4 июня 1920
4 курс, История русской литературы
Лекция
Тема лекции:
Русская поэзия 1920-1930-х годов: основные направления развития
План лекции:
1. Русская поэзия 1920-1930-х годов в литературном процессе. Этапы развития поэзии 1920-1930-х годов.
2. Поэтическое творчество В.В. Маяковского 1920-х годов.
Темы строительства новой жизни, советского патриотизма в поэзии В. Маяковского 1920-х годов.
Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского пореволюционного периода и в поэме «Во весь голос».
Сатирические стихи и пьесы «Клоп», «Баня» Маяковского 1920-х годов.
Любовная лирика Маяковского 1920-х годов и поэма «Про это».
3. Творчество ОБЭРИУ как явление литературного авангарда.
История изучения и восприятия творчества обериутов.
Истоки творчества ОБЭРИУ.
Обериуты в литературном процессе 1920-1930-х годов.
Творчество Д. Хармса.
Поэтическое творчество Н. Олейникова.
Эволюция творчества Н. Заболоцкого.
4. Тема революционной романтики в поэзии 1920-х-1930-х годов. Творчество М. Светлова, Э. Багрицкого. Тема социалистического строительства и трудового энтузиазма в поэзии Б. Ручьева, Б. Корнилова. Массовая песня 1930-х годов как отражение мифологизированной картины мира. Поэтические произведения М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача.
5. Тема репрессий в русской поэзии 1930-х годов.
Поэзия А. Ахматовой 1930-х годов. Поэтический контекст поэмы «Реквием».
Стихотворения О. Мандельштама 1930-х годов. Новый художественный язык поэзии Мандельштама.
Стихотворение Д. Кедрина «Зодчие» как историческая проекция на события конца 1930-х годов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сайт по творчеству Д. Хармса http://www.d-harms.ru/articles/index.html
2. Сайт по творчеству В. Маяковского http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakovskiy/kritika/naumov-seminarij/osnovnye-zadachi-izucheniya.htm
3. Русская литература 1920–1930-х гг. Портреты поэтов. Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2008. https://www.twirpx.org/file/1894985/grant/
4. Галиева Марианна Андреевна. Фольклорная традиция в поэме В. В. Маяковского «Про это» // Научный диалог. 2015. №6 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklornaya-traditsiya-v-poeme-v-v-mayakovskogo-pro-eto
5. Михайлов А.А. Маяковский Глава «Что вы пишете? «http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakovskiy/bio/mihajlov-mayakovskij/a-chto-vy-pishete.htm
6. Гурленова Л.В. Песенная лирика М. Исаковского как предмет междисциплинарного исследования ХХ-ХХI вв. // Человек. Культура. Образование. 2018. № 3 (29). С. 59-69. https://www.elibrary.ru/query_results.asp
7. Жаккар Ж.-Ф. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину. Избранные работы о русской словесности. – М.: НЛО, 2011. https://www.twirpx.org/file/1978757/grant/ Раздел «Даниил Хармс: поэт в двадцатые годы, прозаик — в тридцатые (Причины смены жанра)»
8. Кобринский А. А. Поэтика ОБЭРИУ в контексте русского литературного авангарда XX века. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2013. — 316 с. http://www.d-harms.ru/library/poetika-oberiu-v-kontekste-russkogo-literaturnogo-avangarda-xx-veka.html
9. Бурлака Д.К. (отв. ред.) Н.А. Заболоцкий: pro et contra. Личность и творчество Н.А. Заболоцкого в оценке писателей, критиков, исследователей. Антология. СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2010. https://www.twirpx.org/file/3079409/
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
Контрольные вопросы и задания – выполняются по подгруппам. Координаторы подгрупп размещают выполненное задание на яндекс-диске, присылают мне и выкладывают на адрес http://edu.vspu.ru/groups/lit/ ссылку. Задание надо выполнить до конца дня 8 июня. За каждое выполненное задание ставится от 1 до 5 баллов. Трудитесь!
1 подгруппа:
Задание1.
Дать комментарий к стихотворению В. Маяковского «Сергею Есенину». Комментарий включает 3 компонента: 1) текстологический комментарий (указывается и комментируется время создания, время публикации, изменения текста при последующих публикациях, если они были); 2) историко-литературный и биографический комментарий; 3) построчный комментарий – пояснения слов, которые требуют пояснений. При комментировании проявите внимательность – не надо комментировать понятное и очевидное, но не надо пропускать слова и словосочетания, которые нуждаются в пояснении.
Задание 2.
Составить «интервью» с Даниилом Хармсом. Поэту надо задать не менее 10 вопросов о его биографии и творчестве. Привести «ответы» поэта. Каждый ответ сопровождается цитатой из произведений Хармса.
Задание 3.
Внимательно посмотреть презентацию №1. Исправить в слайдах ошибки. Там, где надо, заменить изображение.
Подгруппа 2
Задание1.
Дать комментарий к стихотворению В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». Комментарий включает 3 компонента: 1) текстологический комментарий (указывается и комментируется время создания, время публикации, изменения текста при последующих публикациях, если они были); 2) историко-литературный и биографический комментарий; 3) построчный комментарий – пояснения слов, которые требуют пояснений. При комментировании проявите внимательность – не надо комментировать понятное и очевидное, но не надо пропускать слова и словосочетания, которые нуждаются в пояснении.
Задание 2.
Составить «интервью» с Эдуардом Багрицким. Поэту надо задать не менее 10 вопросов о его биографии и творчестве. Привести «ответы» поэта. Каждый ответ сопровождается цитатой из произведений Заболоцкого.
Задание 3.
Внимательно посмотреть презентацию №2. Исправить в слайдах ошибки. Там, где надо, заменить изображение.
Подгруппа 3.
Задание 1.
Дать комментарий к стихотворению В. Маяковского «Юбилейное». Комментарий включает 3 компонента: 1) текстологический комментарий (указывается и комментируется время создания, время публикации, изменения текста при последующих публикациях, если они были); 2) историко-литературный и биографический комментарий; 3) построчный комментарий – пояснения слов, которые требуют пояснений. При комментировании проявите внимательность – не надо комментировать понятное и очевидное, но не надо пропускать слова и словосочетания, которые нуждаются в пояснении.
Задание 2.
Составить «интервью» с Николаем Заболоцким. Поэту надо задать не менее 10 вопросов о его биографии и творчестве. Привести «ответы» поэта. Каждый ответ сопровождается цитатой из произведений Заболоцкого.
Задание 3.
Внимательно посмотреть презентацию №3. Исправить в слайдах ошибки. Там, где надо, заменить изображение.
Подгруппа 4.
Задание 1.
Дать комментарий к стихотворению В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой». Комментарий включает 3 компонента: 1) текстологический комментарий (указывается и комментируется время создания, время публикации, изменения текста при последующих публикациях, если они были); 2) историко-литературный и биографический комментарий; 3) построчный комментарий – пояснения слов, которые требуют пояснений. При комментировании проявите внимательность – не надо комментировать понятное и очевидное, но не надо пропускать слова и словосочетания, которые нуждаются в пояснении.
Задание 2.
Составить «интервью» с Николаем Олейниковым. Поэту надо задать не менее 10 вопросов о его биографии и творчестве. Привести «ответы» поэта. Каждый ответ сопровождается цитатой из произведений Олейникова.
Задание 3.
Внимательно посмотреть презентацию №4. Исправить в слайдах ошибки. Там, где надо, заменить изображение.
Итоги проверки заданий к практическому занятию по теме:
Сатирическая проза 1920-х годов
Подгруппа ФЛ-41-1
Замечания Баллы
1 задание.
«Можно сделать вывод, что он
необразованный, но очень начитанный
человек» – а это как?
Таблица сделана отлично. Небольшое уточнение: «Вам памятник нужно нерукотворный
воздвигнуть» — не только «Остап таким образом делает комплимент
архивариусу», но и пушкинская цитата. Но вы об этом выше писали.
То, что нашли и использовали статью Верстуниной «Языковая личность Ипполита Матвеевича Воробьянинова в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и в рассказе «Прошлое регистратора загса», — это в принципе неплохо. Но не стоило скачивать чуть ли не всю статью.
4
2 задание
Задача буктрейлера – вызвать интерес к определенному тексту. А ваш буктрейлер едва ли выполнит такую задачу. Из него вообще неясно – сами-то вы рассказ Зощенко прочитали?
1
3 задание.
При соавторстве с Яхияевой Саидат Хизбулаевны и Муслимовой Миясат Шейховны в целом с заданием справились. Но! Авторы статьи пишут: «Новые и
модные слова «идеология», «индифферентно» (спокойно, равнодушно),
«комячейка», «собрания», «лицо официальное» — соединяются со старой
обывательской фразеологией «кавалер у власти».
Слово индифферентно вообще не из приведенного ими ряда, анализ авторов статьи, я бы сказала, упрощенный и «топорный».
Зная вас, я просто уверена, что без этих подпорок сделали бы анализ умнее, глубже и точнее.
3
4 задание
В ходе подготовки презентации явно пошли по пути наименьшего сопротивления – не стали заморачиваться и ограничились только иллюстрациями Кукрыниксов. А между тем были еще иллюстрации Евгения Александровича Шукаева очень интересный художник. Он иллюстрировал «Липовые аллеи» — посмотрите, что это. Есть интересный рисунок Бориса Николаевича Лукина, есть замечательные иллюстрации Константина Ротова, прекрасные иллюстрации Сергея Лемехова. В общем, задание выполнено весьма халтурно.
1
Итог 9
Итоги проверки заданий к практическому занятию по теме:
Сатирическая проза 1920-х годов
Подгруппа ФЛ-41-2
Замечания Баллы
1 задание.
Первый образ, который мы
встречаем — это номер. Слово
«зачастил» относился к разговорной
лексике и уже снижает образ
рассказчика.
Что значит номер в этом контексте? Что это за пространство?
В целом молодцы, работа проделана большая и плодотворная.
4
2 задание
Буктрейлер мне понравился. Не совсем выдержаны законы жанра – это скорее не буктрейлер, а видеоиллюстрация (не вполне точная) к рассказу Зощенко, но в целом получилось удачно и идея рассказа передана.
4
3 задание.
Всего много, но четкого ответа на вопрос нет. Хотя в целом материал интересный.
2
4 задание
Александра!
И как Вы себе представляете использование слайдов 3,4,5,7,8 Вашей презентации? Непонятно! Что, все сидят и читают текст?
Материал собран, но как презентация он не выстроен
2
Итог 12
Итоги проверки заданий к практическому занятию по теме:
Сатирическая проза 1920-х годов
Подгруппа ФЛ-41-3
Замечания Баллы
1 задание.
Не без помощи О.Б. Хотяновой с работой в целом справились.
4
2 задание
Это буктрейлер не романа, а фильма
2
3 задание.
4 балла поставлю Гришугиной М.А. из ГБОУ СОШ №531.
А вам — увы, увы!
0
4 задание
Презентация неплохая, но материалов по иллюстрациям к Зощенко можно было найти гораздо больше. Тут, как говорится, обошлись малой кровью
2
Итог 8
Итоги проверки заданий к практическому занятию по теме:
Сатирическая проза 1920-х годов
Подгруппа ФЛ-41-4
Замечания Баллы
1 задание.
Задание выполнено, но уровень слабоват. Указание на использование эпитетов и сравнений в описании пространства сделано механически. Как это раскрывает особенности изображаемого пространства – не вполне понятно.
2
2 задание
Буктрейлер хорош! Можно было бы побольше, но замысел мне очень понравился. Вспомнила шутку нынешних времен: в результате карантина так улучшилась экология, что в каналах Венеции появились дельфины, а на месте крушения Титаника всплыл Леонардо ди Каприо
4
3 задание.
Ответ прекрасный!
4
4 задание
Презентация отличная! Текста, конечно, многовато, но материал очень интересный.
4
Итог 14
Итоги проверки заданий к практическому занятию по теме:
Сатирическая проза 1920-х годов
Подгруппа ФЛ-42-1
Замечания Баллы
1 задание.
Диалог Воробьянинова и Лизы в Музее мебели. Киса
читает стихи, приглашая девушку на свидание. Правда, с
авторством оба ошиблись — Лиза предположила, что это
стихи Жарова, Киса отрицать не стал.
А на самом деле чьи стихи? И в чем здесь весь юмор?
К отцу Федору вы как-то излишне сурово отнеслись. Это ж все-таки юмористический персонаж, к тому же в духе идеологической установки на борьбу с религией.
В целом работа вполне добротная
4
2 задание
Буктрейлер мне понравился. Молодцы!
4
3 задание.
То, что нашли статью Ларисы Абдурахмановны Исаевой «ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗОВ М. М. ЗОЩЕНКО», хорошо, но использовали ее не совсем удачно.
3
4 задание
Презентация хорошая. Можно было бы еще вспомнить иллюстрации Сергея Лемехова – по-моему, очень интересные. Но и так высший балл.
4
Итог 15
Итоги проверки заданий к практическому занятию по теме:
Сатирическая проза 1920-х годов
Подгруппа ФЛ-42-2
Замечания Баллы
1 задание.
Таблица не соответствует заданию. Так что только 2 балла
2
2 задание
Буктрейлер так себе. От текста далек, главную функцию буктрейлера – заинтересовать текстом – не выполняет
2
3 задание.
К правильному ответу вы подошли вплотную, но потом свернули куда-то не туда. Почему-то не вспомнили, какое место занимает управдом в произведениях Булгакова – и в «Собачьем сердца», и в «Зойкиной квартире», и в романе «Мастер и Маргарита»
3
4 задание
Презентация мне понравилась.
4
Итог 11
Итоги проверки заданий к практическому занятию по теме:
Сатирическая проза 1920-х годов
Подгруппа ФЛ-42-3
Замечания Баллы
1 задание.
Не без помощи О.Б. Хотяновой в целом с заданием справились. Источник вполне достойный.
4
2 задание.
Буктрейлер в целом вполне удачный. Замечания частные:
-на минуте 0,09 – 1920-х годов светлый шрифт на светлом фоне совсем потерялся;
— на 01.09 – опечатка: юмор искрометный
— на 1.30 ужасная иллюстрация: не великий комбинатор, а какая-то шпана из подворотни.
Но в целом работа хорошая
4
3 задание.
4 балла поставлю Гришугиной М.А. из ГБОУ СОШ №531.
А вам — увы, увы!
0
4 задание
Отличная презентация! 4
Итог 12
Итоги проверки заданий к практическому занятию по теме:
Сатирическая проза 1920-х годов
Подгруппа ФЛ-42-4
Замечания Баллы
1 задание.
Задание выполнено качественно. Удачно использован текст. Я бы еще уточнила, что Черноморск – это Одесса, город вполне узнаваемый.
4
2 задание.
Получился буктрейлер не книги, а фильма. Законы жанра буктрейлера не вполне выдержаны.
3
3 задание.
Ответ правильный, но очень неполный. Ничего нет про коммунальную квартиру, про советское учреждение и другие образы.
2
4 задание
Отличная презентация!
5
Итог 14
Проверка работ студентов 4 курса, группа ФЛ-41 история русской литературы, практическое занятие «Сатирические повести М.А. Булгакова » на яндекс-диске
//drive.google.com/open?id=1k3Gwy6tSEylSKLetUvyHHQzc57T_5KUs
Проверка работ 4 курса, История русской литературы, размещена на https://disk.yandex.ru/client/disk
Задание к практическому занятию на 21.05.20
4 курс История русской литературы
Практическое занятие №6.
Тема:
Сатирическая проза 1920-х годов
Задания подгруппам
Подгруппа 1.
1 задание.
Заполнить таблицу. Для этого выписать из романа И.Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» фрагменты, на основании которых можно составить речевую характеристику 5 персонажей (реплики, монологи). В комментариях укажите, какие приемы речевой характеристики применяются в тексте и как речь характеризует персонажей.
Персонаж, образцы речи Комментарий
1.
2 задание
Подготовить буктрейлер по рассказу М. Зощенко «Не надо иметь родственников».
3 задание
Составить письменный ответ на вопрос: Какую роль в рассказе М. Зощенко «Аристократка» играет реплика «А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет»? Объем — не более 1 страницы стандартного текста (кегль 14, интервал полуторный).
4 задание
Подготовить мультимедийную презентацию «Романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в иллюстрациях художников» (не менее 12 слайдов).
Подгруппа 2.
Задание 1.
Заполнить таблицу. Для этого выписать из рассказов М. Зощенко фрагменты, на основании которых можно составить описание 5 пространственных образов. В комментариях укажите, какие приемы описания применяются в тексте и как они характеризуют авторскую позицию.
Название рассказа, пространственный образ, описание Комментарий
1.
Задание 2.
Подготовить буктрейлер по рассказу М. Зощенко «Аристократка». Тому, кто скачает и пришлет букртейлер https://www.youtube.com/watch?v=9qQWMh-gXfY, баллов не только не добавлю, но и те, что есть, убавлю.
Задание 3.
Дать письменный ответ на вопрос: Как финал романа М.Ильф и Е. Петрова «Золотой теленок» соотносится с творчеством М.А. Булгакова? Объем — не более 1 страницы стандартного текста (кегль 14, интервал полуторный).
Задание 4.
Подготовить мультимедийную презентацию «Экранизации романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» (не менее 12 слайдов).
Подгруппа 3.
Задание 1.
Заполнить таблицу. Для этого выписать из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» фрагменты, на основании которых можно составить речевую характеристику 5 персонажей (реплики, монологи). В комментариях укажите, какие приемы речевой характеристики применяются в тексте и как речь характеризует персонажей.
Персонаж, образцы речи Комментарий
1.
Задание 2.
Подготовить буктрейлер по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
Задание 3.
Дать письменный ответ на вопрос: Какую роль в рассказах М. Зощенко играют жесты персонажей (с примерами из текста)? Объем — не более 1 страницы стандартного текста (кегль 14, интервал полуторный).
Задание 4.
Подготовить мультимедийную презентацию «Творчество Зощенко в различных видах искусства (иллюстрации, театральные и киноинтерпретации)» (не менее 12 слайдов)
Подгруппа 4.
Задание 1.
Заполнить таблицу. Для этого выписать из романа И.Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» фрагменты, на основании которых можно составить описание 5 пространственных образов. В комментариях укажите, какие приемы описания применяются в тексте и как они характеризуют авторскую позицию.
Пространственный образ, описание Комментарий
1.
Задание 2.
Подготовить буктрейлер по роману И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».
Задание 3.
Дать письменный ответ на вопрос: Какие пространственные образы объединяют рассказы М. Зощенко, романы И.Ильф и Е. Петрова, прозу и драматургию М.А. Булгакова? Объем — не более 1 страницы стандартного текста (кегль 14, интервал полуторный).
Задание 4.
Подготовить мультимедийную презентацию «М.М. Зощенко и Серапионовы братья» (не менее 12 слайдов).
Литература
1. Хотянова О.Б. Стилистические средства создания речевого портрета Остапа Бендера // Вестник МГУП. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-sredstva-sozdaniya-rechevogo-portreta-ostapa-bendera
2. Магонова А.В. Языковая личность Остапа Бендера в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» http://journals.uspu.ru/attachments/article/2282/14.pdfта
3. Жолковский А.К. Зощенко: Поэтика недоверия. – М.: Языки русской культуры», 1999. https://www.twirpx.org/file/2473698/
4. Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко. //Чудакова М.О. Избранные работы. Т.1. Литература советского прошлого. – М.: Языки русской культуры, 2001. С.79-245. https://www.twirpx.org/file/2423790/
5. Сарнов Б.М. Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко. М.: Культура, 1993. https://www.twirpx.org/file/1376352/
6. Подковырин Ю. В. Внешность героев в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» // Новый филологический вестник. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnost-geroev-v-romanah-i-ilfa-i-e-petrova-dvenadtsat-stuliev-i-zolotoy-telenok.
7. Одесский М. П., Фельдман Д. М. «Жизненный мир» в дилогии об Остапе Бендере: от «Двенадцати стульев» — к «Золотому теленку» // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2017. №5 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennyy-mir-v-dilogii-ob-ostape-bendere-ot-dvenadtsati-stuliev-k-zolotomu-telenku
8. Люликова А. В. Поэтика хронотопа дома в сатирических романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» // Гуманитарные науки . 2013. №2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-hronotopa-doma-v-satiricheskih-romanah-i-ilfa-i-e-petrova-dvenadtsat-stuliev-i-zolotoy-telyonok.
9. Афанасьева Т.С. Интеграция архетипов плута и демона в образе Остапа Бендера // Вестник ЮУрГГПУ. 2008. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-arhetipov-pluta-i-demona-v-obraze-ostapa-bendera
10. Курдюмов А.А. (Лурье Я.С.) В краю непуганых идиотов. Книга об Ильфе и Петрове. СПб., 2005. https://royallib.com/book/lure_yakov/v_krayu_nepuganih_idiotov_kniga_ob_ilfe_i
11. Щеглов Ю. К. Романы Ильфа и Петрова. Спутник читателя. — 3-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009.https://royallib.com/book/shcheglov/y_k_shcheglov_romany_ilfa_i_petrova.html
21.05.20 История русской литературы
21 мая 1920
4 курс, История русской литературы
Лекция
Тема лекции:
ЛИРИКА СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
План лекции:
1. История восприятия и изучения творчества Есенина. Высказывания современников о поэте. Изучение биографии и творчества Есенина в отечественном литературоведении советского периода. Есениноведение на современном этапе. Основные центры изучения творчества Есенина.
2. Истоки творчества Есенина
1). Крестьянские истоки поэзии Есенина.
2). Есенин в кругу новокрестьянских поэтов. Роль Николая Клюева в становлении творчества Есенина.
3) Фольклорные и литературные традиции в творчестве Есенина.
3. Влияние исторических катаклизмов на становление творчества Есенина.
1). Первая мировая война в биографии и творчестве Есенина.
2). Революция 1917 года в творческом самосознании и в поэзии Есенина.
3). Есенин и группа «Скифы».
4). Есенин о событиях гражданской войны и судьбах крестьянства в новой исторической реальности.
4. Имажинизм как этап творческого развития Есенина.
5. Тема природы в лирике Есенина.
6. Любовная лирика Есенина.
7. Трагическое мировосприятие Есенина и его отражение в циклах стихов «Кобыльи корабли», «Москва кабацкая».
8. Попытка преодоления духовного кризиса – цикл стихов «Персидские мотивы».
9. Эволюция темы России в поэзии Есенина.
ЛИТЕРАТУРА
Сайт, посвященный творчеству Есенина: https://esenin.ru
1. Алексеева А.А. «Москва кабацкая» С.А. Есенина как художественное единство // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015. № 3, https://elibrary.ru/item.asp?id=23873031
2. Бубнов С. А. С. А. Есенин и писатели «Крестьянской купницы» // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/s-a-esenin-i-pisateli-krestyanskoy-kupnitsy
3. Воронова О. Е. Национальное и общечеловеческое в творчестве Сергея Есенина. Архетипы. Универсалии. Концепты : учебное пособие / О. Е. Воронова ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. — Рязань, 2013. — 356 с. https://www.twirpx.org/file/2531564/grant/
4. Камаль З. А., Чарыкова О. Н. Роль фитонимов в репрезентации художественной картины мира С. Есенина // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fitonimov-v-reprezentatsii-hudozhestvennoy-kartiny-mira-s-esenina
5. Киселева Л.А. Есенин и Клюев: скрытый диалог http://klyuev.lit-info.ru/klyuev/kritika/kiseleva-esenin-i-klyuev.htm
6. Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: биография. – М.: Corpus; Астрель, 2011. https://www.twirpx.org/file/1320479/grant/
7. Петрова М. А. Элегический модус в жанровой системе С. А. Есенина // Rhema. Рема. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elegicheskiy-modus-v-zhanrovoy-sisteme-s-a-esenina
8. Шакирова Д. Р. Язык и стиль «Персидских мотивов» Сергея Есенина // Вестник ТГГПУ. 2007. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-i-stil-persidskih-motivov-sergeya-esenina
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
Контрольные вопросы и задания – выполняются по подгруппам. Координаторы подгрупп размещают выполненное задание на яндекс-диске, присылают мне и выкладывают на адреса http://edu.vspu.ru/groups/lit/ и http://edu.vspu.ru/groups/lit/docs/folder/61698/ ссылки. Задание надо выполнить до конца дня 25 мая. За каждое выполненное задание ставится от 1 до 5 баллов. Трудитесь!
1 подгруппа:
1) Внимательно прочитать статью Алексеевой А.А. «Москва кабацкая» С.А. Есенина как художественное единство». Выписать 5 основных положений статьи. Найти в цикле стихотворений Есенина примеры строк, которые не цитируются в статье, но подтверждают эти положения.
Образец
Положения автора:
1. Лейтмотив утраченных иллюзий о счастливой взрослой городской жизни проходит через многие стихотворения данного цикла.
Мой пример:
Но угасла та нежная дрема,
Все истлело в дыму голубом.
(Стихотворение «Эта улица мне знакома…»)
Задание 2.
Заполнить таблицу. В левом столбце представлены положения, связанные с творчеством Есенина. Из 5 позиций 3 ошибочны. В левом столбце указать, какие позиции правильные, а какие — ошибочные. Вместо ошибочных вписать правильные.
В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград и встретился с Валерием Брюсовым
В группу новокрестьянских поэтов входили Н. Клюев, А. Ширяевец, С. Клычков, С. Есенин
Эти строки из стихотворения, которое входило в цикл стихов «Персидские мотивы»
Мне пока горевать еще рано,
Ну, а если есть грусть — не беда! Золотей твоих кос по курганам Молодая шумит лебеда.
В 1914 году Есенин написал стихотворение, в которое входили строки:
Светлый отрок — лесное молчанье,
Помолясь на заплаканный крест,
Закатилось в глухое скитанье
До святых, незапятнанных мест.
Основателями имажинизма были
А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин
Задание 3.
Создать плейкаст на тему «Образ осени в творчестве Есенина»
Подгруппа 2
Задание 1.
Внимательно прочитать статьи С. А. Бубнова «С. А. Есенин и писатели “Крестьянской купницы”» и Л.А. Киселевой «Есенин и Клюев: скрытый диалог». На основании двух статей написать 5 тезисов на тему «Есенин и Клюев».
Задание 2.
Заполнить таблицу. В левом столбце представлены положения, связанные с творчеством Есенина. Из 5 позиций 3 ошибочны. В левом столбце указать, какие позиции правильные, а какие — ошибочные. Вместо ошибочных вписать правильные.
Первый сборник стихов, изданный С. Есениным назывался «Радуница» и вышел в свет в начале 1916 года
Есенин и Бурлюк входили в группу новокрестьянских поэтов «Краса»
Стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» относится к раннему творчеству Есенина
Стали крылатыми строки Есенина:
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Это строки из стихотворения «Мы теперь уходим понемногу…»
Женой Есенина была Айседора Дункан – знаменитая американская художница
Задание 3.
Создать плейкаст на тему «Образ России в поэзии Есенина»
Подгруппа 3.
Задание 1.
Внимательно прочитать статью З. А. Камаль, О. Н.Чарыковой «Роль фитонимов в репрезентации художественной картины мира С. Есенина». Выписать 5 положений статьи. К каждому положению привести пример поэтических строк Есенина, которые не приводит автор статьи.
Образец
Положение статьи
1. Береза для поэта является символом России. Об этом свидетельствуют, например, такие контексты.
Мой пример:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
(Стихотворение «Троицыно утро, утренний канон…)
Задание 2.
Заполнить таблицу. В левом столбце представлены положения, связанные с творчеством Есенина. Из 5 позиций 3 ошибочны. В левом столбце указать, какие позиции правильные, а какие — ошибочные. Вместо ошибочных вписать правильные.
С. Есенин родился в селе Константиново Тверской губернии
В 1917-1918 годах стихотворения Есенина публиковались в альманахе «Скифы»
Цикл стихов «Персидские мотивы» Есенин написал после поездки в Иран
В своей автобиографии Есенин писал:
«Любимый мой писатель — Гоголь»
Собака, которой Есенин посвятил строки «Дай, Джим, на счастье лапу мне…» была породы кокер-спаниэль
Задание 3.
Создать плейкаст на тему «Образ Москвы в поэзии Есенина»
Подгруппа 4.
Задание 1.
Внимательно прочитать статью М. А. Петровой «Элегический модус в жанровой системе С. А. Есенина». Опираясь на материал статьи, найти стихотворение Есенина, которое не упоминается в статье, но также может быть отнесено к жанру элегии. Назвать стихотворение и привести 5 тезисов в доказательство того, что это элегия.
Задание 2.
Заполнить таблицу. В левом столбце представлены положения, связанные с творчеством Есенина. Из 5 позиций 3 ошибочны. В левом столбце указать, какие позиции правильные, а какие — ошибочные. Вместо ошибочных вписать правильные.
В стихотворении «Возвращение на родину» у Есенина есть строки:
Отцовский дом
Не мог я распознать;
Приметный дуб уж под окном не машет,
И на крылечке не сидит уж мать,
Кормя цыплят крупитчатою кашей.
Второй сборник стихов Есенина назывался «Голубень» и был издан в 1918 году
Стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…» относится к раннему творчеству Есенина
В своей автобиографии 1924 года Есенин писал:
«В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться в Блоком и Ивановым-Разумником, позднее с Максимилианом Волошиным»
Стихотворение Есенина 1923 года «Бродяга» завершается строфой:
Веселым посвистом рассею
Туман, — и дальше побегу…
Свист ветра — синь, мой свист краснее
Брусники спелой на снегу!
Задание 3.
Сделать плейкаст на тему «Образы птиц в поэзии Есенина»