4 курс (очное, 7 семестр) История зарубежной литературы (сем.) (Сысоева Ю.Н.) (2 записи)

  • 4 курс (очное, 7 семестр) История зарубежной литературы (сем.) (Сысоева Ю.Н.)

  • Практическое занятие №1
    Экспрессионизм и зарубежная поэзия 1920-1930-х годов ХХ века

    1. Экспрессионизм как одно из модернистских направлений в искусстве и литературе ХХ века (живопись, драма, проза, поэзия). Левый экспрессионизм (активисты). Экспрессионизм как художественный метод, особенности поэтики.
    2. Экспрессионизм в поэзии Германии.
    3. Темы и проблемы, особенности стиля. Представители немецкого экспрессионизма: К. Моргенштерн, Эльза Ласкер-Шюлер, Эрнст Штадлер, Георг Гейм, Иван Голл, Нелли Закс, Эрнст Толлер, Готфрид Бенн, Георг Тракль, И. Бехер.
    Анализ 3-4 стихотворений.

    Литература:
    1. Западноевропейская поэзия ХХ века. Б.В.Л., серия 3, т. 31., М., 1977.
    2. Экспрессионизм. Сборник статей. М., 1966.
    3. Экспрессионизм. Литература и искусство. М., 1986 (сборник).
    4. И. Бехер. Поэзия (особенно ранняя).
    5. Б. Брехт. Поэзия (в любом издании).
    6. Н.С. Павлова. Экспрессионизм // КЛЭ., т. 8. М., 1975.
    7. Экспрессионизм //История немецкой литературы, т. 4. М., 1968.
    8. Асанова Н.А. Реалистическая и экспрессионистская образность в поэзии раннего экспрессионизма // Реализм в зарубежной литературе Х1Х—ХХ веков: сборник. – Саратов., 1986. С.62–72.
    9. Андреева-Попова Н. Поэзия немецкого экспрессионизма. //Р.Ж. (реферативный журнал). Общественные науки за рубежом. Литературоведение. 1985. №1.
    10. И.С. Павлова. Экспрессионизм // Зарубежная литература ХХ века: Учебник под ред. Л.Т. Андреева. – М., 1996 (и последующие издания).

    Практическое занятие №2.
    Сюрреализм в зарубежной поэзии 1920-1930-х годов.

    1. Сюрреализм как одно из модернистских направлений в искусстве и литературе. Понятие об автоматическом письме. А. Бретон – теоретик сюрреализма. 1 и 2 манифесты сюрреализма. Влияние З. Фрейда.
    2. Поэзия сюрреализма, ее особенности, представители и эволюция их творчества (Андре Бретон, Поль Элюар, Луи Арагон, Робер Деснос). Влияние поэтики сюрреализма на их позднее творчество и дальнейшее развитие французской поэзии ХХ века (Тардье, Мишо, Кено, Превер, Гильвик и др.).
    3. Анализ 2 сюрреалистических стихотворений разных авторов.

    Литература:
    1. Западноевропейская поэзия ХХ века. БВЛ., серия 3, т. 171., М., 1977.
    2. Андреев Л. Сюрреализм. М., 1972.
    3. Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века.
    4. Подгаецкая И.Ю. Поэтика сюрреализма // Критический реализм ХХ века и модернизм. – М., 1967. – С. 177-194.
    5. Антология французского сюрреализма. – М., 1994.
    6. К столетию со дня рождения Андре Бретона // Иностранная литература. 1996. №8.
    7. Поль Элюар. Стихотворения.
    8. Робер Деснос. Стихи. М., 1970.
    9. Из современной французской поэзии. – М., 1973.
    10. А. Бретон. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами. – М., 1986; или в кн. Французские писатели о литературе. – М., 1978. (Фрагменты).
    11. Поэзия сюрреализма // Иностранная литература. 2002, №5.
    12. Андреев Л.Т. Сюрреализм // Зарубежная литература ХХ века: Учебник под ред. Л.Т. Андреева. – М., 1996 (и последующие издания).

    Практическое занятие №3-4
    Ф. Кафка как представитель “высокого” модернизма

    Жизненный и творческий путь Кафки
    1) Кафка – представитель пражской группы немецкоязычных писателей
    2) Кафкианство как проявление высокого модернизма. Обращение к классическим реалистическим традициям (Гете, Диккенс, Достоевский), связь с современными модернистическими течениями (сюрреализмом, экспрессионизмом), перекличка с экзистенциализмом (отчуждение, абсурд)
    3) Новеллы и притчи Кафки из сборников “Созерцание”, “Сельский врач”, “Голодарь”, “Новеллы из наследия”. Афоризмы как выражение взглядов на жизнь и человека.
    4) Анализ новеллы “Превращение”
    а) Идейные и художественные особенности новеллы. Сочетание натуралистических деталей и фантастики, сюрреализма и экспрессионизма.
    б) Различные интерпретации метафорического смысла рассказа (психологическая, социальная, философская, религиозная). Оригинальные интерпретации, например, в лекции В. Набокова о Кафке, интерпретация, предложенная В. Д. Седельник в учебнике под редакцией В. М. Толмачева, В. А. Пронина – в учебнике под редакцией Н. П. Михальской. Какая интерпретация вам ближе, можете ли вы предложить свою?
    5) Анализ романа “Процесс”
    6) Анализ романа “Замок”

    Литература
    1) Ф. Кафка. Сборник в серии золотой фонд мировой классики. — М., — 2005. Рассказы “Мост”, “Превращение”, “В исправительной колонии”; “Замок”, “Процесс” (или любое издание).
    2) Затонский Д. Австрийская литература в ХХ столетии. — М., 1985.
    3) Карельский А. В. Лекция о творчестве Франца Кафки // Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. — М., — 1999.
    4) Беньямин Вальтер. Франц Кафка. — М., 2000.
    5) Брод М. О Франсе Кафке. — М., 2000.
    6) Белобратов А. В. Франц Кафка как проблема литературоведения // Поэтика и история: литература Австрии и Германии XIX – XX веков. — Спб, 2007.
    7) Канетти Э. Человек нашего столетия. — М., 1990.
    8) Зусман В. Г. Художественный мир Ф. Кафки: малая проза. — Нижний Новгород, 1996.

    Практическое занятие № 5-6
    Экзистенциализм во французской литературе (4 часа)
    1. Общая характеристика экзистенциализма как философского направления и отражение его идей в литературе.
    2. Т.П. Сартр — философ и художник-экзистенциалист. Рассказ Сартра «Стена» как воплощение основных проблем экзистенциализма. Роман «Тошнота». Драмы Сартра.
    3. Роман А. Камю «Посторонний». Проблема экзистенциального героя.
    4. Эволюция экзистенциализма в годы антифашистского сопротивления. Роман А. Камю «Чума» как свидетельство этих изменений.
    Литература
    Ж.П. Сартр. Стена. //И.Л., 1987, №11 (послесловие Ерофеева).
    А. Камю. Посторонний, Чума, Миф о Сизифе. М., 1969 (предисловие С. Великовского).
    С. Великовский. Грани несчастного созидания. М., 1973. С.46—150.
    Е.П. Кумкин. Альбер Камю. М., 1982.
    Ж.П. Сартр. Тошнота. //И.Л., 1989, №7.
    Ж.П. Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм (в кн. «Сумерки богов». М., 1989).
    Л.Т. Андреев. Жан Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.