Практическое занятие № 5
Франческо Петрарка и его книга «Канцоньере».
1. Жанровое своеобразие и структура «Книги песен». (Сравните с книгой Данте «Новая жизнь»). Сонет как главный поэтический жанр в творчестве Петрарки и его особенности.
2. Особенности мироощущения Петрарки и образ лирического героя в книге. Тема любви и её значение в раскрытии внутреннего мира героя.
3. Образ возлюбленной поэта в книге и его особенности. Сравните образ Лауры с образом Прекрасной Дамы в рыцарской лирике и с образом Беатриче в книге Данте «Новая жизнь».
4. Образы природы в книге и их значение.
5. Тема смерти в книге и особенности противоречий Петрарки.
6. Проблема современной Италии в лирике Петрарки. Анализ канцон «Высокий дух» и «Италия моя».
7. Антицерковные сонеты Петрарки (136, 137, 138). Один из сонетов выучить наизусть
8. Связь лирики Петрарки с литературными традициями (поэзия провансальских трубадуров, тосканская лирика «нового сладостного стиля») и её новаторское своеобразие.
9. Подготовьте для чтения наизусть и анализа сонеты 61 и 19.
Текст
Петрарка Ф. Книга песен / Сост., предисл. и примеч. Б. Пуришева. М., 1963 или
Петрарка Ф. Лирика / Вступ ст. Н. Томашевского. М.,1980
или
Петрарка Ф. Лирика Автобиографическая проза / Сост. И предисл. Н.Томашевского. М., 1989.
Рекомендуемая литература
1. Западноевропейский сонет XIII-XVII веков: поэтическая антология / вступ. ст. З.И. Плавскина. – Л., 1988.
2. Федосова О.В. Изучение творчества Франческо Петрарки в педагогическом вузе. Волгоград, Перемена, 2001.
3. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. М., 1974.
Практическое занятие № 6
Джованни Боккаччо и его книга «Декамерон».
1. Жанровое своеобразие книги, особенности её художественной формы, композиции, идейного содержания.
2. Проблема церкви и религии в романе (рассмотреть на примере анализа новелл: день I, 1, 2, 3; день III, 4, день IV, 2; день VI, 10; день VIII, новеллы 2, 4, 7).
3. Проблема новой морали в романе и борьба с аскетизмом (день II, новелла 4; день III, 2; день IV, новеллы 1. 9; день V,1,2,3).
4. Демократизм романа и его антисословная направленность (особенности языка, жанра, сюжетов и образов, идейного содержания романа). Проблему рассмотреть на примере анализа конкретных новелл, например: день III, 2, 9; день IV, 1.
5. Гуманистическая концепция человека и её воплощение в романе (день II, 3, 4, 5, 7; день III, 9; день VI , 2).
6. Литературные традиции и новаторство в романе.
Текст
Боккаччо Дж. Декамерон / Вступ.ст. Р.Хлодовского. М., 1970, БВЛ, Т. 29 или
Боккаччо Дж. Декамерон / Вступ. Ст. Б.И. Пуришева. М., 1989.
Рекомендуемая литература
1. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996. С.33 –60.
2. Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. М., 1976. С. 38 – 52.
3. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. М., 1977.
4. Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль. М., 1982.