3 курс (очно-заочное) История русской литературы (лекции и практикум) (Манаенкова Е.Ф.) (7 записей)

  • 3 курс (очно-заочное) История русской литературы (лекции и практикум) (Манаенкова Е.Ф.)

  • 21.10.2020.

    16.40-18.10

    Лекция №1.

    Тема: Жизнь и творчество В.А. Жуковского.

    План лекции

    1. Основные этапы биографического и творческого пути поэта.
    2. Гуманистическо-элегическая и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского. Идейно-стилевое своеобразие программных произведений: «Сельское кладбище», «Вечер», «Теон и Эсхин».
    3. Изображение внутреннего мира человека в поэзии Жуковского.
    4. Гибкость, напевность, музыкальность стиха.
    5. Патриотический пафос «Певца во стане русских воинов».
    6. Религиозно-мистическое начало в творчестве 20-40-х гг. («Невыразимое» и др.).
    7. Жуковский-балладник («Людмила», «Светлана»). Мастерство переводчика.
    8. Место и роль творчества Жуковского в отечественной литературе. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский о Жуковском.

    Литература

    Основная

    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
    3. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    5. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. — Рекомендовано УМО.
    6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970

    Рекомендуемая

    1. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г.; Сочинения Александра Пушкина (ст. 2). – Люб. изд.
    2. Бессараб М. Жуковский. – М., 1983.
    3. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. – М., 1999.
    4. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М., 1980.
    5. Касаткина В.Н. «Здесь сердцу будет приятно…». Поэзия В.А. Жуковского. – М., 1995.
    6. Семенко И. Поэты пушкинской поры. – М., 1970. – С. 58-94.
    7. Он же. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., 1975.
    8. Эткинд Е. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина. – Л., 1975. – С. 55-115.
    9. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции. В.А. Жуковский. – Томск, 1985.

    Вопросы и задания студентам для самоконтроля

    1. Охарактеризуйте основные этапы творчества Жуковского.
    2. На конкретных текстах Жуковского отметьте особенности его поэтического языка.
    3. Составьте тезисный план к работе Манна Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995. (гл.4).
    4. Выполните целостный анализ стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое (отрывок)».

    21.10.2020.

    18.20-19.50

    Лекция № 2.

    Тема: Жизнь и творчество К.Н. Батюшкова.

    План лекции

    1. Своеобразие социальной, политической, эстетической позиции Батюшкова.
    2. Поэтическое кредо Батюшкова как ведущего представителя «легкой поэзии». Связь «изящного эпикуреизма» с идеями просветительского гуманизма.
    2. Кризис мировоззрения поэта (1812-1814 гг.). Усиление противоречий, отразившееся в его творчестве.
    3. Своеобразие элегии Батюшкова, ее тематические разновидности. Лирический герой.
    4. Антологическая лирика (сборники «О греческой антологии», «Подражания древним»).
    5. Батюшков в оценке В.Г. Белинского. Значение творчества поэта в развитии русской поэзии.

    Литература

    Основная

    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. –Рекомендовано МО РФ.
    3. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    5. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970

    Рекомендуемая

    1. Батюшков, его жизнь и сочинения. – М., 2001.
    2. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г.; Сочинения Александра Пушкина (ст. 3)
    3. Григорьян К.Н. Батюшков // Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: Национальные истоки, предшественники, эволюция. – Л., 1990.
    4. Кошелев В. Константин Батюшков. Странствия и страсти. – М., 1987.
    5. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971.

    Вопросы и задания студентам для самоконтроля

    1. В чем тематическое, стилистическое и жанровое своеобразие «легкой поэзии» Батюшкова.
    2. Составьте тезисный план к работе Манна Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995. (гл. 13).
    3. Выполните целостный анализ стихотворений К.Н. Батюшкова «Элизий», «Мой гений», «Пробуждение».

  • 22.10.2020

    16.40-18.10

    Практическое занятие №1.

    Тема: Анализ лироэпического произведения (на материале поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник»).

    Задания

    I. Прочитать поэму А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и указанную по теме литературу.
    II. Составить ответы (общим объёмом 3-4 страницы печатного текста) по предложенному плану:
    1. Жанрово-родовые признаки поэмы.
    2. Сюжетно-композиционная структура пушкинской поэмы. Основные этапы развития сюжета.
    3. Расстановка действующих лиц в поэме. Пленник и Черкешенка как представители 2-х миров. Параллелизм духовной эволюции героев.
    4. Особенности раскрытия характера в поэме. «Внешний» и «внутренний» психологизм в «Кавказском пленнике».
    5. Выражение авторской позиции в поэме. Пушкин и Пленник. Роль вступления и эпилога в пушкинской поэме.
    6. Стилевые особенности произведения.

    Литература

    1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. – М., 1999 (раздел о «Кавказском пленнике»).
    2. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). – М., 1960.
    3. Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. – М., 1983.
    4. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.
    5. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.
    6. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. – Л., 1983.
    7. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1998 (раздел о поэмах Пушкина).
    8. Манаенкова Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.С. Пушкина: учеб. пособие по спецкурсу. – Волгоград, 2006 (гл. 3).
    9. Томашевский Б.В. Работы разных лет. – М., 1990 (гл. «Поэтическое наследие Пушкина / лирика и поэмы /»).
    10. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986.
    11. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С. Пушкина. – М., 1980.
    12. Эткинд Е.Г. Божественный глагол. – М., 1999 (Пушкин и Байрон).

    Форма и сроки отчетности

    Староста собирает выполненные индивидуальные задания, проверяет единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практичекое занятие №. 1) и размещает их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и номеру занятия (ФЛ-РЛБV-31. Практическое занятие № 1). Ссылки на гугл-диск староста группы пересылает мне в срок до 23:59 24 октября 2020.

    22.10. 2020

    18.20-19.50

    Практическое занятие №2.

    Тема: Русское дворянство и приемы его изображения в «Евгении Онегине».

    Задания

    I. Прочитать пушкинский роман в стихах и указанную по теме литературу.
    II. Прочитать работу Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре» (части 1, 2)
    III. Опираясь на работу Ю.М. Лотмана и пушкинский текст, составить ответ на 1 вопрос по выбору (объёмом 1,5-2 страницы печатного текста) по предложенному плану:

    1. Хозяйство и имущественное положение дворян.
    2. Образование и служба.
    3. Сватовство. Брак. Развод. Интересы и занятия дворянской женщины.
    4. День светского человека. Развлечения. Бал.
    5. Русский дендизм.
    6. Дуэль.
    7. Раскройте приемы типизации и поэтические средства, которыми пользуется поэт для обрисовки представителей света и поместных дворян. Охарактеризуйте отношение автора к изображаемому (гл. 1, 2, 5, 7, 8).

    Литература

    1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина Ст. 8 и 9 // Полн. собр. соч. Т. VII. – М., 1955.
    2. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. изд.).
    3. Баевский В. Сквозь магический кристалл. – М., 1981.
    4. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).
    5. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).
    6. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. – М., 1983 (раздел «Очерк дворянского быта онегинской поры»).
    7. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. – М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).
    8. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. – М., 1981.
    9. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986.

    Форма и сроки отчетности

    Староста собирает выполненные индивидуальные задания, проверяет единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практичекое занятие № 2) и размещает их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и номеру занятия (ФЛ-РЛБV-31. Практическое занятие № 2). Ссылки на гугл-диск староста группы пересылает мне в срок до 23:59 25 октября 2020.

  • 27.10.2020

    16.40-18.10

    Лекция № 3
    .
    Тема: Творческий путь А.С. Пушкина (общая характеристика).
    .
    План лекции

    1. История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина. Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении. Основные критерии членения лирического творчества Пушкина (биографический, процесс внутреннего развития, эволюция жанров и т.д.).
    2. Характеристика основных этапов творчества Пушкина.
    Лицейский период – пора ученичества и творческих поисков. Основные мотивы и образы лицейской лирики.
    Пушкин в Петербурге. Лирика, поэма «Руслан и Людмила». Литературные традиции и новаторство.
    Южный период творчества Пушкина, его своеобразие. Общая характеристика пушкинского романтизма. Лирика южного периода. Мировоззренческий кризис Пушкина. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники». Пушкин и Байрон. Поэма «Цыганы» как переходное произведение от романтизма к реализму.
    Пушкин в Михайловском. Общая характеристика творчества. Лирика Пушкина «михайловского» периода. Тематическое многообразие. Движение к историзму. Драма «Борис Годунов».
    Творчество Пушкина в 1826-30 гг. Основные темы, мотивы, образы. Реалистические поэмы («Домик в Коломне», «Полтава»). Проблемы свободы творчества. Завершение романа в стихах «Евгений Онегин».
    Творчество Пушкина 30-х гг. Усиление социально — философских обобщений, объективно-повествовательных тенденций, расширение границ поэтической лексики. Работа в разных жанрах (лирика, поэма «Медный Всадник», сказки, художественная и документальная проза, публицистика).
    3. Мировое значение Пушкина, современное звучание его творчества.

    Литература

    Основная

    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. – Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. –Рекомендовано МО РФ.
    3. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    4. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. – Л., 1982 (гл.8 и 10).
    5. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    6. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    7. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970.

    Рекомендуемая

    1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. – М., 1999.
    2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. – Люб. изд.
    3. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., 1955.
    4. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М., 1974.
    5. Вацуро В., Фомичев С. «Тень, знай свое место!»: Пушкинисты о сегодняшней пушкинистике // Литературная газета. – 1998. – № 22.
    6. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.
    7. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.
    8. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. 2-е изд. – Л., 1983.
    9. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). – Л., 1974;
    10. Он же. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833-1836). – Л., 1982.
    11. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. – Волгоград, 1992.
    12. Непомнящий В. Лирика Пушкина // Литература в школе. – 1994. -–№№ 4-6.
    13. Он же. Пушкин. Русская картина мира. – М., 1999.
    14. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. – М., 1990.
    15. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. – Л., 1986.

    Вопросы и задания студентам для самоконтроля

    1. Дайте оценку своеобразия романтического творчества Пушкина.
    2. Дайте оценку основных принципов реалистического метода в творчестве поэта 1826-1830-го годов.
    3. Составьте тезисный план к работе Манна Ю.В. Динамика русского романтизма. – М., 1995 (гл. 2).
    4. Выполните целостный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Погасло дневное светило». «Воспоминание» (Когда для смертного умолкнет шумный день). «Дорожные жалобы».

    27.10.2020

    18.20-19.50

    Лекция № 4.

    Тема: Поздний Гоголь.

    План лекции

    1. Гоголь в 1842-1852 годы.
    2. 2-й том «Мертвых душ». Его объективно-познавательные, сатирические элементы (характеристика Петуха, Тентетникова, Бетрищева). Слабые стороны 2-го тома. Образы Костанжогло и Муразова, их нежизненность. Поиски автором правильного решения коренных вопросов жизни (образы генерал-губернатора, Уленьки) и характер духовной эволюции Гоголя.
    3. «Выбранные места из переписки с друзьями». Жанр книги, ее структура, краткое содержание. Особое место писем о России. Миссия автора «Выбранных мест». Общественная реакция на книгу. Письмо Белинского к Гоголю (1847г.). Современное прочтение «Выбранных мест».
    4. Место и значение наследия Гоголя в литературном процессе.

    Литература

    Основная

    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В.И. Коровина. – М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
    3. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. – 3-е изд., испр. – М.: ОНИКС, 2006. — 505 с.
    4. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
    5. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.

    Рекомендуемая

    1. Анненкова Е.И. «Мертвые души» и «Выбранные места…». Н.В. Гоголь // Литература в школе. – 1999. – № 2.
    2. Ардов М. Мысли о Гоголе: Человеческая трагедия // Октябрь. – 1994. – № 2.
    3. Барабаш Ю. «Верный путь и тесные врата»: Над страницами «Выбранных мест…» Н.В. Гоголя // Наука и религия. – 1991. – № 6.
    4. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959.
    5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М, 1996;
    6. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. – М., 2004
    7. Романычева Е.С. Мы опять стоим перед этой книгой: Некоторые аспекты изучения «Выбранных мест…» Н.В. Гоголя // Литература в школе. – 1992. – № 1.
    8. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.

    Вопросы и задания студентам для самоконтроля

    1. Составить тезисный план письма Белинского к Гоголю (1847 г.).
    2. Сделать конспект работы Жаравиной Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: Философско-религиозные аспекты литературного развития 30-40-х гг. – Волгоград, 1996 (раздел о Гоголе).

  • 28.10.2020

    16.40-18.10

    Практическое занятие №3.

    Тема:Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.

    Задания

    I. Прочитать указанную по теме литературу.

    II. Сделать анализ лермонтовских стихотворений: Поэт («Когда Рафаэль вдохновенный…») (1828 г.); 1830, Маия 16 число (1830 г.); К*** («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…») (1830 г.); «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832 г.); Смерть Поэта (1837 г.); Поэт (1838 г.); Не верь себе (1839 г.); Журналист, читатель и писатель (1840 г.); Пророк (1841 г.).

    III. Составить ответ (объёмом 1-1,5 страницы печатного текста) на один из вопросов:
    1. Как тема поэта и поэзии решалась Лермонтовым в разные периоды его творчества: раннее творчество (1828-1836), зрелое творчество (1837-1841).
    2. Проследите, как трансформировались отдельные пушкинские образы в творчестве Лермонтова. Проведите сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова.
    3. Что нового привнес Лермонтов в понимание роли поэта и поэзии (проблема «поэт и толпа»)?

    Литература

    1. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова.– Люб. изд.
    2. Гернштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. – М., 1986.
    3. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976.
    4. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981.
    5. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. – М., 1985.
    6. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.
    7. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.
    8. Фохт У.Р. Лермонтов: Логика творчества. – М., 1975.
    9. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М., 1961.

    Форма и сроки отчетности

    Староста собирает выполненные индивидуальные задания, проверяет единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практическое занятие № 3) и размещает их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и номеру занятия (ФЛ-РЛБV-31. Практическое занятие № 3). Ссылки на гугл-диск староста группы пересылает мне в срок до 23:59 30 октября 2020.

    28.10.2020

    18.20-19.50

    Практическое занятие №4.

    Тема: Анализ драматического произведения («Ревизор» Н.В. Гоголя).

    Задания

    I. Прочитать комедию Гоголя «Ревизор» и указанную по теме литературу.

    II. Составить ответы (общим объёмом 2-3 страницы печатного текста) на 2 вопроса предложенного плана по выбору:

    1. Замысел и история создания комедии.
    2. Комедия «Ревизор» и социальная действительность России 1830-х годов. Особенности изображения «сборного города».
    3. Особенности драматического конфликта. Истинный и мнимый конфликт. Ю.В. Манн о «миражной» интриге.
    4. Динамика сюжета. Приемы и средства характеристики основных персонажей.
    5. Образ Городничего и его роль в комедии.
    6. Хлестаков – «главное лицо» (В.Г. Белинский) комедии, его место в системе образов. Социальный смысл «хлестаковщины».
    7. «Немая сцена» и ее значение в основном замысле комедии. Развязка «Ревизора».
    8. Смех как положительное лицо комедии. «Театральный разъезд» — попытка Н.В. Гоголя обобщить оценку «Ревизора» современниками.

    Литература

    1. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. – М., 1976.
    2. Войтоловская Э.Л. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарий. – Л., 1971.
    3. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М., 1969.
    4. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. – Л., 1975.
    5. Золотусский И. Гоголь. – Люб. изд.
    6. Золотарев И. Сплав реального и невероятного: («Ревизор» Гоголя) // Вопросы литературы. – 2008. – №2.
    7. Манн Ю.В. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». – М., 1966.

    Форма и сроки отчетности

    Староста собирает выполненные индивидуальные задания, проверяет единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практическое занятие № 4) и размещает их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и номеру занятия (ФЛ-РЛБV-31. Практическое занятие № 4). Ссылки на гугл-диск староста группы пересылает мне в срок до 23:59 31 октября 2020.

  • 29.10.2020

    16.40-18.10

    Практическое занятие №5.

    Тема: Анализ эпического произведения (повесть Н.В. Гоголя «Шинель»).

    Задания

    I. Прочитайте повесть Н.В. Гоголя «Шинель» и подготовьте ее анализ, выделив родовые (эпические), видовые (относящиеся к жанру повести) и индивидуальные (свойственные Гоголю) элементы повествования. Покажите их сочетание и взаимодействие.
    II. Составьте ответ (объёмом 1-2 страницы печатного текста) на один из вопросов следующего плана:

    1. Сюжетно-событийная основа, объем и принципы отбора жизненного материала, временные рамки произведения.
    2. Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий петербургский чиновник, типичный представитель «униженных и оскорбленных».
    3. Показ внутреннего мира героя через поступки, действия, в сопоставлении с другими персонажами.
    4. Объективные формы выражения авторского отношения к герою произведения; многообразие эмоционально-смысловых оттенков гоголевского слова (ирония, юмор, сатирико-обличительный тон, элементы сочувствия и сострадания).
    5. Значение внефабульных элементов в повести. Лирико-драматическое начало в «Шинели».
    6. Роль фантастического в повествовании.
    7. Нестандартные интерпретации повести (Ч. Лотто).

    Литература

    1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды, О русской повести и повестях г. Гоголя. Взгляд на русскую литературу 1847 г. – Люб. изд.
    2. Гольденберг АХ. Смех и слезы в метапоэтике Гоголя // Категории рационального и эмоционального в художественной словесности: сб. науч. ст. по итогам VII Междунар. науч. конф. «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». Волгоград, 28-30 окт. 2013 г. / отв. ред. и сост. Е.Ф. Манаенкова. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013.- С. 54-61.
    3. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959. – С. 345-374.
    4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988 (раздел о Гоголе).
    5. Лотто Ч. Лествица «Шинели» (предисловие к публикации И. Золотусского) // Вопросы философии. 1993. — №8. – С. 58-83.
    6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя.- М., 1988.
    7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М., 1996.
    8. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л., 1973. – С. 3-9, 259-261.
    9. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX в. – Л., 1971. – С. 204-209.
    10. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. – М., 1977. – С. 133-137.
    11. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. ст. – Л., 1969. – С. 306-326.

    Форма и сроки отчетности

    Староста собирает выполненные индивидуальные задания, проверяет единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практическое занятие № 5) и размещает их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и номеру занятия (ФЛ-РЛБV-31. Практическое занятие № 5). Ссылки на гугл-диск староста группы пересылает мне в срок до 23:59 1 ноября 2020.

  • 13.01.2021
    16.40

    Зачёт

    ФЛ-РЛБV-31

    1. Алексашина Светлана
    Романтизм как литературное направление первой трети Х1Х века.
    Анализ: К.Ф. Рылеев. Гражданин.

    2. Бакеева Анна
    Творческий путь К.Н. Батюшкова.
    Анализ: К.Н. Батюшков. Мой гений.

    3. Вяль Анастасия
    Мотивы и образы поэзии В.А. Жуковского
    Анализ: В.А. Жуковский. Невыразимое (отрывок).

    4. Горина Валерия
    Творческий путь А.С. Пушкина (общая характеристика).
    Анализ: А.С. Пушкин. Отцы пустынники и жены непорочны.

    5. Добриогло Ольга
    Лицейский период жизни и творчества Пушкина. Основные мотивы и образы лицейской лирики.
    Анализ: А.С. Пушкин. Пора, мой друг, пора…

    6. Еремеева Арина
    Пушкин в Петербурге. Лирика, поэма «Руслан и Людмила».
    Анализ: А.С. Пушкин. Брожу ли я вдоль улиц шумных.

    7. Золонцева Дарья
    Южный период творчества Пушкина, его своеобразие. Общая характеристика пушкинского романтизма.
    Анализ: А.С. Пушкин. Элегия («Безумных лет угасшее веселье»).

    8. Игнатюк Екатерина
    Пушкин в Михайловском. Общая характеристика творчества.
    Анализ: А.С. Пушкин. Пророк.

    9. Карпенко Анастасия
    Творчество А.С. Пушкина в 1826-30-й годы. Основные темы, мотивы, образы.
    Анализ: А.С. Пушкин. Воспоминание («Когда для смертного умолкнет шумный день»).

    10. Корнеева Алёна
    Богатство и разнообразие картин русской жизни в романе Пушкина «Евгений Онегин».
    Анализ: И.А. Крылов. Лисица и Осел.

    11. Костенко Дарья
    Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (общая характеристика). Своеобразие пушкинского реализма.
    Анализ: А.С. Пушкин. Из Пиндемонти («Не дорого ценю я громкие права»).

    12. Мамедова Жала
    Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Тематическое и жанровое своеобразие.
    Анализ: М.Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива.

    13. Мелихова Дарья
    Эволюция лирики М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы.
    Анализ: М.Ю. Лермонтов. Ангел.

    14. Назмеева Ульяна
    Роман Лермонтова «Герой нашего времени». Проблематика, философское звучание. Особенности композиции.
    Анализ: М.Ю. Лермонтов. Дума.

    15. Никанюк Дарья
    Творческий путь Н.В. Гоголя.
    Анализ: И.А. Крылов. Кукушка и Орел.

    16. Палаткина Виктория
    Анализ повести Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека». Традиции «Шинели» в русской литературе.
    Анализ: М.Ю. Лермонтов. Выхожу один я на дорогу.

    17. Пескова Яна
    Комедия «Ревизор». Основные образы комедии.
    Анализ: М.Ю. Лермонтов. И скучно и грустно.

    18. Петрова Полина
    Смех как положительное лицо в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
    Анализ: А.С. Пушкин. Элегия («Безумных лет угасшее веселье»).

    19. Рыбушкина Валерия
    «Мертвые души»: проблематика и поэтика.
    Анализ: М.Ю. Лермонтов. Завещание («Наедине с тобою, брат…»).

    20. Шумкова Елисавета
    Книга Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Ее судьба в истории русской мысли.
    Анализ: М.Ю. Лермонтов. Пророк.