3 курс (очное) История русской литературы (лекции, практикум) (15 записей)

  • 3 курс (очное) История русской литературы (лекции, практикум)

  • Лекции по ИРЛ:

    Тема: ИРЛ
    Время: Это регулярная конференция Начать в любое время

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/75230811992?pwd=NWZYZmt5bFV..

    Идентификатор конференции: 752 3081 1992
    Код доступа: H7rc77
    Join our Cloud HD Video Meeting
    us04web.zoom.us

  • Художественные тексты для обязательного чтения

    Герцен Александр Иванович (1812-1870): Кто виноват?; Сорока-воровка; Доктор Крупов; Былое и думы.
    Огарев Александр Иванович (1813-1877): Удел поэта; Деревенский сторож; Я видел вас, пришельцы дальних стран; Я ехал по полю пустому; Упование; Год 1848; Арестант; Юмор.
    Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889): Что делать?; Пролог.
    Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878): Железная дорога; Современная ода («Украшают тебя добродетели…»); Колыбельная песня (Подражание Лермонтову) («Спи, пострел, пока без-вредный!..»); Родина («И вот они опять, знакомые места…»); Тройка; Еду ли ночью по улице тем-ной…; Я не люблю иронии твоей; Мы с тобой бестолковые люди; Блажен незлобивый поэт…; Застенчивость; Влас; Праздник жизни − молодости годы…; Саша; Внимая ужасам войны…; Замолкни, муза мести печали!..; Поэт и гражданин; Размышления у парадного подъезда; Похороны; Мороз, Красный нос; Железная дорога; Памяти Добролюбова; Не рыдай так безумно над ним…; Вчерашний день, часу в шестом; Душно! без счастья и воли…; Дедушка; Русские женщины; Утро; Уныние; Н.Г. Чернышевский (Пророк); Элегия; Несжатая полоса; М.Е. Салтыкову; Скоро стану добычею тленья…; О, Муза, я у двери гроба!; Современники; Сеятель знанья на ниву народную…; Сон («Мне снилось: на утесе стоя…»); Мороз, Красный нос; Кому на Руси жить хорошо?
    Минаев Дмитрий Дмитриевич (1835-1889): Мотивы русских поэтов; Ренегат; Протест; Шут; Золотой век.
    Гончаров Иван Александрович (1812-1891): Обыкновенная история; Обломов; Обрыв; Лучше поздно, чем никогда.
    Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883): Записки охотника; Дневник лишнего человека; Ася; Первая любовь; Вешние воды; Призраки; Сон; Странная история; Песнь торжествующей любви; Клара Милич; Стихотворения в прозе; Рудин; Дворянское гнездо; Отцы и дети; Накануне; Дым; Новь; Гамлет Щигровского уезда; Степной король Лир.
    Писемский Алексей Феофелактович (1821-1881): Тысяча душ.
    Островский Александр Николаевич (1823-1886): Свои люди − сочтемся!; Бедность не порок; Доходное место; Гроза; Волки и овцы; На всякого мудреца довольно простоты; Бешеные деньги; Лес; Снегурочка; Волки и овцы; Бесприданница; Без вины виноватые.
    Толстой Алесей Константинович (1817-1875): Колокольчики мои…; Средь шумного бала, случайно…; Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!..; Ты не спрашивай, не распытывай…; Колодники; Стрелковые песни; Уж ты нива моя, нивушка…; Край ты мой, родимый край…; Коль любить, так без рассудку…; Если б я был богом океана…; Двух станов не боец, но только гость случайный…; Меня, во мраке и в пыли…; В стране лучей, незримой нашим взорам…; Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..; Господь, меня готовя к бою…; Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…; О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище…; Хорошо, братцы, тому на свете жить…; И.С.Аксакову; Пусть тот, чья честь не без укора…; Против течения; Одарив весьма обильно…; Прозрачных облаков спокойное движенье…; Земля цвела. В лугу, весной одетом…; Василий Шибанов; Князь Михайло Репнин; У приказных ворот собирался народ…; Правда; Пантелей-целитель; Змей Тугарин; Роман Галицкий; Поток-богатырь; Садко; Слепой; История государства Российского от Гостомысла до Тимашева; Сон Попова; Рондо; [Великодушие смягчает сердца] Вонзил кинжал убийца нечестивый…; Драматическая трилогия: Смерть Иоанна Грозного; Царь Федор Иоаннович; Царь Борис.
    Козьма Прутков. Стихотворения: Честолюбие; Желания поэта; Помещик и трава. Басня; Звезда и брюхо. Басня; Желание быть испанцем; Родное.
    Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817-1903): Свадьба Кречинского; Дело; Смерть Тарелкина.
    Тютчев Федор Иванович (1803-1873): Весенняя гроза; Видение; Бессонница; Сны; Еще шумел веселый день…; Цицерон; Silentium!; Осенний вечер; Не то, что мните вы, природа…; Тени сизые смесились…; Природа – сфинкс. И тем она верней…; Умом Россию не понять…; День и ночь; О, этот юг, о, эта Ницца…; Опять стою я над Невой…; Неохотно и несмело…; Не рассуждай, не хлопочи….; О чем ты воешь, ветр ночной?; Я лютеран люблю богослуженье…; И гроб опущен уж в могилу…; Святая ночь на небосклон взошла…; Я очи знал, − о, эти ночи!; Чему молилась ты с любовью…; О, как убийственно мы любим…; Наш век; В разлуке есть высокое значенье…; Последняя любовь; Эти бедные селенья…; О вещая душа моя…; Есть в осени первоначальной…; Она сидела на полу…; Весь день она лежала в забытьи…; От жизни той, что бушевала здесь…; Как океан объемлет шар земной…; Два единства; Нам не дано предугадать…; Последний катаклизм; Когда сочувственно на наше слово…; К. Б. («Я встретил вас – и все былое…»).
    Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892): Когда мои мечты за гранью прошлых дней…; Ее не знает свет, − она еще ребенок…; Старые письма; Ты отстрадала, я еще страдаю…; Смерти; Не тем, Господь, могуч, непостижим…; Ласточки; Учись у них – у дуба, у березы…; Когда читала ты мучительные строки…; Одним толчком согнать ладью живую…; Поэтам; Еще люблю, еще томлюсь…; На заре ты ее не буди…; Майская ночь; Чудная картина…; Какая грусть! Конец аллеи…; Не отходи от меня…; Шумела полночная вьюга…; Сияла ночь… луной был полон сад. Лежали…; Только в мире и есть, что тенистый…; Я тебе ничего не скажу…; Мы встретились вновь после дол-гой разлуки…; Шепот, робкое дыханье…; Вечер; Я пришел к тебе с приветом…; Какое счастие: и ночь, и мы одни!; Долго снились мне вопли рыданий твоих…; А.Л. Бржеской; Прости − и все за-будь…; Поделись живыми снами…; Вечер («Прозвучало над ясной рекою…»); Певица («Унеси мое сердце в звенящую даль…»); На железной дороге; Заря прощается с землею…; Это утро, радость эта…; Еще майская ночь…; Жизнь пронеслась без явного следа…; Когда Божественный бежал людских речей…; Кому венец: богине ль красоты…
    Майков Аполлон Николаевич (1821-1897): Октава; Сон; Искусство; Сомнение; Анакреон; Весна; «Не отставай от века» − лозунг лживый…; Я.П. Полонскому (1. Твой стих, красой и ароматом…); Мысль поэта; Возвышенная мысль достойной хочет брони…; Мысль поэтическая − нет…; Моему издателю (А.Ф. Марксу); На Чамлиджи; Из бездны Вечности, из глубины Творенья…; «Прочь идеалы!» Грозный клик!..; Катись, катися надо мной Всё просвещающее Время!; Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом!; Нищий; Игры; Древний Рим; Ласточки; Осень; Она еще едва умеет лепетать…; Эти детские глазки…; Не может быть! не может быть!; Из Петрарки; Пустынник; Белые лебеди, вестники светлой Весны, пролетели…; Две судьбы; Три смерти; Кассандра; Два мира.
    Мей Лев Александрович (1822-1862): Не верю, Господи, чтоб ты меня забыл…; Сумерки; Дым; Милый друг мой! румянцем заката…; Тройка; Галатея; Плясунья; Русалка; Отойди от меня, сатана…; Еврейские песни.
    Полонский Яков Петрович (1819-1898): Встреча; Последний разговор; Затворница; Ночь; На пути из-за Кавказа; Птичка; Весна; Песня цыганки; Поцелуй; Поэту-гражданину; Муза; Я ль пер-вый отойду из мира в вечность − ты ли…; Когда октава за октавой…; Век; Узница; Гипотеза; Стансы («Не нужны Божьим небесам…»); Ответ; Нищий; Блажен озлобленный поэт; Старик.
    Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864): Женщина; Памяти одного из многих; О, говори хоть ты со мной…; Цыганская венгерка; Импровизация странствующего романтика.
    Лесков Николай Семенович (1831-1895): Леди Макбет Мценского уезда; Запечатленный ангел; Очарованный странник; Однодум; Несмертельный Голован; Человек на часах; Левша; Тупей-ный художник; Юдоль; Зимний день; Заячий ремиз; Соборяне.
    Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889): Губернские очерки; История одного города; Господа Головлевы; Современная идиллия; Господа Молчалины; Пошехонская старина; Сказки: Дикий помещик; Карась-идеалист; Медведь на воеводстве; Орел-меценат; Премудрый пискарь; Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил; Коняга.
    Достоевский Федор Михайлович (1821-1881): Бедные люди; Униженные и оскорбленные; Белые ночи; Двойник; Записки из Мертвого дома; Преступление и наказание; Идиот; Бесы; Подрос-ток; Братья Карамазовы; Кроткая; Сон смешного человека; Бобок; Мальчик у Христа на елке; Дневник писателя.
    Толстой Лев Николаевич (1828-1910): Детство; Отрочество; Юность; Севастопольские рас-сказы; Казаки; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Смерть Ивана Ильича; Хаджи-Мурат; Воскресение; Отец Сергий; Живой труп; Власть тьмы.
    Успенский Глеб Иванович (1843-1902): Нравы Растеряевой улицы; Будка; Разоренье; Власть земли; Больная совесть; Выпрямила.
    Случевский Константин Константинович (1837-1904): Нас двое; Меня в загробном мире знают…; После казни в Женеве; Я видел Рим, Париж и Лондон…; Из дневника одностороннего человека.
    Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893): Ночи безумные, ночи бессонные…; День ли царит, тишина л ночная…; Прощание с деревней; Приветствую вас, дни труда и вдохновенья…; Судьба; К морю; В театре; С курьерским поездом.
    Надсон Семен Яковлевич (1862-1887): Во мгле; Похороны; Певец; Не вини меня, друг мой…; С тех пор, как я прозрел…; В ответ; Мать; На могиле А.И. Герцена.
    Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852-1912): Приваловские миллионы.
    Чехов Антон Павлович (1860-1904): Толстый и тонкий; Хамелеон; Смерть чиновника; Ун-тер Пришибеев; Тоска; Степь; Скучная история; Дуэль; Попрыгунья; Палата № 6; Учитель словесности; Черный монах; Скрипка Ротшильда; Студент; Три года; Дом с мезонином; Моя жизнь; Мужики; Человек в футляре; Крыжовник; О любви; Ионыч; Случай из практики; Душечка; Дама с собачкой; В овраге; Архиерей; Невеста; По делам службы; Чайка; Дядя Ваня; Три сестры; Вишневый сад.

  • Лекция № 1. Общая характеристика русской литературы середины и второй половины XIX века.

    Социально-культурная ситуация в России середины 1850-х годов ХIХ в.: общественный подъем, оживление либеральных и реформаторских ожиданий. Хронологические рамки периода, их основания. Выход эстетического сознания эпохи на качественно новый уровень: появление различных теоретико-эстетических платформ, оформление их в литературные направления и борьба между ними. Полемика о предназначении искусства, вокруг «пушкинского» и «гоголевского» направлений в русской литературе. Качественные изменения в литературе 1860 − 1870-х годов: динамика смены типического «героя времени», трансформация женских образов; демократизация литературы, новая постановка в ней проблемы народа; формирование различных течений в русском реализме, особенности идейно-художественной системы каждого из них; жанровые изменения в литературе; новые направления и тенденции в русской поэзии. Литературное народничество: общая характеристика направления и творчества составивших его авторов, связь с традициями демократической литературы 60-х годов, просветительские и пропагандистские тенденции в народнической литературе.

    Литература:
    История русской литературы XIX в.: Вторая половина. Учеб. пособие для студентов пединститутов / Н.Н. Скатов, Ю.В. Лебедев, А.И. Журавлева. – М.: «Просвещение»,1987.
    Кулешов В.И. «Натуральная школа» в русской литературе XIX в. – М., 1985.
    Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1976. – С. 241-305.
    Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). М., 1965.

    Лекция № 2-3. Жанрово-поэтические особенности драматургии А.Н. Островского.

    А. Н. Островский — создатель самобытной национальной комедии и драмы в России. Общая характеристика основных периодов творческой деятельности драматурга. Комедия «Свои люди — сочтемся». Проблематика, жанрово-художественные особенности, место в драматургии 1840-х годов. Увлечение Островского славянофильскими идеями, его отражение в пьесах драматурга первой половины 1850-х годов. Воздействие идей «Современника» на мировоззрение и творчество Островского в 1860-е годы. Драма «Гроза». Изображение «темного царства» и порожденных им типов личности, полемика в критике об образе Катерины, народности пьесы и ее значении в русской драматургии. Социально-этическая проблематика пьес Островского 1870-х годов. Особенности драматургии Островского: построение конфликта и его сценическое развертывание, расширение сценического пространства, особенности жанровой системы.

    Литература:
    А. Н. Островский в русской критике. – М., 1953.
    А. Н. Островский о литературе и театре. – М., 1986.
    Журавлева А. И. Становление жанра драмы и повествовательная проза // Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. − М., 1988. − С. 113-169.
    Журавлева А. М., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. М., 2003. (Глава 6. Жанр психологической драмы у Островского. «Бесприданница», «Таланты и поклонники»).
    Костельянц Б.О. «Бесприданница» А. Н.Островского. – М., 1982.
    Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. – М., 1982.
    Лебедев Ю. В. Россия 1870–1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Островского // Литература в школе. – 1996. – №4. – С. 35-47.
    Лебедев Ю.В. Россия 1870–1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Ост-ровского // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 35-46.
    Лобанов М. П. Александр Островский. – М., 1989.
    Лотман Л. М. Драматургия Островского // История русской драматургии: Вторая половина XIX – начало XX в. До 1917. – СПб, 1987.
    Лотман Л. М. А. Н. Островский и драматургия его времени. – М.; Л., 1961.
    Мартьянова С. А. Ценностные установки и формы поведения персонажей в «Бесприданнице» А. Н. Островского // Русская словесность. – 2005. – № 2. – С. 4-12.
    Отрадин М. В. «Бесприданица» А. Н. Островского // Анализ драматического произведения. − Л., 1988. − С. 226-243.
    Штейн А. Л. Три шедевра Островского: Пьесы «Гроза», «Лес» и «Бесприданница». – М., 1967.
    Штейн А. Л. Мастер русской драмы. – М., 1973.

    Лекция № 4. Реализм И.А. Гончарова.

    Системное единство творчества Гончарова, единые типологические особенности всех рома-нов писателя. Особенности жанровой поэтики гончаровских романов. «Обыкновенная история». Столкновение двух культурно-исторических укладов, «борьба с романтизмом» и особенности диалогического конфликта в романе «Обломов». Барство как жизненный принцип и общественно-сословная принадлежность цен-трального героя. Трагическая противоречивость и обреченность позиции, избранной Обломовым. Динамика оценок романа и его героя в критике от Добролюбова и Дружинина до современных исследователей. «Обрыв». Попытка автора дать ответы на актуальные духовные запросы современности. «Старая правда» и «новая ложь» в романе.

    Литература:
    Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. – СПб.: Пушкинский фонд, 1997. – С. 18-133; она же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/kra/kra-001-.htm
    Лощиц Ю. Гончаров. (Серия ЖЗЛ – любое издание).
    Маркович В. М. Своеобразие диалогического конфликта в романе Гончарова «Обыкновенная история» // Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – С.78-97.
    Маркович В. М. «Чужая речь» и взаимодействие речевых манер в романе Гончарова «Обык-новенная история» // Науч. докл. высш. школы. – Филол. науки. – 1982. – № 2. – С. 58-66.
    Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров – романист и художник. – М.: Изд-во МГУ, 1992; он же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/ned/ned-001-.htm
    Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. – Новосибирск: «Наука». Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. (Гл. вторая и третья); он же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/pos/pos-001-.htm
    Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте / С.-Петербург. ун-т. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994; он же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/otr/otr-001-.htm

    Лекция № 5. Тургенев-романист. Раннее творчество И.С. Тургенева.

    «Записки охотника»: новая постановка и решение проблемы изображения народа в литературе, особенности антикрепостнического пафоса книги. Повести 1850-х годов — поиск новых жанров, тем, идей, ситуаций. Особенности романного жанра, созданного Тургеневым: тип героя, преломленного сквозь призму времени, эпохи, его сформировавшей; специфика типического; локальность хронотопа, особое положение центрального героя в структуре произведения. Внутренняя суть любовной коллизии в романах Тургенева и феномен «тургеневской девушки». Специфика художественного историзма писателя, соотнесенность его героев со «сверхтипами» Гамлета и Дон Кихота. Человек и мироздание у Тургенева, общие особенности психологической манеры писателя.
    «Рудин». Столкновение теоретика, человека 40-х годов, с молодежью новой эпохи. Проблема оценки личности Рудина и финал романа. «Дворянское гнездо». Коллизия «долг — счастье» и ее решение в романе. «Накануне». Проблема сознательно-героической личности и модификация коллизии «долг — счастье». Елена Стахова — новый женский образ для русской литературы. «Отцы и дети». Сущность базаровского нигилизма, глубинная трагичность образа героя. Смысл нравственно-философского «эпилога» к роману.

    Литература:
    Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). О романе «Отцы и дети» // Русские духовные писате-ли: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). – М.: Столица, 1991: http://smalt.karelia.ru/~filolog/pdf2/fe115183.pdf
    Батюто А. И. Тургенев-романист. – Л.: Наука, 1972.
    Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
    Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
    Гришунин А. Л. О тексте «Записок охотника» // И. С. Тургенев. Записки охотника. М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). С. 581—594.
    Громов В. А. Предания Бежина луга. Рассказ И.С. Тургенева в цикле «Записок охотника». Ту-ла, 1962.
    Громов В. А. Судьба «Записок охотника» // И. С. Тургенев. Записки охотника. М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). С. 532-580.
    Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. Л., 1980.
    Муратов А.Б. Автор-рассказчик в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» // Автор и текст. СПб., 1996. С. 179-192.
    Сахаров В. Народ: от поэзии к правде. Ещё о «Записках охотника» И.С. Тургенева // http://www.turgenev.org.ru/e-book/esho_o_zapiskah_ohotnika.htm

    Лекция № 6. Позднее творчество И.С. Тургенева.

    «Дым». Отсутствие героя в прежнем тургеневском понимании, изменения в романной поэтике. «Новь». Признаки новой художественной манеры в последнем романе Тургенева. Смена героя, особенности общественно-идеологической позиции писателя.
    Повести и рассказы Тургенева 1870-х годов: смена типа героя, интерес писателя к бессознательному, особенности общественно-психологических «студий» и «таинственных» повестей. «Стихотворения в прозе» — итог нравственно-философских и идейно-эстетических исканий писателя. Общие особенности жанра.

    Литература:
    Батюто А. И. Тургенев-романист. – Л.: Наука, 1972.
    Батюто А. И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.
    Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990.
    Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
    Головко В. М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (изображение чело-века). Свердловск, 1989.
    Манн Ю. Диалектика художественного образа. – М.: Худож. лит., 1987.
    Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

    Лекция № 7. Лирика Н.А. Некрасова. Поэмы Некрасова.

    Лирика Некрасова как система. Новое лирическое чувство, лежащее в основе этой системы. Основные принципы осознания и изображения действительности в лирике Некрасова — революционность, социально-аналитическое начало. Направленность лирического чувства на другое я, стремление вжиться во внутренний мир иного человека. Переосмысление повседневности, бытового слова, традиционных поэтических тем и мотивов. Субъектные формы выражения авторского сознания в лирике Некрасова: повествователь, лирический герой, ролевой герой. Введение в русскую поэзию нового типа лирического героя-разночинца, лишенного романтического ореола избранничества, носителя определенного социально-психологического и эмоционального комплекса. Особенности эпической поэзии Некрасова — изображение будней крестьянской жизни, появление народного героя. Отражение этих особенностей в поэмах «Коробейники», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо?».

    Литература:
    Аверин Б.В. Стихотворение Н.А. Некрасова «Надрывается сердце от муки…» //Анализ одного стихотворения. – Л., 1985. – С. 155-162.
    Бальмонт К.Д. Сквозь строй (Памяти Некрасова) // Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа: Стихотворения, очерки. – М., 1989.
    Влияние творчества Н.А. Некрасова на русскую поэзию: Сб. ст. – Ярославль, 1987.
    Волкова Л.Д. «Душа народа русского…»: Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М, 1992.
    Волкова Л.Д. Русь народная в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // А. Некрасов и русская литература XIX — начала XX в.: Сб. тр. – Ярославль; Кострома, 1983. – С. 114-125.
    Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. – М., 1971.
    Груздев А.И. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». – М., 1987.
    Державина О.Д. Пролог в творчестве русских классиков XVIII-XX вв. и в фольклоре // Литературный сборник XVII в. «Пролог» / Подг. изд. О.Д. Державиной, А.С. Демина и др. – М., 1978. – С. 155-170.
    Жилякова Э.М. Христианские мотивы и образы в творчестве Н.А. Некрасова (1830-1850-е годы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск, 1998. – С. 269-283.
    Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. – М., 1998.
    Корман Б.О. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1987.
    Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX в. М., 1978 (гл. 4, 5).
    Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. Воронеж, 1964.
    Крупышев А.М. К вопросу о развитии народного сознания в романе из народной жизни и в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 64-84.
    Лебедев Ю.В. Эпический цикл у Некрасова и в русской литературе 1850-1860-х гг. // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 3-17.
    Лебедев Ю.В. У истоков поэтического эпоса Некрасова // Н.А. Некрасов и русская литература. – Ярославль, 1976. – С. 48-73.
    Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С. 426-482.
    Некрасовский сборник. – Л., 1988.
    Прозоров Ю.М. Н.А. Некрасов после книги «Мечты и звуки». К проблеме романтизма в творчестве Н.А. Некрасова 1940 года // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 3-17.
    Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении (9 класс): Пособие для учителей. – М., 1982.
    Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова. – М., 1988.
    Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – Л., 1970.
    Сапогов В. А. Анализ художественного произведения. Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Пособие по спецкурсу. Ярославль, 1980.
    Скатов Н.Н. Н.А. Некрасов – воплощенное противоречие русской жизни: Актовая лекция. – СПб., 1997.
    Скатов Н.Н. Некрасов. – М., 1994 (Серия ЖЗЛ).
    Скатов Н. Н. Некрасов и Тютчев // Скатов Н. Н. Некрасов: Современники и продолжатели. Л., 1973; М., 1986.
    Современное прочтение Н.А. Некрасова: V Некрасовские чтения. – Ярославль, 1990.
    Скатов Н.Н. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1980.
    Тамаев П.М. О некоторых мотивах поэзии Н.А. Некрасова (на материале произведений 40-50-х гг. XIX в.) // Н.А. Некрасов и русская литература XIX – начала XX в.: Сб. тр. – Ярославль; Кострома, 1983. – С. 77-85.
    Топорова А.В. Фольклорные истоки поэтической символики Н.А. Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос» // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 23-35.
    Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция: Избр. тр. / Сост., вст. ст. и коммент. В. Новикова. – М., 2002.
    Чичерин А.В. Некрасов // Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. – М., 1977. – С. 412-424.
    Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. – М., 1971.
    Чурсина Л.К. К вопросу о звуковом строе русской лирики середины XIX века (Тютчев, Фет, Некрасов) // Н.А. Некрасов и русская литература XIX — начала XX в.: Сб. тр. – Ярославль; Кострома, 1983. – С. 29-43.
    Эйхенбаум Б.М. Некрасов // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986.

    Лекция № 8. Особенности лирики «чистого искусства»: Тютчева и Фета, Толстого и Полонского.

    Отражение своеобразия творческого пути поэта в его лирике. Природа философичности тютчевской лирики и ее связи с различными философскими системами. Основные мотивы и образы тютчевской лирики: ощущение глубокой и закономерной связи, тождества процессов и закономерноcтей мироздания и духовного мира человека; стремление к слиянию с природой и осознание трагически непреодолимого разлада с ней; ключевые для философской лирики Тютчева образы дня и ночи, Космоса и Хаоса. Роковое одиночество человека, хрупкость и уязвимость его внутреннего мира в поэзии Тютчева. Общий трагизм мировосприятия поэта, связь мировосприятия с трактовкой Тютчевым духовного мира человеческой личности как вместилища скрытых стихийных начал, страстей.
    Особенности любовной лирики: драматизация чувства, исследование его сложной природы. «Денисьевский цикл» как психологический роман. Отражение в системе образов и композиции стихотворений Тютчева его понимания человека и природы. Своеобразие жанровой системы и творческого метода поэта. Общие особенности мировосприятия и эстетики Фета: подчеркнутое разделение себя на «человека» и «поэта», сочувствие учениям, выводящим искусство за пределы повседневности. «Мир как красота» в поэзии Фета. Импрессионизм Фета: «впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Основные черты лирической системы поэзии Фета: ощущение значимости мгновения, стремление передать тончайшие изменения в природе, игру полутонов, переходные состояния. Музыкальность — синтезирующее начало в поэзии Фета. Особенности языковой формы его стихов-песен. Особенности любовной лирики: ретроспективность, фрагментарность, переходность изображаемого чувства, его драматизм, разрешающийся гармоническим единением крайностей. Своеобразие жанровой системы и творческого метода Фета.

    Литература:
    Кожинов В.В. Пророк в своем отечестве. Федор Тютчев. – М., 2002.
    Кузина Л.Н. Ф.И. Тютчев в жизни и в творчестве. – М., 2001.
    Непомнящий В.С. «О, нашей мысли обольщенье…» (О лирике
    Ф.И. Тютчева). – М., 2002.
    Погорельцев В.Ф. Проблема религиозности Тютчева // Ф.И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия.– Брянск, 2003.
    Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. – М., 2000. – С. 220-256.
    Ф.И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия. – Брянск, 2003.
    Флоровский Г. Исторические прозрения Тютчева // Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. – М., 1998. – С. 223-235;
    Флоровский Г. Тютчев и Владимир Соловьев // Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. – М., 1998. – С. 244-257.
    Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1998.
    Шумкова Т.Л. Единый космос: Шеллинг и Тютчев // Шумкова Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм: Уч. пособие. М., 2002. – С. 136-160.
    Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Пророческий дух в русской поэзии (Лирика Алексея Толстого) // Архиепископ Сан-Францисский. Избранное. – Петрозаводск, 1992.
    Бунин И.А. Инония и Китеж: К 50-летию со дня смерти гр. А.К. Толстого // Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов. – М., 1998.
    Кошелев В.А. Мудрость неуместного. Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого //Литература в школе. – 1995. – № 1.– С. 26-34.
    Мушина И.Б. Поэзия и проза Полонского // Полонский Я. П. Соч.: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1. Стихотворения и поэмы. – С. 5-26.
    Никитин В.А. Христианская поэзия А.К. Толстого // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997. – С. 183-191.
    Орлов В.Л. Полонский // Орлов В.Л. Пути и судьбы: Литературные очерки. – М.; Л., 1963. – С. 133-178.
    Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. – М., 1990. – С. 297-317.
    Стафеев Г.И. Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А.К. Толстого. – Тула, 1973.
    Сухова Н.П. «Мастера русской лирики»: А.А. Фет, Я.П. Полонский, А.П. Майков, А.К. Толстой: Пособие для учителя. – М., 1982.
    Эткинд Г.Г.Против течения: О патриотизме А.К. Толстого // Звезда. – 1991. – №-4. – С. 180-188.
    Ямпольский И.Г. Поэты и прозаики. – Л.,1986. – С.194-228.
    Ямпольский И.Г. Середина века: Очерки о русской поэзии 1840-1870 гг. – Л., 1974. – С. 83-171.

  • Практикум № 1. Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница»

    Задание:
    1.Подготовить индивидуальные сообщения: «Тема русской девушки-бесприданницы в творчестве Островского», «Мотив «горячего сердца» в творчестве Островского и образ Ларисы», «Сценическая история «Бесприданницы».

    План:
    1.Проанализируйте драматический конфликт и систему образов пьесы.
    2.Почему можно отнести Ларису Огудалову к героиням «горячего сердца» Островского? Раскройте функции внутренних монологов, пейзажа и музыки в обрисовке героини.
    3.Как в пьесе преломляется тема «маленького» человека? Проанализируйте самохарактеристику Карандышева, отзывы о нем других действующих лиц, особенности языка персонажа (действ.1, явл.2,3,4; действ.2, явл.9; действ.3, явл.6,7,14; действ.4, явл.10, 11).
    4.Каков облик Паратова, Кнурова и Вожеватова?
    5.В чем проявляется художественное своеобразие пьесы? Охарактеризуйте новые черты поэтического стиля, специфику жанра.

    Литература:
    1.Островский А.Н. Бесприданница (любое издание).
    2.Штейн А.Л. Легенда о «Бесприданнице» // Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М.: Сов. писатель, 1973. С.338 – 376.
    3.Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского. Л.: Худож. лит., 1973.
    4.Костелянец Б.О. Разгадывая «Бесприданницу» // Нева. 1973. № 4. С.185 – 197.
    5.Отрадин М.В. «Бесприданница» А.Н.Островского // Анализ драматического произведения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С.226 – 243.

    Практикум № 2. Жанрово-поэтические особенности народных и сатирических комедий А.Н. Островского (на материале «Свои люди – сочтемся» и «На всякого мудреца довольно простоты»).

    Задание:
    1. Составить конспект гл. 2, 3 монографии А.И. Журавлевой «Островский-комедиограф».

    План:
    1.Чем различаются народные и сатирические комедии драматурга в плане проблематики, типологии конфликтов, их сценического развития, обрисовки персонажей, поэтики?
    2.В чем особенности конфликта комедии «Свои люди – сочтемся»?
    — Как соотносятся в ее структуре социальное и национальное, комедия и драма?
    3.В чем особенности конфликта сатирической комедии «На всякого мудреца довольно простоты»?
    — Почему исследователи говорят об ослаблении внешних проявлений конфликта? Об «условности» фигуры Глумова в нем?

    Литература:

    1.Островский А.Н. Свои люди – сочтемся, На всякого мудреца довольно простоты (любые издания).
    2.Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М.: Сов. писатель, 1973.
    3.Журавлева А.И. Островский – комедиограф. М.: Изд-во МГУ, 1981.

    Практикум № 3. Своеобразие диалогического конфликта в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

    Задание:
    1.Проанализировать роль повествовательной иронии в романе.

    План:
    1.Какова роль диалогического конфликта в романе?
    2.В чем особенности внутренней структуры диалогического конфликта?
    — Каковы мотивировки мировоззрения героев?
    — Как проявляет себя противоборство точек зрений героев?
    — Как развивается диалогический конфликт в романе?
    — В чем особенности взаимодействия диалогического конфликта и фабулы?
    — Что можно сказать о диалогах в романе? Каков язык этих диалогов?
    3.Какова роль автора и авторского слова в романе?

    Литература:
    1.Гончаров И.А. Обыкновенная история (любое издание).
    2.Манн Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969.
    3.Лощиц Ю. Гончаров /Сер. ЖЗЛ. (любое издание).
    4.Маркович В.М. Своеобразие диалогического конфликта в романе Гончарова «Обыкновенная история» // Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С.78–97.

    Практикум № 4. Роман И.А. Гончарова «Обломов».

    Задание:
    1.Составить конспект статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».
    2.Подготовить индивидуальные сообщения «А.В. Дружинин об Обломове» и «Д.И. Писарев об Обломове».

    План:
    1.В чем своеобразие образа Обломова? Проанализируйте эволюцию образа, сущность внутренней драмы героя, социально-типическое и общечеловеческое в личности Обломова.
    — Какие стороны характера Ильи Ильича (положительные и отрицательные) раскрываются в первой части романа?
    — Какова роль «Сна Обломова» в идейном замысле романа? Проанализируйте социально-психологические корни и нравственную сущность обломовщины, ее влияние на становление личности героя.
    — Как проходит герой испытание любовной ситуацией? Проанализируйте отношения Обломова и Ольги Ильинской, Обломова и Агафьи Пшеницыной.
    — Как раскрывается Обломов во взаимоотношениях со Штольцем? В чем смысл противопоставления Штольца Обломову?
    — Каково отношение Гончарова к Обломову? Проанализируйте иронически-комедийную и лирико-драматическую тональности в многоплановом изображении героя.
    2.Проанализируйте своеобразие художественных приемов создания образа Обломова (портрет, диалог, внутренний монолог, авторская психологическая характеристика, художественная деталь, пейзаж и т.д.)
    3.Какова оценка романа, образа Обломова и обломовщины в статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» В чем Добролюбов не согласен с Гончаровым?

    Литература:
    1.Гончаров И.А. Обломов (любое издание).
    2.Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1987. Т.2. С. 218 — 257 (или любое другое издание).
    3.Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.; Л.: Гослитиздат, 1962.
    4.Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова (любое издание).
    5.Кантор В. Долгий навык к сну (размышление о романе Гончарова «Обломов») // Вопр. лит. 1989. №1. С.149 – 185.
    6.Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М.: Изд-во МГУ, 1992.

    Практикум № 5. Идейно-художественный мир «Записок охотника» И.С. Тургенева.

    Задание:
    1. Проанализировать жанровое своеобразие «Хоря и Калиныча», «Однодворца Овсяникова», «Певцов», «Бежина луга», «Гамлета Щигровского уезда», «Свидания», «Смерти», «Леса и степи».

    План:
    1. Художественные поиски И.С. Тургенева — ранний период творчества.
    2. Гоголевские традиции в «Записках охотника» (традиции натуральной школы).
    3. Антикрепостнический пафос «Записок охотника».
    4. Жанровой своеобразие «Записок охотника».

    Литература:
    1. Тургенев И. С. Записки охотника (любое издание).
    2. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
    3. Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М.: Просвещение, 1977.

    Практикум № 6. Трагический нигилист Базаров («Отцы и дети» И.С. Тургенева).

    Задание:
    1. Проанализировать авторское понимание образа: Письмо Тургенева к К. Случевскому от 14 (26) апреля 1862 года.
    2. Законспектировать статью Архимандрита Феодора (А. М. Бухарева) «О романе «Отцы и дети».

    План:
    1. Что в общественном статусе, характере, мышлении, поведении Базарова характеризует его как «нового человека», как разночинца-шестидесятника?
    2. Что существенно отличает Базарова от революционных демократов шестидесятых годов?
    3. Почему образ этого героя не принял круг «Современника» и принял Д.И. Писарев?
    4. В чем суть базаровского нигилизма? Остается он лишь теоретической установкой героя или реализуется в его жизненной практике?
    5. Какую роль играет проверка Базарова любовью и смертью? Победителем или побежденным выходит герой из этих испытаний ?
    6. В чем смысл лирико-философского эпилога к роману?

    Литература:
    1.Тургенев И.С. Отцы и дети (любое издание).
    2. Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). О романе «Отцы и дети» // Русские духовные писа-тели: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). – М.: Столица, 1991.
    3. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л.: Наука, 1972.
    4.Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
    5.Манн Ю. Диалектика художественного образа. М.: Худож. лит., 1987.
    6. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

    Практикум № 7. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

    Задание:
    1.Прочитать гл.4 («Работа над фольклором») из книги К.И. Чуковского «Мастерство Некрасова».
    2.Подобрать по тексту поэмы примеры использования различных жанров устного народного творчества.
    3.Законспектировать статью Н.Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?»

    План:
    1.Как раскрываются идейно-эстетические принципы Некрасова в изображении народа в поэме?
    — Крестьянский мир и семь странников.
    — Образы народных правдолюбцев (Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров и др.).
    — Матрена Тимофеевна как тип русской крестьянки, ее национально-русский характер.
    — Савелий как тип народного бунтаря-мстителя, воплощающего стихийные революционные возможности крестьянства.
    2.Почему образ Гриши Добросклонова можно рассматривать как тип революционера-разночинца 1860-70-х годов?
    3.Как изображается в поэме мир угнетателей народа?
    4.В чем своеобразие композиционной структуры поэмы?
    — Замысел и сюжет.
    — Роль и место в поэме главы «Пир на весь мир».
    5.Проанализируйте принципы и приемы использования фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

    Литература:
    1.Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо? (любое издание).
    2.Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М.: Сов. писатель, 1971. Гл. 4. «Работа над фольклором».
    3.Аникин В.П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» М.: Худож. лит., 1969.
    4.Прокшин В.Г. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.: Высш. шк., 1986.
    5.Беседина Т.А. Изучение поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в школе. Вологда, 1974.
    6.Волкова Л.Д. «Душа народа русского…»: Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.: Просвещение, 1992.

    Практикум № 8. Особенности философской лирики Ф.И. Тютчева

    Задание:
    1.Проанализировать стихотворения:
    — «День и ночь», «Святая ночь на небосклон взошла…», «О чем ты воешь, ветр ночной…», «О, вещая душа моя…», «Два голоса», «Цицерон», «Видение», «Как океан объемлет шар земной…».
    — «Не то, что мните вы, природа…», «Летний вечер», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Обвеян вещею дремотой…», «Еще в полях белеет снег…», «Лениво дышит полдень мглистый…», «Чародейкою зимою околдован лес стоит…».

    План:
    1.Что делает философской пейзажную лирику поэта?
    — Чем отличается взгляд Тютчева на природу?
    — Какие явления из жизни природы оказываются в центре поэтического изображения?
    — Чем отличается тютчевское одухотворение природы от пейзажной лирики предшествующих поэтов?
    2.Как соотносятся в лирике Тютчева природа и человек?
    — Что стоит за антиномичностью их соотношения?
    3.Как соотносятся в лирике Тютчева человек и мироздание?
    4.О каких философских воздействиях на лирику Тютчева говорят исследователи?
    — Можно ли считать лирику Тютчева стихотворной иллюстрацией к какой-либо философской системе?
    — В чем философские воздействия отражаются в сюжетике, образном строе, метафорике и прочих компонентах структуры стихов?

    Литература:
    1.Бухштаб Б. Тютчев // Бухштаб Б. Русские поэты. Л.: Худож. лит., 1970.
    2.Касаткина В.Н. Лирика Тютчева. М.: Просвещение, 1980.
    3.Кожинов В. Тютчев. / Серия ЖЗЛ. М.: Мол. гвардия, 1988.

  • 2 семестр

    Практикум № 9. Проблемы народа и власти в идейно-художественной концепции «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина
    Практикум № 10. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как новый тип социально-психологического романа
    Практикум № 11. Проблема «маленького человека» в социально-психологическом романе Достоевского «Бедные люди»
    Практикум № 12. Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Идиот»
    Практикум № 13. Проблема человека в философско-духовной проблематике «Братьев Карамазовых»
    Практикум № 14. Поэтика и проблематика творчества «молодого Толстого»
    Практикум № 15. Духовная эволюция положительного героя в романе Толстого «Война и мир»
    Практикум № 16. Проблема мещанства и «пошлости пошлого человека» в рассказах Чехова
    Практикум № 17. Новаторство драматургии А.П. Чехова

  • Практикум № 9. Проблемы народа и власти в идейно-художественной концепции «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина

    План
    1.Жанровая специфика «Истории одного города»: роман, летопись или сатира?
    2.Какие исторические личности стали прототипами градоначальников? Каким народом является образ глуповцев? Аллюзии в произведении.
    3.Что такое гротеск? В чем конкретно он проявляется в «Истории одного города»?
    4. Проблематика «Истории одного города».
    5. Почему Угрюм-Бурчеев оказался логическим завершением галереи градоначальников? В чем смысл финальной картины смерча?

    Литература
    1.Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города (любое издание).
    2.Николаев Д.Н. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худож. лит., 1976.
    3.Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1984.

  • Практикум № 10. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как новый тип социально-психологического романа

    1.Проанализируйте историю семьи Головлевых:
    — Арина Петровна как социально-психологический тип.
    — Три поколения, их характеристика, тема морального вырождения.
    — Идея неизбежности гибели дворянского класса к романе.
    2.Как разрабатывается в романе характер Иудушки?
    — Идейные принципы Порфирия Головлева:
    — Характер его религиозности.
    — Духовная и физическая гибель героя.
    — Смысл трагического финала.
    3.Какова роль авторского комментария истории семьи Головлевых в романе?
    — Рассмотрите его характер.
    4.Проанализируйте принципы сатирической типизации и средства психологической характеристики в романе.
    5.Жанровая специфика романа.

    Литература:
    1.Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы (любое издание).
    2.Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.: Худож. лит., 1975.
    3.Шаталов С.Е. О психологизме в романе «Господа Головлевы» // Филол. науки. 1976. № 1. С.30-35.
    4.Николаев Д.Н. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худож. лит., 1976.

  • Практикум № 11. Проблема «маленького человека» в социально-психологическом романе Достоевского «Бедные люди»

    Задание
    1. Прочитать главу 2 и 3-ий раздел главы 5 из книги М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского».
    2. Составить кластер с определением и чертами типа «маленького человека».

    План:
    1.Что в тематике, проблематике и художественном мире романа сближает его с «натуральной школой», а что отличает?
    2. Зачем Достоевский заставил своего героя прочитать «Станционного смотрителя» и «Шинель» и дать свой отзыв о повестях? В чем специфика этих отзывов? Как отражаются мотивы повестей в судьбе Девушкина?
    3.Что означает тезис М. Бахтина о том, что Достоевский изображает не «бедного чиновника», но самосознание «Бедного чиновника»? Какие особенности психологии и сознания «маленького человека» открыл Достоевский в первом романе?
    4.Каковы особенности и функции жанровой поэтики романа?

    Литература:
    Белинский В. Г. Петербургский сборник // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9т. – М.: Худож. лит., 1982. – Т. 8. – С.121 – 156.
    Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 г. // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. – М.: Худож. лит., 1982. – Т. 8. – С.182 – 221.
    Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Сов. писатель, 1963.
    Ветловская В. В. Роман Достоевского «Бедные люди». – Л.: Худож. лит., 1988.
    Виноградов В. В. Школа сентиментального натурализма. Роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной эволюции 40-х годов // Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. – М., 1976. – С. 141–187.
    Бочаров С. Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С. Г. О художественных мирах. – М., 1985. Или: Бочаров С.Г. Пушкин и Гоголь («станционный смотритель» и «Шинель») // Пробле-мы типологии русского реализма. – М., 1969.
    Степанян К. Тайна человека в романе «Бедные люди» // Вопросы литературы. –2004. – № 6. [http://magazines.russ.ru/voplit/2004/6/step13.html]

  • Практикум № 12. Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Идиот»

    План:
    1.Проблема идеала в эстетике и творчестве Достоевского.
    2.Каковы жизненные и литературные основы образа князя Мышкина?
    3.Проанализируйте образ «положительно прекрасного человека» Достоевского как выразителя гуманистических идей писателя, его философско-этического идеала.
    4.Каковы художественные принципы изображения героя?
    5.Рассмотрите проблему красоты в романе «Идиот». Трагедия Настасьи Филипповны.
    6.Проанализируйте социальный и философский аспект проблемы страсти в романе «Идиот». Любовь-ненависть Рогожина. Аглая Епанчина.
    7.Какова авторская позиция в романе? Способы ее выражения.

    Литература:
    Достоевский Ф.М. Идиот (любое издание).
    Достоевский Ф.М. «Г-н -бов и вопрос об искусстве» // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1978. Т.18. С.70 – 103.
    Буланов А. М. Гармонизация соотношения «ума» и «сердца» как основа достижения идеала в романе «Идиот» // Буланов А. М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Саратов: Изд-во Cаратовского ун-та. С. 71–76.
    Буланов А. М. Художественная феноменология «идеи-страсти» в романе «Идиот». Саратов: Изд-во саратовского ун-та. С. 76–84.
    Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. С. 215–243.
    Назиров Р. Г. Герои романа «Идиот» и их прототипы // Русская литература. 1970. № 2. С.114–123.
    Пискунова С. Роман «Идиот» в зеркале «Дон Кихота Ламанчского» // II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте»: избранные доклады и тезисы. / Под общ. ред. И.Л. Волгина. М.: Фонд Достоевского, 2008. С. 128–135. http://www.dostoevsky-fund.ru/page.php?id=48
    Подосокорский Н. Н. Наполеоновский миф в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: биография генерала Иволгина // Русская литература. 2009. № 1.
    Померанц Г. С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М.: Сов. писатель, 1990. (Статья «Князь Мышкин»).
    Тяпугина Н. Ю. Роман Достоевского «Идиот». Опыт интерпретации. Саратов, 1995.

  • Практикум № 13. Проблема человека в философско-духовной проблематике «Братьев Карамазовых»

    План:

    1.Почему Иван Карамазов «не принимает мира божьего»? Зачем рассказывает он Алеше о страданиях детей? Что открывает эта страшная «коллекция» в природе человека, в мироустройстве и в перспективах его изменения?
    2.Проанализировать смысл и значение поэмы о Великом Инквизиторе в контексте романа: в чем обвиняет Инквизитор Христа, как понимает природу человека и какое общество стремится для него создать? На чьей стороне Иван?
    3.В каком отношении черт и Смердяков становятся двойниками Ивана? Почему он признает свою ответственность за смерть отца?
    4.Что подразумевает Дмитрий, говоря о «широкости человека»? Как проявляется она в характере и судьбе самого героя и какое значение имеет для вопроса о природе человека?
    5.Алеша – вариация на тему «положительно прекрасного человека» или новый тип героя у Достоевского? Путь духовного становления Алеши как «деятеля» нового типа.
    6.Каков смысл эпиграфа к роману?

    Литература:
    Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы (любое издание).
    О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М.: Мол. гвардия, 1992.
    Кантор В. Роман Достоевского «Братья Карамазовы». М.: Худож. лит., 1986.
    Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л.: Наука, 1977.

  • Практикум № 14. Поэтика и проблематика творчества «молодого Толстого»

    1. Психологизм в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».
    2. Истинный и ложный патриотизм в «Севастопольских рассказах».
    3. Человек «естественный» и человек «природный» в повести «Казаки».
    4. Страсть к игре в рассказах «Записки маркера» и повести «Два гусара».

    Литература:
    Айхенвальд, Ю.И. Лев Толстой / Ю.И Айхенвальд. – М.: Кооперативное изд-во», 1920. – 70 с.
    Архангельская, Т.Н. В творческой лаборатории Л.Н. Толстого: источники; прообраз и образ; литературные связи: автореф. дис. … канд. филол. наук / Т.Н. Архангельская. – Орел, 2004. – 24 с.
    Барабаш, О.В. Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: автореф. дис. …канд. филол. наук / О.В. Барабаш. — М., 2008. – 22 с.
    Билинкис, Я.С. О творчестве Льва Толстого. Очерки / Я.С. Билинкис. – Л.: Сов. писатель, 1959. – 414 с.
    Буланов, А.М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого / А.М. Буланов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992.
    Буланов, А.М. Художественная феноменология изображения сердечной жизни в русской классике (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой): монография / А.М. Буланов. – Волго-град: Перемена, 2003. – 191 с.
    Бурнашёва, Н.И. Раннее творчество Л.Н. Толстого: текст и время / Н.И. Бурнашёва. – М.:МИК, 1999. – 336 с.
    Васильева, Е.Ю. Традиция сентиментализма в творчестве раннего Л. Н. Толстого: дис. … канд. филол. наук / Е.Ю. Васильева. – Томск, 2006. – 195 с.
    Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. – Л.: Сов. писатель, 1971. – 464 с.
    Григорьев, Ап. Толстой и его сочинения. Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой. Статья вторая. / Ап. Григорьев. // Сочинения: в 2-х т. – М.: Худож. лит., 1990. – Т. 2. – 509 с
    Громов, П.П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики ду-ши» / П.П. Громов. – Л.: Худож. лит., 1971. – 390 с.
    Дружинин, А.В. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого / А.В. Дру-жинин // Литературная критика / cост., подгот. текста и вступ. cт. Н. Н. Скатова: примеч. В. А. Котельникова. – М.: Советская Россия, 1983. – 384 c.
    Ершова, Н.В. Жизнепонимание Дмитрия Оленина и Евгения Листницкого («Казаки» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова) / Н.В. Ершова // Духовное наследие Л.Н. Толстого и современность: материалы ХХVI Междунар. Толстовских чтений. – Тула: Изд-во ТГПУ, 2000. – Ч. 1. – С. 302–310.
    Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
    Ефремов, А.Ф. Народный элемент в повести Л.Н. Толстого «Казаки» / А.Ф. Ефремов // Учен. зап. Сарат. гос. пед. – 1938. – Вып. 3. – С. 45-52.
    Жилякова, Э.М. Денис Давыдов и повесть Л.Н. Толстого «Два гуса-ра» / Э.М. Жилякова // Русская повесть как форма времени: сб. cт. / отв. ред. А.С. Янушкевич. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – С. 216–226.
    Зотов, В.Р. О рассказе Л. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» / В.Р. Зотов // Критика 50-х годов XIX века / сост., вступ. ст., преамбулы и примеч. Л.И. Соболева. – М.: Олимп: Аст, 2002. – С. 54-78. 106.
    Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
    Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 508 с.
    Карлова, Т.С. Мастерство психологического анализа в ранних произведениях Л.Н. Толстого / Т.С. Карлова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1964. – 100 с.
    Коновалов, Н.А. Детство и юность в художественных произведениях Л.Н. Толстого / Н.А. Коновалов // Учен. зап. Перм. ун-та. – Пермь, 1929. – Вып. 1. – С. 157–194.
    Купреянова, Е.Н. Молодой Толстой / Е.Н. Купреянова. – Тула: Тульское кн. изд-во, 1956. – 216 с.
    Курляндская, Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского / Г.Б. Курляндская. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с. Ломунов, К.Н. Эстетика Л.Н. Толстого / К.Н. Ломунов. – М.: Современник, 1972. – 472 с.
    Маартен, М. Проблема семьи в творчестве Л.Н. Толстого (1850–1870 годы): дис. …канд. филол. наук / Мейер Маартен. – М., 2000. – 211 с.
    Малькова, Я.С. «Семейный вопрос» в творчестве Л.Н. Толстого и его обсуждение в критике и публицистике конца XIX – начала XX века: дис. …канд. филол. наук / Я.С. Малькова. – Москва, 2006. – 149 с.
    Молодой Л.Н. Толстой: сб. ст. / ред.: Л.Е. Бушканец и др. – Казань: Казан. гос. ун-т: Музей истории КГУ: Филол. фак.: Рут, 2002. – 207с.
    Путило, О.О. Рациональное и эмоциональное в прозе «молодого» Толстого.
    Савина, Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повес-тей о детстве второй половины ХIХ века (Л.Н. Толстой. «Детство»; С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»; Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы»): монография / Л.Н. Савина. – Волгоград: Перемена, 2002. – 283 с.
    Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве / И.В. Страхов. – Саратов: Изд-во СГПИ, 1974. – 59 с.
    Страхов, И.В. Психология литературного творчества (Лев Нико-лаевич Толстой как психолог) / И.В. Страхов. – М.–Воронеж: МОДЭК, 1998. – 379 с.
    Страхов, Н.H. Сочинения гр. Л. Н. Толстого / Н.H. Страхов // Ли-тературная критика / вступ. ст., сост. Н. Н. Скатова, примеч. Н. Н. Скатова и В. А. Котельникова. – М.: Современник, 1984. – C. 233–323.
    Татьянина, А.Г. Проза молодого Л. Н. Толстого и проблема семей-ного романа: дис. …канд. филол. наук / А.Г. Татьянина. – М., 2001. – 194 с.
    Чернышевский, Н.Г. Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Л. Толстого / Н.Г. Чернышевский // Избранные сочинения. – М.: Худ. литература, 1989. – С. 416–427.
    Чуприна, И.В. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность» / И.В. Чуприна. – Саратов: Изд-во СГУ, 1961. – 191 с.
    Эйхенбаум, Б.М. Молодой Толстой / Б.М. Эйхенбаум // О литературе. – М: Сов. писатель, 1987. – С. 34–138.
    Якобсон, Л.К. Молодой Толстой как критик «руссоизма» / Л.К. Якобсон // Искусство. – 1928. – № 3–4. – С. 219–234.

  • Практикум № 15. Духовная эволюция положительного героя в романе «Война и мир»

    Задание:
    1.Составить письменно развернутый план к вопросу «Основные этапы духовных исканий Пьера БезуховаАндрея БолконскогоНаташи Ростовой» (с указанием глав). Можно выбрать одного героя, но все они должны быть охвачены примерно одинаково.

    План:
    1.Каково духовно-нравственное содержание положительного героя в романе «Война и мир»? Рассмотрите художественные принципы изображения такого характера («диалектика души»).
    2.Проанализируйте основные этапы духовного развития Андрея БолконскогоПьера БезуховаНаташи Ростовой. Что преодолевается героем как ложное на пути постижения смысла жизни?
    3. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе-эпопее «Война и мир».

    Литература:
    Толстой Л.Н. Война и мир (любое издание).
    Бочаров С. «Война и мир» Толстого. М.: Худож. лит., 1978.
    Камянов В. Поэтический мир эпоса: «Война и мир» Толстого. М.: Сов. писатель, 1978.
    Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Проблема человеческого общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

  • Практикум № 16. Проблема мещанства и «пошлости пошлого человека» в рассказах Чехова.

    1. Каков идейно-художественный смысл новеллы «Ионыч»?
    — Образ Старцева;
    — Смысл противопоставления Старцева и семьи Туркиных;
    — Жанровая поэтика новеллы.
    2.Рассмотрите проблему возрождения человеческой личности в повести «Дама с собачкой».
    — Эволюция характера Гурова.
    3.Проанализируйте образы-символы в «Ионыче» и «Даме с собачкой».
    4. Принципы типизации, рассказчик и герой в рассказах «Смерть чиновника, «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Крыжовник» и др.

    Литература:
    Чехов А.П. Ионыч. Дама с собачкой. Рассказы (любое издание).
    Катаев В.В. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М.: Изд-во МГУ, 1979.
    Турков А.М. Чехов и его время. М.: Худож. лит., 1980.
    Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

  • Практикум № 17. Новаторство драматургии А.П. Чехова

    Задание:
    1.Сделать выписки из монографии Б.Зингермана «Театр Чехова и его мировое значение».

    План:
    1.В чем особенности конфликтов в драматургии Чехова? Что означает «децентрализация конфликта» в его пьесах? Как она конкретно воплощается в «Чайке» и «Вишневом саде»?
    2.Как происходит в пьесах перерастание внешнего событийного действия во внутреннее? В чем проявляется напряженность и движение внутреннего сюжета?
    3.Что такое «лирическое подводное течение» или «психологический подтекст»? Каковы конкретные формы и способы проявления (и «обнаружения») его развития в поэтике пьесы?
    4.Проанализируйте:
    — специфику ремарок,
    — построение диалогов и монологов,
    — роль символов и символики,
    — организацию сценического времени и пространства,
    — соотношение драматической поэтики Чехова с европейской новой драмой.

    Литература:
    Чехов А.П. Чайка. Вишневый сад (любое издание).
    Бердников Г.П. Чехов-драматург. М.: Искусство, 1981.
    Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М.: Наука, 1988.
    Паперный З.С. «Чайка» А.П. Чехова. М.: Худож. лит., 1980.
    Иезуитова Л.А. Комедия А.П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы // Анализ драматического произведения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С.323 – 346.