2 курс (магистранты) Виды и формы контроля на уроках литературы (4 семестр) (6 записей)

  • 2 курс (магистранты) Виды и формы контроля на уроках литературы (4 семестр)

  • 02.06.2021
    Лекция 1. Организация контроля уровня литературного образования учащихся
    Цель: познакомить магистрантов с различными формами диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.
    Задачи: проанализировать требования ФГОС, предъявляемые к системе оценки достижения планируемых результатов; охарактеризовать структуру и функции контроля знаний, умений и навыков в сфере литературного образования; дать классификацию современных форм и методов контроля.
    План лекции:
    В соответствии с требованиями ФГОС система оценки достижения планируемых результатов должна
    • определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
    • ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
    • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
    • обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
    • предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, испытания (тесты) и иное).
    Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т.п.). Все это должно осуществляться в соответствии с определенными требованиями к организации и проведению контроля.
    Контроль должен быть результативным, т.е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся. Обязательным условием должно быть соответствие проверочных заданий целям и задачам обучения. Контроль должен быть всесторонним, т.е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др. Контроль должен быть систематическим, т.е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов. Контроль должен быть объективным, т.е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев. Контроль должен быть гласным, т.е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула. В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.
    Контроль результатов обучения выполняет в процессе обучения проверочную (диагностическую), обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции, что делает его универсальной процедурой. Проверочная функция заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда. Обучающая функция предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации. Развивающая функция подразумевает стимулирование познавательной потребности учащегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления. Социальная функция призвана сориентировать учащегося в процессе обучения на достижение определенной цели. Аксиологическая функция служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора. Диагностическая функция означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях учеников, но и о порождающих их причинах. Прогностическая функция помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития. Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще – в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели.
    Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний.
    Классификация современных форм и методов контроля
    Устная или письменная контрольная работа позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.
    Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся включает в себя как стандартные задания, так и более сложные, творческие, требующие применения теории в нестандартных ситуациях.
    Защита проекта.
    Тестовые задания, которые зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
    Виды тестов и функции теста
    1. Тесты с однозначным выбором ответа.
    2. Тест с многозначным ответом.
    3. Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено обучающимися.
    4. Тесты перекрестного выбора. В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате обучающийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.
    5. Тесты идентификации.

    Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики. Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного произведения при чтении по ролям или инсценировании. Различные формы пересказа как средство выявления навыков монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей. Письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблематике как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. Сочинения на литературные и публицистические темы. Руководство проектной деятельностью учащихся. Зачёты, семинары, коллоквиумы.
    Особое внимание следует уделить ЕГЭ И ОГЭ по предмету, цель которых определить уровень образовательных достижений выпускников основной и средней школы по предмету, имея в виду овладение ими основными разделами курса и видами познавательной деятельности, специфичной для литературы как вида словесного искусства. Сведения о содержании и структуре ОГЭ и ЕГЭ, критериях оценивания отдельных видов заданий и всей работы в целом можно найти на официальном информационном портале http://www.ege.edu.ru/ru/ Можно обратиться к вариантам экзаменационных работ, изданным ФИПИ.
    Литература
    1. Ерохина Е.Л. ЕГЭ 2020. Литература. Тренажёр. – М.: Экзамен, 2020.
    2. Зинин С.А., Новикова Л.В. Литература. 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2019.
    3. Нестерова О.И. ОГЭ. Литература. Универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2019.
    4. Скубачевская Л.А. и др. ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2019.

    Отчётность: дать краткий ответ (10-15 предложений) на вопрос «Существует ли, на ваш взгляд, альтернатива ЕГЭ по литературе?»

  • 03.06.2021
    Семинар 1. Итоговое сочинение как форма допуска учащихся 11 класса к итоговой государственной аттестации. Методика подготовки выпускников к итоговому сочинению.
    Цель: познакомиться с требованиями, предъявляемыми к итоговому сочинению и критериям его оценивания.
    Задачи: усовершенствовать приёмы анализа произведений отечественной и мировой художественной литературы и научной прозы, журналистики, мемуаристики и т.п; овладеть навыками самоанализа оценки на основе наблюдений за письменной речью; научиться оценивать итоговые сочинения, руководствуясь предложенными критериями.

    План:
    Споры о проведении письменных работ по истории отечественной словесности ведутся более 250 лет, особенно обострились они после того, как был отменён обязательный для всех школьников экзамен по литературе. «Избавив школьников от обязательного экзамена по литературе, их избавили от стимула учиться внятно излагать свои мысли о чём бы то ни было. Людям практически официально позволяется, таким образом, не только меньше читать, но и не учиться писать. Это безумие. Это интеллектуальный холокост. Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научатся думать», — сетовал известный публицист А.Н. Привалов. Именно поэтому, начиная с 2014-15 учебного года, было введено в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 г. итоговое сочинение (изложение). Данное решение было принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 года во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. №2699.
    По мнению разработчиков, сочинение позволит проверить широту кругозора выпускников, их умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью. Введение итогового сочинения (изложения) также призвано содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры. Как итоговое сочинение, так и изложение, являются допуском к государственной итоговой аттестации и оцениваются школой в системе «зачёт-незачёт». Кроме того, сочинение как форма индивидуальных достижений абитуриентов может принести при поступлении в отдельные вузы дополнительно до 10 баллов к результатам ЕГЭ.
    Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее — ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для:
    — иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
    — обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае участия в ГИА в качестве экстернов с последующим получением документа о среднем общем образовании);
    — обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    — обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
    Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:
    — лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
    — граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе — выпускники прошлых лет);
    — лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
    — лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
    — лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее — лица со справкой об обучении).
    Изложение вправе писать следующие категории лиц:
    — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
    обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    — обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому. Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию проводиться в устной форме.
    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (далее — ОИВ), обеспечивают таким лицам проведение итогового сочинения (изложения), в том числе организуют проведение итогов
    Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена (ЕГЭ) ege.edu.ru (topic.ege.edu.ru), а также на официальном сайте ФГБУ «Федеральный центр тестирования» (rustest.ru).
    Продолжительность проведения итогового сочинения или изложения составляет 235 минут, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Итоговое сочинение (изложение) проводится на русском языке.
    Подробно информация о подготовке и проведении итогового сочинения (изложения), а также сведения об обязанностях лиц, привлекаемых к проведению данного мероприятия, изложены в следующих документах и материалах, с которыми мы рекомендуем вам познакомиться.
    Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный № 33604);
    Информационное письмо Минобрназдора от 01.10.2015 г. № 02-248;
    Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений «Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». 2-е изд. доп. – М.: Просвещение, 2016. – 108 с.
    Задания:
    1. Познакомьтесь с критериями оценки итоговых сочинений и открытыми тематическими направлениями 2020 -21 года.

  • 03.06.21
    Семинар 2. Проведение итоговой аттестации по литературе в форме ОГЭ и ЕГЭ как форма контроля уровня литературного образования учащихся (2 часа).
    Цель: познакомить магистрантов с методикой проведения итоговой аттестации по литературе в форме ОГЭ и ЕГЭ как формой контроля уровня литературного образования учащихся.
    Задачи: познакомить с различными формами диагностического, предупреждающего, текущего и итогового контроля; охарактеризовать содержание и структуру экзаменационных материалов по литературе; дать представление о приёмах работы, направленных на подготовку выпускников к ОГЭ и ЕГЭ.
    План:
    1. Назначение ОГЭ и ЕГЭ и цели экзаменационной работы – определить уровень образовательных достижений выпускников основной и средней школы по предмету, имея в виду овладение ими основными разделами курса и видами познавательной деятельности, специфичной для литературы как вида словесного искусства. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы. Структура ОГЭ и ЕГЭ образца 2021 года.
    2. Методика подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ: анализ эпизода художественного произведения, сравнительный анализ в процессе рассмотрения «сквозных» тем по литературе; подготовка письменных ответов на вопросы проблемного характера.
    Литература:
    1. Ерохина Е.Л. Литература. Экзаменационный тренажёр. – М.: Экзамен, 2020
    2. Зинин С.А. Литература. Типовые экзаменационные варианты. М., 2020

  • Практическое занятие состоится 08.06.2021 Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Виды и формы контроля на уроках литературы
    Время: 8 июн. 2021 11:30 AM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/74474056262?pwd=aFFqanJSTXNoZXJuUHByU3V0clhhZz09

    Идентификатор конференции: 744 7405 6262
    Код доступа: 0YQbWb

  • Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Виды и формы контроля на уроках литературы (зачёт с оценкой)
    Время: 8 июн. 2021 01:15 PM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/75656533056?pwd=eFlTZDlTdmVTL2xFYVVQaWZDY3BPZz09

    Идентификатор конференции: 756 5653 3056
    Код доступа: 82VcCN