2 курс (магистранты) Теория и методика обучения лит-ре в классах с углуб. преп. предмета (4 семестр) (8 записей)

  • 2 курс (магистранты) Теория и методика обучения лит-ре в классах с углубленным преподаванием предмета (4 семестр)

  • 01.06.2021
    Лекция 3. Чтение и анализ художественных произведений в школе как этапы изучения художественного произведения (2 часа).
    Цель: дать представление о приёмах организации чтения в 5-8 и 9-11 классах и охарактеризовать анализ текста как необходимый этап изучения литературного произведения.
    Задачи: охарактеризовать роль выразительного чтения в освоении эмоционально-образного своеобразия произведения и в совершенствовании навыков устной речи учащихся; представить алгоритм работы над различными видами пересказов; дать понятие об устном словесном рисовании и его отличии от пересказа; познакомить с приёмом комментированного чтения и его разновидностями; определить задачи школьного анализа, отметить его отличие от литературоведческого по целям, объёму, средствам изучения художественных текстов; дать представление о путях анализа; представить конкретные примеры сравнительного анализа художественного текста; выяснить, как соотносятся читательское восприятие и анализ художественного произведения; определить, какие факторы влияют на выбор определённого пути анализа.
    План лекции:
    Важными этапами изучения произведений являются чтение, анализ, художественная интерпретация произведения как взаимосвязанные виды учебной деятельности школьников. Существуют следующие виды планов в процессе работы с текстом: простой и сложный, цитатный, идейно-тематический, сюжетно-композиционный и др. Оптимальным средством развития речи является устный пересказ. Виды пересказов: краткий и подробный, выборочный пересказ, пересказ-рассуждение, пересказ с заменой лица рассказчика и др. Цели пересказов: обогащение памяти учащихся словами и выражениями из текста; умение выделять в тексте главное, систематизировать и кратко излагать почитанное; уметь извлекать из текста материал, относящийся к определённой сюжетной линии; развитие оценочных суждений школьников; умение определять стиль речи персонажа-рассказчика, навыки изменения речевых форм при пересказе; развитие творческого воображения.
    Методика работы над пересказом: формулировка темы, определение цели рассказывания и вида пересказа; составление плана пересказа и подбор материала к пунктам плана, составление связных ответов на вопросы (пункты) плана, Работа над связным пересказом, установление логических переходов от одного пункта плана к другому; пересказ содержания текста по памяти. Особое место занимает комментированное чтение. Виды комментария (историко-бытовой, религиозно-философский, лингвистический, литературоведческий, эмоционально-оценочный). Использование в практике школьного преподавания комментариев к художественным произведениям Ю.М. Лотмана, П.Г. Пустовойта, М.Т. Пинаева и др.
    Литературоведческая концепция – основа анализа художественного произведения в школе. Задачи школьного анализа: выявление идейного и художественного своеобразия изучаемого произведения; практическое овладение приёмами литературоведческого анализа; развитие логического и художественного мышления школьников, их творческого воображения, самостоятельности суждений; совершенствования навыков устной речи. Обучающий и воспитывающий характер школьного анализа. Отличие школьного анализа от литературоведческого по целям, объёму, средствам изучения художественных текстов. Педагогическая направленность, избирательность, вариативность, целостность и проблемность школьного анализа. Соответствие путей, методов и приёмов анализа природе художественного произведения, его родовой и жанровой специфике, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия школьников, педагогическим целям учителя. Подробнее о специфике школьного анализа художественного произведения см. http://lms.vspu.ru/lessons/lektsiya-9-analiz-teksta-kak-neobhodimyiy-etap-izucheniya-literaturnogo-proizvedeniya/
    Пути анализа литературного произведения в школе как последовательность изучения художественного текста, реализуемая в системе уроков. Анализ «вслед за автором», «пообразный», проблемный и их варианты. Выбор пути анализа в зависимости от уровня литературного развития учащихся. Обучение школьников сравнительному анализу. Виды сравнения: сравнение произведения с его реальной основой, сопоставление произведений, близких по тематике и проблематике, сопоставление героев, эпизодов, мотивов в рамках одного произведения или в процессе сопоставления творчества различных авторов, сравнение вариантов с каноническим текстом, сравнение литературного текста с другими видами искусства, сравнение оригинального текста и его перевода на другой язык.
    Основополагающая роль приёма сравнения в создании проблемных ситуаций. Различные классификации приёмов сравнения были выделены С.А. Зининым:
    Внутритекстовые сопоставления
    а) сравнение образов героев;
    б) сопоставление элементов композиции (эпизоды, сцены, части, описания, детали и т.п.);
    в) соотношение эпиграфа и идейного звучания произведения (или его части);
    г) стилистические сопоставления.
    2. Межтекстовые сопоставления
    а) сопоставление произведений одного или разных авторов по жанровым, проблемным и другим признакам;
    б) черновой и окончательный варианты произведения или его составных элементов;
    в) художественный образ и биографические источники его прототипа;
    г) сопоставление разножанровых вариантов одного авторского сюжета;
    д) сравнение произведения и его пародийного переложения.
    3. Интерпретационные сопоставления
    а) различные критические интерпретации произведения;
    б) сравнение читательских оценок произведения;
    в) историко-функпиональные аспекты его прочтения, трактовки;
    г) сопоставление биографий писателей применительно к проблеме авторских позиций;
    д) сравнение живописных, графических, музыкальных и т.п. интерпретаций литературного произведения.
    Литература:
    1. Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. – М., 1990
    2. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. – М., 1983
    3. Беляева Н.В. Содержание и структура школьного курса литературы в контексте современной информационно-образовательной среды / Литература в школе – 2013 – № 3. – С. 22-25
    4. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986.
    5. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М., 1984.
    6. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2002.
    7. Исаченкова Н.В. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы. – СПб.: Паритет, 2003
    8. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики. – М., 1997.
    9. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Спб.: Искусство, 1996
    10. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1972.
    11. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984.
    12. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 143-178.
    13. Маранцман В.Г. Труд читателя. – М., 1986.
    14. Методика преподавания литературы/ Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана – В 2 ч. – Ч.1. – М.: Просвещение, 1994. – Гл. 4. С. 142-151
    15. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985. – С. 204-235.
    16. Успешное чтение: теория и практика. Методическое пособие для педагогов / Е.И. Казакова и др. – СПб.: ЛЕМА, 2009
    Комментарии к художественным произведениям:
    Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М., 1985
    Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. – М., 1967
    Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л., 1980. и др.

    Отчётность: дать краткий ответ (10-15 предложений) на один из вопросов по материалам лекции:
    1. Охарактеризуйте различные виды чтения, какова их роль на уроке литературы?
    2. Какие виды работы по усвоению текста художественного произведения вы знаете?
    3. Приведите примеры устного словесного рисования, чем оно отличается от пересказа текста?
    4. Каково место комментированного чтения в практике школьного преподавания?
    5. Каковы задачи школьного анализа?
    6. Какие факторы влияют на выбор путей, методов и приёмов анализа?
    7. Каким образом следует построить обучение школьников сравнительному анализу?

  • 01.06.2021
    Лекция 4. Вопросы истории и теории литературы в школьном изучении (2 часа)
    План лекции:
    4.1. Изучение монографических и обзорных тем в школьном курсе литературы
    Цель: познакомить с видами обзорных тем и особенностями их изучения в средних и старших классах.
    Задачи: определить задачи и особенности изучения обзорных тем в средних и старших классах; представить варианты уроков-обзоров; продемонстрировать возможности использования межпредметных связей и различных видов наглядности в процессе проведения уроков-обзоров
    По своему характеру различают обзорные темы вводные и обобщающие, краткие историко-культурные обзоры и обзорные характеристики литературы определенного периода общественно-исторического развития. Существую следующие виды обзорных тем: вводный обзор к изучению творчества писателей определённого периода, обзор-микрокурс, обзоры-звенья, итоговый обзор (З.С. Смелкова). Условиями, способствующими более прочному усвоению материала в ходе изучения обзорной темы, являются чёткость постановки образовательных и воспитательных задач, определение центральной проблемы, принципы организации и отбора материала, установление общих закономерностей развития литературы и других видов искусства. Представим некоторые варианты изучения обзорных тем.
    Так, например, в ходе проведения урока обзорного типа «Жанр басни в мировой литературе» (5 класс) следует рассмотреть традиционный круг басенных сюжетов и образов, определить нравственные проблемы в басне (мораль). Стоит сказать об аллегории как форме иносказания и средстве раскрытия определённых свойств человека при помощи образов животных и предметов. Используя метод сравнительного анализа в процессе изучения обзорной темы «Жанр басни в мировой литературе», можно рассмотреть сюжеты античных басен (Эзоп «Ворон и Лисица», «Муравей и Жук») и их обработку в литературе XVII-XVIII вв. (Лафонтен «Дуб и трость», Г.Э. Лессинг «Свинья и Дуб»). При разработке планов-проспектов обзорного урока следует руководствоваться Примерной программой по литературе, которая для 5 класса предусматривает следующий ряд обзорных занятий: «Литературная сказка», «Образ времени года в литературном произведении», «Образ Родины в русской поэзии», «Образы детей в мировой литературе», «Образы детей в военной поэзии и прозе», «Жанр рассказа в мировой литературе», «Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей».
    Возможно и обзорное изучение творчества одного художника слова. Обратимся к обзорной теме «Художественный мир В. Брюсова» (11 класс). Содержание лекции включает в себя следующую информацию: В. Брюсов как один из основоположников символизма в русской литературе. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова: урбанизм, история, смена культур, научное познание мира, неуловимая мечта, сила воображения, основой которого может быть реальная жизнь или экзотика. Культ формы в лирике Брюсова: рационализм, отточенность образов и стиля. Попытка создать образец, схему русского стиха, выявить его новые возможности. Далее следует анализ двух-трёх стихотворений В. Брюсова, например, «Каменщик», «Грядущие гунны», и поиск ответа на проблемные вопросы: какие обстоятельства повлияли на формирование творческого кредо В. Брюсова? Как соотносятся в восприятии лирического героя его стихотворений картина реального мира и мир мечты? Необходимо установление внутрипредметных связей в процессе изучения творчества В. Брюсова. Следует сказать о своеобразии решения темы поэта и поэзии в стихотворениях А.С. Пушкина («Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»); М.Ю. Лермонтова («Поэт», «Пророк»); Н.А. Некрасова («Поэт и гражданин», «Элегия») и В. Брюсова «Творчество», «Юному поэту».
    Изучение обзорной темы ««Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» (П. Герман): обзор литературы 30-х гг. ХХ века» в 11 классе предусматривает рассмотрение следующих вопросов: апофеоз соцреалистической парадигмы в литературе: окончательное официальное закрепление несвободы художника. Устав Союза советских писателей, формулирующий метод социалистического реализма. Официальный «художественный монологизм» (единообразие идей, языка и стилей, вытеснение орнаментальной и сказовой прозы). Каноны социалистического реализма, назидательность и идеализация действительности. «Производственная проза» 30-х годов («Время, вперёд!» В. Катаева). Отсутствие героя, частной жизни; коллективный труд как цель и смысл человеческого существования. Формирование нового типа «массового человека». Романы воспитания. «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко. Роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь», создающий образ советского человека. Развитие жанра исторического романа («Пётр Первый» А.Н. Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова). Воспевание новой колхозной деревни в поэзии М. Исаковского и «Стране Муравии» А.Т. Твардовского. В ходе данного урока следует использовать межпредметные связи с историей: ликвидация нэпа, начало коллективизации и индустриализации в стране; изобразительным искусством и скульптурой: С. Герасимов «Колхозный праздник», Б.В. Иогансон «Допрос коммуниста», В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»; музыкой: песни И. Дунаевского, Д. Шостаковича, М. Блантера, Ю. Хайта; кино: «Чапаев» (1934 г.), «Семеро смелых» (1936 г.), «Трактористы» (1939 г.) и др.
    Литература:
    1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. Первое полугодие – М., 2004.- С. 18-24.
    2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. Второе полугодие – М., 2004.- С. 179-197.
    3. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы.- М., 1974
    4. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 232-244.
    5. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 227-234.
    6. Подругина И.А. Обзорный анализ художественного текста в старших классах. – М., 1994.
    4.2. Значение, содержание и методика анализа литературно-критических статей на базовом и профильном уровнях обучения.
    Цель: познакомить с методикой анализа литературно-критических статей на базовом и профильном уровнях обучения.
    Задачи: определить роль литературной критики в развитии изящной словесности; продемонстрировать возможности использования приёма сравнительного анализа в процессе изучения критических статей; научить составлять план, тезисы и конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
    Значение, содержание и методика изучения литературно-критических статей на уроках литературы. Роль критики в развитии изящной словесности, в общественном самосознании, в освободительном движении. Изучение критической статьи параллельно с работой над литературным произведением, во взаимодействии с теорией литературы. Использование приёма сравнительного анализа в процессе изучения критических статей: Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев о Катерине («Гроза»); Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин об Обломове и др. Методика составления плана, тезисов, конспекта литературно-критической статьи.
    . Литература
    1. Войтушенко В.Д., Король Н.И. Изучение литературно-критических материалов в школе. – Киев, 1982.
    2. Дановский А.В. Изучение литературно-критических статей. // Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М., 1990.
    3. Демидова Н.А. Изучение литературно-критических статей // Методика преподавания литературы. — В 2 ч. Ч. 2. – М., 1995.
    4. Костылев О.Л. Критическая статья на уроке литературы. – Л., 1976.
    4.3. Вопросы теории литературы в школьном изучении.
    Цель: определить роль теории литературы в совершенствовании читательского опыта учащихся, овладении критериями оценки художественного явления.
    Задачи: представить круг теоретико-литературных понятий, изучаемых в средних и старших классах; наметить последовательность в формировании теоретико-литературных понятий; продемонстрировать алгоритм формирования понятий «олицетворение», «композиция», «классицизм».
    Системно-функциональный подход к школьному изучению истории и теории литературы как условие овладения учащимися историко- и теоретико-литературными знаниями. Взаимосвязь логики науки с логикой учебно-воспитательного процесса. Теория литературы и ее значение в школьном литературном образовании. Система теоретико-литературных понятий, изучаемых в школе. Наглядно-образная основа историко- и теоретико-литературных понятий в школе. Понятия о литературных направлениях и течениях и понятия, связанные с освоением основных компонентов литературного произведения.
    Роль теоретико-литературных понятий в совершенствовании читательского опыта учащихся, овладении критериями оценки художественного явления. Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий:
     Накопление фактов, характеристика литературных явлений.
     Общее представление о признаках этого явления.
     Определение понятия или установление его характерных признаков.
     Закрепление существенных признаков понятия или его определения.
     Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.
     Дальнейшее развитие понятия, обогащение его новыми признаками.
    Литература
    1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. – М., 1983.
    2. Балыбердин А.Г. Формирование теоретико-литературных понятий в школе (IV-VII классы). – Киров, 1974.
    3. Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в VIII классе. – М., 1980.
    4. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.
    5. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. – М., 1988.
    6. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. – М., 1974.
    7. Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении – М.: Флинта. 1997.
    8. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 267-294.
    9. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 248-263.
    10. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности. – М., 1999.
    11. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976.
    12. Федотов О.И. Основы теории литературы. – В 2 чч. – М., 2003.
    13. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.

    Отчётность: дать краткий ответ (10-15 предложений) на один из вопросов по материалам лекции:
    1. Какие типы обзорных тем выделяются в современной методической литературе?
    2. Каково соотношение обзорных и монографических тем в программах литературного образования?
    3. Каковы задачи изучения обзорных тем в старших классах? Какова тематика и проблематика уроков-обзоров, рекомендуемых программой по литературе для 9-11 классов?
    4. Какие факторы оказывают влияние на отбор содержания урока?
    5. Как в процессе изучения обзорной темы используются межпредметные связи и различные виды наглядности?
    6. Каково значение изучения литературно-критических статей на уроках литературы?
    7. Какую роль играет приём сравнительного анализа в процессе изучения критики?
    8. Стоит ли всегда соглашаться с оценкой произведения, данной Белинским, Добролюбовым или другим именитым критиком?
    9. Можно ли наряду с классическими образцами использовать на уроке современные критические статьи и почему?
    10. Каково значение изучения теории литературы в школе? В чём специфика данной работы в среднем и старшем звене?
    11. Какова последовательность в формировании теоретико-литературных понятий?

  • 04.06.2021
    Семинар № 4. Изучение эпических произведений на уроках литературы в средних и старших классах (2 часа).
    Цель: познакомить с особенностями изучения эпических произведений на уроках литературы в средних и старших классах.
    Задачи: дать определение эпоса как повествования о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях; привести примеры анализа сюжетно-композиционной основы эпических произведений и работы над эпизодом и образом-персонажем; охарактеризовать различные формы контроля прочтения большого эпического произведения на уроках литературы
    План занятия:
    1. Эпос как повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях. Присутствие образа повествователя и рассказчика в эпическом произведении. Компоненты художественного текста, существенные для эпического рода: тематика, проблематика, сюжет; образы героев; автор как творец художественного мира произведения. Сочетание объективной литературоведческой трактовки и субъективной интерпретации произведения читателем.
    2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения и работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции разбора произведения. Роль понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя в развитии интереса к чтению и анализу художественного произведения.
    3. Формы контроля прочтения большого эпического произведения на уроках литературы (методика проведения тестирования, графические задания, иллюстрирование, использование различных видов пересказов и устного словесного рисования, ведение читательских дневников). Сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы в классе в процессе изучения эпического произведения.
    4. Особенности восприятия и изучения эпических жанров (рассказ, новелла, басня, повесть, роман, роман-эпопея) в средних и старших классах. Система уроков изучения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе и рассказа А.П. Чехова «Ионыч» в 10 классе.
    Литература
    1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2002 – С. 81-98
    2. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина Х1Х века. – 10 класса. – М., 2003. – С. 318-324
    3. Критарова Ж.Н. Конспекты уроков для учителя литературы. 7 класс. – М., 2001 – С. 62-86
    4. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Комиссарова Е.В. Литература в 7 классе. Урок за уроком. – М., 1997 – С. 108-140
    5. Хализев В.Е. Эпос: повествование и его субъект // Теория литературы — М., С. 335-340.
    6. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 136-158
    Вопросы студенту для самопроверки: каковы особенности эпоса как рода литературы? Какие формы контроля прочтения большого эпического произведения на уроках литературы вы можете предложить? Охарактеризуйте особенности восприятия и изучения различных эпических жанров (рассказ, новелла, басня, повесть, роман, роман-эпопея) в средних и старших классах.

    Отчётность: выберите эпизод одного из эпических произведений, изучаемых в школьном курсе литературы; составьте вопросы к его анализу; перешлите преподавателю текст эпизода и ваши вопросы.

  • 04.06.2021
    Семинар 5. Изучение драматических произведений в школе (2 часа).
    Цель: познакомить с особенностями изучения драматических произведений.
    Задачи: определить, в чём заключаются трудности выявления авторской позиции при восприятии драмы; наметить приемы, активизирующие деятельность воображения читателя; проанализировать особенности изучения драматических произведений на уроках литературы в средних и старших классах.
    План занятия:
    1. Особенности драматических произведений, основной и побочный текст драмы. Своеобразие способов выражения авторской позиции в драме: списки действующих лиц, обозначение времени и места действия, описание сценической обстановки в начале актов и эпизодов, авторские ремарки. Ориентация драмы на требования сцены: тяготение пьес к внешне эффектной подаче изображаемого, гиперболической образности, условности речевого самораскрытия героев.
    2. Жанры драматических произведений (трагедия, комедия и др.) Выяснение своеобразия конфликта в драме и способов создания характеров. Трудности выявления авторской позиции при восприятии драмы. Свобода читательской интерпретации.
    3. Приемы, активизирующие деятельность воображения читателя. Работа над мизансценой, ремаркой, сценической историей пьесы. Аналитическое чтение и чтение по ролям на уроках изучения драмы. Комментарий и его роль на уроках изучения драм. Использование наглядности и ТСО на уроках литературы в процессе знакомства со сценической постановкой.
    4. Система уроков изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе как один из вариантов анализа драматического произведения. История создания комедии, прототипы главных героев. «Горе от ума» как просветительская комедия. Личная и общественная драма Чацкого. Способы создания комического эффекта. Проблема ума и её осмысление в пьесе. Особенности жанра и языка комедии «Горе от ума». Авторская позиция и способы её воплощения в драматургическом произведении. Восприятие комедии на протяжении 19-20 вв. Традиции просветительской драмы и новаторство А.С. Грибоедова. Вариативность изучения комедии в школе.
    Литература
    1. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. – Л., 1988.
    2. Докусов А.М., Маранцман В.Г. «Ревизор» Гоголя в школьном изучении. – М., 1967.
    3. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. – М., 1982.
    4. Кунарёв А.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. – М., 2004.
    5. Медведев В.П. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении. – Л., 1971
    6. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М., 2008. – С. 166-176
    7. Методика преподавания литературы: Пособие для пед. вузов / Под ред. З.Я. Рез. – М., 1985. – С. 191-203.
    8. Петриева Л.И., Пранцова Г.В. А.С. Грибоедов. Изучение в школе. – М., 2001.
    9. Роговер Е.С. Прием мизансценирования драмы и наглядное обучение / Литература в средней школе. – Вып. 5. – Л., 1971
    10. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – Л., 1983.
    11. Хализев В.Е. Драма как род литературы. – М., 1986.
    Вопросы для самопроверки: каковы особенности драмы как рода литературы? В чём заключается своеобразие способов выражения авторской позиции в драме? Назовите приемы, активизирующие деятельность воображения читателя при изучении драмы. Как должна строиться работа над мизансценой, ремаркой, сценической историей пьесы? Какое место на уроке литературы должно занимать аналитическое чтение и чтение по ролям? Как можно использовать ИКТ и ЭСО в процессе анализа драмы? Какие личностные, метапредметные и предметные результаты могут быть достигнуты в процессе анализа комедии А.С. Грибоедова? Какие УУД сформированы? Какие технологии могут найти применение в ходе анализа драмы?

    Отчётность: выберите одну из сцен комедии Грибоедова, составьте вопросы к её анализу, расположив их в логическом порядке; перешлите преподавателю ваши вопросы, указав параметры рассматриваемой вами сцены (действие и явление).

  • Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Теория и методика обучения литературе… Семинар № 6
    Время: 10 июн. 2021 09:45 AM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/74203850424?pwd=a1BRbGRKUjdPK1B6RG95aDl6bnJNZz09

    Идентификатор конференции: 742 0385 0424
    Код доступа: hKj70V

  • Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Теория и методика… Консультация к экзамену
    Время: 15 июн. 2021 11:30 AM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/78854265342?pwd=QzFaWDRBZTd4M3piUk12V0Z1d0hSZz09

    Идентификатор конференции: 788 5426 5342
    Код доступа: XG1F6v

  • Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Теория и методика литературы… Экзамен
    Время: 17 июн. 2021 11:30 AM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/72980517768?pwd=K3NHbmV5SnNZVS9HU2Qyelg0M1ZVQT09

    Идентификатор конференции: 729 8051 7768
    Код доступа: RL1Gve