4 курс (очное) Литература народов России (лекции) (Рябцева Н.Е.) (4 записи)

  • Литература народов России (лекции) (Рябцева Н.Е.)

  • 6.04.2020г., 20.04.2020 г. Лекция № 2-3

    Тема: «Осетинская литература: традиции, художественные особенности , специфика литературного процесса»

    План:

    1. Мифологические и фольклорные истоки осетинской литературы. Зарождение идеи личности в нартовском эпосе и специфика эпического образа.Основные герои, темы и мотивы осетинского нартовского эпоса. «Формула бытия» в эпосе нартов.

    2. Этническая картина мира осетин в первой половине ХIХ века. Т.Мамсуров и начало осетинской литературы. Основные темы, идеи и образы произведений Мамсурова. Философские и социальные мотивы его поэзии. Тема Родины в стихотворениях поэта. Фольклорные и религиозно-философские истоки поэтического мира.

    3. Художественно-эстетические предпосылки формирования малых эпических жанров в осетинской литературе. Структурно-семантические особенности фольклорного жанра таураг. Художественно-стилевое своеобразие малой прозы Сека Гадиева.

    4. К.Хетагуров (1859–1906) – основоположник осетинской литературы и создатель осетинского литературного языка.
    Просветительская деятельность Хетагурова. К.Хетагуров и русская литература. Литературная деятельность Хетагурова на русском и осетинском языке. Романтическая поэма К.Хетагурова «Фатима. Кавказская повесть». Своеобразие конфликта в поэме. Лермонтовские традиции в создании образа Джамбулата. Лирический сборник Хетагурова «Осетинская лира». Мотив боли и человеческого страдания как основной в сборнике («Мать», «Дума», «Завещание», «А-лол-лай»). Нравственно- психологическое и национальное своеобразие лирического героя. Публицистичность – характерная особенность стихотворений К.Хетагурова, созданных по второй половине 80-х годов XX века, их связь с традициями фольклора осетинского народа.

    5. Становление и развитие методов романтизма и реализма в осетинской малой прозе начала XX века. Специфика художественной реализации романтического метода в осетинской малой прозе конца XIX – начала XX вв. Сюжетная и идейная роль события в рассказах Арсена Коцоева. Эволюция жанровой формы и метода в рассказах А.Коцоева в 20- 30-х гг. XX века.

    6. Тема Великой Отечественной войны в осетинской литературе. Диалог с традицией в осмыслении темы войны в творчестве Г. Плиева. Строгий документализм и психологизм. Сочетание героизма и гуманизма.

    7. Основные тенденции развития осетинской литературы после 1980-х годов. Творчество Р.Тотрова. Идейно-художественное своеобразие романа Р.Тотрова «Любимые дети». Тема Дома в романе сквозь призму традиций осетинской и русской литературы. Тема исторической памяти в романе. Творчество Г.Тедеева и его повесть «Черная жемчужина». Взаимодействие исторического и нравственно-философского планов повести. Притчевое начало произведения.

    Литература
    1. Хайруллин Р.З. Литература народов России. Учебн. пос. для студентов филол. фак.-ов. – М.: «Инфра-М», 2017.
    2. Горшкова Н.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 84 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44679.— ЭБС «IPRbooks»
    3. Петрухин В.Я. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье [Электронный ресурс]/ Петрухин В.Я., Раевский Д.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 384 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14973. — ЭБС «IPRbooks»
    4. Актуальные этноязыковые и этнокультурные проблемы современности. Книга I [Электронный ресурс]/ Ю. Бестерс-Дилгер [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2014.— 397 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35647.— ЭБС «IPRbooks»
    5. Проблемы особых межлитературных общностей / Под ред. Д. Дюришина. – М., 1993.
    6. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1. М., 1995.
    7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1988.

    Материалы к лекции:
    1. Кусаева З.К. Мифо-фольклорные традиции в осетинской литературе // Фундаментальные исследования. 2013. №4. https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31315
    2. Фидарова Р.Я. Осетинский литературный процесс. Проблемы истории и теории. – В 5 т. – Т.1 / Р.Я. Фидарова. – Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН. – 2016. – 312 с. http://soigsi.com/books/b17/fidarova.pdf.pdf
    3 . Мамиева И.В. Основные вехи развития осетинской поэзии: имена и тенденции // Известия СОИГСИ. Сер. Языкознание. Литературоведение. Фольклористика. 2016. 22 (61) https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-vehi-razvitiya-osetinskoy-poezii-imena-i-tendentsii/viewer
    4. Коста Хетагуров: Завещание. Документальный фильм. https://www.youtube.com/watch?v=AwkxEnookkc
    5. Художественный фильм по поэме К.Хетагурова «Фатима» (1958) https://www.youtube.com/watch?v=3FIMK2onpjw
    6. Сослан-Сосруко. Нартский эпос (документальный фильм) https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=WQMvxGUOmtE&feature=emb_logo
    7. Коста и мировой историко-культурный процесс. Сборник материалов Международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения К.Л. Хетагурова. – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. – 333 с.http://soigsi.com/books/kosta.pdf
    8. Фидарова Р.Я.,Кайтова И.А. Единство личного и социального в творчестве Р.Тотрова // Известия СОИГСИ. Сер. Языкознание. Литературоведение. Фольклористика. 2013. № 9 (48) https://cyberleninka.ru/article/n/edinstvo-lichnogo-i-sotsialnogo-v-tvorchestve-r-totrova/viewer
    9. Тибилова А.Т. Интертекстуальные связи рассказа Георгия Тедеева «Медведь» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Сер. «Языкознание и литературоведение» 2009. №1. https://cyberleninka.ru/article/n/intertekstualnye-svyazi-rasskaza-georgiya-tedeeva-medved/viewer

  • 18.05.2020г., 01.06.2020г. лекция №№4-5
    Тема: «Этапы развития татарской литературы»

    1. Истоки татарской литературы. Фольклорное наследие и памятники средневековой тюркской письменной культуры. Литература Волжской Булгарии. Романтическая поэма Кул Гали «Сказание о Юсуфе». Образ идеального правителя. Тема любви.
    2. Литература Золотой Орды. Влияние персидско-таджикской поэзии на развитие татарской литературы. Поэма «Гулистан» Саифа Сараи, «Хосров и Ширин» Кутби как творческие переводы одноименных поэм Низами и Саади.
    3. Религиозно-философское учение суфизма и его влияние на татарскую литературу.
    3.1. Религиозно-философские принципы суфизма как основа средневековой модели мира в татарской литературе. Оппозиция: макрокосмос и микрокосмос (Бог/человек). Концепция эманации.
    3.2. Суфийские произведения периода Казанского ханства. Поэзия Кул Шарифа: образы-символы, воплощающие идею единения человека и Бога (образы птицы, моря). Тема Божественной любви в творчестве поэта.
    3.3. Традиция суфизма в творчестве Маули Колыя. Тема Божьего милосердия и человеческой греховности. Мотив покаяния в творчестве поэта. Дидактическое начало в поэзии.
    3.4. Традиции общественно-политической мысли суфийского учения в татарской литературе. Образ «совершенного человека» . Образ справедливого и мудрого правителя, наделенного качествами пророка.
    4. Татарская литература в ХVIII — ХIХ вв. Просветительские идеи и их трансформации. Идея высшего совершенствования через знание. Реалистические тенденции в литературе. Первые национальные романы, повести и рассказы, написанные в русле реализма. Предмет художественного исследования — человек и его жизнь.
    5. Проблема раскрепощения женщины в татарской литературе конца ХIХ века. Роман З.Бигиева «Олуф или красавица Хадича», повесть Г.Гафурова «Моя старшая сестра», драма Г.Ильяси «Бедная девушка».
    6. Роль Г.Исхаки в татарской литературе начала ХХ века. Трагедия «Зулейха» и образ женщины, хранящей нравственные и национальные устои общества.
    7. Поэзия Г. Тукая. Просветительское направление его ранних стихотворений («Шакирд, или одна встреча», «О, перо»). Фольклорные традиции в поэме «Шурале».
    8. Творчество Мусы Джалиля. Романтический герой его юношеской лирики («Душе моей»). Основные мотивы поэзии М. Джалиля 1930-х гг. История создания, основные мотивы и образы цикла стихотворений «Моабитская тетрадь».
    9. Татарская литература во 2ой половине ХХ века. Интерес к национальной истории. «Вторая волна» модернизма и постмодернизм в татарской литературе.
    9.1. Широкая философская трактовка национального характера, усиление нравственно-философской проблематики и психологизма в литературе 60-80-е годов. Создание художественной концепции национального характера в исторической прозе («Дочь Волги» Г.Ахунова, «Тридцатый год» Ф.Хусни, «Первая весна» С.Рафикова, «Ямашев» А.Расиха, «Свистящие стрелы» Н.Фаттаха, «Кубрат хан» М.Хабибуллина, «Зерно и жернова» Дж. Тарджиманова).
    9.2. Традиции модернистской прозы в прозе Ф.Байрамовой. Смешение реалистического и фантастического в повести «Бескрылые чайки». Мифопоэтическая парадигма художественной образности.
    9.3. «Интеллектуальная проза» в татарской литературе конца ХХ века. Приметы постмодернизма в романе М.Кабирова «Единственная и неповторимая». Притчевое начало в романе Г.Гильманова «Лесные духи».

    Литература

    1. Хайруллин Р.З. Литература народов России. Учебн. пос. для студентов филол. фак.-ов. – М.: «Инфра-М», 2017.
    2. Горшкова Н.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 84 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44679.— ЭБС «IPRbooks»
    3. Петрухин В.Я. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье [Электронный ресурс]/ Петрухин В.Я., Раевский Д.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 384 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14973. — ЭБС «IPRbooks»
    4. Актуальные этноязыковые и этнокультурные проблемы современности. Книга I [Электронный ресурс]/ Ю. Бестерс-Дилгер [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2014.— 397 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35647.— ЭБС «IPRbooks»
    5. Проблемы особых межлитературных общностей / Под ред. Д. Дюришина. – М., 1993.
    6. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1. М., 1995.
    7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1988.

    Материалы к лекциям:

    1. Г. Тукай: стихи https://www.culture.ru/literature/poems/author-gabdulla-tukai
    2. Муса Джалиль. Избранное/Составитель В. Ганиев. Вступительная статья Ю.Королькова. — М., 1966 http://lib.ru/POEZIQ/DZHALIL/izbrannoe.txt
    3. Гали Б.Т. Об историзме творчества татарского поэта Г.Тукая// Вестник Чувашского университета. 2006.
    https://cyberleninka.ru/article/n/ob-istorizme-tvorchestva-tatarskogo-poeta-g-tukaya/viewer
    4. Юсупова Н. Трансформация суфийской символики в поэзии о Г.Тукае (начало ХХ в.) //
    Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2008. т.150.Кн.8 https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sufiyskoy-simvoliki-v-poezii-o-g-tukae-nachalo-hh-v/viewer
    5.Газизова А.А. «Героизм и подвижничество» поэта: «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля // Преподаватель ХХI век. 2015. №3
    https://cyberleninka.ru/article/n/geroizm-i-podvizhnichestvo-poeta-moabitskaya-tetrad-musy-dzhalilya/viewer
    6. Созина Е.К. «Так от поколенья к поколенью тянутся единой цепи звенья»: поэзия Мусы Джалиля в контексте классической традиции // Филологический класс. 2007. https://cyberleninka.ru/article/n/tak-ot-pokolenya-k-pokolenyu-tyanutsya-edinoy-tsepi-zvenya-poeziya-musy-dzhalilya-v-kontekste-klassicheskoy-traditsii/viewer
    7. Габдула Тукай. Документальный фильм (2014) https://www.youtube.com/watch?v=eDEduy8i-q8
    8. Муса Джалиль — стихотворение «Варварство» https://www.youtube.com/watch?v=EuRsAFLhfPE
    9. Муса Джалиль. Приговоренный к Бессмертию. Документальный фильм. 2015. https://www.youtube.com/watch?v=mru8bswDqVU
    10. Татарская литература в ХХ веке https://zen.yandex.ru/media/id/5a2a5a1b8c8be390056bcdc4/15minutnyi-putevoditel-tatarskaia-literatura-xx-veka-v-12-mastridah-5b8d1aabfd3cf000aae721a2
    11.Юсупова Н.М., Юсупов А.Ф. Суфийская символика в татарской поэзии ХIХ века // Филология и культура. 2014. №2 (36) https://cyberleninka.ru/article/n/sufiyskaya-simvolika-v-tatarskoy-poezii-hih-veka/viewer
    12. Якупова Г.Х. РОЛЬ Г. ИСХАКИ В ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА // Балтийский гуманитарный журнал . 2018. Т.7. №2 (23) https://cyberleninka.ru/article/n/rol-g-ishaki-v-tatarskoy-literature-nachala-hh-veka

  • 15.06.2020г. Лекция№6

    Тема:»Жанрово-стилевые особенности башкирской литературы. Творчество Мустая Карима »

    План:

    1. Жизненный и творческий путь М. Карима.
    2. Поэтические произведения Мустая Карима. Основные темы и мотивы его лирики военного периода. Художественные особенности лирики.
    3. Поэмы«Декабрьская песня» (1942), «Черные воды» (1961): проблематика и поэтика. Послевоенное творчество поэта (стихотворение «Три дня», поэма «Черные воды», повесть «Помилование»).
    4. Поэтический цикл «Европа – Азия». Своеобразие лирического героя. Система пространственных образов. Поэтическая перекличка с поэмой А. Твардовского «За далью – даль».
    5. Традиции А.Чехова и М.Горького в драматургии М. Карима («Страна Айгуль», «В ночь лунного затмения», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей!»).
    6. Образ ребёнка в повести «Долгое-долгое детство».

    Материалы к лекции:

    1. Хайруллин Р.З. Литература народов России. Учебн. пос. для студентов филол. фак.-ов. – М.: «Инфра-М», 2017.
    2. Горшкова Н.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горшкова Н.Д., Оробец Л.М. – Электрон. текстовые данные. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2014. – 84 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44679.— ЭБС «IPRbooks»
    3. Петрухин В.Я. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье [Электронный ресурс]/ Петрухин В.Я., Раевский Д.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 384 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14973. — ЭБС «IPRbooks»
    4. Актуальные этноязыковые и этнокультурные проблемы современности. Книга I [Электронный ресурс]/ Ю. Бестерс-Дилгер [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2014.— 397 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35647.— ЭБС «IPRbooks»
    5. Проблемы особых межлитературных общностей / Под ред. Д. Дюришина. М., 1993.
    6. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. 1. М., 1995.
    7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1988.
    8. Ломунова М.Н. Мустай Карим. – М., 1988.
    3. Хакимов А.Х. С веком наравне. – М., 1971.
    4. Хренков Д.Т. Мустай Карим. – М., 1979.
    5. Хусаинова А.Х. Философия войны и экзистенция человека в «пограничной ситуации» в военном творчестве Мустая Карима //Социально-гуманитарные знания . 2015. №10.
    6. Хужахметов А., Гиндуллина Р. СВОЕОБРАЗИЕ ЭВОЛЮЦИИ ЛИРИКИ МУСТАЯ КАРИМА // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. C. 94-98.
    7. Гареева Г.Н. Великий гуманист Мустай Карим // Проблемы востоковедения. 2015. https://cyberleninka.ru/article/n/velikiy-gumanist-mustay-karim-posvyaschaetsya-95-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-1919-2005
    8. Кильмухаметов Т. А. ТВОРЧЕСКИЙ ВКЛАД МУСТАЯ КАРИМА В РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БАШКОРТОСТАНА //Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №4 https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-vklad-mustaya-karima-v-razvitie-natsionalnoy-kultury-bashkortostana
    9. «МУСТАЙ КАРИМ» (Документальный фильм 2004) https://www.youtube.com/watch?v=szmzB1Br0ms

    Вопросы студентам для самопроверки:

    1. Как военная тема раскрывается в послевоенном творчестве М. Карима?
    2. Охарактеризуйте стихотворный цикл М. Карима «Европа–Азия». Как в нем осуществляется поэтическая перекличка с поэмой А. Твардовского «За далью – даль»?