Требования к содержанию и структуре программы
1. Цели и задачи программы должны быть соотнесены с ФГОС и примерными программами соответствующего уровня.
2. На титульном листе рекомендуется указывать:
• полное наименование образовательного учреждения, реализующего программу дополнительного образования детей;
• гриф об утверждении программы (где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа);
• тип программы и ее название;
• класс, в котором она будет реализована;
• ФИО, должность автора(ов) программы;
• город, в котором планируется реализация программы;
• год разработки программы.
2. Пояснительная записка должна содержать информацию об основных идеях программы, актуальности и предполагаемой востребованности; содержании предлагаемого детям образования, принципах организации процесса его освоения. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
• направленность программы;
• новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
• цель и задачи программы;
• отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
• класс(ы), на который рассчитана данная программа;
• формы и режим занятий;
• ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
• форма подведения итогов реализации общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции);
• учебно-методическую литературу, на которой основывается данная программа.
Цель должна быть чётко сформулирована, реальна, достижима, контролируема.
Задачи программы – это конкретные «пути» достижения цели. Задачи должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать; связаны с формированием тех или иных личностных качеств. Задачи должны быть конкретны, достижимы, убедительны, реальны, реализуемы, оригинальны и измеряемы. Задачи программы логично согласуются с целью и демонстрируют её достижение.
Отличительные особенности и новизна программы — характерные свойства, отличающие программу от других; отличительные черты и основные идеи, которые придают программе своеобразие. Следует отметить, на какие современные тенденции в науке и литературе опирается программа педагога. Краткий анализ имеющихся программ дополнительного образования позволит:
— продемонстрировать отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ;
— обосновать необходимость модификации (адаптации) программы для составления собственной;
— в случае отсутствия разработок, создать авторскую применительно к конкретным условиям и контингенту обучающихся.
Ожидаемые результаты: необходимо отразить, какие именно результаты образования будут сформированы у детей:
— личностные результаты — система ценностных отношений, интересов и мотиваций к обучению; включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
— метапредметные результаты — усвоенные обучающимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.
— предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование.
3. Календарный учебно-тематический план раскрывает последовательность разделов и тем предлагаемого курса, а также количество часов на каждую из них. Он должен быть соотнесен с целями и задачами программы, сроками и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса. Учебный план представляется в форме таблицы с графами:
— порядковый номер;
— название раздела;
— тема урока;
— количество часов (строго 1 час на тему);
— содержание образования;
— виды учебной деятельности, направленные на формирование УУД;
— планируемые результаты освоения материала;
— домашнее задание;
— дата проведения по плану;
— дата проведения по факту.
4. Содержание программы отразить через краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане.
5. Методическое обеспечение содержит рекомендации по проведению занятий, дидактический и лекционный материалы, методики для реализации различных видов деятельности и т.д.
6. Список литературы должен содержать 2 раздела:
— литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
— литература, рекомендуемая для учащихся по данной программе.