Практикум № 1. Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница»
Задание:
1.Подготовить индивидуальные сообщения: «Тема русской девушки-бесприданницы в творчестве Островского», «Мотив «горячего сердца» в творчестве Островского и образ Ларисы», «Сценическая история «Бесприданницы».
План:
1.Проанализируйте драматический конфликт и систему образов пьесы.
2.Почему можно отнести Ларису Огудалову к героиням «горячего сердца» Островского? Раскройте функции внутренних монологов, пейзажа и музыки в обрисовке героини.
3.Как в пьесе преломляется тема «маленького» человека? Проанализируйте самохарактеристику Карандышева, отзывы о нем других действующих лиц, особенности языка персонажа (действ.1, явл.2,3,4; действ.2, явл.9; действ.3, явл.6,7,14; действ.4, явл.10, 11).
4.Каков облик Паратова, Кнурова и Вожеватова?
5.В чем проявляется художественное своеобразие пьесы? Охарактеризуйте новые черты поэтического стиля, специфику жанра.
Литература:
1.Островский А.Н. Бесприданница (любое издание).
2.Штейн А.Л. Легенда о «Бесприданнице» // Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М.: Сов. писатель, 1973. С.338 – 376.
3.Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского. Л.: Худож. лит., 1973.
4.Костелянец Б.О. Разгадывая «Бесприданницу» // Нева. 1973. № 4. С.185 – 197.
5.Отрадин М.В. «Бесприданница» А.Н.Островского // Анализ драматического произведения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С.226 – 243.
Практикум № 2. Жанрово-поэтические особенности народных и сатирических комедий А.Н. Островского (на материале «Свои люди – сочтемся» и «На всякого мудреца довольно простоты»).
Задание:
1. Составить конспект гл. 2, 3 монографии А.И. Журавлевой «Островский-комедиограф».
План:
1.Чем различаются народные и сатирические комедии драматурга в плане проблематики, типологии конфликтов, их сценического развития, обрисовки персонажей, поэтики?
2.В чем особенности конфликта комедии «Свои люди – сочтемся»?
— Как соотносятся в ее структуре социальное и национальное, комедия и драма?
3.В чем особенности конфликта сатирической комедии «На всякого мудреца довольно простоты»?
— Почему исследователи говорят об ослаблении внешних проявлений конфликта? Об «условности» фигуры Глумова в нем?
Литература:
1.Островский А.Н. Свои люди – сочтемся, На всякого мудреца довольно простоты (любые издания).
2.Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М.: Сов. писатель, 1973.
3.Журавлева А.И. Островский – комедиограф. М.: Изд-во МГУ, 1981.
Практикум № 3. Своеобразие конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
1. История создания и постановки «Грозы» на русской и зарубежной сцене. Исполнение роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Федотова, Никулина-Косицкая, Тарасова). Просмотр фрагментов из спектаклей и кинофильмов, снятых по мотивам пьес А.Н. Островского.
2. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в «Грозе».
3. Своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира.
4. Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины.
5. Сравнительный анализ оценки образа Катерины Н.А. Добролюбовым («Луч света в тёмном царстве») и Д.И. Писаревым («Мотивы русской драмы»).
Литература:
1.Островский А.Н. Гроза (любое издание).
2.Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М.: Сов. писатель, 1973.
3.Журавлева А.И. Островский – комедиограф. М.: Изд-во МГУ, 1981.
4. Добролюбов Н.А.Луч света в тёмном царстве (любое издание)
5. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы (любое издание).
Практикум № 4. Своеобразие диалогического конфликта в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история».
Задание:
1.Проанализировать роль повествовательной иронии в романе.
План:
1.Какова роль диалогического конфликта в романе?
2.В чем особенности внутренней структуры диалогического конфликта?
— Каковы мотивировки мировоззрения героев?
— Как проявляет себя противоборство точек зрений героев?
— Как развивается диалогический конфликт в романе?
— В чем особенности взаимодействия диалогического конфликта и фабулы?
— Что можно сказать о диалогах в романе? Каков язык этих диалогов?
3.Какова роль автора и авторского слова в романе?
Литература:
1.Гончаров И.А. Обыкновенная история (любое издание).
2.Манн Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969.
3.Лощиц Ю. Гончаров /Сер. ЖЗЛ. (любое издание).
4.Маркович В.М. Своеобразие диалогического конфликта в романе Гончарова «Обыкновенная история» // Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С.78–97.
Практикум № 5. Роман И.А. Гончарова «Обломов».
Задание:
1.Составить конспект статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».
2.Подготовить индивидуальные сообщения «А.В. Дружинин об Обломове» и «Д.И. Писарев об Обломове».
План:
1.В чем своеобразие образа Обломова? Проанализируйте эволюцию образа, сущность внутренней драмы героя, социально-типическое и общечеловеческое в личности Обломова.
— Какие стороны характера Ильи Ильича (положительные и отрицательные) раскрываются в первой части романа?
— Какова роль «Сна Обломова» в идейном замысле романа? Проанализируйте социально-психологические корни и нравственную сущность обломовщины, ее влияние на становление личности героя.
— Как проходит герой испытание любовной ситуацией? Проанализируйте отношения Обломова и Ольги Ильинской, Обломова и Агафьи Пшеницыной.
— Как раскрывается Обломов во взаимоотношениях со Штольцем? В чем смысл противопоставления Штольца Обломову?
— Каково отношение Гончарова к Обломову? Проанализируйте иронически-комедийную и лирико-драматическую тональности в многоплановом изображении героя.
2.Проанализируйте своеобразие художественных приемов создания образа Обломова (портрет, диалог, внутренний монолог, авторская психологическая характеристика, художественная деталь, пейзаж и т.д.)
3.Какова оценка романа, образа Обломова и обломовщины в статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» В чем Добролюбов не согласен с Гончаровым?
Литература:
1.Гончаров И.А. Обломов (любое издание).
2.Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1987. Т.2. С. 218 — 257 (или любое другое издание).
3.Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.; Л.: Гослитиздат, 1962.
4.Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова (любое издание).
5.Кантор В. Долгий навык к сну (размышление о романе Гончарова «Обломов») // Вопр. лит. 1989. №1. С.149 – 185.
6.Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М.: Изд-во МГУ, 1992.
Практикум № 6. Идейно-художественный мир «Записок охотника» И.С. Тургенева.
Задание:
1. Проанализировать жанровое своеобразие «Хоря и Калиныча», «Однодворца Овсяникова», «Певцов», «Бежина луга», «Гамлета Щигровского уезда», «Свидания», «Смерти», «Леса и степи».
План:
1. Художественные поиски И.С. Тургенева — ранний период творчества.
2. Гоголевские традиции в «Записках охотника» (традиции натуральной школы).
3. Антикрепостнический пафос «Записок охотника».
4. Жанровой своеобразие «Записок охотника».
Литература:
1. Тургенев И. С. Записки охотника (любое издание).
2. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
3. Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М.: Просвещение, 1977.
Практикум № 7. Трагический нигилист Базаров («Отцы и дети» И.С. Тургенева).
Задание:
1. Проанализировать авторское понимание образа: Письмо Тургенева к К. Случевскому от 14 (26) апреля 1862 года.
2. Законспектировать статью Архимандрита Феодора (А. М. Бухарева) «О романе «Отцы и дети».
План:
1. Что в общественном статусе, характере, мышлении, поведении Базарова характеризует его как «нового человека», как разночинца-шестидесятника?
2. Что существенно отличает Базарова от революционных демократов шестидесятых годов?
3. Почему образ этого героя не принял круг «Современника» и принял Д.И. Писарев?
4. В чем суть базаровского нигилизма? Остается он лишь теоретической установкой героя или реализуется в его жизненной практике?
5. Какую роль играет проверка Базарова любовью и смертью? Победителем или побежденным выходит герой из этих испытаний ?
6. В чем смысл лирико-философского эпилога к роману?
Литература:
1.Тургенев И.С. Отцы и дети (любое издание).
2. Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). О романе «Отцы и дети» // Русские духовные писа-тели: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). – М.: Столица, 1991.
3. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л.: Наука, 1972.
4.Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
5.Манн Ю. Диалектика художественного образа. М.: Худож. лит., 1987.
6. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
Практикум № 8. «Душа народа русского» в лирике Н.А. Некрасова.
Задание:
1.Прочитать стихотворения Н.А, Некрасова: «В дороге», «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская…», «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба…»), «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Железная дорога».
2. Выучить наизусть одно стихотворение не менее 3 строф и отрывки из стихотворений «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда».
3.Прочитать гл.4 («Работа над фольклором») из книги К.И. Чуковского «Мастерство Некрасова».
4.Законспектировать статью Н.Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?»
План:
1. Гражданский пафос поэзии Некрасова. Образ народа, ментальные черты русского человека и их воплощение в некрасовской лирике. Отношения народа и власть предержащих лирике Н.А. Некрасова. «Любовь-вражда» (А. Блок) как основа отношения Некрасова к народу. Антикрепостнический пафос пушкинской «Деревни» и развитие темы «страданий народа» в некрасовской «Элегии».
2.Как раскрываются идейно-эстетические принципы Некрасова в изображении народа в поэме?
— Крестьянский мир и семь странников.
— Образы народных правдолюбцев (Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров и др.).
— Матрена Тимофеевна как тип русской крестьянки, ее национально-русский характер.
— Савелий как тип народного бунтаря-мстителя, воплощающего стихийные революционные возможности крестьянства.
3.Почему образ Гриши Добросклонова можно рассматривать как тип революционера-разночинца 1860-70-х годов?
4.Как изображается в поэме мир угнетателей народа?
5.В чем своеобразие композиционной структуры поэмы?
— Замысел и сюжет.
— Роль и место в поэме главы «Пир на весь мир».
6.Проанализируйте принципы и приемы использования фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Литература:
1.Некрасов Н.А. Лирика (любое издание).
2.Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо? (любое издание).
3.Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М.: Сов. писатель, 1971.
4. Аверин Б.В. Стихотворение Н.А. Некрасова «Надрывается сердце от муки…» // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 155–162.
5. Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. М.: Совет. писатель, 1971.
6. Жилякова Э.М. Христианские мотивы и образы в творчестве Н.А. Некрасова (1830–1850-е годы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1998. С. 269–282.
7.Аникин В.П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» М.: Худож. лит., 1969.
8.Прокшин В.Г. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.: Высш. шк., 1986.
9.Беседина Т.А. Изучение поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в школе. Вологда, 1974.
10.Волкова Л.Д. «Душа народа русского…»: Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.: Просвещение, 1992.
Практикум № 9. «Особенный человек» Н.Г. Чернышевского в мире социальных утопий.
Задание:
1. Прочитать роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
План:
1. Система художественных образов. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова.
2. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Композиция романа как средство воплощения авторской идеи.
3. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.
Литература:
1. Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биография: в 4 ч. Ч. 3: 1859—1864. Саратов: Изд-во СГУ, 1992.
2. Наумова Н. Н. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Л.: Художественная литература. Ленингр. отд-ние, 1978. 136 с.
3. «Что делать?» Н. Г. Чернышевского: Историко-функциональное исследование / Отв. ред. К. Н. Ломунов. М.: Наука, 1990.
4. Н.Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы. Сборник научных трудов. Саратов, 2015.
5. Рейсер С. А. Некоторые проблемы изучения романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Л.: Литературные памятники, 1975.
Практикум № 10. Христианские легенды Лескова
Задание:
1.Прочитать легенды Лескова «Лев старца Герасима», «Легенда о совестном Данииле», «Прекрасная Аза», «Скоморох Памфалон» и
План:
1. Своеобразие жанра лесковских легенд.
2. Библейские мотивы лесковских легенд.
3. Образы праведников как воплощение народного идеала и христианской идеи естественного человека.
4. Особенности лесковской повествовательной манеры.
Литература:
1. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
2. Лесков и русская литература. М., 1988.
3. Семенов В.С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981.
Практикум № 11. Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Задание:
1. Прочитать «Очарованный странник» Н.С. Лескова.
2. Составить хронолинию жизни И. Флягина.
План:
1. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека.
2. Смысл названия повести Н.С. Лескова. Почему Иван Флягин «странник» и почему «очарованный»? (Идейно-художественный смысл понятий).
3. Образы праведников как воплощение народного идеала и христианской идеи естественного человека (у них «доброта …преобладает над умом и выходит не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчётно истекает из натуры»). Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести.
4. Обращение Лескова к форме сказа.
Литература:
1. Лесков Н.С. Очарованный странник (любое издание).
2. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
3. Горелов А.А. Лесков и народная культура. — Л.: Наука, 1988.
4. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
5. Лесков и русская литература. М., 1988.
6. Семенов В.С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981.
7. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Лескова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.