2 курс (очное) Принципы анализа художественного текста (лабораторные) (Жаравина Л.В.) (8 записей)

  • Принципы анализа художественного текста (лабораторные) (Жаравина Л.В.)

    ВНИМАНИЕ!!

    К каждой лабораторной работе старосте собрать выполненные задания всей группы, сделать единообразные названия файлов заданий (ФИО, № лабораторной), разместить их в папке в любой открытой и бесплатной системе хранения электронных документов и прислать ссылку на адрес: zharavinal@mail.ru в срок до 23:59 в день проведения лабораторной согласно расписанию.

    Все вопросы можно задавать Ларисе Владимировне также по почте.

  • 27.03.2020
    Лабораторная работа № 4. Роль художественной детали в процессе анализа литературного текста.

    План:
    1. Деталь в художественном произведении в свете теории отражения.
    2. Анализ как это «искусство обнаружения деталей».
    3. Степень адекватности или неадекватности детализированного описания национальной истории и быта.
    4. Отражение этнографических деталей в произведении. Роль этнопоэтизмов.
    5. Опасности вульгарно-социологического анализа.

    Методические замечания.
    Художественная деталь – тонкий инструмент, действие которого тем эффективнее, чем талантливее автор. Использованная в тексте деталь позволяет открыть глубину характера героя, говоря «малым о многом». Общепризнанными мастерами в использовании детали считаются Н.В. Гоголь и А.П. Чехов. Можно сопоставить юмористический рассказ «Смерть чиновника» и повесть «Шинель», где образы главных героев даются с учетом «мелочей», имеющих судьбоносное значение. В рассказе «Дама с собачкой» в качестве художественной детали выступает лорнетка. Она символизирует тот душный мир, откуда она пытается бежать. Перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки «бегства». Позже, когда в театре города С., Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках, он понял, что «бегство» не удалось.
    Беликов, герой рассказа «Человек в футляре», стремится окружить себя «оболочкой», «футляром». Поэтому даже вещи свои он упаковывал в многочисленные чехлы и футлярчики. Вот как описана его смерть: «Теперь,  когда он лежал  в гробу, выражение у него было  кроткое, приятное,  даже  веселое, точно  он был рад, что, наконец,  его  положили  в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!»
    В «Мертвых душах» Гоголя глава и отец города губернатор занят не делами, а невинной пустой вышивкой. Вся заслуга губернатора города N состоит в том, что он посадил «роскошный» сад из трех жалких деревьев. После «удачной» сделки Плюшкин решается на неслыханную щедрость. «Я ему подарю, подумал он про себя, – карманные часы: они ведь хорошие, серебряные часы,  а  не  то  чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек еще молодой, так  ему  нужны  карманные  част,  чтобы понравиться  своей  невесте!  Или  нет, – прибавил  он  после   некоторого размышления, – лучше я оставлю их ему после моей смерти, в  духовной,  чтобы вспоминал обо мне» и т.д.

    Подумайте: с какой целью Д.И. Фонвизин обращает внимание на следующую деталь: Простакова садится вязать для сына кошелек? А мать Гринева «дрожащей рукой» протягивает ему паспорт?

  • Лабораторная работа № 5. Принцип эстетического моделирования действительности в аспекте художественного хронотопа.

    План:
    1. Понятие художественного хронотопа, его связь с теорией отражения и принципом историзма.
    2. Основные формы времени в литературном произведении (природное, бытовое и сюжетное).
    3. Сакральные локусы в древнерусских текстах.

    Методические рекомендации. Хронотоп и художественный образ являются ключевыми понятиями литературоведения. Хронотоп может выступать в литературном произведении в качестве основного сюжетообразующего компонента, как и структурным элементом художественного образа. Общее определение звучит так: хронотоп – это совокупность пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного художественного смысла.
    Основные виды хронотопов в диахроническом аспекте были выделены М. М. Бахтиным: фольклорный, авантюрный, авантюрно-бытовой, автобиографический, средневековый, раблезианский, идиллический. Особой значимостью был наделен хронотоп в древнерусской литературе и произведениях на религиозную тему. Его основное свойство – сакральность. Сакра́льное (от англ. sacral и лат. sacrum – священное, посвященное богам) – в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому и т.п.
    Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром. Сакральное время не подчиняется установленным физическим законам, предполагает особое исчисление, определяет порядок ритуалов. Сакральное пространство — среда общения человека с высшим миром, Божественным и потусторонним.

  • Лабораторная работа № 6. Принципы анализа эпического текста в аспекте жанрового канона.

    План:
    1. Эпос и эпические жанры как формально-содержательные категории.
    2. Понятие художественный канон. «Жанровое ожидание».
    3. Эпические субъекты. Рассказчик, повествователь, герой. Понятие «точки зрения».

    Методические рекомендации.
    При выполнении работы важно учитывать, что авторское определение жанра, вынесенное в заглавие или подзаголовок, не всегда соответствует привычным читательским ожиданиям (например, поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», повесть В. Быкова «Альпийская баллада»). Однако, являясь сильной позицией текста, такое определение помогает понять основной авторский замысел. Иногда название жанра в заглавии связано с сюжетом произведения («Баллада», «Легенда» И. Бунина), иногда – указание на субъекта речи и основную точку зрения («Друг человека. Из дневника писателя» М. Пришвина), иногда содержит в себе противоречие (сказка-быль «Корабельная чаща», «Кладовая солнца» М. Пришвина). Разгадать эстетическую загадку, которую задает автор читателю жанровым определением – задача студента при подготовке к занятию.
    Анализируя авторское определение жанра, необходимо понимать, что часто провести границу между родственными жанрами очень трудно, и в большинстве случаев для предложенных произведений характерен жанровый синкретизм. Студентам необходимо охарактеризовать повествователя (рассказчика) в произведении, специфику его речи, обосновать эстетическую необходимость подобной речи повествователя (рассказчика), определить авторское отношение к повествователю (рассказчику).

  • Тексты ко всем занятиям (по выбору):
    Быков В. Альпийская баллада (фрагмент)
    Белов В. И. Рыбацкая байка (Современный вариант сказки)
    Белов В. И. Утром в субботу (Из записной книжки)
    Гоголь Н. В. Шинель (Повесть)
    Горький М. Извозчик (Святочный рассказ)
    Достоевский Ф. М. Белые ночи (Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя). Фрагмент
    Достоевский Ф. М. Кроткая (Фантастический рассказ)
    Короленко В. Г. Мгновение (Очерк)
    Крупин В. Н. Змея и чаша (Рассказ-притча)
    Куприн А. И. «Гранатовый браслет» (повесть).
    Солженицын А. И. «Матренин двор» (рассказ).
    Тургенев И. С. Цикл стихотворений в прозе «Senilia».
    Чехов А. П. Ранние рассказы (по выбору), «Архиерей».

    Литература к лабораторным занятиям №№ 4,5,6.

    Основная литература
    Анализ текста. Лучший бесплатный софт. Bestfree.ru. http://www.bestfree.ru/soft/obraz/textappraiser.php
    Кондаков Б.В., Абрамова В.С. Автор и читатель в пространстве художественного текста // Филологические заметки. 2009 Т. 1. http://philologicalstudies.org/dokumenti/2009/vol1/2/11.pdf
    Тюпа В.И. Анализ художественного текста. Учебное пособие для вузов по направлению подготовки «Филология». М., 2009.

    Дополнительная литература
    Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста: основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для филологических специальностей вузов. М. 2004.
    Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
    Введение в литературоведение / под ред Л.В. Чернец. М., 2004.
    Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
    Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2010.
    Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2007.
    Тамарченко Н.Д., Бройтман С.Н., В.И. Тюпа. Теория литературы: В 2 т. М. 2007.
    Шанский Н.М., Махмудов Ш.А. Филологический анализ. СПб., 1999.
    Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.
    Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001.

    Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
    Электронная гуманитарная библиотека // http://www.gumfak.ru/
    Электронные словари. — URL: http://www.grammar.ru; http://www.slovar.lib.ru; http://www.nature.web.ru/litera
    Русский филологический портал. – URL: http:// http://www.philology.ru
    Литературоведение. — URL: http://www.filologia.su/literaturovedenie

    Вопросы для самопроверки
    1. Как вы понимаете утверждение, что художественный образ – это способ и форма освоения жизни?
    2. Как представлены в художественном образе «объективно-познавательное» и «субъективно-творческое» начала?
    3. Каково ваше понимание определения «художественное произведение как образ»?
    4. Как вы думаете, в чем сложность проблемы «адекватности художественного образа действительности»?
    5. Как соотносятся профессиональное и любительское чтение?
    6. Вредит ли анализ целостному восприятию текста?
    7. Всегда ли авторский замысел произведения совпадает с читательским восприятием?
    8. Какие функции художественного текста главные для вас: эстетическая, дидактическая, познавательная, развлекательная?
    9. В чем заключается целостное рассмотрение литературного произведения?
    10. Почему жанр является формально-содержательной категорией?
    11. Каковы жанрово-родовые особенности эпоса?
    12. Какие жанровые параметры лирических произведений являются определяющими?
    13. Драма и сцена. Как их соотнесенность влияет на методику анализа?
    14. В чем проявляется условность хронотопа в аспекте целостного анализа эпического, лирического и драматического произведений?
    15. Встречается ли в произведениях современных авторов сакральный хронотоп?

  • Даты проведения лабораторных работ.
    Лабораторная работа № 4 — 10 апреля.
    Лабораторная работа № 6 — 24 апреля

  • 8 мая 2020
    Лабораторная работа № 7. Сравнительно-сопоставительный анализ эпического и драматического произведения.

    Задание и методические рекомендации: сравнительно-сопоставительный анализ в аспекте жанрологии предполагает проекцию канонов эпоса и драмы на конкретные произведения с целью обозначения их специфики.
    Бакалаврам предлагается:
    1. Сформулировать основные жанрообразующие параметры эпического и драматического произведений в их самодостаточности, т.е. независимо друг от друга. Руководствоваться планом.
    2. Поставить лабораторный эксперимент: фрагмент комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова (по выбору) представить в формате эпического текста.
    3. «Драматизировать» текст рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», оформив его по законам комедии.

    План:
    1. Понятие жанрового канона (основные теоретические положения).
    2. АНАЛИЗ ЭПОСА:
    а) эпичность в раскрытии характера литературного героя и художественный психологизм (формы проявления);
    б) объективированные формы выражения авторского отношения к герою произведения;
    в) речевая организация текста: роль описаний и художественной детализации.
    3. АНАЛИЗ ДРАМЫ:
    а) Роль конфликта и интриги в расстановке действующих лиц. Принцип поляризации персонажей;
    б) особенности раскрытия характера в драме: принцип самовыявления через систему поступков, диалогическую и монологическую речь, словесные «жесты», реплики, самохарактеристику персонажа;
    в) опосредованное выражение авторского отношения к героям драматического произведения;
    г) пьеса и сцена; анализ драмы с учетом ее предназначенности для постановки на сцене.

    Материал для размышлений: объясните парадоксальную ситуацию, сложившуюся в русской критике по отношению к образу Чацкого. Можно ли примирить разные точки зрения?

    Споры о комедии шли в двух направлениях: о соответствии произведения А.С. Грибоедова жанру комедии и трактовке ее основных образов, прежде всего образа Чацкого.

    П.А.Вяземский был негативен в своих высказываниях о Чацком и его взаимоотношениях с обществом, называл Чацкого Дон Кихотом, расточающим свои удары на воздух и не имеющим достойного противника, тем же Репетиловым.

    О.М.Сомов считал, что Чацкий, безусловно, и сам понимает, что расточает слова впустую, но, по причине своего пылкого характера, сдержаться не в силах, и слова против его воли вырываются наружу.

    Общеизвестно мнение А.С. Пушкина, высказанное в письме к А.А.Бестужеву, в котором он, отказывает Чацкому в уме, потому что тот распыляется перед обществом людей, не понимающих его: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому под.».

    В.Г.Белинский в статье «Горе от ума», комедия в 4-х действиях. Сочинение А.С. Грибоедова» (1839) году, резко осуждает поступки героя, определяя его поведение как недопустимое для светского воспитанного человека. Т.е. объективно присоединился к прозвучавшей критике. Однако Белинский признает необходимость образа Чацкого как выразителя мыслей и чувств автора: «Оттого-то и сам Чацкий какой-то образ без лица, призрак, фантом, что-то небывалое и неестественное … Его остроумие вытекает из благородного и энергического негодования против того, что он, справедливо или ошибочно, почитает дурным и унижающим человеческое достоинство, – и потому его остроумие так колко, сильно и выражается не в каламбурах, а в сарказмах».

    Н.В.Гоголь не видит в Чацком деятельного лица: «Даже то лицо, которое взято, по-видимому, в образец, то есть, сам Чацкий, показывает только стремленье чем-то сделаться, выражает только негодованье противу того, что презренно и мерзко в обществе, но не дает в себе образца обществу». А.А.Григорьев считает Чацкого человеком, ненавидящем ложь, тупоумие, зло, а потому и смело обличающим эти недостатки в других. Чацкий – лицо историческое, «он – порождение первой четверти русского XIX столетия, прямой наследник Новиковых и Радищевых».

    Попытки подвести итоги этим спорам были осуществлены в критическом этюде И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Критик утверждает, что главный герой комедии «Горе от ума» положительно умен, и, именно благодаря его образу, комедия остается комедией, а не превращается в картину нравов. Гончаров видит в Чацком деятельного человека, который серьезно готовился к будущей деятельности: учился, читал, ездил за границу, но который не смог служить в обществе, где принято «прислуживать». Все поступки героя так или иначе связаны с его чувствами к Софье, на борьбу с ложью в поступках Софьи уходят все силы Чацкого, и именно это явилось поводом к тому «мильону терзаний», который выпал на его долю.

    Кто по-вашему прав более других? Чем вы объясните негативные характеристики персонажа? Как действует в данном случае «связка»: пьеса / сцена?

    Вопросы для самопроверки:
    1. Как представлены в эпическом художественном образе объективно-познавательное и субъективно-творческое начала?
    2. Всегда ли авторский замысел эпического произведения совпадает с читательским восприятием?
    3. Каковы жанрово-родовые особенности драмы?
    4. Какие жанровые параметры драматических произведений являются определяющими?
    5. Драма и сцена. Как их соотнесенность влияет на методику анализа?
    6. В чем проявляется различие хронотопа в эпическом и драматическом произведениях?

    Литература к занятию:
    Основная литература
    Анализ текста. Лучший бесплатный софт. Bestfree.ru. URL: http://www.bestfree.ru/soft/obraz/textappraiser.php
    Кондаков Б.В., Абрамова В.С. Автор и читатель в пространстве художественного текста // Филологические заметки. 2009 Т. 1. URL: http://philologicalstudies.Org/dokumenti/2009/voll/2/ll.pdf
    Тюпа В.И. Анализ художественного текста. Учебное пособие для вузов по направлению подготовки «Филология». М., 2009.

    Дополнительная литература
    Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста: основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для филологических специальностей вузов. М. 2004.
    Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2010.
    Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2007.
    Тамарченко Н.Д., Бройтман С.Н., В.И. Тюпа. Теория литературы: В 2 т. М. 2007.
    Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М., 1978.
    Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н..Пушкин и его современники. М., 1968. С. 347-379.
    Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

    Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
    Электронная гуманитарная библиотека // http://www.gumfak.ru/
    Русский филологический портал. – URL: http:// http://www.philology.ru
    Литературоведение. — URL: http://www.filologia.su/literaturovedenie

  • 22 мая 2020
    Лабораторная работа № 8. Принципы анализа художественного текста в аспекте проблемы художественного метода.

    Задание и методические рекомендации: сравнительно-сопоставительный анализ текста в аспекте художественных методов (направлений) романтизма и реализма.
    Бакалаврам предлагается:
    1. Раскрыть (исходя из плана) основные принципы подхода автора к романтическому герою.
    2. Сформулировать принципы художественной характерологии в реалистическом произведении.
    2. Поставить лабораторный эксперимент: фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Вадим», дающий романтическую портретную характеристику главного героя, представить в реалистическом ключе.

    План:
    1. Понятие художественного метода как совокупности эстетических принципов.
    2. Историко-типологические черты романтизма: субъективизм, антагонизм идеала и действительность, исключительность персонажа, его оппозиционность к обществу, романтический максимализм («все или ничего»). Автор и герой, их соотношение.
    3. Сущность реалистического метода: историзм, типизация характера, проблема типических обстоятельств, авторская свобода в выборе средств художественной выразительности.

    Материал для лабораторного эксперимента.

    Фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Вадим».
    Портретное описание главного героя:

    «День угасал; лиловые облака, протягиваясь по западу, едва пропускали красные лучи, которые отражались на черепицах башен и ярких главах монастыря. Звонили к вечерни; монахи и служки ходили взад и вперед по каменным плитам, ведущим от кельи архимандрита в храм служба еще не началась.
    У ворот монастырских была другая картина. Несколько нищих и увечных ожидали милости богомольцев; они спорили, бранились, делили медные деньги, которые звенели в больших посконных мешках; это были люди, отвергнутые природой и обществом…Их одежды были изображения их душ: черные, изорванные
    В толпе нищих был один — он не вмешивался в разговор их и неподвижно смотрел на расписанные святые врата; он был горбат и кривоног; но члены его казались крепкими и привыкшими к трудам этого позорного состояния; лицо его было длинно, смугло; прямой нос, курчавые волосы; широкий лоб его был желт как лоб ученого, мрачен как облако, покрывающее солнце в день бури; синяя жила пересекала его неправильные морщины; губы, тонкие, бледные, были растягиваемы и сжимаемы каким-то судорожным движением, и в глазах блистала целая будущность; его товарищи не знали, кто он таков; но сила души обнаруживается везде: они боялись его голоса и взгляда; они уважали в нем какой-то величайший порок, а не безграничное несчастие, демона — но не человека: — он был безобразен, отвратителен, но не это пугало их; в его глазах было столько огня и ума, столько неземного, что они, не смея верить их выражению, уважали в незнакомце чудесного обманщика. Ему казалось не больше 28 лет; на лице его постоянно отражалась насмешка, горькая, бесконечная; волшебный круг, заключавший вселенную; его душа еще не жила по-настоящему, но собирала все свои силы, чтобы переполнить жизнь и прежде времени вырваться в вечность; — нищий стоял сложа руки и рассматривал дьявола, изображенного поблекшими красками на св. вратах, и внутренно сожалел об нем; он думал: если б я был чёрт, то не мучил бы людей, а презирал бы их; стоят ли они, чтоб их соблазнял изгнанник рая, соперник бога!.. другое дело человек; чтоб кончить презрением, он должен начать с ненависти!
    И глаза его блистали под беспокойными бровями, и худые щеки покрывались красными пятнами: всё было согласно в чертах нищего: одна страсть владела его сердцем или лучше он владел одною только страстью, — но зато совершенно!»

    Вопросы для обсуждения:
    1. Как выражены исключительность персонажа, его оппозиционность?
    2. Существует ли для романтического героя понятие судьбы, рока, и как он воспринимает свое положение?
    3. Как соотносятся субъективное и объективное начала в портретной характеристике романтического героя?
    4. В чем выражается принцип контраста в описании: приведите 5-6 примеров.
    5. Какие функции выполняет оксюморон? Есть ли он в данном фрагменте?
    6. Можно ли заранее, исходя из лермонтовского описания, представить действия персонажа?
    7. Какое место (гипотетически) в его жизни должны занимать любовь и мстительность? Что выступает на первый план.
    8. Что подчеркнул бы писатель-реалист? От каких средств художественной выразительности он бы отказался?

    Литература:
    Основная литература
    Анализ текста. Лучший бесплатный софт. Bestfree.ru URL: http://www.bestfree.ru/soft/obraz/textappraiser.php
    Кондаков Б.В., Абрамова В.С. Автор и читатель в пространстве
    художественного текста // Филологические заметки. 2009 Т. 1. URL: http://philologicalstudies.Org/dokumenti/2009/voll/2/lI.pdf
    Тюпа В.И. Анализ художественного текста. Учебное пособие для вузов по направлению подготовки «Филология». М., 2009.

    Дополнительная литература
    Введение в литературоведение / под ред Л.В. Чернец. М., 2004. Есть в PDF
    Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2010.
    Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2007.
    Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма (любое издание).
    Тамарченко Н.Д., Бройтман С.Н., В.И. Тюпа. Теория литературы: В 2 т. М. 2007.
    Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

    Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
    Электронная гуманитарная библиотека // http://www.gumfak.ru/
    Электронные словари. — URL: http://www.grammar.ru; http://www.slovar.lib.ru; http://www.nature.web.ru/litera
    Русский филологический портал. – URL: http:// http://www.philology.ru
    Литературоведение. — URL: http://www.filologia.su/literaturovedenie