2 курс (магистранты) Коммуникативно-деят. подход к изучению лит. произведений в школьной практике (6 записей)

  • 2 курс (4 семестр) (магистранты) «Коммуникативно-деятельностный подход к изучению литературных произведений в школьной практике»

  • 07.06.2021
    Лекция 1. Диалогическая модель освоения произведения на уроке литературы (2 часа)

    Цель: сформировать у магистров знания о технологических моделях, позволяющих реализовать коммуникативно-деятельностный подход к изучению литературы в школе.
    Задачи: освоить технологии и конкретные методики, позволяющие осуществлять на практике коммуникативно-деятельностный подход к изучению литературы

    План лекции:

    Технологии учебных коммуникаций и деятельности, разработанные в рамках инновационных философских и психолого-педагогических подходов. Школы развивающего обучения (В.В. Давыдов) и мыследеятельностной педагогики (Г.П. и П.Г. Щедровицкие, Ю.В. Громыко), школы диалога культур (В.С. Библер, С.Ю. Курганов), школы коммуникативной дидактики (В.И. Тюпа) и др.
    Коммуникативные технологии литературного образования. Учебный диалог в современных образовательных практиках. Диалогическая модель освоения произведения на уроке литературы Литературоведение и педагогика в поисках диалога согласия.
    «Хронотопический анализ» произведения в ситуации учебного диалога. Анализ авторской позиции в учебно-диалогической импровизации. «Партитура» учебно-диалогической импровизации и творческое поведение читателей. «Диалогические» перспективы развития литературного образования.
    Приёмы и стратегии технологии развития критического мышления на уроках литературы. Особенности работы с различными видами текстов. Визуальные методы организации материала. Модели постановки и решения проблем на уроке литературы. Групповая работа. Обучение сообща. Организация дискуссий. Организация письменной работы учащихся в технологическом режиме. Метод проектов и его использование на уроках литературы.

    Основная литература
    1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Директ-Медиа, 2008.
    2. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов. – М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003.
    3. Коммуникативное поведение. Вып. 24. В.Е. Батракова, А.Г. Лапотько. Особенности коммуникативного поведения старшеклассников. – Воронеж: «Истоки», 2006.
    Дополнительная литература
    4. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. – М. : Издат. полит. литературы, 1991.
    5. Библер В.С. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. – М., 1997.
    6. Биби Стивен А. Обучение ценностям через содержание предмета «Коммуникативные исследования» // Сибирь. Философия. Образование. Альманах. 2000. Вып. 4. С. 77-93.
    7. Коммуникативные ситуации. Воронеж, 1993.
    8. Каспаржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Российское школьное образование: взгляд со стороны (психолого-педагогический анализ результатов тестирования российских подростков в международном тестировании PISA – 2000) // Вопросы образования. 2004. № 1. – С. 190-231.
    9. Петрова Г.И. Коммуникативная онтология и современное образование // Философия образования. – 2004. – № 2(10). – С. 3-8.
    10. Петрова Г.И. Роль образовательных инноваций в модернизации современного образования // Модернизация школьного образования: опыт, проблемы. Томск: STT, 2006. Вып. 3. С. 5-14.
    11. Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы./ Сост. Т.А. Калганова – М.: Дрофа, 2000.
    12. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы Базовый уровень./ Под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2005.
    13. Программа по литературе (5-11 классы) для школ и классов с углубленным изучением литературы / Под ред. М.Б. Ладыгина – М.: Просвещение, 2000.
    14. Современный отечественный литературный процесс: Учебное пособие /Т.Г. Кучина. – М.: Дрофа, 2008.
    15. Тюпа В.И. Три кита коммуникативной дидактики // Дискурс. Новосибирск, 1997. № 3-4. Режим доступа: http://www.nsu.ru/education/virtual, свободный.
    16. Тюпа В.И. Онтология коммуникации // Дискурс. Новосибирск, 1998. № 5/6. С. 5-20.
    17. Черняк М.А. Современная русская литература: Учебно-методические материалы. – М.: Эксмо, 2007.
    18. Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях: Тр. семинара. М., 1983.
    19. Щедровицкий Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2) / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 9 (2). – М., 2005.
    20. Щепа Вера Андреевна. Формирование диалогического мышления на уроках литературы (На материале пушкинских набросков): Дис. … канд. пед. наук : 13.00.02: Самара, 2001 223 c. РГБ ОД, 61:02-13/396-2.
    21. Фундаментальное ядро содержания общего образования // Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
    22. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

    Отчётность: предложите тему и сформулируйте вопросы для урока-дискуссии в рамках реализации коммуникативно-деятельностного подхода к изучению литературы в школе. Обязательно укажите класс, в котором вы планируете провести данное занятие. На первом практическом мы будем говорить о методике проведения регламентируемой дискуссии и заслушаем все ваши ответы!

  • Практическое занятие 1. Методика организации регламентированной дискуссии.

    Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Коммуникативно-деятельностный подход… Семинар 1
    Время: 7 июн. 2021 11:30 AM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/76862108015?pwd=TWFKazZ1a210S3duNVNvcmZCaXREZz09

    Идентификатор конференции: 768 6210 8015
    Код доступа: wQ1gEw

  • Практическое занятие № 2. Игровые формы организации урока литературы.Урок-суд. Интервью с писателем.
    Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Коммуникативно-деятельностный подход…Семинар 2.
    Время: 9 июн. 2021 09:45 AM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/73057841714?pwd=ZFA5VlVXUStDYi8xbkN4Vkt6YWxMUT09

    Идентификатор конференции: 730 5784 1714
    Код доступа: B1CJ8n

  • Практическое занятие № 3. Методика организации школьного исследования на уроке литератуы.

    Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Коммуникативно-деятельностный подход…Семинар 3.
    Время: 9 июн. 2021 11:30 AM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/77793295063?pwd=bk5LeWVWNWg3QlppS1JUdW00UENNZz09

    Идентификатор конференции: 777 9329 5063
    Код доступа: 9yGGA8

  • К зачёту разработать урок литературы на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

    Larisa Savina приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom.

    Тема: Коммуникативно-деятельностный подход… Зачёт
    Время: 10 июн. 2021 01:15 PM Дубай

    Подключиться к конференции Zoom
    https://us04web.zoom.us/j/72534101412?pwd=UnRBUm5mRndhSkJXdENDQS9ONjRwQT09

    Идентификатор конференции: 725 3410 1412
    Код доступа: xZLzG8