03.06.2020
И
05.06.2020
Лабораторная работа No 8
Поэтика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
Задание для минигрупп
Работа проводится по минигруппам (не более 2–3 студентов).
Задание 1
Выявление двусоставного эстетического пафоса пьесы: соединение лирико- патетической тональности с комической.
Работа с текстом первого действия. Студенты должны показать:
— каким образом создается постоянная смена тональности, перехода от патетики к комизму и наоборот;
— как служат этой игре тонов необращенные реплики персонажей, их неадекватное высказывание, сцепление случайных фраз; неожиданные столкновения людей, внезапные перемены в их настроениях, «случайные» комические ситуации, в которые попадают главные герои; значительные заявления комических лиц;
— как это двуединство пафоса проявляется во взаимодействии перекрестных и противоположных оценок, которые персонажи пьесы дают одним и тем же лицам (например, Раневской).
Задание 2
Работа над сюжетом пьесы:
— выявление сюжетной роли Лопахина;
— определить, «выстроить» логику личных взаимоотношений Лопахина с Варей и Раневской;
— мнимость его жениховства и искренние признания в любви другой, готовность на жертвы – реакция на них женщины, которую он любит «больше, чем родную».
Является ли удачей для Лопахина покупка вишневого сада?
Как соотносится темы судьбы Лопахина с темой «вишневого сада»? Исследование взаимосвязи центральных и второстепенных персонажей пьесы.
Определить сходство в ситуации объяснения в любви Лопахина, Епиходова с Дуняшей, Дуняши с Яшей. Кто кого отражает и пародирует?
Задание 3
Исследование соотношения бытового и сущностного планов. Работа с текстом 2-го действия.
Как движется сюжет спасения усадьбы? Как прерываются разговоры о быте высказываниями персонажей об общем строе жизни? Кому принадлежат эти высказывания? Как в этом плане соотносятся главные и второстепенные персонажи? Представлены ли «сущностные» высказывания» лишь в патетическом тоне или игра тонами продолжается?
Задание 4
Столкновение двух культур. Проанализировать диалог Раневской с Трофимовым в 3-м действии (от слов Любви Андреевны «Не дразните ее, Петя…» до слов ее же «Какой чудак этот Петя…»).
Объяснить Петину «правду» и «правду» Раневской, выражение в них позиции разных культурных слоев, разных исторических поколений.
Определить авторскую оценку этих «правд». Сколько «правд» в пьесе «Вишневый сад»?
Список литературы
Полоцкая Э.А. «Вишневый сад» / Э.А. Полоцкая, И.Ю. Твердохлебов // Чехов А. П. Поли. собр. соч.: В 30 т.
Т. 13. М., 1978.
Бердников Г.П. Драматургия Чехова. М., 1971 (то же в кн.: Бердников Г. П. Избр. работы: В 2 т. Т. 2. М., 1986).
Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 319-383.
Паперный А. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Нравственные искания русских писателей. М., 1972