2 курс (заочное) История русской литературы (лекции)
05.06.20.
Лекция
Тема: Творчество М.Ю. Лермонтова (общая характеристика).
План
1. Периодизация творчества М.Ю. Лермонтова. Общая характеристика каждого периода. Идейная и художественная цельность творчества Лермонтова. Пора ученических исканий. Формирование поэта действенной мысли и социальной борьбы. Романтическая устремленность ранней лирики Лермонтова. Тема гражданского патриотизма («Два великана»), борьбы за свободу («Из Андрея Шенье»). Воздействие на Лермонтова западноевропейской литературы (Шиллер, Байрон и др.).
2. Творчество 1837-1841 гг. Лермонтов – преемник Пушкина, новатор отечественной литературы. Ведущие мотивы зрелой лирики Лермонтова. Характер лирического героя и стилистическое своеобразие лирики Лермонтова. Особенности его стиха и языка. Появление и рост в романтической поэзии Лермонтова реалистических тенденций; расширение просторечной лексики, ослабление романтической метафоричности.
3. Поэмное, драматургическое и прозаическое творчество Лермонтова (обзор).
3.1. Ранние поэмы Лермонтова. Их ведущие проблемы, герои, идеи, романтическая поэтика.
3.2. Поэмы «Мцыри» и «Демон» – вершина русского романтизма. Своеобразие конфликта в поэмах. Двойственность образа Мцыри («душой дитя, судьбой монах»). Героико-трагедийный пафос поэмы. Романтическая форма поэмы (жанр, композиция, язык). Апология индивидуализма в «Демоне». Эволюция содержания на протяжении 8 редакций поэмы. (Путь Демона от свободного знания, сомнения к гармонии естественно-природной жизни через любовь к Тамаре). Божий мир как основание различения добра и зла. Порыв Демона к гармонии с мир. целым как естественное право личности. Художественное своеобразие поэмы. Образы Мцыри и Демона в традициях русского романтизма, в интерпретациях другими видами искусств (в живописи, музыке, театре).
3.3. «Песня про царя Ивана Васильевича» – «историческая поэма в народном духе» (Белинский). Обращение к истории как результат неудовлетворенности действительностью. Идейный пафос, поэтизация сильных характеров. Образ народного героя. Сравнение с «Медным Всадником»: конфликт простого человека с тираном. Народнопоэтические источники и художественные средства поэмы.
3.4. Поэмы «Сашка», «Тамбовская казначейша», «Сказка для детей», их обличительно-реалистический характер.
3.5. Ранние романтические пьесы, их темы и идеи. «Маскарад»: проблематика, персонажи, художественные средства. Противоречивая сущность образа Арбенина. Поединок с судьбой. Единство романтических и реалистических традиций в драме Лермонтова (Арбенин-игрок – форма демонического аморализма в контексте реалистически изображенного дворянского света).
3.6. «Герой нашего времени». Смысл заглавия романа. Отказ от традиционного повествования романного типа. Объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое. Прием несоответствия фабулы и сюжета. Функция двух предисловий. Художественные средства типизации характера главного героя. Типы портретных характеристик. Прием двойничества как основной принцип построения системы образов романа. Диалектика противоречий: добра и зла, чувства и рассудка, «природного» и социального, Проблема судьбы в романе. Новелла «Фаталист» и ее значение в идейно-философской концепции «Героя нашего времени». Лермонтов – родоначальник классического русского романа.
4. Лермонтов в оценке критики. Современное звучание литературного наследия поэта.
Литература
Основная
1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Аношкина и др. — 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. — 505 с.
Дополнительная
Учебники и учебные пособия:
1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
2. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981.
3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. — Л., 1982 (гл.8 и 10).
4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ
Рекомендуемая
1.Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. «Герой нашего времени». Люб. изд.
2. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. — М., 1969. — С. 156-185.
3. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. — М., 1976.
4. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М., 1973.
5. М.Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, вступ. статья В.М. Марковича, коммент. Г.Е. Потаповой и Н.Ю. Заварзиной. — СПб., 2002 (Русский путь).
6. Лермонтов в школе. — М., 1976.
7. Лермонтовская энциклопедия. — М., 1981. (2-е изд. — 1999).
8. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. — Л., 1964.
9. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995 (гл.6).
10. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. — 1989. — №
11. Серман И. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836-1841. 2-е изд. — М., 2003.
12. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М., 1975.
Задания студентам для самопроверки:
1. Охарактеризуйте творческий метод зрелой лирики поэта, покажите ее отличие от ранней. Как изменился в новый период характер лирического героя, раскройте его отношение к окружающему миру и его поэтический идеал.
2. Дайте общую характеристику проблематики, идейного содержания и художественного своеобразия ранних поэм Лермонтова. Отметьте, какие изменения наметились в содержании и поэтике поэм Лермонтова, написанных во второй половине 1830-х годов.
3. Составьте тезисный план к следующим работам:
— Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. — Волгоград, 1996 (раздел о Лермонтове)
— Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1988 (раздел о Лермонтове).
— Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. — М., 1995. (гл. 11).
— Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества. // Литературное обозрение или Вопросы литературы. — 1989. — №10.
— Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М., 1975.
4. Из представленных работ Белинского В.Г. выписать цитаты о творчестве М.Ю. Лермонтова.
— «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова.
— Стихотворения М. Лермонтова.
5. Опираясь на приведенную ниже литературу, конкретизируйте идейное и художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»:
— Виноградов И. По живому следу. — М., 1987 (гл. «Философский роман Лермонтова»).
— Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М., 1973.
6. Выполните целостный анализ стихотворений. Конкретизируйте идейное и художественное своеобразие произведений, приведите необходимые текстовые примеры. Тексты для анализа: М.Ю. Лермонтов. Ангел. Когда волнуется желтеющая нива. Дума. Поэт / «Отделкой золотой блистает мой кинжал» /. И скучно и грустно. Выхожу один я на дорогу. Пророк.
05.06.20.
Лекция
Тема: Творчество Н.В. Гоголя (общая характеристика).
План
1. Идейно-эстетическое формирование писателя.
2. Национальная тематика в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (творческая переработка народных преданий и других фольклорных материалов). Жизнеутверждающий пафос «Вечеров». Религиозно-мистические и трагические мотивы некоторых повестей. Романтизм «Вечеров» (завуалированная фантастика) и реалистические тенденции («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). Образы рассказчиков в «Вечерах». Лиризм повестей. Творческое воздействие Пушкина на Гоголя.
2. «Миргород». Рост реалистических тенденций. Социальная проблематика и идейный смысл сборника. Обличение «пошлости пошлого человека», паразитизма «существователей». Сатира и юмор в первых книгах писателя. «Тарас Бульба» – народно-историческая повесть.
3. «Петербургские повести» Гоголя: проблематика, идейный смысл. Разлад между пошлой действительностью и возвышенной мечтой («Невский проспект»). Реалистический гротеск в повести «Нос». Снятие антитезы реальное / фантастическое у Гоголя. Проблемы искусства в повести «Портрет», 2 ее редакции, их различие. Противоречия действительности, обусловившие трагедию «маленького человека» («Записки сумасшедшего»). Повесть «Шинель», ее место в «Петербургских повестях». Образ Башмачкина, способы его обрисовки. Композиция повести. «Шинель» – этапное произведение русской литературы (ср. со «Станционным смотрителем» Пушкина и «Бедными людьми» Достоевского).
4. Драматургия Гоголя. Миражная интрига как преобладающая сюжетная схема в пьесах Гоголя. «Ревизор»: идейный смысл, основные персонажи. Хлестаков – центр миражной интриги. Иронически-сатирический и гиперболический характер изображения героев пьесы. Композиция и язык комедии. Смысл образа настоящего ревизора как выражение мечты Гоголя об идеальном мире. Метафизический пласт комедии. Драматическое мастерство Гоголя. Авторское истолкование комедии. Значение комедии для русской драматургии и театра.
Создание обществено-бытовой комедии «Женитьба»; ее проблематика и идейный смысл. Традиционность ситуации в «Женитьбе» и ее миражный характер.
5. Последнее 10-летие в творчестве Гоголя.
5.1. 2-й том «Мертвых душ». Его объективно-познавательные, сатирические элементы (характеристика Петуха, Тентетникова, Бетрищева). Слабые стороны 2-го тома. Образы Костанжогло и Муразова, их нежизненность. Поиски автором правильного решения коренных вопросов жизни (образы генерал-губернатора, Уленьки) и характер духовной эволюции Гоголя.
5.2. «Выбранные места из переписки с друзьями». Жанр книги, ее структура, краткое содержание. Особое место писем о России. Миссия автора «Выбранных мест». Общественная реакция на книгу. Письмо Белинского к Гоголю (1847г.). Современное прочтение «Выбранных мест».
6. Место и значение наследия Гоголя в литературном процессе.
Литература
Основная
1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с.- Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В. И. Коровина. — М.: Владос, 2005. — 524 с.- Допущено МО РФ.
2. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Аношкина и др. — 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. — 505 с.
Дополнительная
Учебники и учебные пособия:
1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. — М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
2. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. — Л., 1981.
3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. — Л., 1982 (гл.8 и 10).
4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» — М., 2005. — Рекомендовано УМО.
6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. — Рекомендовано МО РФ
Рекомендуемая
1. Анненкова Е.И. «Мертвые души» и «Выбранные места…». Н.В. Гоголь // Литература в школе. — 1999. — № 2. https://www.libfox.ru/393599-elena-annenkova-putevoditel-po-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html
2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.9. — М., 1979. http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0320.shtml
3. Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарий. — М., 1971. http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/-go-cr22.html?cmd=1&dscr=1
4. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. — М.-Л., 1959. http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grg/grg-001.htm?cmd=p
5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. — М, 1996. https://freedocs.xyz/pdf-276596092.
6. Маркович В.И. Петербургские повести Н.В. Гоголя. — Л., 1989. http://uchebana5.ru/cont/1838408.html
7. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. — М., 1979. С. 223-321. https://royallib.com/book/mashinskiy_semen/hudogestvenniy_mir_gogolya.html
8. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.
Задания студентам для самопроверки:
1. Определите особенности творческого метода Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
2. На конкретных примерах покажите эволюцию романтизма Гоголя от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Миргороду».
3. Выделите важнейшие художественные принципы Гоголя в петербургских повестях.
4. Охарактеризуйте важнейшие особенности драматургии Гоголя.
5. Выделите основные черты новаторского мастерства Гоголя-драматурга в «Ревизоре».
6. Дайте оценку позднего творчества Гоголя.