17.03.2020
Лекция № 1. Литературное развитие читателя школьника (2 часа).
План лекции:
1. Возрастные особенности и этапы литературного развития учащихся* в работах психологов и методистов (Л.Г. Жабицкой, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана, О.И. Никифоровой, З.Я. Рез, Л.Н. Рожиной, Н.Я. Мещеряковой и др.). Обогащение духовного мира учащихся в процессе изучения литературы. Современная наука о читательской деятельности.
2. Чтение как труд и творчество. Изучение и совершенствование читательских интересов и способностей школьников. Восприятие литературы детьми младшего подросткового возраста (5-6 классы). Повышенная эмоциональность восприятия, полярность оценок, желание «исправить» писателя. «Наивный реализм»** как способ восприятия литературы, слияние в сознании читателя искусства и действительности, сочетание эмоциональной целостности и фрагментарной непосредственности читательского восприятия.
3. Особенности литературного развития в старшем подростковом возрасте. Осознанный эстетический характер отношения к искусству, восприятие книги как художественной ценности. Интерес к чувствам, внутреннему миру героев книг, поиск в художественном тексте мотивов, созвучных подростку. Наполнение художественного теста собственными этическими переживаниями, переакцентировка смысла произведения в сознании читателей, интенсивное развитие читательского воображения в 7-9 классах.
4. Литературное развитие старшеклассников. 10-11 классы как период осознания школьниками исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение компонентов художественного произведения, концепционность читательского восприятия. Внимание к авторской мысли и способам её выражения. «Раздвоенность» оценки художественного произведения, ослабление эмоционально-образного и усиление интеллектуального аспектов восприятия литературы.
5. Изменение задач обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка в процессе исследования динамики его литературного развития***. Современные проблемы читательской деятельности детей.
Литература:
1. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов – М., 1984
2. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. – Кишинёв, 1974.
3. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
4. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 87-95.
5. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972.
6. Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками. – М., 1977
Вопросы студенту для самопроверки: каковы особенности литературного развития школьников младшего и старшего подросткового возраста? Каким образом изменяются задачи обучения литературе в каждый возрастной период развития читателя-школьника? Каковы пути изучения и совершенствования читательских интересов и способностей школьников?
Примечания:
* См. также уровни сформированности читательской культуры и предметные результаты в Примерной программе ООО на С. 32-37. https://vk.com/doc-148949114_447332635
** Про «наивный реализм» и не только можно почитать у Гуковского https://scepsis.net/library/id_2558.html
*** Например, при организации внеклассного чтения. Вот статья Кузьминых о динамике читательских интересов современных школьников https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-chitatelskih-interesov-sovremennyh-shkolnikov Обратите внимание на статистику в следующей статье https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-predpochteniya-sovremennyh-pyatiklassnikov-analiz-rezultatov-anketirovaniya/viewer Среди наиболее читаемых книг — фантастика: «Гарри Поттер», книги Лукьяненко, Емца, Глуховского
Лекция № 2. Урок и другие формы занятий по литературе в современной средней школе (2 часа).
План лекции:
1. Урок как основная форма организации учебной деятельности учащихся. Требования к современному уроку литературы*. Подготовка учителя к уроку. Критерии оценки урока литературы.
2. Обдумывание темы, задач, содержания и структуры урока, методики его проведения. Основные этапы урока**. Различные классификации уроков литературы: в зависимости от его места в системе работы по изучению художественного произведения, от вида работы, от содержания предмета. Анализ основных классификаций уроков, их достоинства и недостатки. Классификация уроков литературы В.В. Голубкова: вступительное занятие, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, изучение дополнительного материала, подведение итогов, учёт. Классификация уроков литературы Н.И. Кудряшева:
I. Уроки изучения художественных произведений:
1. Уроки художественного восприятия произведения.
2. Уроки углублённой работы над текстом.
3. Уроки, обобщающие изучение произведений.
II. Уроки изучения истории и теории литературы.
1. Уроки формирования теоретико-литературных понятий.
2. Уроки изучения литературно-критических статей
3. Уроки по биографии писателя.
4. Уроки по историко-литературным материалам.
5. Уроки обобщения, повторения, опроса.
III. Уроки развития речи.
1. Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства.
2. Уроки обучения сочинениям.
3. Уроки анализа сочинений.
3. Зависимость структуры урока от характера преподавания. Значение четырёхчленной структуры урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление, домашнее задание – в современной школе. Построение урока литературы в условиях развивающего обучения.
Литература:
1. Айзерман Л.С. Уроки литературы сегодня. – М., 1974.
2. Ильин Е.Н. Рождение урока. – М., 1986.
3. Махмутов М.И. Современный урок и педагогические технологии развития мышления. Казань, 2016. http://vmb.selet.biz/wp-content/uploads/public/makhmutov_izbr_tom4.pdf
4. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008.
http://padaread.com/?book=49359&pg=2
5. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 263-277.
6. Современный урок русского языка и литературы. / Под ред. З.С. Смелковой. – Л., 1990.
7. Урок литературы: Пособие для учителя / Сост. Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. – М., 1983.
Вопросы студенту для самопроверки: каковы требования к современному уроку? Какой классификацией уроков вы предпочтёте пользоваться и почему? Возможны ли, на ваш взгляд, другие формы организации учебной деятельности, помимо урока? Каковы критерии оценки урока литературы в условиях внедрения ФГОС?
Примечания:
*Не стоит доверять многочисленным интернет-статьям, где заявляется, что на современном уроке по ФГОС ученики обязаны сами формулировать цели урока и т.п. На самом деле, требование одно — урок должен способствовать формированию УУД. Для этого большая часть видов деятельности должна быть направлена на самостоятельную работу учащихся. Меньше репродуктивных форм!
** Структура урока, его этапы не бывают шаблонными. Планируя урок, учитель должен помнить об этапах изучения художественного произведения, целях урока, учитывать особенности класса, собственный уровень учительского мастерства и т.д. Содержание надо — смотреть в авторских программах. Этапы урока — формулировать по ведущим видам деятельности (например, слово учителя, доклад учащегося, аналитическая беседа, выразительное чтение стихотворения, ответ на проблемный вопрос, дискуссия и т.п.)