4 курс (очное) История русской литературы (практикум) (Перевалова С.В.) (5 записей)

  • 4 курс (очное) История русской литературы (практикум) (Перевалова С.В.)

  • Практическое занятие в дистанционном формате №1
    Тема: «Особенности художественного мира Максима Горького»
    Дата проведения: 6.11.2020.
    Форма отчётности: развёрнутый план ответа на один из вопросов ( у каждого студента СВОЙ вопрос — по выбору) к занятию (с опорой на художественные произведения и литературоведческие исследования последней трети ХХ и начала ХХ1 столетий. Оформление использованной литературы – по ГОСТу).
    Объём – 1 стр. (работы большего объёма не рассматриваются)
    Срок сдачи отчётности СТАРОСТЕ – 11.11.2020. СТАРОСТЫ вечером того же дня ВСЕ РАБОТЫ ПЕРЕСЫЛАЮТ МНЕ через образовательный портал.

    ВОПРОСЫ:
    1. Основные этапы творчества Максима Горького в дооктябрьский период: общая характеристика.
    2. Проблема «личность и общество» в рассказе Горького «Старуха Изергиль».
    3. Особенности авторской позиции в рассказе Горького «Макар Чудра».
    4. Жанровые особенности «песен» Горького («о Буревестнике» и «о Соколе»).
    5. Поэма Горького «Человек» как манифест писателей- «знаньевцев».
    6. Рассказ «Челкаш» как «драма характеров» двух персонажей.
    7. Элементы романтической образности в рассказе «Челкаш».
    8. Именная характеристика как способ раскрытия характера главной героини в рассказе «Мальва».
    9. Горький о беде и вине Коновалова в одноимённом рассказе.
    10. Характеры и конфликты в рассказе Горького «Супруги Орловы».
    11. Рассказ Горького «На соли»: своеобразие хронотопических параметров.
    12. Сравнительная характеристика образов: Челкаш Горького и Гараська Андреева.
    13. Сравнительная характеристика образов: Нил из пьесы Горького «Мещане» и Трейч из пьесы Л.Андреева «К звёздам».
    14. Пьеса Горького «На дне» как социально-философское произведение.
    15. Место и роль образа актёра в пьесе Горького «На дне».
    16. История сценической жизни пьесы Горького «На дне».
    17. Сравнительная характеристика образов босяков: от рассказов раннего Горького – к пьесе «На дне».
    18. Особенности развития темы научного подвига в пьесе Горького «Дети солнца» и в пьесе Л.Андреева «К звёздам».
    19. Смысл названия пьесы «Дети солнца».
    20. Жанровые особенности пьесы Горького «Дети солнца».
    21. «Театр панпсихе» Л.Андреева («Анфиса») и «классовая» драматургия Горького (пьеса «Враги»).
    22. Чеховские традиции в драматургии Горького и Андреева.
    23. Романтическое и реалистическое в образе Фомы Гордеева из одноименного романа Горького.
    24. Образ Ильи Лунёва и особенности его создания в романе Горького «Трое».
    25. Горький как руководитель книгоиздательского товарищества «Знание».
    26. Особенности становления и развития личности ребёнка
    в «Детстве» Максима Горького.
    27. Система персонажей и авторская позиция в автобиографической повести Горького «В людях».
    28. Горький и первая русская революция: общая характеристика.
    ЛИТЕРАТУРА:

    1. История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.
    2. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011.
    3. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996).- М., 1998
    4. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. -М., 2007//uchebnik.biz›…istoriya…literatury-konca…nachala….
    5. Келдыш В.А., Дьякова Е.А., Катаев В.Б. История русской литературы конца XIX — начала XX века: В 2 т.: Учебное пособие для вузов. М., 2007.
    6.История русской литературы ХХ века. Первая половина [Электронныйресурс]: учебник: В 2 кн. – Кн. 1: Общие вопросы / Л.П. Егорова, А.А.Фокин, И.Н. Иванова и др.; под общ. ред. проф. Л.П. Егоровой. – 2-е изд.,перераб. – М. : ФЛИНТА, 2014 – 450 с.

    — МАКСИМ ГОРЬКИЙ: PRO ET CONTRA (Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей 1890—1910е гг.). – Спб., 1997.
    — «С вождями на дружеской ноге»: два политических сюжета из неизвестных писем М. Горького//Литературная газета. 19.11.1997.
    — Старосельская Н. Драматургия Леонида Андреева: модерн 100 лет спустя//Вопросы литературы. 2000. ноябрь-декабрь.
    Коган Л.А. Парадокс Чехова (к 150-летию со дня рождения)//Вопросы философии. 2010.№4.
    — Степанова Г.И. Интертекст русской классики в пьесе Горького «На дне»//Литература в школе. 2012.№9.
    — Апалина Н.Л. «Смотрели бы в старину зорко…»//Литература в школе. 2012.№9.
    Михайловский Б.В. Творчество Горького и мировая литература. – М., 1965.

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ №2
    ТЕМА: «Идея двоемирия в творчестве «старших» символистов России»
    Дата проведения:20.11.2020.
    Форма отчётности: развёрнутый план ответа на один из вопросов.
    Объём: 1 стр.
    Срок сдачи отчётности:04.12.2020.
    ВОПРОСЫ:
    1.Символизм как литературное направление: общая характеристика основных принципов.
    2. «Старшие» символисты: в чём смысл такого определения?
    3. В. Я. Брюсов как первый русский символист.
    4. В. Брюсов-«урбанист» — как вы понимаете это определение?
    5. Смысл названия стихотворного сборника В.Брюсова «URBI ET ORBI» («ГРАДУ И МИРУ»).
    6. Стихотворение В.Брюсова «Юному поэту» как манифест «старших» символистов.
    7. С кем из своих современников полемизирует В. Брюсов в статье «Свобода слова», каковы его главные аргументы?
    8. «Я» как «призма» художнического видения в стихотворении К.Бальмонта «В моем саду мерцают розы белые…»
    9. Как вы понимаете утверждение К.Бальмонта: «В каждой мимолетности вижу я миры,/Полные изменчивой радужной игры»?
    10. Согласны ли вы с мнением исследователей: «К Бальмонт – поэт прилагательных»? Подтвердите свой ответ обращением к лирике поэта и к исследовательской литературе.
    11. Охарактеризуйте особенности звукописи в стихотворении К.Бальмонта «Я вольный ветер, я вечно вею…».
    12. Что означает название сборника стихотворений К. Бальмонта «Будем как Солнце»?
    10. Какой представляется зима лирическому герою стихотворения И.Анненского «Снег»?
    11. Что такое «вещный мир» И.Анненского»?
    12. Проблематика и поэтика стихотворения И.Анненского «Кулачишка».
    13. В чём смысл высказывания И.Анненского: «… где-то есть не наша связь,/А лучезарное сиянье»?
    14. Социально-нравственная проблематика стихотворения И.Анненского «Старые эстонки».
    15. Какой псевдоним выбрал для себя поэт И.Ф.Анненский и почему?
    16. Смысл названия сборника стихотворений И.Анненского «Тихие песни».
    17.Хронотопические особенности стихотворения И.Анненского «То было на Валлен-Коски …».
    18. Музыка как главный вид искусства в стихотворении И.Анненского «Смычок и струны».
    19. И.Ф.Анненский –критик о пьесе Максима Горького «На дне».
    20. С помощью литературоведческих работ нового века «расшифруйте» образный мир стихотворения В.Брюсова «Творчество».
    21. В чём современные исследователи видят особенности творческого метода В.Я.Брюсова (Калмыкова В. В.Я.Брюсов. Испепелённый. К характеристике Гоголя»: язык описания и рецепция описываемого//Литературная учёба. 2005.№4)?
    22. Что мучительного переживает лирический герой «мучительных сонетов» из сборника И. Анненского «Тихие песни»?
    23. Охарактеризуйте приёмы импрессионистической поэтики в стихотворении К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»?
    24. Что в стихотворении Ф.Сологуба: «Цветет в исходе мая,/Красою не прельщая, Угрюмый зверобой. ..», — подтверждает принадлежность автора к поколению «старших» символистов?
    25. Чем объяснить появление стихотворения «А.Блоку» в лирике З.Гиппиус 1918 года?
    26. Как и почему «разводит» понятия «часы» и «время» З.Гиппиус в стихотворении «Часы стоят»?
    27. Каким видится будущее лирическому герою стихотворения Дм. Мережковского «Будущий Рим»?
    28. Как Дм. Мережковский в четвёртом разделе своей статьи «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» характеризует социокультурную ситуацию рубежа веков?
    ЛИТЕРАТУРА

    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011.

    Евдокимова Л. В. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба. — Астрахань: Издательство Астраханского педагогического университета, 1998. — 222 с. — ISBN 5-88200-356-3
    Тема номера: «Поэт, и ничего кроме»: 150 лет назад родился Константин Бальмонт//Литературная газета. 14 – 20 июня 2017.
    Корецкая Г. Импрессионизм — бунт против классики// proza.ru›2020/09/15/1233
    Быстров В.Н. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус: Петербургская биография. – Спб., 2009.
    Гинзбург Л. О лирике. – изд. Доп.. 2-е. — Л.: Советский писатель, 1974// belousenko.com›books/litera/ginzburg_o_lirike.htm
    Ашукин Н., Щербаков Р. Брюсов. М., 2006// litmir.me›br/?b=159438&p=1
    Грум-Гржимайло Т. Неизвестный Бальмонт// Литературная газета. 18-24 дек.2002.
    Ростовцева И. Не оставивший тени: К 150-летию со дня рождения И.Ф. Анненского // Литературная газета. 28 сент-4 окт.2005.
    Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995.//padaread.com›?book=45124.
    Пьяных М.Ф. Петербургская поэзия конца XlX-начала XX веков // Серебряный век» русской поэзии Л., 1991//liveinternet.ru›users/silver_century/post5302026

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ №3
    ТЕМА: «Творчество А. Блока и русский «младосимволизм»»
    Дата проведения:4.12.2020.
    Форма отчётности: развёрнутый план ответа на один из вопросов.
    Объём: 1 стр.
    Срок сдачи отчётности:17.12.2020.
    ВОПРОСЫ:

    1. Система персонажей и авторская позиция в 1-ой главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    2. Ритмические особенности 2-ой главы поэмы А. Блока «Двенадцать».
    3. Особенности именных характеристик персонажей в 6-ой главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    4. Традиции фольклорных жанров в 8 и 9 главах поэмы А. Блока «Двенадцать».
    5. Приёмы «озвучивания» художественного пространства в 10-ой главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    6. Особенности авторской характеристики персонажей в 11-ой главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    7. Объясните понятие «державный шаг» в заключительной главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    8. Чем объясняется написание «Исус Христос» в заключительной главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    9. На материале поэмы А. Блока «Двенадцать» объясните, почему значение количественного существительного «двенадцать» считается «мультиплицированным»?
    10. Композиционные особенности поэмы А. Блока «Двенадцать».
    11. Почему литературоведы Л. Вильчек и Вс. Вильчек называют поэму А. Блока «Двенадцать» — «Эпиграф столетия»?
    12. Место и роль стихотворного сборника Андрея Белого «Золото в лазури» в дискуссии о «детях Солнца» на рубеже веков.
    13. Некрасовские мотивы и образы в стихотворном сборнике Андрея Белого «Пепел».
    14. Чем объясняется внимание А. Блока к истории Отечества в стихотворном цикле «На поле Куликовом».
    15. Кем «на поле Куликовом» видит себя лирический герой в одноимённом цикле стихотворений А. Блока?
    16. В чём лирическому герою третьей книги лирики А. Блока видится спасение от «страшного мира»?
    17. Охарактеризуйте детали портрета в образе Родины из стихотворения А.Блока «Россия» («Опять, как в годы золотые…»).
    18. Как вы понимаете название цикла стихотворений — «ANTE LUCEM», открывающего первую книгу лирики А.Блока?
    19. Что в стихотворении А.Блока «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» свидетельствует о причастности автора к поколению «младосимволистов»?
    20. В чём композиционные особенности первой книги лирики А.Блока?
    21. История создания и жанровые особенности стихотворения А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…».
    22. Сопоставьте образ Прекрасной Дамы из стихотворного цикла первой книги лирики А.Блока с образом Незнакомки из одноимённого стихотворения второй книги поэта.
    23. Стихотворный цикл А.Блока «Возмездие»: смысл названия.
    24. К чему стремились художники-«аргонавты» в русской культуре рубежа веков?
    25. Можно ли утверждать, что стихотворение С. Соловьева «Эней – товарищам» — это стихотворение поэта-«аргонавта»?
    26. Какая символистская идея доминирует в стихотворении В.Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь…»?
    27. Прочитайте: Белый Андрей. Воспоминания о Блоке (А.Блок и С.Соловьёв)//blok.lit-info.ru›blok/vosp…bloke/blok…solovev.htm. Что нового вы узнали об истории формирования русского «младосимволизма»?
    28. Как А. Блок в статье «Владимир Соловьев и наши дни» (1920) характеризует заслуги философа В. Соловьёва перед русской культурой?

    ЛИТЕРАТУРА

    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011.

    Корнилов В. «Май жестокий с белыми ночами…»// Корнилов В. Покуда над стихами плачут… Книга о русской лирике. – М.: Время, 2009. С. 35- — 362// iknigi.net›…vladimir-kornilov…pokuda-nad…plachut…
    Вильчек Вс., Вильчек Л. Эпиграф столетия //Знамя. 1991 №11.
    Новиков В. Александр Блок. – М.: Издательский дом: Молодая Гвардия, 2010//litmir.me›br/?b=157182&p=1

    Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. — Л.: Советский писатель, 1986. — 600 с.//litmir.me›br/?b=251179&p=1
    Дмитрий Евгеньевич Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. – Л., Л.О. изд-ва «Советский писатель», 1981. — 552 с.
    Орлов В. Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. — Л.: Советский писатель, 1980. — 725 с. // litmir.me›br/?b=21194&p=1
    Гиппиус З.Н. Мой лунный друг (1922)// blok.lit-info.ru›blok…gippius-moj-lunnyj-drug.htm
    Бекетова М.А. Александр Блок. Биографический очерк. – 2-е изд. – Л.: « А С ADEM I А », 1930.

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ №4
    Тема: «Постсимволистские течения в русской литературе конца Х1Х-начала ХХ века»
    Дата проведения занятия: 18.12.2020
    Дата выполнения задания:28.12.2020
    Задание: проанализировать одно из перечисленных стихотворений по плану:
    1. Общая характеристика творчества автора.
    2. Особенности поэтики того литературного течения, в русле которого развивалось его творчество в изучаемый период и
    3. примеры из стихотворения, это подтверждающие:
    1. Маяковский В. «Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают…»
    2. Маяковский В. Ничего не понимают
    3. Маяковский В. Нате!
    4. Маяковский В. Вам!
    5. Маяковский В. А вы могли бы?
    6. Маяковский В. Мама и убитый немцами вечер.
    7. Хлебников В. «Гордо шествуют титаны, заменивши Р на Т…»
    8. Хлебников В. Заклятие смехом
    9. Крученых А. Дыр бул щил
    10. Асеев Н. Венгерская песнь
    11. Асеев Н. Заржавленная лира
    12. Ахматова А. «Муж хлестал меня узорчатым,/Вдвое сложенным ремнём.»
    13. Ахматова А. «Я пришла к поэту в гости…»
    14. Ахматова А. «Течёт река неспешно по долине…»
    15. Ахматова А. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»
    16. Ахматова А. « Сжала руки под темной вуалью…»
    17. Мандельштам О. «Я не слыхал рассказов Оссиана…»
    18. Нарбут В. На смерть Александра Блока.
    19. Гумилёв Н. Озеро Чад
    20. Гумилёв Н. Современность.
    21. Гумилёв Н. Капитаны
    22. Северянин И. Рондо («Читать тебе себя в лимонном будуаре…»)
    23. Северянин И. «Это было у моря…»
    24. Кузмин М. Любовь этого лета
    25. Шершеневич В. Имажинистический календарь
    26. Инбер В. Девушка из Нагасаки
    27. Цветаева М. «Имя твое — птица в руке…»
    28. Цветаева М. «Лорд Байрон! – Вы меня забыли…»
    ЛИТЕРАТУРА:
    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.

    История русской литературы ХХ века. Первая половина. – 2-е изд., перераб./Под ред. Л.П.Егоровой. – М.: «Флинта», 2014.

    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011// libking.ru›…krementsov-russkaya-literatura…utraty…
    Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С. И. Тиминой. – М.,2011.
    Соколов А.Г. История русской литературы конца Х1Х-начала ХХ века. – изд-ие 4-е, перераб. – М.,2000.
    Колобаева Л.А. Место человека во Вселенной: о поэзии О.Мандельштама// Вестник Москв. ун-та. Серия 9: филология.1991.№2.
    Михайлов А. Маяковский. – М., 1988// litmir.me›br/?b=64939&p=1/
    Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. — М., 1990//litmir.me›br/?b=59149&p=1
    К 100-летию со дня рождения А.Ахматовой// Литературное обозрение.1989.№5.
    К 100-летию со дня рождения О.Мандельштама//Литературное обозрение. 1991.№1.
    Парнис А.Е. «Ищу я верников себе…»: новое о Хлебникове // Литературное обозрение. 1996.№ 1.
    Старкина С. Велимир Хлебников. — М., 2007.
    Архипов Ю. На грани музыки и сна: творчество Г. Иванова // Литературная газета. 27 авг.-2 сент.2008.
    Цыганова М.Н. Футуризм: поэзия и живопись// Литература в школе.2008.№.11.
    Русское зарубежье: 1918-1995//Звезда. 1995.№2.
    Саакянц А. Марина Цветаева. — М., 1986// litresp.ru›chitat…С/saakyanc-anna…marina-cvetaeva…