01.09.2020 г.
ЛЕКЦИЯ 1. «СКРЫТАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ» (М. Пришвин) РУССКОЙ КЛАССИКИ.
План лекции
1. Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов знаний о современном прочтении русской классики в практике школьного литературного образования и готовности к применению их в своей профессионально-педагогической деятельности.
Задачи освоения дисциплины:
– формирование у студентов системы знаний о рецепции произведений русской классики современным литературоведением;
– формирование знаний о конструировании занятий различных типов в классах с базовым и углублённым изучением литературы;
– овладение опытом преподавания литературы на основе интеграции традиционных и инновационных методов обучения.
2. «Всякое значительное художественное произведение несёт в себе временное, преходящее и вечное, неумирающее, конкретно-историческое и общечеловеческое, национальное и интернациональное, объективно-истинное и субъективно-оценочное. Таково свойство искусства, …художественного образа» (Г.И. Беленький). Уходят в прошлое исторически достоверные реалии, но идеи, герои, конфликты выдающихся творений искусства, переосмысленные с позиции современности, продолжают волновать юных читателей, так же как и их предшественников, живших в девятнадцатом веке. Однако это произойдёт при одном условии: читатель должен быть хотя бы минимально подготовлен к встрече с русской классикой.
3. Ведущим при современном прочтении является принцип историзма, позволяющий объективно оценить художественный текст. Следует представить себе время и место действия произведения, для этого необходимы историко-культурный и историко-бытовой комментарии. Исторически обусловлены не только те или иные детали быта («Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя), но и конфликты («Отцы и дети» И.С. Тургенева), и образы-характеры (Онегин, Печорин, Базаров).
4. Необходима поправка и на «угол зрения» писателя. Так, например, сложно судить о романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», игнорируя мнение писателя по поводу роли выдающейся личности в развитии исторического процесса.
5. В связи с потребностями эпохи рождаются и умирают и трансформируются те или иные жанры, ушли, например, в далёкое прошлое эклога, моралите и т.д.
6. Конечно, анализ исторических реалий наиболее оправдан при изучении реалистических произведений, романтики скорее передают мироощущение, дух эпохи (Мцыри» М.Ю. Лермонтова).
7. Биография писателя, как и его произведения, совмещает в себе конкретно-историческое и общечеловеческое. При этом недопустимо «выпрямлять», приукрашивать путь писателя, лишать противоречий. Имеет смысл поговорить, например, о позиции Горького в послереволюционные годы, о его несогласии с большевиками в «Несвоевременных мыслях» и о трагедии во времена «культа личности», о причинах самоубийства Маяковского и т.д.
Литература:
Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. — М.: Просвещение, 1990 – С. 98-43.
Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе. – М.: Просвещение. 1986.
Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М.: Флинта. – С. 5-25. https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/01/esin_a._printsipy_literaturnogo_analiza.pdf
Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М.: Academia, 2008.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1.
Дать устно краткие ответы на нижеприведённые вопросы. В процессе подготовки ответов можно провести анкетирование или опрос знакомых вам старшеклассников, в том числе и с использованием социальных сетей.
1. Почему современные школьники не любят читать отечественную классику?
2. Как побудить учеников читать? Чтение – это наслаждение или труд?
3. Обязательно ли чтение литературы в школе должно быть воспитывающим? Приведите конкретные примеры, подтверждающие вашу точку зрения.
4. Помогло ли лично вам в жизни знание литературы? Если да, то приведите конкретные примеры.
5. Как сделать урок литературы интересным, зрелищным? Приведите примеры.
6. Должен ли, на ваш взгляд, учитель-словесник скрывать свои литературные предпочтения? Может ли он признаться в классе: «Я не люблю роман Гончарова «Обломов» или «Мне совершенно непонятны искания героев Толстого»?
24.09.2020 г.
ЛЕКЦИЯ 2. ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» С ПОЗИЦИИ ЕЁ СОВРЕМЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ.
План лекции
1. Изучение биографии А.С. Грибоедова. Личность и судьба поэта-драматурга. Документальный фильм режиссера С. Кожевникова «Александр Грибоедов. Ослепительно короткая жизнь» (2010 г.) https://www.youtube.com/watch?v=JeSpKIFEZ7E. Обсуждение фильма, насколько его материал можно использовать в практике школьного обучения?
2. Система уроков по изучению комедии «Горе от ума» в 9 классе. Поурочное планирование И.И. Аркина и Л.И. Петриевой и Г.В. Пранцовой: сравнительный анализ вариантов изучения пьесы. Прототипы героев комедии. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие любовной интриги. Необычность финала комедии. Система уроков по И.И. Аркину:
Урок 1-2. Художественное совершенство комедии, её персонажи и исходные мотивы сюжета.
Урок 3. Нравственный конфликт комедии. Тема достоинства человека в «Горе от ума».
Урок 4. Чацкий в поединке с обществом.
Урок 5-6. Смысл заглавия и трагикомизм «Горя от ума». «Горе уму» или «Горе от ума»?
Урок 7. Смысл комедии «Горе от ума» и её истолкование И.А. Гончаровым и читателем.
Уроки 8-9. Сочинение.
Урок 10. Чацкий и мой современник.
3. Изучение системы образов как особый путь анализа комедии «Горе от ума» (Чацкий и Софья, Чацкий и фамусовское общество, Чацкий и Молчалин).
4. Литературная гостиная и литературно-театральный марафон как виды внеклассной работы по предмету.
5. Роль литературной критики в процессе анализа художественного произведения. Полемика по поводу пьесы «Горе от ума» в современной Грибоедову критике (М. Дмитриев «Замечания на суждения «Телеграфа»; А. Писарев «Несколько слов о мыслях одного критика и о комедии «Горе от ума»; статьи и отзывы А. Бестужева-Марлинского, О. Сомова, В. Одоевского, В. Кюхельбекера, А. Пушкина). Методика работы с критической статьёй на уроке литературы: составление тезисного плана и конспекта одной из статей, посвящённых разбору произведений русской классики.
6. Сравнение различных сценических интерпретаций пьесы (Малый театр, БДТ).
Литература:
Текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (по любому изданию).
Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 1999. – С. 91-107.
Кунарев А.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М.: Русская редакция, 2004 – 672 с.
Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 1992. – С. 131-134.
Петриева Л.И., Пранцова Г.В. Грибоедов. Изучение в школе.- М.: Флинта, 2001. – 216 с.
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комиссарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М., 2002.
Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – Л., 1983.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2.
Подготовить урок-театр по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», призванный активизировать творческие способности ребят. Класс выбирает режиссёра, художника по костюмам, декоратора, музыкального оформителя. Режиссёр подбирает учеников-актёров на ведущие роли. В качестве раздаточного материала предлагаем карточки с вопросами:
Вопросы режиссёру:
Почему вы решили поставить «Горе от ума»? В чём видите актуальность пьесы для современного читателя? Какой вариант постановки (классический или экспериментальный) вы предпочитаете и почему? Что известно вам о сценической истории пьесы Грибоедова? Какие из постановок вы считаете наиболее удачными и почему? Как вы относитесь к фильму «Горе от ума»* (2020 г.), вышедшему в свет в начале этого года? Согласны ли вы с утверждением рекламы, что, «сохранив фабулу сюжета и типажи главных героев комедии Грибоедова, создатели сериала пытаются по-новому взглянуть на их взаимоотношения с поправкой на современные реалии»? Рекомендуете ли вы этот фильм к просмотру и обсуждению на уроке литературы в 9 классе?
Вопросы актёру:
Кто вы (ваш внешний вид, манера одеваться, привычки, интересы)? Как относитесь к окружающим вас людям? Каковы мотивы вашего поведения в ситуации, предлагаемой для постановки? Согласны ли вы с трактовкой роли, данной режиссёром? Встречаются ли люди, подобные вашему персонажу, в наши дни? Как сочетаются конкретно-исторические и общечеловеческие черты в облике вашего героя?
Вопросы художнику по костюмам и декоратору:
Какими вы видите героев пьесы? Как детали костюма помогут подчеркнуть индивидуальность характера каждого из персонажей? Каковы будут декорации к спектаклю, будут ли они меняться по ходу действия? Нарисуйте эскизы костюмов и декораций. Каковы будут варианты афиши, программки и сценического занавеса? Создайте их эскизы.
Вопросы музыкальному оформителю:
Какое музыкальное сопровождение вы предложите? Это будет классика или современные музыкальные произведения?
Вопросы зрителям:
Оцените замысел режиссера и предложенную им трактовку пьесы. Как она соотносится с замыслом самого автора комедии? Был ли реализован вариант режиссёра авторским коллективом? Понравилась ли вам игра актёров? Насколько созданные ими образы совпадают с обликом героев пьесы, хранящимся в вашем воображении? Отвечает ли художественное и музыкальное оформление режиссёрскому замыслу? Ваши пожелания творческому коллективу постановщиков пьесы и исполнителям ролей.
Ход занятия:
1. Изложение режиссёром и актёрами своих ролевых позиций с последующим обсуждением.
2. Представление эскизов, подготовленных художником по костюмам и декоратором. Слово музыкальному оформителю. Обсуждение итогов их выступлений с позиции их соответствия режиссёрскому замыслу.
3. Инсценирование фрагмента пьесы, выбранного режиссёром совместно с актёрами.
4. Обсуждение постановки.
5. Подведение итогов ролевой игры.
• Сюжет фильма «Горе от ума»: погибает известный интернет-блогер с многомиллионной армией подписчиков по фамилии Чацкий. Следователю по особо важным делам Порфирию Петровичу Иванову поручено в кратчайшие сроки выяснить все детали этого трагического происшествия, поскольку похороны Чацкого могут спровоцировать общественные волнения и беспорядки. Оказывается, Чацкий своими расследованиями и открытым хейтерством нажил себе много врагов, каждый из которых становится подозреваемым в списке Порфирия. Усугубляет ситуацию смерть в прямом эфире блогера № 2 – Базарова, а также пропажа из морга тела Чацкого. У Порфирия есть всего три дня, чтобы разобраться в происходящем в этом мире, а также в его виртуальной изнанке.