1 курс (заочное) Фольклор и древнерусская литература (семинары) (Гольденберг А.Х.) (6 записей)

  • 1 курс (заочное) Фольклор и древнерусская литература (семинары) (Гольденберг А.Х.)

  • Семинарское занятие 1

    «Слово о полку Игореве» – героический пролог русской литературы

    Цель: раскрыть идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве».
    Задачи: выявить специфику изложения событий похода Игоря в летописи и «Слове»; рассмотреть географию и хронологию событий, изображенных в памятнике; проанализировать жанр и композицию; раскрыть художественное своеобразие образной системы «Слова»; сопоставить его с «Задонщиной»; рассмотреть историю открытия и дискуссию о подлинности памятника; охарактеризовать его основные переводы и переложения.

    Вопросы и задания

    1. Летопись и «Слово» о походе Игоря Святославича на половцев. Специфика изложения событий (с точки зрения хронологии, способа повествования). Представить в форме сопоставительной таблицы.
    2. География и хронология событий, изображенных в Слове». Русская земля в «Слове». Представить в форме схематичной карты ее состав.
    3. Жанр и композиция «Слова». Представить композиционную схему.
    4. Главные герои «Слова»: Игорь, Всеволод, Ярославна, Святослав. Нарисовать их краткие словесные портреты.
    5. Роль и специфика образов природы в «Слове». Связь с фольклором и отличие от него. Докажите на примерах из текста «Слова», что природа является его действующим лицом. Выпишите их.
    6. Сон Святослава и его символика. Расшифруйте образы-символы сна.
    7. «Слово» и «Задонщина». Черты сходства и отличия (представить в виде таблицы – с опорой на раздел «Когда было написано «Слово о полку Игореве»? (Вопрос о его подлинности)» из книги Д.С. Лихачева «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. М., 1982, либо на раздел «Нестилизационые подражания» 3 главы его же книги .«Поэтика древнерусской литературы». Л., 1971).
    8. История открытия «Слова». Дискуссии вокруг проблемы подлинности памятника. Аргументы сторонников и противников подлинности «Слова» (представить в виде таблицы).
    9. Поэтические переводы и переложения «Слова» XIX и XX вв. (выбрать 3-4 лучших поэтических перевода «Слова» на каждый век).

    Литература

    Основная
    Учебники и учебные пособия.
    Учебно-методические материалы к семинару (прилагаются в PDF).
    Тексты по хрестоматии: «Слово о полку Игореве», летописная повесть о походе Игоря, «Задонщина».
    Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. Электронный ресурс: https://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/4365/ (активно использовать на семинаре; письменный обзор книги – к зачету).
    Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. – Л.: Наука, 1971. – С. 203-230 (Глава 3. Раздел «Нестилизационные подражания») / Электронный ресурс: https://imwerden.de/pdf/likhachev_poetika_drevnerusskoj_literatury_1971__ocr.pdf.

    Дополнительная литература

    Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия // Адрианова-Перетц В. П. Древняя русская литература и фольклор. – Л.: Наука, 1974. С. 99-120.
    Дмитриев Л. А. Литературная судьба «Слова о полку Игореве» // Слово о полку Игореве: Сборник. – Л.: Сов. писатель,1985. С. 49-72 (Б — ка поэта).
    Ранчин А.М. А было ли «Слово…» в начале? Споры о подлинности «Слова о полку Игореве» и книга академика А.А. Зализняка // Новый мир. 2012. №6.
    Ранчин А.М. Путеводитель по «Слову о полку Игореве»: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
    Энциклопедия «Слова о полку Игореве». – Т. 1-5. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1995.

    Письменные задания указаны в плане семинара. Ответы на вопросы 3-4 рекомендуется использовать в читательском дневнике

    Сроки отчетности по семинару 1

    Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 1) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБZ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 1).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 в день занятия по расписанию.

    Задания по теме семинара к зачету

    Сделать тезисный обзор по главам монографии Д.С. Лихачева “Слово о полку Игореве”. Историко-литературный очерк. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. / Электронный ресурс: https://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/4365/
    Файл должен иметь титульный лист и оглавление по названиям глав монографии с указанием их страниц в файле.
    Обратить внимание на Приложение к монографии: Как читать «Слово о полку Игореве».
    Выразительно прочесть вслух отрывок из «Слова о полку Игореве» (на выбор – Вступление или Плач Ярославны) в оригинале, на древнерусском языке. Аудиозапись приложить к отчету.

  • Семинар 2

    Эволюция жанра жития в древнерусской литературе

    1. Агиографический канон. Правильное и неправильное житие.
    2. Первые русские жития святых Бориса и Глеба:
    — основное отличие «Сказания» от «Чтения о Борисе и Глебе» (таблица);
    — средства изображения святых, этикетные формулы (выписать);
    — духовно-нравственный смысл подвига Бориса и Глеба (сформулировать).
    3. «Житие Феодосия Печерского» как образец преподобнического жития:
    — жизнь Феодосия до ухода в монастырь: соотношение мирского и церковного;
    — борьба героя с матерью как драматический конфликт двух типов любви;
    — аскетические подвиги Феодосия и их духовный смысл;
    — каковы заслуги Феодосия в устроении монастыря?
    — прижизненные чудеса святого как свидетельство его святости (перечислить);
    — какой литературный прием использован автором в описании смерти святого?
    — покажите, в чем заключаются литературные достоинства жития.
    4. Сочетание элементов жития и воинской повести в «Житии Александра Невского». (таблица).
    5. «Повесть о Петре и Февронии»: от сказки к житию:
    — выделить основные части в композиции повести;
    — к какому типу сказочной героини можно отнести Февронию?
    — фольклорные истоки сюжета о змееборстве Петра;
    — чем Феврония-княгиня отличается от Февронии-крестьянки?
    — какого рода чудеса совершает Феврония?
    — в чем необычность идеала святости в этой житийной повести? Сопоставьте его с «Житием Феодосия Печерского».
    6. «Повесть о Юлиании Лазаревской»: от жития к биографии:
    — кто является автором повести и как это отражается на повествовании о героине?
    — Юлиания с юности мечтает уйти из мира в монастырь. Почему, в отличие от Феодосия Печерского, она не сумела это сделать?
    — в чем заключается подвиг ее святости? Охарактеризуйте образ ее жизни и свеобразие совершаемых ею чудес;
    — какие литературные приемы наделяют житийную повесть жанровыми чертами биографии?
    ЛИТЕРАТУРА
    Тексты житий читать по изданиям:
    • Хрестоматии по древнерусской литературе.
    • Памятники литературы Древней Руси. – М.,1978 – 1993.
    • Древнерусские предания (XI — XVI вв.) / Сост. В.В. Кусков. – М.,1982.
    Учебники и учебные пособия.
    Лекции и научная литература.
    Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987.
    / https://imwerden.de/pdf/eremin_lektsii_po_drevnej_russkoj_literature_1968__ocr.pdf
    Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.,1970. Гл.7. / http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/ch.htm
    Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М.,1990. Гл. 1,2 / http://www.vehi.net/fedotov/svyatye/index.html (краткий тезисный план).
    Дополнительная литература
    Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. – М., 1995.
    Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. – М., 1994.

    Сроки отчетности по семинару 2
    Старосты собирают выполненные задания студентов своей группы, сформулированные в плане семинара, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 2) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБZ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 2).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 в день занятия по расписанию.

  • Семинар 3
    ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В
    «ЖИТИИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОМ»

    Цель: раскрыть идейное и литературное новаторство произведения.
    Задачи:
    — объяснить причины раскола русской церкви;
    — сопоставить «Житие протопопа Аввакума» с агиографическим каноном;
    — определить роль «бытописания» и его функций в произведении;
    — охарактеризовать личность автора и его мировоззрение;
    — изучить систему образов и приемы изображения друзей и врагов; проанализировать язык и стиль Аввакума;
    — рассмотреть разные точки зрения на проблему жанровой природы его «Жития»;
    — рассмотреть методические приемы изучения «Жития протопопа Аввакума» в школе.

    План

    I. Подготовить краткие ответы на вопросы плана
    1. В чем причина раскола в русской церкви в XVII веке и каковы его социально-исторические последствия?
    2. «Житие протопопа Аввакума» и агиографический канон. Сравнить:
    — вступления;
    • биографическую часть (выделить основные этапы биографии автора);
    • как Аввакум рассказывает о своей жизни;
    • чудеса и видения.
    3. Какое место занимает в произведении «бытописание» и каковы его художественные функции?
    4. Охарактеризуйте личность автора «Жития» и систему его социальных и религиозных взглядов.
    5. Каковы принципы и приемы изображения друзей и врагов Аввакума?
    6. В чем своеобразие языка и стиля «Жития»?
    7. Как исследователи решают проблему жанровой природы «Жития протопопа Аввакума»?
    8. На что следует обратить внимание в школьном изучении «Жития протопопа Аввакума»?
    II. Самостоятельно проанализировать фрагмент произведения, приложенный к плану семинара.

    Литература
    Текст в современном переводе необходимо прочитать в полном объеме по изданию:
    Понырко Н.В. Три жития – три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова. Тексты, статьи, комментарии. – СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2010 [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe/
    В читательском дневнике должен быть представлен план произведения
    Кусков В.В. История древнерусской литературы. Учебник. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1998. [Электронный ресурс]: http://pdf.kamunikat.org/23229-1.pdf

    Дополнительная литература
    Лихачев Д. С. Великое наследие. – М.,1979. – С. 341-356.
    Панченко А. М. Аввакум как новатор // Русская литература. 1982. №4. – С. 142-152.
    Разработка урока литературы 8 класс УМК Беленького Г.И. «Житие протопопа Аввакума» [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-literaturi-klass-umk-belenkogo-gi-zhitie-protopopa-avvakuma-557052.html
    Урок-обсуждение на тему: «Житие Аввакума, им самим написанное» [Электронный ресурс]:https://gigabaza.ru/doc/95748.html

    Учебно -методические материалы к занятию
    Язык и стиль «Жития протопопа Аввакума»
    Особую и очень заметную ветвь демократической литературы второй половины XVII в. составляет литература раскола — старообрядчества.
    Как социально-религиозное движение, противостоящее господствующей церкви и феодально-крепостнической монархии Алексея Михайловича, раскол окончательно оформляется после церковного собора 1666— 1667 гг. Движение это зародилось в среде низового духовенства, недовольного обременительными для него реформами патриарха Никона, и носило вначале узкоцерковный, обрядовый характер. Но по мере того как под знаменем «старой веры» стали объединяться все недовольные и прежде всего «плебейские» элементы городского посада и крепостное крестьянство, движение получило размах, угрожавший не только господствующей церкви, но и государству (например, Соловецкое восстание 1668— 1676 гг.). Правительственные репрессии углубили антифеодальные тенденции этого движения.
    Раскол породил, большую литературу — послания, полемические трактаты, агитационные воззвания, открытые письма, написанные подчас очень зажигательно, на доступном языке, рассчитанные на распространение среди широких народных масс/ Многие руководители и идеологи движения не раз в своих писаниях выходили за пределы спора о старом обряде, затрагивали вопросы политические и общественные, и этим объясняется широкая популярность их произведений в народной массе. Центральная фигура старообрядческой литературы, наиболее яркий ее представитель — протопоп Аввакум (1621— 1682).
    Все его произведения посвящены пропаганде дела, которому он ревностно служил. Даж е свою автобиографию, свое «Житие», Аввакум написал прежде всего с агитационной целью — на примере фактов собственной жизни, полной борьбы и стойкого сопротивления, нарисовать образ человека-борца, непоколебимо отстаивающего свои убеждения, готового на любые страдания и жертвы, даже на смерть, если в этом будет необходимость. Целью этой продиктованы в «Житии» и отбор биографических фактов, и их освещение.
    Аввакум превосходно понимал, что свое назначение его произведения выполнят только в том случае, если они получат широчайшее распространение в народной массе, будут по изложению понятны и доступны даже неграмотному человеку. В заботе о «простом» читателе Аввакум — и в этом сказалось его замечательное чутье народного агитатора — решился, один из немногих в ту эпоху, на очень смелый по тому времени шаг: он стал писать на живом, разговорном русском языке, едва-едва окрашенном «книжными» речениями. Сам Аввакум свой язык характеризует как «просторечие» и «вяканье», демонстративно противопоставляя его тогдашней литературной, «книжной» речи.
    В предисловии к своему «Житию» он обращается к читателю со следующим предупреждением: « …и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащий, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами филосовскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет»). Адресуясь к царю Алексею Михайловичу, он убеждает: «Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах». Аввакум настолько смел в пользовании живой разговорной речью, что вводит в нее диалектные особенности своего родного нижегородского говора. В его произведениях часто встречаются вульгаризмы-ругательства: Никон — «носатый» и «брюхатый», «борзой кобель», «адов пес», «лис», «шиш антихристов», «плутишко». «Никониане» вообще — «собаки», «поганцы», «толстобрюхие», «толсторожие», «воры», «пьяницы», «дураки», «душегубцы».
    Меткая, по самой природе своей реалистическая, русская по всему своему складу, пересыпанная поговорками и пословицами, словами и оборотами, иногда грубоватыми, но всегда предельно выразительными и живописными, речь Аввакума — явление в русской литературе XVII в. уникальное. Она предвосхищала будущее развитие русской демократической литературы. Она не утратила своего живейшего интереса и по сегодняшний день. Многие русские писатели в поисках яркой и образной речи не раз обращались к сочинениям Аввакума. Его произведения внимательно изучали М. Горький, А.Н. Толстой и многие другие.
    «Вяканью» Аввакума соответствует и весь литературный строй его произведений. На фоне современного ему книжного «красноглаголания» все они производят впечатление необыкновенной простоты. Аввакум действительно писал, как говорил и думал. «Сказ», воспроизводящий все оттенки и повороты живой устной речи, — основная форма его изложения. Обращения к читателю по тому или иному поводу, отступления в сторону, бранные выражения и рядом с ними ласковые уменьшительные слова («детки», «хлебец» и пр.) — все это особенности не только языка Аввакума, но и его литературной манеры. Свойство Аввакума сообщать всему, о чем бы он ни рассказывал, бытовой, «домашний» характер, не выходя за рамки привычных для него понятий и представлений, — едва ли не наиболее показательная черта его как писателя.
    (Еремин И.П. Лекции и статьи по древней русской литературе. Л. !987. С. 177-179)
    Самостоятельная работа
    Анализ фрагмента «Жития протопопа Аввакума»

    На основе анализа фрагмента составить таблицу с примерами, показывающими отличие произведения Аввакума от канонического жития по следующим пунктам:
    — посмертный / прижизненный текст;
    — от чьего лица ведется повествование;
    — способ изображения героя-святого;
    — изображение внутреннего мира героя;
    — особенности пространства и времени;
    — абстрагирование / индивидуализация характера героя;
    — серьезное / комическое в тоне повествования;
    — книжность / устность языка;
    — расчет на чтение / слушание текста;
    — сакральное / бытовое в тексте.

    Рождение же мое в нижегородских пределах, за Кудьмою рекою, в селе Григорове. Отец мой был священник Петр, мать – Мария, во инокинях Марфа. Отец мой при­лежал к питию хмельному, мать же моя была постница и молитвенница, всегда учила меня страху Божию. Я же, увидав однажды у соседа умершую скотину, в ту ночь, поднявшись, долго плакал пред образом о душе своей, помышляя о смерти, что и я умру, и с тех пор привык каждую ночь молиться.
    Потом мать моя овдовела, а я осиротел рано, и от своей родни были в изгнании.
    Изволила мать меня женить. Я же пресвятой Богороди­це молился, чтобы дала мне жену – помощницу к спасе­нию. И в том же селе девица, тоже сиротина, беспрестанно в церковь ходила, имя ей Анастасия. Отец ее был кузнец, именем Марко, богат гораздо, а когда умер, после него все перевелось. И она в бедности жила и молилась Богу, чтобы сочетаться ей со мной браком. Так и стало по воле Божией.
    Потом мать моя отошла к Богу в подвижничестве вели­ком. Я же из своего изгнания переселился в иное место.
    Рукоположен во дьяконы двадцати лет с годом и спустя два года в попы поставлен; пробыв в попах восемь лет, потом произведен был в протопопы православными епископами, тому двадцать лет минуло, и всего тридцать лет, как священство имею, а от рождения на шестой десяток идет.
    Когда я в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, по сие время сот с пять или шесть будет. Без отдыха я, грешный, подвизался в церквах, и домах, и на площадях, по городам и селам, да еще и в царствующем граде, и в стороне Сибирской, проповедуя и уча слову Божию, лет с двадцать пять тому будет.
    А когда еще был я в попах, пришла ко мне исповедаться девица, многими грехами обремененная, во всяком блуде и разврате повинная, и начала мне, плачась, подробно воз­вещать в церкви, пред Евангелием стоя. Я же, треокаянный врач, слушавший ее, сам разболелся, изнутри распа­ляем огнем блудным.
    И горько мне стало в тот час. Зажег три свечи и приле­пил к аналою, и возложил правую руку на пламя, и до тех пор держал, покуда во мне не угасло злое разжжение.
    И отпустив девицу, сложив с себя ризы, помолясь, пошел в дом свой зело скорбен; время же близко полуно­чи. И придя в свою избу, стал я плакать пред образом Гос­подним, так что и очи опухли, и молиться прилежно, чтобы отлучил меня Бог от детей духовных, понеже бремя тяжко, не могу носить. Пал я на землю, и рыдал горько, и забылся лежа.
    Не знаю как, плачу, а очи сердечные у реки Волги. Вижу: плывут стройно два корабля золотых, и весла на них златы, и шесты златы, и все золотое. По одному кормщику на них сидят. И я спросил: «Чьи корабли?» И они отвечали: «Лукин и Лаврентиев», – сии были мне духовные дети, меня и дом мой наставили на путь спасения и скончались богоугодно. А после этого вижу третий корабль, не златом украшен, но разными красотами испещрен, красно, и бело, и сине, и черно, и пестро, ум человеческий не вместит такой красоты и лепоты; юноша светел, на корме сидя, правит; бежит (корабль) ко мне из-за Волги, как прогло­тить меня хочет. И я вскричал: «Чей корабль?» И сидящий на нем отвечал: «Твой корабль. На, плавай на нем, коли докучаешь, с женою и с детьми». Я в трепете сел и раз­мышляю, что это за корабль и что это будет за плавание.
    И вот по недолгом времени, как писано, «объяша меня болезни смертные, беды адовы обыдоша мя, скорбь и болезнь обретох». у вдовы начальник отнял дочь. И я молил его, чтобы сиротину возвратил к матери. А он, презрев моле­ние наше, воздвиг на меня бурю, и у церкви, придя тол­пою, до смерти меня задавили. И я лежал в забытьи полча­са и больше и снова ожил Божиим мановением. Он же, устрашась, отступился от девицы. Потом научил его дья­вол: придя в церковь, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах. А я молитву говорю в то время.
    Потом иной начальник в иное время на меня рассвире­пел: прибежав ко мне в дом, бил меня и на руке, как пес, покусал персты; когда же наполнилась гортань его крови, тогда выпустил из зубов своих мою руку и, меня оставив, пошел в дом свой. Я же, поблагодарив Бога, завертев руку тряпкой, пошел к вечерне. И по дороге он же наскочил на меня снова с двумя пистолями и выстрелил из пистоли. И Божиим мановением на полке порох пыхнул, а пистоль не выстрелила. Он же бросил ее на землю и из другой выстрелил снова. Божия же воля так же учинила: и та пистоль не выстрелила. Я же прилежно, идучи, молюсь Богу, осенил его больною рукой и поклонился ему. Он меня лает, а я ему говорю: «Благодать во устах твоих, Иван Родионович, да будет».
    После того дом у меня он отнял, а меня выгнал, всего ограбив, и на дорогу хлеба не дал. А в то время родился сын мой Прокопий, что ныне сидит с матерью и с братом в земле закопан. И я, взяв клюку, а мать – некрещеного младенца, пошли с братьями и домочадцами, куда Бог наставит, а сами, пойдя, запели божественные песни, еван­гельскую стихеру, большим роспевом: «На гору учеником идущим за земное Вознесение, предста Господь, и поклонишася ему», – всю до конца, а перед нами образа несли. Певцов в дому моем было много, – поя, со слезами на небо взираем. А провожающие жители того места, мужи и жены и дети, множество народа, рыдая и сокрушая мое сердце, далече нас провожали в поле. Я же, на обычном месте став и хвалу Богу воздав, поучение прочтя и благословя, насилу домой их воротил…

    Сроки отчетности по семинару 3
    Старосты собирают выполненные задания студентов своей группы, сформулированные в плане семинара, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 3) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБZ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 3).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 в день занятия по расписанию.

  • Семинар 4

    Бытовые повести XVII века как жанр демократической литературы

    План
    Вопросы для обсуждения и письменного отчета
    1. Причины и условия возникновения новых жанров в литературе XVII века. Жанровые черты бытовой повести. Перечислите их.
    2. Обретение индивидуальной судьбы героями бытовых повестей как их основной сюжет (доказать это на примерах из текстов).
    3. Притча о блудном сыне в сюжетах «Повести о Савве Грудцыне» и «Повести о Горе Злочастии». Покажите, как она отражется в судьбе героев этих повестей?
    4. Каковы проявления «характеров» в бытовых повестях? Чем и как мотивируются поведение и поступки героев?
    5. Какие библейские сюжеты использованы в «Повести о Горе Злочастии»? Какова роль поэтики фольклора в ней?
    6. Как соотносятся историчность и вымысел в «Повести о Савве Грудцыне»?
    7. Проблема человеческого характера в «Повести о Фроле Скобееве». Какой новый тип литературного героя он представляет? Фольклор и история в повести.
    8. Каково отношение авторов бытовых повестей к своим героям? Чем оно отличается от авторского отношения к герою-грешнику в древнерусской литературе предшествующих эпох?

    ЛИТЕРАТУРА
    Тексты повестей и притчи о блудном сыне читать по изданиям:
    — Хрестоматии по древнерусской литературе.
    — Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн.1. – М.,1988.
    — Русская бытовая повесть XV — XVII вв. – М., 1991.
    Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 15 (Притча о блудном сыне).

    Учебники и учебные пособия.
    Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. С. 111-121.
    Лихачев Д. С. Повесть о Горе Злочастии // Он же. Великое наследие. – М.,1979. С. З56 – 377 / http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/vn15.htm

    Дополнительная литература
    Демин А.С. Русская литература второй половины XVII – начала XVIII веков. – М., 1977.
    Ужанков А.Н. Истоки русской художественной прозы // Русская бытовая повесть XV — XVII вв. – М., 1991. С. 5-18.

    Сроки отчетности по семинару 4
    Старосты собирают выполненные задания студентов своей группы, сформулированные в плане семинара, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 4) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБZ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 4).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 в день занятия по расписанию.

  • Зачетное занятие

    Вопросы и задания к зачету
    Фольклор
    Теоретические вопросы
    1. Фольклор как явление народной культуры. Происхождение фольклора. Национальное своеобразие фольклора.
    2. Фольклор и литература.
    3. Система жанров русского фольклора.
    4. Общая характеристика первобытного мышления и его отражение в фольклоре. Анимизм, тотемизм, магизм.
    5. Календарная обрядовая поэзия. Зимний цикл.
    6. Календарная обрядовая поэзия. Летний цикл.
    7. Семейная обрядовая поэзия. Общая характеристика, жанровый состав. Поэтика причитаний.
    8. Свадебный фольклор и его связи с обрядовым действием.
    9. Пословицы и поговорки. Определение, содержание и форма, классификация, поэтика. Важнейшие сборники.
    10. Загадки. Происхождение, содержание и форма, классификация, поэтика. Важнейшие сборники.
    11. Происхождение волшебной сказки. Теории В. Я. Проппа и Е. М. Мелетинского. Природа сказочного вымысла.
    12. Основные персонажи волшебной сказки и их функции. Анализ одной волшебной сказки по персонажам.
    13. Композиция волшебной сказки. Работа В. Я. Проппа «Морфология сказки» и ее научное значение. Анализ одной из сказок с точки зрения композиции.
    14. Поэтика волшебной сказки. Время и пространство в сказке. Основные сказочные законы. Художественный язык сказки.
    15. Сказки о животных (содержание, происхождение, поэтика). Целостный анализ одной из сказок.
    16. Бытовая сказка (идеи, образы, сюжеты и стиль). Анализ одной из сказок.
    17. Жанры несказочной прозы. Народная демонология. Поэтика анекдота.
    18. Классификация преданий. История и вымысел в преданиях об Иване Грозном, Петре Первом, Разине и Пугачеве.
    19. Происхождение и формирование былин. Проблема историзма былин. Циклизация былин. Былинный цикл об Илье Муромце.
    20. Добрыня Никитич и Алеша Попович в борьбе с чудовищами. Эволюция мотива змееборства в былинах киевского цикла.
    21. Обзор новгородских былин. Анализ былины «Садко».
    22. Поэтика былин. Анализ былин о Василии Буслаеве.
    23. Жанровая специфика исторических песен. Исторические песни 13-15 веков.
    24. Исторические песни 16 века об Иване Грозном и Ермаке.
    25. Исторические песни о 17-18 веков о Разине и Пугачеве.
    26. Народная баллада.
    27. Духовные стихи. Основные темы и сюжеты.
    28. Необрядовая лирическая песня. Происхождение, классификация, герои.
    29. Поэтика необрядовой лирической песня. Композиция, стиль, символика. Анализ одной из песен.
    30. Частушки. Происхождение жанра, классификация, поэтика.
    31. Народный театр (вертеп, раек, театр Петрушки).
    32. Народная драма («Лодка», «Царь Максимилиан»).
    33. Традиционный детский фольклор.
    34. Современный школьный фольклор.
    35. Основные правила работы фольклориста-собирателя.

    Практические задания к зачету
    I. Выучить наизусть тексты из хрестоматии по фольклору:
    1. Отрывок из былины не менее 20 строчек.
    2. Балладу или историческую песню.
    3. Обрядовую песню.
    4. Лирическую необрядовую песню.
    5. 5 частушек.

    II. Прочитать фольклорные тексты из списка-минимума и отразить в форме краткого плана их сюжеты (для повествовательных жанров) и мотивы (для лирических жанров) в читательском дневнике. Дневник должен быть подписан и иметь оглавление с указанием страниц каждой записи.
    III. Составить словарь терминов по фольклору из указанного списка.
    Термины должны быть расположены в алфавитном порядке, с примерами из русского фольклора. Студент должен уметь объяснить на примерах значение терминов из словаря-минимума.
    Источники: список терминов, учебник, хрестоматия по фольклористике, словарь-справочник Т. В. Зуевой, литературные энциклопедические словари и энциклопедии.
    IV. Законспектировать научные статьи по основным темам курса из хрестоматий по фольклористике. Тетрадь для конспектов должна быть подписана и иметь оглавление конспектов статей с указанием страниц тетради. В оформлении самого конспекта указываются полностью ФИО автора статьи и годы его жизни.

    Древнерусская литература
    Вопросы и задания к зачету

    1. Особенности древнерусской литературы как средневековой. Предпосылки возникновения и общая характеристика основных периодов ее развития.
    2. Начальный период формирования русской литературы. Процесс литературной трансплантации. Система жанров. Взаимосвязь жанра и стиля. Переводная литература.
    3. Летописание как оригинальный жанр древнерусской литературы. Основные этапы формирования летописного свода “Повесть временных лет” (гипотезы академиков Шахматова А. А. и Лихачева Д. С.).
    4. Композиция “Повести временных лет”. Жанровый состав, типы летописного повествования. Фольклор в летописи.
    5. Принципы изображения человека в летописи. Русские князья в летописном освещении (на материале “Повести временных лет”).
    6. Торжественное и учительное красноречие Киевской Руси. “Слово о Законе и Благодати” Илариона. Основные идеи и стиль.
    7. “Поучение” Владимира Мономаха. Автобиографические элементы в “Поучении”. В. Мономах как писатель.
    8. Агиография Киевской Руси. Жития Бориса и Глеба. Особенности агиографической формы и стиля. Понятие о правильном и неправильном житии.
    9. “Житие Феодосия Печерского” Нестора как образец ранней русской агиографии. Своеобразие композиции, жанра и стиля.
    10. История создания и жанровое своеобразие “Киево-Печерского патерика”. Особенности повествования. Патриотический пафос.
    11. Эволюция жанра хождений в литературе древней Руси. “Хождение игумена Даниила” и “Хожение за три моря” Афанасия Никитина.
    12. История открытия, опубликования и изучения “Слова о полку Игореве”. Споры о подлинности, проблема авторства. Переводы “Слова”.
    13. Летописная повесть о походе Игоря Святославовича и “Слово о полку Игореве”. Сюжет и композиция “Слова”.
    14. Особенности жанра и поэтического языка “Слова о полку Игореве”, связь его с устным народным творчеством. Символика “Слова”.
    15. “Слово” и “Моление” Даниила Заточника. Две редакции памятника. Личность автора и его отношение к действительности.
    16. Образ Александра Невского в “Житии Александра Невского”. Сочетание агиографической формы и стиля воинской повести в “Житии”.
    17. “Повесть о разорении Рязани Батыем” как образец древнерусской воинской повести. Своеобразие композиции, жанровой структуры, стиля. Связь с устным народным творчеством. Образ Евпатия Коловрата.
    18. Памятники Куликовского цикла. “Сказание о Мамаевой побоище”, “Задонщина”.
    19. Агиографические сочинения Епифания Премудрого как выражение панегирически — торжественного стиля в русской литературе XV века.
    20. Политическая теория “Москвы — Третьего Рима” и ее отражение в литературных памятниках XV-XVI вв. (“Повесть о взятии Царьграда” Нестора-Искандера, “Сказание о князьях Владимирских”, “Повесть о новгородском белом клобуке”).
    21. Основные идеи обобщающих литературных памятников XVI века (Великие Четьи-Минеи, Степенная книга, Домострой).
    22. Публицистика XVI века (Максим Грек, Иван Пересветов).
    23. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным. Политические идеи посланий, особенности языка и стиля.
    24. Эволюция агиографического жанра в литературе XVI века. “Повесть о Петре и Февронии” (от жития к сказке).
    25. “Повесть о Юлиании Лазаревской” (Ульянии Осорьиной). От агиографии к биографии.
    26. Литературное движение на окраинах русского государства в XVII веке. “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”. Связь с традициями древнерусской воинской повести и устного народного творчества.
    27. Сатирическое изображение судопроизводства в литературе второй половины XVII века) «Повесть о Шемякином суде”, “Повесть о Ерше Ершовиче”).
    28. Литературное новаторство “Повести о Савве Грудцыне” (частная жизнь русского человека на фоне истории).
    29. “Повесть о Горе Злочастии” и фольклорная традиция. Образ блудного сына в русской литературе XVII века.
    30. Образ нового героя в “Повести о Фроле Скобееве”.
    31. Основные идеологические тенденции в “Житии протопопа Аввакума”. Личность автора в “Житии”, характеристика его взглядов. Литературное новаторство “Жития протопопа Аввакума” на фоне традиционной житийной литературы.
    32. Барокко в русской литературе второй половины XVII века. Возникновение силлабического стихотворства. Творчество Симеона Полоцкого.

    Практические задания к зачету

    • Составить читательский дневник по произведениям, входящим в список для обязательного чтения. Дневник должен быть подписан и иметь оглавление с указанием страниц каждой записи.
    • Составить словарь терминов по древнерусской литературе. Термины должны быть расположены в алфавитном порядке и иметь примеры. Студент должен уметь объяснить на примерах значение терминов из словаря.
    Источники: список терминов, учебник, хрестоматия по древнерусской литературе, словарь-справочник В.В. Кускова, литературные энциклопедические словари и энциклопедии.
    – Сделать тезисный обзор по главам монографии Д.С. Лихачева “Слово о полку Игореве”. Историко-литературный очерк. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. / Электронный ресурс: https://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/4365/
    Тетрадь должна быть подписана и иметь оглавление по названиям глав монографии с указанием их страниц в тетради.
    Обратить внимание на Приложение к монографии: Как читать «Слово о полку Игореве».
    – Выразительно читать отрывок из «Слова о полку Игореве» (на выбор – Вступление или Плач Ярославны) в оригинале, на древнерусском языке.
    Видеозапись прилагается к отчету.