08.05.2020г. , 22.05.2020г. Лабораторное занятие №4-5.
Тема: «Образ ребенка и тема детства в произведениях о Великой Отечественной войне в русской литературе второй половины ХХ вв.Творчество А.И. Приставкина»
План для обсуждения:
1. Традиционное представление о теме детства в литературе военного времени. Эволюция жанровых форм и стиля. Нравственная проблематика детской литературы военного времени. Эволюция жанровых форм и стиля. Основные литературные жанры периода: рассказ (бытовой, лирический, психологический, философский), повесть, роман, их своеобразие. Публицистика, представленная статьями и очерками А. Гайдара («Родные дети», «Мост», «Переправа»), С. Маршака («Родные дети»), К. Чуковского («Война и дети»), А. Барто и др. Анализ основных произведений.
2. Образы «сына полка» и «подростка-труженика тыла» в детской литературе 40–50-х гг. ХХ века.
Произведения о реальных юных участниках войны – о Гуле Королёвой («Четвёртая высота» Е. Ильиной, 1946), о молодогвардейцах Краснодона («Молодая гвардия» А. Фадеева, 1947), о Володе Дубинине («Улица младшего сына» Л. Кассиля и М. Поляновского, 1949) и др.
3. Возвращенная литература. Творчество А.И. Приставкина. Нравственная проблематика его рассказов. Тема детства военного поколения в трилогии писателя («Солдат и мальчик», «Ночевала тучка золотая», «Кукушата»):
3.1. Нравственная проблематика повести «Солдат и мальчик».
3.2. Художественные способы создания образа ребенка в повести «Ночевала тучка золотая».
3.3. Диалог с литературной традицией в рецепции темы войны в повести «Ночевала тучка золотая».
4. 08.05.2020г. обсуждение доклада «Нравственная проблематика повести А. Приставкина «Солдат и мальчик» (студентки Крутовой Е.). Рецензентам необходимо изучить материалы доклада и подготовить развернутую рецензию. Всем участникам спецсеминара составить 5-7 проблемных вопросов по повести «Солдат и мальчик».
5. 22.05.2020г. обсуждение доклада «Тема беспризорного детства в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» (студентки Фроловой И.). Рецензентам необходимо изучить материалы доклада и подготовить развернутую рецензию. Всем участникам спецсеминара кратко ответить на вопрос: какой художественный смысл названия повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»?
Литература:
Учебные пособия:
1. Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия. 2007.
2. Минералова И. Г. Детская литература: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2002.
3. Русская литература для детей / Под ред. Т. Д. Полозовой. – М.: Академия, 1997.
Дополнительная литература:
1. Приставкин А. И. Все, что мне дорого: [письма, мемуары, дневники] / Сост., предисл. Марина Приставкина. М., 2009. – 379 с.
2. Отарова М. Б. Художественное осмысление проблемы депортации (на материале литератур Северного Кавказа и Калмыкии): Дис. … канд. филол. наук. Нальчик, 2006. – 161 с.
3. Перельгут В. М. Художественное решение проблемы трагического в романе К. Кулиева «Была зима» (в контексте русской и северокавказской литератур): Дис. … канд. филол. наук. Нальчик, 2004. – 197 с.
4. Кулисева О.Г. Проблема жестокости и милосердия в повести А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»
// Открытый урок: Приложение к журналу «Первое сентября» https://urok.1sept.ru/
5. Уроки милосердия: к 80-летию со дня рождения А.И. Приставкина [Текст] : биобиблиогр. очерк / Упр.
культуры и архивного дела Тамб. обл.; Тамб. обл. детская бка; сост. Л. Н. Никитина. – Тамбов, 2011. https://tambovodb.ru/download/pristavkin.pdf
6. Анатолий Приставкин. Монологи / Телеканал «Россия — Культура» https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15446655949120069661&from=tabbar&reqid=1587718920297203-13347020714208095250001
7. Ночевала тучка золотая… Художественный фильм по повести А.И. Приставкина (1989) https://www.youtube.com/watch?time_continue=55&v=VEfXDWqcJkM&feature=emb_logo