2 курс (маг) Актуальные проблемы изучения рус. лит-ры ХХ–нач. XXI вв. (лекции) (Перевалова С.В.) (9 записей)

  • Актуальные проблемы изучения русской литературы ХХ–начала XXI вв. (лекции) (Перевалова С.В.)

  • Лекция №2: Основные тенденции развития современной реалистической литературы
    Дата:25.03.2020
    Для магистрантов 2-ого года очного обучения

    План лекции:

    1.Своеобразие русской литературы «постсоветского» периода. Современная отечественная словесность как органическая составляющая мирового культурного процесса. В отечественной прозе конца ХХ – начале ХХ1 веков сохраняет свои прочные позиции реализм, который приобретает новые качества в сравнении со своим «классическим» образцом, становясь «онтологическим», исследующим не только социальные процессы, а саму природу бытия.
    2.Реалистическая литература продолжает рассказывать правду о Великой Отечественной войне. «Контуженая муза» В.П. Астафьева, автора романа «Прокляты и убиты», знакомит читателей с «солдатской» правдой, раскрывая «всю трагедию и мерзость человеческой бойни» (В.П.Астафьев). О Великой Отечественной войне повествуют и книги тех, кто не воевал: у Георгия Владимова, автора романа «Генерал и его армия» (1995), не было собственного фронтового опыта. Одновременно опубликованные романы Астафьева и Владимова по странному стечению обстоятельств рассказывают о боях на Днепровском плацдарме осенью 1943 года. Но рассказывают по-разному: Астафьев пишет, опираясь на собственный фронтовой опыт; Владимов – на документальные источники, мемуарные свидетельства и «чувство истории» (Г.Владимов).
    3. В современной реалистической литературе нередко сливаются воедино тема Великой Отечественной войны и тема «немедленной» коллективизации сельского хозяйства. Свое слово сказал об этом и В.П. Астафьев. В начале 1990-х годов появились его «Вечерние раздумья» и «Забубенная головушка» — финальные главы «Последнего поклона» (1977), где были взяты крупным планом «торопильщики истории».
    4. Трагические события 1930-х годов отражает и «лагерная» проза. Образ ГУЛАГовского ада встает со страниц автобиографических произведений В. Шаламова, А. Солженицына, А. Жигулина, Г.Жженова и др. Эти книги обрели своих читателей только в середине 1980-х годов, в большинстве случаев – спустя десятилетия после своего создания и описываемых событий. Тема противостояния тоталитаризму развивается и в произведениях, посвященных научному подвигу. Как правило, герои этих произведений имеют реальных прототипов – российских ученых-генетиков.
    5. Современная реалистическая литература рассказывает и о проблемах сегодняшнего дня, о вопросах, волнующих все общество – и горожан, и «сельских жителей» (В. Шукшин). В «городской» прозе «старый добрый реализм» и его традиции легко угадываются в «Андеграунде, или Герое нашего времени» В.С.Маканина, в романе А. Волоса «Недвижимость», в романе С.Шаргунова «1993» и в повести Н.Ключаревой «Россия: общий вагон».
    6. Продолжается сегодня и «деревенская» проза, у истоков которой – «Матренин двор» А.И. Солженицына. Несколько сместились традиционные акценты, характеризующие типологию её героев. Не «распутинские старухи», а дети пытаются преодолеть распад времен, сохранить «деревушку в мире и мир в деревушке» в прозе В.Астафьева, В.Распутина, Б.Екимова и других художников, продолжающих гуманистические традиции классики.
    .

  • Дата проведения: 08.04.2020.
    Магистранты 2-ого года обучения
    Лекция №3: «Становление и развитие темы Сталинградской битвы в русской литературе ХХ и в начале ХХ1 веков»
    План лекции:
    1. Особенности развития темы Сталинградской битвы в русской литературе. Фронтовые корреспонденты о сталинградцах и боях за Сталинград. Очерк В. Гроссмана «Направление главного удара» и его современное звучание. К. Симонов и его хроника «Дни и ночи»: прототипические реалии произведения.
    2. «Лейтенантская» проза о защитниках Сталинграда. Повесть В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда» и ее «продолжение» в произведениях художника, созданных в эмиграции: «Как я стал шевалье» и «Девятое мая».
    3. Место и роль «задержанной» литературы в освещении темы Сталинградской битвы. Роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба», история его создания и публикации. Философская проблематика романа и ее отражение в «литературном кино». Романы «За правое дело» и «Жизнь и судьба» как «сталинградская дилогия» В.Гроссмана.
    4. Современная документальная литература о городе-герое на Волге. Проблема – женщина на войне – в прозе Л.Виноградовой.

  • Дата проведения занятия:13.04.2020
    Для магистрантов
    Лекция №4: Литературоведы и критики о «русском варианте» литературного постмодернизма и особенностях его развития
    План лекции:
    1.Официальное рождение «русского» постмодернизма — апрель 1990, Литературный институт, первая научная конференция, посвященная изучению периода андеграунда и времени «легализации» отечественного постмодернизма. Постмодернизм как одно из направлений в современном мировом искусстве – предполагает распад единства культуры и принцип плюрализма во всем. Таким образом, постмодернизм предполагает не только разрушение, деконструкцию, но и «суммирование».
    2.Специфика развития русской культуры в ХХ веке — в том, что в ней не было такой элитарности, как в западной, не было такого контрастного противопоставления литературы для эстетов и «массовой» литературы. В России эквивалентом культурного монолита, подвергнутого деконструкции, оказалось искусство социалистического реализма. Вот почему с конца 1980-х годов, когда слово «постмодернизм» начало входить в обиход, оно ассоциировалось с «литературой, альтернативной соц- или просто реалистическому мейнстриму, отсюда же и его непохожесть на западные образцы» (М.Липовецкий).
    3. В то же время важнейшие параметры постмодернистского дискурса русский постмодернизм «выдерживает». Реальными признаками этого направления в мировой культуре считаются: игровое использование произведений литературного наследия предшествующих эпох в качестве «строительного материала» для создания новых); пародирование элементов культуры прошлого, многоуровневая организация текста.

  • Дата проведения занятия:14.04.2020
    Для магистрантов
    Лекция №4: Основные характеристики «русского варианта» литературного постмодернизма
    План лекции:
    1. За русским постмодернизмом — свои литературные традиции. Это проза «летучих заметок» В.В. Розанова (1856 — 1919), писателя, публициста, философа, считавшего, что на каждый предмет надо иметь «именно 1000 точек зрения».
    2. Сегодня Розанова называет своим «соавтором» Дм. Галковский, ему, «баламуту с тончайшим сердцем», посвятил свое эссе Вен. Ерофеев. Опыты В.В. Розанова в использовании графики как «выразительного средства» (Ю. Тынянов) – игра со шрифтами, введение курсива, многочисленных сокращений и скобок, создающих иллюзию текущей жизни, были продолжены и в советский период русской литературы.

    3. Так, в «возвращенных» романах «У» и «Кремль», которые Вс. Иванов писал в течение 1920-1930-х годов, повествование нарушают авторские «антикоммен-тарии,… «разрывы» — игра, в которую автор вовлекает читателей, сбивая его с «тропы накатанного сюжета».

    4. Мысль о человеке, о его нравственности напоминает художникам-постмодернистам о гуманистических традициях русской классики, от которых они «программно» отказываются. Наши соотечественники «не потомки Де Сада, Ницше и Одорно, а духовные отпрыски Кириллова, Ивана Карамазова и чевенгурских мечтателей» (А.Якимович).

  • Лекция №5
    Дата проведения: 22.04.2020.
    Тема: «Современная русская литература между реализмом и постмодернизмом»
    1. По замечанию исследователей, «обыгрыш соцреализма» (Н. Иванова) – главного источника русского постмодернизма – к настоящему времени, все более отдаляющему нас от отечественной истории ХХ века, оказался практически исчерпанным. Однако значительная часть писателей-современников, наследуя традиции классического реализма, активно усваивают и интертекстуальность, гротеск, иронию, свойственные постмодернистской поэтике.
    2.
    Так Олег Ермаков, автор «Афганских рассказов» и романов «Знак зверя» и «Свирель вселенной», пытается разрешить масштабные мировоззренческие проблемы, включая события современности в контекст вечности, одинокий голос своего героя – в «музыку сфер»; разворачивая в своей «Свирели» сложную метафору и уводя Даниила Меньшикова из «мира-«казармы» – в некую очарованную даль»(А. Немзер).Сегодня об «армейской» теме напоминает и «кавказский узел». Не случайно В. Маканин назвал свой рассказ «Кавказский пленный»: аллюзивное название произведения о «гипотетической» войне актуализирует уроки русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстого.
    3. В современной литературе между реализмом и постмодернизмом занимает прочные позиции «женская» проза. Она, конечно, не однородна: кому-то из писательниц ближе реалистическая традиция, связанная не столько с творчеством создательниц «дамской» повести начала ХХ в. – А.Вербицкой и Л.Чарской, сколько с именем Чехова-рассказчика. Например, рассказы и повести В.С.Токаревой.

    Кто-то (скажем, Т. Толстая) будет настойчиво «напоминать читателям булгаковскую фразу: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы» (М. Золотоносов). Но за «частными» жизнями героинь «женской» прозы угадывается «могучая классическая повествовательная традиция (традиция реализма), порой «вбирающая» приемы, характерные для иного художественного опыта» (Л.Г.Андреев), в частности – постмодернистского, помогающие представить мира, где нераздельны быт и бытие.

  • Лекция №6
    Дата проведения: 28.04.2020.

    ПЛАН:
    1. Традиции русской поэтической классики в лирике И.Лиснянской и В.Корнилова.
    2. «Шестидесятники» — в 1990-х и 2000-х: проблематика и поэтика лирики. Книги воспоминаний: «На виртуальном ветру» А.Вознесенского и «Волчий паспорт» Е.Евтушенко.
    3. Основные течения «альтернативной поэзии» или «поэзия русского постмодернизма»?
    4. Особенности бытования жанра «авторской песни» в новом тысячелетии.

  • Лекция №7
    Дата проведения:6.05.2020.

    ПЛАН:
    1. Жанровые формы в современной русской прозе.
    2.Языковые процессы в современной русской литературе.
    3.Основные тенденции развития русской литературы от настоящего — к будущему.

  • Лекция №8
    Дата проведения:13.05.2020.

    ПЛАН:
    1. «Элитарная» и «массовая» литература сегодня: возможности взаимодействия.
    2. Сетелитература и её особенности.
    3. Типологические черты современной литературной критики, её основные задачи и функции.