4 курс (очное) История русской литературы (практикум) (Перевалова С.В.) (11 записей)

  • 4 курс (очное) История русской литературы (практикум) (Перевалова С.В.)

  • Практическое занятие в дистанционном формате №1
    Тема: «Особенности художественного мира Максима Горького»
    Дата проведения: 6.11.2020.
    Форма отчётности: развёрнутый план ответа на один из вопросов ( у каждого студента СВОЙ вопрос — по выбору) к занятию (с опорой на художественные произведения и литературоведческие исследования последней трети ХХ и начала ХХ1 столетий. Оформление использованной литературы – по ГОСТу).
    Объём – 1 стр. (работы большего объёма не рассматриваются)
    Срок сдачи отчётности СТАРОСТЕ – 11.11.2020. СТАРОСТЫ вечером того же дня ВСЕ РАБОТЫ ПЕРЕСЫЛАЮТ МНЕ через образовательный портал.

    ВОПРОСЫ:
    1. Основные этапы творчества Максима Горького в дооктябрьский период: общая характеристика.
    2. Проблема «личность и общество» в рассказе Горького «Старуха Изергиль».
    3. Особенности авторской позиции в рассказе Горького «Макар Чудра».
    4. Жанровые особенности «песен» Горького («о Буревестнике» и «о Соколе»).
    5. Поэма Горького «Человек» как манифест писателей- «знаньевцев».
    6. Рассказ «Челкаш» как «драма характеров» двух персонажей.
    7. Элементы романтической образности в рассказе «Челкаш».
    8. Именная характеристика как способ раскрытия характера главной героини в рассказе «Мальва».
    9. Горький о беде и вине Коновалова в одноимённом рассказе.
    10. Характеры и конфликты в рассказе Горького «Супруги Орловы».
    11. Рассказ Горького «На соли»: своеобразие хронотопических параметров.
    12. Сравнительная характеристика образов: Челкаш Горького и Гараська Андреева.
    13. Сравнительная характеристика образов: Нил из пьесы Горького «Мещане» и Трейч из пьесы Л.Андреева «К звёздам».
    14. Пьеса Горького «На дне» как социально-философское произведение.
    15. Место и роль образа актёра в пьесе Горького «На дне».
    16. История сценической жизни пьесы Горького «На дне».
    17. Сравнительная характеристика образов босяков: от рассказов раннего Горького – к пьесе «На дне».
    18. Особенности развития темы научного подвига в пьесе Горького «Дети солнца» и в пьесе Л.Андреева «К звёздам».
    19. Смысл названия пьесы «Дети солнца».
    20. Жанровые особенности пьесы Горького «Дети солнца».
    21. «Театр панпсихе» Л.Андреева («Анфиса») и «классовая» драматургия Горького (пьеса «Враги»).
    22. Чеховские традиции в драматургии Горького и Андреева.
    23. Романтическое и реалистическое в образе Фомы Гордеева из одноименного романа Горького.
    24. Образ Ильи Лунёва и особенности его создания в романе Горького «Трое».
    25. Горький как руководитель книгоиздательского товарищества «Знание».
    26. Особенности становления и развития личности ребёнка
    в «Детстве» Максима Горького.
    27. Система персонажей и авторская позиция в автобиографической повести Горького «В людях».
    28. Горький и первая русская революция: общая характеристика.
    ЛИТЕРАТУРА:

    1. История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.
    2. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011.
    3. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996).- М., 1998
    4. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. -М., 2007//uchebnik.biz›…istoriya…literatury-konca…nachala….
    5. Келдыш В.А., Дьякова Е.А., Катаев В.Б. История русской литературы конца XIX — начала XX века: В 2 т.: Учебное пособие для вузов. М., 2007.
    6.История русской литературы ХХ века. Первая половина [Электронныйресурс]: учебник: В 2 кн. – Кн. 1: Общие вопросы / Л.П. Егорова, А.А.Фокин, И.Н. Иванова и др.; под общ. ред. проф. Л.П. Егоровой. – 2-е изд.,перераб. – М. : ФЛИНТА, 2014 – 450 с.

    — МАКСИМ ГОРЬКИЙ: PRO ET CONTRA (Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей 1890—1910е гг.). – Спб., 1997.
    — «С вождями на дружеской ноге»: два политических сюжета из неизвестных писем М. Горького//Литературная газета. 19.11.1997.
    — Старосельская Н. Драматургия Леонида Андреева: модерн 100 лет спустя//Вопросы литературы. 2000. ноябрь-декабрь.
    Коган Л.А. Парадокс Чехова (к 150-летию со дня рождения)//Вопросы философии. 2010.№4.
    — Степанова Г.И. Интертекст русской классики в пьесе Горького «На дне»//Литература в школе. 2012.№9.
    — Апалина Н.Л. «Смотрели бы в старину зорко…»//Литература в школе. 2012.№9.
    Михайловский Б.В. Творчество Горького и мировая литература. – М., 1965.

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ №2
    ТЕМА: «Идея двоемирия в творчестве «старших» символистов России»
    Дата проведения:20.11.2020.
    Форма отчётности: развёрнутый план ответа на один из вопросов.
    Объём: 1 стр.
    Срок сдачи отчётности:04.12.2020.
    ВОПРОСЫ:
    1.Символизм как литературное направление: общая характеристика основных принципов.
    2. «Старшие» символисты: в чём смысл такого определения?
    3. В. Я. Брюсов как первый русский символист.
    4. В. Брюсов-«урбанист» — как вы понимаете это определение?
    5. Смысл названия стихотворного сборника В.Брюсова «URBI ET ORBI» («ГРАДУ И МИРУ»).
    6. Стихотворение В.Брюсова «Юному поэту» как манифест «старших» символистов.
    7. С кем из своих современников полемизирует В. Брюсов в статье «Свобода слова», каковы его главные аргументы?
    8. «Я» как «призма» художнического видения в стихотворении К.Бальмонта «В моем саду мерцают розы белые…»
    9. Как вы понимаете утверждение К.Бальмонта: «В каждой мимолетности вижу я миры,/Полные изменчивой радужной игры»?
    10. Согласны ли вы с мнением исследователей: «К Бальмонт – поэт прилагательных»? Подтвердите свой ответ обращением к лирике поэта и к исследовательской литературе.
    11. Охарактеризуйте особенности звукописи в стихотворении К.Бальмонта «Я вольный ветер, я вечно вею…».
    12. Что означает название сборника стихотворений К. Бальмонта «Будем как Солнце»?
    10. Какой представляется зима лирическому герою стихотворения И.Анненского «Снег»?
    11. Что такое «вещный мир» И.Анненского»?
    12. Проблематика и поэтика стихотворения И.Анненского «Кулачишка».
    13. В чём смысл высказывания И.Анненского: «… где-то есть не наша связь,/А лучезарное сиянье»?
    14. Социально-нравственная проблематика стихотворения И.Анненского «Старые эстонки».
    15. Какой псевдоним выбрал для себя поэт И.Ф.Анненский и почему?
    16. Смысл названия сборника стихотворений И.Анненского «Тихие песни».
    17.Хронотопические особенности стихотворения И.Анненского «То было на Валлен-Коски …».
    18. Музыка как главный вид искусства в стихотворении И.Анненского «Смычок и струны».
    19. И.Ф.Анненский –критик о пьесе Максима Горького «На дне».
    20. С помощью литературоведческих работ нового века «расшифруйте» образный мир стихотворения В.Брюсова «Творчество».
    21. В чём современные исследователи видят особенности творческого метода В.Я.Брюсова (Калмыкова В. В.Я.Брюсов. Испепелённый. К характеристике Гоголя»: язык описания и рецепция описываемого//Литературная учёба. 2005.№4)?
    22. Что мучительного переживает лирический герой «мучительных сонетов» из сборника И. Анненского «Тихие песни»?
    23. Охарактеризуйте приёмы импрессионистической поэтики в стихотворении К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»?
    24. Что в стихотворении Ф.Сологуба: «Цветет в исходе мая,/Красою не прельщая, Угрюмый зверобой. ..», — подтверждает принадлежность автора к поколению «старших» символистов?
    25. Чем объяснить появление стихотворения «А.Блоку» в лирике З.Гиппиус 1918 года?
    26. Как и почему «разводит» понятия «часы» и «время» З.Гиппиус в стихотворении «Часы стоят»?
    27. Каким видится будущее лирическому герою стихотворения Дм. Мережковского «Будущий Рим»?
    28. Как Дм. Мережковский в четвёртом разделе своей статьи «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» характеризует социокультурную ситуацию рубежа веков?
    ЛИТЕРАТУРА

    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011.

    Евдокимова Л. В. Мифопоэтическая традиция в творчестве Ф. Сологуба. — Астрахань: Издательство Астраханского педагогического университета, 1998. — 222 с. — ISBN 5-88200-356-3
    Тема номера: «Поэт, и ничего кроме»: 150 лет назад родился Константин Бальмонт//Литературная газета. 14 – 20 июня 2017.
    Корецкая Г. Импрессионизм — бунт против классики// proza.ru›2020/09/15/1233
    Быстров В.Н. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус: Петербургская биография. – Спб., 2009.
    Гинзбург Л. О лирике. – изд. Доп.. 2-е. — Л.: Советский писатель, 1974// belousenko.com›books/litera/ginzburg_o_lirike.htm
    Ашукин Н., Щербаков Р. Брюсов. М., 2006// litmir.me›br/?b=159438&p=1
    Грум-Гржимайло Т. Неизвестный Бальмонт// Литературная газета. 18-24 дек.2002.
    Ростовцева И. Не оставивший тени: К 150-летию со дня рождения И.Ф. Анненского // Литературная газета. 28 сент-4 окт.2005.
    Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995.//padaread.com›?book=45124.
    Пьяных М.Ф. Петербургская поэзия конца XlX-начала XX веков // Серебряный век» русской поэзии Л., 1991//liveinternet.ru›users/silver_century/post5302026

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ №3
    ТЕМА: «Творчество А. Блока и русский «младосимволизм»»
    Дата проведения:4.12.2020.
    Форма отчётности: развёрнутый план ответа на один из вопросов.
    Объём: 1 стр.
    Срок сдачи отчётности:17.12.2020.
    ВОПРОСЫ:

    1. Система персонажей и авторская позиция в 1-ой главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    2. Ритмические особенности 2-ой главы поэмы А. Блока «Двенадцать».
    3. Особенности именных характеристик персонажей в 6-ой главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    4. Традиции фольклорных жанров в 8 и 9 главах поэмы А. Блока «Двенадцать».
    5. Приёмы «озвучивания» художественного пространства в 10-ой главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    6. Особенности авторской характеристики персонажей в 11-ой главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    7. Объясните понятие «державный шаг» в заключительной главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    8. Чем объясняется написание «Исус Христос» в заключительной главе поэмы А. Блока «Двенадцать».
    9. На материале поэмы А. Блока «Двенадцать» объясните, почему значение количественного существительного «двенадцать» считается «мультиплицированным»?
    10. Композиционные особенности поэмы А. Блока «Двенадцать».
    11. Почему литературоведы Л. Вильчек и Вс. Вильчек называют поэму А. Блока «Двенадцать» — «Эпиграф столетия»?
    12. Место и роль стихотворного сборника Андрея Белого «Золото в лазури» в дискуссии о «детях Солнца» на рубеже веков.
    13. Некрасовские мотивы и образы в стихотворном сборнике Андрея Белого «Пепел».
    14. Чем объясняется внимание А. Блока к истории Отечества в стихотворном цикле «На поле Куликовом».
    15. Кем «на поле Куликовом» видит себя лирический герой в одноимённом цикле стихотворений А. Блока?
    16. В чём лирическому герою третьей книги лирики А. Блока видится спасение от «страшного мира»?
    17. Охарактеризуйте детали портрета в образе Родины из стихотворения А.Блока «Россия» («Опять, как в годы золотые…»).
    18. Как вы понимаете название цикла стихотворений — «ANTE LUCEM», открывающего первую книгу лирики А.Блока?
    19. Что в стихотворении А.Блока «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» свидетельствует о причастности автора к поколению «младосимволистов»?
    20. В чём композиционные особенности первой книги лирики А.Блока?
    21. История создания и жанровые особенности стихотворения А.Блока «Девушка пела в церковном хоре…».
    22. Сопоставьте образ Прекрасной Дамы из стихотворного цикла первой книги лирики А.Блока с образом Незнакомки из одноимённого стихотворения второй книги поэта.
    23. Стихотворный цикл А.Блока «Возмездие»: смысл названия.
    24. К чему стремились художники-«аргонавты» в русской культуре рубежа веков?
    25. Можно ли утверждать, что стихотворение С. Соловьева «Эней – товарищам» — это стихотворение поэта-«аргонавта»?
    26. Какая символистская идея доминирует в стихотворении В.Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь…»?
    27. Прочитайте: Белый Андрей. Воспоминания о Блоке (А.Блок и С.Соловьёв)//blok.lit-info.ru›blok/vosp…bloke/blok…solovev.htm. Что нового вы узнали об истории формирования русского «младосимволизма»?
    28. Как А. Блок в статье «Владимир Соловьев и наши дни» (1920) характеризует заслуги философа В. Соловьёва перед русской культурой?

    ЛИТЕРАТУРА

    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011.

    Корнилов В. «Май жестокий с белыми ночами…»// Корнилов В. Покуда над стихами плачут… Книга о русской лирике. – М.: Время, 2009. С. 35- — 362// iknigi.net›…vladimir-kornilov…pokuda-nad…plachut…
    Вильчек Вс., Вильчек Л. Эпиграф столетия //Знамя. 1991 №11.
    Новиков В. Александр Блок. – М.: Издательский дом: Молодая Гвардия, 2010//litmir.me›br/?b=157182&p=1

    Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. — Л.: Советский писатель, 1986. — 600 с.//litmir.me›br/?b=251179&p=1
    Дмитрий Евгеньевич Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. – Л., Л.О. изд-ва «Советский писатель», 1981. — 552 с.
    Орлов В. Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. — Л.: Советский писатель, 1980. — 725 с. // litmir.me›br/?b=21194&p=1
    Гиппиус З.Н. Мой лунный друг (1922)// blok.lit-info.ru›blok…gippius-moj-lunnyj-drug.htm
    Бекетова М.А. Александр Блок. Биографический очерк. – 2-е изд. – Л.: « А С ADEM I А », 1930.

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ №4
    Тема: «Постсимволистские течения в русской литературе конца Х1Х-начала ХХ века»
    Дата проведения занятия: 18.12.2020
    Дата выполнения задания:28.12.2020
    Задание: проанализировать одно из перечисленных стихотворений по плану:
    1. Общая характеристика творчества автора.
    2. Особенности поэтики того литературного течения, в русле которого развивалось его творчество в изучаемый период и
    3. примеры из стихотворения, это подтверждающие:
    1. Маяковский В. «Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают…»
    2. Маяковский В. Ничего не понимают
    3. Маяковский В. Нате!
    4. Маяковский В. Вам!
    5. Маяковский В. А вы могли бы?
    6. Маяковский В. Мама и убитый немцами вечер.
    7. Хлебников В. «Гордо шествуют титаны, заменивши Р на Т…»
    8. Хлебников В. Заклятие смехом
    9. Крученых А. Дыр бул щил
    10. Асеев Н. Венгерская песнь
    11. Асеев Н. Заржавленная лира
    12. Ахматова А. «Муж хлестал меня узорчатым,/Вдвое сложенным ремнём.»
    13. Ахматова А. «Я пришла к поэту в гости…»
    14. Ахматова А. «Течёт река неспешно по долине…»
    15. Ахматова А. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»
    16. Ахматова А. « Сжала руки под темной вуалью…»
    17. Мандельштам О. «Я не слыхал рассказов Оссиана…»
    18. Нарбут В. На смерть Александра Блока.
    19. Гумилёв Н. Озеро Чад
    20. Гумилёв Н. Современность.
    21. Гумилёв Н. Капитаны
    22. Северянин И. Рондо («Читать тебе себя в лимонном будуаре…»)
    23. Северянин И. «Это было у моря…»
    24. Кузмин М. Любовь этого лета
    25. Шершеневич В. Имажинистический календарь
    26. Инбер В. Девушка из Нагасаки
    27. Цветаева М. «Имя твое — птица в руке…»
    28. Цветаева М. «Лорд Байрон! – Вы меня забыли…»
    ЛИТЕРАТУРА:
    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.

    История русской литературы ХХ века. Первая половина. – 2-е изд., перераб./Под ред. Л.П.Егоровой. – М.: «Флинта», 2014.

    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011// libking.ru›…krementsov-russkaya-literatura…utraty…
    Русская литература ХХ века: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С. И. Тиминой. – М.,2011.
    Соколов А.Г. История русской литературы конца Х1Х-начала ХХ века. – изд-ие 4-е, перераб. – М.,2000.
    Колобаева Л.А. Место человека во Вселенной: о поэзии О.Мандельштама// Вестник Москв. ун-та. Серия 9: филология.1991.№2.
    Михайлов А. Маяковский. – М., 1988// litmir.me›br/?b=64939&p=1/
    Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. — М., 1990//litmir.me›br/?b=59149&p=1
    К 100-летию со дня рождения А.Ахматовой// Литературное обозрение.1989.№5.
    К 100-летию со дня рождения О.Мандельштама//Литературное обозрение. 1991.№1.
    Парнис А.Е. «Ищу я верников себе…»: новое о Хлебникове // Литературное обозрение. 1996.№ 1.
    Старкина С. Велимир Хлебников. — М., 2007.
    Архипов Ю. На грани музыки и сна: творчество Г. Иванова // Литературная газета. 27 авг.-2 сент.2008.
    Цыганова М.Н. Футуризм: поэзия и живопись// Литература в школе.2008.№.11.
    Русское зарубежье: 1918-1995//Звезда. 1995.№2.
    Саакянц А. Марина Цветаева. — М., 1986// litresp.ru›chitat…С/saakyanc-anna…marina-cvetaeva…

  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 (второй семестр)
    ТЕМА: «Автор и герои в поэме С.Есенина «Анна Снегина»
    Дата проведения:Л-41 — 09.04.2021.
    Форма отчётности: развёрнутый план ответа на один из вопросов (с опорой на научно-методическую лит-ру и худож. произведения: оформление по ГОСТу!).
    Объём: 1 стр.
    Срок сдачи отчётности:15.04.2021.
    ВОПРОСЫ:
    1. Особенности развития русской поэзии 1920-х годов: общая характеристика.
    2. С. Есенин и имажинизм:pro et contra.
    3. Ранняя лирика поэта и её основные характеристики.
    4. Жанровые особенности поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
    5. Исторические события, отражённые поэтом в «Анне Снегиной».
    6. Автобиографическое начало в образе Поэта.
    7. Образ Анны и способы его создания.
    8.Пушкинские традиции в сюжетно-образном мире поэмы «Анна Снегина» С.Есенина.
    9. Система персонажей и авторская позиция в поэме «Анна Снегина».
    10.Образ Мельника и его значение в произведении.
    11.Образ Мельничихи: речевая характеристика.
    12. Роль образа Прона Оглоблина в образном мире поэмы.
    13. Смысл образа Лабути.
    14. Композиционные особенности поэмы «Анна Снегина».
    15. Значение лирических отступлений в произведении.
    16.»Письма» героев поэмы «Анна Снегина»: стилистика и значение.
    17. В чём заключается значение рассказа возницы в самом начале поэмы «Анна Снегина»?
    18. Авторское отношение к Гражданской войне в деревне.
    19. Значение эпилога в поэме «Анна Снегина».
    20. «Новокрестянское» видение итогов революции в поэме «Анна Снегина».
    21. Место и роль поэмы «Анна Снегина» в творчестве С.Есенина.
    22. Мир природы в поэме «Анна Снегина».
    23. Время действия в поэме.
    24. Поэма «Анна Снегина»: пространственные характеристики.
    25.Ритмика и строфика произведения.
    26.Фольклорные мотивы в поэме «Анна Снегина».
    27. Прототипические реалии произведения.
    ЛИТЕРАТУРА
    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.

    История русской литературы ХХ века. Первая половина. – 2-е изд., перераб./Под ред. Л.П.Егоровой. – М.: «Флинта», 2014.

    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011// libking.ru›…krementsov-russkaya-literatura…utraty…
    Пушкинская традиция в поэме С. Есенина «Анна Снегина»//lib.pushkinskijdom.ru›LinkClick.aspx?…vnq20ujAp_s…

  • Практическое занятие №2
    Тема: «М.Булгаков: от «Белой гвардии» к «Дням Турбиных»
    Дата проведения:
    Л-42 — 13.04.2021.
    Л-41 — 22.04.2021.
    Форма сдачи отчётности — письменный ответ на один из вопросов.
    Дата выполнения задания: Л-42 — 20.04.2021.
    Л-41 — 27.04.2021.

    ВОПРОСЫ:
    1. Основные этапы творческой деятельности М.Булгакова.
    2. Роман М.Булгакова «Белая гвардия»: замысел и история публикации.
    3. Система эпиграфов в романе «Белая гвардия».
    4. Образ города в романе «Белая гвардия».
    5. Система персонажей и авторская позиция в романе «Белая гвардия».
    6.Традиции Л.Н.Толстого в романе М.Булгакова «Белая гвардия».
    7. Пушкинское начало в «Белой гвардии».
    8. М.Булгаков о роли семейных ценностей в романе «Белая гвардия».
    9. В.П.Некрасов о значении творческой деятельности М.Булгакова в очерке «Дом Турбиных».
    10. Какие способы организации повествования в романе «Белая гвардия» предопределили возможность «перевода» прозаического произведения в драматургический жанр?
    11. Особенности интерьера в романе «Белая гвардия».
    12. Дом как главное место действия в «Белой гвардии» и романный символ.
    13. Влияние философской прозы И.А.Бунина на формирование образа дома в романе «Белая гвардия».
    14. Трансформация блоковских мотивов и образов в романе Булгакова «Белая гвардия».
    15. Чем обусловлены изменения в системе персонажей «Дней Турбиных» (в сравнении с романом «Белая гвардия»).
    16. Сценическая жизнь пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных» в 1920-е годы.
    17. Особенности работы Булгакова-драматурга.
    18. Чеховское начало в пьесе Булгакова «Дни Турбиных».
    19. Образ полковника Турбина и его значение для раскрытия авторской позиции.
    20. Место и роль образа Лариосика в системе действующих лиц пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных».
    21. Жанровые особенности романа М.Булгакова «Белая гвардия».
    22. Жанровое своеобразие пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных».
    22. Теле- и киноверсии пьесы М.Булгакова «Дни Турбиных».
    23.Литературная критика 1920-х годов о пьесе М.Булгакова «Дни Турбиных».
    24. Пьеса М.Булгакова «Бег» как «эпилог» пьесы «Дни Турбиных».
    25. Пьеса «Дни Турбиных» на сцене современного театра.

    Литература:

    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М.: Флинта, 2011.

    Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М.,1988.
    Смелянский А. М.Булгаков в Художественном театре. – М.,1986.
    Петровский М. Два мастера. В.Маяковский и М.Булгаков//Литературное обозрение.1987.№6.
    Турбин В. «Белая гвардия ( «Дни Турбиных)» в Театре имени Моссовета // Литературная газета.16.06.1993.
    Театральная гвардия //Литературное обозрение. 1991.№5.
    Сухих И. Сны Михаила Булгакова: квартирный вопрос// Нева.2008.№3.

  • Практическое занятие №3.
    Группа Л-42 — 27.04.2021.

    Тема: работа над ошибками, допущенными при выполнении письменных заданий по темам: «Автор и герои в поэме С.Есенина «Анна Снегина» и «М.Булгаков: от «Белой гвардии» — к «Дням Турбиных»
    Дата проведения:
    Л-42 — 27.04.2021.
    Форма отчётности: исправленные и дополненные планы письменных ответов на вопросы к занятиям №1 и №2.
    Объём — 1 стр.
    Срок сдачи работ: 30.04.2021.

  • Практическое занятие №4: «Возвращённая» русская литература 1920-1930-х годов и её роль в современном историко-культурном процессе: творчество Евгения Замятина и Бориса Пильняка.
    Дата проведения:Л-42 — 11.05.2021.
    Л-41 — 13.05.2021.
    Форма отчётности — развёрнутый план ответа на один из вопросов.
    Объём: 1 стр.
    Дата выполнения задания: Л-42 — 15.05.2021.
    Л-41 — 18.05.2021.

    Вопросы и задания:
    1. Каковы основные особенности литературного развития нашей страны в период с 1917-ого – по 1921-ый годы?
    2. Что такое «возвращённая» литература?
    3. Общая характеристика творческого пути Е.Замятина.
    4. «Гроссмейстер литературы» Замятин и его «Серапионовы братья».
    5. Публицистические выступления Е.Замятина в пореволюционный период творчества (статья «Я боюсь»).
    6. «Утопия» и «антиутопия» в пространстве мировой культуры: общая характеристика
    7. Время создания Е.Замятиным романа «Мы» и причины обращения автора к жанру антиутопии.
    8. Что означает «персоналистичность» антиутопии?
    9. Традиции Ф.М.Достоевского в романе «Мы».
    10. Противопоставленность искусственного мира Единого государства законам природы в романе Е.Замятина «Мы» и её значение.
    11. Ситуация «испытание героя любовью» и своеобразие её решения в романе «Мы».
    12. Смысл названия романа Е.Замятина «Мы».
    13. Жанровое своеобразие романа «Мы».
    14. Почему главного героя романа-антиутопии «Мы» автор сделал математиком?
    15. Сатирическое и фантастическое в романе Е.Замятина «Мы».
    16. Место и роль творчества Б.Пильняка в русской литературе: общая характеристика.
    17. Основные этапы творческого пути Б.Пильняка.
    18. История создания и публикации «Повести непогашенной луны» Б.Пильняка.
    19. Проблематика романа Б.Пильняка «Голый год».
    20. Хронотопические параметры романа Б.Пильняка «Голый год».
    21. Кто такие «кожаные куртки» в романе Б.Пильняка «Голый год»?
    22. Конфликт семейных и классовых ценностей в романе Б.Пильняка «Голый год».
    23. Особенности экспрессионистской образности в романе Б.Пильняка «Голый год».
    24. А.Малышкин в «Падении Даира» и Б.Пильняк в «Повести непогашенной луны» о событиях Гражданской войны в Крыму.
    25. В чём символика эпизода с гонкой автомобиля в «Повести непогашенной луны» Б.Пильняка?
    26. Мотив возмездия в «Повести непогашенной луны» Б.Пильняка.
    27. Традиции Л.Н.Толстого в«Повести непогашенной луны» Б.Пильняка.

    Литература:
    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011.
    Литература
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М.: Флинта, 2011.
    Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек: Опыт века в зеркале антиутопий// Новый мир.1988.№12.
    Чудакова М. Еретик, или матрос на мачте // Евгений Замятин. Сочинения. — М., 1988.
    Шайтанов И. О двух именах и об одном десятилетии. Борис Пильняк и Евгений Замятин //Литературное обозрение.1991.№6-7.
    Кольцова Н.Роман Е. Замятина «Мы» и «Петербургский текст» русской литературы//Вопросы литературы.1999.июль — авг.
    Солженицын А.И. О Замятине//Новый мир.1997.№10.
    Латынина А. «Я уже отдал приказ»: « Повесть непогашенной луны» как явление социальной прогностики //Литературное обозрение.1988.№5.
    Андроникашвили-Пильняк К.Б. «Детские годы…оставляют на всю жизнь отпечаток…»//Литературное обозрение.1996.№5-6.
    Малухин В. Убийство командарма//Октябрь.1988.№9.
    Солженицын А.И. «Голый год» Б.Пильняка// Новый мир.1997.№1.

    Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века: от А.Белого («Петербург») до Б.Пастернака («Доктор Живаго»). — М. 2003.
    Николина Н.А. Филологический анализ текста. — М., 2003.

  • Практическое занятие №5: «Тема коллективизации российского крестьянства в литературе 1920-1930-х годов».
    Дата проведения:Л-41 — 20.05.2021.
    Л-42 — 25 .05.2021.
    Форма отчётности — развёрнутый план ответа на один из вопросов.
    Объём: 1 стр.
    Дата выполнения задания: Л-41 — 28.05.2021.
    Л-42 — 31 .05.2021.
    Вопросы и задания:

    1. Творческая судьба П.Васильева: общая характеристика.
    2. Система персонажей и авторская позиция в поэме П.Васильева «Кулаки».
    3. Традиции Некрасова в поэме А.Твардовского «Страна Муравия».
    4. Основные этапы творческого пути А.Твардовского.
    5. Хронотопические особенности поэмы А.Твардовского «Страна Муравия».
    6. Композиционное своеобразие поэмы А.Твардовского «Страна Муравия».
    7. «Сказочные» традиции в поэме А.Твардовского «Страна Муравия».
    8. Место и роль образа ребёнка в повести А.Платонова «Котлован».
    9. Автобиографическое начало в образе Вощева из повести А.Платонова «Котлован».
    10. Что такое «Че-Че-О» в названии цикла очерков А.Платонова и Б.Пильняка. Творческий путь А.Платонова и его особенности.
    11. Смысл названия повести А.Платонова «Котлован».
    12. В чём видится Н.М. Малыгиной, автору монографии «Андрей Платонов и литературная Москва: А.К. Воронский, А.М. Горький, Б.А. Пильняк,Б.Л. Пастернак, Артем Веселый, С.Ф. Буданцев, В.С. Гроссман» (М.;СПб.: Нестор-История, 2018) сложность положения А.Платонова в среде современных ему писателей-«профессионалов»?
    13. И Бродский в «Послесловии к «Котловану» об оригинальности писательской манеры Андрея Платонова.
    14. Познакомьтесь с публикацией Н. Корниенко «Он и не советский, и не антисоветский»//Известия/ iz.ru›Новости›545049. Как характеризует исследовательница мировоззренческие основы А.Платонова?
    15. Какие признаки антиутопии обнаруживаются в «Котловане»?
    16. Как А.Платоновым характеризуется деятельность «двадцатипятитысячников»?
    17. Почему персонажи повести Андрея Платонова «Котлован» не могут начать строительство общепролетарского дома?
    18. История создания и публикации романа М.Шолохова «Поднятая целина».
    19. Авторское название романа М.Шолохова «Поднятая целина» и его особенности.
    20. Как представлена «ликвидация кулачества как класса» в главе 7 «Поднятой целины» (первая книга)?
    21. Как происходит «ликвидация кулачества как класса» в повести А.Платонова «Котлован»?
    22. Библейские мотивы и образы в повести А.Платонова «Котлован».
    23. Кто из персонажей повести А.Платонова «Котлован» является, по вашему мнению, выразителем авторского отношения к «немедленной коллективизации» и её последствиям?
    24. Место и роль образа Активиста в повести А.Платонова «Котлован».
    25. Какие слова на первых страницах повести А.Платонова «Котлован» определяют сам «нерв времени», о котором рассказывает произведение?
    26. Почему А.Платонов выбирает для своей повести «Котлован» сюжет-«путешествие» главного героя?
    27. Роль образа Жачева в повести А.Платонова «Котлован».
    Литература:
    История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-М.,2014.
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М., 2011.
    Литература
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М.: Флинта, 2011.
    Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек: Опыт века в зеркале антиутопий// Новый мир.1988.№12.
    Чащина Л. Павел Васильев//Вопросы литературы.1991.№3.
    Одесский М.П. Советская мистика и мистики в стране большевиков//Литературное обозрение. 1998.№2.

    Андрей Платонов сегодня: круглый стол «Литературной газеты»//Литературная газета. 23 сент. 1987.
    Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом Завете. — М.:Политиздат, 1985.

  • Практическое занятие № 6 (для обеих групп курса)
    «Художественный мир М.А.Шолохова»
    Дата проведения: 04.06. 2021.
    Отчётность: развернутый план ответа на один из предложенных вопросов.
    Объём: 1 стр.
    Срок отчётности: 12.06.2021.

    Вопросы и задания:

    1. Место и роль «Донских рассказов» в творчестве Шолохова.
    2. Что делает «Тихий Дон» М.А.Шолохова романом – эпопеей?
    3.Смысл названия рассказа «Родинка».
    4. Диалектное слово в «Донских рассказах».
    5.«Донские рассказы»: своеобразие пространственно-временных характеристик.
    6.Рассказ «Семейный человек»: особенности авторской позиции.
    7.Трагизм сюжетной ситуации в рассказе «Жеребенок».
    8. Семейные и классовые ценности в рассказе «Червоточина».
    9. Система эпиграфов в романе-эпопее «Тихий Дон».
    10. «Тихий Дон» как «Одиссея казачьего Гамлета»: можно ли принять такое определение литературоведа И.Сухих?
    11. Традиции правдоискательства в образе Григория Мелехова.
    12. Проблема «отцы и дети» в романе «Тихий Дон».
    13. Война и мир в судьбе главного героя романа-эпопеи «Тихий Дон».
    14. М.Шолохов о месте и роли казачьего сословия в обстоятельствах Гражданской войны.
    15. Система персонажей «Тихого Дона»: от прототипов — к образам.
    16. «Тихий Дон» М.А.Шолохова:замысел и воплощение.
    17. Основные этапы творческой биографии Шолохова.
    18. Автор и герои в романе Шолохова «Они сражались за Родину».
    19. Жанровые особенности романа Шолохова «Они сражались за Родину».
    20. Роман Шолохова «Они сражались за Родину»: пространственно-временные характеристики.
    21. Рассказ М.Шолохова «Наука ненависти» и его первая публикация.
    22. Жанровые особенности рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
    23. Место и роль образа ребёнка в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».
    24. Значение пейзажных зарисовок для раскрытия идейного мира рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
    25. История создания романа М.Шолохова «Поднятая целина».
    26. Массовые сцены в романе М.Шолохова «Поднятая целина» и их значение.
    27. Трагическое и комическое в романе М.Шолохова «Поднятая целина».
    28. Любовь в жизни Аксиньи Астаховой,

    Литература
    История русской литературы ХХ век: В 2 ч./Под ред. В.В.Агеносова.- М.,2014.

    Лазарева М. К вопросу об онтологическом содержании «Донских рассказов»// Вестник Моск. ун-та. Серия 9:филология.2004.№3.
    Воронцов А.Усиление любви//Литературная газета.22-28 ноября 2006.
    Сухих И. Одиссея казачьего Гамлета//Звезда.2000.№10.
    Поль Д.Человек и мир в прозе М.А.Шолохова// Русская словесность.2008.№5.
    Русские писатели 20 века: Биографический словарь /Под ред.: Николаев П.А. (гл. ред. и сост.) . – М.: Рандеву, 2000//razym.org›…disciplini…red-i…russkie-pisateli…veka…
    История русской литературы XX – начала XXI века : учебник для вузов в 3-х
    частях с электронным приложением : Часть I : 1890–1925 годы / Сост. и науч.
    ред. проф. В.И. Коровин. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС. 2014. –
    496 с. + Эл. опт. диск (СD-ROM).