02.06.2021
Лекция 1. Организация контроля уровня литературного образования учащихся
Цель: познакомить магистрантов с различными формами диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.
Задачи: проанализировать требования ФГОС, предъявляемые к системе оценки достижения планируемых результатов; охарактеризовать структуру и функции контроля знаний, умений и навыков в сфере литературного образования; дать классификацию современных форм и методов контроля.
План лекции:
В соответствии с требованиями ФГОС система оценки достижения планируемых результатов должна
• определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
• ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
• обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
• обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
• предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, испытания (тесты) и иное).
Контроль представляет собой сложную дидактическую систему, включающую тесно взаимосвязанные между собой звенья. В структуру контроля знаний, умений и навыков входят: проверка (выявление, измерение), оценивание (как процесс и результат), учет (фиксация и сохранение получаемых результатов в виде баллов-отметок и оценочных заключений в журналах, тетрадях, ведомостях и т.п.). Все это должно осуществляться в соответствии с определенными требованиями к организации и проведению контроля.
Контроль должен быть результативным, т.е. способствовать повышению качества знаний, умений и навыков обучающихся. Обязательным условием должно быть соответствие проверочных заданий целям и задачам обучения. Контроль должен быть всесторонним, т.е. должны учитываться учителем не только объем знаний, но и их глубина, осмысленность, научность, систематичность, прочность и др. Контроль должен быть систематическим, т.е. осуществляться не от случая к случаю, а по каждой теме с последовательным усложнением задач, содержания и методов. Контроль должен быть объективным, т.е. не зависеть от настроения учителя, симпатии и антипатии, содержать оценку не только в виде баллов, но и в виде устных комментариев. Контроль должен быть гласным, т.е. каждую оценку преподаватель должен объявить так, чтобы о ней знал и ее понимал весь класс, что придает оценке силу стимула. В процессе контроля должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.
Контроль результатов обучения выполняет в процессе обучения проверочную (диагностическую), обучающую, развивающую, воспитательную и методическую функции, что делает его универсальной процедурой. Проверочная функция заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда. Обучающая функция предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации. Развивающая функция подразумевает стимулирование познавательной потребности учащегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления. Социальная функция призвана сориентировать учащегося в процессе обучения на достижение определенной цели. Аксиологическая функция служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора. Диагностическая функция означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях учеников, но и о порождающих их причинах. Прогностическая функция помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития. Отмеченные функции редко проявляются в чистом виде, чаще – в сочетании, преобладает одна какая-либо функция в зависимости от вида проверки, учебного предмета, цели.
Остановимся подробнее на формах проведения проверки знаний.
Классификация современных форм и методов контроля
Устная или письменная контрольная работа позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.
Зачетная форма организации контроля знаний обучающихся включает в себя как стандартные задания, так и более сложные, творческие, требующие применения теории в нестандартных ситуациях.
Защита проекта.
Тестовые задания, которые зависят не от субъективного мнения преподавателя, а от объективных эмпирических критериев. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Виды тестов и функции теста
1. Тесты с однозначным выбором ответа.
2. Тест с многозначным ответом.
3. Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено обучающимися.
4. Тесты перекрестного выбора. В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате обучающийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.
5. Тесты идентификации.
Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики. Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного произведения при чтении по ролям или инсценировании. Различные формы пересказа как средство выявления навыков монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей. Письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблематике как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. Сочинения на литературные и публицистические темы. Руководство проектной деятельностью учащихся. Зачёты, семинары, коллоквиумы.
Особое внимание следует уделить ЕГЭ И ОГЭ по предмету, цель которых определить уровень образовательных достижений выпускников основной и средней школы по предмету, имея в виду овладение ими основными разделами курса и видами познавательной деятельности, специфичной для литературы как вида словесного искусства. Сведения о содержании и структуре ОГЭ и ЕГЭ, критериях оценивания отдельных видов заданий и всей работы в целом можно найти на официальном информационном портале http://www.ege.edu.ru/ru/ Можно обратиться к вариантам экзаменационных работ, изданным ФИПИ.
Литература
1. Ерохина Е.Л. ЕГЭ 2020. Литература. Тренажёр. – М.: Экзамен, 2020.
2. Зинин С.А., Новикова Л.В. Литература. 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2019.
3. Нестерова О.И. ОГЭ. Литература. Универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2019.
4. Скубачевская Л.А. и др. ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2019.
Отчётность: дать краткий ответ (10-15 предложений) на вопрос «Существует ли, на ваш взгляд, альтернатива ЕГЭ по литературе?»