2 курс (магистранты, ОЗО) Анализ худ. текста с учётом жанровой специфики (Манаенкова Е.Ф.) (5 записей)

  • 2 курс (магистранты, ОЗО) Анализ худ. текста с учётом жанровой специфики (Манаенкова Е.Ф.)

  • 15.02.2021
    11.30-13.00

    Лекция №1.
    Тема: Теория литературных жанров.

    План лекции

    1. Основные роды и жанры литературы. Жанровые разновидности лирических, лироэпических, драматических и эпических произведений.
    2. Литература и фольклор. Древнерусская литература. Жанровая система русского фольклора. Жанры древнерусской литературы. Жанровые и идейно-художественные особенности «Слова о полку Игореве».
    3. Русская литература и культура XVIII века. Система жанров русского классицизма. Русская сентиментальная повесть. Лирические жанры. Эволюция жанра оды. Жанр комедии в творчестве Д.И. Фонвизина.
    4. Русская литература ХIХ в. (1 пол.). Эра романтизма. Развитие реализма. Жанровое многообразие литературы. Ведущие жанры в творчестве русских писателей 1-й пол. ХIХ в. Элегии В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского. Баллады Жуковского. Басни И.А. Крылова. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: художественный метод, особенности жанра. Лирика А.С. Пушкина. Типы поэмного жанра в творчестве А.С. Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин». Прозаические жанры в творчестве А.С. Пушкина. Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Психолого-философский роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Новаторство Н.В. Гоголя-драматурга. Прозаическая поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    5. Русская литература ХIХ в. (2 пол.). Расцвет русского реализма. Драма А.Н. Островского «Гроза». Жанровые разновидности русского реалистического эпоса. Развитие больших эпических форм: романы И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Жанровое своеобразие эпического и драматургического творчества А.П. Чехова.
    6. Русская литература ХХ – нач. ХХI века. Литературные направления 2-х первых десятилетий ХХ в. (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм). Поэзия «серебряного века»: лирика и поэмы А. Блока, Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Маяковского, С. Есенина, М.И. Цветаевой. Проза М.А. Шолохова, М.А. Булгакова Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова, А.С. Солженицына. Ведущие жанры в прозе, поэзии, драматургии писателей 2-й половины ХХ в.: В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.М. Шукшина, Б.А. Ахмадулиной, И.А. Бродского, Е.А. Евтушенко, А.Н. Арбузова, А.В. Вампилова и др. Современный литературный процесс. Постреализм в литературе 1980-2000-х годов: система жанров в творчестве Л. Петрушевской, «малые» жанры В. Маканина. Развитие постмодернистской прозы: В. Ерофеев, Т. Толстая, В. Пелевин.

    Литература

    Основная
    1. Хализев В.Е. Теория литературы. – 4 изд. – М., 2005.
    2. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов филологических факультетов вузов: в 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2004.
    3. Тюпа В.И. Анализ художественного текста. Уч. пособие. – М., 2009.
    4. Чернец Л.В, Хализев В.Е, Эсалнек А.Я. и др. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. – М., 2004.

    Дополнительная
    Учебники, учебные пособия
    1. Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М., 1995.
    2. Кременцов Л.П. Теория литературы: Чтение как творчество: Учеб. пособие. – М., 2003.
    3. Потебня А.А. Теоретическая поэтика: Учеб. пособие для студентов филологических факультетов вузов. – М., 2003.
    4. Пронин В.А., Давыдова Т.Т. Теория литературы: учеб. пособие. – М., 2003.
    5. Федотов О.И. Основы теории литературы: в 2 ч. – М., 2003.

    Рекомендуемая
    1. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. – М., 2003.
    2. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. – М., 1964.
    3. Корман Б.О. Избранные труды по истории и теории литературы. – Ижевск, 1992.
    4. Лихачев Д.С. Отношение литературных жанров между собой // Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.
    5. Литературный процесс / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1981.
    6. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. Учеб. пос. – М., 2004.
    7.Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX в. – Л., 1971.
    8.Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. – М., 2002.
    9.Чернец Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. – М., 1982.

    ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ:
    1. Перечислите виды и жанры лирического, эпического и драматического рода.
    2. Может ли одно произведение сочетать в себе жанровые признаки лирики, эпоса и драмы? Приведите пример.
    3. Чем принципиально отличаются друг от друга рассказ, новелла и очерк?
    4. Приведите 2-3 примера лирических стихотворений, сочетающих разные жанрово-видовые признаки.
    .

  • 17.02.2021
    11.30-13.00

    Практическое занятие №1.
    Тема: Анализ лирического произведения

    План

    1. Диалектика объективного и субъективного в лирике. Значение «внешних» факторов (биографического, исторического, социального, литературного и др.) в создании анализируемого стихотворения.
    2. Принципы жанровой систематизации лирических текстов. Жанровые признаки стихотворения.
    3. Тема и идея лирического произведения. Особенности их выражения.
    4. Лирический образ как образ-переживание. Соотношение авторского «я» (повествователя) и лирического героя (персонажа) в поэтическом тексте.
    5. Композиционно-сюжетная организация стихотворения: наличие временной канвы, параллелизмы, повторы, сравнения, противопоставления и т.п. как сюжетообразующие факторы.
    6. Проблема поэтического слова. Словесно-образные лейтмотивы.
    7. Ритмико-интонационный строй. Строфика, метр и ритм, рифма и смысл. Звукопись.
    8. Рассмотрение стихотворения в сравнительно-сопоставительном аспекте (традиционное и новаторское в лирике).
    9. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» (см.: Степанов Н.Л. «…Вновь я посетил…» // Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., 1969. – С. 48-60).
    10. Примерная схема анализа лирического стихотворения (лироэпического произведения):

    I. Комментарий (один или несколько – по выбору):
    1. Историко-бытовой.
    2. Религиозно-философский.
    3. Биографический.
    II. Макроуровень анализа:
    1. Особенности жанра.
    2. Субъектно-объектная структура текста.
    3. Особенности лирического сюжета и композиции.
    4. Образный строй стихотворения. Система тропов.
    5. Лирический хронотоп.
    6. Стилевые особенности произведения
    III. Микроуровень анализа:
    1. Поэтический синтаксис.
    2. Ритм и метр стихотворения.
    3. Строфика и рифма.
    4. Фонетика и графика стиха.
    IV. Историко-литературный анализ:
    1. Место произведения в творчестве автора, в рамках литературного направления и течения.
    2. Специфика художественного метода и его реализация в тексте.
    3. Восприятие произведения современниками. Его критическая оценка и литературоведческая интерпретация.

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. – Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В.И. Коровина. – М.: Владос, 2005. – 524 с. – Допущено МО РФ.
    3. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. – 3-е изд., испр. – М.: ОНИКС, 2006. – 505 с.

    Дополнительная
    Учебники и учебные пособия:
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. -Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    3. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    5. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970
    7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая
    1. В.Г. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (раздел «Лирическая поэзия») – люб. изд.
    2. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л, 1974. – С. 6-26, 222-240.
    3. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.
    4. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. – М., 1980.
    5. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. – М., 1972. – С. 184-206.
    6. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. – М., 1976.
    7. Поэтический строй русской лирики / Под ред. Г.М. Фридлендера. – Л., 1973.
    8. Русское стихосложение XIX в. Материалы по метрике и строфике русских поэтов / Под ред. М.Л. Гаспарова. – М., 1979.
    9. Степанов Н.Л. «…Вновь я посетил…» // Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М., 1969. – С. 48-60.
    10. Сильман Т.И. Заметки о лирике. – Л., 1977 (разд. «Семантическая структура лирического стихотворения». С. 5-45).
    11. Федотов О.В. Основы русского стиховедения. Методика и ритмика: Учеб. пособие. – М., 1997.
    12. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение: Учеб. пособие. – СПб., 1996.
    13. Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б.М. О поэзии – Л., 1969. – С. 328-348, 391-435.

    ЗАДАНИЕ К ЗАЧЁТУ:
    Дайте целостный анализ стихотворения русского поэта (по выбору – не повторяться!) по предложенной в плане занятия схеме.

  • 20.02.2021
    11.30-13.00

    Практическое занятие №2.
    Тема: Анализ эпического произведения

    План

    1. Родовые и видовые свойства эпического жанра:
    1) Сюжетно-событийная основа, объем и принципы отбора жизненного материала, временные рамки произведения.
    2) Эпичность в раскрытии человеческого характера:
    а) изображение героя в многообразии его связей с окружающим миром.
    б) показ внутреннего мира героя через поступки, действия, в сопоставлении с другими персонажами;
    в) объективные формы выражения авторского отношения к герою произведения; многообразие эмоционально-смысловых оттенков авторского слова (ирония, юмор, сатирико-обличительный тон, элементы сочувствия и сострадания и т.д.).
    3) Значение внефабульных элементов в произведении. Лирико-драматическое начало в эпических произведениях.
    2. Особенности авторского повествования (индивидуальные черты стиля писателя).
    3. Дискуссионные интерпретации произведения.
    4. Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель» (см. рекомендованную литературу).
    5. Примерная схема анализа эпического и драматического произведения (фрагмента):

    I. Комментарий (один или несколько – по выбору):
    1. Историко-бытовой.
    2. Религиозно-философский.
    3. Биографический.
    II. Концептуальная интерпретация текста:
    1. Тема и идея фрагмента художественного текста.
    2. Проблематика фрагмента в контексте произведения.
    III. Поэтика произведения:
    1. Отражение жанровой специфики в данном фрагменте текста.
    2. Место эпизода в сюжетно-композиционной структуре произведения.
    3. Способы художественного воплощения образов-характеров персонажей: портрет, интерьер, рече-жестовая характеристика.
    4. Внесюжетные элементы произведения и их художественные функции в анализируемом фрагменте текста
    5. Стилевые особенности фрагмента.
    6. Хронотоп текста.
    IV. Историко-литературный анализ:
    1. Место произведения в творчестве автора, в рамках литературного направления и течения.
    2. Специфика художественного метода и его реализация в тексте.
    3. Восприятие произведения современниками. Его критическая оценка и литературоведческая интерпретация.

    Литература

    Основная
    1. История русской литературы XIX века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература». Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В.И. Коровин, Н.Н. Прокофьев, С.М. Скрябин. – М.: Владос, 2005. – 478 с. – Допущено МО РФ.
    2. История русской литературы XIX века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л.А. Капитанова, В.И. Коровин, М.М. Крупчатов / Под. ред. В.И. Коровина. – М.: Владос, 2005. – 524 с. – Допущено МО РФ.
    3. История русской литературы XIX века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В.Н. Аношкина и др. – 3-е изд., испр. — М.: ОНИКС, 2006. – 505 с.

    Дополнительная
    Учебники и учебные пособия:
    1. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ.
    2. История русской литературы: в 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. – Л., 1981.
    3. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. – Л., 1982 (гл.8 и 10).
    4. Васильева С.С. и др. История русской литературы и литературной критики ХIХ века: Учеб. пособие для студентов-филологов. – Волгоград, 2011.
    5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 «Филология» – М., 2005. – Рекомендовано УМО.
    6. Соколов А.Н. История русской литературы века (1-я половина). – М., 1970.
    7. Якушин Н.И. Русская литература XIX века (первая половина): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – Рекомендовано МО РФ

    Рекомендуемая
    1. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – Л., 1979. – С. 89-149.
    2. Гольденберг АХ. Смех и слезы в метапоэтике Гоголя // Категории рационального и эмоционального в художественной словесности: сб. науч. ст. по итогам VII Междунар. науч. конф. «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». Волгоград, 28-30 окт. 2013 г. / отв. ред. и сост. Е.Ф. Манаенкова. – Волгоград: Перемена, 2013. – С. 54-61.
    3. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959. – С. 345-374.
    4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.
    5. Лотто Ч. Лествица «Шинели» (предисловие к публикации И. Золотусского) // Вопросы философии. – 1993. – №8. – С. 58-83.
    6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988.
    7. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М., 1996.
    8. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л., 1973. – С. 3-9, 259-261.
    9. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Очерки о русской литературе XIX в. – Л., 1971. – С. 204-209.
    10. Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. Повествовательная проза и лирика. – М., 1977. – С. 133-137.
    11. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе: Сб. ст. – Л., 1969. – С. 306-326.

    ЗАДАНИЕ К ЗАЧЁТУ:
    Дайте целостный анализ эпического (драматического) произведения отечественной литературы (по выбору – не повторяться!) по предложенной в плане занятия схеме.

  • 22.02.2021
    11.30-13.00

    Зачёт

    Зачет ставится по итогам выполнения заданий к лекционному и практическим занятиям.

    Форма и сроки отчётности

    Студенты размещают свои ответы в файлах с единообразными названиями (ФИО студента) и отправляют старосте группы, который загружает их по алфавиту в папки, размещенные на гугл-диске. Ссылку на гугл-диск староста группы пересылает мне по адресу: elenamanaenkov@yandex.ru в срок до 18:00 21.02.2021.