Фольклорная практика
Лабораторное занятие 2
5.10. 2020
Методика собирания жанров несказочной прозы
План
1. Особенности собирания топонимических преданий.
2. Методика собирания семейных преданий.
3. Исторические предания родного края.
4. Где и как записывать религиозные легенды?
5. Современное бытование быличек и бывальщин о демонологических персонажах русского фольклора.
6. Современный анекдот как предмет собирания.
Литература
Тексты
Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. Сост. Круглов Ю.Г. – СПб.: Просвещение, 1993.
Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия (Сост. В. Морохин). – М.: Высшая школа,1977 (тексты из разделов «Предания, былички, легенды» и предисловия к этим разделам).
Народная проза (Библиотека русского фольклора: Т. 12) / Сост. С.Н. Азбелев. М.: Русская книга, 1992.
Учебная и научная литература
Фольклорная практика. Методические рекомендации для студентов по дисциплине для студентов бакалавриата / Сост. А.Х. Гольденберг. – Волгоград: ВГСПУ, 2020.
Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество: учебное пособие. – М.: Академия, 2008. С. 60-69.
Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. / Под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 2003.
Статьи из этой хрестоматии:
Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды ХVII-ХIХ вв. – (тезисный план);
Соколова В.К. Жанровые особенности исторических преданий и их основные типы. – (тезисный план).
Померанцева Э.В. Устные рассказы и мифических существах и их жанровые особенности. – (конспект).
Белоусов А.Ф. Анекдот / http://folk.spbu.ru/Reader/belousov.php?rubr=Reader-lectures#_ednref27 – (тезисы статьи)
Белоусов А.Ф. Современный анекдот // Современный городской фольклор. – М., 2003. С. 581-598 / http://tutsamara.ru/down/1516809-sovremennyy-gorodskoy-folklor#form
Власова Марина. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. – СПб.: Азбука, 2002 / https://www.litmir.me/br/?b=231641
Индивидуальные задания
• Записать топонимическое предание о народных названиях родных мест каждого студента (город, район, село, хутор, улица, река, озеро, болото, лес, овраг и т. п.) по схеме: название, текст предания, паспорт информанта (фио, возраст, профессия, место и время записи, фио студента).
• Записать историческое или семейное предание.
• Записать религиозную или социально-утопическую легенду.
• Записать быличку или бывальщину.
• Записать анекдот.
Записи паспортизируются, отправляются на проверку руководителю практики и дублируются в полевой дневник фольклорной практики.
Групповые задания
Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека и готовят доклады по следующим темам:
1. Предания о Разине, бытующие в Волгоградской области.
2. Предания о Петре I, бытующие в Волгоградской области.
3. Леший как персонаж быличек.
4. Русалка как персонаж народной демонологии.
5. Домовой и другие домашние духи в традиционном и современном фольклоре.
6. Образ ведьмы, колдуна, упыря (вампира) в быличках (на выбор студентов).
7. Сюжеты о заложных / ходячих покойниках в быличках и бывальщинах.
8. Система персонажей современного анекдота.
Объем доклада — 3-5 стр. (без титульного листа и списка использованной литературы. Текст набирается через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, кегль 14, выравнивание про ширине страницы.
Таким образом, к отчету по лабораторному занятию 2 необходимо представить записи 5 фольклорных текстов, групповой доклад, конспекты статей по фольклористике.
Методические рекомендации по записи жанров несказочной прозы
Исполнитель не будет делиться своим знанием фольклора с первым встречным. Вот почему предпочтительнее начинать записывать фольклор у членов своей семьи, ближайших родственников и соседей.
Семейный фольклор чаще всего связан с той местностью, где живет или откуда приехала семья. Вопросы старшим членам семьи прежде всего касаются ее родословия: от кого пошла фамилия и почему, сколько поколений предков помнят живущие родственники, чем занимались предки, где жили, где бывали, как объясняют названия этих мест, какую роль играли в общественной жизни своего края и т.п. Очень полезно в ходе таких бесед составить генеалогическое древо семьи. В качестве дополнительного материала могут привлекаться семейные фотографии, документы (справки, орденские книжки, военные билеты, грамоты и т. п.).
Основными жанрами семейного фольклора являются семейные предания и легенды. Главными их персонажами обычно являются прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, прославленные в прошлом близкие и дальние родственники, участники каких-либо исторических событий. Важную роль в них играет объяснение семейных прозвищ, передаваемых по наследству.
Другим объектом собирания могут являются жанры народной несказочной прозы: местные предания, легенды, былички и бывальщины (рассказы о встречах с нечистой силой — домовым, лешим, русалкой, на смену которым в современном городском фольклоре пришли барабашка, инопланетяне, НЛО и др.). Но прежде всего следует ориентироваться на запись топонимических преданий. Это рассказы, связанные с происхождением названий хуторов, сел, городов, районов, улиц и переулков, местных рек, долин, лесов, родников и пр. Примером могут быть предания, бытующие в Волгограде и области, о таких названиях, как Царицын, Спартановка, Дар-Гора, р. Ахтуба и др. Иногородние студенты записывают предания, бытующие в своих регионах.
Исторические предания нашего края связаны с такими историческими личностями, как С. Разин, Ермак, Петр I, герои и участники гражданской и Великой Отечественной войны.
Легенды, как правило, носят религиозный характер и связаны с местночтимыми монастырями, храмами, часовнями, чудотворными иконами, святыми источниками и т.п. Носителями таких легенд обычно являются старшие члены семьи, другие родственники, соседи. Например, в храме св. апостолов Петра и Павла в селе Лог Иловлинского района Волгоградской области в 2004 году закровоточила икона Божьей Матери «Казанская», с которой связаны многочисленные легенды о чудесных исцелениях неизлечимо больных людей, помощи в рождении детей и др. Эти рассказы можно найти в хранящейся в храме книге отзывов. Носителями таких легенд являются прихожане храма и верующие люди, приезжающие в храм из разных мест.
Анекдоты записываются от информантов любого возраста, в том числе от детей и школьников. Их могут рассказать друг другу сами студенты.
Форма и сроки отчетности
Старосты собирают выполненные индивидуальные и групповые задания, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, практика, лаб. 2) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Практика, лаб. 2).
Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают своим руководителям практики в срок до 23:59 18 октября 2020.