3 курс (очное) История русской литературы (лабораторные) (Павловская И.Г.) (23 записи)

  • История русской литературы (лабораторные) (Павловская И.Г.)

  • Лабораторная работа № 4
    Поэтика романа-памфлета «Бесы»

    Задание для всей группы
    Расшифруйте этическое, религиозно-философское и художественное содержание понятий «бесы» и «бесовщины» в романе. Соотнесите разные истолкования с художественной логикой романа. Объясните эпиграфы. Как они «работают» в тексте?

    Задание для минигрупп
    Работа проводится по минигруппам (не более 2-3 студентов). Каждая группа должна проанализировать художественный образ, отразив следующие аспекты:
    Место персонажа в системе образов произведения.
    Характеристика персонажа как определенного социального типа.
    1. Социальное и материальное положение.
    2. Портрет: особенности внешнего образа.
    3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
    а) выдвигаемые идеи;
    б) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
    в) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
    4. Область чувств:
    а) тип отношения к окружающим;
    б) особенности внутренних переживаний.
    5. Авторское отношение к персонажу.
    6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
    а) с помощью портрета;
    б) в авторской характеристике;
    в) через характеристику других действующих лиц;
    г) с помощью предыстории или биографии;
    д) через цепь поступков;
    е) в речевой характеристике, как раскрывается герой в диалогах;
    ж) через «соседство» с другими персонажами;
    з) через окружающую обстановку.
    Каково философско-психологическое содержание образа?
    Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
    Каково нравственно-философское осмысление судьбы героя в контексте главной художественной идеи романа?

    1 группа: Николай Всеволодович Ставрогин;
    2 группа: Степан Трофимович Верховенский;
    3 группа: Пётр Степанович Верховенский;
    4 группа: Иван Павлович Шатов;
    5 группа: Алексей Кириллов;
    6 группа: Семен Егорович Кармазинов;
    7 группа: Варвара Петровна Ставрогина;
    8 группа: Мария Тимофеевна Лебядкина («Хромоножка»).

    Литература
    1. Достоевский Ф. М. Бесы (с главой «У Тихона»). http://www.rvb.ru/dostoevski/tocvol7.htm
    2. Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 19-31.
    3. Ф. М. Достоевский. Бесы / «Бесы»: Антология русской критики / Cост., послесл., коммент. Л. И. Сараскиной. – М.: Согласие, 1996.
    4. Федор Достоевский. Одоление демонов. – М.: Согласие, 1996.
    5. Альтман М. С. Этюды о романе Достоевского «Бесы» // Прометей: Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». – Том 5. http://bibliotekar.ru/Prometey-5/index.htm
    6. Аммар И. Алексей Кириллов и проблема декаданса // Язык. Словесность. Культура. − № 4. − 2012: http://publishing-vak.ru/file/archive-philology-2012-..
    7. Бердяев Н. А. Духи русской революции // Лит учеба. 1990. № 2 (или любое другое издание).
    8. Бердяев Н. Откровение о человеке в творчестве Достоевского; Ставрогин // Бердяев Н. Типы религиозной мысли в России. – Париж: Ymca-press, 1989.
    9. Бердяев Н. А. Ставрогин // Наше наследие. 1991. № 4. Или в кн.: Властитель дум: Ф. М. Достоевский в русской критике конца XIX – начала XX века. СПб., 1997.
    10. Булгаков С. Н. «Религия человекобожия в русской революции», «Венец терновый» // В сб.: Сергей Булгаков Два града. − СПб., 1997 (2, 3); С. Н. Булгаков Соч. В 2-х тт. − Т. 2. − М., 1993 (1).
    11. Булгаков С. Русская трагедия // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.
    12. Иванов В. И. «Достоевский и роман-трагедия». «Экскурс: основной миф в романе «Бесы»». «Лик и личины России». «К исследованию идеологии Достоевского». «Достоевский. Трагедия-миф-мистика» // Иванов В. И. Собрание сочинений в 4-х томах. − Брюссель, 1987. − Том 4. − С.399-590. См. также сб.: Иванов Вяч. Родное и вселенское. − М.: Республика, 1996.
    Иванов Вяч. Экскурс: основной миф в романе «Бесы» // Иванов В. Собр. соч. – Т. 4. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1987.
    13. Корякин Ю. Ф. Прозрения и ослепления: (О «Бесах») // Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М., 1989.
    14. Лихачев Д. С. Летописное время у Достоевского // Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979. – С. 305 – 318.
    15. Мартынов А. Образ Ставрогина в творчестве Сергея Булгакова и Николая Бердяева (гностические реминисценции) // Мартынов А. Литературно-философские проблемы русской эмиграции (сборник статей). – М.: Посев, 2005. – С. 15 – 26.
    16. Сараскина Л. И. Бесы, роман-предупреждение. М., 1990.
    Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском: Твор-чество Достоевского в русской мысли 1881-1831 годов. М., 1990.

    Дополнительные материалы
    1. Радиоспектакль. http://sheba.spb.ru/radio/dosto_besy.htm
    2. Видео-лекция: ACADEMIA. Достоевский. «Бесы». Читает Людмила Сараскина. http://vk.com/video4170401_167987226

  • ФЛ-РЛБ 32
    25.03.2020

    ФЛ-РЛБ 32 (1)
    27.03.2020

    Лабораторная работа № 5
    Проблематика творчества Л. Н. Толстого

    Работа проводится по минигруппам (не более 3 студентов).
    1. Каждая группа выделяет ряд проблем (не менее 5), поднятых в выбранном ими произведении, и ПИСЬМЕННО формулирует их в виде вопросов (с ответами в объеме от 5 до 15 предложений):
    Каждый студент сдает индивидуально на проверку.

    1 группа: Повести «Детство. Отрочество. Юность».
    2 группа: Повесть «Семейное счастье».
    3 группа: Роман «Анна Каренина».
    4 группа: Повесть «Крейцерова соната».
    5 группа: «Севастопольские рассказы».

    2. Подготовить систему вопросов к анализу эпизода (с ответами), каждой группе перечитать внимательно КАЖДЫЙ ЭПИЗОД, указанный в задании, и быть готовой отвечать по любому из произведений:

    1 группа: «Юность». Глава XXIV. Любовь.
    2 группа: «Семейное счастье». IX. Финальный эпизод.
    3 группа: «Анна Каренина». Часть I. Глава XI. «Обед Левина и Облонского».
    4 группа: «Крейцерова соната». Глава XVII. «Тяготы семейной жизни».
    5 группа: «Севастополь в мае». Эпизод «Смерть Праскухина»

    Литература

    Толстой Л. Н. Отрочество; Семейное счастье; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Дьявол (любое издание).
    Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.
    Кац, Б. Кто первым начал «Крейцерову сонату» Бетховена?: К особенностям нарратива в одноименной повести Льва Толстого // Natales grate numeras? : Сб. ст. к 60-летию Г.А. Левинтона. СПб., 2008. С. 241–251..
    Кац Б.А. О понятии лейтмотива в литературе и музыке (из наблюдений над «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого) // I Эткиндовские чтения. СПб, 2006.
    Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.
    Она же. Молодой Толстой. Тула, 1956.
    Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М.,
    1983.
    Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-х. гг. Саратов, 1974.
    Шкловский В. Лев Толстой. М., 1964.
    Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. Ч. 3.
    Он же. Молодой Толстой // О литературе. М., 1987.

  • ФЛ-РЛБ-32, ЛПЗ 5 от 25.03.
    https://drive.google.com/drive/folders/1p35VpMrN0NEHj0Io9Yn94Qo_K1IHB3P_

  • Прошу обратить внимание, что данная тема рассчитана на ДВА ЛАБОРАТОРНЫХ занятия. Даты определены, задания нужно выполнять по плану: первая часть к ближайшему занятию на учебной неделе 06-10.04.2020, а вторая часть заданий — к 20.04.2020-24.04.2020
    Вторая подгруппа 31 группы выполняет задания с учетом недель ** 13.04.2020-17.04.2020 и 11.05.2020-15.05.2020

    Часть заданий можно выполнить в письменной форме, часть — в формате видео.

    ИРЛ- 32
    08.04.2020
    В 8:00
    + 22.04.2020
    В 8:00

    ИРЛ-31(1)
    10.04.2020
    В 8:00
    + 24.04.2020
    В 8:00

    И
    ФЛ-РЛБ-31(2)
    17.04.2020
    В 8:00
    + 15.05.2020
    В 8:00

    Лабораторная работа № 6 — № 7
    Концепция любви, семьи и брака в творчестве Л. Н. Толстого

    Работа проводится по минигруппам (не более 3 студентов). Каждая группа должна составить систему проблемных вопросов (не менее 5) по одному из произведений в заданном аспекте лабораторной работы.
    Рассмотрите проблемы любви в творчестве писателя:
    • толстовская этика любви, семьи и брака.
    • любовь, семья и брак как испытание личности.
    • причины счастья и несчастья любви, семьи и брака в трактовке Толстого.

    1 группа: Классификация любви Николенькой Иртеньевым в повести «Отрочество».
    2 группа: Повесть «Семейное счастье». Проблема развития супружеской любви, ее неизбежных этапов.
    3 группа: Общественно-нравственное звучание «мысли семейной». Драма Анны — «потерявшей себя, но не виноватой» женщины.
    4 группа: Повесть Л. Толстого «Крейцерова соната»: проблемы брака и повествования.
    5 группа: Противоречия толстовской концепции любви в повести 1880-х гг. «Дьявол».

    Каждая группа задает другой минигруппе по одному подготовленному вопросу (1 группа задает вопрос второй, третьей, четвертой и пятой; 2 группа задает вопрос первой, третьей, четвертой и пятой и т.д.). Оценивается как вопрос, так и ответ по 3-х балльной шкале.

    Литература

    Толстой Л. Н. Отрочество; Семейное счастье; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Дьявол (любое издание).

    Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

    Кац, Б. Кто первым начал «Крейцерову сонату» Бетховена?: К особенностям нарратива в одноименной повести Льва Толстого // Natales grate numeras? : Сб. ст. к 60-летию Г.А. Левинтона. СПб., 2008. С. 241–251..

    Кац Б.А. О понятии лейтмотива в литературе и музыке (из наблюдений над «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого) // I Эткиндовские чтения. СПб, 2006.

    Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.

    Она же. Молодой Толстой. Тула, 1956.

    Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М.,

    1983.

    Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-х. гг. Саратов, 1974.

    Шкловский В. Лев Толстой. М., 1964.

    Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. Ч. 3.

    Он же. Молодой Толстой // О литературе. М., 1987.

  • ЛПЗ 6 от 8.04, группа ФЛ-РЛБ-32

    https://drive.google.com/drive/folders/19zsDKLSw8fDKmR53C2fVwcqbM1Fk1BWY

  • Рисунок профиля () Удаленный пользователь
    4 года назад

    Лабораторное занятие от 27.03.2020 г.
    Группа ФЛ-РЛБ-31
    https://drive.google.com/drive/folders/1HktzYwKQazqpxWoukCE4j5Vzif9fX88n

  • Рисунок профиля () Удаленный пользователь
    4 года назад

    Лабораторное занятие от 20.03.2020 г.
    Группа ФЛ-РЛБ-31
    https://drive.google.com/drive/folders/1JCYl05D9OwpI0rfV14lmKSYzxYoFk1uE

  • Рисунок профиля () Удаленный пользователь
    4 года назад

    Лабораторное занятие от 10.04.2020 г.
    Группа ФЛ-РЛБ-31
    https://drive.google.com/drive/folders/18_znlcSkqAHjCttuFJg0plk-a1q1Ty1G

  • Лабораторное занятие от 22.04.20г
    Группа ФЛ-РЛБ-32

    https://drive.google.com/drive/folders/1-YMnnQJlCwap3-2wNEOikMca_tWUU84k

  • 06.05.2020
    ФЛ-РЛБ-32

    и

    08.05.2020
    ФЛ-РЛБ-31(1)

    Лабораторная работа No 6
    Концепция любви, семьи и брака в творчестве Л. Н. Толстого
    Работа проводится по минигруппам (не более 3 студентов). Каждая группа должна составить систему проблемных вопросов (не менее 5) по одному из произведений в заданном аспекте лабораторной работы.
    Рассмотрите проблемы любви в творчестве писателя:
    • толстовская этика любви, семьи и брака.
    • любовь, семья и брак как испытание личности.
    • причины счастья и несчастья любви, семьи и брака в трактовке Толстого.
    1 группа: Классификация любви Николенькой Иртеньевым в повести «Отрочество».
    2 группа: Повесть «Семейное счастье». Проблема развития супружеской любви, ее неизбежных этапов.
    3 группа: Общественно-нравственное звучание «мысли семейной». Драма Анны — «потерявшей себя, но не виноватой» женщины.
    4 группа: Повесть Л. Толстого «Крейцерова соната»: проблемы брака и повествования.
    5 группа: Противоречия толстовской концепции любви в повести 1880-х гг. «Дьявол».
    Каждая группа задает другой минигруппе по одному подготовленному вопросу (1 группа задает вопрос второй, третьей, четвертой и пятой; 2 группа задает вопрос первой, третьей, четвертой и пятой и т.д.). Оценивается как вопрос, так и ответ по 3-х балльной шкале.
    Литература
    Толстой Л. Н. Отрочество; Семейное счастье; Война и мир; Анна Каренина; Крейцерова соната; Дьявол (любое издание).
    Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М., 1993.

    Кац, Б. Кто первым начал «Крейцерову сонату» Бетховена?: К особенностям нарратива в одноименной повести Льва Толстого // Natales grate numeras? : Сб. ст. к 60-летию Г.А. Левинтона. СПб., 2008. С. 241–251..
    Кац Б.А. О понятии лейтмотива в литературе и музыке (из наблюдений над «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого) // I Эткиндовские чтения. СПб, 2006.
    Купреянова Е. А. «Война и мир» Льва Толстого; «Анна Каренина» Льва Толстого // История русского романа: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964.
    Она же. Молодой Толстой. Тула, 1956.
    Хализев В. Е., Кормилов С. И. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». М.,
    1983.
    Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Толстого в 1860 – 1870-х. гг. Саратов, 1974.
    Шкловский В. Лев Толстой. М., 1964.
    Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой: семидесятые годы. Л., 1960. Ч. 3. Он же. Молодой Толстой // О литературе. М., 1987.

  • 20. 05.2020
    ФЛ-РЛБ-32

    и

    22. 05.2020
    ФЛ-РЛБ-31(1)

    и
    29.05.2020
    ФЛ-РЛБ-31(2)

    Лабораторная работа No 7
    Поэтика рассказов А. П. Чехова «Студент» и «На святках»
    Задание 1
    1. Разделить рассказ «Студент» на значимые (относительно самостоятельные) идейно-художественные фрагменты.
    2. Определить топосы (место действия) этих фрагментов.
    3. Обратить внимание на переходы персонажей из одного топоса в другой. Важно понять смысл этих переходов.
    4. Как соотносятся в рассказе сюжет бытовой и сюжет евангельский. Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять смысл евангельского сюжета и реакцию на рассказ о нем деревенских баб – вдовы Василисы и ее дочери.
    5. Проанализировать психологическое состояние студента Великопольского до встречи с вдовами (посему «ему не хотелось домой»?) и перелом, наметившийся в нем в результате этой встречи.
    6. Соотносятся ли студент Великопольский и евангельский Петр (в отношении к Христу)?
    7. Своеобразие начальной пейзажной зарисовки и ее функция.
    8. Смысл финальной картины и итоговых размышлений студента.
    9. Детали, используемые автором для характеристики персона¬жей: студента, женщин.
    10. Символика рассказа. Значение мотивов костра, огня пути; духовной цепи, связующей тысячелетия.
    Задание 2
    1. Значение двухчастной композиции рассказа «На святках». Как соотносятся две сцены с письмами: процесс написания письма и чтение его?
    Какие здесь выявляются несоответствия и неожиданность? В чем парадоксальность сюжета?
    2. Определите двунаправленность эстетического пафоса рассказа (один пафос проявляется в изображении Егора и Андрея Хрисанфовича, другой – в изображении Василисы и Ефимьи).
    3. Определите характер комического в рассказе. Какие словесные и метафорические приемы использует автор для создания образа бывшего «служаки» Егора и служащего швейцара Андрея Хрисанфыча. Мифологический подтекст этих образов.
    4. Речь крестьянок как средство их характеристики.
    5. Антитеза топосов – реальных и мифологических.

    6. Семантика имен персонажей рассказа. Литература
    Джексон Р. Л. «Человек живет для ушедших и грядущих» // Вопросы литературы. 1991. No 8. С. 125-130.
    Есаулов И. А. Пространственная организация литературного произведения и православная традиция («Студент» и «На святках» А.П. Чехова) // Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 145-158.
    Зайцев Б. К Далекое. М., 1991. С. 278-394.
    Кубасов А. В. Проза А.П. Чехова: искусство синтеза. Екатеринбург, 1998. С. 370-383.
    Линков В. Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.
    Сендерович С. Чехов – с глазу на глаз: История одной одержимости А.П. Чехова. СПб., 1994.
    ТюпаВ. И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.
    Федоров В. В. «Обычное» и «исключительное» в «Студенте» А.П. Чехова // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. С. 182-186.
    Чудаков А. П. Мир Чехова. М., 1986.

  • ФЛ-РЛБ-32, Лабораторная работа от 6.05

    https://drive.google.com/drive/folders/1-YMnnQJlCwap3-2wNEOikMca_tWUU84k

  • ФЛ-РЛБ-32, лабораторное занятие от 20.05

    https://drive.google.com/drive/folders/1xxMfsS5R_dp5Nvn6ShoLOEcviEMIs42l

  • Рисунок профиля () Удаленный пользователь
    3 года, 10 месяцев назад

    Лабораторное занятие от 17.04
    Группа ФЛ-РЛБ-31
    https://drive.google.com/drive/folders/16sjoiXVY9a_Q6xeAlbPORmgNn16wZT1v