1 курс (очное, 1 семестр) Фольклор и древнерусская литература (семинары) (Гольденберг А.Х.) (9 записей)

  • 1 курс (очное, 1 семестр) Фольклор и древнерусская литература (семинары) (Гольденберг А.Х.)

  • Семинар 1.

  • Фольклор
    Лабораторное занятие 2
    СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ
    План
    1. Родильный обряд.
    Составить схему обряда, привести примеры песен, приговоров и других видов обрядовой поэзии, сопровождающих родильный обряд.
    2. Свадебный обряд.
    а) Составить композиционный план свадьбы (письменно). Определить состав обрядов, исполняемых на каждом из этапов свадьбы (предсвадебный, свадебный, послесвадебный), указать их смысл и назначение.
    б) Определить в плане, какие песенные и прозаические жанры исполняются на каждом этапе свадьбы. Привести примеры свадебных причитаний и приговоров, свадебных заклинательных, величальных, корильных, лирических песен. Указать, на каком этапе свадьбы используются загадки.
    3. Похоронные обряды и виды народной поэзии, сопровождающие их (по статье К.В. Чистова).
    4. Рекрутские обряды и народная поэзия, связанная с ними.
    5. Заговор. Определение жанра. Назначение заговоров. Их поэтика (композиция, образный строй, ритм).

    Литература:
    Учебник. Хрестоматия по фольклору. Хрестоматия по фольклористике
    [Электронные ресурсы. Точки доступа]

    Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2002. — 400 с. [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
    http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75

    Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Для студентов филологических факультетов / Под ред. проф. А.М. Новиковой. М.: Высшая школа, 1971 / [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
    https://www.booksite.ru/fulltext/akimov/index.html
    или
    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учебное пособие / сост., вступ. ст., коммент. В. П. Аникина. – М., 2006.
    [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://fileskachat.com/file/32602_f06601746a8812d48898e50bb7038810.html

    Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Сост. Ю. Г. Круглов. – М., 1991. 2-е изд. – М,, 2003.

    Видеоматериал
    Пинежская свадьба // https://vk.com/video72636194_456239045
    https://yadi.sk/i/PWvbp4N13NJWUF
    Индивидуальные задания
    1. Представить ответы на вопросы плана в форме таблицы по схеме из следующих пунктов:
    — Название обряда и его цель.
    — Структура обряда (из каких этапов состоит).
    — Песенные и прозаические жанры, исполняемые в ходе обряда.
    Тексты семейно-бытовых песен, приговоров и заговоров читать по любой доступной хрестоматии.

    2. Научные статьи из хрестоматии по фольклористике Ю.Г. Круглова:
    Блок А. А. Поэтика заговоров и заклинаний // Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике (Сост. Круглов Ю. Г.). С. 147-152. – тезисный план.
    Чистов К. В. Русская причеть // Там же. С. 169-176 – тезисный план.

    Групповые задания
    Инсценирование свадебного и заговорного обрядов, их видеосъемка.
    Студенты разбиваются на группы от 4 до 6 человек и готовят инсценировку свадьбы (видеофильм) по ее этапам. Для инсценировки заговоров достаточно группы из 2-3 человек.
    Инсценировка обязательно сопровождается исполнением (пением) соответствующих обрядовых песен и непесенных жанров свадебного фольклора. Образцы мелодий причитаний см. в видеоприложении к плану занятия «Пинежская свадьба». Костюмы и антураж — по выбору каждой группы.
    Итоговый видеофильм должен быть доступен для просмотра всей группе.

    Сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные индивидуальные и групповые задания (в т.ч. видеофайлы), проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, семинар 2) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Семинар 2).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают по адресу topchieva_nn@mail.ru в срок до 23:59 20 сентября 2021.

  • Семинар 4

    ТРАДИЦИОННАЯ НЕОБРЯДОВАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

    План
    1. Отличие народной необрядовой лирики от обрядовых лирических песен. Основные темы и мотивы русской необрядовой лирической песни. Характер исполнения.
    2. Принципы классификации необрядовых лирических песен (по характеру напева, по характеру исполнения, жанровая, тематическая).
    3. Лирический герой (героиня) семейно-бытовых (любовных и семейных) и социально-бытовых песен. Дать характеристику каждого из них.
    4. Композиция традиционной лирической песни (основные принципы и приемы, роль монолога и диалога – по статье С.Г. Лазутина). Роль приема развернутой метафоры (по учебнику Зуевой и Кирдана)
    5. Психологический параллелизм и его разновидности в народной лирике (по статье А.Н. Веселовского). Привести примеры каждого вида параллелизма.
    6. Прием ступенчатого сужения образов и его композиционная роль (по статье Б.М. Соколова).
    7. Стиль лирической песни: образная система, символика, традиционные формулы, своеобразие речи, характеры и обстоятельства (по работе Д.Н. Медриша).
    8. Анализ песен социально-исторического содержания; подробно- «разбойничьи» (удалые) – на примере «Не шуми, мати, зеленая дубравушка» – в читательский дневник.
    9. Анализ бытовых песен; подробно – семейных и любовных – на примере «Ах, кабы на цветы не морозы» – в читательский дневник.

    Литература
    Основная
    Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. Учеб.. пособие. – 2-е изд., стер. – СПб., 2016. – 336 с. [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://b-ok.cc/book/2914561/b2ef30
    Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2002. — 400 с. [Электронный ресурс] Скачать по адресу: http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75
    Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.
    Медриш Д.Н. Поэтика русской народной лирической песни. Методические рекомендации для самостоятельной работы.  Волгоград, 1989 (См.: Приложение в формате ПДФ).

    1. Тексты необрядовых песен. Хрестоматии по фольклору (любое издание).
    2. Научные статьи из хрестоматии по фольклористике Круглова:
    а) Веселовский А.Н. Психологический параллелизм… (тезисный план);
    б) Соколов Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора (тезисный план);
    в) Лазутин С.Г. Композиция русской народной лирической песни (тезисный план).
    3. Медриш Д.Н. Поэтика русской народной лирической песни. Методические рекомендации для самостоятельной работы.  Волгоград, 1989 (тезисный план). Текст прилагается.

    Дополнительная литература
    1. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1975. С. 70-80.
    2. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики (Исследование по эстетике устно-поэтического канона). Л., 1989.
    3. Медриш Д.Н. Лирическая ситуация в фольклоре // Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980. С. 162-207.

    Задания
    Индивидуальные
    1. Дать письменные ответы на вопросы плана семинара.
    2. Представить тезисные планы указанных в плане статей и работ по фольклористике.

    Сроки отчетности
    Старосты собирают выполненные индивидуальные и групповые задания, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, семинар 4) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Семинар 4).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 7 ноября 2020.

  • Древнерусская литература

    Семинарское занятие 1

    «Слово о полку Игореве» – героический пролог русской литературы

    Цель: раскрыть идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве».
    Задачи: выявить специфику изложения событий похода Игоря в летописи и «Слове»; рассмотреть географию и хронологию событий, изображенных в памятнике; проанализировать жанр и композицию; раскрыть художественное своеобразие образной системы «Слова»; сопоставить его с «Задонщиной»; рассмотреть историю открытия и дискуссию о подлинности памятника; охарактеризовать его основные переводы и переложения.

    Вопросы и задания

    1. Летопись и «Слово» о походе Игоря Святославича на половцев. Специфика изложения событий (с точки зрения хронологии, способа повествования). Представить в форме сопоставительной таблицы.
    2. География и хронология событий, изображенных в Слове». Русская земля в «Слове». Представить в форме схематичной карты.
    3. Жанр и композиция «Слова». Представить композиционную схему.
    4. Главные герои «Слова»: Игорь, Всеволод, Ярославна, Святослав. Нарисовать их краткие словесные портреты.
    5. Роль и специфика образов природы в «Слове». Сравните тропы в изображении природы в фольклоре и в «Слове». Выпишите их. Символика «Слова».
    6. «Слово» и «Задонщина». Черты сходства и отличия (представить в виде таблицы с опорой на раздел «Когда было написано «Слово о полку Игореве»? (Вопрос о его подлинности)» из книги Д. С. Лихачева «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк, М., 1982, либо на раздел «Нестилизационые подражания» 3 главы его же книги .«Поэтика древнерусской литературы». Л., 1971).
    7. История открытия «Слова». Дискуссии вокруг проблемы подлинности памятника. Аргументы сторонников и противников подлинности «Слова» (представить в виде таблицы).
    8. Поэтические переводы и переложения «Слова» XIX и XX вв. (выбрать по 4 лучших прозаических и поэтических перевода «Слова» на каждый век).

    Литература

    Основная
    Учебники и учебные пособия.
    Учебно-методические материалы к семинару (прилагаются в PDF).
    Тексты по хрестоматии: «Слово о полку Игореве», летописная повесть о походе Игоря, «Задонщина».
    Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. Электронный ресурс: https://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/4365/ (активно использовать на семинаре; письменный обзор книги – к зачету).
    Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. – Л.: Наука, 1971. – С. 203-230 (Глава 3. Раздел «Нестилизационные подражания») / Электронный ресурс: https://imwerden.de/pdf/likhachev_poetika_drevnerusskoj_literatury_1971__ocr.pdf.

    Дополнительная литература

    Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и устная народная поэзия // Адрианова-Перетц В. П. Древняя русская литература и фольклор. – Л.: Наука, 1974. С. 99-120.
    Дмитриев Л. А. Литературная судьба «Слова о полку Игореве» // Слово о полку Игореве: Сборник. – Л.: Сов. писатель,1985. С. 49-72 (Б — ка поэта).
    Ранчин А.М. А было ли «Слово…» в начале? Споры о подлинности «Слова о полку Игореве» и книга академика А.А. Зализняка // Новый мир. 2012. №6.
    Ранчин А.М. Путеводитель по «Слову о полку Игореве»: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
    Энциклопедия «Слова о полку Игореве». – Т. 1-5. – Спб.: Дмитрий Буланин, 1995.

    Сроки отчетности по семинару 1

    Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 1) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 1).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 25 ноября 2020.

  • 27.11, 2.12, 4.12.20

    Семинар 2

    Эволюция жанра жития в древнерусской литературе

    1. Агиографический канон. Правильное и неправильное житие.
    2. Первые русские жития святых Бориса и Глеба:
    — основное отличие «Сказания» от «Чтения о Борисе и Глебе» (таблица);
    — средства изображения святых, этикетные формулы (выписать);
    — духовно-нравственный смысл подвига Бориса и Глеба (сформулировать).
    3. «Житие Феодосия Печерского» как образец преподобнического жития:
    — жизнь Феодосия до ухода в монастырь: соотношение мирского и церковного;
    — борьба героя с матерью как драматический конфликт двух типов любви;
    — аскетические подвиги Феодосия и их духовный смысл;
    — каковы заслуги Феодосия в устроении монастыря?
    — прижизненные чудеса святого как свидетельство его святости (перечислить);
    — какой литературный прием использован автором в описании смерти святого?
    — покажите, в чем заключаются литературные достоинства жития.
    4. Сочетание элементов жития и воинской повести в «Житии Александра Невского». (таблица).
    5. «Повесть о Петре и Февронии»: от сказки к житию:
    — выделить основные части в композиции повести;
    — к какому типу сказочной героини можно отнести Февронию?
    — фольклорные истоки сюжета о змееборстве Петра;
    — чем Феврония-княгиня отличается от Февронии-крестьянки?
    — какого рода чудеса совершает Феврония?
    — в чем необычность идеала святости в этой житийной повести? Сопоставьте его с «Житием Феодосия Печерского».
    6. «Повесть о Юлиании Лазаревской»: от жития к биографии:
    — кто является автором повести и как это отражается на повествовании о героине?
    — Юлиания с юности мечтает уйти из мира в монастырь. Почему, в отличие от Феодосия Печерского, она не сумела это сделать?
    — в чем заключается подвиг ее святости? Охарактеризуйте образ ее жизни и свеобразие совершаемых ею чудес;
    — какие литературные приемы наделяют житийную повесть жанровыми чертами биографии?
    ЛИТЕРАТУРА
    Тексты житий читать по изданиям:
    • Хрестоматии по древнерусской литературе.
    • Памятники литературы Древней Руси. – М.,1978 – 1993.
    • Древнерусские предания (XI — XVI вв.) / Сост. В.В. Кусков. – М.,1982.
    Учебники и учебные пособия.
    Лекции и научная литература.
    Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древнерусской литературы. – Л., 1987.
    / https://imwerden.de/pdf/eremin_lektsii_po_drevnej_russkoj_literature_1968__ocr.pdf
    Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.,1970. Гл.7. / http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/ch.htm
    Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М.,1990. Гл. 1,2 / http://www.vehi.net/fedotov/svyatye/index.html (краткий тезисный план).
    Дополнительная литература
    Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. – М., 1995.
    Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. – М., 1994.

    Сроки отчетности по семинару 2
    Старосты собирают выполненные задания студентов своей группы, сформулированные в плане семинара, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 2) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 2).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 РЛБ-12 — 1 декабря. РЛБ-11 – 6 декабря, РЛБ-13 – 8 декабря 2020.

  • 11.12, 16.12, 18.12.20

    Семинар 3
    ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В
    «ЖИТИИ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОМ»

    Цель: раскрыть идейное и литературное новаторство произведения.
    Задачи:
    — объяснить причины раскола русской церкви;
    — сопоставить «Житие протопопа Аввакума» с агиографическим каноном;
    — определить роль «бытописания» и его функций в произведении;
    — охарактеризовать личность автора и его мировоззрение;
    — изучить систему образов и приемы изображения друзей и врагов; проанализировать язык и стиль Аввакума;
    — рассмотреть разные точки зрения на проблему жанровой природы его «Жития»;
    — рассмотреть методические приемы изучения «Жития протопопа Аввакума» в школе.

    План

    I. Подготовить краткие ответы на вопросы плана
    1. В чем причина раскола в русской церкви в XVII веке и каковы его социально-исторические последствия?
    2. «Житие протопопа Аввакума» и агиографический канон. Сравнить:
    — вступления;
    • биографическую часть (выделить основные этапы биографии автора);
    • как Аввакум рассказывает о своей жизни;
    • чудеса и видения.
    3. Какое место занимает в произведении «бытописание» и каковы его художественные функции?
    4. Охарактеризуйте личность автора «Жития» и систему его социальных и религиозных взглядов.
    5. Каковы принципы и приемы изображения друзей и врагов Аввакума?
    6. В чем своеобразие языка и стиля «Жития»?
    7. Как исследователи решают проблему жанровой природы «Жития протопопа Аввакума»?
    8. На что следует обратить внимание в школьном изучении «Жития протопопа Аввакума»?
    II. Самостоятельно проанализировать фрагмент произведения, приложенный к плану семинара.

    Литература
    Текст в современном переводе необходимо прочитать в полном объеме по изданию:
    Понырко Н.В. Три жития – три жизни. Протопоп Аввакум, инок Епифаний, боярыня Морозова. Тексты, статьи, комментарии. – СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2010 [Электронный ресурс]: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe/
    В читательском дневнике должен быть представлен план произведения
    Кусков В.В. История древнерусской литературы. Учебник. 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1998. [Электронный ресурс]: http://pdf.kamunikat.org/23229-1.pdf

    Дополнительная литература
    Лихачев Д. С. Великое наследие. – М.,1979. – С. 341-356.
    Панченко А. М. Аввакум как новатор // Русская литература. 1982. №4. – С. 142-152.
    Разработка урока литературы 8 класс УМК Беленького Г.И. «Житие протопопа Аввакума» [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-literaturi-klass-umk-belenkogo-gi-zhitie-protopopa-avvakuma-557052.html
    Урок-обсуждение на тему: «Житие Аввакума, им самим написанное» [Электронный ресурс]:https://gigabaza.ru/doc/95748.html

    Учебно -методические материалы к занятию
    Язык и стиль «Жития протопопа Аввакума»
    Особую и очень заметную ветвь демократической литературы второй половины XVII в. составляет литература раскола — старообрядчества.
    Как социально-религиозное движение, противостоящее господствующей церкви и феодально-крепостнической монархии Алексея Михайловича, раскол окончательно оформляется после церковного собора 1666— 1667 гг. Движение это зародилось в среде низового духовенства, недовольного обременительными для него реформами патриарха Никона, и носило вначале узкоцерковный, обрядовый характер. Но по мере того как под знаменем «старой веры» стали объединяться все недовольные и прежде всего «плебейские» элементы городского посада и крепостное крестьянство, движение получило размах, угрожавший не только господствующей церкви, но и государству (например, Соловецкое восстание 1668— 1676 гг.). Правительственные репрессии углубили антифеодальные тенденции этого движения.
    Раскол породил, большую литературу — послания, полемические трактаты, агитационные воззвания, открытые письма, написанные подчас очень зажигательно, на доступном языке, рассчитанные на распространение среди широких народных масс/ Многие руководители и идеологи движения не раз в своих писаниях выходили за пределы спора о старом обряде, затрагивали вопросы политические и общественные, и этим объясняется широкая популярность их произведений в народной массе. Центральная фигура старообрядческой литературы, наиболее яркий ее представитель — протопоп Аввакум (1621— 1682).
    Все его произведения посвящены пропаганде дела, которому он ревностно служил. Даж е свою автобиографию, свое «Житие», Аввакум написал прежде всего с агитационной целью — на примере фактов собственной жизни, полной борьбы и стойкого сопротивления, нарисовать образ человека-борца, непоколебимо отстаивающего свои убеждения, готового на любые страдания и жертвы, даже на смерть, если в этом будет необходимость. Целью этой продиктованы в «Житии» и отбор биографических фактов, и их освещение.
    Аввакум превосходно понимал, что свое назначение его произведения выполнят только в том случае, если они получат широчайшее распространение в народной массе, будут по изложению понятны и доступны даже неграмотному человеку. В заботе о «простом» читателе Аввакум — и в этом сказалось его замечательное чутье народного агитатора — решился, один из немногих в ту эпоху, на очень смелый по тому времени шаг: он стал писать на живом, разговорном русском языке, едва-едва окрашенном «книжными» речениями. Сам Аввакум свой язык характеризует как «просторечие» и «вяканье», демонстративно противопоставляя его тогдашней литературной, «книжной» речи.
    В предисловии к своему «Житию» он обращается к читателю со следующим предупреждением: « …и аще что реченно просто, и вы, господа ради, чтущии и слышащий, не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русской природной язык, виршами филосовскими не обык речи красить, понеже не словес красных бог слушает, но дел наших хощет»). Адресуясь к царю Алексею Михайловичу, он убеждает: «Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай ево и в церкви, и в дому, и в пословицах». Аввакум настолько смел в пользовании живой разговорной речью, что вводит в нее диалектные особенности своего родного нижегородского говора. В его произведениях часто встречаются вульгаризмы-ругательства: Никон — «носатый» и «брюхатый», «борзой кобель», «адов пес», «лис», «шиш антихристов», «плутишко». «Никониане» вообще — «собаки», «поганцы», «толстобрюхие», «толсторожие», «воры», «пьяницы», «дураки», «душегубцы».
    Меткая, по самой природе своей реалистическая, русская по всему своему складу, пересыпанная поговорками и пословицами, словами и оборотами, иногда грубоватыми, но всегда предельно выразительными и живописными, речь Аввакума — явление в русской литературе XVII в. уникальное. Она предвосхищала будущее развитие русской демократической литературы. Она не утратила своего живейшего интереса и по сегодняшний день. Многие русские писатели в поисках яркой и образной речи не раз обращались к сочинениям Аввакума. Его произведения внимательно изучали М. Горький, А.Н. Толстой и многие другие.
    «Вяканью» Аввакума соответствует и весь литературный строй его произведений. На фоне современного ему книжного «красноглаголания» все они производят впечатление необыкновенной простоты. Аввакум действительно писал, как говорил и думал. «Сказ», воспроизводящий все оттенки и повороты живой устной речи, — основная форма его изложения. Обращения к читателю по тому или иному поводу, отступления в сторону, бранные выражения и рядом с ними ласковые уменьшительные слова («детки», «хлебец» и пр.) — все это особенности не только языка Аввакума, но и его литературной манеры. Свойство Аввакума сообщать всему, о чем бы он ни рассказывал, бытовой, «домашний» характер, не выходя за рамки привычных для него понятий и представлений, — едва ли не наиболее показательная черта его как писателя.
    (Еремин И.П. Лекции и статьи по древней русской литературе. Л. !987. С. 177-179)
    Самостоятельная работа
    Анализ фрагмента «Жития протопопа Аввакума»

    На основе анализа фрагмента составить таблицу с примерами, показывающими отличие произведения Аввакума от канонического жития по следующим пунктам:
    — посмертный / прижизненный текст;
    — от чьего лица ведется повествование;
    — способ изображения героя-святого;
    — изображение внутреннего мира героя;
    — особенности пространства и времени;
    — абстрагирование / индивидуализация характера героя;
    — серьезное / комическое в тоне повествования;
    — книжность / устность языка;
    — расчет на чтение / слушание текста;
    — сакральное / бытовое в тексте.

    Рождение же мое в нижегородских пределах, за Кудьмою рекою, в селе Григорове. Отец мой был священник Петр, мать – Мария, во инокинях Марфа. Отец мой при­лежал к питию хмельному, мать же моя была постница и молитвенница, всегда учила меня страху Божию. Я же, увидав однажды у соседа умершую скотину, в ту ночь, поднявшись, долго плакал пред образом о душе своей, помышляя о смерти, что и я умру, и с тех пор привык каждую ночь молиться.
    Потом мать моя овдовела, а я осиротел рано, и от своей родни были в изгнании.
    Изволила мать меня женить. Я же пресвятой Богороди­це молился, чтобы дала мне жену – помощницу к спасе­нию. И в том же селе девица, тоже сиротина, беспрестанно в церковь ходила, имя ей Анастасия. Отец ее был кузнец, именем Марко, богат гораздо, а когда умер, после него все перевелось. И она в бедности жила и молилась Богу, чтобы сочетаться ей со мной браком. Так и стало по воле Божией.
    Потом мать моя отошла к Богу в подвижничестве вели­ком. Я же из своего изгнания переселился в иное место.
    Рукоположен во дьяконы двадцати лет с годом и спустя два года в попы поставлен; пробыв в попах восемь лет, потом произведен был в протопопы православными епископами, тому двадцать лет минуло, и всего тридцать лет, как священство имею, а от рождения на шестой десяток идет.
    Когда я в попах был, тогда имел у себя детей духовных много, по сие время сот с пять или шесть будет. Без отдыха я, грешный, подвизался в церквах, и домах, и на площадях, по городам и селам, да еще и в царствующем граде, и в стороне Сибирской, проповедуя и уча слову Божию, лет с двадцать пять тому будет.
    А когда еще был я в попах, пришла ко мне исповедаться девица, многими грехами обремененная, во всяком блуде и разврате повинная, и начала мне, плачась, подробно воз­вещать в церкви, пред Евангелием стоя. Я же, треокаянный врач, слушавший ее, сам разболелся, изнутри распа­ляем огнем блудным.
    И горько мне стало в тот час. Зажег три свечи и приле­пил к аналою, и возложил правую руку на пламя, и до тех пор держал, покуда во мне не угасло злое разжжение.
    И отпустив девицу, сложив с себя ризы, помолясь, пошел в дом свой зело скорбен; время же близко полуно­чи. И придя в свою избу, стал я плакать пред образом Гос­подним, так что и очи опухли, и молиться прилежно, чтобы отлучил меня Бог от детей духовных, понеже бремя тяжко, не могу носить. Пал я на землю, и рыдал горько, и забылся лежа.
    Не знаю как, плачу, а очи сердечные у реки Волги. Вижу: плывут стройно два корабля золотых, и весла на них златы, и шесты златы, и все золотое. По одному кормщику на них сидят. И я спросил: «Чьи корабли?» И они отвечали: «Лукин и Лаврентиев», – сии были мне духовные дети, меня и дом мой наставили на путь спасения и скончались богоугодно. А после этого вижу третий корабль, не златом украшен, но разными красотами испещрен, красно, и бело, и сине, и черно, и пестро, ум человеческий не вместит такой красоты и лепоты; юноша светел, на корме сидя, правит; бежит (корабль) ко мне из-за Волги, как прогло­тить меня хочет. И я вскричал: «Чей корабль?» И сидящий на нем отвечал: «Твой корабль. На, плавай на нем, коли докучаешь, с женою и с детьми». Я в трепете сел и раз­мышляю, что это за корабль и что это будет за плавание.
    И вот по недолгом времени, как писано, «объяша меня болезни смертные, беды адовы обыдоша мя, скорбь и болезнь обретох». у вдовы начальник отнял дочь. И я молил его, чтобы сиротину возвратил к матери. А он, презрев моле­ние наше, воздвиг на меня бурю, и у церкви, придя тол­пою, до смерти меня задавили. И я лежал в забытьи полча­са и больше и снова ожил Божиим мановением. Он же, устрашась, отступился от девицы. Потом научил его дья­вол: придя в церковь, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах. А я молитву говорю в то время.
    Потом иной начальник в иное время на меня рассвире­пел: прибежав ко мне в дом, бил меня и на руке, как пес, покусал персты; когда же наполнилась гортань его крови, тогда выпустил из зубов своих мою руку и, меня оставив, пошел в дом свой. Я же, поблагодарив Бога, завертев руку тряпкой, пошел к вечерне. И по дороге он же наскочил на меня снова с двумя пистолями и выстрелил из пистоли. И Божиим мановением на полке порох пыхнул, а пистоль не выстрелила. Он же бросил ее на землю и из другой выстрелил снова. Божия же воля так же учинила: и та пистоль не выстрелила. Я же прилежно, идучи, молюсь Богу, осенил его больною рукой и поклонился ему. Он меня лает, а я ему говорю: «Благодать во устах твоих, Иван Родионович, да будет».
    После того дом у меня он отнял, а меня выгнал, всего ограбив, и на дорогу хлеба не дал. А в то время родился сын мой Прокопий, что ныне сидит с матерью и с братом в земле закопан. И я, взяв клюку, а мать – некрещеного младенца, пошли с братьями и домочадцами, куда Бог наставит, а сами, пойдя, запели божественные песни, еван­гельскую стихеру, большим роспевом: «На гору учеником идущим за земное Вознесение, предста Господь, и поклонишася ему», – всю до конца, а перед нами образа несли. Певцов в дому моем было много, – поя, со слезами на небо взираем. А провожающие жители того места, мужи и жены и дети, множество народа, рыдая и сокрушая мое сердце, далече нас провожали в поле. Я же, на обычном месте став и хвалу Богу воздав, поучение прочтя и благословя, насилу домой их воротил…

    Сроки отчетности по семинару 3
    Старосты собирают выполненные задания студентов своей группы, сформулированные в плане семинара, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 3) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 3).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 РЛБ-12 — 16 декабря. РЛБ-11 – 21 декабря, РЛБ-13 – 22 декабря 2020.

  • 25.12, 28.12. 29.12. 2020

    Семинар 4

    Бытовые повести XVII века как жанр демократической литературы

    План
    Вопросы для обсуждения и письменного отчета
    1. Причины и условия возникновения новых жанров в литературе XVII века. Жанровые черты бытовой повести. Перечислите их.
    2. Обретение индивидуальной судьбы героями бытовых повестей как их основной сюжет (доказать это на примерах из текстов).
    3. Притча о блудном сыне в сюжетах «Повести о Савве Грудцыне» и «Повести о Горе Злочастии». Покажите, как она отражется в судьбе героев этих повестей?
    4. Каковы проявления «характеров» в бытовых повестях? Чем и как мотивируются поведение и поступки героев?
    5. Какие библейские сюжеты использованы в «Повести о Горе Злочастии»? Какова роль поэтики фольклора в ней?
    6. Как соотносятся историчность и вымысел в «Повести о Савве Грудцыне»?
    7. Проблема человеческого характера в «Повести о Фроле Скобееве». Какой новый тип литературного героя он представляет? Фольклор и история в повести.
    8. Каково отношение авторов бытовых повестей к своим героям? Чем оно отличается от авторского отношения к герою-грешнику в древнерусской литературе предшествующих эпох?

    ЛИТЕРАТУРА
    Тексты повестей и притчи о блудном сыне читать по изданиям:
    — Хрестоматии по древнерусской литературе.
    — Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн.1. – М.,1988.
    — Русская бытовая повесть XV — XVII вв. – М., 1991.
    Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 15 (Притча о блудном сыне).

    Учебники и учебные пособия.
    Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М., 1970. С. 111-121.
    Лихачев Д. С. Повесть о Горе Злочастии // Он же. Великое наследие. – М.,1979. С. З56 – 377 / http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/vn15.htm

    Дополнительная литература
    Демин А.С. Русская литература второй половины XVII – начала XVIII веков. – М., 1977.
    Ужанков А.Н. Истоки русской художественной прозы // Русская бытовая повесть XV — XVII вв. – М., 1991. С. 5-18.

    Сроки отчетности по семинару 4
    Старосты собирают выполненные задания студентов своей группы, сформулированные в плане семинара, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ семинар 4) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. ДРЛ семинар 4).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59
    РЛБ-12 — 25 декабря 2020.
    РЛБ-13 – 28 декабря 2020.
    РЛБ-11 – 29 декабря 2020.

  • Фольклор
    Сентябрь 2021
    Подключиться к конференции Zoom
    https://us05web.zoom.us/j/84947348599?pwd=eDh5Q1d6NVROQitGejM3SjJabVBVUT09
    Идентификатор конференции: 849 4734 8599
    Код доступа: wXan7d

    Семинарское занятие 1
    ПОЭТИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
    План

    1. Определение сказки как жанра (сопоставление формулировок учебников, А.И. Никифорова и др. исследователей).
    2. Герой волшебной сказки (по работе Е.М. Мелетинского).
    3. Роль вымысла в сказке. Мифологические образы сказки (доклады студентов).
    4. Основные персонажи волшебной сказки и их функции (по работе В.Я. Проппа).
    5. Композиция волшебной сказки (по работе В.Я. Проппа).
    6. Поэтика волшебной сказки. Время и пространство. Основные сказочные законы (по работе Д.Н. Медриша).
    7. Художественный язык сказки. Примеры сказочных формул, зачинов, концовок и их объяснение (напр.: «долго ли коротко…»). Выписать.
    8. Подробный анализ двух волшебных сказок (из хрестоматии по выбору). Одну – по персонажам, вторую – по композиции (письменно).
    Литература:
    Учебник. Лекции.
    Тексты сказок по хрестоматии.
    Научные статьи из хрестоматии по фольклористике (Сост. Круглов Ю. Г.):
    1. Пропп В.Я. Морфология сказки (тезисный план).
    2. Мелетинский Е.М. Происхождение сказок о младшем брате (конспект).
    3. Медриш Д.Н. О поэтике волшебной сказки // Проблемы русской и зарубежной литературы. Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1971. С. 3–28 (план статьи)(См.: Приложение 2 в формате ПДФ).
    Дополнительная литература
    1. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
    2. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. Саратов, 1980. С. 64-86.
    3. Медриш Д.Н. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. Волгоград, 1992.

    Индивидуальные и групповые задания
    1. Письменный анализ двух народных волшебных сказок (из хрестоматии – по выбору). Одну – по персонажам, вторую – по композиции (на основе схем В.Я. Проппа с аргументами из анализируемых текстов). См.: Приложение 1.
    Не путать с литературными волшебными сказками, имеющими автора!
    Сдается на проверку в электронном виде, подписывается на первой странице с указанием группы.
    Групповые доклады с презентацией
    1. Жизнь и научное творчество В.Я. Проппа.
    2. Жизнь и научное творчество Е.М Мелетинского.
    3. Жизнь и научное творчество Д.Н. Медриша.
    4. Иван-дурак и Иван-царевич: происхождение образов, свойства персонажей, сходство и отличия.
    5. Происхождение и функции образа Бабы-яги в волшебной сказке.
    6. Происхождение и функции образа Кощея в волшебной сказке.
    7. Истоки образа Царевны-лягушки.

    Объем доклада — не более 3 стр. (без титульного листа и списка использованной литературы. Текст набирается через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, кегль 14, выравнивание по ширине страницы. Регламент — 5-6 минут.
    Студенты разбиваются на равномерные мини-группы по 3-4 человека, составляют план доклада, находят литературу по теме, иллюстративный материал, распределяют между собой задания и функции, формируют по итогам их выполнения единый текст. После оформления доклада (титульный лист, план, текст доклада, список используемой литературы, оформленный по ГОСТу, презентация) он выкладывается для ознакомления всех студентов группы и размещается на гугл-диске.
    Доклады и презентации будут включены в обсуждение вопросов плана. На диск их выкладывают для контроля и общей доступности. Так, при обсуждении 2 вопроса слушаем доклады о Мелетинском и об Иване-дураке/царевиче. 3 вопрос — про Бабу-ягу и Кощея. 4 вопрос — про царевну-лягушку, 5 вопрос — о Проппе, 6 — о Медрише. 7 и 8 вопросы — на основе индивидуальных письменных заданий. Те, кому не достанутся доклады к этому семинару, получат их ко второму. 
    Сроки отчетности
    Старосты собирают выполненные индивидуальные и групповые задания, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, семинар 1) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Семинар 1).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 28 сентября 2021

    Приложение 1
    Схемы структурного анализа волшебных сказок (по работе В.Я. Проппа)

    По персонажам

    В книге В.Я. Проппа «Морфология сказки» (1928; 2-е доп. изд. 1969) впервые были выделены основные персонажи волшебной сказки (ВС) на основе их функций в сюжете. Всего в сюжетах ВС насчитывается 31 функция. Однако они распределяются между 7 основными персонажами ВС.

    1. Протагонист — главный герой (низкий — Иван дурак и высокий — Иван- царевич. Их объединяет обделенность, недооценка окружающих. Как правило, они — младшие братья, в женском варианте — сирота, падчерица).
    2. Антагонист – основной противник главного героя (Кощей, Змей Горыныч и др. )
    3. Брачный партнер главного героя (Василиса Премудрая, Марья Маревна, Царевна — лягушка и др.)
    4. Чудесные помощники главного героя (животные, птицы и др.). С их помощью герой разрешает трудные задачи Эту же функцию выполняют чудесные предметы.
    5. Мнимые герои (обычно — старшие братья, которые пытаются присвоить заслуги младшего).
    6. Даритель — тот, кто дарит главному герою чудесные предметы или помощников, с помощью которых он разрешает трудные задачи).
    7. Отправитель — тот, кто отправляет главного героя в путь за счастьем.

    Примечание.
    Поскольку тексты сказок вариативны, некоторые персонажи в тексте конкретной сказки могут отсутствовать.
    Один и тот же персонаж может выполнять две функции (Царевна-лягушка — брачный партнер и чудесный помощник)

    По композиции

    В.Я. Пропп доказал, что большая часть ВС построена одинаково. Он выделил в их структуре четкую композиционную схему.

    1. Запрет (не выходи из дома, открывай дверь) или недостача (у царя было 3 сына, не было у них жен).
    2. Нарушение запрета или отправление героя в путь.
    3. Предварительные испытания героев по формуле 2+1. Успешна только 3 попытка. Тот, кто побеждает, будет главным героем сказки.
    4. Основное испытание — поединок с антагонистом.
    5. Ликвидация недостачи.
    6. Обратный путь героя из иного царства и погоня.
    7. Притязания мнимых героев (братья или царские министры убивают главного героя и присваивают его заслуги).
    8. Идентификация главного героя (представляет доказательства своих заслуг царю).
    9. Свадьба и свадебный пир.
    10. Воцарение главного героя.

    Примечание.
    В разных вариантах сказки отдельные элементы композиции могут отсутствовать, но последовательность действий неизменна.
    Для сюжетов ВС характерна контаминация (соединение) сюжетов. Например, «Царевна -лягушка». Первый сюжет заканчивается браком с лягушкой, а после нарушения запрета разворачивается другой сюжет, соответствующий более полной композиционной схеме.