2 курс (маг.) Пересдачи с комиссией (зимняя сессия 2019-2020) (6 записей)

  • Материалы по дисциплинам магистерской программы «Литературное образование в классах с углубленным изучением предмета» (зимняя сессия 2019-2020)

  • 12.05.2020
    «Комплексный подход к анализу художественного текста»,
    «Образы пространства и времени в русской поэзии»

    «Комплексный подход к анализу художественного текста»
    Задание:
    Сделать целостный анализ 2 стихотворений. Даны четыре варианта – выбрать один из них. Каждый вариант включает 2 стихотворения. Анализ стихотворений должен включать следующие уровни:
    I. Дотекстовый уровень, который включает общие сведения о тексте, 3 вида комментариев к нему – текстологический, историко-литературный, построчный.
    II. Макроуровень.
    — жанровые особенности;
    — субъектно-объектная структура;
    — сюжет и композиция;
    — образный строй стихотворения, система тропов;
    — стилистические особенности текста и способы их актуализации.

    III. Микроуровень.
    — лексический состав текста;
    — особенности поэтического синтаксиса;
    — ритмика стихотворения;
    — особенности рифмы и строфики;
    — особенности звукописи;
    — графические особенности текста.

    IV. Гипертекстовый уровень
    Анализ стихотворения в системе контекстов. Чужое слово в тексте стихотворения.

    ВАРИАНТ 1.
    Тексты для анализа:

    1. Алексей Апухтин
    Бессонница
    Проходят часы за часами
    Несносной, враждебной толпой…
    На помощь с тоской и слезами
    Зову я твой образ родной!

    Я всё, что в душе накипело,
    Забуду,— но только взгляни
    Доверчиво, ясно и смело,
    Как прежде, в счастливые дни!

    Твой образ глядит из тумана;
    Увы! заслонен он другим —
    Тем демоном лжи и обмана,
    Мучителем старым моим!

    Проходят часы за часами…
    Тускнеет и гаснет твой взор,
    Шипит и растет между нами
    Обидный, безумный раздор…

    Вот утра лучи шевельнулись…
    Я в том же тупом забытьи…
    Совсем от меня отвернулись
    Потухшие очи твои.

    2. Александр Кушнер
    * * *
    Как хорошо пример чужой
    Шлифует нас и улучшает!
    Ну вот, Бетховен был глухой —
    И это тоже утешает.
    Он вообще на маску льва
    Похож, то медный, то чугунный.
    Оглох, а музыка жива,
    И рокот нас врачует струнный.
    А вот еще Гомер, Гомер,
    Очами видящий слепыми, —
    Какой спасительный пример!
    И все, кто умер молодыми.
    Под Машуком или заплыл
    И утонул в пучине влажной,
    И тот, кто слишком долго жил
    И жить устал, и смерти жаждал.
    Арион. 2015. №4.

    ВАРИАНТ 2.
    Стихотворения для анализа
    1. Константин Бальмонт
    * * *

    Катерине Алексеевне Андреевой

    Я расстался с печальной Луною,—
    Удалилась царица небес,
    Там, в горах, за их черной стеною,
    Ее лик омраченный исчез.

    И в предутреннем сумраке ясном
    Мне послышался вздох ветерка,
    И в лазури, на небе прекрасном,
    Отразилась немая тоска.

    Силуэты лесных великанов
    Молчаливо предстали вдали,
    И покровы дрожащих туманов
    Над заплаканным лугом легли.

    Вся Природа казалась больною
    И как будто молила меня,
    И грустила, прощаясь с Луною,
    В ожидании знойного дня.

    2. Олег Дозморов
    * * *
    У дождя вся жизнь — одна минута,
    как у нашей у случайной речи.
    Дождь идет, а где идет? А тута.
    Не кончайся, дождик, лей на плечи.
    То прямой, а то косой, наклонный,
    дождь идет простой, неугомонный,
    в юности достаточный для речи,
    а теперь лишь вымочивший плечи.

    Арион 2018, 3

    ВАРИАНТ 3.
    Стихотворения для анализа
    1. Константин Батюшков

    * * *
    Есть наслаждение и в дикости лесов,
    Есть радость на приморском бреге,
    И есть гармония в сем говоре валов,
    Дробящихся в пустынном беге.
    Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
    Для сердца ты всего дороже!
    С тобой, владычица, привык я забывать
    И то, чем был, как был моложе,
    И то, чем ныне стал под холодом годов.
    Тобою в чувствах оживаю:
    Их выразить душа не знает стройных слов,
    И как молчать об них — не знаю.
    1819
    2. Евгений Витковский
    * * *
    То ли вздремнуть ещё, то ли пора
    глянуть: взошла ли звезда?
    Ночь отлетает, как дым от костра,
    кто её знает — куда.
    Знать бы теперь, высока ли цена?.. —
    где ты, флейтист-крысолов?
    Городу Гамельну очень нужна
    старая песня без слов.
    Время прощения давних обид,
    время прощанья в ночи.
    Молча смотри на поток Персеид
    и ничего не шепчи.
    Веки прищурь и проверь глазомер,
    и тишиной опьяней:
    помни, услышится музыка сфер,
    если напомнить о ней.
    Завтра всё то же, что было вчера,
    жизнь избегает длиннот,
    только звучат из колодца двора
    семь удивительных нот.

    Знамя 2016, №1


    2.

    Феликс Чечик

    * * *
    Покуда, как дети, чисты
    осеннее небо и слово,
    сверяя по птицам часы,
    проснуться в начале шестого.
    Каких-нибудь четверть часа
    недолгое счастье продлится:
    и туча затмит небеса,
    и слово накаркает птица.
    Новая Юность 2016, №4

    3.

    Бахыт Кенжеев
    * * *
    У фонарей, где хлопья снега тают,
    где голос плоти теплится едва,
    невидимые ангелы летают –
    бесполые ночные существа.

    Зачем – Бог весть. Не дышат, но играют.
    Не знают ни заботы, ни труда.
    Поют. Разносят вести. Проплывают.
    Не пьют. Не существуют никогда.

    А я еще носить умею имя
    и отвечать вопросом на вопрос –
    но спорить не осмеливаюсь с ними,
    печальная машина без колес.

    Немного водки, осени немного.
    Умыть лицо. Обнять родной порог.
    Изготовлять суглинистого бога
    из месива проселочных дорог.

    Мы лузеры, мы оба в мелком ранге,
    но все-таки не улетай, постой, –
    храни меня по имени, мой ангел,
    фантомной боли доктор золотой.

    Новый Журнал 2016, №283

    4.

    Светлана Кекова
    * * *
    Как бы мне остаться незамеченной,
    не сорваться, не попасть в беду?
    Снится мне, что я июльским вечером
    молча мимо кладбища иду.

    Я иду и никого не трогаю,
    я тоскую по иным мирам…
    И плывёт над пыльною дорогою
    облако, похожее на храм.

    Бабочка — иного мира вестница —
    облаку летит наперерез.
    Мне видна верёвочная лестница,
    брошенная ангелом с небес.

    Все ли мы виновны одинаково,
    иль своя у каждого вина?
    Неужели лестница Иакова
    между небом и землёй видна?

    Новый Мир 2016, №6

    Образы пространства и времени в русской поэзии
    Задание:
    Написать реферат объемом до 3 страниц текста, в формате текстового документа, шрифт 14, интервал полуторный. Тема реферата: Образы пространства и времени в творчестве одного из поэтов — по выбору экзаменующегося. В реферате обязателен список использованной литературы.

  • 15.05.2020
    «Актуальные проблемы изучения русской литературы 20-начала 21 века»,
    «История и теория романа на рубеже 20-начала 21 вв.»

  • 19.05.2020
    «Теория и методика преподавания литературы в профильной школе»,
    «Интеграция в процессе литературного образования»

    По дисциплине «Теория и методика преподавания литературы в профильной школе» до 19 мая 2020 года заполнить в электронном виде рабочую тетрадь и прислать её преподавателю по адресу larisavina1712@rambler.ru

    По дисциплине «Интеграция в процессе литературного образования» до 19 мая 2020 года разработать в электронном виде конспекты интегрированных уроков «литература-музыка», «литература-история», «литература-изобразительное искусство» и прислать преподавателю по адресу larisavina1712@rambler.ru

  • Индивидуальное задание для Ирины Комиссаровой (самостоятельная работа в первом семестре): «Система персонажей и авторская позиция в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (объём — 8 стр. ). В «прицепе» — учебная программа по дисциплине (с вопросами и заданиями к зачёту).

  • Экзамен в первом семестре по «Актуальным пробемам изучения русской литературы ХХ и начала ХХ1 столетий» (для Ирины Комиссаровой). Представить развернутый план ответа на один из вопросов экзамена (объём: 1 стр.)