Лекция № 4: «Творчество Л. Андреева: особенности творческого метода»
Дата проведения: 1 октября 2020-09-30
План:
1. Творчество Л.Андреева подтверждает «диффузное состояние» (О. Клинг) русского искусства начала ХХ века. Не все литературные течения успевали приобрести целостные формы, некоторые существовали только в исканиях отдельных авторов. Речь идёт об экспрессионистской линии в поэтике Л.Андреева и раннего В.Маяковского. Эстетические и художнические искания прозаика и драматурга Л.Андреева выявляют взаимодействие двух противостоящих тенденций литературного развития эпохи – реалистического и модернистского искусства. Модернисты не принимали в творчестве Л.Андреева «грубо материалистического мировоззрения» (З.Гиппиус), а реалисты отвергали стремление художника к «созданию образов, изрекающих на магическом языке намёки на нечто неадекватное внешнему слову» (Ю.В.Бабичева).
2. Начальный период творчества (1890-е годы) Л.Андреева демонстрирует обновление традиций русской реалистической литературы предшествующего периода развития: образ маленького человека и мотивы сострадательного гуманизма (рассказы: «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек» и др.) напоминают об уроках Достоевского («Мальчик у Христа на ёлке») и Чехова («Ванька»).
3. Со временем (рассказы 1900-х: «Жили-были», «Город», «Большой шлем» и др.) художник всё больше осознаёт кризисное состояние действительности, склоняясь к экзистенциальному взгляду на мир, отвергая рациональное начало в нём и признавая лишь интуитивно познаваемую «экзистенцию» (человеческое существование), которая проявляется в «пограничных» ситуациях (страдание, близость небытия, ревность, страх и т.п.). Мысль Ф.Ницше: «Если ты не свободен жить, то свободен умереть», — составляет логическую схему «Рассказа о Сергее Петровиче», в то же время показывая ложность путей самоутверждения личности, предлагаемых философской системой идеалистических воззрений, возникающих в начале ХХ столетия.
4. События русско-японской войны (рассказ «Красный смех») и первой русской революции, ненадолго сблизившие Л.Андреева с Горьким и другими «знаньевцами» (пьеса «К звёздам», рассказы: «Марсельеза», «Из рассказа, который никогда не будет закончен», «Рассказ о семи повешенных» — первоначальное название: «На острие»), войдя в прозу и драматургию художника, несколько сместили акценты в предельно субъективном постижении мира автором и его персонажами, но не исключили свойственной экспрессионистскому литературному течению субъективно-идеалистической установки творца на выражение внутреннего мира обречённого, униженного и одинокого человека, образ которого характеризуется болезненной напряжённостью отрицательных эмоций, гротескной изломанностью и ужасом перед «бездной смерти и бездной жизни» (Л.Андреев).
5. Поражение первой русской революции, преследование революционеров и расправы над ними приводят Л. Андреева к мысли: «Не от Христа, а от Иуды» происходит род человеческий, раз происходит «массовое христопродавчество» (Л.Андреев). Трагические обстоятельства общественной и личной судьбы приводят к появлению рассказа «Иуда Искариот» (1908). Здесь социально-политический «оттенок» образов «растворяется» в рассмотрении общечеловеческих проблем, вот почему центральной проблемой произведения становится не тема предательства (как может показаться), а тема одиночества и беззащитности личности. Иуда – образ «двоящийся», драматический, его зловещий эксперимент затеян ради того, чтобы испытать способность верующих быть верными, а «верным» оказывается лишь Иуда. При всей яркости этого образа, созданного талантливым художником, признававшим: «Выше «Иуды» рассказов нет», — не стоит «попадаться на удочку» изворотливого иудиного ума, помня: предал-то он, как бы и кого ни пытался обвинить в гибели Учителя.
6. Пытаясь работать «привычным» способом: сначала создавать логическую схему произведения, а потом «наполнять» её образной «материей», Л.Андреев создаёт роман «Сашка Жегулёв» (1911), герой которого – юный «нежный Саша» — без видимых побудительных мотивов, «вдруг», осознаёт своё призвание возглавить революционный отряд защитников народа, мстителей и экспроприаторов. «Отзвуки» событий недавней российской истории прозвучат и в незавершённом романе «Дневник Сатаны», который создавался вдали от Родины, в Финляндии, где в деревушке Нейвала была дача писателя. Поскольку в связи с событиями Октября 1917 года Финляндия, прежде входившая в состав Российской империи, получила независимость, Л.Андреев оказался, по его признанию, «изгнанным из дома», из дорого сердцу дома родной России. Этой разлуки его сердце не выдержало, перестав биться в 1919 году, а было талантливому русскому художнику всего сорок девять лет…
Литература:
1. История русской литературы ХХ века/ под ред. Проф. В.В.Агеносова.-
2. М.,2014.
3. Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты.
4. – М., 2011.
5. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996).- М., 1998.
6. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX — начала XX века. -М., 2007.
7. Келдыш В.А., Дьякова Е.А., Катаев В.Б. История русской литературы конца XIX — начала XX века: В 2 т.: Учебное пособие для вузов. — М., 2007