1 курс (очное, 1 семестр) Фольклор и древнерусская литература (лекции) (Гольденберг А.Х.) (14 записей)

  • 1 курс (очное, 1 семестр) Фольклор и древнерусская литература (лекции) (Гольденберг А.Х.)

    1 октября 2020
    Лекция 4.
    БЫЛИНЫ КАК ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС РУССКОГО НАРОДА
    Цель: дать знания об историческом и жанровом своеобразии былин как героического эпоса русского народа.
    Задачи:
    Показать сложность проблемы происхождения былин путем сопоставления различных научных гипотез.
    Раскрыть принципы понимания историзма былин представителями исторической и филологическими школ.
    Проанализировать основные темы и образы главных героев киевских былин.
    Выявить своеобразие новгородских былин и их героев.
    Наметить основные аспекты изучения поэтики былин.

    План
    Определение былин. Особенности отображения истории в былинах.
    Происхождение и эволюция былин.
    Сюжеты и персонажи архаических былин.
    Сюжеты и персонажи классических былин. Эволюция мотива змееборства в киевских былинах. Анализ былины «Илья и Калин-царь». Тема героического сватовства.
    Новгородские былины.
    Художественное своеобразие эпоса.
    Биография эпического героя.
    Специфика эпического повествования.
    Особенности композиции. Основные типы. Общие места.
    Эпическое время былин. Тропы.

    Литература
    Основная
    Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. Учеб.. пособие. – 2-е изд., стер. – СПб., 2016. – 336 с. [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://b-ok.cc/book/2914561/b2ef30
    Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.
    [Электронный ресурс] Скачать по адресу: http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75
    Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: учебное пособие. – М., 2008.

    Дополнительная
    Аникин В. П. Устное народное творчество: учебник. – 4-е изд, перераб. и доп. – М., 2011.
    Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – Л.,1987.
    Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество: учебник для филологических специальностей университетов. – М.,1983.

    Хрестоматии по фольклору

    Русское устное народное творчество: хрестоматия: учебное пособие / сост., вступ. ст., коммент. В. П. Аникина. – М., 2006. [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
    https://vk.com/doc26038490_443795642?hash=e47827ce3efc332048
    + [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://fileskachat.com/file/32602_f06601746a8812d48898e50bb7038810.html
    Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Для студентов филологических факультетов / Под ред. проф. А.М. Новиковой. М.: Высшая школа, 1971 / [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
    https://www.booksite.ru/fulltext/akimov/index.html
    Русский фольклор. Хрестоматия. Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. – 4-е изд. – М., 2003.
    Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. – СПб., 1993.
    Задания по теме лекции

    I. Прочитать по хрестоматии по фольклору и внести в читательский дневник сюжетный план следующих былин:
    Добрыня и Змей. Алеша и Тугарин. Первая поездка Ильи Муромца. Илья и Калин-царь. Василий Буслаев. Садко.
    II. Законспектировать статьи из хрестоматии по фольклористике
    Скафтымов А. П. Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах (тезисный план).
    Лихачев Д. С. Эпическое время былин (конспект).
    Селиванов Ф. М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике (план статьи).

    III. Ответить письменно на вопросы по теме лекции
    Былины как русский героический эпос
    — Кто ввел в науку термин «Былины»? Как и почему сказители именуют эти эпические песни?
    — В чем отличие былины от сказки?
    — На какие типологические группы делятся былины?
    Происхождение и эволюция былин
    — Охарактеризуйте две основные концепции происхождения былин – историческую и филологическую. Назовите их представителей.
    — Каково соотношение эпической истории былин и реальной истории?
    — Когда и где возник и сложился русский героический эпос?
    — Можно ли назвать былины исторической памятью русского народа?
    — Назовите и охарактеризуйте сюжеты и персонажей архаических былин.
    Сюжеты и персонажи классических киевских былин
    — Герои каких классических былин вступают в схватку с чудовищем?
    — Сравните развитие мотива змееборства в киевских былинах «Добрыня и Змей», «Алеша и Тугарин». Что помогает Добрыне победить Змея в первом бою? Чем отличается от Змея Тугарин Змеевич? Как побеждает его Алеша Попович?
    — Составьте былинную биографию Ильи Муромца. Чем он отличается от других киевских богатырей?
    — В основе какой былины лежит интернациональный сюжет боя отца с сыном?
    – Проанализируйте особенности сюжета былины «Илья и Калин-царь».
    — Перечислите былины о героическом сватовстве и назовите их героев.
    Сюжеты и персонажи новгородских былин.
    — В чем отличие героев новгородских былин от киевских богатырей?
    — Садко как новый тип былинного героя. Составьте план былины о Садко. В каких частях былины отразилась реально-бытовая жизнь Новгорода как торговой республики, а в каких доминирует сказочный план?
    — За что сражается новгородский богатырь Василий Буслаев? В чем смысл его образа?
    Поэтика былин­
    — В чем особенность композиции былин? Назовите варианты завязок и развязок былинного сюжета. Какова роль запева и исхода в композиции былин?
    — Что такое общие места ((loci communes)? Какое место они занимают в повествовании? Приведите примеры.
    — Как ведется повествование в былинах? Что означает термин «ретардация»?
    — Почему гиперболу называют главным былинным тропом? Каковы ее функции в былине?
    — Какие эпитеты характерны для стиля былин? Что такое окаменелые эпитеты?
    — Охарактеризуйте художественное время былин. Разъясните термин «двойная замкнутость» эпического времени (по статье Д.С. Лихачева).

    Сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, лекция 1) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Лекция 4).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 6 октября 2020.

  • Лекция 1.

  • Лекция 2.

  • 17 сентября 2020

    Лекция 3

    Несказочная проза

    Цель: дать знания о происхождении и жанровом многообразии несказочной прозы.
    Задачи:
    Показать отличия несказочной прозы от сказочной.
    Раскрыть особенности различных видов преданий.
    Определить типологические свойства легенд.
    Выявить специфику отражения мифологического мышления славян в жанрах народной демонологии.
    Изучить поэтику народного анекдота и показать его роль в системе жанров современного фольклора.

    План

    Установка на достоверность как основной признак несказочной прозы. Дискуссия о художественности несказочной прозы. Жанровый состав.
    Предания и их разновидности.
    Типы легенд: религиозные и социально-утопические.
    Жанры народной демонологии.
    Поэтика анекдота (по учебному пособию Э.Ф. Шафранской).
    Современное бытование жанров несказочной прозы.

    Литература

    Основная
    Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.
    [Электронный ресурс] Скачать по адресу: http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75
    Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.
    Морохин В. М. Прозаические жанры русского фольклора: Хрестоматия. – М., 1977.
    Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. Учеб.. пособие. – 2-е изд., стер. – СПб., 2016. – 336 с. [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://b-ok.cc/book/2914561/b2ef30

    Дополнительная
    Белоусов А. Ф. Современный анекдот // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 581-598.
    Курганов Ефим. Анекдот как жанр. СПб., 1997.
    Шмелева Е. А., Шмелев А. Д. Русский анекдот: Текст и речевой жанр. М., 2002.
    Власова Марина. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. СПб., 2002. https://www.litmir.me/br/?b=231641Криничная Н. А. Русская мифология: мир образов фольклора. М., 2004.
    Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 2002.
    Неклюдов С. Ю. Фольклорный Разин: аспект демонологический // In Umbra: Демонология как семиотическая система. Альманах. Вып. 3. Отв. ред. и сост. Д. И. Антонов, О. Б. Христофорова. М.: Индрик, 2014. С. 237–274 / http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov81.htm

    Вопросы студентам для самопроверки
    1. Назовите жанровые разновидности преданий.
    2. Кто является героями легенд?
    3. Какой из жанров несказочной прозы называется в фольклористике «суеверный фабулат»?
    4. Чем отличаются бывальщины от быличек?
    5. Назовите жанровые признаки анекдота.

    Задания
    Прочитать раздел «Несказочная проза» в учебнике Т. Зуевой и Б. Кирдана.
    Письменно ответить на вопросы по тексту:
    — Перечислите общие признаки произведений несказчной прозы. В чем ее главное отличие от сказочной?
    — Почему предания можно назвать «устной летописью»?
    — Как сочетаются в исторических преданиях исторический факт и вымысел?
    — Приведите примеры топонимических преданий. Можно ли говорить об их историчности?
    — Назовите основной признак легендарных преданий.
    — К кому из русских правителей относятся предания «о справедливых царях»?
    — Какие персонажи русской истории относятся к героям преданий «о предводителях народных движений»? Каковы принципы их изображения?
    — Какова типология героев преданий «о разбойниках и кладах»?
    — Чем легенды отличаются от преданий?
    — Устные и письменные источники легенд. Что такое апокрифические легенды?
    — Дайте определения таким разновидностям легенд, как этиологические, религиозно-назидательные. Приведите примеры.
    — Выделите основные тематические группы социально-утопических легенд.
    — Дайте общее определение народным демонологическим рассказам.
    — Чем былички (суеверный меморат) отличаются от бывальшин (суеверный фабулат)? Как они строятся?
    — К каким тематическим группам демонологических персонажей быличек относятся: леший, водяной, русалка, домовой, банник, кикимора, колдун, упырь, бес, ведьма, ходячий (заложный) покойник,
    Прочитать раздел «Анекдоты» из учебного пособия Э.Ф. Шафранской и составить его тезисный план по вопросам:
    — Определение анекдота
    — Происхождение жанра.
    — Анекдот как жанр городского фольклора.
    — Форма анекдота и его цель.
    — Система персонажей современного анекдота.
    — Циклизация анекдотов.

    Сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, лекция 1) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Лекция 3).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 21 сентября 2020.

  • 15 октября 2020
    Лекция 5.
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ И БАЛЛАДЫ
    Цель: дать знания о жанровой специфике исторических песен и баллад.
    Задачи:
    Показать видовое разнообразие исторических песен.
    Раскрыть принципы отражения исторического факта в исторических песнях.
    Проследить процесс развития жанра исторических песен.
    Выявить различия между фольклорной и литературной балладами.
    Дать представление о сюжетах и гуманистической природе русской народной баллады.
    План
    Споры о жанровой специфике исторических песен. Сопоставление с былинами. Видовое разнообразие. Пути развития. Становление жанра.
    Исторические песни ХIII-ХV веков. («Авдотья–рязаночка», «Щелкан»). Их историческая основа, поэтика.
    Песни XVI века об Иване Грозном, мера их историзма. («Взятие Казани», «Гнев Грозного на сына»). Сопоставление их с преданиями.
    Песни XVI века о Ермаке. Их отношение к другим фольклорным жанрам.
    Песни XVII века о Степане Разине, их героический и лирический характер. Поэтические достоинства песен о Разине, их оценка Пушкиным. Сопоставление исторических песен о Разине с преданиями о нем. Разин и наш край в исторических песнях.
    Исторические песни ХVШ – начала ХIХ века. Отношение в них народа к Петру Первому. Образ Емельяна Пугачева («Пугачев и Панин»). Песни об Отечественной войне 1812 года.
    Исторические песни середины ХIХ – начала ХХ веков. Угасание жанра.
    Поэтика исторических песен.
    Народная баллада. Определение жанра. Отличие от литературной баллады. Исторические, семейные и социально-бытовые баллады. Герои и сюжеты. Специфика конфликта.
    Гуманистическая природа народной баллады.
    Эпические, лирические и драматические начала в балладе.
    Поэтика народных баллад.

    Литература
    Основная

    Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.
    [Электронный ресурс] Скачать по адресу: http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75
    Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2008.
    Ларионова М.Ч. Русский фольклор. Темы для самостоятельного изучения. Учебно-методическое пособие. Вып. 1. – Ростов н/Д: Foundation, 2014. – Прилагается в формате ПДФ.
    Дополнительная
    Аникин В. П. Русское устное народное творчество. Учебник. – 4-е изд. – М., 2011.
    Путилов Б. Н. Русская историческая песня // Народные исторические песни (Библиотека поэта. Большая серия). – М.; Л., 1962. – С. 5-52.
    Игумнов А. Г. Поэтика русской исторической песни. – Новосибирск, 2007.
    Балашов Д. М. История развития жанра русской баллады. – Петрозаводск, 1966.
    Кулагина А. В. Русская народная баллада. – М., 1977.

    Вопросы студентам для самопроверки
    1. Какая из исторических песен сохранила следы ментальности родового общества?
    2. Чем отличаются сюжеты песен о Грозном от исторических преданий о нем?
    3. В чем отличие песенных образов Разина и Пугачева от преданий о них?
    4. В чем специфика конфликта народной баллады?

    Индивидуальные задания
    1. Прочитать разделы об исторических песнях и народных балладах из учебника Зуевой, Кирдана и учебно-методического пособия М.Ч. Ларионовой, составить их планы.
    2. Выполнить письменно задания 1 (с. 77) и 3 (с. 93) из пособия М.Ч. Ларионовой по теме «Народные баллады»
    3. Выполнить письменно задания 1 (с. 124) и 2 (с.128) из пособия М.Ч. Ларионовой по теме «Исторические песни».
    4. Прочитать исторические песни и баллады из списка для обязательного чтения, составить их сюжетные планы и внести их в свой читательский дневник.
    5. Выучить наизусть историческую песню или народную балладу (на выбор).
    Групповые задания
    Студенты разбиваются на группы по 3-4 человека и готовят доклады по следующим темам:
    1. Образ Ивана Грозного в исторических песнях.
    2. Ермак как историческая личность и как песенный герой.
    3. Образ Степана Разина в исторических песнях.
    4. Образ Емельяна Пугачева в исторических песнях.
    5. Народная и литературная баллады. Сходство и различия.

    6. Герои и сюжеты исторических народных баллад.
    7. Герои и сюжеты семейных баллад.
    8. Герои и сюжеты социально-исторических баллад.
    Объем доклада — 3-4 стр. (без титульного листа и списка использованной литературы. Текст набирается через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, кегль 14, выравнивание про ширине страницы.
    Сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, лекция 5) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Лекция 5).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 21 октября 2020.

  • 29.10. 2020
    Ч. ii. Древнерусская литература
    Лекция 1
    Возникновение древнерусской литературы

  • 12.11.20

    Лекция 2

    ЛИТЕРАТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.
    КРАСНОРЕЧИЕ И АГИОГРАФИЯ

    I. Ораторское искусство Киевской Руси.
    1.1 Торжественное красноречие. «Слово о Законе и     Благодати» митрополита Илариона.
    1.2 Учительное красноречие. «Поучение» Владимира Мономаха.
    II. Агиография Киевской Руси.
    2.1 Сказание о Борисе и Глебе как образец русского оригинального жития.
    2.2 Агиографические сочинения Нестора.
    2.3 Киево-Печерский патерик.
    Сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ лекция 2) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. ДРЛ Лекция 2).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 22 ноября 2020.

  • 26.11. 2020
    Лекция 3

    ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ XIII-XV ВВ.
    План
    1. Литература периода феодальной раздробленности.
    1.1 Воинские повести XIII-XV вв. о борьбе с татаро-монгольским нашествием.
    1.2 Житие А. Невского.
    1.3 Цикл повестей о Куликовской битве.
    2. Агиографические сочинения Епифания Премудрого.

    Сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ лекция 3) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. ДРЛ Лекция 3).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 9 декабря 2020.

  • 10.12. 20
    Лекция 4
    ЛИТЕРАТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ XVI века
    План
    1. Публицистика XVI в.
    2. Обобщающие памятники литературы XVI в.
    3. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным.
    4. Эволюция агиографического жанра в литературе XVI века.

    Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ лекция 4) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. ДРЛ Лекция 4).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 19 декабря 2020.

  • 24.12. 20

    Лекция 5

    ОБЩЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

    План
    1. Литература периода Смутного времени.
    2. Литература на окраинах Московского государства. Повести об Азове.
    3. Старообрядческая литература. Сочинения протопопа Аввакума.
    4. Бытовые повести XVII века.
    5. Барокко в русской литературе. Творчество Симеона Полоцкого.

    Вопросы для письменной самопроверки:
    1. Назовите основные темы публицистической литературы Смутного времени.
    2. В чем заключается художественность «Повести об Азовском осадном сидении»?
    3. Как отразились в литературе XVII в. причины и последствия раскола русской церкви?
    4. Как решается проблема отцов и детей в бытовых повестях XVII в.?
    5. Какие новые роды и жанры ввел в русскую литературу Симеон Полоцкий? Назовите характерные черты стиля барокко в его творчестве.

    Литература
    Кусков В.В. История древнерусской литературы. Учебник. 6-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1998. [Электронный ресурс]: http://pdf.kamunikat.org/23229-1.pdf
    Федорова М.Е., Сумникова Т.А. (сост.) Хрестоматия по древнерусской литературе. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1986. — 216 с.

    Сроки отчетности

    Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, ДРЛ лекция 5) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. ДРЛ Лекция 5).
    Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59
    РЛБ-12 — 22 декабря 2020.
    РЛБ-13 – 26 декабря 2020.
    РЛБ-11 – 27 декабря 2020.