonarodnye-skazki.htm

    Групповые задания

    На основе вопросов плана занятия студенты создают группы из 2-3 человек для подготовки докладов (8-10 мин.) в формах презентаций, буклетов, буктрейлеров или плейкастов с использованием аудио / видеозаписей авторского исполнения фрагментов песен, либо их исполнения докладчиками.

    Индивидуальные задания

    I. Подготовить письменный анализ двух песен- сказок В.С. Высоцкого (на выбор студентов).
    Цель анализа:
    1. Определить, в чем они соответствуют традициям народной сказки.
    2. Установить, как происходит трансформация фольклорного сказочного жанра.

    Подключиться к конференции Zoom

    https://us05web.zoom.us/j/9131324994?pwd=NUozZmtENkFWbjdZSW9HZFE2ZDRUdz09

    Идентификатор конференции 913 132 4994

    Код доступа 4AJVK8

  • 29.04.22

    Лекция 5. Современная отечественная проза и «страшный» детский фольклор

    Жанровая и художественная специфика детского страшного фольклора.
    История собирания и изучение страшилок. Возрастные и психологические особенности их бытования.
    Аспекты взаимодействия художественной литературы и страшного детского фольклора.
    Поэтика страшилок в современной русской прозе: Т. Толстая, В. Маканин, Н. Садур, Л. Петрушевская, Г. Петров, Э. Успенский и др.

    Литература
    Тексты
    Маканин В. Сюр в Пролетарском районе.- текст в приложении отдельным файлом
    Садур Н. Синяя рука. — текст в приложении к методичке
    Толстая Татьяна. Любишь – не любишь // Она же. «На золотом крыльце сидели…» / https://imwerden.de/pdf/tolstaya_na_zolotom_kryltse_sideli_1987__ocr.pdf
    Петрушевская Л. Песни восточных славян http://www.belousenko.com/books/Petrushevskaya/petrushevskaya_sokolniki.htm .
    Петров Григорий. Житие мирянки Миронии.
    https://magazines.gorky.media/october/1997/9/zhitie-miryanki-mironii.html
    Успенский Э. Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы
    http://booksonline.com.ua/view.php?book=31566&page=18

    Тексты страшилок и исследования о них
    Лойтер С.М. Детские страшные истории («Страшилки») // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф. Москва: Ладомир, 1998. С. 56-66. [Электронный ресурс] http://padaread.com/?book=32457
    Мирвода Т.А. Детский страшный повествовательный фольклор: к вопросу о жанровом многообразии традиции // Вестник Томского гос. ун-та, 2018, №436 http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=1775&article_id=39428

    Научная и критическая литература о литературных текстах
    Вершинина М.А. Автор и герой в прозе В.С. Маканина 1990–2000-х годов. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2011./ http://cheloveknauka.com/avtor-i-geroy-v-proze-v-s-makanina-1990-2000-h-godov
    Климова Т.Ю. Страх как условие познания Абсолюта (В. Маканин «Сюр в пролетарском районе», Л. Петрушевская «Рука», Н. Садур «Синяя рука») // Художественный текст: варианты интерпретации: тр. XIV междунар. науч.-практ. конф. — Бийск: Изд-во БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. С. 145-154.
    Коротеев Артем. Нина Садур. Злые девушки // Знамя. 2004. № 11./ https://magazines.gorky.media/znamia/2004/11/nina-sadur-zlye-devushki.html
    Симон Г.А. Онтология зла в книге рассказов Н.Н. Садур «Проникшие» // Вестник Бурятского госуниверситета, 2010 / https://cyberleninka.ru/article/n/ontologiya-zla-v-knige-rasskazov-n-n-sadur-pronikshie-1.
    Прохорова Т.Г. Мистическая реальность в прозе Л. Петрушевской // Русская словесность. 2007. № 7. С. 29-34. // http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205321860&archive=1205324210&start_from=&ucat=&
    Винская О.В. «Житие мирянки Миронии» Г. Петрова: образ праведницы в контексте агиографической традиции // Вестник Омского университета 2011. №3. С. 208-210 // https://cyberleninka.ru/article/n/zhitie-miryanki-mironii-g-petrova-obraz-pravednitsy-v-kontekste-agiograficheskoy-traditsii .
    Плешкова О.И. Советское искусство для детей и постмодернизм (о творчестве Э. Успенского) // Русский постмодернизм. Вести из Алтай_Видянска: сб. ст. / под ред. В.В. Десятова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. С. 22-44 / http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/506/read.7book?sequence=1

    Вопросы для самопроверки

    — Почему страшилки относят к современной детской мифологии? Каковы их функции в детском фольклоре?
    — Что лежит в основе классификации страшилок? Чем отличаются страшилки от пугалок??
    — Какие образы страшилок встречаются в рассказах Т. Толстой?
    — Каковы художественные функции фольклорно-мифологического образа страшной руки в произведениях В. Маканина, Л. Петрушевской, Н. Садур? Укажите на сходство и различия. — Как соотносятся жанровые традиции страшилок и агиографии в поэтике прозы Г. Петрова?
    — В чем своеобразие реализации сюжетов и образов страшилок в творчестве Э. Успенского?

  • 19/20.05.22

    Семинар 5

    Поэтика «страшного» детского фольклора в современной русской прозе

    Вопросы для обсуждения
    1. Творческая биография Владимира Маканина (доклад)
    2. Творческая биография Нины Садур (доклад)
    3. Страшилки как жанр детского постфольклора.
    4. Фольклорные истоки и художественные функции образа «страшной руки» в рассказах В. Маканина «Сюр в пролетарском районе» и «Синяя рука» Н. Садур.
    5. «Песни восточных славян» Л. Петрушевской в свете поэтики страшилок.
    6. Сюжеты страшилок и агиографическая традиция в рассказе Г. Петрова «Житие мирянки Миронии».
    7. Жанр страшилок в детской литературе. Повесть Э. Успенского «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы»: фольклорные сюжеты и авторский комментарий.

    Литература
    Тексты
    Маканин В. Сюр в Пролетарском районе.- текст в приложении
    Садур Н. Синяя рука. — текст в приложении
    Петрушевская Л. Песни восточных славян http://www.belousenko.com/books/Petrushevskaya/petrushevskaya_sokolniki.htm .
    Петров Григорий. Житие мирянки Миронии.
    https://magazines.gorky.media/october/1997/9/zhitie-miryanki-mironii.html
    Успенский Э. Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы
    http://booksonline.com.ua/view.php?book=31566&page=18

    Тексты страшилок и исследования о них
    Лойтер С.М. Детские страшные истории («Страшилки») // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф. Москва: Ладомир, 1998. С. 56-66. [Электронный ресурс] http://padaread.com/?book=32457 (тезисный план)
    Мирвода Т.А. Детский страшный повествовательный фольклор: к вопросу о жанровом многообразии традиции // Вестник Томского гос. ун-та, 2018, №436 http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id=1775&article_id=39428

    Научная и критическая литература о литературных текстах
    Вершинина М.А. Автор и герой в прозе В.С. Маканина 1990–2000-х годов. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2011./ http://cheloveknauka.com/avtor-i-geroy-v-proze-v-s-makanina-1990-2000-h-godov
    Климова Т.Ю. Страх как условие познания Абсолюта (В. Маканин «Сюр в пролетарском районе», Л. Петрушевская «Рука», Н. Садур «Синяя рука») // Художественный текст: варианты интерпретации: тр. XIV междунар. науч.-практ. конф. — Бийск: Изд-во БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. С. 145-154.
    Коротеев Артем. Нина Садур. Злые девушки // Знамя. 2004. № 11./ https://magazines.gorky.media/znamia/2004/11/nina-sadur-zlye-devushki.html (резюме статьи)
    Симон Г.А. Онтология зла в книге рассказов Н.Н. Садур «Проникшие» // Вестник Бурятского госуниверситета, 2010 / https://cyberleninka.ru/article/n/ontologiya-zla-v-knige-rasskazov-n-n-sadur-pronikshie-1. (тезисный план)
    Прохорова Т.Г. Мистическая реальность в прозе Л. Петрушевской // Русская словесность. 2007. № 7. С. 29-34. // http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205321860&archive=1205324210&start_from=&ucat=& (план статьи)
    Винская О.В. «Житие мирянки Миронии» Г. Петрова: образ праведницы в контексте агиографической традиции // Вестник Омского университета 2011. №3. С. 208-210 // https://cyberleninka.ru/article/n/zhitie-miryanki-mironii-g-petrova-obraz-pravednitsy-v-kontekste-agiograficheskoy-traditsii .
    Плешкова О.И. Советское искусство для детей и постмодернизм (о творчестве Э. Успенского) // Русский постмодернизм. Вести из Алтай_Видянска: сб. ст. / под ред. В.В. Десятова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. С. 22-44 / http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/506/read.7book?sequence=1 (резюме статьи)

    Темы индивидуальных и групповых заданий

    Индивидуальное задание
    Письменный анализ жанровых черт страшилки в одном из произведений современной русской прозы (по выбору студента).

    Групповые задания
    1. Сопоставить тексты страшных историй (страшилок) о руке, из сборника «Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф. Москва: Ладомир, 1998» с повестью В. Маканина «Сюр в пролетарском районе». Найти сходные образы, мотивы, функции и представить их в виде сопоставительной таблицы (групповое задание). В отдельном столбце таблицы отметить их расхождение с фольклором.
    2. Сопоставить тексты страшных историй (страшилок) о руке, из сборника «Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф. Москва: Ладомир, 1998» с рассказом Н. Садур «Синяя рука». Найти сходные образы, мотивы, функции и представить их в виде сопоставительной таблицы (групповое задание). В отдельном столбце таблицы отметить их расхождение с фольклором.
    3. По образцу «Указателя типов и сюжетов-мотивов страшилок» С.М. Лойтер из сборника «Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф. Москва: Ладомир, 1998» составить указатель к циклу «Случаи» из сборника Л. Петрушевской «Песни восточных славян» (групповое задание).

    Подключиться к конференции Zoom

    https://us05web.zoom.us/j/9131324994?pwd=NUozZmtENkFWbjdZSW9HZFE2ZDRUdz09

    Идентификатор конференции 913 132 4994

    Код доступа 4AJVK8

  • Тексты Маканина и Садур к семинару 5

  • 13.05.22

    Лекция 6. Поэтика садистских стишков в современной постмодернистской литературе

    Происхождение жанра садистского стишка и его семантика.
    Трансформации мифологического пространства в поэтике садистских стишков.
    Садистский стишок в системе жанров постфольклора.
    Садистский стишок в свете теории карнавальной культуры М. Бахтина. Садистский стишок как явление постмодернистской культуры.
    Рецепция жанровых особенностей садистского стишка в современной постмодернистской литературе.
    Стихи О. Григорьева и поэтика садистского стишка.
    «Вредные советы» Г. Остера и садистский стишок: сходство и различие жанровых моделей.
    Трансформация поэтики садистских стишков в прозе В. Сорокина.

    Литература
    Садистские стишки // [URL] http://www.netlore.ru/sadistskie-stishki
    Садистские стишки // [URL] http://veselchak.net/prikol/sad5.html
    Остер Григорий. Вредные советы. М.: АСТ, 2015 / https://heretics.wapper.ru/tavern/vredsov.htm
    Григорьев Олег. Стихи для взрослых / https://ironicpoetry.ru/autors/grigorev-oleg/
    Сорокин В. «Заседание завкома», «Роман», «Настя» // Официальный сайт Владимира Сорокина / https://www.srkn.ru/.

    Научная и критическая литература
    Белоусов А.Ф. «Садистские стишки» // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф. — М.: Ладомир, 1998. С. 545-557. [URL] http://padaread.com/?book=32457
    Лысков А. О систематизации «садистских стишков» // Парадигмы. Сб. статей молодых филологов. Тверь, 2003. С. 83-92 // [URL] http://www.ruthenia.ru/folklore/lyskov1.htm
    Лурье М.Л. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое // Антропологический форум. 2006. № 6. С. 287-309. — http://ecsocman.hse.ru/data/2012/05/03/1271947598/06_07_lurie_k.pdf
    Рудова Л. Остер: от вредных советов до президентского сайта / http://magazines.russ.ru/nz/2008/2/ru16.html
    Порядина М. Григорий Остер: Есть о чем разговаривать // Критическая масса. 2002. № 2. / http://www.artpragmatica.ru/km_content/_auid=285.html
    Воронина О.Ю. Постсоветская детская литература и современный издательский процесс // Современная русская литература (1990-е гг.—начало XXI в.) :учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / [С.И.Тимина, В.Е.Васильев, О.Ю.Воронина и др.]; под ред. С.И.Тиминой. — 3-е изд., испр. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2013. — (Сер. Бакалавриат). — С. 178-180 (о Г. Остере)
    Григорьев Олег Евгеньевич // Всероссийская энциклопедия детской литературы / https://prodetlit.ru/index.php/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
    Бондаренко В.Г. По адским кругам Олега Григорьева / https://biography.wikireading.ru/55769
    Белоусов А.Ф. Фольклорная судьба «Электрика Петрова» // Studia metrica et poetica: Памяти П. А. Руднева. — СПб., 1999. — С. 305—307.
    Хворостьянова Е.В. Поэтика Олега Григорьева. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2002 
    Смирнов Игорь. Видимый и невидимый миру юмор Сорокина // Место печати. 1997. №10 // https://www.srkn.ru/criticism/smirnov1.shtml
    Золотоносов Михаил. Окорок Сорокина под соусом «Модерн» // http://www.srkn.ru/criticism/zolotonosov.shtml
    Шафранская Э.Ф. Мифологизм современной литературы: В. Сорокин и литературная традиция [о рассказе «Настя»] // Русская словесность. 2004. № 6. С. 35-39. — http://literary.ru/literary.ru/readme.php subaction=showfull&id=1206020919&archive=1206184486&start_from=&ucat=& — тезисы
    Петренко С.Н. Жанровые традиции постфольклора в поэтике современной русской литературы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Филологические науки». – 2014. – № 2 (87). – С. 145-149 // https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-traditsii-postfolklora-v-poetike-sovremennoy-russkoy-literatury .

    Вопросы для самопроверки

    — В чем сложность проблемы происхождения жанра садистского стишка? Назовите основные точки зрения на проблему.
    — На каком основании исследователи рассматривают смех садистских стишков в контексте каранавальной культуры?
    — В чем сходство стихотворений для взрослых О. Григорьева с эстетикой и поэтикой садистских стишков?в
    — Чем отличаются «Вредные советы» Г. Остера от жанровой модели садистского стишка? — Как трансформируется поэтика садистских стишков в прозе В. Сорокина?

  • 2/3.06.22

    Семинар 6
    Рецепция жанра садистских стишков в поэтике современной литературы

    Вопросы для обсуждения
    1. Садистские стишки как явление современного школьного фольклора.
    2. Садистские стишки и «Вредные советы» Григория Остера: сходство и различия.
    3. Жизнь и поэзия Олега Григорьева.
    4. Жанровая модель садистских стишков в поэзии Олега Григорьева.
    5. Творческая биография Владимира Сорокина.
    6. Поэтика садистских стишков в прозе В. Сорокина («Заседание завкома», «Роман», «Настя»).
    7. Рассказ «Настя» в оценке современной критики (А. Латынина, М. Золотоносов, Э. Шафранская и др.).
    8. Сетература: особенности бытования, оригинальность жанровой системы.
    9. Фольклорное и литературное в иронических жанрах сетевой поэзии: пирожки и порошки.

    Литература
    Художественные тексты
    Остер Григорий. Вредные советы. М.: АСТ, 2015 / https://heretics.wapper.ru/tavern/vredsov.htm
    Григорьев Олег. Стихи для взрослых / https://ironicpoetry.ru/autors/grigorev-oleg/
    Сорокин В. «Заседание завкома», «Роман», «Настя» // Официальный сайт Владимира Сорокина / https://www.srkn.ru/.

    Садистские стишки и исследования о них
    Белоусов А.Ф. «Садистские стишки» // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф. — М.: Ладомир, 1998. С. 545-557. [URL] http://padaread.com/?book=32457
    Садистские стишки // [URL] http://www.netlore.ru/sadistskie-stishki
    Садистские стишки // [URL] http://veselchak.net/prikol/sad5.html
    Лысков А. О систематизации «садистских стишков» // Парадигмы. Сб. статей молодых филологов. Тверь, 2003. С. 83-92 // [URL] http://www.ruthenia.ru/folklore/lyskov1.htm
    Лурье М.Л. Садистский стишок в контексте городской фольклорной традиции: детское и взрослое, общее и специфическое // Антропологический форум. 2006. № 6. С. 287-309. — http://ecsocman.hse.ru/data/2012/05/03/1271947598/06_07_lurie_k.pdf — план статьи

    Сетевая ироническая поэзия
    Стишки-пирожки // https://www.stihi.ru/2012/01/26/560
    Стишки-порошки // http://poroshokuhodi.ru/

    Научная и критическая литература
    Рудова Л. Остер: от вредных советов до президентского сайта / http://magazines.russ.ru/nz/2008/2/ru16.html
    Порядина М. Григорий Остер: Есть о чем разговаривать // Критическая масса. 2002. № 2. / http://www.artpragmatica.ru/km_content/_auid=285.html
    Воронина О.Ю. Постсоветская детская литература и современный издательский процесс // Современная русская литература (1990-е гг.—начало XXI в.) :учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / [С.И.Тимина, В.Е.Васильев, О.Ю.Воронина и др.]; под ред. С.И.Тиминой. — 3-е изд., испр. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2013. — (Сер. Бакалавриат). — С. 178-180 (о Г. Остере)
    Григорьев Олег Евгеньевич // Всероссийская энциклопедия детской литературы / https://prodetlit.ru/index.php/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2_%D0%9E%D0%BB%D0%B5%D0%B3_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
    Бондаренко В.Г. По адским кругам Олега Григорьева / https://biography.wikireading.ru/55769
    Белоусов А.Ф. Фольклорная судьба «Электрика Петрова» // Studia metrica et poetica: Памяти П. А. Руднева. — СПб., 1999. — С. 305—307.
    Хворостьянова Е.В. Поэтика Олега Григорьева. – СПб.: Гуманитарная Академия, 2002 
    Богданов К.А. Каннибализм: История одного табу // Пограничное сознание: (Альманах “Канун“. Вып. 5). СПб.,1999. С. 198-233 // http://old.absentis.org/st/cannhist/cannibal_culture2.htm .
    Смирнов Игорь. Видимый и невидимый миру юмор Сорокина // Место печати. 1997. №10 // https://www.srkn.ru/criticism/smirnov1.shtml
    Бабенко Наталья. Владимир Сорокин: мастер стиля и провокации. Лингвопоэтические очерки // http://www.intellika.info/publications/159/
    Латынина Алла. Рагу из прошлогоднего зайца // «Литературная газета», № 10 (5825) (7 — 13 марта 2001 года) // http://www.srkn.ru/criticism/latynina.shtml
    Золотоносов Михаил. Окорок Сорокина под соусом «Модерн» // http://www.srkn.ru/criticism/zolotonosov.shtml
    Шафранская Э.Ф. Мифологизм современной литературы: В. Сорокин и литературная традиция [о рассказе «Настя»] // Русская словесность. 2004. № 6. С. 35-39. — http://literary.ru/literary.ru/readme.php subaction=showfull&id=1206020919&archive=1206184486&start_from=&ucat=& — тезисы

    Петренко С.Н. Жанровые традиции постфольклора в поэтике современной русской литературы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Филологические науки». – 2014. – № 2 (87). – С. 145-149 // https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-traditsii-postfolklora-v-poetike-sovremennoy-russkoy-literatury . — тезисный план
    Петренко С.Н. Пирожки и порошки: сетевая поэзия между фольклором и литературой // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Филологические науки». – 2014. – № 7 (92). – С.129-135 // https://cyberleninka.ru/article/n/pirozhki-i-poroshki-setevaya-poeziya-mezhdu-folklorom-i-literaturoy — тезисный план
    Ревякина А.А. Феномен «сетевой литературы» в современном интернет-пространстве (Сводный реферат). Реферативный журнал. 2014 / https://cyberleninka.ru/article/n/2014-04-003-004-fenomen-setevoy-literatury-v-sovremennom-internet-prostranstve-svodnyy-referat/viewer – план статьи
    Левченко М.А. Сетература // Современная русская литература (1990-е гг.—начало XXI в.) :
    учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / [С.И.Тимина, В.Е.Васильев, О.Ю.Воронина и др.]; под ред. С.И.Тиминой. — 3-е изд., испр. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2013. — (Сер. Бакалавриат). — С. 269-288. (план главы) — это пособие выдается на дом в учебном фонде библиотеки ВГСПУ.

    Общие задания
    — Прочитать тексты произведений, изучаемых на семинаре, и схематично отразить их в читательском дневнике.

    Темы дополнительных индивидуальных и групповых заданий

    1. Творческий путь Олега Григорьева
    2. Творческий портрет Григория Остера (доклад с презентацией).
    3. Составить указатель сюжетов и мотивов «Вредных советов» Г. Остера.
    Образец: С.М. Лойтер «Указатель типов и сюжетов-мотивов страшилок» в сборнике «Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов».
    4. Творческая биография Владимира Сорокина (доклад с презентацией).
    5. Индивидуальное задание. Создать буктрейлеры к произведениям В. Сорокина «Настя», «Заседание завкома», «Роман» (по выбору студентов).
    Приложить к ним указатель мотивов страшилок и садистских стишков, использованных в этих текстах.
    Источники: указатель С.М. Лойтер, статьи А.Ф. Белоусова, А. Лыскова, М.Л. Лурье, С.Н. Петренко, тексты садистских стишков, страшных историй (страшилок).
    6. Сетература: формы и жанры (доклад с презентацией)
    Источники: статьи А. А. Ревякиной, М.А. Левченко, С.Н. Петренко.
    7. Индивидуальное задание. Написать по 5 стишков-пирожков и порошков по образцу их жанровой модели в форме современного лубка.

    Примечание. Если групповые задания совпадают с вопросами плана семинара, их дублировать не нужно.

    Письменный отчет по семинару 6

    Групповое задание 3 (от 3 до 5 человек)
    Индивидуальные задания — 5 и 7.

    Подключиться к конференции Zoom

    https://us05web.zoom.us/j/9131324994?pwd=NUozZmtENkFWbjdZSW9HZFE2ZDRUdz09

    Идентификатор конференции 913 132 4994

    Код доступа 4AJVK8

  • 27.05.22

    Лекция 7. Жанровые модели постфольклора в сетевой поэзии

    Сетература: особенности бытования, оригинальность жанровой системы.
    Интернет-фольклор и сетература.
    Фольклорное и литературное в иронических жанрах сетевой поэзии: пирожки и порошки. Генезис и поэтика.
    Литературные и фольклорные традиции в «восточных» жанрах сетевой поэзии. Хокку плюс Г. Лукомникова. Хокку минус Б. Гринберга
    Место и роль жанровых моделей постфольклора в современной русской литературе.

    Литература

    Ревякина А.А. Феномен «сетевой литературы» в современном интернет-пространстве (Сводный реферат). Реферативный журнал. 2014 / https://cyberleninka.ru/article/n/2014-04-003-004-fenomen-setevoy-literatury-v-sovremennom-internet-prostranstve-svodnyy-referat/viewer
    Левченко М.А. Сетература // Современная русская литература (1990-е гг.—начало XXI в.) :
    учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / [С.И.Тимина, В.Е.Васильев, О.Ю.Воронина и др.]; под ред. С.И.Тиминой. — 3-е изд., испр. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2013. — (Сер. Бакалавриат). — С. 269-288.
    Петренко С.Н. Пирожки и порошки: сетевая поэзия между фольклором и литературой // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер. «Филологические науки». – 2014. – № 7 (92). – С.129-135 // https://cyberleninka.ru/article/n/pirozhki-i-poroshki-setevaya-poeziya-mezhdu-folklorom-i-literaturoy
    Петренко С.Н. Литературные и фольклорные традиции в «восточных» жанрах сетевой поэзии // Он же. Жанровые модели постфольклора в русской постмодернистской литературе последней четверти ХХ – начала ХХI века. Дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2017. – С. 131-144 / http://vgpu.org/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_petrenko_s.n..pdf
    Гольденберг А.Х., Петренко С.Н. Русская хайкумена в пространстве диалога культур // Восток-Запад: диалог культур в пространстве русской словесности. Сб. ст. по итогам шестой междунар. науч. конф., посвященной третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена»,  2015. – С. 146 – 158.

    Вопросы для самопроверки

    — Какой принцип организации текста лежит в основе сетевой словесности?
    — Что такое сетература? Чем отличается интернет-фольклор от традиционного фольклора?
    — Какие фольклорные черты можно выделить в поэтике стишков-пирожков?
    — Какой стихотворный прием лежит в основе стишков-порошков?
    — В чем отличие русской хайкумены от одноименных жанров японской поэзии?

    Подключиться к конференции Zoom

    https://us05web.zoom.us/j/9131324994?pwd=NUozZmtENkFWbjdZSW9HZFE2ZDRUdz09
    Идентификатор конференции 913 132 4994
    Код доступа 4AJVK8

  • 10.06.22
    Семинар 7

    Фольклор как сюжетообразующий концепт в романе Гузели Яхиной «Дети мои»

    Читательская конференция

    Вопросы для обсуждения

    1. Творческая биография Гузель Яхиной. Феномен ее литературного успеха.
    2. Фольклор в сюжете и композиции романа «Дети мои». Доклады студентов и их обсуждение.
    Ч. 1. Жена.
    — Образ жизни шульмейстера Баха и его тайная страсть.
    — Уроки с Кларой Гримм. Фольклор в его рассказах о колонии Гнаденталь и ее обитателях.
    — Бегство Клары и ее возвращение на хутор. Что поет и рассказывает Клара Баху?
    — Народный календарь Баха как отражение исторических перемен..
    — Сталин у постели умирающего Ленина. Миф и история в образах вождей.
    Ч. 2. Дочь.
    — Смерть Клары во время родов. Дочь Анче. Немота Баха.
    — Фольклор как плата за молоко для дочери. Фольклорный репертуар Баха.
    Три ключевых мифа германских колонистов.
    — Сказка о Деве-узнице как претекст сюжета романа.
    — Чем отличаются письменные сказочные тексты Баха от фольклорных первоисточников?
    Ч. 3. Ученик.
    — Комиссар Гофман как советский фольклорист.
    — Сто сказок Баха. Гофман как редактор и соавтор.
    — Сказки Баха как магические тексты. Закон «сказано-сделано: из сказки в реальность.
    — Сталин в республике немцев Поволжья. Мифологические и литературные параллели.
    — Восстание колонистов и смерть Гофмана.
    Ч. 4. Сын.
    — Васька-приблудыш как носитель блатного фольклора.
    — Васька как учитель Анче. Методика обучения речи. Васька и музыка.
    — Жизнь втроем. Новые робинзоны.
    — Прощание Баха с детьми.
    — Сталин и Гитлер. Мифологическая и политическая символика сцены бильярдной игры.-
    Ч. 5 Дети.
    — Спектакль в интернате по сказке Баха о Деве-узнице.
    — Превращение хуторского дома Баха.
    — Сталин на черноморской даче. Отчет о немецкой операции. Символика сцены с убийством собак.
    — Бах на дне Волги, Свидание с мертвецами. Волга как основной мифопоэтический образ романа.
    Эпилог. Можно ли, несмотря на его документальный характер, соотнести его со сказкой?
    3. Полярные мнения о книге литературных критиков и литературоведов. Обзор. Ваше отношение к ним.
    4. Сталин как исторический и мифологический персонаж романа.
    5. Фольклорные и литературные традиции в жанровой структуре романа. Поэтика кино в стиле его автора.

    Литература
    Шафранская Э.Ф. Фольклор как сюжетообразующий концепт в романе Гузели Яхиной «Дети мои» // Палимпсест. 2019. № 2, С. 101-111 / http://www.palimpsest.unn.ru/ru/nomera?anum=8 — резюме статьи
    Багратион-Мухранели И.Л. Трансформация классического немецкого фольклора в романе Гузели Яхиной «Дети мои» // Парадигмы переходности и образы фантастического мира в художественном пространстве XIX-XX вв. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2019. С. 327-333 /
    file:///C:/Users/АХ/Downloads/Яхина.%20Дети%20мои/Багратион_Муханели%20Немецкий%20фольклор.pdf – план статьи
    Иванова И.Н. Локус Волги в романе Г. Яхиной «Дети мои»: от геопоэтики к мифопоэтике // Восток-Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А.Х. Гольденберга / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019. – С. 210-214 / http://edu.vspu.ru/lit/files/2020/01/VOSTOK-ZAPAD-2019-1.pdf — план статьи
    Павлова Н.И. Поэтика визуальности в романе Г. Яхиной «Дети мои»: К вопросу о феномене литературного успеха // Культура и текст. 2018, № 3(34) С. 52-66 / https://uni-altai.ru/ct/kultura-i-tekst-2018-3-34 — план статьи

    Видеоматериал
    Гузель Яхина. Линия жизни / https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20872/episode_id/2257737/video_id/2289459/

    Правила проведения
    читательской конференции

    Модератор конференции должен направлять процесс обсуждения
    Следует помнить следующие правила:
    1. Все участники имеют равные права и обязанности.
    2. Задача выступающего – показать художественные и нравственные достоинства книги, либо ее недостатки.
    3. Выбор и мнение каждого участника конференции достойны уважения и внимания. Плохих книг нет, есть «не мои» книги.
    4. Спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов.
    5. Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать.
    6. Помни, что лучшим доказательством являются примеры из текста романа.
    7. Выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации критиков и литературоведов.
    8. Заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй собственные выводы.

    Групповые задания
    Студенты выбирают модератора конференции и разбиваются на команды. Каждая из них готовит два 5-минутных доклада с презентацией, буктрейлером, плейкастом (на выбор). По 1, 3-5 вопросам — 1 доклад.
    Письменное индивидуальное задание
    Написать рецензию на роман, выражающую свое отношение к нему.

    Подключиться к конференции Zoom

    https://us05web.zoom.us/j/9131324994?pwd=NUozZmtENkFWbjdZSW9HZFE2ZDRUdz09

    Идентификатор конференции 913 132 4994

    Код доступа 4AJVK8