4 курс (очно-заочное) Методика обучения литературе (лекции, зачет с оценкой) (Путило О.О.) (13 записей)

Теги темы: #ПОО
  • Методика обучения литературе (лекции, зачет с оценкой) (Путило О.О.)

  • 17.03.2020
    Лекция № 1. Литературное развитие читателя школьника (2 часа).

    План лекции:
    1. Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся* в работах психологов и методистов (Л.Г. Жабицкой, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.И. Никифоровой, З.Я. Рез, Л.Н. Рожиной, Н.Я. Мещеряковой и др.). Обогащение духовного мира учащихся в процессе изучения литературы. Современная наука о читательской деятельности.
    2. Чтение как труд и творчество. Изучение и совершенствование читательских интересов и способностей школьников. Восприятие литературы детьми младшего подросткового возраста (5-6 классы). Повышенная эмоциональность восприятия, полярность оценок, желание «исправить» писателя. «Наивный реализм»** как способ восприятия литературы, слияние в сознании читателя искусства и действительности, сочетание эмоциональной целостности и фрагментарной непосредственности читательского восприятия.
    3. Особенности литературного развития в старшем подростковом возрасте. Осознанный эстетический характер отношения к искусству, восприятие книги как художественной ценности. Интерес к чувствам, внутреннему миру героев книг, поиск в художественном тексте мотивов, созвучных подростку. Наполнение художественного теста собственными этическими переживаниями, переакцентировка смысла произведения в сознании читателей, интенсивное развитие читательского воображения в 7-9 классах.
    4. Литературное развитие старшеклассников. 10-11 классы как период осознания школьниками исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение компонентов художественного произведения, концепционность читательского восприятия. Внимание к авторской мысли и способам её выражения. «Раздвоенность» оценки художественного произведения, ослабление эмоционально-образного и усиление интеллектуального аспектов восприятия литературы.
    5. Изменение задач обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка в процессе исследования динамики его литературного развития***. Современные проблемы читательской деятельности детей.

    Литература:
    1. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов – М., 1984
    2. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. – Кишинёв, 1974.
    3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
    4. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 87-95.
    5. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972.
    6. Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. – М., 1977

    Вопросы студенту для самопроверки: каковы особенности литературного развития школьников младшего и старшего подросткового возраста? Каким образом изменяются задачи обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника? Каковы пути изучения и совершенствования читательских интересов и способностей школьников?

    Примечания:
    * См. также уровни сформированности читательской культуры и предметные результаты в Примерной программе ООО на С. 32-37. https://vk.com/doc-148949114_447332635
    ** Про «наивный реализм» и не только можно почитать у Гуковского https://scepsis.net/library/id_2558.html
    *** Например, при организации внеклассного чтения. Вот статья Кузьминых о динамике читательских интересов современных школьников https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-chitatelskih-interesov-sovremennyh-shkolnikov Обратите внимание на статистику в следующей статье https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-predpochteniya-sovremennyh-pyatiklassnikov-analiz-rezultatov-anketirovaniya/viewer Среди наиболее читаемых книг — фантастика: «Гарри Поттер», книги Лукьяненко, Емца, Глуховского

    Лекция № 2. Урок и другие формы занятий по литературе в современной средней школе (2 часа).

    План лекции:
    1. Урок как основная форма организации учебной деятельности учащихся. Требования к современному уроку литературы*. Подготовка учителя к уроку. Критерии оценки урока литературы.
    2. Обдумывание темы, задач, содержания и структуры урока, методики его проведения. Основные этапы урока**. Различные классификации уроков литературы: в зависимости от его места в системе работы по изучению художественного произведения, от вида работы, от содержания предмета. Анализ основных классификаций уроков, их достоинства и недостатки. Классификация уроков литературы В.В. Голубкова: вступительное занятие, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, изучение дополнительного материала, подведение итогов, учёт. Классификация уроков литературы Н.И. Кудряшева:
    I. Уроки изучения художественных произведений:
    1. Уроки художественного восприятия произведения.
    2. Уроки углублённой работы над текстом.
    3. Уроки, обобщающие изучение произведений.
    II. Уроки изучения истории и теории литературы.
    1. Уроки формирования теоретико-литературных понятий.
    2. Уроки изучения литературно-критических статей
    3. Уроки по биографии писателя.
    4. Уроки по историко-литературным материалам.
    5. Уроки обобщения, повторения, опроса.
    III. Уроки развития речи.
    1. Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства.
    2. Уроки обучения сочинениям.
    3. Уроки анализа сочинений.
    3. Зависимость структуры урока от характера преподавания. Значение четырёхчленной структуры урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, домашнее задание – в современной школе. Построение урока литературы в условиях развивающего обучения.

    Литература:
    1. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. – М., 1974.
    2. Ильин Е.Н. Рождение урока. – М., 1986.
    3. Махмутов М.И. Современный урок и педагогические технологии развития мышления. Казань, 2016. http://vmb.selet.biz/wp-content/uploads/public/makhmutov_izbr_tom4.pdf
    4. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008.
    http://padaread.com/?book=49359&pg=2
    5. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 263-277.
    6. Современный урок русского языка и литературы. / Под ред. З.С. Смелковой. – Л., 1990.
    7. Урок литературы: Пособие для учителя / Сост. Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. – М., 1983.

    Вопросы студенту для самопроверки: каковы требования к современному уроку? Какой классификацией уроков вы предпочтёте пользоваться и почему? Возможны ли, на ваш взгляд, другие формы организации учебной деятельности, помимо урока? Каковы критерии оценки урока литературы в условиях внедрения ФГОС?

    Примечания:
    *Не стоит доверять многочисленным интернет-статьям, где заявляется, что на современном уроке по ФГОС ученики обязаны сами формулировать цели урока и т.п. На самом деле, требование одно — урок должен способствовать формированию УУД. Для этого большая часть видов деятельности должна быть направлена на самостоятельную работу учащихся. Меньше репродуктивных форм!
    ** Структура урока, его этапы не бывают шаблонными. Планируя урок, учитель должен помнить об этапах изучения художественного произведения, целях урока, учитывать особенности класса, собственный уровень учительского мастерства и т.д. Содержание надо — смотреть в авторских программах. Этапы урока — формулировать по ведущим видам деятельности (например, слово учителя, доклад учащегося, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворения, ответ на проблемный вопрос, дискуссия и т.п.)

  • 18.03.2020
    Лекция № 3. Методы и приёмы преподавания литературы в школе (4 часа)

    План лекции:
    1. Методы обучения как способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. Метод и приём обучения*.
    2. Дидактическая основа и предметная специфика метода преподавания литературы. Основные системы методов в дидактике: по источникам передачи и характеру восприятия информации (С.И. Перовский); по дидактическим задачам (М.А. Данилов, В.П. Есипов); в зависимости от уровня активности и характера познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер); по сочетанию методов преподавания и методов учения (М.Н. Махмутов); по видам деятельности (Ю.К. Бабанский).
    3. Попытки создания системы специфических методов преподавания литературы. Из истории вопроса (Н.И. Новиков, Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, М.А. Рыбникова). Система В.В. Голубкова (методы лекционный, литературной беседы, самостоятельной работы учащихся); система Н.И. Кудряшева (методы творческого чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный). Система В.А. Никольского (методы эмоционально-образного постижения произведений искусства слова и методы истолкования этих произведений) Система В.Г. Маранцмана (методы чтения, анализа художественного произведения, комментирования произведения с помощью внетекстовых материалов, претворения литературных произведений в других видах искусства, литературного творчества). Классификация методов Г.Н. Ионина (метод художественной интерпретации, метод критико-публицистический, метод литературного поиска).
    4. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы, выбор оптимального сочетания методов и приемов в зависимости от содержания и задач урока, особенностей каждого конкретного класса.
    5. Проблемное обучение как дидактическая система, стимулирующая творческую познавательную деятельность учащихся. Проблемные ситуации и условия их создания. Специфические качества проблемного вопроса, условия его перехода в проблемную ситуацию.

    Литература:
    1. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Уч. пособие к спецкурсу. – Л.: ЛГПИ, 1986
    2. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981.
    3. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. – М.: Просвещение, 1977.
    http://sovschool.com/web/index.php?r=site%2Flesson&id=2&book=217&step=1&page=2
    4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
    https://docplayer.ru/27664387-Osnovnye-voprosy-teorii-m-sm-mahmutov-m-i-teoriya-i-praktika-problemnogo-obucheniya-kazan-1972-on-zhe-problemnoe-obuchenie.html
    5. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 88-102.
    6. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 67-80.

    Классификация методов обучения литературе Н.И. Кудряшева: http://iteach.vspu.ru/05-2018/15908/
    Классификация методов обучения литературе В. Г. Маранцмана: http://iteach.vspu.ru/05-2018/15888/
    Проблемное обучение как педагогический метод (по Маранцману В.Г.): http://iteach.vspu.ru/06-2018/16066/
    Постановка проблемных вопросов на уроках литературы: http://iteach.vspu.ru/05-2018/15932/

    Вопросы студенту для самопроверки: в чём заключается отличие метода от приёма обучения? Какой классификацией методов преподавания литературы вы предпочтёте пользоваться и почему? Какие причины влияют на выбор оптимального сочетания методов и приемов в процессе литературного образования школьников различных классов?

    Примечание:
    * См. схему

  • 14.04.2020
    Лекция № 4. Специфика вступительных и заключительных занятий к изучению художественных произведений (2 часа).

    План лекции:
    1. Психолого-педагогическая обусловленность вводных занятий. Функция вступительных занятий: «создание установки» на чтение, осмысление жизненных впечатлений школьников, связанных с проблемами изучаемых произведений. Общая ориентация учащихся в объёме и характере предстоящей работы («вхождение в текст»).
    2. Влияние родовой и жанровой специфики произведения на выбор формы и определение содержания вступительных занятий. Основные виды вступительных занятий в 5-8 классах: предварительная беседа, слово учителя об истории создания произведения, исторический и биографический комментарий. Использование ТСО в процессе проведения вступительных занятий (демонстрация наглядных пособий, учебных фильмов, слайдов, видеопособий и др.).
    3. Усложнение видов работы в ходе вступительного занятия в 9-11 классах: необходимость создания историко-литературного и историко-культурного фона эпохи, связь литературного произведения с жизнью и творчеством писателя. Методика подготовки и проведения вводной лекции с элементами проблемного изложения материала, фиксирование основных положений лекции учащимися (запись плана, тезисов). Установление внутри- и межпредметных связей в процессе проведения вступительного занятия.
    4. Воссоздание целостной концепции произведения, защита позиций, сложившихся в ходе анализа текста – цель заключительных занятий. Сочетание работы над выводами с развитием умений и навыков учебной деятельности, формированием образных и понятийных обобщений. «Перенос знаний» на новый материал и практическое применение знаний и умений. Формы проведения заключительных занятий.
    5. Сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий в ходе заключительных занятий. Литературные игры как приём изучения и творческой интерпретации произведения. Связь литературных игр с природой искусства, с игровой деятельностью подростков. Разнообразие игровых форм проведения урока: деловые и ролевые игры, урок-литературное путешествие, урок-суд, урок-театр, урок составления киносценария и др.). Презентация авторских методических разработок и сценариев занятий: ролевая игра «Маяковский о месте поэта в рабочем строю», урок-суд по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
    6. Семинары и зачёты как форма проведения заключительных занятий. Презентация авторской разработки итогового семинара по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Система вопросов к семинару на тему «Художественное мастерство Тургенева-романиста»: в чём особенность композиции романа? Случайно ли повторяется временной круг – от весны к зиме? С какой целью Тургенев использует антитезу? Какое место автор отводит пародии, сатире? О чём говорят читателю портрет и пейзаж? Чего в романе больше: диалогов или монологов и почему? В чём смысл эпилога? Какое воплощение нашло на страницах романа утверждение автора о том, что писатель должен быть психологом, но тайным?

    Литература:
    1. Арсеньева Н. Зачёт по теме «Ф.И. Тютчев» // Литература – 1997, № 18.
    2. Ахмадуллина Р.Г. Использование различных форм, методов и средств контроля на уроках литературы. // Русская словесность, 2008. – № 2. С. 19-24.
    3. Казакова Л. Суд над Хлестаковым. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» // Литература – 1996, № 9.
    4. Котина М. «Умники и умницы». Заключительный урок по теме «Отечественная война 1812 года» // Литература. 1997, № 28.
    5. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 119-143, 153-160.
    6. Савина Л.Н., Махалина Е.Ф. Нестандартные уроки литературы и методика их проведения в старших классах. – Волгоград, 1998. – С. 2-10, 25-33, 34-41
    7. Сарнов Б. Занимательное литературоведение или новые похождения знакомых героев. – М., 2003.
    8. Шихшинатова З. «Сбережём наш общий дом». Урок-конференция по произведению А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» и по материалам периодической печати // Литература, 1996, № 11.

    Этапы изучения художественного произведения: http://iteach.vspu.ru/05-2018/15858/
    Специфика вступительных занятий к изучению художественных произведений: http://iteach.vspu.ru/06-2018/16076/

    Вопросы студенту для самопроверки: каковы функции вступительных занятий к изучению литературного произведения в 5-8 и 9-11 классах? Какое влияние оказывают родовая и жанровая специфика художественного текста на выбор формы и определение содержания вступительных занятий? В чём заключается специфика проблемной лекции о биографии писателя как формы вступительного занятия? Каким должно быть сочетание общих, групповых и индивидуальных заданий в ходе заключительных уроков? Какие формы проведения заключительных занятий вызывают у вас особый интерес и почему?

    Лекция № 5. Чтение художественных произведений в школе и ориентировочные занятия (2 часа).

    План лекции:
    1. Чтение, анализ, художественная интерпретация произведения как взаимосвязанные виды учебной деятельности школьников. Организация чтения. Виды чтения. Классное и домашнее чтение.
    2. Методика обучения выразительному чтению. Роль выразительного чтения в освоении эмоционально-образного своеобразия художественного текста и в совершенствовании навыков устной речи. Выразительное чтение как форма проверки уровня понимания текста, как средство подготовки учащихся к заучиванию наизусть. Методика составления речевой партитуры текста.
    3. Работа по усвоению текста художественного произведения. Составление плана текста. Виды планов: простой и сложный, цитатный, идейно-тематический, сюжетно-композиционный и др.
    4. Устный пересказ как средство развития речи. Виды пересказов: краткий и подробный, выборочный пересказ, пересказ-рассуждение, пересказ с заменой лица рассказчика и др. Цели пересказов: обогащение памяти учащихся словами и выражениями из текста; умение выделять в тексте главное, систематизировать и кратко излагать почитанное; уметь извлекать из текста материал, относящийся к определённой сюжетной линии; развитие оценочных суждений школьников; умение определять стиль речи персонажа-рассказчика, навыки изменения речевых форм при пересказе; развитие творческого воображения.
    5. Методика работы над пересказом: формулировка темы, определение цели рассказывания и вида пересказа; составление плана пересказа и подбор материала к пунктам плана, составление связных ответов на вопросы (пункты) плана, Работа над связным пересказом, установление логических переходов от одного пункта плана к другому; пересказ содержания текста по памяти.
    6. Методика проведения устного словесного рисования в средних и старших классах (на примере произведений И.С. Тургенева «Муму» (5 класс) и «Отцы и дети» (10 класс).
    7. Комментированное чтение. Виды комментария (историко-бытовой, религиозно-философский, лингвистический, литературоведческий, эмоционально-оценочный). Использование в практике школьного преподавания комментариев к художественным произведениям Ю.М. Лотмана, П.Г. Пустовойта, М.Т. Пинаева и др.

    Литература:
    1. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986.
    2. Маранцман В.Г. Труд читателя. – М., 1986.
    3. Методика преподавания литературы/ Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана – В 2 ч. – Ч.1. – М.: Просвещение, 1994. – Гл. 4. С. 142-151
    4. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985. – С. 204-235.
    5. Тургенев в школе. Пособие для учителя./ Сост. Т.Ф. Курдюмова – М: Просвещение. 1981
    6. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. – Л., 1963.

    Вопросы студенту для самопроверки: охарактеризуйте различные виды чтения, какова их роль на уроке литературы? Какие виды работы по усвоению текста художественного произведения вы знаете? Приведите примеры устного словесного рисования, чем оно отличается от пересказа текста? Каково место комментированного чтения в практике школьного преподавания? Что вы знаете о методике составления речевой партитуры текста?

  • 15.04.2020
    Лекция № 6. Анализ текста как необходимый этап изучения литературного произведения (4 часа).

    План лекции
    1. Литературоведческая концепция – основа анализа художественного произведения в школе. Задачи школьного анализа: выявление идейного и художественного своеобразия изучаемого произведения; практическое овладение приёмами литературоведческого анализа; развитие логического и художественного мышления школьников, их творческого воображения, самостоятельности суждений; совершенствования навыков устной речи.
    2. Обучающий и воспитывающий характер школьного анализа. Отличие школьного анализа от литературоведческого по целям, объёму, средствам изучения художественных текстов. Педагогическая направленность, избирательность, вариативность, целостность и проблемность школьного анализа.
    3. Соответствие путей, методов и приёмов анализа природе художественного произведения, его родовой и жанровой специфике, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия школьников, педагогическим целям учителя.
    4. Пути анализа литературного произведения в школе как последовательность изучения художественного текста, реализуемая в системе уроков. Анализ «вслед за автором», «пообразный», проблемный и их варианты. Выбор пути анализа в зависимости от уровня литературного развития учащихся.
    5. Обучение школьников сравнительному анализу. Виды сравнения: сравнение произведения с его реальной основой, сопоставление произведений, близких по тематике и проблематике, сопоставление героев, эпизодов, мотивов в рамках одного произведения или в процессе сопоставления творчества различных авторов, сравнение вариантов с каноническим текстом, сравнение литературного текста с другими видами искусства, сравнение оригинального текста и его перевода на другой язык. Роль приёма сравнения в создании проблемных ситуаций.

    Литература:
    1. Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. – М., 1990
    2. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. – М., 1983
    3. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2002.
    4. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики. – М., 1997.
    5. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1972.
    6. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984.
    7. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 143-178.

    Вопросы студенту для самопроверки: каковы задачи школьного анализа? Какие факторы влияют на выбор путей, методов и приёмов анализа? Каким образом следует построить обучение школьников сравнительному анализу?
    Образовательная технология: лекция-визуализация.

  • 22.04.2020
    Лекция № 7. Взаимосвязь восприятия и изучения литературных произведений с учётом их родовой специфики (2 часа).

    План лекции:
    1. «Восприятие искусства» и его осмысление в трудах психологов (А.Н. Леонтьева, О.И. Никифоровой, П.М. Якобсона) и методистов (О.Ю. Богдановой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшева, Н.О. Корста, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана).
    2. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений. Чтение как социальная и методическая проблема. Усиление нравственно-эстетического и эмоционального воздействия уроков литературы на учащихся как важнейшая задача преподавания отечественной словесности. Возрастные и индивидуально-типологические особенности читательского восприятия. Исторические изменения в читательском отношении к литературным произведениям.
    3. Приёмы изучения читательского восприятия: выяснение предварительных впечатлений о прочитанном; сопоставление первичного восприятия с впечатлениями, которые формируются в процессе анализа и на заключительных занятиях методом «срезов»; домашние задания опережающего характера.
    4. Особенности восприятия учащимися произведений в их родовой и жанровой специфике. Специфика первичного (непосредственного) и вторичного (обогащённого анализом) восприятия материала учащимися. Приемы активизации восприятия и их место на уроке литературы: использование устного словесного рисования, беседы, активизирующей восприятие текста, обращение к иллюстративному материалу, использование приёма «домысливания» и др.

    Литература:
    1. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. М.: МГПИ, 1979
    2. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1984.
    3. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. А.М. Докусова. М., 1974.
    4. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализа литературных произведений. – М., 1969.
    5. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – Л., 1977
    6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М, 1975
    7. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 103-134
    8. Молдавская Н.Д. Литературное развитее школьников в процессе обучения. – М., 1976.
    9. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972
    10. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. – М., 1964
    Вопросы студенту для самопроверки: как взаимосвязаны восприятие и анализа художественных произведений? Каковы возрастные и индивидуально-типологические особенности читательского восприятия, как они меняются со временем? Приведите примеры приемов активизации восприятия, определите их место на уроке литературы.

    Лекция № 8. Изучение эпических произведений на уроках литературы в средних и старших классах (2 часа).

    План лекции:
    1. Эпос как повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях. Присутствие образа повествователя и рассказчика в эпическом произведении. Компоненты художественного текста, существенные для эпического рода: тематика, проблематика, сюжет; образы героев; автор как творец художественного мира произведения. Сочетание объективной литературоведческой трактовки и субъективной интерпретации произведения читателем.
    2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции разбора произведения. Роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя в развитии интереса к чтению и анализу художественного произведения.
    3. Формы контроля прочтения большого эпического произведения на уроках литературы (методика проведения тестирования, графические задания, иллюстрирование, использование различных видов пересказов и устного словесного рисования, ведение читательских дневников). Сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы в классе в процессе изучения эпического произведения.
    4. Особенности восприятия и изучения эпических жанров (рассказ, новелла, басня, повесть, роман, роман-эпопея) в средних и старших классах. Система уроков изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе и рассказа А.П. Чехова «Ионыч» в 10 классе.

    Литература:
    1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2002 – С. 81-98
    2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина Х1Х века. – 10 класса. – М., 2003. – С. 318-324
    3. Критарова Ж.Н. Конспекты уроков для учителя литературы. 7 класс. – М., 2001 – С. 62-86
    4. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Комиссарова Е.В. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М., 1997 – С. 108-140
    5. Хализев В.Е. Эпос: повествование и его субъект // Теория литературы — М., С. 335-340.
    6. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 136-158

    Изучение эпических произведений: http://iteach.vspu.ru/06-2019/19337/

    Вопросы студенту для самопроверки: каковы особенности эпоса как рода литературы? Какие формы контроля прочтения большого эпического произведения на уроках литературы вы можете предложить? Охарактеризуйте особенности восприятия и изучения различных эпических жанров (рассказ, новелла, басня, повесть, роман, роман-эпопея) в средних и старших классах.

  • Итоговая оценка складывается из суммы баллов, полученных за выполнение практических заданий в течение семестра и за выполнение зачетных заданий.

    Студенты, претендующие на оценку «удовлетворительно», сдают только тест: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScDu6xV31tbihl2NL85fEK4FklC4dmT3-1P7hz4x7GP2IB7GA/viewform

    Тест доступен в течение суток. Тест можно проходить только один раз. Тест считается пройденным, если студент набирает не менее 31 балла из 50.

    Студенты, сдавшие тест не менее, чем на 40 баллов (при условии достаточного количества баллов, полученных за семестр), могут претендовать на оценки «хорошо» и «отлично». Для этого они должны пройти собеседование по изученным вопросам.

  • Новый семестр!

  • Четверг, 12.11. в 16.40 дистанционная лекция

    Тема: МОЛ
    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/73803598259?pwd=S3pESlptcDVOcnEvS0RGRkpPODFEQT09

    Идентификатор конференции: 738 0359 8259
    Код доступа: 1u4kkx

  • 17.11.2020, вторник
    Лекция 11. Изучение драматических произведений в школе (2 часа).

    План лекции
    1. Особенности драматических произведений, основной и побочный текст драмы. Своеобразие способов выражения авторской позиции в драме: списки действующих лиц, обозначение времени и места действия, описание сценической обстановки в начале актов и эпизодов, авторские ремарки. Ориентация драмы на требования сцены: тяготение пьес к внешне эффектной подаче изображаемого, гиперболической образности, условности речевого самораскрытия героев.
    2. Жанры драматических произведений (трагедия, комедия и др.) Выяснение своеобразия конфликта в драме и способов создания характеров. Трудности выявления авторской позиции при восприятии драмы. Свобода читательской интерпретации.
    3. Приемы, активизирующие деятельность воображения читателя. Работа над мизансценой, ремаркой, сценической историей пьесы. Аналитическое чтение и чтение по ролям на уроках изучения драмы. Комментарий и его роль на уроках изучения драм. Использование наглядности и ТСО на уроках литературы в процессе знакомства со сценической постановкой.
    Литература
    1. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. – Л., 1988.
    2. Докусов А.М., Маранцман В.Г. «Ревизор» Гоголя в школьном изучении. – М., 1967.
    3. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. – М., 1982.
    4. Медведев В.П. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении. – Л., 1971
    5. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 166-176
    6. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 191-203.
    7. Роговер Е.С. Прием мизансценирования драмы и наглядное обучение / Литература в средней школе. – Вып. 5. – Л., 1971
    8. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.
    Вопросы студенту для самопроверки: каковы особенности драмы как рода литературы? В чём заключается своеобразие способов выражения авторской позиции в драме? Назовите приемы, активизирующие деятельность воображения читателя при изучении драмы. Как должна строиться работа над мизансценой, ремаркой, сценической историей пьесы? Какое место на уроке литературы должно занимать аналитическое чтение и чтение по ролям? Как можно использовать ИКТ и ЭСО в процессе анализа драмы?

    Лекция 12. Авторская система уроков изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе (2 часа).
    План лекции:
    1. История создания комедии «Горе от ума». Прототипы главных героев.
    2. Тематическое планирование. «Горе от ума» как просветительская комедия. Личная и общественная драма Чацкого. Способы создания комического эффекта. Проблема ума и её осмысление в пьесе. Особенности жанра и языка комедии «Горе от ума». Авторская позиция и способы её воплощения в драматургическом произведении.
    3. Восприятие комедии на протяжении 19-20 вв. Традиции просветительской драмы и новаторство А.С. Грибоедова. Вариативность изучения комедии в школе.
    Литература:
    1. Кунарёв А.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. – М., 2004.
    2. Петриева Л.И., Пранцова Г.В. А.С. Грибоедов. Изучение в школе. – М., 2001.
    3. Савина Л.Н. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные планы. — Волгоград, 1998. – С. 25-30
    4. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – Л., 1983.
    5. Чернова И.И. Страницы сценической истории комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». // Литература в школе. – 1998, № 2.
    Вопросы студенту для самопроверки: соответствует ли предложенное в ходе лекции тематическое планирование требованиям Примерной программы по литературе? Какие личностные, метапредметные и предметные результаты могут быть достигнуты в процессе анализа комедии А.С. Грибоедова? Какие УУД сформированы? Какие технологии могут найти применение в ходе анализа драмы?

  • 18.19.2020, среда
    Лекция 13. Особенности изучения лирики в школе (2 часа).

    План лекции
    1. Художественная природа лирики, характер её эмоционального воздействия на читателя. Открытость выражения авторского сознания как характерное свойство лирики. Ритмичность, выразительность и многозначность слова в стихе, особая поэтическая интонация.
    2. Общность жизненного и духовного опыта поэта и читателя как условие восприятия лирики. Активизация восприятия лирического произведения учащимися. Выразительное чтение – органическая часть анализа текста. Опыт стилистического эксперимента. Использование межпредметных связей с изобразительным искусством и музыкой в процессе изучения лирики.
    3. Особенности изучения различных лирических и лиро-эпических жанров (ода, элегия, эпиграмма, послание и т.д.) в средних и старших классах. Формирование умений многоуровневого анализа поэтического текста: использование теоретико-литературных понятий и историко-бытового комментария, осмысление образно-композиционной и лексико-семантической специфики поэтики стихотворения. Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» и баллады «Бородино» в 5-6 классах (варианты анализа художественного текста).
    Авторская система изучения творчества О.Э. Мандельштама в 11 классе. Вопросы к анализу стихотворения «Notre Dame»: каким предстаёт перед нами готический собор? Как в его облике сочетаются «крестовый лёгкий свод» и «чудовищные рёбра» твердыни, лёгкость и монументальность? Как следует понимать финальные строчки стихотворения: …И тяжести недоброй // И я когда-нибудь прекрасное создам? Чем вызвана подобная ассоциация архитектуры с поэтическим творчеством?
    Вопросы к сравнительному анализу стихотворений О.Э. Мандельштама Петербургские строфы» (1913) и «Ленинград» (1930): каким запечатлел поэт Петербург-Ленинград? Обратите внимание на художественные детали, создающие образ времени. Как сочетаются прошлое и настоящее, век Пушкина и начало двадцатого столетия? Какую роль Мандельштам отводит образам-символам? Почему стихотворение, написанное в 1930 году, названо «Ленинград», а не «Петербург»? Как происходит возвращение лирического героя данного стихотворения в город, «знакомый до слёз»? Какую роль поэт отводит цветовой и предметной метафорам? Случайно ли фоном обоих стихотворений стал зимний пейзаж? Почти одновременно со стихотворением «Ленинград» (декабрь 1930) в январе 1931 Мандельштам создаст следующее трёхстишие: Помоги, Господи, эту ночь прожить,// Я за жизнь боюсь, за твою рабу…// В Петербурге жить – словно спать в гробу. Чем вызван пессимизм поэта, трепетное ожидание смерти при страстном желании сохранить чудо жизни («Я ещё не хочу умирать»)?
    Литература
    1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах.- М., 1996. – С. 70-73
    2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М., 2002.- С. 104-108
    3. Маранцман В.Г. Лирика природы и эстетическое воспитание учащихся в 5 классе. // Изучение литературы в 5 классе. — СПб., 1997 – С. 4-43.
    4. Маранцман В.Г. Труд читателя. – М., 1986.
    5. Махалина Е.Ф. Интеграция литературы и музыки в процессе изучения лирического стихотворения (на примере поэзии А.А. Фета) // Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре: материалы IV Международной науч. конф., посвящённой памяти А.М. Буланова. – Волгоград, ВГИПК РО, 2008. – С. 232-236.
    6. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. – М., 1985.
    7. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 158-165
    8. Страшнов С.Л. Русская поэзия ХХ века в выпускном классе. – М., 1999.
    9. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. – М., 1968.
    10. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…». – М., 1990.
    Вопросы студенту для самопроверки: каковы особенности лирики как рода литературы? В чём заключается своеобразие способов выражения авторской позиции в лирическом произведении? Назовите приемы, активизирующие деятельность воображения читателя при изучении лирики. Как должна строиться работа над выразительным чтением стихотворения? Как можно использовать межпредметные связи с изобразительным искусством и музыкой в процессе изучения лирики?

    Лекция 14. Роль обзорных тем в системе основной школы и историко-литературного образования в старших классах (2 часа).
    План:
    1. Методологическое и методическое значение основ науки о литературе в системе школьного литературного образования. Историзм в преподавании литературы на разных этапах обучения. Единство историко-литературного и теоретико-литературного подхода к анализу литературных явлений. Историко-литературные сведения и их реализация в процессе изучения монографических и обзорных тем.
    2. Различный характер обзорных тем в средних и старших классах: вводные и обобщающие темы, краткие историко-культурные обзоры, обзорные характеристики литературы определенного периода общественно-исторического развития. Виды обзорных тем: вводный обзор к изучению творчества писателей определённого периода, обзор-микрокурс, обзоры-звенья, итоговый обзор (З.С. Смелкова). Задачи изучения обзорных тем. Структура и методика работы над обзорной темой. Условия, способствующие более прочному усвоению материала в ходе изучения обзорной темы: чёткость постановки образовательных и воспитательных задач, определение центральной проблемы, принципы организации и отбора материала, установление общих закономерностей развития литературы и других видов искусства. Организация самостоятельной деятельности учащихся. Наглядность и ТСО в работе над обзорной темой.
    3. Изучение обзорной темы «Литературные сказки» в 5 классе и темы «Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация» в 11 классе. Методика проведения уроков обзора романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» в 11 классе.
    Литература
    1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. Первое полугодие – М., 2004.- С. 18-24.
    2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. Второе полугодие – М., 2004.- С. 179-197.
    3. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы.- М., 1974
    4. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 232-244.
    5. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 227-234.
    6. Подругина И.А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. – М., 1994.
    Вопросы студенту для самопроверки: каковы задачи изучения обзорных тем в средних и старших классах? Каким образом должна строиться работа над обзорной темой? Как можно использовать межпредметные связи и различные виды наглядности в процессе проведения уроков-обзоров?

  • 19.11.2020, четверг
    Лекция 15. Изучение биографии писателя и его творческого пути на уроках литературы в средних и старших классах (2 часа).

    План лекции
    1. Изучение биографии писателя и его творческого пути на уроках литературы в средних и старших классах. Воспитательный аспект изучения биографии. Методические приёмы знакомства с биографией писателя в средних классах: слово о писателе, работа с портретами, работа с учебником. Методические приёмы знакомства с биографией писателя в старших классах: лекция учителя, киноуроки, заочные экскурсии, работа с учебником и дополнительными источниками (воспоминаниями современников, мемуарными материалами, письмами и т.д.).
    План лекции учителя «Жизнь и деяния И.А. Гончарова» (10 класс):
    o рождение в Симбирске 6 июня 1812 года, поэзия детства;
    o 1822-1831 — учёба в Московском коммерческом училище, а затем в 1931-1834 гг. – на словесном отделении Московского университета;
    o литературный дебют – в 1832 в журнале «Телескоп» напечатан перевод Гончаровым фрагмента из романа Эжена Сю;
    o посещение писателем кружка Майковых в Петербурге;
    o 1852-55 – кругосветное путешествие господина де Лень на фрегате «Паллада»;
    o сотрудничество с журналом «Современник» и ссора с И.С. Тургеневым, третейский суд;
    o «Мариенбадское чудо»: история создания романа «Обломов»;
    o романная трилогия Гончарова (романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»);
    o смерть писателя 15 сентября 1891 года в Петербурге.
    2. Использование учебного кинофильма в процессе изучения биографии писателя.
    3. Заочная экскурсия и методика ее проведения как форма знакомства с жизненным и творческим путём художника слова.
    Литература
    1. Лощиц Ю. Гончаров. Серия ЖЗЛ – М., 1986.
    2. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 181-232.
    3. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 235-248.
    4. Русские писатели ХХ век. Большой учебный справочник. Биографии – М., 2000.
    Вопросы студенту для самопроверки: в чём, на ваш взгляд, заключается воспитательный аспект изучения биографии писателя в школе? Какие факторы влияют на выбор методических приёмов изучения жизненного и творческого пути писателя на уроках литературы в средних и старших классах? Какие нестандартные формы проведения урока могут быть использованы в процессе знакомства с биографией художника слова? Какова роль образовательных экскурсий в процессе изучения литературы в школе?

    Лекция 16. Значение, содержание и методика анализа литературно-критических статей на базовом и профильном уровнях обучения (2 часа).
    План лекции
    1. Значение, содержание и методика изучения литературно-критических статей на уроках литературы. Роль критики в развитии изящной словесности, в общественном самосознании, в освободительном движении. Изучение критической статьи параллельно с работой над литературным произведением, во взаимодействии с теорией литературы. Использование приёма сравнительного анализа в процессе изучения критических статей: Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев о Катерине («Гроза»); Н.А. Добролюбов и А.И. Дружинин об Обломове и др. Методика составления плана, тезисов, конспекта литературно-критической статьи.
    2.Изучение статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» в 10 классе: составление плана, тезисов и конспекта статьи.
    Литература
    1. Войтушенко В.Д., Король Н.И. Изучение литературно-критических материалов в школе. – Киев, 1982.
    2. Дановский А.В. Изучение литературно-критических статей. // Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М., 1990.
    3. Демидова Н.А. Изучение литературно-критических статей // Методика преподавания литературы. — В 2 ч. Ч. 2. – М., 1995.
    4. Костылев О.Л. Критическая статья на уроке литературы. – Л., 1976.
    Вопросы студенту для самопроверки: каково значение изучения литературно-критических статей на уроках литературы? Какую роль играет приём сравнительного анализа в процессе изучения критики? Стоит ли всегда соглашаться с оценкой произведения, данной Белинским, Добролюбовым или другим именитым критиком? Можно ли наряду с классическими образцами использовать на уроке современные критические статьи?

  • 7 семестр.
    Семинар № 1. Задание № 9 (выбрать небольшое эпическое произведение и подготовить вступительное слово к его изучению, вступительное слово предстоит рассказывать).
    Семинар № 2. Задание № 10.
    Семинар № 3. Задания №№ 11-13.
    Семинар № 4. Задание № 14.
    Семинар № 5. Задание № 15.
    Семинар № 6. Задание № 16.
    Семинар № 7. Задание № 17.
    Семинар № 8. Задание № 18.