Семинар 3
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В
«ЖИТИИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОМ»
Цель: раскрыть идейное и литературное новаторство произведения.
Задачи:
— объяснить причины раскола русской церкви;
— сопоставить «Житие протопопа Аввакума» с агиографическим каноном;
— определить роль «бытописания» и его функций в произведении;
— охарактеризовать личность автора и его мировоззрение;
— изучить систему образов и приемы изображения друзей и врагов; проанализировать язык и стиль Аввакума;
— рассмотреть разные точки зрения на проблему жанровой природы его «Жития»;
— рассмотреть методические приемы изучения «Жития протопопа Аввакума» в школе.
План
I. Подготовить краткие ответы на вопросы плана
1. В чем причина раскола в русской церкви в XVII веке и каковы его социально-исторические последствия?
2. «Житие протопопа Аввакума» и агиографический канон. Сравнить:
— вступления;
• биографическую часть (выделить основные этапы биографии автора);
• как Аввакум рассказывает о своей жизни;
• чудеса и видения.
3. Какое место занимает в произведении «бытописание» и каковы его художественные функции?
4. Охарактеризуйте личность автора «Жития» и систему его социальных и религиозных взглядов.
5. Каковы принципы и приемы изображения друзей и врагов Аввакума?
6. В чем своеобразие языка и стиля «Жития»?
7. Как исследователи решают проблему жанровой природы «Жития протопопа Аввакума»?
8. На что следует обратить внимание в школьном изучении «Жития протопопа Аввакума»?
II. Самостоятельно проанализировать фрагмент произведения, приложенный к плану семинара.
Литература
Текст в современном переводе необходимо прочитать в полном объеме по изданию:
Понырко Н.В. Три жития – три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова. Тексты, статьи, комментарии. – СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2010 [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe/
В читательском дневнике должен быть представлен план произведения
Кусков В.В. История древнерусской литературы. Учебник. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1998. [Электронный ресурс]: http://pdf.kamunikat.org/23229-1.pdf
Дополнительная литература
Лихачев Д. С. Великое наследие. – М.,1979. – С. 341-356.
Панченко А. М. Аввакум как новатор // Русская литература. 1982. №4. – С. 142-152.
Разработка урока литературы 8 класс УМК Беленького Г.И. «Житие протопопа Аввакума» [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-literaturi-klass-umk-belenkogo-gi-zhitie-protopopa-avvakuma-557052.html
Урок-обсуждение на тему: «Житие Аввакума, им самим написанное» [Электронный ресурс]:https://gigabaza.ru/doc/95748.html
Учебно -методические материалы к занятию
Язык и стиль «Жития протопопа Аввакума»
Особую и очень заметную ветвь демократической литературы второй половины XVII в. составляет литература раскола — старообрядчества.
Как социально-религиозное движение, противостоящее господствующей церкви и феодально-крепостнической монархии Алексея Михайловича, раскол окончательно оформляется после церковного собора 1666— 1667 гг. Движение это зародилось в среде низового духовенства, недовольного обременительными для него реформами патриарха Никона, и носило вначале узкоцерковный, обрядовый характер. Но по мере того как под знаменем «старой веры» стали объединяться все недовольные и прежде всего «плебейские» элементы городского посада и крепостное крестьянство, движение получило размах, угрожавший не только господствующей церкви, но и государству (например, Соловецкое восстание 1668— 1676 гг.). Правительственные репрессии углубили антифеодальные тенденции этого движения.
Раскол породил, большую литературу — послания, полемические трактаты, агитационные воззвания, открытые письма, написанные подчас очень зажигательно, на доступном языке, рассчитанные на распространение среди широких народных масс/ Многие руководители и идеологи движения не раз в своих писаниях выходили за пределы спора о старом обряде, затрагивали вопросы политические и общественные, и этим объясняется широкая популярность их произведений в народной массе. Центральная фигура старообрядческой литературы, наиболее яркий ее представитель — протопоп Аввакум (1621— 1682).
Все его произведения посвящены пропаганде дела, которому он ревностно служил. Даж е свою автобиографию, свое «Житие», Аввакум написал прежде всего с агитационной целью — на примере фактов собственной жизни, полной борьбы и стойкого сопротивления, нарисовать образ человека-борца, непоколебимо отстаивающего свои убеждения, готового на любые страдания и жертвы, даже на смерть, если в этом будет необходимость. Целью этой продиктованы в «Житии» и отбор биографических фактов, и их освещение.
Аввакум превосходно понимал, что свое назначение его произведения выполнят только в том случае, если они получат широчайшее распространение в народной массе, будут по изложению понятны и доступны даже неграмотному человеку. В заботе о «простом» читателе Аввакум — и в этом сказалось его замечательное чутье народного агитатора — решился, один из немногих в ту эпоху, на очень смелый по тому времени шаг: он стал писать на живом, разговорном русском языке, едва-едва окрашенном «книжными» речениями. Сам Аввакум свой язык характеризует как «просторечие» и «вяканье», демонстративно противопоставляя его тогдашней литературной, «книжной» речи.
В предисловии к своему «Житию» он обращается к читателю со следующим предупреждением: « …и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащий, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами филосовскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет»). Адресуясь к царю Алексею Михайловичу, он убеждает: «Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах». Аввакум настолько смел в пользовании живой разговорной речью, что вводит в нее диалектные особенности своего родного нижегородского говора. В его произведениях часто встречаются вульгаризмы-ругательства: Никон — «носатый» и «брюхатый», «борзой кобель», «адов пес», «лис», «шиш антихристов», «плутишко». «Никониане» вообще — «собаки», «поганцы», «толстобрюхие», «толсторожие», «воры», «пьяницы», «дураки», «душегубцы».
Меткая, по самой природе своей реалистическая, русская по всему своему складу, пересыпанная поговорками и пословицами, словами и оборотами, иногда грубоватыми, но всегда предельно выразительными и живописными, речь Аввакума — явление в русской литературе XVII в. уникальное. Она предвосхищала будущее развитие русской демократической литературы. Она не утратила своего живейшего интереса и по сегодняшний день. Многие русские писатели в поисках яркой и образной речи не раз обращались к сочинениям Аввакума. Его произведения внимательно изучали М. Горький, А.Н. Толстой и многие другие.
«Вяканью» Аввакума соответствует и весь литературный строй его произведений. На фоне современного ему книжного «красноглаголания» все они производят впечатление необыкновенной простоты. Аввакум действительно писал, как говорил и думал. «Сказ», воспроизводящий все оттенки и повороты живой устной речи, — основная форма его изложения. Обращения к читателю по тому или иному поводу, отступления в сторону, бранные выражения и рядом с ними ласковые уменьшительные слова («детки», «хлебец» и пр.) — все это особенности не только языка Аввакума, но и его литературной манеры. Свойство Аввакума сообщать всему, о чем бы он ни рассказывал, бытовой, «домашний» характер, не выходя за рамки привычных для него понятий и представлений, — едва ли не наиболее показательная черта его как писателя.
(Еремин И.П. Лекции и статьи по древней русской литературе. Л. !987. С. 177-179)
Самостоятельная работа
Анализ фрагмента «Жития протопопа Аввакума»
На основе анализа фрагмента составить таблицу с примерами, показывающими отличие произведения Аввакума от канонического жития по следующим пунктам:
— посмертный / прижизненный текст;
— от чьего лица ведется повествование;
— способ изображения героя-святого;
— изображение внутреннего мира героя;
— особенности пространства и времени;
— абстрагирование / индивидуализация характера героя;
— серьезное / комическое в тоне повествования;
— книжность / устность языка;
— расчет на чтение / слушание текста;
— сакральное / бытовое в тексте.
Рождение же мое в нижегородских пределах, за Кудьмою рекою, в селе Григорове. Отец мой был священник Петр, мать – Мария, во инокинях Марфа. Отец мой прилежал к питию хмельному, мать же моя была постница и молитвенница, всегда учила меня страху Божию. Я же, увидав однажды у соседа умершую скотину, в ту ночь, поднявшись, долго плакал пред образом о душе своей, помышляя о смерти, что и я умру, и с тех пор привык каждую ночь молиться.
Потом мать моя овдовела, а я осиротел рано, и от своей родни были в изгнании.
Изволила мать меня женить. Я же пресвятой Богородице молился, чтобы дала мне жену – помощницу к спасению. И в том же селе девица, тоже сиротина, беспрестанно в церковь ходила, имя ей Анастасия. Отец ее был кузнец, именем Марко, богат гораздо, а когда умер, после него все перевелось. И она в бедности жила и молилась Богу, чтобы сочетаться ей со мной браком. Так и стало по воле Божией.
Потом мать моя отошла к Богу в подвижничестве великом. Я же из своего изгнания переселился в иное место.
Рукоположен во дьяконы двадцати лет с годом и спустя два года в попы поставлен; пробыв в попах восемь лет, потом произведен был в протопопы православными епископами, тому двадцать лет минуло, и всего тридцать лет, как священство имею, а от рождения на шестой десяток идет.
Когда я в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, по сие время сот с пять или шесть будет. Без отдыха я, грешный, подвизался в церквах, и домах, и на площадях, по городам и селам, да еще и в царствующем граде, и в стороне Сибирской, проповедуя и уча слову Божию, лет с двадцать пять тому будет.
А когда еще был я в попах, пришла ко мне исповедаться девица, многими грехами обремененная, во всяком блуде и разврате повинная, и начала мне, плачась, подробно возвещать в церкви, пред Евангелием стоя. Я же, треокаянный врач, слушавший ее, сам разболелся, изнутри распаляем огнем блудным.
И горько мне стало в тот час. Зажег три свечи и прилепил к аналою, и возложил правую руку на пламя, и до тех пор держал, покуда во мне не угасло злое разжжение.
И отпустив девицу, сложив с себя ризы, помолясь, пошел в дом свой зело скорбен; время же близко полуночи. И придя в свою избу, стал я плакать пред образом Господним, так что и очи опухли, и молиться прилежно, чтобы отлучил меня Бог от детей духовных, понеже бремя тяжко, не могу носить. Пал я на землю, и рыдал горько, и забылся лежа.
Не знаю как, плачу, а очи сердечные у реки Волги. Вижу: плывут стройно два корабля золотых, и весла на них златы, и шесты златы, и все золотое. По одному кормщику на них сидят. И я спросил: «Чьи корабли?» И они отвечали: «Лукин и Лаврентиев», – сии были мне духовные дети, меня и дом мой наставили на путь спасения и скончались богоугодно. А после этого вижу третий корабль, не златом украшен, но разными красотами испещрен, красно, и бело, и сине, и черно, и пестро, ум человеческий не вместит такой красоты и лепоты; юноша светел, на корме сидя, правит; бежит (корабль) ко мне из-за Волги, как проглотить меня хочет. И я вскричал: «Чей корабль?» И сидящий на нем отвечал: «Твой корабль. На, плавай на нем, коли докучаешь, с женою и с детьми». Я в трепете сел и размышляю, что это за корабль и что это будет за плавание.
И вот по недолгом времени, как писано, «объяша меня болезни смертные, беды адовы обыдоша мя, скорбь и болезнь обретох». у вдовы начальник отнял дочь. И я молил его, чтобы сиротину возвратил к матери. А он, презрев моление наше, воздвиг на меня бурю, и у церкви, придя толпою, до смерти меня задавили. И я лежал в забытьи полчаса и больше и снова ожил Божиим мановением. Он же, устрашась, отступился от девицы. Потом научил его дьявол: придя в церковь, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах. А я молитву говорю в то время.
Потом иной начальник в иное время на меня рассвирепел: прибежав ко мне в дом, бил меня и на руке, как пес, покусал персты; когда же наполнилась гортань его крови, тогда выпустил из зубов своих мою руку и, меня оставив, пошел в дом свой. Я же, поблагодарив Бога, завертев руку тряпкой, пошел к вечерне. И по дороге он же наскочил на меня снова с двумя пистолями и выстрелил из пистоли. И Божиим мановением на полке порох пыхнул, а пистоль не выстрелила. Он же бросил ее на землю и из другой выстрелил снова. Божия же воля так же учинила: и та пистоль не выстрелила. Я же прилежно, идучи, молюсь Богу, осенил его больною рукой и поклонился ему. Он меня лает, а я ему говорю: «Благодать во устах твоих, Иван Родионович, да будет».
После того дом у меня он отнял, а меня выгнал, всего ограбив, и на дорогу хлеба не дал. А в то время родился сын мой Прокопий, что ныне сидит с матерью и с братом в земле закопан. И я, взяв клюку, а мать – некрещеного младенца, пошли с братьями и домочадцами, куда Бог наставит, а сами, пойдя, запели божественные песни, евангельскую стихеру, большим роспевом: «На гору учеником идущим за земное Вознесение, предста Господь, и поклонишася ему», – всю до конца, а перед нами образа несли. Певцов в дому моем было много, – поя, со слезами на небо взираем. А провожающие жители того места, мужи и жены и дети, множество народа, рыдая и сокрушая мое сердце, далече нас провожали в поле. Я же, на обычном месте став и хвалу Богу воздав, поучение прочтя и благословя, насилу домой их воротил…
Сроки отчетности по семинару 3
Старосты собирают выполненные задания студентов своей группы, сформулированные в плане семинара, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 3) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБZ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 3).
Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 в день занятия по расписанию.