1 курс (очное) Фольклорная практика (7 записей)

  • 1 курс (очное) Фольклорная практика

    Фольклорная практика

    Семинарское занятие 1
    Вводное
    21 сентября 2020

    План

    1. Цель и задачи фольклорной практики.
    2. Содержание практики.
    3. Основные этапы проведения:
    — подготовительный
    — полевой
    — заключительный.
    4. Этика собирательской работы.
    5. Принципы и правила записи фольклорных текстов.
    6. Оформление записей. Паспортизация.
    7. Таблицы. Картотека.
    8. Формы и сроки отчетности.
    Литература
    Фольклорная практика. Методические рекомендации для студентов по дисциплине для студентов бакалавриата / Сост. А.Х. Гольденберг, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики ее преподавания. — Волгоград, 2020.

    Комментарий составителя
    1. Занятия проводятся по понедельникам с 2**.
    2. На вводном надо внимательно изучить прилагаемую методичку.
    3. Сделать пробные записи текстов друг от друга. Это, например, могут быть календарные песни, которые вы исполняли на семинарском занятии. Или любые известные вам фольклорные тексты. Записи необходимо паспортизировать.
    Это будет форма отчетности, которую надо прислать своим руководителям до следующего занятия.

  • Фольклорная практика

    Лабораторное занятие 2

    5.10. 2020

    Методика собирания жанров несказочной прозы

    План

    1. Особенности собирания топонимических преданий.
    2. Методика собирания семейных преданий.
    3. Исторические предания родного края.
    4. Где и как записывать религиозные легенды?
    5. Современное бытование быличек и бывальщин о демонологических персонажах русского фольклора.
    6. Современный анекдот как предмет собирания.

    Литература
    Тексты
    Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. Сост. Круглов Ю.Г. – СПб.: Просвещение, 1993.
    Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия (Сост. В. Морохин). – М.: Высшая школа,1977 (тексты из разделов «Предания, былички, легенды» и предисловия к этим разделам).
    Народная проза (Библиотека русского фольклора: Т. 12) / Сост. С.Н. Азбелев. М.: Русская книга, 1992.
    Учебная и научная литература
    Фольклорная практика. Методические рекомендации для студентов по дисциплине для студентов бакалавриата / Сост. А.Х. Гольденберг. – Волгоград: ВГСПУ, 2020.
    Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учебное пособие. – М.: Академия, 2008. С. 60-69.
    Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 2003.
    Статьи из этой хрестоматии:
    Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды ХVII-ХIХ вв. – (тезисный план);
    Соколова В.К. Жанровые особенности исторических преданий и их основные типы. – (тезисный план).
    Померанцева Э.В. Устные рассказы и мифических существах и их жанровые особенности. – (конспект).
    Белоусов А.Ф. Анекдот / http://folk.spbu.ru/Reader/belousov.php?rubr=Reader-lectures#_ednref27 – (тезисы статьи)
    Белоусов А.Ф. Современный анекдот // Современный городской фольклор. – М., 2003. С. 581-598 / http://tutsamara.ru/down/1516809-sovremennyy-gorodskoy-folklor#form
    Власова Марина. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Азбука, 2002 / https://www.litmir.me/br/?b=231641

    Индивидуальные задания
    • Записать топонимическое предание о народных названиях родных мест каждого студента (город, район, село, хутор, улица, река, озеро, болото, лес, овраг и т. п.) по схеме: название, текст предания, паспорт информанта (фио, возраст, профессия, место и время записи, фио студента).
    • Записать историческое или семейное предание.
    • Записать религиозную или социально-утопическую легенду.
    • Записать быличку или бывальщину.
    • Записать анекдот.
    Записи паспортизируются, отправляются на проверку руководителю практики и дублируются в полевой дневник фольклорной практики.
    Групповые задания
    Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека и готовят доклады по следующим темам:
    1. Предания о Разине, бытующие в Волгоградской области.
    2. Предания о Петре I, бытующие в Волгоградской области.
    3. Леший как персонаж быличек.
    4. Русалка как персонаж народной демонологии.
    5. Домовой и другие домашние духи в традиционном и современном фольклоре.
    6. Образ ведьмы, колдуна, упыря (вампира) в быличках (на выбор студентов).
    7. Сюжеты о заложных / ходячих покойниках в быличках и бывальщинах.
    8. Система персонажей современного анекдота.
    Объем доклада — 3-5 стр. (без титульного листа и списка использованной литературы. Текст набирается через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, кегль 14, выравнивание про ширине страницы.
    Таким образом, к отчету по лабораторному занятию 2 необходимо представить записи 5 фольклорных текстов, групповой доклад, конспекты статей по фольклористике.

    Методические рекомендации по записи жанров несказочной прозы

    Исполнитель не будет делиться своим знанием фольклора с первым встречным. Вот почему предпочтительнее начинать записывать фольклор у членов своей семьи, ближайших родственников и соседей.
    Семейный фольклор чаще всего связан с той местностью, где живет или откуда приехала семья. Вопросы старшим членам семьи прежде всего касаются ее родословия: от кого пошла фамилия и почему, сколько поколений предков помнят живущие родственники, чем занимались предки, где жили, где бывали, как объясняют названия этих мест, какую роль играли в общественной жизни своего края и т.п. Очень полезно в ходе таких бесед составить генеалогическое древо семьи. В качестве дополнительного материала могут привлекаться семейные фотографии, документы (справки, орденские книжки, военные билеты, грамоты и т. п.).
    Основными жанрами семейного фольклора являются семейные предания и легенды. Главными их персонажами обычно являются прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, прославленные в прошлом близкие и дальние родственники, участники каких-либо исторических событий. Важную роль в них играет объяснение семейных прозвищ, передаваемых по наследству.
    Другим объектом собирания могут являются жанры народной несказочной прозы: местные предания, легенды, былички и бывальщины (рассказы о встречах с нечистой силой — домовым, лешим, русалкой, на смену которым в современном городском фольклоре пришли барабашка, инопланетяне, НЛО и др.). Но прежде всего следует ориентироваться на запись топонимических преданий. Это рассказы, связанные с происхождением названий хуторов, сел, городов, районов, улиц и переулков, местных рек, долин, лесов, родников и пр. Примером могут быть предания, бытующие в Волгограде и области, о таких названиях, как Царицын, Спартановка, Дар-Гора, р. Ахтуба и др. Иногородние студенты записывают предания, бытующие в своих регионах.
    Исторические предания нашего края связаны с такими историческими личностями, как С. Разин, Ермак, Петр I, герои и участники гражданской и Великой Отечественной войны.
    Легенды, как правило, носят религиозный характер и связаны с местночтимыми монастырями, храмами, часовнями, чудотворными иконами, святыми источниками и т.п. Носителями таких легенд обычно являются старшие члены семьи, другие родственники, соседи. Например, в храме св. апостолов Петра и Павла в селе Лог Иловлинского района Волгоградской области в 2004 году закровоточила икона Божьей Матери «Казанская», с которой связаны многочисленные легенды о чудесных исцелениях неизлечимо больных людей, помощи в рождении детей и др. Эти рассказы можно найти в хранящейся в храме книге отзывов. Носителями таких легенд являются прихожане храма и верующие люди, приезжающие в храм из разных мест.
    Анекдоты записываются от информантов любого возраста, в том числе от детей и школьников. Их могут рассказать друг другу сами студенты.

    Форма и сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные индивидуальные и групповые задания, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практика, лаб. 2) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Практика, лаб. 2).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают своим руководителям практики в срок до 23:59 18 октября 2020.

  • Фольклорная практика

    Лабораторное занятие 3

    19.10. 2020

    Методика собирания жанров детского фольклора

    План

    Принципы классификации детского фольклора.
    Творчество взрослых для детей. Жанровый состав материнского фолькора.
    Жанры календарной поэзии, заимствованные детьми из фольклора взрослых. Традиционный детский фольклор. Группы жанров детского народного творчества.
    Жанровый состав игрового детского фольклора
    Сатирический детский фольклор.
    Современный школьный фольклор. Страшные истории и садистские стишки.

    Учебная и научная литература

    Основная
    Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.
    [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
    http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75
    Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. Учеб.. пособие. – 2-е изд., стер. – СПб., 2016. – 336 с. [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://b-ok.cc/book/2914561/b2ef30
    Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: учеб. пособие. – М., 2002. / https://www.booksite.ru/fulltext/kapisa/index.htm

    Дополнительная

    Лойтер С.М. Детские страшные истории («Страшилки») // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф. – М.: Ладомир, 1998. – С. 56-134. [URL] http://padaread.com/?book=32457
    Белоусов А.Ф. «Садистские стишки» // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Сост. Белоусов А.Ф. – М.: Ладомир, 1998. – С. 545-577. [URL] http://padaread.com/?book=32457

    Задания
    Виноградов Г.С. Детский фольклор (тезисный план) // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Под ред. Ю.Г. Круглова.

    Вопросы студентам для самопроверки

    1. На чем основана классификация видов и жанров детского фольклора? Кто ввел в науку это термин?
    2. Что понимается под полифунциональностью детского фольклора? Назовите основные его функции.
    3. Назовите типы колыбельных песен. Укажите характерные для них образы.
    4. Каковы функции потешек, пестушек, поскакушек?
    5. Укажите на особенности прибауток и небылиц-перевертышей.
    6. Назовите основные жанры фольклора в игровой деятельности детей.
    7. Чем отличаются друг от друга разные типы считалок?
    8. Назовите жанры игрового словесного детского фольклора.
    9. Каковы функции сатирического детского фольклора — дразнилок и уловок (поддевок)? Что такое мирилки?
    10. Назовите жанровые разновидности страшных историй.
    11. Охарактеризуйте систему образов страшилок.
    12. Как сочетаются страшное и смешное в поэтике садистских стишков?

    Практические задания
    • Записать колыбельную и пестушку – по одному примеру.
    • Записать жеребьевку и считалку по одному примеру.
    • Записать дразнилки и уловки (поддевки) – по одному примеру.
    • Записать страшилку, пугалку, садистский стишок – по одному примеру.
    Записи паспортизируются, отправляются на проверку руководителю практики и дублируются в полевой дневник фольклорной практики.
    Таким образом, к отчету по лабораторному занятию 3 необходимо представить записи 9 фольклорных текстов, ответы на вопросы, конспект статьи по фольклористике.

    Методические рекомендации по записи текстов детского фольклора

    Детский фольклор можно записывать как от детей (с ясельного возраста) , так и от взрослых. Прежде чем записывать, нужно разобраться в системе жанров детского фольклора. Названия большинства из них дети могут не знать. Поэтому беседу с детьми следует начать с наводящих вопросов:
    — какие детские игры любите?
    — как в них играть?
    — что надо знать и говорить во время игры?
    Детей школьного возраста можно прямо спросить, знают ли они те или иные жанры детского и школьного фольклора, приведя их примеры.

    Форма и сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практика, лаб. 3) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Практика, лаб. 3).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают своим руководителям практики в срок до 23:59 1 ноября 2020.

  • Фольклорная практика

    Лабораторное занятие 4

    2.11. 2020

    Методика собирания частушек

    План

    Частушка как малая лирическая песня.
    Частушка как жанр позднетрадиционного фольклора.
    Возникновение жанра на стыке эпох — феодальной и капиталистической, и культур — сельской и городской.
    Новизна содержания и формы частушки. Эффект неожиданности в частушке и средства его достижения.
    Герои частушек и отношения между ними. Отсутствие в частушке норм традиционной сельской морали.
    Актуальность частушки как мгновенный отклик на новые явления в жизни общества.
    Связь слова, напева и движения в частушке.
    Характер исполнения частушек.
    Устойчивость формы частушек – рифма, строфика, композиция.
    Частушки – нескладухи как пародии на жанр.
    Типы частушек по типологии Н.П. Колпаковой и Э.Ф. Шафранской.

    Учебная и научная литература

    Основная
    Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.
    [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
    http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75
    Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. Учеб.. пособие. – 2-е изд., стер. – СПб., 2016. – 336 с. [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://b-ok.cc/book/2914561/b2ef30
    Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.
    Дополнительная

    Медриш Д.Н. Частушка // // Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. – 2 -е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – С. 374–376 (см. Приложение).
    Кулагина А.В. Поэтический мир частушки. – М., 2000.

    Задания по фольклористике

    Колпакова Н.П. Типы народной частушки // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Под ред. Ю.Г. Круглова (план статьи).
    Медриш Д.Н. Частушка // Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. – 2 -е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – С. 374–376 (тезисный план).

    Вопросы студентам для самопроверки

    1. Определение частушки как жанра, ее отличие от необрядовой лирической песни?
    2. Когда сформировался жанр частушки?
    3. Кто ввел в науку это термин? Какие народные названия жанра существуют?
    4. Как сочетаются в частушке традиция и новаторство? Каким образом достигается «эффект неожиданности» в частушке?
    5. Назовите основные темы частушек.
    6. В чем особенность приема психологического параллелизма в частушке?
    7. В чем актуальность частушки? Почему ее называют песенной газетой?
    8. Назовите типы частушек.
    9. Как сочетаются в частушке комическое и лирическое начала?

    Практическее задание
    • Записать 10 современных частушек.
    Записи паспортизируются, отправляются на проверку руководителю практики и дублируются в полевой дневник фольклорной практики.
    Таким образом, к отчету по лабораторному занятию 4 необходимо представить записи 10 фольклорных текстов, ответы на вопросы для самопроверки тезисные планы статей по фольклористике.

    Методические рекомендации по записи текстов частушек

    Частушки можно записывать от людей любого возраста. Исполнителям можно задать следующие вопросы:
    – от кого перенял?
    – где и в какой форме они обычно исполняются?
    – связаны ли с пляской?
    – требовалось ли музыкальное сопровождение? Если да, то с каким инструментом?
    – Почему исполнители не считают зазорным употребление в частушках нецензурной лексики?
    Форма и сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практика, лаб. 4) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Практика, лаб. 4).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают своим руководителям практики в срок до 23:59 15 ноября 2020.

  • Фольклорная практика

    Лабораторное занятие 5

    16.11. 2020

    Методика собирания малых жанров фольклора

    План

    Теоретические вопросы

    Загадки

    1. Определение загадки как жанра.
    2. Собирание и изучение загадок. Наиболее известные сборники загадок. Сборник Д. Н. Садовникова.
    3. Происхождение загадок.
    4. Способы создания загадок, их виды и формы. Логическая и поэтическая функция загадок. Отражение в загадках крестьянского труда и быта.

    Пословицы и поговорки

    1. Собирание и изучение пословиц и поговорок. Сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа» (история создания и структура).
    2. Паремиология как наука о пословицах. Определение пословицы как жанра. Происхождение пословиц, их первоначальная утилитарность. Связь пословиц с речью и многозначность пословичного суждения. Пословицы с прямым и переносным смыслом.
    Темы пословиц. Опыт классификации пословиц (сравните принципы классификации пословиц в разных сборниках, учебниках, научных статьях). Поэтика пословиц.
    3. Определение поговорки как жанра. Образность и художественность поговорок. Поговорки и фразеологизмы. Типы поговорок, их структура. Привести примеры перехода пословиц в поговорки.

    Литература

    Тексты
    1. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 2-х томах. – М., 1984.
    2. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. – М., 1959.
    3. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия (Сост. В. Н. Морохин). – М., 1986.

    Учебная и научная литература

    Основная
    Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.
    [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
    http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75
    Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. Учеб.. пособие. – 2-е изд., стер. – СПб., 2016. – 336 с. [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://b-ok.cc/book/2914561/b2ef30
    Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.
    Научные статьи
    1. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов  Ю. Г.). – С. 176-185.
    2. Даль В.И. Напутное // Там же. – С. 185-193.
    3. Рыбникова М.А. Содержание и форма пословицы и поговорки // Она же. Русские пословицы и поговорки. – М.: Изд-во АН СССР, 1961. – С. 10- 22 [Электронный ресурс] http://elib.gnpbu.ru/text/rybnikova_russkie-poslovitsy-i-pogovorki_1961/go,22;fs,1/

    Вопросы студентам для самопроверки

    1. Когда появились первые сборники русских загадок?
    2. В чем значение сборника загадок Д.Н. Садовникова? По какому принципу расположены в нем загадки?
    3. С какими потребностями жизни связано происхождение загадок? В чем заключается их функция?
    4. Перечислите основные виды и формы загадок.
    5. Что означает термин «паремия»?
    6. Сколько времени собирал В.И. Даль материал для своего сборника пословиц? Почему цензура долгие годы не разрешала печатать его сборник? Какое издание сборника является полным, т. е. бесцензурным? Доступно ли оно современному читателю?
    7. По какому принципу расположены тексты в сборнике В.И. Даля?
    8. Назовите типы классификации пословиц.
    9. Какова структура поговорки? Как отличить ее от пословицы?

    Практическое задание
    • Записать по 5 загадок, пословиц и поговорок. Определить их тему и тип.
    Записи паспортизируются, отправляются на проверку руководителю практики и дублируются в полевой дневник фольклорной практики.
    Таким образом, к отчету по лабораторному занятию 5 необходимо представить записи 15 фольклорных текстов и ответы на вопросы для самопроверки с опорой на учебники и свои конспекты научных статей по фольклористике.

    Методические рекомендации по записи малых жанров фольклора

    Загадки, пословицы и поговорки можно записывать от людей любого возраста. Исполнителям можно задать следующие вопросы:
    – от кого перенял?
    – что означают?
    – в каких ситуациях уместно их использование?
    – знают ли они загадки, пословицы и поговорки, отражающие реалии и проблемы современной жизнн (в том случае, если они исполняли традиционные тексты)?
    – как отличают пословицу от поговорки?

    Форма и сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практика, лаб. 5) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Практика, лаб. 5).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают своим руководителям практики в срок до 23:59 29 ноября 2020.

  • 30.11. 2020
    Фольклорная практика

    Лабораторное занятие 6

    Методика собирания религиозного фольклора

    План

    Теоретические вопросы

    I. Духовные стихи как религиозные песни

    Определение жанра. Литературные и фольклорные источники сюжетов и образов, Условия бытования в дореволюционном фольклоре.
    Тематика (о ветхозаветных событиях и персонажах, об основах мироустройства, евангельские сюжеты; о героях-змееборцах; о подвижниках веры; о праведниках и грешниках).
    Стихи, создаваемые после раскола русской православной церкви – псальмы. Условия хранения и передачи у современных старообрядцев.
    Поэтика духовных стихов как мир христианских чудес.

    II. Народная религиозная проза

    Основные жанровые разновидности религиозной прозы: поверье и легенда.
    Церковные и монастырские легенды и предания.
    Сюжеты о местных святынях: чудотворных иконах и святых источниках.

    Литература
    Основная
    Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.
    [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
    http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75
    Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. Учеб.. пособие. – 2-е изд., стер. – СПб., 2016. – 336 с. [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://b-ok.cc/book/2914561/b2ef30

    Дополнительная
    Федотов Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. – М., 1991.
    Селиванов Ф.М. Русские народные духовные стихи: учеб. пособие. – М., 1995.
    Нижегородские христианские легенды: Сб. народных христианских легенд / Сост., вступ. ст. и  коммент. Ю. М. Шеваренковой. – Н. Новгород, 1998.
    Добровольская В.Е. Несказочная проза о разрушении церквей // Славянская традиционная культура и современный мир: Сб. матер. науч.-практ. Конф. – М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1997. Вып. 2. С. 76–88.
    Липатова А.П. Рассказы о разрушении святыни в контексте цикла: наблюдение над одной закономерностью // Традиционная культура. 2020. Т. 21. № 2. С. 103–114.

    Вопросы студентам для самопроверки

    1. Объясните семантику термина «духовные стихи».
    2. Каковы источники сюжетов духовных стихов?
    3. Почему стих «Голубиная книга» именуют «народной Библией»?
    4. Чем отличается образ Егория в духовных стихах от его житийного прототипа?
    5. В чем отличие религиозной легенды от исторической и социально-утопической?
    6. Назовите основные сюжеты религиозных легенд?
    7. Каким предстает в легендах св. Николай Чудотворец? В чем причина его популярности в фольклоре?

    Методические рекомендации к записи религиозного фольклора

    Духовные стихи сейчас не исполняют публично. Их поют в замкнутых религиозных группах, на молитвенных собраниях и в семейно-обрядовых ситуациях. Бытуют они в основном среди старообрядцев в Волгоградской области. Преобладают следующие сюжеты: о пришествии антихриста, о гонениях за веру, о Страшном Суде, о загробных мучениях. Духовные стихи заменяют песни, так как в старообрядческой фольклорной традиции существует запрет на светский фольклор, в том числе и песни. Хранятся, как правило, в рукописном виде. Для собирателя фольклора эти тетради малодоступны. Получить тексты для списывания — редкая удача. Но если среди родствнников или близких знакомых есть старообрядцы, такой шанс есть.
    Поверья формулируют правила -запреты, регламентирующие жизнь члена общины (еда, одежда, гигиена, семейные и социальные отношения и т. п.). Они возводят их в ранг Божественного закона и связывают со Священной историей, утверждая тем самым необходимость исполнения.
    Легенды и предания распространены достаточно широко. Можно обратиться к старожилам и верующим, живущим в данной местности, и задать им следующие вопросы:
    1. Связаны ли в данной местности какие-либо места, культурные или природные объекты с Богородицей или святыми (святые источники, церкви и часовни, иконы и кресты, почитаемые как в отделных деревнях, так и на более обширных территориях)?
    2. Как и когда появились местные святыни?
    3. В чем проявляется благодатное воздействие данного места или объекта (исцеление от болезней душевных и телесных и т.п), были ли проявления чудесных явлений (знамений) над ним (радуга, крест на небе)?
    4. Разоряли ли их когда-нибудь?
    5. Были ли случаи надругательства над саятынями?
    6. Что рассказывали о случаях наказания за разорение святынь или надругательство над ними?
    7. Что известно о тех, кто пострадал за веру?
    8. Кто и как восстанавливал святыни?
    9. Исчезали ли святыни?
    10. Были ли случаи, когда церковь уходила в землю или под воду (по типу «Легенды о граде Китеже»)?
    11. Что рассказывали о встречах со святыми?
    12. Помогали ли святые кому-нибудь?
    13. Были ли в данной местности праведники или блаженные?
    14. Сбывались ли их предсказания?
    15. Известно ли что-нибудь о видениях, например, случаи открывающихся небес и возможности увидеть Царствие небесное?
    16. Что бывает с теми, кто умер некорещенным?
    17. Каковы признаки конца света?

    Практическое задание
    • Записать по 1 духовному стиху и 1 религиозной легенде.
    Записи паспортизируются, отправляются на проверку руководителю практики и дублируются в полевой дневник фольклорной практики.
    Если найти исполнителей таких текстов не удастся, выбрать тексты из хрестоматии по фольклору и проанализировать их.
    Таким образом, к отчету по лабораторному занятию 6 необходимо представить записи или анализ двух фольклорных текстов и ответы на вопросы для самопроверки с опорой на учебники и свои конспекты научных статей по фольклористике.
    Форма и сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практика, лаб. 6) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Практика, лаб. 6).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают своим руководителям практики в срок до 23:59 13 декабря 2020.

  • Фольклорная практика

    Лабораторное занятие 7

    14.12. 2020

    Фольклорный театр как вид народного творчества
    Методика изучения и собирания

    План
    Вопросы для обсуждения

    1. Дотеатральные формы зрелищного фольклора. Ритуал и обряд как источники народного драматического искусства.
    2. Ряженье как элемент игрового обрядового фольклора.
    3. Малые драматические формы: традиционные (игрища, интермедии, балаганы) и современные (флэш-моб, ролевые игры).
    4. Раек, или Потешная панорама как театр народных картинок. Устройство райка. Тематика картинок. Комментарии раешника. Особенности раешного стиха.
    5. Виды народного кукольного театра. Вертеп как Рождественская драма. Устройство вертепа. Пьеса «Царь Ирод». Образы Рахили, Ирода, Смерти. Вертепные интермедии. Основные персонажи.
    6. Народная кукольная комедия. Театр Петрушки. Устройство. Тип главного героя и его отношения с остальными персонажами. Роль музыканта.
    7. Театр живого актера. Устройство представлений, Отличие от профессионального театра. Народная драма «Лодка» и ее источники.
    8. Пьеса «Царь Максимилиан». Характер конфликта. Основные персонажи. Разновидности стиля для их ролей. Форма развития действия. Роль диалогов «глухих».

    Литература
    Учебная и научная литература
    Основная
    Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.
    [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
    http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75
    Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008. – С. 252-282.
    Научные статьи
    Крупянская В.Ю. Народная драма «Лодка» // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов  Ю. Г.). – (план статьи).
    Савушкина Н.И. Народная драма «Царь Максимилиан» // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов  Ю. Г.). – (план статьи).
    Дополнительная литература
    Фольклорный театр / Сост., вступ. ст., предисл. к текстам и коммент. А.Ф. Некрыловой и Н.И. Савушкиной. – М., 1988.
    Некрылова А.Ф. Театр Петрушки // Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XIX века. – Л., 1988. – С. 76-95. [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://www.booksite.ru/fulltext/nekrylova/index.htm

    Вопросы студентам для самопроверки

    1. Частью каких народных обрядов является ряжение? Перечислите «роли» ряженых.
    2. Зачем в райке нужны увеличительные стекла? Какова роль раешника в этом зрелище? Откуда появилось название этого вида народного театра?
    3. Для чего в вертепном театре две сцены? Как движутся на них куклы? Зачем этой религиозной драме комические интермедии? В чем заключается их функция по ходу представления?
    4. В чем проявляется бесстрашие Петрушки? Над чем и над кем он смеется? Каким голосом говорит петрушечник? Для чего ему шарманка и танцующие собаки?
    5. Каких обязательных атрибутов профессионального театра нет в народной драме? Кто играет женские роли?
    6. Каковы вероятные исторические источники сюжета пьесы «Царь Максимилиан»?
    Практическое задание
    – Зафиксировать, если удастся, любой текст драматического фольклора либо описание народного театрального зрелища по памяти информанта.
    Записи паспортизируются.
    • Прочитать тексты народных драм по хрестоматии и внести их планы в читательский дневник.
    Таким образом, к отчету по лабораторному занятию 7 необходимо представить:
    1) Краткие тезисы по вопросам плана занятия с опорой на учебники, хрестоматии и свои конспекты научных статей по фольклористике.
    2) Конспекты, если сдавали для среза, дублировать не нужно.
    3) Записи текстов или описаний народных театральных зрелищ от информантов (если удастся их сделать).

    Методические рекомендации по записи драматических жанров фольклора

    Традиционные виды фольклорного театра, за исключением вертепа, практически не бытуют. Вертепные представления показывают на святках, обычно в преддверии старого нового года в Волгограде учащиеся школ искусств, самодеятельные труппы Домов культуры и досуговых центров. Постоянно действующий вертепный театр существует в ст. Кумылженской Волгоградской области.
    Современные малые драматические формы – флэш-моб, ролевые игры получили широкое распространение, в том числе среди студентов. Их описания можно записать. Наиболее эффективный способ поиска таких текстов – метод народного опроса.
    Форма и сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практика, лаб. 7) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Практика, лаб. 7).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают своим руководителям практики в срок до 23:59 23 декабря 2020.