12.05.2020
«Комплексный подход к анализу художественного текста»,
«Образы пространства и времени в русской поэзии»
«Комплексный подход к анализу художественного текста»
Задание:
Сделать целостный анализ 2 стихотворений. Даны четыре варианта – выбрать один из них. Каждый вариант включает 2 стихотворения. Анализ стихотворений должен включать следующие уровни:
I. Дотекстовый уровень, который включает общие сведения о тексте, 3 вида комментариев к нему – текстологический, историко-литературный, построчный.
II. Макроуровень.
— жанровые особенности;
— субъектно-объектная структура;
— сюжет и композиция;
— образный строй стихотворения, система тропов;
— стилистические особенности текста и способы их актуализации.
III. Микроуровень.
— лексический состав текста;
— особенности поэтического синтаксиса;
— ритмика стихотворения;
— особенности рифмы и строфики;
— особенности звукописи;
— графические особенности текста.
IV. Гипертекстовый уровень
Анализ стихотворения в системе контекстов. Чужое слово в тексте стихотворения.
ВАРИАНТ 1.
Тексты для анализа:
1. Алексей Апухтин
Бессонница
Проходят часы за часами
Несносной, враждебной толпой…
На помощь с тоской и слезами
Зову я твой образ родной!
Я всё, что в душе накипело,
Забуду,— но только взгляни
Доверчиво, ясно и смело,
Как прежде, в счастливые дни!
Твой образ глядит из тумана;
Увы! заслонен он другим —
Тем демоном лжи и обмана,
Мучителем старым моим!
Проходят часы за часами…
Тускнеет и гаснет твой взор,
Шипит и растет между нами
Обидный, безумный раздор…
Вот утра лучи шевельнулись…
Я в том же тупом забытьи…
Совсем от меня отвернулись
Потухшие очи твои.
2. Александр Кушнер
* * *
Как хорошо пример чужой
Шлифует нас и улучшает!
Ну вот, Бетховен был глухой —
И это тоже утешает.
Он вообще на маску льва
Похож, то медный, то чугунный.
Оглох, а музыка жива,
И рокот нас врачует струнный.
А вот еще Гомер, Гомер,
Очами видящий слепыми, —
Какой спасительный пример!
И все, кто умер молодыми.
Под Машуком или заплыл
И утонул в пучине влажной,
И тот, кто слишком долго жил
И жить устал, и смерти жаждал.
Арион. 2015. №4.
ВАРИАНТ 2.
Стихотворения для анализа
1. Константин Бальмонт
* * *
Катерине Алексеевне Андреевой
Я расстался с печальной Луною,—
Удалилась царица небес,
Там, в горах, за их черной стеною,
Ее лик омраченный исчез.
И в предутреннем сумраке ясном
Мне послышался вздох ветерка,
И в лазури, на небе прекрасном,
Отразилась немая тоска.
Силуэты лесных великанов
Молчаливо предстали вдали,
И покровы дрожащих туманов
Над заплаканным лугом легли.
Вся Природа казалась больною
И как будто молила меня,
И грустила, прощаясь с Луною,
В ожидании знойного дня.
2. Олег Дозморов
* * *
У дождя вся жизнь — одна минута,
как у нашей у случайной речи.
Дождь идет, а где идет? А тута.
Не кончайся, дождик, лей на плечи.
То прямой, а то косой, наклонный,
дождь идет простой, неугомонный,
в юности достаточный для речи,
а теперь лишь вымочивший плечи.
Арион 2018, 3
ВАРИАНТ 3.
Стихотворения для анализа
1. Константин Батюшков
* * *
Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем ныне стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов,
И как молчать об них — не знаю.
1819
2. Евгений Витковский
* * *
То ли вздремнуть ещё, то ли пора
глянуть: взошла ли звезда?
Ночь отлетает, как дым от костра,
кто её знает — куда.
Знать бы теперь, высока ли цена?.. —
где ты, флейтист-крысолов?
Городу Гамельну очень нужна
старая песня без слов.
Время прощения давних обид,
время прощанья в ночи.
Молча смотри на поток Персеид
и ничего не шепчи.
Веки прищурь и проверь глазомер,
и тишиной опьяней:
помни, услышится музыка сфер,
если напомнить о ней.
Завтра всё то же, что было вчера,
жизнь избегает длиннот,
только звучат из колодца двора
семь удивительных нот.
Знамя 2016, №1
2.
Феликс Чечик
* * *
Покуда, как дети, чисты
осеннее небо и слово,
сверяя по птицам часы,
проснуться в начале шестого.
Каких-нибудь четверть часа
недолгое счастье продлится:
и туча затмит небеса,
и слово накаркает птица.
Новая Юность 2016, №4
3.
Бахыт Кенжеев
* * *
У фонарей, где хлопья снега тают,
где голос плоти теплится едва,
невидимые ангелы летают –
бесполые ночные существа.
Зачем – Бог весть. Не дышат, но играют.
Не знают ни заботы, ни труда.
Поют. Разносят вести. Проплывают.
Не пьют. Не существуют никогда.
А я еще носить умею имя
и отвечать вопросом на вопрос –
но спорить не осмеливаюсь с ними,
печальная машина без колес.
Немного водки, осени немного.
Умыть лицо. Обнять родной порог.
Изготовлять суглинистого бога
из месива проселочных дорог.
Мы лузеры, мы оба в мелком ранге,
но все-таки не улетай, постой, –
храни меня по имени, мой ангел,
фантомной боли доктор золотой.
Новый Журнал 2016, №283
4.
Светлана Кекова
* * *
Как бы мне остаться незамеченной,
не сорваться, не попасть в беду?
Снится мне, что я июльским вечером
молча мимо кладбища иду.
Я иду и никого не трогаю,
я тоскую по иным мирам…
И плывёт над пыльною дорогою
облако, похожее на храм.
Бабочка — иного мира вестница —
облаку летит наперерез.
Мне видна верёвочная лестница,
брошенная ангелом с небес.
Все ли мы виновны одинаково,
иль своя у каждого вина?
Неужели лестница Иакова
между небом и землёй видна?
Новый Мир 2016, №6
Образы пространства и времени в русской поэзии
Задание:
Написать реферат объемом до 3 страниц текста, в формате текстового документа, шрифт 14, интервал полуторный. Тема реферата: Образы пространства и времени в творчестве одного из поэтов — по выбору экзаменующегося. В реферате обязателен список использованной литературы.