10.09.2020
11.30 -13.00
Лекция 3. Тема: Творческий путь А.С. Пушкина (общая характеристика).
План лекции:
1. История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина. Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении. Основные критерии членения лирического творчества Пушкина (биографический, процесс внутреннего развития, эволюция жанров и т.д.).
2. Характеристика основных этапов творчества Пушкина.
— Лицейский период (1813-1817) – пора ученичества и творческих поисков. Основные мотивы и образы лицейской лирики.
— Пушкин в Петербурге (1817-1820). Лирика, поэма «Руслан и Людмила». Литературные традиции и новаторство.
— Южный период творчества Пушкина (1820-1824), его своеобразие. Общая характеристика пушкинского романтизма. Лирика южного периода. Мировоззренческий кризис Пушкина. Южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники». Пушкин и Байрон. Поэма «Цыганы» как переходное произведение от романтизма к реализму.
— Пушкин в Михайловском (1824-1826). Общая характеристика творчества. Лирика Пушкина «михайловского» периода. Тематическое многообразие. Движение к историзму. Драма «Борис Годунов» – первая реалистическая и подлинно народная историческая трагедия в мировой литературе (характеры, композиция, язык). Изображение народа. Воплощение идеи о решающей роли народа в истории. Пушкин об источниках трагедии (Шекспир, Карамзин). Проблема представленности автора в трагедии. Пимен и Юродивый.
— Творчество Пушкина в 1826-30-м годах. Основные темы, мотивы, образы. Реалистические поэмы («Домик в Коломне», «Полтава»). Проблемы свободы творчества. Завершение романа в стихах «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» – этапное произведение в творчестве Пушкина и в развитии отечественного реализма, «энциклопедия русской жизни» (Белинский). Социальная проблематика. Образный мир. Противоречивость и эволюция характера Онегина. Образ Татьяны как воплощение национального характера. Образ Ленского – свидетельство преодоления поэтом романтизма. Принципы типизации. Образ автора. Поэтика романа: композиция, жанр, язык. Художественные открытия Пушкина в романе. «Евгений Онегин» в оценке литературной критики.
— Творчество Пушкина 30-х годов. Усиление социально-философских обобщений, объективно-повествовательных тенденций, расширение границ поэтической лексики. «Маленькие трагедии», их социально-философская и этическая проблематика, идейный смысл, глубина психологического анализа, художественное мастерство. Связи с западноевропейской литературой. Оценка Белинского. Работа в разных жанрах (лирика, поэма «Медный Всадник», сказки, художественная и документальная проза, публицистика). Идейно-художественные искания Пушкина в прозе. Попытка исторического романа («Арап Петра Великого»). «Повести Белкина»: творческая история, хронология новелл. Проблематика, художественная структура. Образ Белкина и связанная с ним проблема языка художественной прозы. Своеобразие сюжетов, композиции, жанра. Значение повестей Пушкина для последующего развития русской прозы.
«Пиковая дама». Тема власти денег, уродующей человеческую личность. Образ Германна. Драматическая напряженность, психологическая глубина, стремительность развития сюжета. Изменение восприятия новеллы от анекдотического при жизни Пушкина до философского, символического во 2-й пол. ХIХв. и ее дальнейшая «жизнь» в русской культуре.
«Капитанская дочка». История создания. Жанр. Глубина и широта изображения России ХVIIIв. Тема народа и народного восстания. Образ Пугачева. Социальный и моральный аспекты решения вопроса о крестьянском восстании. Тема чести и долга в «Капитанской дочке». Художественные типы, своеобразие их обрисовки. Речь персонажей и автора. Роль Пушкина-прозаика в развитии русской литературы.
3. Мировое значение Пушкина, современное звучание его творчества.
Литература
Основная
1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В.И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. — 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. — 505 с.
Дополнительная
Учебники и учебные пособия:
1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981.
3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. — Л., 1982 (гл.8 и 10).
4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ
Рекомендуемая
1. А.С. Пушкин: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, коммент. Г.Е. Потаповой. — СПб., 2000 (Русский путь).
2. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. — М., 1999.
3. Он же Третья шапка: К 170-летию «Бориса Годунова» // Знамя. — 1995. — №6.
4. Баевский В. Сквозь магический кристалл. — М., 1981.
5. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. — Люб. изд.
6. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. — М., 1955.
7. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. — М., 1974.
8. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы. — Люб. изд.
9. Вацуро В., Фомичев С. «Тень, знай свое место!»: Пушкинисты о сегодняшней пушкинистике // Литературная газета. — 1998.- № 22.
10. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. — М., 1999.
11. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. — М., 1989.
12. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. — М., 1965.
13. Он же. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957.
14. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. — М., 1993.
15. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. — Л., 1978.
16. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. — М., 1989.
17. Зуев Н. Одна из вершин философской прозы. «Повести Белкина» А.С. Пушкина // Литература в школе. — 1998. — № 8. — С. 21-35.
18. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. — Л., 1976.
19. Карпов А.А. «Борис Годунов» Пушкина // Анализ драматического произведения. — Л., 1988.
20. Коровин В.И. Размышления Пушкина о русской и западноевропейской истории как фон «Бориса Годунова»// Филологические науки. — 1995. — №№ 5,6.
21. Кошелев В.Н. «Онегина» воздушная громада» (статьи о Пушкине) // Вопросы литературы. -1999, 2000гг.
22. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. 2-е изд. — Л., 1983.
23. Он же. «Евгений Онегин». Комментарий. 2-е изд. — М., 1983.
24. Он же. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. Пушкин. — СПб., 1995. — С. 212-227.
25. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). — Л., 1974.
26. Он же. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1834-1836). — Л., 1982.
27. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. — 2000. — № 1.
28. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. — Волгоград, 1992.
29. Непомнящий В. Лирика Пушкина // Литература в школе. — 1994. — №№ 4-6.
30. Он же. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. — М., 1987.
31. Он же. Пушкин. Русская картина мира. — М., 1999.
32. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. — Л., 1987.
33. Рассадин С.Б. Драматург Пушкин. — М., 1977.
34. Скатов Н.Н. Далекое и близкое — М., 1981 (гл. «Это русский человек в его развитии»).
35. Соловей Н.Я. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. — М., 1992.
36. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. — М., 1990.
37. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. — М., 1975.
38. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. — Л., 1986.
39. Хализев В.Е., В.Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». — М., 1989.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте общую оценку своеобразия романтического творчества Пушкина.
2. Дайте оценку основных принципов реалистического метода в творчестве поэта 1826-1830-го годов.
3. Выполните целостный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Погасло дневное светило», «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день»), «Дорожные жалобы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Не дай мне бог сойти с ума», «Вновь я посетил», «Пора, мой друг, пора…», «Мирская власть», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Из Пиндемонти» («Не дорого ценю я громкие права»), «Когда за городом задумчив я брожу».
4. Раскройте новаторский характер трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
5. Определите своеобразие «маленьких трагедий» как художественного цикла.
6. Составьте тезисный план к следующим работам:
— Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995. (гл. 2).
— Архангельский А.Н. Герои Пушкина. — М., 1999 (раздел по выбору).
— Пушкин в русской философской критике: Конец ХIХ — перв. пол. ХХ в.- М., 1990 (статья по выбору).
7. Охарактеризуйте художественное своеобразие «Повестей Белкина».
8. Раскройте идейное содержание, проблематику, особенности композиции и системы образов в романе «Капитанская дочка».
9. Опираясь на приведенную ниже литературу, определите идейное и художественное своеобразие произведений А.С. Пушкина разных жанров:
— Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. — М., 1974.
— Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. — Волгоград, 1996 (раздел о Пушкине).
— Красухин Г.Г. «Покой и воля: Некоторые проблемы пушкинского творчества. — М., 1987.
— Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1988 (раздел о Пушкине).
— Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. — Волгоград, 1992.
— Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. — М., 1987.
— Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. — М., 1978 (раздел о Пушкине).
— Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина».- М., 1989.
10.09.2020
13.10 -14.40
Лекция 4. Тема: Творчество М.Ю. Лермонтова (общая характеристика).
План лекции:
1. Периодизация творчества М.Ю. Лермонтова. Общая характеристика каждого периода. Идейная и художественная цельность творчества Лермонтова.
2. Творчество 1828-1837 годов. Пора ученических исканий. Формирование поэта действенной мысли и социальной борьбы. Романтическая устремленность ранней лирики Лермонтова. Тема гражданского патриотизма («Два великана»), борьбы за свободу («Из Андрея Шенье»). Воздействие на Лермонтова западноевропейской литературы (Шиллер, Байрон и др.).
3. Творчество 1837-1841 годов. Лермонтов – преемник Пушкина, новатор отечественной литературы. Ведущие мотивы зрелой лирики Лермонтова. Характер лирического героя и стилистическое своеобразие лирики Лермонтова. Особенности его стиха и языка. Появление и рост в романтической поэзии Лермонтова реалистических тенденций; расширение просторечной лексики, ослабление романтической метафоричности.
4. Поэмное, драматургическое и прозаическое творчество Лермонтова.
— Ранние поэмы Лермонтова. Их ведущие проблемы, герои, идеи, романтическая поэтика.
— Поэмы «Мцыри» и «Демон» – вершина русского романтизма. Своеобразие конфликта в поэмах. Двойственность образа Мцыри («душой дитя, судьбой монах»). Героико-трагедийный пафос поэмы. Романтическая форма поэмы (жанр, композиция, язык). Апология индивидуализма в «Демоне». Эволюция содержания на протяжении 8 редакций поэмы. (Путь Демона от свободного знания, сомнения к гармонии естественно-природной жизни через любовь к Тамаре). Божий мир как основание различения добра и зла. Порыв Демона к гармонии с мир. целым как естественное право личности. Художественное своеобразие поэмы. Образы Мцыри и Демона в традициях русского романтизма, в интерпретациях другими видами искусств (в живописи, музыке, театре).
— «Песня про царя Ивана Васильевича» – «историческая поэма в народном духе» (Белинский). Обращение к истории как результат неудовлетворенности действительностью. Идейный пафос, поэтизация сильных характеров. Образ народного героя. Сравнение с «Медным Всадником»: конфликт простого человека с тираном. Народнопоэтические источники и художественные средства поэмы.
— Поэмы «Сашка», «Тамбовская казначейша», «Сказка для детей», их обличительно-реалистический характер.
— Ранние романтические пьесы, их темы и идеи. «Маскарад»: проблематика, персонажи, художественные средства. Противоречивая сущность образа Арбенина. Поединок с судьбой. Единство романтических и реалистических традиций в драме Лермонтова (Арбенин-игрок – форма демонического аморализма в контексте реалистически изображенного дворянского света).
— «Герой нашего времени». Смысл заглавия романа. Отказ от традиционного повествования романного типа. Объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое. Прием несоответствия фабулы и сюжета. Функция двух предисловий. Художественные средства типизации характера главного героя. Типы портретных характеристик. Прием двойничества как основной принцип построения системы образов романа. Диалектика противоречий: добра и зла, чувства и рассудка, «природного» и социального, Проблема судьбы в романе. Новелла «Фаталист» и ее значение в идейно-философской концепции «Героя нашего времени». Лермонтов – родоначальник классического русского романа.
5. Лермонтов в оценке критики. Современное звучание литературного наследия поэта.
Литература
Основная
1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В.И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. — 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. — 505 с.
Дополнительная
Учебники и учебные пособия:
1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981.
3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. — Л., 1982 (гл.8 и 10).
4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
5. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ
Рекомендуемая
1.Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. «Герой нашего времени». — Люб. изд.
2. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. — М., 1969. — С. 156-185.
3. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. — М., 1976.
4. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М., 1973.
5. М.Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, вступ. статья В.М. Марковича, коммент. Г.Е. Потаповой и Н.Ю. Заварзиной. — СПб., 2002 (Русский путь).
6. Лермонтов в школе. — М., 1976.
7. Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981.
8. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. — Л., 1964.
9. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995 (гл.6).
10. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. — 1989. — № . 11. Серман И. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836-1841. 2-е изд. — М., 2003.
12. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М., 1975.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте творческий метод зрелой лирики поэта, покажите ее отличие от ранней. Как изменился в новый период характер лирического героя, раскройте его отношение к окружающему миру и его поэтический идеал.
2. Дайте общую характеристику проблематики, идейного содержания и художественного своеобразия ранних поэм Лермонтова. Отметьте, какие изменения наметились в содержании и поэтике поэм Лермонтова, написанных во второй половине 1830-х годов.
3. Составьте тезисный план к следующим работам:
— Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. — Волгоград, 1996 (раздел о Лермонтове)
— Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1988 (раздел о Лермонтове).
— Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995. (гл. 11).
— Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества. // Литературное обозрение или Вопросы литературы. — 1989. — №10.
— Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М., 1975. (раздел «Лирика Лермонтова»).
4. Из указанных работ В.Г. Белинского выписать цитаты о творчестве М.Ю. Лермонтова
— «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова.
— Стихотворения М. Лермонтова.
5. Опираясь на приведенную ниже литературу, конкретизируйте идейное и художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»:
— Виноградов И. По живому следу. — М., 1987 (гл. «Философский роман Лермонтова»).
— Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М., 1973.
6. Выполните целостный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»). «И скучно и грустно». «Выхожу один я на дорогу». «Пророк».
: