2 курс (очное) История русской литературы (практикум) (Манаенкова Е.Ф.) (6 записей)

  • История русской литературы (практикум) (Манаенкова Е.Ф.)

  • 23.03.20 (для гр. ФЛ-РЛБ-23)
    24.03.20 (для гр. ФЛ-РЛБ-22 и гр. ФЛ-РЛБ-21)

    Практическое занятие № 11. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон».

    Задания для всех групп:

    1. Прочитать текст лермонтовской поэмы и рекомендуемую по теме литературу.
    2. Рассмотреть творческую историю поэмы «Демон».
    3. Ответить письменно на вопрос: каковы традиционные и новаторские черты романтической поэмы Лермонтова «Демон»?.
    4. Охарактеризовать образ Демона в контексте лермонтовского творчества.
    5. Составить презентацию на тему: М. Врубель и лермонтовский «Демон» (2 чел.).
    6. Подготовить реферативное сообщение о поэме «Мцыри» (2 чел).

    Литература

    Основная

    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература».Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. https://rbook.me/book/9912672/
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В.И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с. https://obuchalka.org/2016120692043/istoriya-russkoi-literaturi-xix-veka-chast-2-1840-1860-godi-dmitrieva-e-e-kapitanova-l-a-korovin-v-i-2012.html
    3. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. — 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. — 505 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01002916257

    Дополнительная

    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. Ч. 2./ Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. https://www.studmed.ru/anoshkina-v-n-gromova-l-d-red-istoriya-russkoy-literatury-xix-veka-1800-1830-e-gody_a093aa44bb8.html
    2. История русской литературы: В 4 т. Т. 2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981. http://next.feb-web.ru/text/istoriya-russkoy-literatury_t2_1981/go,2;fs,0/
    3. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. https://search.rsl.ru/ru/record/01002448421
    4. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970. http://padaread.com/?book=47939&pg=2
    .
    Материалы для занятия

    1. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1976. http://padaread.com
    2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 (раздел о «Демоне»). http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/lre/lre-1305.htm
    3. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964. – С. 68-91. («Мцыри» — гл. 3). http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/mpl/mpl-001-.htm
    4. Манн Ю. Динамика русского романтизма. – М., 1995. – С. 207-225. https://imwerden.de/pdf/mann_jurij_dinamika_romantizma.pdf
    7. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. https://imwerden.de/pdf/majmin_monografii_vospominaniya_pisma_2015__izd.pdf
    8. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. – М., 1975 (гл. «Поэмы»). http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/f75/f75-001-.htm?cmd=2

    Cтудентам необходимо выложить выполненные задания в папке по ссылке на гугл-диске https://drive.google.com/drive/folders/1fXUHCzqmALyC3CRrKHWcH7HqkdwGFnuJ?usp=sharing в срок до 24.03.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-23), до 25.03.2020г. (для групп ФЛ-РЛБ-22, ФЛ-РЛБ-21). Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое занятие № 11_ИРЛ_Фамилия студента».

  • 06.04.20 (для гр. ФЛ-РЛБ-23)
    07.04.20 (для гр. ФЛ-РЛБ-22 и гр. ФЛ-РЛБ-21)

    Занятие №12. Тема: Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как роман психологический и философский.

    Задания:

    1. Прочитать роман Лермонтова «Герой нашего времени» и указанную по теме литературу.
    2. Для мини-групп (по 3 чел. для гр. ФЛ-РЛБ-23, по 5-6 чел.для гр. ФЛ-РЛБ-22 и гр. ФЛ-РЛБ-21) ответить на один из вопросов по предложенному плану:
    — Каковы композиционные особенности произведения?
    — Каким предстаёт Печорин в глазах повествователей и в собственных глазах (дневник)?
    — Какую роль в романе играет новелла «Фаталист»?
    — В чём сходство и различие Печорина и Евгения Онегина?
    — В чём заключено современное значение лермонтовского романа (по оценкам отечественных литературоведов)?

    Литература

    1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени: Сочинение М. Лермонтова». — любое издание.
    2. Виноградов И. Философский роман Лермонтова http://russianway.rhga.ru/upload/main/41_vinog.pdf /
    3. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. — М., 1976. http://russianway.rhga.ru/upload/main/45_gerst.pdf
    4. Долинина Н.Г. Печорин и наше время. — Л., 1985.
    5. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. — Волгоград, 1996. — С. 111-127.
    6. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. — М., 1976.
    7. Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981 (раздел о «Герое нашего времени»). http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/lre/lre-2902.htm
    8. Лермонтов в школе.- М., 1976 (гл. «Проза»).
    9. Смирнов В.Б. Логика композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 4. — Ставрополь, 1997. — С. 115-123.

    Cтудентам необходимо выложить выполненные задания в папке по ссылке на гугл-диске https://drive.google.com/drive/folders/1fXUHCzqmALyC3CRrKHWcH7HqkdwGFnuJ?usp=sharing в срок до 09.04.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-23), до 10.04.2020г. (для групп ФЛ-РЛБ-22, ФЛ-РЛБ-21). Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое занятие №12 _ИРЛ_Фамилия студента».

  • 20.04.20 (для гр. ФЛ-РЛБ-23)
    21.04.20 (для гр. ФЛ-РЛБ-22 и гр. ФЛ-РЛБ-21)

    Занятие 13. Нравственно-философская проблематика и образный мир повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики»

    Задания для всех групп:

    1. Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и указанную по теме литературу.
    2. Составить письменные ответы по предложенному плану:

    — Раскройте соотношение содержания сборника «Миргород» с содержанием «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Арабесок» (изображаемый мир явлений, отношение к нему автора, художественный метод).
    — Композиция повести.
    — Образ жизни героев повести (отношение друг к другу, к окружающим их людям, обстановка, занятия, интересы).
    — Образ Пульхерии Ивановны.
    — Образ Афанасия Ивановича.
    — Тема любви в повести (мифологические персонажи, новелла о молодом человеке, авторские рассуждения о страстях и привычках).
    — Роль пейзажных зарисовок в повести.
    — Роль фантастики в повести.
    — Поэтические средства изобразительности в повести (восклицательные и вопросительные конструкции, примеры инверсии и анафоры, характер употребляемых эпитетов, метафор, сравнений и гипербол).
    — Идейно-образная концепция повести. Отношение Гоголя к изображаемому.
    3. Познакомьтесь с анимационным фильмом М. Муат по повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и сделайте к нему краткий комментарий: http://www.youtube.com/watch?v=KiJotPEqrrU

    Литература

    Основная

    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература».Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
    3. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Аношкина и др. — 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. — 505 с.

    Дополнительная

    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981.
    3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. — Л., 1982 (гл.8 и 10).
    4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
    6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
    7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ

    Материалы для занятия

    1. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.1. — М., 1953. – С. 290-295.
    2. Барбашова Л., Гуминский В. Гоголь и четыре урока «Миргорода» // Лит. учеба. — 1983. — № 2. – С. 158-166.
    3. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.-Л., 1959. – С. 74-112.
    4. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978. – С. 161-174.
    5. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. — М., 1978. – С. 100-146.
    6. Скатов Н.Н. Еще раз о русском реализме // Скатов Н.Н. Далекое и близкое. — М., 1981. – С. 3-24.
    7. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь. — М., 1961.
    8. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя // Храпченко М.Б. Собр. соч.: в 4 т. Т.1. – М., 1980 (гл. 3.). – С. 161-235.

    Cтудентам необходимо выложить выполненные задания в папке по ссылке на гугл-диске https://drive.google.com/drive/folders/1fXUHCzqmALyC3CRrKHWcH7HqkdwGFnuJ?usp=sharing в срок до 20.04.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-23), до 21.04.2020г. (для групп ФЛ-РЛБ-22, ФЛ-РЛБ-21). Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое занятие №13 _ИРЛ_Фамилия студента».

  • 18.05.20 (для гр. ФЛ-РЛБ-23)
    19.05.20 (для гр. ФЛ-РЛБ-22 и гр. ФЛ-РЛБ-21)

    Занятие 14. Тема: Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

    Задания для всех групп:

    1. Прочитать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор» и указанную по теме литературу.
    2. Составить ответы на 3 вопроса (по выбору) по предложенному плану:

    1) Замысел и история создания комедии.
    2) Комедия «Ревизор» и социальная действительность России 1830-х годов. Особенности изображения «сборного города».
    3) Своеобразие драматического конфликта. Истинный и мнимый конфликт. Ю.В. Манн о «миражной» интриге.
    4) Динамика сюжета. Приемы и средства характеристики основных персонажей.
    5) Образ Городничего и его роль в комедии.
    6) Хлестаков – «главное лицо» (В.Г. Белинский) комедии, его место в системе образов. Социальный смысл «хлестаковщины».
    7) «Немая сцена» и ее значение в основном замысле комедии. Развязка «Ревизора».
    8) Смех как положительное лицо комедии.
    9) «Театральный разъезд» — попытка Н.В. Гоголя обобщить оценку «Ревизора» современниками.

    Литература

    Основная

    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература».Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
    3. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Аношкина и др. — 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. — 505 с.

    Дополнительная

    Учебники и учебные пособия:
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981.
    3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. — Л., 1982 (гл.8 и 10).
    4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
    6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
    7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая

    1.Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии. — М., 1976.
    2.Войтоловская Э.Л.. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Комментарий. — Л., 1971.
    3.Гуковский Г.А. Реализм Гоголя.- М., 1969.
    4.Докусов А.М., Маранцман В.Г. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении. — Л., 1975.
    5.Золотусский И. Гоголь. ЖЗЛ (люб.издание).
    6.Золотарев И. Сплав реального и невероятного: («Ревизор» Гоголя) Вопросы литературы. — 2008. — №2. – С. 286-295.
    7.Манн Ю.В. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд. — М., 1988. (раздел о «Ревизоре»).

    Cтудентам необходимо выложить выполненные задания в папке по ссылке на гугл-диске https://drive.google.com/drive/folders/1fXUHCzqmALyC3CRrKHWcH7HqkdwGFnuJ?usp=sharing в срок до 18.04.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-23), до 19.04.2020г. (для групп ФЛ-РЛБ-22, ФЛ-РЛБ-21). Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое занятие №14 _ИРЛ_Фамилия студента».

  • 01.06.20 (для гр. ФЛ-РЛБ-23)
    02.06.20 (для гр. ФЛ-РЛБ-22 и гр. ФЛ-РЛБ-21)

    Занятие 15. Тема: «Мертвые души» Н.В. Гоголя (проблематика, жанровое своеобразие, композиция).

    Задания для всех групп:

    1. Прочитать 1-й том поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и указанную по теме литературу.
    2. Составить ответы на 3 вопроса (по выбору) по предложенному плану:

    1. Творческая история «Мертвых душ». Эволюция замысла поэмы. «Мертвые души» и «Божественная комедия» Данте.
    2. Проблематика «Мертвых душ» и ее отражение в названии поэмы. Раскройте множественность смыслов, заложенную в названии поэмы.
    3. Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Гоголь о жанре «меньшего рода эпопеи» / «поэме» /. Проблема жанра «Мертвых душ» в споре В. Белинского – К. Аксакова. Современные исследователи о жанровом генезисе «Мертвых душ» / плутовской роман, роман воспитания, учительная литература и др. /.
    4. Характер и способы обрисовки персонажей в поэме. Два типа характеров в «Мертвых душах». Фольклорные способы оценки человека и их роль в поэме.
    5. Композиция поэмы. Способ развития сюжета. «Миражная интрига» / сравните с «Ревизором» /. Роль дороги в композиции поэмы. Место лирических отступлений в структуре поэмы. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в поэме.
    6. Поэтика абсурда в «Мертвых душах»: алогизм, гротеск, мотив уподобления человека животному. Ономастика Гоголя.

    Литература

    Основная

    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература».Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Аношкина и др. — 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. — 505 с.

    Дополнительная

    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981.
    3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. — Л., 1982 (гл.8 и 10).
    4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
    6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
    7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая

    1. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9т. Т. 9. — М., 1979. — С. 43-55, 56-62, 139-160.
    2. Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. — Волгоград, 1991 (гл. 1 и 2) .
    3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. — М., 1978. — С. 274-353.
    4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. — М., 1979. — С. 223-321.
    5. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. — Л., 1974.

    Cтудентам необходимо выложить выполненные задания в папке по ссылке на гугл-диске https://drive.google.com/drive/folders/1fXUHCzqmALyC3CRrKHWcH7HqkdwGFnuJ?usp=sharing в срок до 01.06.2020г. (для группы ФЛ-РЛБ-23), до 02.06.2020г. (для групп ФЛ-РЛБ-22, ФЛ-РЛБ-21). Задания нужно разместить в документе формата *doc, назвать файл «Практическое занятие №15 _ИРЛ_Фамилия студента».