4 курс (очное) Литература народов России (практикум) (Рябцева Н.Е.) (14 записей)

  • Литература народов России (практикум) (Рябцева Н.Е.)

  • 17.04.2020 г. (для группы ФЛ-РЛБ-42), 20.04.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-41)

    Семинарское занятие № 3. Проблематика произведений Шолом-Алейхема. Проблемы традиции и новаторства.

    План:

    Работа в микрогруппах (4-5 человек).
    1. В чем вы видите художественное своеобразие романа «Тевье-молочник»? Почему Тевье является одним из самых любимых образов Шолом-Алейхема? В чем особенности юмора писателя?
    2. Как раскрывается тема искусства в романе «Блуждающие звезды»? Как вы понимаете смысл названия романа?
    3. Как изображает писатель мир детства в повести «Мальчик Мотл»?
    4. В чем вы видите трагизм таланта в условиях мира капитала (романы «Стемпеню» и «Иоселе-соловей»)?

    Литература

    1. Хайруллин Р.З. Литература народов России. Учебн. пос. для студентов филол. фак.-ов. – М.: «Инфра-М», 2017.
    2. Горшкова Н.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 84 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44679.— ЭБС «IPRbooks»
    3. Беленький М.С. Биография смеха. Очерк жизни и творчества Шолом-Алейхема. М., 1991.
    4. Шолом-Алейхем – писатель и человек. М., 1984.

    Материалы к занятию:

    1. Произведения Шолом-Алейхема в электронных библиотеках:

    http://lib.ru/INPROZ/ALEJHEM/

    http://citycat.ru/litlib/shol_8.html

    2. Русский писатель Шолом-Алейхем // НЛО.2012. №2 https://magazines.gorky.media/nlo/2012/2/russkij-pisatel-sholom-alejhem.html

    3. Карасик О.Б. Традиции еврейского юмора в произведениях американских писателей второй половины ХХ века //
    Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Вып.9 https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-evreyskogo-yumora-v-proizvedeniyah-amerikanskih-pisateley-vtoroy-poloviny-hh-v/viewer

    4.Блуждающие звёзды — фильм 1991 по мотивам одноимённого романа Шолом-Алейхема.
    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8194436539220810638&text

    5. «Поминальная молитва» — спектакль театра «Ленком» по одноимённой пьесе Григория Горина (написанной по мотивам произведений Шолом-Алейхема). Спектакль поставлен Марком Захаровым в 1989 году.

    на YouTube

    6. «Тевье-молочник» ( Телевизионный спектакль, 1985). https://www.youtube.com/watch?v=BaR3VQrqAHw

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить выполненные задания в срок до 10.04.2020г. и 17.04.2020г. Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №1 _ЛНР_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 15.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-42), 24.04.2020 г. (для группы ФЛ-РЛБ-41)

    Семинарское занятие №4. Тема: «Творчество Расула Гамзатова»

    План:

    Задания для работы в микрогруппах (по 4-5 человек):

    1. Какое значение имеют образ отца – поэта Гамзата Цадаса и образ матери в творчестве Р. Гамзатова? Обоснуйте свой ответ на примере конкретных произведений поэта.
    2. Раскройте тему родины в творчестве поэта.
    3. Каковы особенности любовной лирики аварского поэта?
    4. Как отражается историческое прошлое в творчестве Р. Гамзатова? Покажите развитие образа Шамиля в произведениях Р. Гамзатова.
    5. Каковы художественные особенности книги «Мой Дагестан»?
    6. Охарактеризуйте поэмы, написанные по впечатлениям поездок в зарубежные страны («Колокола Хиросимы», «Остров Женщин», «Колесо жизни»).
    7. Расскажите о фольклорных мотивах в творчестве поэта.

    Литература

    1. Хайруллин Р.З. Литература народов России. Учебн. пос. для студентов филол. фак.-ов. – М.: «Инфра-М», 2017.
    2. Горшкова Н.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 84 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44679.— ЭБС «IPRbooks»
    3. Антопольский Л.Б. У очага поэзии. Очерк творчества Р. Гамзатова. М., 1972.
    4. Дементьев В.В. Кавказская тетрадь. М., 1989.
    5. Дементьев В.В. Расул Гамзатов. М., 1984.

    Материалы к занятию:

    1.Рамазанова П.К. Своеобразие жанра книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан» // Балтийский гуманитарный журнал . 2017. Т.6. №2 https://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-zhanra-knigi-rasula-gamzatova-moy-dagestan/viewer
    2. Мазанаев Ш.Б. Творческая индивидуальность Расула Гамзатова и современный литературный процесс //ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМ. Г. ЦАДАСЫ. №2013. №4. https://elibrary.ru/item.asp?id=21268106&
    3. Расул Гамзатов. Документальный фильм. https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=t3TgQ8bewW0&feature=emb_logo

  • Ссылка на практическое занятие №3 группы ФЛ-РЛБ-41 https://drive.google.com/open?id=1Rp0NKqU3E3R799HuF0l9c-7a_T2C47R0

  • Ссылка на практическое занятие №4 от 24.04.2020 группы ФЛ-РЛБ-41:
    https://drive.google.com/drive/folders/1ELycdmMp3locciHWnNGqe6jHKmjg7KcZ

  • 08.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-41), 29.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-42)

    Семинарское занятие № 5.
    Тема: «Творчество Г. Тукая и Мусы Джалиля»

    Задания и вопросы для работы в микрогруппах (по 4-5 человек). Необходимо выбрать по одному вопросу или заданию из первого и второго блока:

    I. Творчество Г.Тукая

    1. На конкретных примерах покажите, как раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве татарского поэта Г.Тукая.
    2. Каковы особенности гражданской лирики Г. Тукая?
    3. В чем проявилось влияние русской классики (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) на творчество Г.Тукая?
    4. Приведите примеры использования фольклорных мотивов в творчестве Г. Тукая.
    5. Каковы основная идея и художественные особенности поэмы «Шурале»?
    6. Почему именно Тукая называют основоположником татарского литературного языка и литературы?

    II. Муса Джалиль

    1. В чем состоит художественное своеобразие цикла «Моабитская тетрадь»? Назовите его основные образы и мотивы.
    2. Раскройте тему поэта и поэзии в его произведениях военного периода (стихотворения «Могила цветка», «Мои песни» и др.).
    3. В чем заключается своеобразие авторского восприятия темы «Человек и Война» в творчестве М.Джалиля? Аргументируйте свой ответ.
    4. Как представлен образ ребенка в военных стихах М.Джалиля?
    5. В чем заключается своеобразие лирического героя цикла «Моабитская тетрадь»?
    6. Определите художественное своеобразие пространственных образов в военных стихах поэта.

    Литература:
    1. Хайруллин Р.З. Литература народов России. Учебн. пос. для студентов филол. фак.-ов. – М.: «Инфра-М», 2017.
    2. Горшкова Н.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 84 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44679.— ЭБС «IPRbooks»
    3. Нуруллин И.З. Тукай. М., 1977 (серия «ЖЗЛ»).
    4. История татарской советской литературы. М., 1970.
    5. Воздвиженский В.Г. «Моабитская тетерадь» Муссы Джалиля. М., 1969.
    6. Мустафин Р.А. По следам оборванной песни. М., 2004.

    Материалы к занятию:

    1. Г. Тукай: стихи https://www.culture.ru/literature/poems/author-gabdulla-tukai
    2. Муса Джалиль. Избранное/Составитель В. Ганиев. Вступительная статья Ю.Королькова. — М., 1966 http://lib.ru/POEZIQ/DZHALIL/izbrannoe.txt
    3. Гали Б.Т. Об историзме творчества татарского поэта Г.Тукая// Вестник Чувашского университета. 2006.
    https://cyberleninka.ru/article/n/ob-istorizme-tvorchestva-tatarskogo-poeta-g-tukaya/viewer
    4. Юсупова Н. Трансформация суфийской символики в поэзии о Г.Тукае (начало ХХ в.) //
    Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2008. т.150.Кн.8 https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sufiyskoy-simvoliki-v-poezii-o-g-tukae-nachalo-hh-v/viewer
    5.Газизова А.А. «Героизм и подвижничество» поэта: «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля // Преподаватель ХХI век. 2015. №3
    https://cyberleninka.ru/article/n/geroizm-i-podvizhnichestvo-poeta-moabitskaya-tetrad-musy-dzhalilya/viewer
    6. Созина Е.К. «Так от поколенья к поколенью тянутся единой цепи звенья»: поэзия Мусы Джалиля в контексте классической традиции // Филологический класс. 2007. https://cyberleninka.ru/article/n/tak-ot-pokolenya-k-pokolenyu-tyanutsya-edinoy-tsepi-zvenya-poeziya-musy-dzhalilya-v-kontekste-klassicheskoy-traditsii/viewer
    7. Габдула Тукай. Документальный фильм (2014) https://www.youtube.com/watch?v=eDEduy8i-q8
    8. Муса Джалиль — стихотворение «Варварство» https://www.youtube.com/watch?v=EuRsAFLhfPE
    9. Муса Джалиль. Приговоренный к Бессмертию. Документальный фильм. 2015. https://www.youtube.com/watch?v=mru8bswDqVU

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить выполненные задания в срок до 08.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-41) и до 29.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-42). Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №1 _ЛНР_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 22.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-41), 12.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-42)

    Семинарское занятие №6

    Тема: «Творчество Чингиза Айтматова»

    Задания и вопросы для работы в микрогруппах (по 4-5 человек).
    Микрогруппа выбирает одно из представленных произведений (распределить так, чтобы были охвачены все тексты):

    «Плаха» (1986)
    «Белый пароход» (1970)
    «Буранный полустанок» (1980)
    «Ранние журавли» (1975)
    «Пегий пёс, бегущий краем моря» (1977)

    Далее необходимо проанализировать произведение по следующей схеме с ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ привлечением цитат из художественного источника:
    1. Проблематика.
    2. Символика заглавия.
    2. Система персонажей.
    3. Образная система, мифопоэтическая основа образности (при наличии).
    4. Особенности хронотопа.

    Материалы к занятию:

    1. Чингиз Торекулович Айтматов. Биография. https://biographe.ru/znamenitosti/chingiz-aitmatov/
    2. Айтматов Ч. Белый пароход // Ч.Айтматов. Собрание сочинений, т.2. — М., Молодая гвардия, http://lib.ru/PROZA/AJTMATOW/parohod.txt
    3. Айтматов Ч. Плаха http://lib.ru/PROZA/AJTMATOW/plaha.txt
    4. Айтматов Чингиз Торекулович . И дольше века длится день (Белое облако Чингизхана; Буранный полустанок) http://lib.ru/PROZA/AJTMATOW/aitm_white.txt
    5. Айтматов Чингиз. Пегий пес, бегущий краем моря http://lib.ru/PROZA/AJTMATOW/pegij.txt
    6. Статьи по творчеству Ч.Айтматова в «Журнальном зале» https://magazines.gorky.media/authors/a/chingiz-ajtmatov
    7. Демченко Л. Н. Творчество Чингиза Айтматова в аспекте художественной антропологии // Филология и человек : журнал. — Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014. № 1. С. 83—92. https://elibrary.ru/item.asp?id=21309194
    8. Коваленко А.Г. Чингиз Айтматов и русская литература ХХ века // Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика, 2015, № 2https://cyberleninka.ru/article/n/chingiz-aytmatov-i-russkaya-literatura-hh-veka/viewer
    9. Смирнова А.И.Феномен Ч.Т. Айтматова: к 90-летию со дня рождения писателя //Polylinguality and Transcultural Practices, 2019, 16 (1), 52—62 https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-ch-t-aytmatova-k-90-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-pisatelya/viewer
    10. Кофман А.Ф. Художественный мир Чингиза Айтматова // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, № 2. С. 292–311https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-mir-chingiza-aytmatova/viewer
    11.Гачев Г. Национальные образы мира. — М., 1989 file:///C:/Users/79047/Downloads/gachev_non_evrazia%20(2).pdf
    12. Гачев Г. Чингиз Айтматов и мировая литература. — Фрунзе, 1989
    13. Пегий пес, бегущий краем моря (художественный фильм , 1990) https://www.youtube.com/watch?v=AMxyjnUq7pE&list=PLivQV9OLrfXegnkHNWl7S5J-tye8slrzW
    14. Ранние журавли (художественный фильм, 1979) https://www.youtube.com/watch?v=s3rEK-bTgok&list=PLivQV9OLrfXegnkHNWl7S5J-tye8slrzW&index=7
    15. Белый пароход. (Художественный фильм, 1975)https://www.youtube.com/watch?v=jTEu2c99yHo
    16. Манкурт. По мотивам романа Ч. Айтматова.Turkmenfilm.1990 https://www.youtube.com/watch?v=AJFXSJJghOc

    Староста группы должен создать папку на гугл-диске, в которую студентам необходимо выложить выполненные задания в срок до 22.05.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-41) и до 12.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-42). Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое задание №1 _ЛНР_Фамилия студента». Староста публикует эту ссылку в сообщении в этом топике.

  • 05.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-41), 26.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-42)

    Семинарское занятие №7

    Тема: «ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ АЛТАЯ И СИБИРИ»

    План:

    Задания и вопросы для работы в микрогруппах (по 4-5 человек):

    1. Алексей Кулаковский как основоположник якутской литературы. Традиции национального фольклора в творчестве Кулаковского. Рецепция традиций русской литературы в стихах поэта.

    2. Судьба якутов в историческом времени и пространстве как главная тема поэмы А. Кулаковского «Сон шамана» (1910).

    3. Художественное своеобразие поэзии А.Софронова. Природа и человек в творчестве А.Софронова. Образность языка лирики якутского автора.

    4. Мифологический тип мышления как основа художественной образности поэзии А. Софронова. Космогонические мотивы в творчестве.

    5. Жанрово-стилевые особенности художественного мира Юрия Рытхэу. Мифопоэтическая основа творческого мышления автора. Соотношение мифологического и реалистического в повести Ю.Рытхеу «Когда киты уходят».

    Материалы к занятию:

    1. Хайруллин Р.З. Литература народов России. Учебн. пос. для студентов филол. фак.-ов. – М.: «Инфра-М», 2017.
    2. Горшкова Н.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 84 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44679.— ЭБС «IPRbooks»
    3. Антошин К.Ф. У истоков жизни: о современной литературе народов Хакассии,Тувы, Горного Алтая / К.Ф.Антошин. – Красноярск, 1981.
    4. Васильева Т.Н. Поэтика твердых форм в якутской лирике: особенности освоения восточных и европейских художественных традиций / Т.Н. Васильева: автореф. дис…. канд. филол. наук. – Якутск, 2007. https://dlib.rsl.ru/viewer/01003162099#?page=4
    5. Киндикова Н.М. Проблемы алтайской лирики: (генезис, поэтика, искусство перевода) / Н.М.Киндикова. – Алтай – Горно-Алтайск, 2003.
    6. Кулаковская Л.Р. Научная биография: личность поэта и его время / Л.Р.Кулаковская: автореф. дис…канд. филол. наук. – Якутск, 2003.
    7. Окорокова В.Б. Пути развития прозы в литературах народов Якутии: жанрово-стилевые процессы (якутская, юкагирская, эвенская, эвенкийская проза XXвека) / В.Б.Окорокова: автореф. дис…д-ра. филол. наук. – Уфа, 1999.
    8. Семенова В.Г. Поэтический мир Анемподиста Софронова (Истоки. Проблематика.Поэтика) / В.Г.Семенова: автореф. дис. …канд. филол. наук. – Якутск, 1999.
    9. Тобуроков Н.Н. Якутский стих / Н.Н.Тобуроков. – Якутск,1985.
    10. Захарова Н.Е. Этнокультурная специфика языкового сознания эвенков, якутов и русских (на примере населения эвенкийских сел Якутии) / Н.Е.Захарова. – Новосибирск, 2007.
    11. Шпрыгов Ю.М. Молодость Дальнего Севера: Чукотка в современной художественной прозе / Ю.М.Шпрыгов. – М., 1984.
    12. Юрий Рытхэу. Когда киты уходят: Повести и рассказы. — Ленинград: Ленинградское отделение изд-ва «Советский
    писатель», 1977. — С. 5-92. http://lib.ru/PROZA/RYETHU_J/kity.txt
    13. Коняев Н. АЛЕКСЕЙ КУЛАКОВСКИЙ. Серия «ЖЗЛ». М., 2011. https://coollib.net/b/456609/read
    14. Полторацкий И.С., Силантьев И.В., Широбокова Н.Н. Некоторые теоретические аспекты изучения младописьменных литератур // Сибирский филологический журнал. 2013. https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-teoreticheskie-aspekty-izucheniya-mladopismennyh-literatur/viewer
    15. . Иевлев Е. К. ДУХОВНЫЙ ГУМАНИЗМ А. И. СОФРОНОВА //ВЕСТНИК СВФУ. 2013. том 10. № 3 https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnyy-gumanizm-a-i-sofronova
    16. Бурцев А.А. ПОЭМА А. КУЛАКОВСКОГО «СОН ШАМАНА» В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ//
    Наука и образование. 2010. №3. https://cyberleninka.ru/article/n/poema-a-kulakovskogo-son-shamana-v-kontekste-mirovoy-literatury/viewer

  • Ссылка на практическое занятие №5 за 08.05.2020 от группы ФЛ-РЛБ-41

    https://drive.google.com/drive/folders/10C642pYpdNM4uZ9PGlaWfmur6hYpz43i

  • 15.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-42), 19.06.2020 г. (для группы ФЛ-РЛБ-41)

    Зачет по дисциплине «Литература народов России»

    Индивидуальные задания:

    Составить литературную карту по одному из представленных произведений:

    1. К.Хетагуров «Осетинская лира».
    2. Шолом-Алейхем «Тевье-молочник».
    3. Р.Гамзатов «Мой Дагестан».
    4. М.Джалиль «Моабитская тетрадь» .
    5. Ч.Айтматов «Буранный полустанок».
    6. Ю.Рытхеу «Когда киты уходят».

    Старосты групп должны создать папки на гугл-диске, в которые студентам необходимо выложить выполненные задания в срок до 18.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-41) и до 14.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-42). Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «ЗачетЛНР_Фамилия студента». Старосты публикуют ссылки на папки в сообщении в этом топике.

  • Ссылка на практическое занятие №6 за 22.05.2020 от группы ФЛ-РЛБ-41

    https://drive.google.com/drive/folders/1qVRekr4PC01OURsvxDiT2p2J-C8gKCC1

  • Уважаемые студенты 4 курса! Приближается зачёт по дисциплине. Поэтому я прошу активизироваться студентам , имеющим задолженности по практическим занятиям. Студенты , не приславшие материалы по всем практическим занятиям, аттестованы не будут. Особенно прошу активизироваться студентам группы ФЛ-РЛБ-42.

  • Ссылка на практическое занятие №7 за 05.06.2020 от группы ФЛ-РЛБ-41

    https://drive.google.com/drive/folders/1U1v_Xw0mw7jQ2oAoRSwFl—8rvAmbYRS

  • Работы к зачёту от ФЛ-РЛБ-41:
    Ссылка: https://drive.google.com/drive/folders/1BAPMalGnBkU-Qp2A28q2w95xMq_SIlKn