07.06.2021
Лекция 1. Диалогическая модель освоения произведения на уроке литературы (2 часа)
Цель: сформировать у магистров знания о технологических моделях, позволяющих реализовать коммуникативно-деятельностный подход к изучению литературы в школе.
Задачи: освоить технологии и конкретные методики, позволяющие осуществлять на практике коммуникативно-деятельностный подход к изучению литературы
План лекции:
Технологии учебных коммуникаций и деятельности, разработанные в рамках инновационных философских и психолого-педагогических подходов. Школы развивающего обучения (В.В. Давыдов) и мыследеятельностной педагогики (Г.П. и П.Г. Щедровицкие, Ю.В. Громыко), школы диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), школы коммуникативной дидактики (В.И. Тюпа) и др.
Коммуникативные технологии литературного образования. Учебный диалог в современных образовательных практиках. Диалогическая модель освоения произведения на уроке литературы Литературоведение и педагогика в поисках диалога согласия.
«Хронотопический анализ» произведения в ситуации учебного диалога. Анализ авторской позиции в учебно-диалогической импровизации. «Партитура» учебно-диалогической импровизации и творческое поведение читателей. «Диалогические» перспективы развития литературного образования.
Приёмы и стратегии технологии развития критического мышления на уроках литературы. Особенности работы с различными видами текстов. Визуальные методы организации материала. Модели постановки и решения проблем на уроке литературы. Групповая работа. Обучение сообща. Организация дискуссий. Организация письменной работы учащихся в технологическом режиме. Метод проектов и его использование на уроках литературы.
Основная литература
1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Директ-Медиа, 2008.
2. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов. – М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003.
3. Коммуникативное поведение. Вып. 24. В.Е. Батракова, А.Г. Лапотько. Особенности коммуникативного поведения старшеклассников. – Воронеж: «Истоки», 2006.
Дополнительная литература
4. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. – М. : Издат. полит. литературы, 1991.
5. Библер В.С. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. – М., 1997.
6. Биби Стивен А. Обучение ценностям через содержание предмета «Коммуникативные исследования» // Сибирь. Философия. Образование. Альманах. 2000. Вып. 4. С. 77-93.
7. Коммуникативные ситуации. Воронеж, 1993.
8. Каспаржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Российское школьное образование: взгляд со стороны (психолого-педагогический анализ результатов тестирования российских подростков в международном тестировании PISA – 2000) // Вопросы образования. 2004. № 1. – С. 190-231.
9. Петрова Г.И. Коммуникативная онтология и современное образование // Философия образования. – 2004. – № 2(10). – С. 3-8.
10. Петрова Г.И. Роль образовательных инноваций в модернизации современного образования // Модернизация школьного образования: опыт, проблемы. Томск: STT, 2006. Вып. 3. С. 5-14.
11. Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы./ Сост. Т.А. Калганова – М.: Дрофа, 2000.
12. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы Базовый уровень./ Под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2005.
13. Программа по литературе (5-11 классы) для школ и классов с углубленным изучением литературы / Под ред. М.Б. Ладыгина – М.: Просвещение, 2000.
14. Современный отечественный литературный процесс: Учебное пособие /Т.Г. Кучина. – М.: Дрофа, 2008.
15. Тюпа В.И. Три кита коммуникативной дидактики // Дискурс. Новосибирск, 1997. № 3-4. Режим доступа: http://www.nsu.ru/education/virtual, свободный.
16. Тюпа В.И. Онтология коммуникации // Дискурс. Новосибирск, 1998. № 5/6. С. 5-20.
17. Черняк М.А. Современная русская литература: Учебно-методические материалы. – М.: Эксмо, 2007.
18. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях: Тр. семинара. М., 1983.
19. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2) / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 9 (2). – М., 2005.
20. Щепа Вера Андреевна. Формирование диалогического мышления на уроках литературы (На материале пушкинских набросков): Дис. … канд. пед. наук : 13.00.02: Самара, 2001 223 c. РГБ ОД, 61:02-13/396-2.
21. Фундаментальное ядро содержания общего образования // Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
22. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Отчётность: предложите тему и сформулируйте вопросы для урока-дискуссии в рамках реализации коммуникативно-деятельностного подхода к изучению литературы в школе. Обязательно укажите класс, в котором вы планируете провести данное занятие. На первом практическом мы будем говорить о методике проведения регламентируемой дискуссии и заслушаем все ваши ответы!