3 курс (очное, 6 семестр) Методика обучения литературе (лекции, практ.) (Путило О.О.) (8 записей)

  • 3 курс (очное, 6 семестр) Методика обучения литературе (лекции, практикум) (Путило О.О.)

  • 02.09.2020. Лекция 1. Методика обучения литературе как научная дисциплина. Основные этапы развития методики преподавания литературы.
    03.09.2020. Лекция 2. Стандартизация предмета «Литература» в условиях модернизации образования.
    Лекция 3. Литературное развитие читателя школьника.
    Лекция 4. Учебно-методические комплексы по литературе.
    Лекция 5. Методы и приёмы преподавания литературы в школе.
    Лекция 6. Урок и другие формы занятий по литературе в современной средней школе.
    Лекция 7. Специфика вступительных и заключительных занятий к изучению художественных произведений.
    Лекция 8. Анализ текста как необходимый этап изучения литературного произведения.

    2 сентября в 11.30 пройдет установочная конференция в Zoom.

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/79681268791?pwd=dUREaXVkS1BrMC80S1#success

    Идентификатор конференции: 796 8126 8791
    Код доступа: 9LTGjt

    Все лекции первого семестра доступны в дистанционном виде по ссылке: http://lms.vspu.ru/courses/mol/

  • Студенты выполняют задания из рабочей тетради. Материалы распечатываются, заполняются и сдаются в начале ноября.
    Семинар 1. Задание № 1 (разрешается брать только современные авторские программы, вышедшие не ранее 2015 г.: УМК Коровиной, Курдюмовой, Ланина, Чертова, Москвина, Меркина).
    Семинар 2. Задание № 2 (разрешается сравнивать только современные учебники, вышедшие не ранее 2015 г., из УМК Коровиной, Курдюмовой, Ланина, Чертова, Москвина, Меркина).
    Семинар 3. Задание №№ 3,4
    Семинар 4. Задание №№ 5,6
    Семинар 5. Задание № 7
    Семинар 6. Задание № 8
    Семинар 7. Задание № 9
    Семинар 8. Задание № 10
    Семинар 9. Задание №№ 11,12,13
    Семинар 10. Задание № 14
    Семинар 11. Задание № 15
    Семинар 12. Задание № 16

  • 05 ноября в 8.00

    Тема: МОЛ

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/73803598259?pwd=S3pESlptcDV..

    Идентификатор конференции: 738 0359 8259
    Код доступа: 1u4kkx

  • 6 семестр.
    Семинар № 1. Задание № 17.

  • Семинар № 2. Задание № 18.

  • Семинар № 3. Разработка мультимедийной презентации.
    Тема: Литературный [название города].
    Можно создавать заочную экскурсию по вымышленным городам, но нельзя брать Петербург и Москву. Произведение должно соответствовать требованиям школьной программы. Использование интерактивной карты с гиперссылками обязательно.
    Первый слайд — название и ФИО разработчика, последний слайд — список ВСЕХ использованных источников для текста, картинок и пр. (не надо давать ссылку на поисковик, указывайте прямую ссылку).
    Все презентации собираются в формате *.ppt в одну папку на гугл-диске, подписываются по образцу «Фамилия_название». Ссылка на папку передается мне в ВК или прикрепляется здесь отдельным постом.
    ПС: примеры презентаций есть в группе МОЛ-34, но не все примеры одинаково полезны.

    Мультимедийная презентация, выполненная в программе PowerPoint, давно вошла в перечень основных дидактических средств на современном уроке. Она реализует две основные функции: информативную и наглядную. Слово «мультимедийная» означает, что в такой презентации сочетаются несколько средств передачи информации: текст, графика, видео и аудио. Мультимедийные презентации часто используются на уроках, посвященных жизни и творчеству автора, уроках — заочных экскурсиях, обзорных уроках, но могут применяться и для выведения на экран заданий, вопросов, цитат из художественного или критического произведения; портретов писателей, иллюстрации к произведениям, фотографий и других изображений, оживляющих ход урока. Следует отметить, что формирование ИКТ-компетенции у учащихся происходит только тогда, когда они самостоятельно создают презентацию. Кроме того, презентация может быть разновидностью проектного продукта и часто используются как отчетная форма по завершении проекта.

    Поскольку основное предназначение презентации ‒ донести информацию, излишества в дизайне, усложняющие ее воспритие, недопустимы. Крайне важно, чтобы слайды презентации имели общее стилевое решение, отдельный стиль допускается для заглавного слайда. Фон базовых слайдов не должен быть ярким, выделяющимся, на нем не должно быть заметных деталей или крупной текстуры, он не должен отвлекать внимание учащихся от текста или изображения. Лучший фон – без текстуры, со слабым градиентом или без него, светлых цветов: белый, бежевый, персиковый, светло-серый, светло-синий. Однако могут быть презентации и с темным фоном.

    Фон и текст должны быть контрасты, при этом контрастность в презентации должна быть выше, чем на экране монитора, так как ее обычно показывают в незатемненной комнате, из-за чего изображение «засвечивается». Максимально контрастно традиционное сочетание светлого фона и темного текста (как в бумажных книгах), сочетающихся по гамме: черный текст и белый, светло-серый или серебристый фон, темно-зеленый текст и светло-зеленый фон и т.п. Темный фон и светлый текст используются реже, так как светлый текст более требователен к выбору шрифта и его характеристик.

    В презентации не допускается использование большого количества шрифтов. Поскольку презентацию обычно показывают на экране с помощью проектора, лучше выбирать простой шрифт, без тонких линий и «засечек», например, Arial, хорошо различимый с большого расстояния. Шрифт Times New Roman, популярный в книгопечати, когда читатель держит текст на близком расстоянии в 30 см., мало подходит для цели классической презентации. Аккуратно надо работать и с художественными шрифтами: Comic Sans уместен в комиксах, что следует из его названия, а трудноразличимые завитки рукописных шрифтов не способствуют хорошему усвоению содержания.

    Размер шрифта должен быть примерно одинаков во всех слайдах презентации. Крупный размер используется для заголовков слайдов. Мелкий – для основного текста. При этом кегль может колебаться в пределах 2-4 пунктов. Рекомендуемый размер шрифта для основного текста от 20 до 30 пт. В случае, если объем информации слишком велик, рекомендуется разделить его на несколько слайдов или же сократить. Примечания к изображениям могут быть набраны более мелким кеглем.

    Жирным шрифтом обычно выделают важную информацию. Цитаты и дополнительная информация обозначаются курсивом. Подчеркивать текст нежелательно. Можно использовать два цвета, которые должны быть в одной гамме и при этом оставаться контрастными с фоном: темно-серый и черный, темно-зеленый и зеленый и т.д. Все способы выделения текста должны быть однотипными в рамках одной презентации: нельзя важную информацию обозначать то жирным шрифтом, то курсивом.

    Для изображений следует отбирать файлы не ниже среднего размера, нельзя увеличивать маленькую картинку, иначе будет заметна ее пиксельная структура. Изображение нужно обработать – убрать лишние элементы, отрегулировать яркость и контрастность. При любом изменении размеров изображения важно соблюдать пропорции в отношении ширины и длины. Если фон презентации темный – картинку лучше взять в белую рамку, если светлый – в черную. Рамка ограничивает картинку, отделяет ее от фона, концентрирует внимание на изображении.

    К использованию анимации нужно относиться с особым вниманием. Категорически запрещены gif-анимированные картинки, не имеющие четко обозначенной функции: «горящие свечки» и «перелистывающиеся книжки» на заднем плане своим движением отвлекают внимание учащихся от полезной информации. Однако можно использовать простую анимацию при смена слайдов и объектов. Все слайды должны появляться и исчезать одинаковым способом, при этом нужно избегать сложных форм, связанных с вращением, пикселизацией и выпадением. Смена объектов внутри слайда может быть обоснована спецификой презентации (перемещение героя на карте, появление ответа на вопрос и т.п.), однако иногда анимацию проще заменить несколькими подряд идущими слайдами. Переход между слайдами обычно осуществляется в свободном режиме, позволяющей делать произвольные остановки, вариант с автоматической сменой слайдов используется в редких случаях. Значительно расширяет возможности презентации использование гиперссылок, которые могут быть привязаны к разным объектам: кнопкам, картинке, тексту. Гиперссылки могут вести как на сторонний ресурс (файл или страничку в Интернете), так и на другой слайд этой же презентации.
    Второй способ можно использовать для создания навигационного меню с гиперссылками, что удобно для всех типов презентаций. Такой слайд может быть оформлен как схема или кластер, карта или игровое поле, план усадьбы или дома. Актуально использование гиперссылок для увеличения изображения или размещения дополнительной информации (ответа на вопрос, комментария и т.п.), для создания панорамного обзора изображения, имитирующего 3-d экскурсию. включая моделирование обзора на 360 градусов.

    Презентацию обычно сохраняют в формате *.ppt (PowerPoint 97-2003), другие форматы, включая более современный *.pptx или *.odp, выполненный с помощью OpenOffice, могут не открыться на компьютерах со старым программным обеспечением. Выбрать формат сохранения можно с помощью опции «Сохранить как…».

    Список источников:
    1. Пономарева Ю.С., Ульченко Е.Н. Сервисы web 2.0 как средство создания среды профессионального развития будущих учителей информатики // Научное и практическое обеспечение национальной инициативы «Наша новая школа» в педагогическом образовании. СПб. : Учрежд. РАО ИПО, 2011. С. 216–219.
    2. Ульченко Е.Н. Разработка интерактивных мультимедийных ресурсов при помощи социальных сервисов сети Интернет : материалы науч. исследования. Волгоград : Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2012. URL: http://wiki.vspu.ru/_media/multimedia-internet.pdf
    3. Ээльмаа Ю.В., Федоров С.В. Информационные технологии на уроках литературы. М.: Просвещение, 2012. 176 с.
    4. Путило О.О. Использование современных информационных технологий на уроках литературы // Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2009. С. 5-8.
    5. Сергеев А.Н., Ульченко Е.Н. Использование сервисов Веб 2.0 при разработке интерактивных образовательных ресурсов Интернета // Грани познания. 2013. №5 (25). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1379914235.pdf

    Задания для самостоятельной работы:
    1. Изучить материалы лекции и презентацию https://drive.google.com/file/d/1_G9crbA6N762SCBmt92J9ZOPmIGtUdJH/view?usp=sharing
    2. Прочитать книгу Ээльмаа Ю.В., Федоров С.В. Информационные технологии на уроках литературы. М.: Просвещение, 2012. 176 с.

  • Группа № 1. Руководитель: Криушина Т.
    Лекция 2-1. Взаимосвязь восприятия и изучения литературных произведений с учётом их родовой специфики (2 часа).

    Группа № 2. Руководитель: Чечёткина С.
    Лекция 2-2. Роль обзорных тем в системе основной школы и историко-литературного образования в старших классах (2 часа).

    Группа № 3. Руководитель: Полякова А.
    Лекция 2-3. Изучение биографии писателя и его творческого пути на уроках литературы в средних и старших классах (2 часа).

    Группа № 4. Руководитель: Горюнова А.
    Лекция 2-4. Значение, содержание и методика анализа литературно-критических статей на базовом и профильном уровнях обучения (2 часа).

    Группа № 5. Руководитель: Вахницкая А.
    Лекция 2-5. Вопросы теории литературы в школьном изучении (2 часа).