2 курс (магистранты) Мифопоэтика русской литературы (Гольденберг А.Х.) (3 записи)

  • 2 курс (магистранты) Мифопоэтика русской литературы (Гольденберг А.Х.)

  • Методические материалы по дисциплине
    Мифопоэтика русской литературы
    для магистрантов ОЗО

    Содержание
    1. Основная учебная литература.
    2. Формы индивидуальной отчетности.
    3. Вопросы и задания к зачету.
    4. Темы и планы семинарских занятий.
    5. Групповая исследовательская работа студентов.
    6. Список основных терминов по дисциплине.
    7. Научная литература для изучения и конспектирования.

    Основная учебная литература

    Гольденберг А.Х. Мифопоэтика русской литературы: учебно-методическое пособие для магистрантов, обучающихся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская програм-ма «Литературное образование в классах с углубленным изучением предмета». – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019. – 45 с.
    Погребная Я.В. Актуальные проблемы современной мифопоэтики. Учебное пособие. Специальная дисциплина магистратуры по направлению 032700 — «Филология» – Учебное пособие. Практикум. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. – 315 с.

    Формы индивидуальной отчетности
    1. Составить тезисный план вступительной лекции «Теоретическое содержание дисциплины» из учебного пособия Гольденберга А.Х. «Мифопоэтика русской литературы».
    2. Подготовить два теоретических вопроса из прилагаемого списка вопросов к зачету (по выбору студента).
    3. Подготовить два практических задания из тем семинаров с приложением рекомендуемых конспектов по данным темам (по выбору студента).
    *Темы теоретических и практических вопросов не должны дублировать друг друга.
    4. Составить словарь терминов по дисциплине (список терминов прилагается).
    5. Написать реферат по мифопоэтическим аспектам произведений по теме своей магистерской диссертации. Объем — 12-15 стр. (включая титульный лист, содержание, список литературы) через 1,5 интервала, кегль 14.

  • 16.06.21

    Фольклорная и мифологическая символика сна Татьяны

    Семинар

    Цель
    Определить фольклорно-мифологическую основу сна Татьяны

    Задачи
    1. Определить роль свадебной и похоронной обрядности в символике сна.
    2. Выявить сказочное начало в сюжете сна.
    3. Проанализировать мифологический подтекст сна Татьяны.

    План
    1. Сон Татьяны и его роль в структуре романа.
    2. Свадьба или антисвадьба? В чем соблюдается и в чем нарушается свадебный канон во сне Татьяны?
    3. Свадьба или похороны? Соотношение свадебной и похоронной обрядности во сне героини.
    4. Сказочный сюжет о лесном доме. Сравнить с балладой Пушкина «Жених».
    5. Сон и явь: образы лесных чудовищ и три сватовства к Татьяне.
    6. Мифологическая символика сна Татьяны.
    7. Сюжеты античной мифологии в поэтике романа «Евгений Онегин».

    Литература

    1. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1980. С. 265-274. 2. Гречина О.Н. О фольклоризме «Евгения Онегина» // Славянские литературы и фольклор. Русский фольклор. Т. 18. Л., 1978. С. 18-42.// http://books.e-heritage.ru/book/10079495
    3. Маркович В.М. О мифологическом подтексте сна Татьяны // Болдинские чтения. Горький, 1981. С. 69-81. // http://lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=ibivAODqtiE%3D&tabid=10183 — тезисный план
    4. Резчикова И.В. Символика в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (сон Татьяны) // Филологические науки. 2001. №2. С. 23-30. //http://www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=43300&ref_dl=1 — план статьи
    5. Маркович В.М. Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина» // Болдинские чтения. Горький, 1978. С. 25-47; Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СПб., 1997. С. 8-29. (Есть в Приложении) — тезисный план
    6. Бетеа Дэвид М. Мифопоэтическое сознание у Пушкина: Апулей, «Купидон и Психея» и тема метаморфозы в «Евгении Онегине» // Пушкинская конференция в Стэнфорде,1999: Материалы и исследования. М., 2001. С. 208-232. /http://www.ruthenia.ru/document/532294.html — тезисный план.

    Темы индивидуальных заданий и вопросы для самопроверки

    Композиция сна Татьяны в свете святочного фольклора.
    Мотивы свадебной и похоронной обрядности во сне Татьяны.
    Мифологическая семантика мотива переправы через воду в романе.
    Мифологические и фольклорные истоки образа медведя во сне Татьяны. Семантика образа в песенном и сказочном фольклоре.
    Жених-разбойник во сне Татьяны и балладе Пушкина «Жених»
    Мотивы сказки о лесном доме и их песенные варианты в мифопоэтике сна Татьяны.
    Хижина в лесу как психологический портрет Онегина во сне Татьяны.
    Сюжет о Нарциссе и нимфе Эхо как один из мифологических подтекстов
    романного сюжета.
    Фольклорно-мифологическая символика зимних образов в романе.

    Студент может выбрать одну из тем для углубленного изучения и доклада на семинаре (объем — 4-5 стр. через 1,5 интервала, кегль 14)

    16.06.21
    Зачетное занятие

    Формы индивидуальной отчетности
    1. Составить тезисный план вступительной лекции «Теоретическое содержание дисциплины» из учебного пособия Гольденберга А.Х. «Мифопоэтика русской литературы».
    2. Подготовить два теоретических вопроса из прилагаемого списка вопросов к зачету (по выбору студента).
    3. Подготовить два практических задания из тем семинаров с приложением рекомендуемых конспектов по данным темам (по выбору студента).
    *Темы теоретических и практических вопросов не должны дублировать друг друга.
    4. Составить словарь терминов по дисциплине (список терминов прилагается).
    5. Написать реферат по мифопоэтическим аспектам произведений по теме своей магистерской диссертации. Объем — 12-15 стр. (включая титульный лист, содержание, список литературы) через 1,5 интервала, кегль 14.

    Вопросы и задания к зачету

    1. Компоненты мифопоэтического и принципы их идентификации. Мотив, мифологема, архетип. Миф и ритуал.
    2. Биография мифологического героя.
    3. Общие свойства мифологического мышления. Функции мифа.
    4. Мифическое время и его «парадигмы».
    5. Первопредки-демиурги — культурные герои.
    6. Архаические мифы творения. Этиология социума. Хаос и космос. Космогенез.
    7. Космическая модель и календарные мифы. Космические циклы и эсхатологические мифы.
    8. Героические мифы и «переходные» обряды. Семантика мифологического сюжета и системы.
    9. Мифологическая основа сюжета «Слова о полку Игореве». Мифологические мотивы «Слова», связанные с земледельческим циклом и свадебной обрядностью.
    10. Мифология образа затмения. Пространство и время «Слова» в мифологическом контексте.
    11. Обрядовый фольклор в мифопоэтике романа «Евгений Онегин». Роль поэзии народного календаря в сюжете романа.
    12. Соотношение элементов свадебной и похоронной обрядности в мифопоэтической символике сна Татьяны.
    13. Сюжеты античной мифологии в поэтике романа «Евгений Онегин».
    14. Роль поминальной и свадебной обрядности в мифопоэтике первого тома «Мертвых душ».
    15. Фольклорные архетипы в мифопоэтике второго тома «Мертвых душ».
    16. Мифологические координаты пространства города Калинова в драме «Гроза».
    17. Время как мифопоэтическая категория драмы «Гроза». Соотношение реального, исторического и мифологического времени в драме.
    18. Биография Печорина в свете теории архетипов Юнга и ее отражение в главах романа «Герой нашего времени».
    19. Печорин и его архетипические двойники. Анималистическая символика в мифопоэтике «Героя нашего времени». Принципы ее воплощения в экранизации романа Лермонтова.
    20. Архаические схемы мифологического мышления в пространственно-временной структуре романа «Преступление и наказание».
    21. Евангельский сюжет о воскрешении Лазаря в трактовке Достоевского, его роль в понимании судьбы главного героя. Мифологический прасюжет романа и его отношение к другим уровням моделирования и осмысления сюжета «Преступления и наказания». Особенности неомифологизма Достоевского.
    22. «История одного города» Салтыкова-Щедрина как мифопоэтический текст. Космогония города Глупова. Циклическое и линейное время в структуре романа.
    23. Мифологические «свойства» глуповского мира. Эсхатология «Истории одного города». Особенности неомифологизма Салтыкова-Щедрина.
    24. Космогония города Федор-Кузьмичск в антиутопическом романе Т. Толстой «Кысь». Миф о культурном герое и его развенчание в сюжете романа.
    25. Постмодернистская перекодировка архаических и культурных мифов в романе «Кысь». Фольклор и псевдофольклор в романе. Особенности неомифологизма Т. Толстой.

    Подключиться к конференции Zoom

    https://us05web.zoom.us/j/9131324994?pwd=NUozZmtENkFWbjdZSW9HZFE2ZDRUdz09

    Идентификатор конференции 913 132 4994

    Код доступа 4AJVK8