2 курс (магистранты, ОЗО) Проектирование и управление образовательным программами (экзамен, конс.) (3 записи)

  • 2 курс (магистранты, ОЗО) «Проектирование и управление образовательным программами (экзамен, конс.) (Путило О.О.)

  • Экзаменационное задание.
    Разработайте, ориентируясь на методические рекомендации, образовательную программу по родной литературе, содержащую следующие структурные элементы:

    1. Титульный лист с названием программы, сроками реализации, ФИО разработчика.
    2. Пояснительную записку, в которой обоснована актуальность программы, ее цель и задачи, а также ожидаемые результаты.
    3. Учебно-тематический план, раскрывающий последовательность разделов предлагаемого курса, количество часов на каждый из них, темы и содержание занятий и т.д.
    4. Содержание изучаемого курса: краткое описание разделов и тем внутри разделов.
    5. Методическое обеспечение программы: краткое описание применяемых образовательных технологий и методов, дидактического материала, рекомендации по проведению занятий и пр.
    Список литературы, включающий 1) литературу, используемую педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса; 2) литературу, рекомендуемую для учащихся.

  • Требования к содержанию и структуре программы

    1. Цели и задачи программы должны быть соотнесены с ФГОС и примерными программами соответствующего уровня.
    2. На титульном листе рекомендуется указывать:
    • полное наименование образовательного учреждения, реализующего программу дополнительного образования детей;
    • гриф об утверждении программы (где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа);
    • тип программы и ее название;
    • класс, в котором она будет реализована;
    • ФИО, должность автора(ов) программы;
    • город, в котором планируется реализация программы;
    • год разработки программы.
    2. Пояснительная записка должна содержать информацию об основных идеях программы, актуальности и предполагаемой востребованности; содержании предлагаемого детям образования, принципах организации процесса его освоения. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
    • направленность программы;
    • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
    • цель и задачи программы;
    • отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
    • класс(ы), на который рассчитана данная программа;
    • формы и режим занятий;
    • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
    • форма подведения итогов реализации общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции);
    • учебно-методическую литературу, на которой основывается данная программа.
    Цель должна быть чётко сформулирована, реальна, достижима, контролируема.
    Задачи программы – это конкретные «пути» достижения цели. Задачи должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать; связаны с формированием тех или иных личностных качеств. Задачи должны быть конкретны, достижимы, убедительны, реальны, реализуемы, оригинальны и измеряемы. Задачи программы логично согласуются с целью и демонстрируют её достижение.
    Отличительные особенности и новизна программы — характерные свойства, отличающие программу от других; отличительные черты и основные идеи, которые придают программе своеобразие. Следует отметить, на какие современные тенденции в науке и литературе опирается программа педагога. Краткий анализ имеющихся программ дополнительного образования позволит:
    — продемонстрировать отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ;
    — обосновать необходимость модификации (адаптации) программы для составления собственной;
    — в случае отсутствия разработок, создать авторскую применительно к конкретным условиям и контингенту обучающихся.
    Ожидаемые результаты: необходимо отразить, какие именно результаты образования будут сформированы у детей:
    — личностные результаты — система ценностных отношений, интересов и мотиваций к обучению; включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
    — метапредметные результаты — усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.
    — предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование.
    3. Календарный учебно-тематический план раскрывает последовательность разделов и тем предлагаемого курса, а также количество часов на каждую из них. Он должен быть соотнесен с целями и задачами программы, сроками и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса. Учебный план представляется в форме таблицы с графами:
    — порядковый номер;
    — название раздела;
    — тема урока;
    — количество часов (строго 1 час на тему);
    — содержание образования;
    — виды учебной деятельности, направленные на формирование УУД;
    — планируемые результаты освоения материала;
    — домашнее задание;
    — дата проведения по плану;
    — дата проведения по факту.
    4. Содержание программы отразить через краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане.
    5. Методическое обеспечение содержит рекомендации по проведению занятий, дидактический и лекционный материалы, методики для реализации различных видов деятельности и т.д.
    6. Список литературы должен содержать 2 раздела:
    — литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
    — литература, рекомендуемая для учащихся по данной программе.