Лекция № 1. Общая характеристика русской литературы середины и второй половины XIX века.
Социально-культурная ситуация в России середины 1850-х годов ХIХ в.: общественный подъем, оживление либеральных и реформаторских ожиданий. Хронологические рамки периода, их основания. Выход эстетического сознания эпохи на качественно новый уровень: появление различных теоретико-эстетических платформ, оформление их в литературные направления и борьба между ними. Полемика о предназначении искусства, вокруг «пушкинского» и «гоголевского» направлений в русской литературе. Качественные изменения в литературе 1860 − 1870-х годов: динамика смены типического «героя времени», трансформация женских образов; демократизация литературы, новая постановка в ней проблемы народа; формирование различных течений в русском реализме, особенности идейно-художественной системы каждого из них; жанровые изменения в литературе; новые направления и тенденции в русской поэзии. Литературное народничество: общая характеристика направления и творчества составивших его авторов, связь с традициями демократической литературы 60-х годов, просветительские и пропагандистские тенденции в народнической литературе.
Литература:
История русской литературы XIX в.: Вторая половина. Учеб. пособие для студентов пединститутов / Н.Н. Скатов, Ю.В. Лебедев, А.И. Журавлева. – М.: «Просвещение»,1987.
Кулешов В.И. «Натуральная школа» в русской литературе XIX в. – М., 1985.
Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1976. – С. 241-305.
Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). М., 1965.
Лекция № 2-3. Жанрово-поэтические особенности драматургии А.Н. Островского.
А. Н. Островский — создатель самобытной национальной комедии и драмы в России. Общая характеристика основных периодов творческой деятельности драматурга. Комедия «Свои люди — сочтемся». Проблематика, жанрово-художественные особенности, место в драматургии 1840-х годов. Увлечение Островского славянофильскими идеями, его отражение в пьесах драматурга первой половины 1850-х годов. Воздействие идей «Современника» на мировоззрение и творчество Островского в 1860-е годы. Драма «Гроза». Изображение «темного царства» и порожденных им типов личности, полемика в критике об образе Катерины, народности пьесы и ее значении в русской драматургии. Социально-этическая проблематика пьес Островского 1870-х годов. Особенности драматургии Островского: построение конфликта и его сценическое развертывание, расширение сценического пространства, особенности жанровой системы.
Литература:
А. Н. Островский в русской критике. – М., 1953.
А. Н. Островский о литературе и театре. – М., 1986.
Журавлева А. И. Становление жанра драмы и повествовательная проза // Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. − М., 1988. − С. 113-169.
Журавлева А. М., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. М., 2003. (Глава 6. Жанр психологической драмы у Островского. «Бесприданница», «Таланты и поклонники»).
Костельянц Б.О. «Бесприданница» А. Н.Островского. – М., 1982.
Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. – М., 1982.
Лебедев Ю. В. Россия 1870–1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Островского // Литература в школе. – 1996. – №4. – С. 35-47.
Лебедев Ю.В. Россия 1870–1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Ост-ровского // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 35-46.
Лобанов М. П. Александр Островский. – М., 1989.
Лотман Л. М. Драматургия Островского // История русской драматургии: Вторая половина XIX – начало XX в. До 1917. – СПб, 1987.
Лотман Л. М. А. Н. Островский и драматургия его времени. – М.; Л., 1961.
Мартьянова С. А. Ценностные установки и формы поведения персонажей в «Бесприданнице» А. Н. Островского // Русская словесность. – 2005. – № 2. – С. 4-12.
Отрадин М. В. «Бесприданица» А. Н. Островского // Анализ драматического произведения. − Л., 1988. − С. 226-243.
Штейн А. Л. Три шедевра Островского: Пьесы «Гроза», «Лес» и «Бесприданница». – М., 1967.
Штейн А. Л. Мастер русской драмы. – М., 1973.
Лекция № 4. Реализм И.А. Гончарова.
Системное единство творчества Гончарова, единые типологические особенности всех рома-нов писателя. Особенности жанровой поэтики гончаровских романов. «Обыкновенная история». Столкновение двух культурно-исторических укладов, «борьба с романтизмом» и особенности диалогического конфликта в романе «Обломов». Барство как жизненный принцип и общественно-сословная принадлежность цен-трального героя. Трагическая противоречивость и обреченность позиции, избранной Обломовым. Динамика оценок романа и его героя в критике от Добролюбова и Дружинина до современных исследователей. «Обрыв». Попытка автора дать ответы на актуальные духовные запросы современности. «Старая правда» и «новая ложь» в романе.
Литература:
Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. – СПб.: Пушкинский фонд, 1997. – С. 18-133; она же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/kra/kra-001-.htm
Лощиц Ю. Гончаров. (Серия ЖЗЛ – любое издание).
Маркович В. М. Своеобразие диалогического конфликта в романе Гончарова «Обыкновенная история» // Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – С.78-97.
Маркович В. М. «Чужая речь» и взаимодействие речевых манер в романе Гончарова «Обык-новенная история» // Науч. докл. высш. школы. – Филол. науки. – 1982. – № 2. – С. 58-66.
Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров – романист и художник. – М.: Изд-во МГУ, 1992; он же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/ned/ned-001-.htm
Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. – Новосибирск: «Наука». Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. (Гл. вторая и третья); он же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/pos/pos-001-.htm
Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте / С.-Петербург. ун-т. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994; он же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/otr/otr-001-.htm
Лекция № 5. Тургенев-романист. Раннее творчество И.С. Тургенева.
«Записки охотника»: новая постановка и решение проблемы изображения народа в литературе, особенности антикрепостнического пафоса книги. Повести 1850-х годов — поиск новых жанров, тем, идей, ситуаций. Особенности романного жанра, созданного Тургеневым: тип героя, преломленного сквозь призму времени, эпохи, его сформировавшей; специфика типического; локальность хронотопа, особое положение центрального героя в структуре произведения. Внутренняя суть любовной коллизии в романах Тургенева и феномен «тургеневской девушки». Специфика художественного историзма писателя, соотнесенность его героев со «сверхтипами» Гамлета и Дон Кихота. Человек и мироздание у Тургенева, общие особенности психологической манеры писателя.
«Рудин». Столкновение теоретика, человека 40-х годов, с молодежью новой эпохи. Проблема оценки личности Рудина и финал романа. «Дворянское гнездо». Коллизия «долг — счастье» и ее решение в романе. «Накануне». Проблема сознательно-героической личности и модификация коллизии «долг — счастье». Елена Стахова — новый женский образ для русской литературы. «Отцы и дети». Сущность базаровского нигилизма, глубинная трагичность образа героя. Смысл нравственно-философского «эпилога» к роману.
Литература:
Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). О романе «Отцы и дети» // Русские духовные писате-ли: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). – М.: Столица, 1991: http://smalt.karelia.ru/~filolog/pdf2/fe115183.pdf
Батюто А. И. Тургенев-романист. – Л.: Наука, 1972.
Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
Гришунин А. Л. О тексте «Записок охотника» // И. С. Тургенев. Записки охотника. М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). С. 581—594.
Громов В. А. Предания Бежина луга. Рассказ И.С. Тургенева в цикле «Записок охотника». Ту-ла, 1962.
Громов В. А. Судьба «Записок охотника» // И. С. Тургенев. Записки охотника. М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). С. 532-580.
Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. Л., 1980.
Муратов А.Б. Автор-рассказчик в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» // Автор и текст. СПб., 1996. С. 179-192.
Сахаров В. Народ: от поэзии к правде. Ещё о «Записках охотника» И.С. Тургенева // http://www.turgenev.org.ru/e-book/esho_o_zapiskah_ohotnika.htm
Лекция № 6. Позднее творчество И.С. Тургенева.
«Дым». Отсутствие героя в прежнем тургеневском понимании, изменения в романной поэтике. «Новь». Признаки новой художественной манеры в последнем романе Тургенева. Смена героя, особенности общественно-идеологической позиции писателя.
Повести и рассказы Тургенева 1870-х годов: смена типа героя, интерес писателя к бессознательному, особенности общественно-психологических «студий» и «таинственных» повестей. «Стихотворения в прозе» — итог нравственно-философских и идейно-эстетических исканий писателя. Общие особенности жанра.
Литература:
Батюто А. И. Тургенев-романист. – Л.: Наука, 1972.
Батюто А. И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.
Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990.
Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
Головко В. М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (изображение чело-века). Свердловск, 1989.
Манн Ю. Диалектика художественного образа. – М.: Худож. лит., 1987.
Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
Лекция № 7. Лирика Н.А. Некрасова. Поэмы Некрасова.
Лирика Некрасова как система. Новое лирическое чувство, лежащее в основе этой системы. Основные принципы осознания и изображения действительности в лирике Некрасова — революционность, социально-аналитическое начало. Направленность лирического чувства на другое я, стремление вжиться во внутренний мир иного человека. Переосмысление повседневности, бытового слова, традиционных поэтических тем и мотивов. Субъектные формы выражения авторского сознания в лирике Некрасова: повествователь, лирический герой, ролевой герой. Введение в русскую поэзию нового типа лирического героя-разночинца, лишенного романтического ореола избранничества, носителя определенного социально-психологического и эмоционального комплекса. Особенности эпической поэзии Некрасова — изображение будней крестьянской жизни, появление народного героя. Отражение этих особенностей в поэмах «Коробейники», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо?».
Литература:
Аверин Б.В. Стихотворение Н.А. Некрасова «Надрывается сердце от муки…» //Анализ одного стихотворения. – Л., 1985. – С. 155-162.
Бальмонт К.Д. Сквозь строй (Памяти Некрасова) // Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа: Стихотворения, очерки. – М., 1989.
Влияние творчества Н.А. Некрасова на русскую поэзию: Сб. ст. – Ярославль, 1987.
Волкова Л.Д. «Душа народа русского…»: Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М, 1992.
Волкова Л.Д. Русь народная в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // А. Некрасов и русская литература XIX — начала XX в.: Сб. тр. – Ярославль; Кострома, 1983. – С. 114-125.
Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. – М., 1971.
Груздев А.И. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». – М., 1987.
Державина О.Д. Пролог в творчестве русских классиков XVIII-XX вв. и в фольклоре // Литературный сборник XVII в. «Пролог» / Подг. изд. О.Д. Державиной, А.С. Демина и др. – М., 1978. – С. 155-170.
Жилякова Э.М. Христианские мотивы и образы в творчестве Н.А. Некрасова (1830-1850-е годы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск, 1998. – С. 269-283.
Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. – М., 1998.
Корман Б.О. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1987.
Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX в. М., 1978 (гл. 4, 5).
Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. Воронеж, 1964.
Крупышев А.М. К вопросу о развитии народного сознания в романе из народной жизни и в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 64-84.
Лебедев Ю.В. Эпический цикл у Некрасова и в русской литературе 1850-1860-х гг. // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 3-17.
Лебедев Ю.В. У истоков поэтического эпоса Некрасова // Н.А. Некрасов и русская литература. – Ярославль, 1976. – С. 48-73.
Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С. 426-482.
Некрасовский сборник. – Л., 1988.
Прозоров Ю.М. Н.А. Некрасов после книги «Мечты и звуки». К проблеме романтизма в творчестве Н.А. Некрасова 1940 года // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 3-17.
Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении (9 класс): Пособие для учителей. – М., 1982.
Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова. – М., 1988.
Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – Л., 1970.
Сапогов В. А. Анализ художественного произведения. Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Пособие по спецкурсу. Ярославль, 1980.
Скатов Н.Н. Н.А. Некрасов – воплощенное противоречие русской жизни: Актовая лекция. – СПб., 1997.
Скатов Н.Н. Некрасов. – М., 1994 (Серия ЖЗЛ).
Скатов Н. Н. Некрасов и Тютчев // Скатов Н. Н. Некрасов: Современники и продолжатели. Л., 1973; М., 1986.
Современное прочтение Н.А. Некрасова: V Некрасовские чтения. – Ярославль, 1990.
Скатов Н.Н. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1980.
Тамаев П.М. О некоторых мотивах поэзии Н.А. Некрасова (на материале произведений 40-50-х гг. XIX в.) // Н.А. Некрасов и русская литература XIX – начала XX в.: Сб. тр. – Ярославль; Кострома, 1983. – С. 77-85.
Топорова А.В. Фольклорные истоки поэтической символики Н.А. Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос» // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 23-35.
Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция: Избр. тр. / Сост., вст. ст. и коммент. В. Новикова. – М., 2002.
Чичерин А.В. Некрасов // Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. – М., 1977. – С. 412-424.
Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. – М., 1971.
Чурсина Л.К. К вопросу о звуковом строе русской лирики середины XIX века (Тютчев, Фет, Некрасов) // Н.А. Некрасов и русская литература XIX — начала XX в.: Сб. тр. – Ярославль; Кострома, 1983. – С. 29-43.
Эйхенбаум Б.М. Некрасов // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986.
Лекция № 8. Особенности лирики «чистого искусства»: Тютчева и Фета, Толстого и Полонского.
Отражение своеобразия творческого пути поэта в его лирике. Природа философичности тютчевской лирики и ее связи с различными философскими системами. Основные мотивы и образы тютчевской лирики: ощущение глубокой и закономерной связи, тождества процессов и закономерноcтей мироздания и духовного мира человека; стремление к слиянию с природой и осознание трагически непреодолимого разлада с ней; ключевые для философской лирики Тютчева образы дня и ночи, Космоса и Хаоса. Роковое одиночество человека, хрупкость и уязвимость его внутреннего мира в поэзии Тютчева. Общий трагизм мировосприятия поэта, связь мировосприятия с трактовкой Тютчевым духовного мира человеческой личности как вместилища скрытых стихийных начал, страстей.
Особенности любовной лирики: драматизация чувства, исследование его сложной природы. «Денисьевский цикл» как психологический роман. Отражение в системе образов и композиции стихотворений Тютчева его понимания человека и природы. Своеобразие жанровой системы и творческого метода поэта. Общие особенности мировосприятия и эстетики Фета: подчеркнутое разделение себя на «человека» и «поэта», сочувствие учениям, выводящим искусство за пределы повседневности. «Мир как красота» в поэзии Фета. Импрессионизм Фета: «впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Основные черты лирической системы поэзии Фета: ощущение значимости мгновения, стремление передать тончайшие изменения в природе, игру полутонов, переходные состояния. Музыкальность — синтезирующее начало в поэзии Фета. Особенности языковой формы его стихов-песен. Особенности любовной лирики: ретроспективность, фрагментарность, переходность изображаемого чувства, его драматизм, разрешающийся гармоническим единением крайностей. Своеобразие жанровой системы и творческого метода Фета.
Литература:
Кожинов В.В. Пророк в своем отечестве. Федор Тютчев. – М., 2002.
Кузина Л.Н. Ф.И. Тютчев в жизни и в творчестве. – М., 2001.
Непомнящий В.С. «О, нашей мысли обольщенье…» (О лирике
Ф.И. Тютчева). – М., 2002.
Погорельцев В.Ф. Проблема религиозности Тютчева // Ф.И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия.– Брянск, 2003.
Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. – М., 2000. – С. 220-256.
Ф.И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия. – Брянск, 2003.
Флоровский Г. Исторические прозрения Тютчева // Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. – М., 1998. – С. 223-235;
Флоровский Г. Тютчев и Владимир Соловьев // Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. – М., 1998. – С. 244-257.
Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1998.
Шумкова Т.Л. Единый космос: Шеллинг и Тютчев // Шумкова Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм: Уч. пособие. М., 2002. – С. 136-160.
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Пророческий дух в русской поэзии (Лирика Алексея Толстого) // Архиепископ Сан-Францисский. Избранное. – Петрозаводск, 1992.
Бунин И.А. Инония и Китеж: К 50-летию со дня смерти гр. А.К. Толстого // Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов. – М., 1998.
Кошелев В.А. Мудрость неуместного. Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого //Литература в школе. – 1995. – № 1.– С. 26-34.
Мушина И.Б. Поэзия и проза Полонского // Полонский Я. П. Соч.: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1. Стихотворения и поэмы. – С. 5-26.
Никитин В.А. Христианская поэзия А.К. Толстого // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997. – С. 183-191.
Орлов В.Л. Полонский // Орлов В.Л. Пути и судьбы: Литературные очерки. – М.; Л., 1963. – С. 133-178.
Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. – М., 1990. – С. 297-317.
Стафеев Г.И. Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А.К. Толстого. – Тула, 1973.
Сухова Н.П. «Мастера русской лирики»: А.А. Фет, Я.П. Полонский, А.П. Майков, А.К. Толстой: Пособие для учителя. – М., 1982.
Эткинд Г.Г.Против течения: О патриотизме А.К. Толстого // Звезда. – 1991. – №-4. – С. 180-188.
Ямпольский И.Г. Поэты и прозаики. – Л.,1986. – С.194-228.
Ямпольский И.Г. Середина века: Очерки о русской поэзии 1840-1870 гг. – Л., 1974. – С. 83-171.