2 курс (маг) Актуальные проблемы изучения рус. лит-ры ХХ–нач. XXI вв. (практикум) (Перевалова С.В.) (11 записей)

  • Актуальные проблемы изучения русской литературы ХХ–нач. XXI вв. (практикум) (Перевалова С.В.).

    Дата проведения: 18.03.2020
    Группа: Магистратура 2 год обучения
    Отчётность: ответ на один из предложенных вопросов (объём — 1 стр.).

    Практическое занятие №1:
    Место и роль литературы русского зарубежья в современном литературном процессе. Проза художников первой «волны» и её особенности
    Вопросы и задания:
    1. «Литература русского зарубежья» как литературоведческое понятие.
    2. Первая «волна» русского зарубежья и её особенности.
    3. «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина как феноменологический роман.
    4. «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького и «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина: творческий диалог художников.
    5. Образ ребёнка и способы его создания в повести И.Шмелёва «Солнце мёртвых».
    6. Традиции «Окаянных дней» в повести И.С.Шмелёва «Солнце мёртвых».
    7. «Солнце мёртвых» И.С.Шмелёва как эпопея.
    8. Образ Родины в романе И.С.Шмелёва «Лето Господне».
    9. «Машенька» В.Набокова: смысл названия романа.

    Литература
    История русской литературы ХХ век: В 2 ч./Под ред. В.В.Агеносова.- М.,2014.
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М.: Флинта, 2011.

  • Практическое занятие №2:
    Дата проведения: 18.03.2020
    Группа: Магистратура 2 год очного обучения
    Отчетность: Отчётность: ответ на один из предложенных вопросов (объём — 1 стр.).

    Вторая и третья «волны» русского зарубежья: проблематика и поэтика художественных произведений

    1. В.Набоков «Приглашение на казнь» и В. Нароков «Мнимые величины»: характеры и конфликты в произведениях.
    2. Тема Гражданской войны и особенности её развития в романе В.Нарокова «Мнимые величины».
    3. «Мнимые величины» В.Нарокова и «Факультет ненужных вещей» Ю.Домбровского: диалог «без границ».
    4. Традиции Н.В.Гоголя в повести В.П.Некрасова «Саперлипопет, или Если бы да кабы, так и во рту росли грибы».
    5. Тема Сталинградской битвы в рассказе В.П.Некрасова «Девятое мая».
    6. Образ автора в рассказе В.П.Некрасова в рассказе «Как я стал шевалье»
    7. В.П.Некрасов как литературный критик.
    8. «Маленькая печальная повесть» В.П.Некрасова: смысл названия.
    9. Современное литературоведение о писателях русского зарубежья: В.Кондырев «Всё, кроме шила и гвоздя»..

    Литература

    История русской литературы ХХ век: В 2 ч./Под ред. В.В.Агеносова.- М.,2014.
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М.: Флинта, 2011.

    Практические занятия по курсу «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ» (дублирующая ссылка на материалы курса) https://yadi.sk/d/PVsvt9qDphRCww

    Ссылка на учебник (версия для предпросмотра) «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА В 3 Ч. Ч. II. 1925-1990 ГОДЫ» https://rucont.ru/efd/325145

  • Практическое занятие №3: «Проблематика и поэтика современной «городской» прозы»
    Для магистрантов 2-ого года очного обучения
    Дата проведения – 25.03.2020
    Форма отчётности: план ответа на один из предложенных вопросов (объём – 1 стр.) к 8 апреля 2020.

    Вопросы и задания:
    1. Роман В.С.Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»: традиции и новаторство.
    2. С. Шаргунов о семейных ценностях в романе «1993».
    3. Традиции Н.В.Гоголя в романе А.Волоса «Недвижимость».
    4. Н. Ключарёва «Россия: общий вагон»: смысл названия произведения.
    5. Сборник повестей и рассказов С. Шаргунова «Свои»: события и люди.
    6. Система персонажей и авторская позиция в романе А.Иличевского «Матисс».
    7. Хронотопические параметры повести С.Довлатова «Иностранка».
    8. С.Довлатов «Наши»: образная сфера произведения.
    9. «Новый реализм» и роман С.Шаргунова «Ура!»

    Литература

    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.- М. :Юрайт, 2014.

    Иванова Н. Скрытый сюжет: Русская литература на переходе через век. – Спб.: «БЛИЦ», 2003.
    Сухих И. Русский канон: Книги ХХ века. – М.: Время, 2013.
    Перевалова С.В. Проза В.С.Маканина: традиция и эволюция. – Волгоград, 2010.
    Рожанский М. Маргинальная Россия // Дружба народов. 1998. № 2.С. 139-151.

  • Дата проведения: 08.04.2020.
    Практическое занятие №4.
    Тема: «Антивоенная русская литература ХХ и начала ХХ1 столетий о «философии войны» на «материале» трех войн»
    План занятия:
    1.Философская проблематика «задержанного» романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба».
    2. Русская литература об «афганском изломе»: О.Ермаков «Возвращение в Кандагар».
    3. Миф и реальность «кавказской» войны в романе В.Маканина «Асан».
    Литература:
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт, 2014.
    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.
    Задание: прочитать статью И.Дедкова «Жизнь против судьбы» («Новый мир». 1988.№11 — в «прицепе») и ответить на вопрос: «Какие положения данной работы критика приложимы ко всем изучаемым в ходе этого практического занятия произведениям? (опорная литература прикреплена в сопроводительных файлах».
    Объём: 2 стр.
    Дата отчётности:29.04.2020.

  • Практическое занятие №5
    Дата проведения:14.04.2020
    Отчетность: развернутый план ответа на один из вопросов практического занятия
    Объем: 2 стр.
    Дата отчетности:27.04.2020.
    Тема: «Жанр антиутопии в современной русской прозе»
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
    1. Согласны ли вы с утверждением: художники-постмодернисты пристрастны к «сюжетам-путешествиям» в пространстве культуры? Подтвердите свое мнение с опорой на произведения (одно из перечисленных – по выбору):Вен. Ерофеев «Москва — Петушки», А.Битов «Пушкинский дом», В.Пелевин «Желтая стрела», С.Довлатов «Заповедник»).
    2. Встречается утверждение: особое внимание постмодернистских авторов к жанру антиутопии объясняется способностью жанра давать проекцию в «воображаемое будущее пессимистических представлений о социальном прогрессе». Так ли это в случае с повестью А.Кабакова «Невозвращенец» и «Невозвращенец-2»??
    3. Современные антиутопии восходят к античной традиции III в. до н.э., к «менипповой сатире», характеризующейся свободным сочетанием «серьезности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, общей пародийной установкой, а также пристрастием к фантастическим ситуациям (полет на небо, нисхождение в преисподнюю и т.д.)». Подтверждается ли это на примере рассмотрения романа Т.Толстой «Кысь»?
    4. Поскольку для постмодернистов лишенный смысла и гармонии мир призрачен и страшен, писателю «остается одно – комбинировать новые и новые картинки, строить компьютерные схемы из обломков трагического былого, осеняя их то хохмами, то экскурсами в какие-то философские системы» (А.Филиппов). Подтверждает ли это роман В.Пелевина «Чапаев и Пустота»?
    5. Охарактеризуйте традиции и новаторство в повести Л. Петрушевской «Новые робинзоны».
    6. Какую роль в антиутопии В.Маканина «Лаз» играет образ доброго человека в сумерках?

    Литература:

    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.

    Гальцева Р., Роднянская И. Помеха-человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. № 12.
    Иванова Н. Запретный жанр // Знамя. 1990. № 8.
    Ермолин Е. Человек без адреса // Континент. 1998. № 98.
    Камянов В. В тесноте и в обиде, или «новый человек» на земле и под землей // Новый мир. 1991. № 12.
    Перевалова С.В. Проза В. Маканина: традиция и эволюция. Волгоград.2003.
    Перзеке А. Поэтика антиутопии в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»: взгляд из наших дней// Вопросы литературы. 2009. № 3.

  • Практическое занятие №6
    Дата проведения:22.04.2020
    Тема: «Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма»
    Отчетность: развернутый план ответа на вопрос практического занятия: Какие мотивы и образы русской классической литературы трансформируются в произведении Л.Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник».
    Объем: 2 стр.
    Дата отчетности:27.04.2020.
    Литература:
    Патроева Н.В.»Святое имя: Карамзин». Ассоциативный потенциал имени собственного в поэтическом тексте//Русская словесность. 2012.№4.
    О. В. Богданова постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60-90-е годы ХХ — начало ХХI В. )// cyberleninka.ru›Грнти›n/15292316
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт, 2014.
    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.

  • Практическое занятие №7.
    Дата проведения:27.04.2020
    Тема: «Пути развития современной русской поэзии»
    Отчетность: развернутый план ответа на вопрос практического занятия: «Основные тенденции развития русской «традиционалистской» лирики и аванградной поэзии на рубеже тысячелетий: Инна Лиснянская. Музыка и берег//Знамя. 2000.№10 и Тимур Кибиров «Три поэмы»

    Объем: 2 стр.
    Дата отчетности:06.05.2020.
    Литература:
    Рябцева Н.Е.Образы пространства и времени в поэзии Инны Лиснянской. — автореф. канд. диссертации. — Волгоград, 2005.
    О. В. Богданова постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60-90-е годы ХХ — начало ХХI В. )// cyberleninka.ru›Грнти›n/15292316
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт, 2014.
    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.

  • Практическое занятие №8.
    Дата проведения:28.04.2020
    Тема: «Итоги изучения курса»
    Отчетность:эссе на тему: «Русская литература вчера, сегодня, завтра»
    Объём: 1 стр.
    Дата отчётности:06.05.2020.

  • Практическое занятие №9
    Дата проведения:6.05.2020

    Тема: работа над ошибками, допущенными при выполнении письменных заданий к занятиям №1,2,3.
    Отчетность: представить улучшенный вариант ответов.
    Объём: 1,5 стр.
    Дата отчётности:13.05.2020.

  • Практическое занятие №10
    Дата проведения:13.05.2020

    Тема: работа над ошибками, допущенными при выполнении письменных заданий к занятиям №4,5,6,7..
    Отчетность: представить улучшенный вариант ответов.
    Объём: 2 стр.
    Дата отчётности:20.05.2020.

  • Экзамен
    Дата проведения: 08.06.2020.
    Вопросы и задания для письменных ответов (по 0, 5 стр. — на каждый ответ)

    1.Проблема «революция и культура» в контексте историко-культурного развития русского общества. ЧИТАТЬ: «Окаянные дни» И.Бунина, «Несвоевременные мысли» М.Горького, Письма В.Короленко А.Луначарскому.

    2. Место и роль «возвращенных» произведений в истории литературного развития 1930-х годов и в современной русской культуре. ЧИТАТЬ: А.Платонов «Котлован», А.Ахматова «Реквием», В.Маяковский «Письмо Татьяне Яковлевой».

    3. Развитие русской литературы периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия с точки зрения современных исследователей. ЧИТАТЬ: А.Твардовский «Василий Теркин», «Я убит подо Ржевом», М. Алигер «Зоя», А.Толстой «Русский характер», В.Некрасов «В окопах Сталинграда» , А.Фадеев «Молодая гвардия».

    4. Влияние «оттепельных» процессов в русской литературе 1950-1960-х годов на развитие современной прозы, поэзии и драматургии. ЧИТАТЬ: К.Воробьев «Убиты под Москвой», А.Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана

    Денисовича», В.Белов «Привычное дело», А.Твардовский «По праву памяти», «Я знаю, никакой моей вины нет», А.Вознесенский «Лонжюмо», Н.Рубцов «Тихая моя родина», В.Высоцкий «Сталинград», Б.Окуджава «До свидания, мальчики».

    5. Основные тенденции развития русской литературы 1970-1980 годов и их воздействие на историко-культурный процесс последней трети ХХ – начала ХХI века. ЧИТАТЬ: Распутин В. «Прощание с Матерой», В.Астафьев «Пастух и пастушка», Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Токарева «Ничего особенного», В.Шукшин «Беседы при ясной луне», В.Тендряков «Пара гнедых».

    6. Главные направления развития современной реалистической литературы. ЧИТАТЬ: А.Солженицын «Абрикосовое варенье», В.Некрасов «Девятое мая», Б.Екимов «Фетисыч», «Не надо плакать», В.Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана», В.Астафьев «Пролетный гусь», Г.Владимов «Генерал и его армия»,Д.Гранин «Мой лейтенант».

    7. Постмодернизм и актуальные проблемы развития современной русской культуры. М.Степнова «Безбожный переулок», Д.Галковский «Бесконечный тупик», В.Прилепин «Желтая стрела», Т.Толстая. «Соня», «Кысь».

    8. Традиции отечественной классики в современной русской литературе. ЧИТАТЬ: В.Маканин «Кавказский пленный», В.Токарева «Все нормально, все хорошо», Б.Екимов «Предполагаем жить», С.Шаргунов «Род Выпряжкина».