2 курс (очное, 3 семестр) История зарубежной литературы (семинары) (Сысоева Ю.Н.) (7 записей)

  • 2 курс (очное, 3 семестр) История зарубежной литературы (семинары) (Сысоева Ю.Н.)

  • Практическое занятие № 1

    Французский героический эпос средних веков. «Песнь о Роланде»
    (анализ фольклорной природы памятника)

    1. «Песнь о Роланде» как произведение фольклора (теории возникновения «Песни…», проблема авторского начала, основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала).
    2. Художественные средства «Песни о Роланде» как памятника устного народного творчества (разнообразные повторы, параллелизм, постоянные эпитеты).
    3. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность.
    а) история и её осмысление в «Песни о Роланде» (характер отражения исторических событий, феодальных отношений, быта и нравов, материальной культуры, религиозных представлений);
    б) эпический мир «Песни о Роланде» и способы его
    создания (пространство и время; природа и человек; проблема чуда и чудесного; гиперболизм; характер изображения борьбы; общие тенденции построения эпического мира);
    в) проблема создания образа эпического героя (выделение главных героев, способы их обрисовки; образы Роланда, Оливье, Турпена, других славных французов; образ Ганелона; образ Карла; образы мавров).
    4. Общие выводы. Значение «Песни о Роланде как художественного памятника».

    Текст
    Песнь о Роланде // М., Худож. лит., 1976, БВЛ, Т. 10.

    Рекомендуемая литература
    1. Смирнов А. Кто был автором «Песни о Роланде?» // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965. С. 67 –76.
    2. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. – БВЛ, Т.10, М., 1976. С. 5-24.
    3. Самарин Р.М. «Песнь о Роланде» и проблемы литературного анализа. // Самарин Р.М. Зарубежная литература. М., 1987. С. 17 – 34.
    4. Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. М., 1974.

  • Практическое занятие № 2

    Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах».
    Испанский героический эпос «Песнь о моём Сиде».

    I. Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах».
    1. Мифологические и литературные источники «Песни о Нибелунгах».
    2. История и её отражение в «Песни о Нибелунгах».
    3. Образная система «Песни…»
    а) образ Зигфрида как идеального эпического героя (сравнить с образом Гунтера);
    б) образ Кримхильды и его эволюция (ср. с образом Брюнхильды);
    в) образ Хагена (ср. с образами Роланда, Ганелона («Песнь о Роланде») и Зигфрида);
    г) образ Этцеля и его историческая основа.
    4. Основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала.

    II. Испанский героический эпос. «Песнь о моём Сиде».
    1. История и её отражение в «Песни о Сиде».
    2. Образ Сида как идеального эпического героя. Историческая основа образа.
    3. Образы инфантов де Каррион и их идейное содержание.
    4. Основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала.

    Тексты

    Песнь о Нибелунгах / М., Худож. лит., 1975, БВЛ, Т. 9.
    Песнь о Сиде / М., Худож. лит., 1976, БВЛ, Т. 10.

    Рекомендуемая литература

    1. Пронин В. Преданья старины глубокой. // Песнь о Нибелунгах. М., ТЕРРА, 1997. С. 5 – 18.
    2. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М.,1960.
    3. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, БВЛ, Т. 9.
    4. Плавскин З.И. Литература Испании IX – XV веков. М., 1986.
    5. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Песнь о Сиде. М., 1976. С. 5 – 24.

  • Практическое занятие № 3-4

    «Божественная комедия» Данте.
    Образы итальянских современников поэта в поэме (часть I, “Ад”) и противоречия Данте как «последнего поэта средневековья и первого поэта нового времени».

    1. Образ Франчески да Римини и проблема земной любви в поэме.
    2. Образ Фаринаты дельи Уберти и политические взгляды Данте.
    3. Образ папы римского Николая III и антицерковные идеи поэта.
    4. Образы графа Уголино и архиепископа Руджиери; проблема предательства и особенности её решения поэтом.
    5. Образ «ничтожных» («равнодушных») и его обобщающий смысл; Данте и проблема активной жизненной позиции человека.

    Анализируя образы персонажей «Ада», имейте в виду повторяющиеся приёмы их характеристики у Данте; опирайтесь на следующий план:
    а) историческая (или литературная) основа образа;
    б) описание круга ада;
    в) форма наказания грешника и её символический смысл;
    г) содержание монолога грешника или диалога (грешник и Данте; грешник, Данте и Вергилий);
    д) отношение Данте к грешнику (однозначное или двойственное);
    е) противоречия Данте и их смысл.

    Образы античных героев в поэме и противоречия Данте.
    1. Отношение Данте к античной культуре и образы обитателей Лимба; противоречия Данте-теолога.
    2. Данте и Вергилий; конкретно-исторический и символический аспекты образа Вергилия в поэме.
    3. Образ Улисса в поэме (сравните с образом Одиссея у Гомера); философский смысл образа Улисса и особенности противоречий Данте.
    4. Данте и античная мифология; образ Капанея и его смысл.
    5. Образы Цезаря и Брута и политические убеждения Данте.

    Текст
    Данте Алигьери. Божественная комедия. (Часть I, «Ад») / БВЛ, Т.28, М., Худож., лит., 1967.

    Рекомендуемая литература
    1. Голенищев-Кутузов М.Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1981.
    2. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. М., 1990.
    3. Ионин Герман. Данте. СПб., 1996.
    4. Илюшин А.А. Эпизод Уголино в «Божественной комедии» / Дантовские чтения. М., 1976.
    5. Федосова О.В. Данте Алигьери. У истоков гуманизма. Волгоград, Перемена, 2000.

  • Практическое занятие № 5
    Франческо Петрарка и его книга «Канцоньере».

    1. Жанровое своеобразие и структура «Книги песен». (Сравните с книгой Данте «Новая жизнь»). Сонет как главный поэтический жанр в творчестве Петрарки и его особенности.
    2. Особенности мироощущения Петрарки и образ лирического героя в книге. Тема любви и её значение в раскрытии внутреннего мира героя.
    3. Образ возлюбленной поэта в книге и его особенности. Сравните образ Лауры с образом Прекрасной Дамы в рыцарской лирике и с образом Беатриче в книге Данте «Новая жизнь».
    4. Образы природы в книге и их значение.
    5. Тема смерти в книге и особенности противоречий Петрарки.
    6. Проблема современной Италии в лирике Петрарки. Анализ канцон «Высокий дух» и «Италия моя».
    7. Антицерковные сонеты Петрарки (136, 137, 138). Один из сонетов выучить наизусть
    8. Связь лирики Петрарки с литературными традициями (поэзия провансальских трубадуров, тосканская лирика «нового сладостного стиля») и её новаторское своеобразие.
    9. Подготовьте для чтения наизусть и анализа сонеты 61 и 19.

    Текст

    Петрарка Ф. Книга песен / Сост., предисл. и примеч. Б. Пуришева. М., 1963 или
    Петрарка Ф. Лирика / Вступ ст. Н. Томашевского. М.,1980
    или
    Петрарка Ф. Лирика Автобиографическая проза / Сост. И предисл. Н.Томашевского. М., 1989.

    Рекомендуемая литература

    1. Западноевропейский сонет XIII-XVII веков: поэтическая антология / вступ. ст. З.И. Плавскина. – Л., 1988.
    2. Федосова О.В. Изучение творчества Франческо Петрарки в педагогическом вузе. Волгоград, Перемена, 2001.
    3. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. М., 1974.

    Практическое занятие № 6
    Джованни Боккаччо и его книга «Декамерон».

    1. Жанровое своеобразие книги, особенности её художественной формы, композиции, идейного содержания.
    2. Проблема церкви и религии в романе (рассмотреть на примере анализа новелл: день I, 1, 2, 3; день III, 4, день IV, 2; день VI, 10; день VIII, новеллы 2, 4, 7).
    3. Проблема новой морали в романе и борьба с аскетизмом (день II, новелла 4; день III, 2; день IV, новеллы 1. 9; день V,1,2,3).
    4. Демократизм романа и его антисословная направленность (особенности языка, жанра, сюжетов и образов, идейного содержания романа). Проблему рассмотреть на примере анализа конкретных новелл, например: день III, 2, 9; день IV, 1.
    5. Гуманистическая концепция человека и её воплощение в романе (день II, 3, 4, 5, 7; день III, 9; день VI , 2).
    6. Литературные традиции и новаторство в романе.

    Текст
    Боккаччо Дж. Декамерон / Вступ.ст. Р.Хлодовского. М., 1970, БВЛ, Т. 29 или
    Боккаччо Дж. Декамерон / Вступ. Ст. Б.И. Пуришева. М., 1989.

    Рекомендуемая литература
    1. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996. С.33 –60.
    2. Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. М., 1976. С. 38 – 52.
    3. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. М., 1977.
    4. Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль. М., 1982.

  • Вопросы к зачету

  • Практическое занятие № 7
    Сонет в творчестве У. Шекспира.

    1. Прочитайте указанные статьи:
    — Аникст А.А. Лирика Шекспира // Шекспир У. Сонеты / М., 1984. С.19 –35.
    — Зорин А. Сонеты Шекспира в русских переводах // Шекспир У. Сонеты / М., 1984. — С. 265 – 286.
    — Шайтанов И.О. Комментарии. Сонеты. Критика о У. Шекспире // Шекспир У. Пьесы. Сонеты: Книга для ученика и учителя. М., 1997. С. 606 – 613, 688 – 693.
    2. Подготовьте сообщения по следующим проблемам:
    1) Дошекспировская история сонета;
    2) Сонет в английской литературе эпохи Шекспира;
    3) Место сонетов в творчестве Шекспира. Основные темы и образы сонетов. Их связь с драматургией Шекспира;
    4) Особенности формы шекспировского сонета и его идейное новаторство.
    1. Прочитайте наизусть и проанализируйте сонеты 66, 116, 130 и др. в переводе С. Маршака.

    Рекомендуемая литература

    1. Английский сонет XVI-XIX веков / Вступ. Ст. А.Н. Горбунова / М., 1990.
    2. Западноевропейский сонет XIII-XVII веков: Поэтическая антология / Вступ. ст. З.И. Плавскина / Л., 1988.
    3. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы / М., 1998. – С. 35 – 44, 51 – 54.

    Электронные ресурсы
    URL:http://lib.ru
    URL:http://lib.rus.ec
    URL:http://www.stratford.ru
    URL:http://svr-lit.niv.ru

    Практическое занятие № 8
    Трагедия Шекспира «Гамлет»
    1. История сюжета трагедии.
    2. Образ Гамлета
    а) Выпишите из текста трагедии характеристики, данные Гамлету другими действующими лицами;
    б) Покажите, что Гамлет – сын своего времени, человек эпохи Возрождения;
    в) В чём состоит трагический конфликт Гамлета? Как в нём отражён основной конфликт эпохи? Вспомните о столкновении принципов Виттенберга и Эльсинора. Согласны ли вы с мнением молодого В.Г. Белинского, который считал, что Гамлет переживает лишь трагедию взросления, которую суждено в своё время пережить каждому человеку?
    г) Как решается вопрос о возрасте Гамлета?
    д) Расскажите об известных вам интерпретациях образа Гамлета. Обратитесь к статьям В.Г. Белинского «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» и И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот», к книге Н.В. Минц «Старое и всегда современное: Парадоксы Шекспира» (М., 1990).
    3. Образная система в трагедии. Какие оттенки в настроение трагедии вносят женские образы, созданные Шекспиром? Для чего в пьесе нужны Розенкранц и Гильденстерн? Фортинбрас?
    4. Особенности композиции «Гамлета». Какие события пьесы произошли до начала её действия? Чем подобное построение способствует созданию многозначно звучащего текста?
    5. Метафора и аллегория в трагедии. Как у Шекспира развивается метафора «мир – театр»? Есть ли в пьесе хотя бы один персонаж, который бы не притворялся, был бы самим собой? Почему Гамлет тщательно стремится разыграть роль безумца? Как относились в народе к юродивым? Как взаимодействуют в трагедии метафоры «мир – театр» и «мир – тюрьма»? Самостоятельно найдите в пьесе другие метафоры. О метафорах Шекспира вы можете прочитать, например, в книге В.П. Комаровой «Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира» (Л., 1989).
    Литература
    1. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы / М., 1998.
    2. Аникст А.А. Шекспир: Ремесло драматурга / М., 1974.
    3. Белинский В.Г. «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // В любом собр.соч. В.Г.Белинского.
    4. Минц Н.В. Старое и всегда современное: Парадоксы Шекспира / М., 1990.
    5. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир: Его герой и его время / М., 1964.

    Электронные ресурсы
    URL:http://lib.ru
    URL:http://lib.rus.ec
    URL:http://www.stratford.ru
    URL:http://svr-lit.niv.ru