1 курс (очное, 1 семестр) Фольклор и древнерусская литература (лекции) (Гольденберг А.Х.)
1 октября 2020
Лекция 4.
БЫЛИНЫ КАК ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС РУССКОГО НАРОДА
Цель: дать знания об историческом и жанровом своеобразии былин как героического эпоса русского народа.
Задачи:
Показать сложность проблемы происхождения былин путем сопоставления различных научных гипотез.
Раскрыть принципы понимания историзма былин представителями исторической и филологическими школ.
Проанализировать основные темы и образы главных героев киевских былин.
Выявить своеобразие новгородских былин и их героев.
Наметить основные аспекты изучения поэтики былин.
План
Определение былин. Особенности отображения истории в былинах.
Происхождение и эволюция былин.
Сюжеты и персонажи архаических былин.
Сюжеты и персонажи классических былин. Эволюция мотива змееборства в киевских былинах. Анализ былины «Илья и Калин-царь». Тема героического сватовства.
Новгородские былины.
Художественное своеобразие эпоса.
Биография эпического героя.
Специфика эпического повествования.
Особенности композиции. Основные типы. Общие места.
Эпическое время былин. Тропы.
Литература
Основная
Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. Учеб.. пособие. – 2-е изд., стер. – СПб., 2016. – 336 с. [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://b-ok.cc/book/2914561/b2ef30
Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник. – 4-е изд. – М., 2002.
[Электронный ресурс] Скачать по адресу: http://pushkin-sdelaet.ru/material/getFile/75
Шафранская Э. Ф. Устное народное творчество: учебное пособие. – М., 2008.
Дополнительная
Аникин В. П. Устное народное творчество: учебник. – 4-е изд, перераб. и доп. – М., 2011.
Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – Л.,1987.
Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество: учебник для филологических специальностей университетов. – М.,1983.
Хрестоматии по фольклору
Русское устное народное творчество: хрестоматия: учебное пособие / сост., вступ. ст., коммент. В. П. Аникина. – М., 2006. [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
https://vk.com/doc26038490_443795642?hash=e47827ce3efc332048
+ [Электронный ресурс] Скачать по адресу: https://fileskachat.com/file/32602_f06601746a8812d48898e50bb7038810.html
Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Для студентов филологических факультетов / Под ред. проф. А.М. Новиковой. М.: Высшая школа, 1971 / [Электронный ресурс] Скачать по адресу:
https://www.booksite.ru/fulltext/akimov/index.html
Русский фольклор. Хрестоматия. Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. – 4-е изд. – М., 2003.
Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. – СПб., 1993.
Задания по теме лекции
I. Прочитать по хрестоматии по фольклору и внести в читательский дневник сюжетный план следующих былин:
Добрыня и Змей. Алеша и Тугарин. Первая поездка Ильи Муромца. Илья и Калин-царь. Василий Буслаев. Садко.
II. Законспектировать статьи из хрестоматии по фольклористике
Скафтымов А. П. Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах (тезисный план).
Лихачев Д. С. Эпическое время былин (конспект).
Селиванов Ф. М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике (план статьи).
III. Ответить письменно на вопросы по теме лекции
Былины как русский героический эпос
— Кто ввел в науку термин «Былины»? Как и почему сказители именуют эти эпические песни?
— В чем отличие былины от сказки?
— На какие типологические группы делятся былины?
Происхождение и эволюция былин
— Охарактеризуйте две основные концепции происхождения былин – историческую и филологическую. Назовите их представителей.
— Каково соотношение эпической истории былин и реальной истории?
— Когда и где возник и сложился русский героический эпос?
— Можно ли назвать былины исторической памятью русского народа?
— Назовите и охарактеризуйте сюжеты и персонажей архаических былин.
Сюжеты и персонажи классических киевских былин
— Герои каких классических былин вступают в схватку с чудовищем?
— Сравните развитие мотива змееборства в киевских былинах «Добрыня и Змей», «Алеша и Тугарин». Что помогает Добрыне победить Змея в первом бою? Чем отличается от Змея Тугарин Змеевич? Как побеждает его Алеша Попович?
— Составьте былинную биографию Ильи Муромца. Чем он отличается от других киевских богатырей?
— В основе какой былины лежит интернациональный сюжет боя отца с сыном?
– Проанализируйте особенности сюжета былины «Илья и Калин-царь».
— Перечислите былины о героическом сватовстве и назовите их героев.
Сюжеты и персонажи новгородских былин.
— В чем отличие героев новгородских былин от киевских богатырей?
— Садко как новый тип былинного героя. Составьте план былины о Садко. В каких частях былины отразилась реально-бытовая жизнь Новгорода как торговой республики, а в каких доминирует сказочный план?
— За что сражается новгородский богатырь Василий Буслаев? В чем смысл его образа?
Поэтика былин
— В чем особенность композиции былин? Назовите варианты завязок и развязок былинного сюжета. Какова роль запева и исхода в композиции былин?
— Что такое общие места ((loci communes)? Какое место они занимают в повествовании? Приведите примеры.
— Как ведется повествование в былинах? Что означает термин «ретардация»?
— Почему гиперболу называют главным былинным тропом? Каковы ее функции в былине?
— Какие эпитеты характерны для стиля былин? Что такое окаменелые эпитеты?
— Охарактеризуйте художественное время былин. Разъясните термин «двойная замкнутость» эпического времени (по статье Д.С. Лихачева).
Сроки отчетности
Старосты собирают выполненные задания всей группы, проверяют единообразные названия файлов заданий (ФИО студента, лекция 1) и размещают их в папке на гугл-диске, названной по индексу группы и теме занятия (ФЛ-РЛБ-11 /12/ 13. Лекция 4).
Ссылки на гугл-диск старосты групп пересылают мне по адресу: goldenberg48@mail.ru в срок до 23:59 6 октября 2020.