3 курс (очное) История русской литературы (лекции, практикум) (14 записей)

  • 3 курс (очное) История русской литературы (лекции, практикум)

  • Лекции по ИРЛ:

    Тема: ИРЛ
    Время: Это регулярная конференция Начать в любое время

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/75230811992?pwd=NWZYZmt5bFV..

    Идентификатор конференции: 752 3081 1992
    Код доступа: H7rc77
    Join our Cloud HD Video Meeting
    us04web.zoom.us

  • Художественные тексты для обязательного чтения

    Герцен Александр Иванович (1812-1870): Кто виноват?; Сорока-воровка; Доктор Крупов; Былое и думы.
    Огарев Александр Иванович (1813-1877): Удел поэта; Деревенский сторож; Я видел вас, пришельцы дальних стран; Я ехал по полю пустому; Упование; Год 1848; Арестант; Юмор.
    Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889): Что делать?; Пролог.
    Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878): Железная дорога; Современная ода («Украшают тебя добродетели…»); Колыбельная песня (Подражание Лермонтову) («Спи, пострел, пока без-вредный!..»); Родина («И вот они опять, знакомые места…»); Тройка; Еду ли ночью по улице тем-ной…; Я не люблю иронии твоей; Мы с тобой бестолковые люди; Блажен незлобивый поэт…; Застенчивость; Влас; Праздник жизни − молодости годы…; Саша; Внимая ужасам войны…; Замолкни, муза мести печали!..; Поэт и гражданин; Размышления у парадного подъезда; Похороны; Мороз, Красный нос; Железная дорога; Памяти Добролюбова; Не рыдай так безумно над ним…; Вчерашний день, часу в шестом; Душно! без счастья и воли…; Дедушка; Русские женщины; Утро; Уныние; Н.Г. Чернышевский (Пророк); Элегия; Несжатая полоса; М.Е. Салтыкову; Скоро стану добычею тленья…; О, Муза, я у двери гроба!; Современники; Сеятель знанья на ниву народную…; Сон («Мне снилось: на утесе стоя…»); Мороз, Красный нос; Кому на Руси жить хорошо?
    Минаев Дмитрий Дмитриевич (1835-1889): Мотивы русских поэтов; Ренегат; Протест; Шут; Золотой век.
    Гончаров Иван Александрович (1812-1891): Обыкновенная история; Обломов; Обрыв; Лучше поздно, чем никогда.
    Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883): Записки охотника; Дневник лишнего человека; Ася; Первая любовь; Вешние воды; Призраки; Сон; Странная история; Песнь торжествующей любви; Клара Милич; Стихотворения в прозе; Рудин; Дворянское гнездо; Отцы и дети; Накануне; Дым; Новь; Гамлет Щигровского уезда; Степной король Лир.
    Писемский Алексей Феофелактович (1821-1881): Тысяча душ.
    Островский Александр Николаевич (1823-1886): Свои люди − сочтемся!; Бедность не порок; Доходное место; Гроза; Волки и овцы; На всякого мудреца довольно простоты; Бешеные деньги; Лес; Снегурочка; Волки и овцы; Бесприданница; Без вины виноватые.
    Толстой Алесей Константинович (1817-1875): Колокольчики мои…; Средь шумного бала, случайно…; Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!..; Ты не спрашивай, не распытывай…; Колодники; Стрелковые песни; Уж ты нива моя, нивушка…; Край ты мой, родимый край…; Коль любить, так без рассудку…; Если б я был богом океана…; Двух станов не боец, но только гость случайный…; Меня, во мраке и в пыли…; В стране лучей, незримой нашим взорам…; Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..; Господь, меня готовя к бою…; Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…; О, не спеши туда, где жизнь светлей и чище…; Хорошо, братцы, тому на свете жить…; И.С.Аксакову; Пусть тот, чья честь не без укора…; Против течения; Одарив весьма обильно…; Прозрачных облаков спокойное движенье…; Земля цвела. В лугу, весной одетом…; Василий Шибанов; Князь Михайло Репнин; У приказных ворот собирался народ…; Правда; Пантелей-целитель; Змей Тугарин; Роман Галицкий; Поток-богатырь; Садко; Слепой; История государства Российского от Гостомысла до Тимашева; Сон Попова; Рондо; [Великодушие смягчает сердца] Вонзил кинжал убийца нечестивый…; Драматическая трилогия: Смерть Иоанна Грозного; Царь Федор Иоаннович; Царь Борис.
    Козьма Прутков. Стихотворения: Честолюбие; Желания поэта; Помещик и трава. Басня; Звезда и брюхо. Басня; Желание быть испанцем; Родное.
    Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817-1903): Свадьба Кречинского; Дело; Смерть Тарелкина.
    Тютчев Федор Иванович (1803-1873): Весенняя гроза; Видение; Бессонница; Сны; Еще шумел веселый день…; Цицерон; Silentium!; Осенний вечер; Не то, что мните вы, природа…; Тени сизые смесились…; Природа – сфинкс. И тем она верней…; Умом Россию не понять…; День и ночь; О, этот юг, о, эта Ницца…; Опять стою я над Невой…; Неохотно и несмело…; Не рассуждай, не хлопочи….; О чем ты воешь, ветр ночной?; Я лютеран люблю богослуженье…; И гроб опущен уж в могилу…; Святая ночь на небосклон взошла…; Я очи знал, − о, эти ночи!; Чему молилась ты с любовью…; О, как убийственно мы любим…; Наш век; В разлуке есть высокое значенье…; Последняя любовь; Эти бедные селенья…; О вещая душа моя…; Есть в осени первоначальной…; Она сидела на полу…; Весь день она лежала в забытьи…; От жизни той, что бушевала здесь…; Как океан объемлет шар земной…; Два единства; Нам не дано предугадать…; Последний катаклизм; Когда сочувственно на наше слово…; К. Б. («Я встретил вас – и все былое…»).
    Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892): Когда мои мечты за гранью прошлых дней…; Ее не знает свет, − она еще ребенок…; Старые письма; Ты отстрадала, я еще страдаю…; Смерти; Не тем, Господь, могуч, непостижим…; Ласточки; Учись у них – у дуба, у березы…; Когда читала ты мучительные строки…; Одним толчком согнать ладью живую…; Поэтам; Еще люблю, еще томлюсь…; На заре ты ее не буди…; Майская ночь; Чудная картина…; Какая грусть! Конец аллеи…; Не отходи от меня…; Шумела полночная вьюга…; Сияла ночь… луной был полон сад. Лежали…; Только в мире и есть, что тенистый…; Я тебе ничего не скажу…; Мы встретились вновь после дол-гой разлуки…; Шепот, робкое дыханье…; Вечер; Я пришел к тебе с приветом…; Какое счастие: и ночь, и мы одни!; Долго снились мне вопли рыданий твоих…; А.Л. Бржеской; Прости − и все за-будь…; Поделись живыми снами…; Вечер («Прозвучало над ясной рекою…»); Певица («Унеси мое сердце в звенящую даль…»); На железной дороге; Заря прощается с землею…; Это утро, радость эта…; Еще майская ночь…; Жизнь пронеслась без явного следа…; Когда Божественный бежал людских речей…; Кому венец: богине ль красоты…
    Майков Аполлон Николаевич (1821-1897): Октава; Сон; Искусство; Сомнение; Анакреон; Весна; «Не отставай от века» − лозунг лживый…; Я.П. Полонскому (1. Твой стих, красой и ароматом…); Мысль поэта; Возвышенная мысль достойной хочет брони…; Мысль поэтическая − нет…; Моему издателю (А.Ф. Марксу); На Чамлиджи; Из бездны Вечности, из глубины Творенья…; «Прочь идеалы!» Грозный клик!..; Катись, катися надо мной Всё просвещающее Время!; Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом!; Нищий; Игры; Древний Рим; Ласточки; Осень; Она еще едва умеет лепетать…; Эти детские глазки…; Не может быть! не может быть!; Из Петрарки; Пустынник; Белые лебеди, вестники светлой Весны, пролетели…; Две судьбы; Три смерти; Кассандра; Два мира.
    Мей Лев Александрович (1822-1862): Не верю, Господи, чтоб ты меня забыл…; Сумерки; Дым; Милый друг мой! румянцем заката…; Тройка; Галатея; Плясунья; Русалка; Отойди от меня, сатана…; Еврейские песни.
    Полонский Яков Петрович (1819-1898): Встреча; Последний разговор; Затворница; Ночь; На пути из-за Кавказа; Птичка; Весна; Песня цыганки; Поцелуй; Поэту-гражданину; Муза; Я ль пер-вый отойду из мира в вечность − ты ли…; Когда октава за октавой…; Век; Узница; Гипотеза; Стансы («Не нужны Божьим небесам…»); Ответ; Нищий; Блажен озлобленный поэт; Старик.
    Григорьев Аполлон Александрович (1822-1864): Женщина; Памяти одного из многих; О, говори хоть ты со мной…; Цыганская венгерка; Импровизация странствующего романтика.
    Лесков Николай Семенович (1831-1895): Леди Макбет Мценского уезда; Запечатленный ангел; Очарованный странник; Однодум; Несмертельный Голован; Человек на часах; Левша; Тупей-ный художник; Юдоль; Зимний день; Заячий ремиз; Соборяне.
    Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889): Губернские очерки; История одного города; Господа Головлевы; Современная идиллия; Господа Молчалины; Пошехонская старина; Сказки: Дикий помещик; Карась-идеалист; Медведь на воеводстве; Орел-меценат; Премудрый пискарь; Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил; Коняга.
    Достоевский Федор Михайлович (1821-1881): Бедные люди; Униженные и оскорбленные; Белые ночи; Двойник; Записки из Мертвого дома; Преступление и наказание; Идиот; Бесы; Подрос-ток; Братья Карамазовы; Кроткая; Сон смешного человека; Бобок; Мальчик у Христа на елке; Дневник писателя.
    Толстой Лев Николаевич (1828-1910): Детство; Отрочество; Юность; Севастопольские рас-сказы; Казаки; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Смерть Ивана Ильича; Хаджи-Мурат; Воскресение; Отец Сергий; Живой труп; Власть тьмы.
    Успенский Глеб Иванович (1843-1902): Нравы Растеряевой улицы; Будка; Разоренье; Власть земли; Больная совесть; Выпрямила.
    Случевский Константин Константинович (1837-1904): Нас двое; Меня в загробном мире знают…; После казни в Женеве; Я видел Рим, Париж и Лондон…; Из дневника одностороннего человека.
    Апухтин Алексей Николаевич (1840-1893): Ночи безумные, ночи бессонные…; День ли царит, тишина л ночная…; Прощание с деревней; Приветствую вас, дни труда и вдохновенья…; Судьба; К морю; В театре; С курьерским поездом.
    Надсон Семен Яковлевич (1862-1887): Во мгле; Похороны; Певец; Не вини меня, друг мой…; С тех пор, как я прозрел…; В ответ; Мать; На могиле А.И. Герцена.
    Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852-1912): Приваловские миллионы.
    Чехов Антон Павлович (1860-1904): Толстый и тонкий; Хамелеон; Смерть чиновника; Ун-тер Пришибеев; Тоска; Степь; Скучная история; Дуэль; Попрыгунья; Палата № 6; Учитель словесности; Черный монах; Скрипка Ротшильда; Студент; Три года; Дом с мезонином; Моя жизнь; Мужики; Человек в футляре; Крыжовник; О любви; Ионыч; Случай из практики; Душечка; Дама с собачкой; В овраге; Архиерей; Невеста; По делам службы; Чайка; Дядя Ваня; Три сестры; Вишневый сад.

  • Лекция № 1. Общая характеристика русской литературы середины и второй половины XIX века.

    Социально-культурная ситуация в России середины 1850-х годов ХIХ в.: общественный подъем, оживление либеральных и реформаторских ожиданий. Хронологические рамки периода, их основания. Выход эстетического сознания эпохи на качественно новый уровень: появление различных теоретико-эстетических платформ, оформление их в литературные направления и борьба между ними. Полемика о предназначении искусства, вокруг «пушкинского» и «гоголевского» направлений в русской литературе. Качественные изменения в литературе 1860 − 1870-х годов: динамика смены типического «героя времени», трансформация женских образов; демократизация литературы, новая постановка в ней проблемы народа; формирование различных течений в русском реализме, особенности идейно-художественной системы каждого из них; жанровые изменения в литературе; новые направления и тенденции в русской поэзии. Литературное народничество: общая характеристика направления и творчества составивших его авторов, связь с традициями демократической литературы 60-х годов, просветительские и пропагандистские тенденции в народнической литературе.

    Литература:
    История русской литературы XIX в.: Вторая половина. Учеб. пособие для студентов пединститутов / Н.Н. Скатов, Ю.В. Лебедев, А.И. Журавлева. – М.: «Просвещение»,1987.
    Кулешов В.И. «Натуральная школа» в русской литературе XIX в. – М., 1985.
    Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. – М., 1976. – С. 241-305.
    Цейтлин А. Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). М., 1965.

    Лекция № 2-3. Жанрово-поэтические особенности драматургии А.Н. Островского.

    А. Н. Островский — создатель самобытной национальной комедии и драмы в России. Общая характеристика основных периодов творческой деятельности драматурга. Комедия «Свои люди — сочтемся». Проблематика, жанрово-художественные особенности, место в драматургии 1840-х годов. Увлечение Островского славянофильскими идеями, его отражение в пьесах драматурга первой половины 1850-х годов. Воздействие идей «Современника» на мировоззрение и творчество Островского в 1860-е годы. Драма «Гроза». Изображение «темного царства» и порожденных им типов личности, полемика в критике об образе Катерины, народности пьесы и ее значении в русской драматургии. Социально-этическая проблематика пьес Островского 1870-х годов. Особенности драматургии Островского: построение конфликта и его сценическое развертывание, расширение сценического пространства, особенности жанровой системы.

    Литература:
    А. Н. Островский в русской критике. – М., 1953.
    А. Н. Островский о литературе и театре. – М., 1986.
    Журавлева А. И. Становление жанра драмы и повествовательная проза // Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. − М., 1988. − С. 113-169.
    Журавлева А. М., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. М., 2003. (Глава 6. Жанр психологической драмы у Островского. «Бесприданница», «Таланты и поклонники»).
    Костельянц Б.О. «Бесприданница» А. Н.Островского. – М., 1982.
    Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. – М., 1982.
    Лебедев Ю. В. Россия 1870–1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Островского // Литература в школе. – 1996. – №4. – С. 35-47.
    Лебедев Ю.В. Россия 1870–1880-х годов и художественный мир «Бесприданницы» А. Н. Ост-ровского // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 35-46.
    Лобанов М. П. Александр Островский. – М., 1989.
    Лотман Л. М. Драматургия Островского // История русской драматургии: Вторая половина XIX – начало XX в. До 1917. – СПб, 1987.
    Лотман Л. М. А. Н. Островский и драматургия его времени. – М.; Л., 1961.
    Мартьянова С. А. Ценностные установки и формы поведения персонажей в «Бесприданнице» А. Н. Островского // Русская словесность. – 2005. – № 2. – С. 4-12.
    Отрадин М. В. «Бесприданица» А. Н. Островского // Анализ драматического произведения. − Л., 1988. − С. 226-243.
    Штейн А. Л. Три шедевра Островского: Пьесы «Гроза», «Лес» и «Бесприданница». – М., 1967.
    Штейн А. Л. Мастер русской драмы. – М., 1973.

    Лекция № 4. Реализм И.А. Гончарова.

    Системное единство творчества Гончарова, единые типологические особенности всех рома-нов писателя. Особенности жанровой поэтики гончаровских романов. «Обыкновенная история». Столкновение двух культурно-исторических укладов, «борьба с романтизмом» и особенности диалогического конфликта в романе «Обломов». Барство как жизненный принцип и общественно-сословная принадлежность цен-трального героя. Трагическая противоречивость и обреченность позиции, избранной Обломовым. Динамика оценок романа и его героя в критике от Добролюбова и Дружинина до современных исследователей. «Обрыв». Попытка автора дать ответы на актуальные духовные запросы современности. «Старая правда» и «новая ложь» в романе.

    Литература:
    Краснощекова Е. А. И. А. Гончаров: Мир творчества. – СПб.: Пушкинский фонд, 1997. – С. 18-133; она же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/kra/kra-001-.htm
    Лощиц Ю. Гончаров. (Серия ЖЗЛ – любое издание).
    Маркович В. М. Своеобразие диалогического конфликта в романе Гончарова «Обыкновенная история» // Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. – С.78-97.
    Маркович В. М. «Чужая речь» и взаимодействие речевых манер в романе Гончарова «Обык-новенная история» // Науч. докл. высш. школы. – Филол. науки. – 1982. – № 2. – С. 58-66.
    Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров – романист и художник. – М.: Изд-во МГУ, 1992; он же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/ned/ned-001-.htm
    Постнов О. Г. Эстетика И. А. Гончарова. – Новосибирск: «Наука». Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие РАН, 1997. (Гл. вторая и третья); он же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/pos/pos-001-.htm
    Отрадин М. В. Проза И. А. Гончарова в литературном контексте / С.-Петербург. ун-т. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994; он же // http://feb-web.ru/feb/gonchar/critics/otr/otr-001-.htm

    Лекция № 5. Тургенев-романист. Раннее творчество И.С. Тургенева.

    «Записки охотника»: новая постановка и решение проблемы изображения народа в литературе, особенности антикрепостнического пафоса книги. Повести 1850-х годов — поиск новых жанров, тем, идей, ситуаций. Особенности романного жанра, созданного Тургеневым: тип героя, преломленного сквозь призму времени, эпохи, его сформировавшей; специфика типического; локальность хронотопа, особое положение центрального героя в структуре произведения. Внутренняя суть любовной коллизии в романах Тургенева и феномен «тургеневской девушки». Специфика художественного историзма писателя, соотнесенность его героев со «сверхтипами» Гамлета и Дон Кихота. Человек и мироздание у Тургенева, общие особенности психологической манеры писателя.
    «Рудин». Столкновение теоретика, человека 40-х годов, с молодежью новой эпохи. Проблема оценки личности Рудина и финал романа. «Дворянское гнездо». Коллизия «долг — счастье» и ее решение в романе. «Накануне». Проблема сознательно-героической личности и модификация коллизии «долг — счастье». Елена Стахова — новый женский образ для русской литературы. «Отцы и дети». Сущность базаровского нигилизма, глубинная трагичность образа героя. Смысл нравственно-философского «эпилога» к роману.

    Литература:
    Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). О романе «Отцы и дети» // Русские духовные писате-ли: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). – М.: Столица, 1991: http://smalt.karelia.ru/~filolog/pdf2/fe115183.pdf
    Батюто А. И. Тургенев-романист. – Л.: Наука, 1972.
    Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
    Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
    Гришунин А. Л. О тексте «Записок охотника» // И. С. Тургенев. Записки охотника. М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). С. 581—594.
    Громов В. А. Предания Бежина луга. Рассказ И.С. Тургенева в цикле «Записок охотника». Ту-ла, 1962.
    Громов В. А. Судьба «Записок охотника» // И. С. Тургенев. Записки охотника. М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). С. 532-580.
    Ковалев В.А. «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вопросы генезиса. Л., 1980.
    Муратов А.Б. Автор-рассказчик в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» // Автор и текст. СПб., 1996. С. 179-192.
    Сахаров В. Народ: от поэзии к правде. Ещё о «Записках охотника» И.С. Тургенева // http://www.turgenev.org.ru/e-book/esho_o_zapiskah_ohotnika.htm

    Лекция № 6. Позднее творчество И.С. Тургенева.

    «Дым». Отсутствие героя в прежнем тургеневском понимании, изменения в романной поэтике. «Новь». Признаки новой художественной манеры в последнем романе Тургенева. Смена героя, особенности общественно-идеологической позиции писателя.
    Повести и рассказы Тургенева 1870-х годов: смена типа героя, интерес писателя к бессознательному, особенности общественно-психологических «студий» и «таинственных» повестей. «Стихотворения в прозе» — итог нравственно-философских и идейно-эстетических исканий писателя. Общие особенности жанра.

    Литература:
    Батюто А. И. Тургенев-романист. – Л.: Наука, 1972.
    Батюто А. И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.
    Бялый Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л., 1990.
    Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
    Головко В. М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (изображение чело-века). Свердловск, 1989.
    Манн Ю. Диалектика художественного образа. – М.: Худож. лит., 1987.
    Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

    Лекция № 7. Лирика Н.А. Некрасова. Поэмы Некрасова.

    Лирика Некрасова как система. Новое лирическое чувство, лежащее в основе этой системы. Основные принципы осознания и изображения действительности в лирике Некрасова — революционность, социально-аналитическое начало. Направленность лирического чувства на другое я, стремление вжиться во внутренний мир иного человека. Переосмысление повседневности, бытового слова, традиционных поэтических тем и мотивов. Субъектные формы выражения авторского сознания в лирике Некрасова: повествователь, лирический герой, ролевой герой. Введение в русскую поэзию нового типа лирического героя-разночинца, лишенного романтического ореола избранничества, носителя определенного социально-психологического и эмоционального комплекса. Особенности эпической поэзии Некрасова — изображение будней крестьянской жизни, появление народного героя. Отражение этих особенностей в поэмах «Коробейники», «Железная дорога», «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо?».

    Литература:
    Аверин Б.В. Стихотворение Н.А. Некрасова «Надрывается сердце от муки…» //Анализ одного стихотворения. – Л., 1985. – С. 155-162.
    Бальмонт К.Д. Сквозь строй (Памяти Некрасова) // Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа: Стихотворения, очерки. – М., 1989.
    Влияние творчества Н.А. Некрасова на русскую поэзию: Сб. ст. – Ярославль, 1987.
    Волкова Л.Д. «Душа народа русского…»: Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М, 1992.
    Волкова Л.Д. Русь народная в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // А. Некрасов и русская литература XIX — начала XX в.: Сб. тр. – Ярославль; Кострома, 1983. – С. 114-125.
    Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. – М., 1971.
    Груздев А.И. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». – М., 1987.
    Державина О.Д. Пролог в творчестве русских классиков XVIII-XX вв. и в фольклоре // Литературный сборник XVII в. «Пролог» / Подг. изд. О.Д. Державиной, А.С. Демина и др. – М., 1978. – С. 155-170.
    Жилякова Э.М. Христианские мотивы и образы в творчестве Н.А. Некрасова (1830-1850-е годы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск, 1998. – С. 269-283.
    Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. – М., 1998.
    Корман Б.О. Лирика Некрасова. – Ижевск, 1987.
    Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX в. М., 1978 (гл. 4, 5).
    Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. Воронеж, 1964.
    Крупышев А.М. К вопросу о развитии народного сознания в романе из народной жизни и в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 64-84.
    Лебедев Ю.В. Эпический цикл у Некрасова и в русской литературе 1850-1860-х гг. // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 3-17.
    Лебедев Ю.В. У истоков поэтического эпоса Некрасова // Н.А. Некрасов и русская литература. – Ярославль, 1976. – С. 48-73.
    Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С. 426-482.
    Некрасовский сборник. – Л., 1988.
    Прозоров Ю.М. Н.А. Некрасов после книги «Мечты и звуки». К проблеме романтизма в творчестве Н.А. Некрасова 1940 года // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 3-17.
    Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении (9 класс): Пособие для учителей. – М., 1982.
    Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова. – М., 1988.
    Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – Л., 1970.
    Сапогов В. А. Анализ художественного произведения. Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Пособие по спецкурсу. Ярославль, 1980.
    Скатов Н.Н. Н.А. Некрасов – воплощенное противоречие русской жизни: Актовая лекция. – СПб., 1997.
    Скатов Н.Н. Некрасов. – М., 1994 (Серия ЖЗЛ).
    Скатов Н. Н. Некрасов и Тютчев // Скатов Н. Н. Некрасов: Современники и продолжатели. Л., 1973; М., 1986.
    Современное прочтение Н.А. Некрасова: V Некрасовские чтения. – Ярославль, 1990.
    Скатов Н.Н. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1980.
    Тамаев П.М. О некоторых мотивах поэзии Н.А. Некрасова (на материале произведений 40-50-х гг. XIX в.) // Н.А. Некрасов и русская литература XIX – начала XX в.: Сб. тр. – Ярославль; Кострома, 1983. – С. 77-85.
    Топорова А.В. Фольклорные истоки поэтической символики Н.А. Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос» // Н.А. Некрасов и русская литература: Сб. ст. – Ярославль; Кострома, 1980. – С. 23-35.
    Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция: Избр. тр. / Сост., вст. ст. и коммент. В. Новикова. – М., 2002.
    Чичерин А.В. Некрасов // Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. – М., 1977. – С. 412-424.
    Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. – М., 1971.
    Чурсина Л.К. К вопросу о звуковом строе русской лирики середины XIX века (Тютчев, Фет, Некрасов) // Н.А. Некрасов и русская литература XIX — начала XX в.: Сб. тр. – Ярославль; Кострома, 1983. – С. 29-43.
    Эйхенбаум Б.М. Некрасов // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986.

    Лекция № 8. Особенности лирики «чистого искусства»: Тютчева и Фета, Толстого и Полонского.

    Отражение своеобразия творческого пути поэта в его лирике. Природа философичности тютчевской лирики и ее связи с различными философскими системами. Основные мотивы и образы тютчевской лирики: ощущение глубокой и закономерной связи, тождества процессов и закономерноcтей мироздания и духовного мира человека; стремление к слиянию с природой и осознание трагически непреодолимого разлада с ней; ключевые для философской лирики Тютчева образы дня и ночи, Космоса и Хаоса. Роковое одиночество человека, хрупкость и уязвимость его внутреннего мира в поэзии Тютчева. Общий трагизм мировосприятия поэта, связь мировосприятия с трактовкой Тютчевым духовного мира человеческой личности как вместилища скрытых стихийных начал, страстей.
    Особенности любовной лирики: драматизация чувства, исследование его сложной природы. «Денисьевский цикл» как психологический роман. Отражение в системе образов и композиции стихотворений Тютчева его понимания человека и природы. Своеобразие жанровой системы и творческого метода поэта. Общие особенности мировосприятия и эстетики Фета: подчеркнутое разделение себя на «человека» и «поэта», сочувствие учениям, выводящим искусство за пределы повседневности. «Мир как красота» в поэзии Фета. Импрессионизм Фета: «впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Основные черты лирической системы поэзии Фета: ощущение значимости мгновения, стремление передать тончайшие изменения в природе, игру полутонов, переходные состояния. Музыкальность — синтезирующее начало в поэзии Фета. Особенности языковой формы его стихов-песен. Особенности любовной лирики: ретроспективность, фрагментарность, переходность изображаемого чувства, его драматизм, разрешающийся гармоническим единением крайностей. Своеобразие жанровой системы и творческого метода Фета.

    Литература:
    Кожинов В.В. Пророк в своем отечестве. Федор Тютчев. – М., 2002.
    Кузина Л.Н. Ф.И. Тютчев в жизни и в творчестве. – М., 2001.
    Непомнящий В.С. «О, нашей мысли обольщенье…» (О лирике
    Ф.И. Тютчева). – М., 2002.
    Погорельцев В.Ф. Проблема религиозности Тютчева // Ф.И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия.– Брянск, 2003.
    Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева // Пумпянский Л.В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. – М., 2000. – С. 220-256.
    Ф.И. Тютчев и тютчеведение в начале третьего тысячелетия. – Брянск, 2003.
    Флоровский Г. Исторические прозрения Тютчева // Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. – М., 1998. – С. 223-235;
    Флоровский Г. Тютчев и Владимир Соловьев // Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. – М., 1998. – С. 244-257.
    Шайтанов И.О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М., 1998.
    Шумкова Т.Л. Единый космос: Шеллинг и Тютчев // Шумкова Т.Л. Зарубежная и русская литература XIX века. Романтизм: Уч. пособие. М., 2002. – С. 136-160.
    Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Пророческий дух в русской поэзии (Лирика Алексея Толстого) // Архиепископ Сан-Францисский. Избранное. – Петрозаводск, 1992.
    Бунин И.А. Инония и Китеж: К 50-летию со дня смерти гр. А.К. Толстого // Бунин И.А. Публицистика 1918-1953 годов. – М., 1998.
    Кошелев В.А. Мудрость неуместного. Жизнь и творчество Алексея Константиновича Толстого //Литература в школе. – 1995. – № 1.– С. 26-34.
    Мушина И.Б. Поэзия и проза Полонского // Полонский Я. П. Соч.: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1. Стихотворения и поэмы. – С. 5-26.
    Никитин В.А. Христианская поэзия А.К. Толстого // Русская литература XIX века и христианство. – М., 1997. – С. 183-191.
    Орлов В.Л. Полонский // Орлов В.Л. Пути и судьбы: Литературные очерки. – М.; Л., 1963. – С. 133-178.
    Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. – М., 1990. – С. 297-317.
    Стафеев Г.И. Сердце полно вдохновенья. Жизнь и творчество А.К. Толстого. – Тула, 1973.
    Сухова Н.П. «Мастера русской лирики»: А.А. Фет, Я.П. Полонский, А.П. Майков, А.К. Толстой: Пособие для учителя. – М., 1982.
    Эткинд Г.Г.Против течения: О патриотизме А.К. Толстого // Звезда. – 1991. – №-4. – С. 180-188.
    Ямпольский И.Г. Поэты и прозаики. – Л.,1986. – С.194-228.
    Ямпольский И.Г. Середина века: Очерки о русской поэзии 1840-1870 гг. – Л., 1974. – С. 83-171.

    Лекция 11. Проза Н.С. Лескова. Жанровая система, поэтика, художественный метод
    Особенности творческого пути писателя, периодизация творчества. Повести 1860-х годов: Проблематика, осмысление писателем сложных, неординарных личностей из народа и их трагических судеб.
    Антинигилистические романы «Некуда» и «На ножах». Начало нового творческого пути — роман-хроника «Соборяне». Художественное осмысление путей развития России.
    Одаренный человек из народа и герои-«праведники» в повестях и рассказах Лескова 1870—1880-х годов. Сатирическая тенденция в зрелом творчестве писателя. Место и значение творчества Лескова в русской литературе.

    Литература:
    1. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. -М., 1979.
    Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова.М., 1980.
    2. Лесков и русская литература. -М., 1988.
    3. Семенов В.С. Николай Лесков: Время и книги. -М., 1981.
    4. Творчество Лескова. Курск, 1986.

  • Практикум № 1. Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница»

    Задание:
    1.Подготовить индивидуальные сообщения: «Тема русской девушки-бесприданницы в творчестве Островского», «Мотив «горячего сердца» в творчестве Островского и образ Ларисы», «Сценическая история «Бесприданницы».

    План:
    1.Проанализируйте драматический конфликт и систему образов пьесы.
    2.Почему можно отнести Ларису Огудалову к героиням «горячего сердца» Островского? Раскройте функции внутренних монологов, пейзажа и музыки в обрисовке героини.
    3.Как в пьесе преломляется тема «маленького» человека? Проанализируйте самохарактеристику Карандышева, отзывы о нем других действующих лиц, особенности языка персонажа (действ.1, явл.2,3,4; действ.2, явл.9; действ.3, явл.6,7,14; действ.4, явл.10, 11).
    4.Каков облик Паратова, Кнурова и Вожеватова?
    5.В чем проявляется художественное своеобразие пьесы? Охарактеризуйте новые черты поэтического стиля, специфику жанра.

    Литература:
    1.Островский А.Н. Бесприданница (любое издание).
    2.Штейн А.Л. Легенда о «Бесприданнице» // Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М.: Сов. писатель, 1973. С.338 – 376.
    3.Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н. Островского. Л.: Худож. лит., 1973.
    4.Костелянец Б.О. Разгадывая «Бесприданницу» // Нева. 1973. № 4. С.185 – 197.
    5.Отрадин М.В. «Бесприданница» А.Н.Островского // Анализ драматического произведения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С.226 – 243.

    Практикум № 2. Жанрово-поэтические особенности народных и сатирических комедий А.Н. Островского (на материале «Свои люди – сочтемся» и «На всякого мудреца довольно простоты»).

    Задание:
    1. Составить конспект гл. 2, 3 монографии А.И. Журавлевой «Островский-комедиограф».

    План:
    1.Чем различаются народные и сатирические комедии драматурга в плане проблематики, типологии конфликтов, их сценического развития, обрисовки персонажей, поэтики?
    2.В чем особенности конфликта комедии «Свои люди – сочтемся»?
    — Как соотносятся в ее структуре социальное и национальное, комедия и драма?
    3.В чем особенности конфликта сатирической комедии «На всякого мудреца довольно простоты»?
    — Почему исследователи говорят об ослаблении внешних проявлений конфликта? Об «условности» фигуры Глумова в нем?

    Литература:

    1.Островский А.Н. Свои люди – сочтемся, На всякого мудреца довольно простоты (любые издания).
    2.Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М.: Сов. писатель, 1973.
    3.Журавлева А.И. Островский – комедиограф. М.: Изд-во МГУ, 1981.

    Практикум № 3. Своеобразие конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

    1. История создания и постановки «Грозы» на русской и зарубежной сцене. Исполнение роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Федотова, Никулина-Косицкая, Тарасова). Просмотр фрагментов из спектаклей и кинофильмов, снятых по мотивам пьес А.Н. Островского.
    2. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». «Хозяева жизни» (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. «Фон» пьесы, своеобразие второстепенных персонажей. Роль пейзажа в «Грозе».
    3. Своеобразие внутреннего конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов пьесы. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Катерина и Кабаниха как два полюса калиновского мира.
    4. Развитие понятия «драматургический конфликт». Своеобразие внешнего конфликта. Виды протеста и их реализация в пьесе: «бунт на коленях» (Тихон, Борис), протест-озорство (Варвара, Кудряш), протест-терпение (Кулигин). Своеобразие протеста Катерины.
    5. Сравнительный анализ оценки образа Катерины Н.А. Добролюбовым («Луч света в тёмном царстве») и Д.И. Писаревым («Мотивы русской драмы»).

    Литература:
    1.Островский А.Н. Гроза (любое издание).
    2.Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М.: Сов. писатель, 1973.
    3.Журавлева А.И. Островский – комедиограф. М.: Изд-во МГУ, 1981.
    4. Добролюбов Н.А.Луч света в тёмном царстве (любое издание)
    5. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы (любое издание).

    Практикум № 4. Своеобразие диалогического конфликта в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

    Задание:
    1.Проанализировать роль повествовательной иронии в романе.

    План:
    1.Какова роль диалогического конфликта в романе?
    2.В чем особенности внутренней структуры диалогического конфликта?
    — Каковы мотивировки мировоззрения героев?
    — Как проявляет себя противоборство точек зрений героев?
    — Как развивается диалогический конфликт в романе?
    — В чем особенности взаимодействия диалогического конфликта и фабулы?
    — Что можно сказать о диалогах в романе? Каков язык этих диалогов?
    3.Какова роль автора и авторского слова в романе?

    Литература:
    1.Гончаров И.А. Обыкновенная история (любое издание).
    2.Манн Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы // Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука, 1969.
    3.Лощиц Ю. Гончаров /Сер. ЖЗЛ. (любое издание).
    4.Маркович В.М. Своеобразие диалогического конфликта в романе Гончарова «Обыкновенная история» // Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С.78–97.

    Практикум № 5. Роман И.А. Гончарова «Обломов».

    Задание:
    1.Составить конспект статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?».
    2.Подготовить индивидуальные сообщения «А.В. Дружинин об Обломове» и «Д.И. Писарев об Обломове».

    План:
    1.В чем своеобразие образа Обломова? Проанализируйте эволюцию образа, сущность внутренней драмы героя, социально-типическое и общечеловеческое в личности Обломова.
    — Какие стороны характера Ильи Ильича (положительные и отрицательные) раскрываются в первой части романа?
    — Какова роль «Сна Обломова» в идейном замысле романа? Проанализируйте социально-психологические корни и нравственную сущность обломовщины, ее влияние на становление личности героя.
    — Как проходит герой испытание любовной ситуацией? Проанализируйте отношения Обломова и Ольги Ильинской, Обломова и Агафьи Пшеницыной.
    — Как раскрывается Обломов во взаимоотношениях со Штольцем? В чем смысл противопоставления Штольца Обломову?
    — Каково отношение Гончарова к Обломову? Проанализируйте иронически-комедийную и лирико-драматическую тональности в многоплановом изображении героя.
    2.Проанализируйте своеобразие художественных приемов создания образа Обломова (портрет, диалог, внутренний монолог, авторская психологическая характеристика, художественная деталь, пейзаж и т.д.)
    3.Какова оценка романа, образа Обломова и обломовщины в статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» В чем Добролюбов не согласен с Гончаровым?

    Литература:
    1.Гончаров И.А. Обломов (любое издание).
    2.Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1987. Т.2. С. 218 — 257 (или любое другое издание).
    3.Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.; Л.: Гослитиздат, 1962.
    4.Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова (любое издание).
    5.Кантор В. Долгий навык к сну (размышление о романе Гончарова «Обломов») // Вопр. лит. 1989. №1. С.149 – 185.
    6.Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М.: Изд-во МГУ, 1992.

    Практикум № 6. Идейно-художественный мир «Записок охотника» И.С. Тургенева.

    Задание:
    1. Проанализировать жанровое своеобразие «Хоря и Калиныча», «Однодворца Овсяникова», «Певцов», «Бежина луга», «Гамлета Щигровского уезда», «Свидания», «Смерти», «Леса и степи».

    План:
    1. Художественные поиски И.С. Тургенева — ранний период творчества.
    2. Гоголевские традиции в «Записках охотника» (традиции натуральной школы).
    3. Антикрепостнический пафос «Записок охотника».
    4. Жанровой своеобразие «Записок охотника».

    Литература:
    1. Тургенев И. С. Записки охотника (любое издание).
    2. Бялый Г. А. Тургенев и русский реализм. – М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
    3. Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И.С. Тургенева. – М.: Просвещение, 1977.

    Практикум № 7. Трагический нигилист Базаров («Отцы и дети» И.С. Тургенева).

    Задание:
    1. Проанализировать авторское понимание образа: Письмо Тургенева к К. Случевскому от 14 (26) апреля 1862 года.
    2. Законспектировать статью Архимандрита Феодора (А. М. Бухарева) «О романе «Отцы и дети».

    План:
    1. Что в общественном статусе, характере, мышлении, поведении Базарова характеризует его как «нового человека», как разночинца-шестидесятника?
    2. Что существенно отличает Базарова от революционных демократов шестидесятых годов?
    3. Почему образ этого героя не принял круг «Современника» и принял Д.И. Писарев?
    4. В чем суть базаровского нигилизма? Остается он лишь теоретической установкой героя или реализуется в его жизненной практике?
    5. Какую роль играет проверка Базарова любовью и смертью? Победителем или побежденным выходит герой из этих испытаний ?
    6. В чем смысл лирико-философского эпилога к роману?

    Литература:
    1.Тургенев И.С. Отцы и дети (любое издание).
    2. Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). О романе «Отцы и дети» // Русские духовные писа-тели: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев). – М.: Столица, 1991.
    3. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л.: Наука, 1972.
    4.Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л.: Сов. писатель, 1962.
    5.Манн Ю. Диалектика художественного образа. М.: Худож. лит., 1987.
    6. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ века. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

    Практикум № 8. «Душа народа русского» в лирике Н.А. Некрасова.

    Задание:
    1.Прочитать стихотворения Н.А, Некрасова: «В дороге», «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская…», «Размышления у парадного подъезда», «Забытая деревня», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба…»), «Нравственный человек», «Забытая деревня», «Железная дорога».
    2. Выучить наизусть одно стихотворение не менее 3 строф и отрывки из стихотворений «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда».
    3.Прочитать гл.4 («Работа над фольклором») из книги К.И. Чуковского «Мастерство Некрасова».
    4.Законспектировать статью Н.Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?»

    План:
    1. Гражданский пафос поэзии Некрасова. Образ народа, ментальные черты русского человека и их воплощение в некрасовской лирике. Отношения народа и власть предержащих лирике Н.А. Некрасова. «Любовь-вражда» (А. Блок) как основа отношения Некрасова к народу. Антикрепостнический пафос пушкинской «Деревни» и развитие темы «страданий народа» в некрасовской «Элегии».
    2.Как раскрываются идейно-эстетические принципы Некрасова в изображении народа в поэме?
    — Крестьянский мир и семь странников.
    — Образы народных правдолюбцев (Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров и др.).
    — Матрена Тимофеевна как тип русской крестьянки, ее национально-русский характер.
    — Савелий как тип народного бунтаря-мстителя, воплощающего стихийные революционные возможности крестьянства.
    3.Почему образ Гриши Добросклонова можно рассматривать как тип революционера-разночинца 1860-70-х годов?
    4.Как изображается в поэме мир угнетателей народа?
    5.В чем своеобразие композиционной структуры поэмы?
    — Замысел и сюжет.
    — Роль и место в поэме главы «Пир на весь мир».
    6.Проанализируйте принципы и приемы использования фольклора в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

    Литература:
    1.Некрасов Н.А. Лирика (любое издание).
    2.Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо? (любое издание).
    3.Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М.: Сов. писатель, 1971.
    4. Аверин Б.В. Стихотворение Н.А. Некрасова «Надрывается сердце от муки…» // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 155–162.
    5. Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова. М.: Совет. писатель, 1971.
    6. Жилякова Э.М. Христианские мотивы и образы в творчестве Н.А. Некрасова (1830–1850-е годы) // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1998. С. 269–282.
    7.Аникин В.П. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» М.: Худож. лит., 1969.
    8.Прокшин В.Г. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.: Высш. шк., 1986.
    9.Беседина Т.А. Изучение поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в школе. Вологда, 1974.
    10.Волкова Л.Д. «Душа народа русского…»: Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». М.: Просвещение, 1992.

    Практикум № 9. «Особенный человек» Н.Г. Чернышевского в мире социальных утопий.

    Задание:
    1. Прочитать роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

    План:
    1. Система художественных образов. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова.
    2. Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Композиция романа как средство воплощения авторской идеи.
    3. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа.

    Литература:
    1. Демченко А. А. Н. Г. Чернышевский. Научная биография: в 4 ч. Ч. 3: 1859—1864. Саратов: Изд-во СГУ, 1992.
    2. Наумова Н. Н. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Л.: Художественная литература. Ленингр. отд-ние, 1978. 136 с.
    3. «Что делать?» Н. Г. Чернышевского: Историко-функциональное исследование / Отв. ред. К. Н. Ломунов. М.: Наука, 1990.
    4. Н.Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы. Сборник научных трудов. Саратов, 2015.
    5. Рейсер С. А. Некоторые проблемы изучения романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Л.: Литературные памятники, 1975.

    Практикум № 10. Христианские легенды Лескова

    Задание:
    1.Прочитать легенды Лескова «Лев старца Герасима», «Легенда о совестном Данииле», «Прекрасная Аза», «Скоморох Памфалон» и

    План:
    1. Своеобразие жанра лесковских легенд.
    2. Библейские мотивы лесковских легенд.
    3. Образы праведников как воплощение народного идеала и христианской идеи естественного человека.
    4. Особенности лесковской повествовательной манеры.

    Литература:
    1. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
    2. Лесков и русская литература. М., 1988.
    3. Семенов В.С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981.

    Практикум № 11. Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

    Задание:
    1. Прочитать «Очарованный странник» Н.С. Лескова.
    2. Составить хронолинию жизни И. Флягина.

    План:
    1. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина как воплощение трагической судьбы талантливого русского человека.
    2. Смысл названия повести Н.С. Лескова. Почему Иван Флягин «странник» и почему «очарованный»? (Идейно-художественный смысл понятий).
    3. Образы праведников как воплощение народного идеала и христианской идеи естественного человека (у них «доброта …преобладает над умом и выходит не из сознания превосходства добра над злом, а прямо безотчётно истекает из натуры»). Былинные и агиографические традиции и их воплощение в повести.
    4. Обращение Лескова к форме сказа.

    Литература:
    1. Лесков Н.С. Очарованный странник (любое издание).
    2. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
    3. Горелов А.А. Лесков и народная культура. — Л.: Наука, 1988.
    4. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
    5. Лесков и русская литература. М., 1988.
    6. Семенов В.С. Николай Лесков: Время и книги. М., 1981.
    7. Столярова И.В. В поисках идеала: Творчество Лескова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.

  • Практикум № 12. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина

    План

    Литература
    1.Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки (любое издание).
    2.Николаев Д.Н. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худож. лит., 1976.
    3.Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1984.

    Практикум № 13. Проблемы народа и власти в идейно-художественной концепции «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина

    План
    1.Жанровая специфика «Истории одного города»: роман, летопись или сатира?
    2.Какие исторические личности стали прототипами градоначальников? Каким народом является образ глуповцев? Аллюзии в произведении.
    3.Что такое гротеск? В чем конкретно он проявляется в «Истории одного города»?
    4. Проблематика «Истории одного города».
    5. Почему Угрюм-Бурчеев оказался логическим завершением галереи градоначальников? В чем смысл финальной картины смерча?

    Литература
    1.Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города (любое издание).
    2.Николаев Д.Н. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худож. лит., 1976.
    3.Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1984.

  • Практикум № 14. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как новый тип социально-психологического романа

    1.Проанализируйте историю семьи Головлевых:
    — Арина Петровна как социально-психологический тип.
    — Три поколения, их характеристика, тема морального вырождения.
    — Идея неизбежности гибели дворянского класса к романе.
    2.Как разрабатывается в романе характер Иудушки?
    — Идейные принципы Порфирия Головлева:
    — Характер его религиозности.
    — Духовная и физическая гибель героя.
    — Смысл трагического финала.
    3.Какова роль авторского комментария истории семьи Головлевых в романе?
    — Рассмотрите его характер.
    4.Проанализируйте принципы сатирической типизации и средства психологической характеристики в романе.
    5.Жанровая специфика романа.

    Литература:
    1.Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы (любое издание).
    2.Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.: Худож. лит., 1975.
    3.Шаталов С.Е. О психологизме в романе «Господа Головлевы» // Филол. науки. 1976. № 1. С.30-35.
    4.Николаев Д.Н. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худож. лит., 1976.

  • Практикум № 11. Проблема «маленького человека» в социально-психологическом романе Достоевского «Бедные люди»

    Задание
    1. Прочитать главу 2 и 3-ий раздел главы 5 из книги М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского».
    2. Составить кластер с определением и чертами типа «маленького человека».

    План:
    1.Что в тематике, проблематике и художественном мире романа сближает его с «натуральной школой», а что отличает?
    2. Зачем Достоевский заставил своего героя прочитать «Станционного смотрителя» и «Шинель» и дать свой отзыв о повестях? В чем специфика этих отзывов? Как отражаются мотивы повестей в судьбе Девушкина?
    3.Что означает тезис М. Бахтина о том, что Достоевский изображает не «бедного чиновника», но самосознание «Бедного чиновника»? Какие особенности психологии и сознания «маленького человека» открыл Достоевский в первом романе?
    4.Каковы особенности и функции жанровой поэтики романа?

    Литература:
    Белинский В. Г. Петербургский сборник // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9т. – М.: Худож. лит., 1982. – Т. 8. – С.121 – 156.
    Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 г. // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. – М.: Худож. лит., 1982. – Т. 8. – С.182 – 221.
    Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Сов. писатель, 1963.
    Ветловская В. В. Роман Достоевского «Бедные люди». – Л.: Худож. лит., 1988.
    Виноградов В. В. Школа сентиментального натурализма. Роман Достоевского «Бедные люди» на фоне литературной эволюции 40-х годов // Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. – М., 1976. – С. 141–187.
    Бочаров С. Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С. Г. О художественных мирах. – М., 1985. Или: Бочаров С.Г. Пушкин и Гоголь («станционный смотритель» и «Шинель») // Пробле-мы типологии русского реализма. – М., 1969.
    Степанян К. Тайна человека в романе «Бедные люди» // Вопросы литературы. –2004. – № 6. [http://magazines.russ.ru/voplit/2004/6/step13.html]

  • Практикум № 12. Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Идиот»

    План:
    1.Проблема идеала в эстетике и творчестве Достоевского.
    2.Каковы жизненные и литературные основы образа князя Мышкина?
    3.Проанализируйте образ «положительно прекрасного человека» Достоевского как выразителя гуманистических идей писателя, его философско-этического идеала.
    4.Каковы художественные принципы изображения героя?
    5.Рассмотрите проблему красоты в романе «Идиот». Трагедия Настасьи Филипповны.
    6.Проанализируйте социальный и философский аспект проблемы страсти в романе «Идиот». Любовь-ненависть Рогожина. Аглая Епанчина.
    7.Какова авторская позиция в романе? Способы ее выражения.

    Литература:
    Достоевский Ф.М. Идиот (любое издание).
    Достоевский Ф.М. «Г-н -бов и вопрос об искусстве» // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1978. Т.18. С.70 – 103.
    Буланов А. М. Гармонизация соотношения «ума» и «сердца» как основа достижения идеала в романе «Идиот» // Буланов А. М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Саратов: Изд-во Cаратовского ун-та. С. 71–76.
    Буланов А. М. Художественная феноменология «идеи-страсти» в романе «Идиот». Саратов: Изд-во саратовского ун-та. С. 76–84.
    Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. М.: Просвещение, 1988. С. 215–243.
    Назиров Р. Г. Герои романа «Идиот» и их прототипы // Русская литература. 1970. № 2. С.114–123.
    Пискунова С. Роман «Идиот» в зеркале «Дон Кихота Ламанчского» // II Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте»: избранные доклады и тезисы. / Под общ. ред. И.Л. Волгина. М.: Фонд Достоевского, 2008. С. 128–135. http://www.dostoevsky-fund.ru/page.php?id=48
    Подосокорский Н. Н. Наполеоновский миф в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»: биография генерала Иволгина // Русская литература. 2009. № 1.
    Померанц Г. С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М.: Сов. писатель, 1990. (Статья «Князь Мышкин»).
    Тяпугина Н. Ю. Роман Достоевского «Идиот». Опыт интерпретации. Саратов, 1995.

  • Практикум № 13. Проблема человека в философско-духовной проблематике «Братьев Карамазовых»

    План:

    1.Почему Иван Карамазов «не принимает мира божьего»? Зачем рассказывает он Алеше о страданиях детей? Что открывает эта страшная «коллекция» в природе человека, в мироустройстве и в перспективах его изменения?
    2.Проанализировать смысл и значение поэмы о Великом Инквизиторе в контексте романа: в чем обвиняет Инквизитор Христа, как понимает природу человека и какое общество стремится для него создать? На чьей стороне Иван?
    3.В каком отношении черт и Смердяков становятся двойниками Ивана? Почему он признает свою ответственность за смерть отца?
    4.Что подразумевает Дмитрий, говоря о «широкости человека»? Как проявляется она в характере и судьбе самого героя и какое значение имеет для вопроса о природе человека?
    5.Алеша – вариация на тему «положительно прекрасного человека» или новый тип героя у Достоевского? Путь духовного становления Алеши как «деятеля» нового типа.
    6.Каков смысл эпиграфа к роману?

    Литература:
    Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы (любое издание).
    О великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М.: Мол. гвардия, 1992.
    Кантор В. Роман Достоевского «Братья Карамазовы». М.: Худож. лит., 1986.
    Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л.: Наука, 1977.

  • Практикум № 14. Поэтика и проблематика творчества «молодого Толстого»

    1. Психологизм в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».
    2. Истинный и ложный патриотизм в «Севастопольских рассказах».
    3. Человек «естественный» и человек «природный» в повести «Казаки».
    4. Страсть к игре в рассказах «Записки маркера» и повести «Два гусара».

    Литература:
    Айхенвальд, Ю.И. Лев Толстой / Ю.И Айхенвальд. – М.: Кооперативное изд-во», 1920. – 70 с.
    Архангельская, Т.Н. В творческой лаборатории Л.Н. Толстого: источники; прообраз и образ; литературные связи: автореф. дис. … канд. филол. наук / Т.Н. Архангельская. – Орел, 2004. – 24 с.
    Барабаш, О.В. Психологизм как конструктивный компонент поэтики романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: автореф. дис. …канд. филол. наук / О.В. Барабаш. — М., 2008. – 22 с.
    Билинкис, Я.С. О творчестве Льва Толстого. Очерки / Я.С. Билинкис. – Л.: Сов. писатель, 1959. – 414 с.
    Буланов, А.М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого / А.М. Буланов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992.
    Буланов, А.М. Художественная феноменология изображения сердечной жизни в русской классике (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой): монография / А.М. Буланов. – Волго-град: Перемена, 2003. – 191 с.
    Бурнашёва, Н.И. Раннее творчество Л.Н. Толстого: текст и время / Н.И. Бурнашёва. – М.:МИК, 1999. – 336 с.
    Васильева, Е.Ю. Традиция сентиментализма в творчестве раннего Л. Н. Толстого: дис. … канд. филол. наук / Е.Ю. Васильева. – Томск, 2006. – 195 с.
    Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. – Л.: Сов. писатель, 1971. – 464 с.
    Григорьев, Ап. Толстой и его сочинения. Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой. Статья вторая. / Ап. Григорьев. // Сочинения: в 2-х т. – М.: Худож. лит., 1990. – Т. 2. – 509 с
    Громов, П.П. О стиле Льва Толстого. Становление «диалектики ду-ши» / П.П. Громов. – Л.: Худож. лит., 1971. – 390 с.
    Дружинин, А.В. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого / А.В. Дру-жинин // Литературная критика / cост., подгот. текста и вступ. cт. Н. Н. Скатова: примеч. В. А. Котельникова. – М.: Советская Россия, 1983. – 384 c.
    Ершова, Н.В. Жизнепонимание Дмитрия Оленина и Евгения Листницкого («Казаки» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова) / Н.В. Ершова // Духовное наследие Л.Н. Толстого и современность: материалы ХХVI Междунар. Толстовских чтений. – Тула: Изд-во ТГПУ, 2000. – Ч. 1. – С. 302–310.
    Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
    Ефремов, А.Ф. Народный элемент в повести Л.Н. Толстого «Казаки» / А.Ф. Ефремов // Учен. зап. Сарат. гос. пед. – 1938. – Вып. 3. – С. 45-52.
    Жилякова, Э.М. Денис Давыдов и повесть Л.Н. Толстого «Два гуса-ра» / Э.М. Жилякова // Русская повесть как форма времени: сб. cт. / отв. ред. А.С. Янушкевич. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – С. 216–226.
    Зотов, В.Р. О рассказе Л. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» / В.Р. Зотов // Критика 50-х годов XIX века / сост., вступ. ст., преамбулы и примеч. Л.И. Соболева. – М.: Олимп: Аст, 2002. – С. 54-78. 106.
    Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
    Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006. – 508 с.
    Карлова, Т.С. Мастерство психологического анализа в ранних произведениях Л.Н. Толстого / Т.С. Карлова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1964. – 100 с.
    Коновалов, Н.А. Детство и юность в художественных произведениях Л.Н. Толстого / Н.А. Коновалов // Учен. зап. Перм. ун-та. – Пермь, 1929. – Вып. 1. – С. 157–194.
    Купреянова, Е.Н. Молодой Толстой / Е.Н. Купреянова. – Тула: Тульское кн. изд-во, 1956. – 216 с.
    Курляндская, Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского / Г.Б. Курляндская. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с. Ломунов, К.Н. Эстетика Л.Н. Толстого / К.Н. Ломунов. – М.: Современник, 1972. – 472 с.
    Маартен, М. Проблема семьи в творчестве Л.Н. Толстого (1850–1870 годы): дис. …канд. филол. наук / Мейер Маартен. – М., 2000. – 211 с.
    Малькова, Я.С. «Семейный вопрос» в творчестве Л.Н. Толстого и его обсуждение в критике и публицистике конца XIX – начала XX века: дис. …канд. филол. наук / Я.С. Малькова. – Москва, 2006. – 149 с.
    Молодой Л.Н. Толстой: сб. ст. / ред.: Л.Е. Бушканец и др. – Казань: Казан. гос. ун-т: Музей истории КГУ: Филол. фак.: Рут, 2002. – 207с.
    Путило, О.О. Рациональное и эмоциональное в прозе «молодого» Толстого.
    Савина, Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повес-тей о детстве второй половины ХIХ века (Л.Н. Толстой. «Детство»; С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»; Н.Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы»): монография / Л.Н. Савина. – Волгоград: Перемена, 2002. – 283 с.
    Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве / И.В. Страхов. – Саратов: Изд-во СГПИ, 1974. – 59 с.
    Страхов, И.В. Психология литературного творчества (Лев Нико-лаевич Толстой как психолог) / И.В. Страхов. – М.–Воронеж: МОДЭК, 1998. – 379 с.
    Страхов, Н.H. Сочинения гр. Л. Н. Толстого / Н.H. Страхов // Ли-тературная критика / вступ. ст., сост. Н. Н. Скатова, примеч. Н. Н. Скатова и В. А. Котельникова. – М.: Современник, 1984. – C. 233–323.
    Татьянина, А.Г. Проза молодого Л. Н. Толстого и проблема семей-ного романа: дис. …канд. филол. наук / А.Г. Татьянина. – М., 2001. – 194 с.
    Чернышевский, Н.Г. Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Л. Толстого / Н.Г. Чернышевский // Избранные сочинения. – М.: Худ. литература, 1989. – С. 416–427.
    Чуприна, И.В. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность» / И.В. Чуприна. – Саратов: Изд-во СГУ, 1961. – 191 с.
    Эйхенбаум, Б.М. Молодой Толстой / Б.М. Эйхенбаум // О литературе. – М: Сов. писатель, 1987. – С. 34–138.
    Якобсон, Л.К. Молодой Толстой как критик «руссоизма» / Л.К. Якобсон // Искусство. – 1928. – № 3–4. – С. 219–234.

  • Практикум № 15. Духовная эволюция положительного героя в романе «Война и мир»

    Задание:
    1.Составить письменно развернутый план к вопросу «Основные этапы духовных исканий Пьера БезуховаАндрея БолконскогоНаташи Ростовой» (с указанием глав). Можно выбрать одного героя, но все они должны быть охвачены примерно одинаково.

    План:
    1.Каково духовно-нравственное содержание положительного героя в романе «Война и мир»? Рассмотрите художественные принципы изображения такого характера («диалектика души»).
    2.Проанализируйте основные этапы духовного развития Андрея БолконскогоПьера БезуховаНаташи Ростовой. Что преодолевается героем как ложное на пути постижения смысла жизни?
    3. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе-эпопее «Война и мир».

    Литература:
    Толстой Л.Н. Война и мир (любое издание).
    Бочаров С. «Война и мир» Толстого. М.: Худож. лит., 1978.
    Камянов В. Поэтический мир эпоса: «Война и мир» Толстого. М.: Сов. писатель, 1978.
    Сливицкая О.В. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Проблема человеческого общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

  • Практикум № 16. Проблема мещанства и «пошлости пошлого человека» в рассказах Чехова.

    1. Каков идейно-художественный смысл новеллы «Ионыч»?
    — Образ Старцева;
    — Смысл противопоставления Старцева и семьи Туркиных;
    — Жанровая поэтика новеллы.
    2.Рассмотрите проблему возрождения человеческой личности в повести «Дама с собачкой».
    — Эволюция характера Гурова.
    3.Проанализируйте образы-символы в «Ионыче» и «Даме с собачкой».
    4. Принципы типизации, рассказчик и герой в рассказах «Смерть чиновника, «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Крыжовник» и др.

    Литература:
    Чехов А.П. Ионыч. Дама с собачкой. Рассказы (любое издание).
    Катаев В.В. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М.: Изд-во МГУ, 1979.
    Турков А.М. Чехов и его время. М.: Худож. лит., 1980.
    Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

  • Практикум № 17. Новаторство драматургии А.П. Чехова

    Задание:
    1.Сделать выписки из монографии Б.Зингермана «Театр Чехова и его мировое значение».

    План:
    1.В чем особенности конфликтов в драматургии Чехова? Что означает «децентрализация конфликта» в его пьесах? Как она конкретно воплощается в «Чайке» и «Вишневом саде»?
    2.Как происходит в пьесах перерастание внешнего событийного действия во внутреннее? В чем проявляется напряженность и движение внутреннего сюжета?
    3.Что такое «лирическое подводное течение» или «психологический подтекст»? Каковы конкретные формы и способы проявления (и «обнаружения») его развития в поэтике пьесы?
    4.Проанализируйте:
    — специфику ремарок,
    — построение диалогов и монологов,
    — роль символов и символики,
    — организацию сценического времени и пространства,
    — соотношение драматической поэтики Чехова с европейской новой драмой.

    Литература:
    Чехов А.П. Чайка. Вишневый сад (любое издание).
    Бердников Г.П. Чехов-драматург. М.: Искусство, 1981.
    Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М.: Наука, 1988.
    Паперный З.С. «Чайка» А.П. Чехова. М.: Худож. лит., 1980.
    Иезуитова Л.А. Комедия А.П. Чехова «Чайка» как тип новой драмы // Анализ драматического произведения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С.323 – 346.