1 курс (магистранты) Современные проблемы науки (Гольденберг А.Х.) (4 записи)

  • 1 курс (магистранты) Современные проблемы науки (Гольденберг А.Х.)

  • Тема 1. Литературоведение в парадигме постнеклассической науки
    Литература
    Егорова Л.П. Выпускные квалификационные работы по русской литературе. М.: Флинта, 2014. Глава 2. Раздел 2.1. С. 47-56.
    План
    1. Стадии развития научного изучения. Постнеклассический этап и его особенности. Сближение научного и художественного познания.
    Термин «парадигма», его происхождение и смысл.
    2. Возникновение представлений о действительности как хаотическом движении.
    3. Многообразие методологических тенденций в современном литературоведении. Рост междисциплинарных связей.
    4. Формирование новых научных дисциплин: когнитивистики, синэргетики. Возникновение теории гипертекста.
    5. Системность науки. Связь общей парадигмы (постнеклассическая наука) с частными: антропоцентрической, текстоцентрической, культурологической.
    6. Человек внутри изучаемого объекта в гуманитарных исследованиях человек как его часть, познающая целое.
    7. Самостоятельный выбор исследователем в том, как проводить исследование, какие использовать методы.
    8. Зависимость содержания анализа и интерпретации произведения не столько от объекта, сколько от субъекта.
    9. Принцип дополнительности как восстановление права на рецепцию и интерпретацию.
    10. Анализ поэтики как основа литературоведческой интерпретации с учетом содержательной стороны произведения. Пределы интерпретации устанавливает автор.
    11. Читатель как компонент литературоведческого анализа.
    12. Отсутствие четких границ между интерпретациями читателя и литературоведа.
    13. Новое понимание проблемы народности (А. Есин, В. Хализев).
    14. Литература постмодернизма и превращение литературоведения в игру ума и эссеистику.
    15. Своя методология для каждого поколения ученых.
    16. Отказ от педагогических или этических функций науки, размытость понятий истины, морали и др.

    Практическое задание
    1. Конкретизировать вопросы плана данного раздела.
    2. Выписать в словарь новые термины.

    Тема 2. Антропоцентрическое направление в современной науке о литературе
    Литература
    Егорова Л.П. Выпускные квалификационные работы по русской литературе. М.: Флинта, 2014. Глава 2. Раздел 2.2. С. 56-75.
    Егорова Л.П. Современные проблемы филологии. Литературоведение. Ставрополь, 2010 (далее — Хрестоматия Егоровой):
    Прозоров В.В. Антропология интернета. С. 68-84 (тезисный план).
    План
    1. Антропоцентризм как мировоззрение. Понимание феномена человека в истории культуры — от Ренессанса до постмодернизма.
    2. Концепция человека в советском и постсоветском литературоведении.
    3. Конец 20 в. – поворот от текстоцентризма к героецентризму. Чередование фаз героя и мира. Человек и природа.
    4. Понятие о языковой личности и ее структуре.
    5. Особенности литературной личности и авторского «Я».
    6. Пласты антропоцентрической парадигмы (по Ю. Бореву).
    7. Литературная личность и литературный герой.
    8. Психологический анализ человека средствами художественного слова.
    9. Психоаналитический подход к литературе. Неофрейдизм в литературоведении.
    10. Анализ бессознательного в онейрическом пространстве литературы.
    11. Постмодернистская интерпретация антропологии литературы.
    12. Потенциальные направления развития антропологии литературы.
    Практическое задание
    1. Конкретизировать вопросы плана.
    2. Выписать в словарь новые термины.
    3. Проанализировать статью В.В. Прозорова.

  • Тема 3. Культурологический подход в литературоведении: основные направления исследований

    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2. Раздел 2.3. С. 75-85 (план).
    Хрестоматия Егоровой:
    Лотман Ю. М. Современность между Востоком и Западом. С. 85-98 (тезисный план).
    Гольденберг А.Х. Экфрасис как прием реализации архетипов в поэтике Гоголя // Он же. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. – Волгоград, 2007. Раздел 2. Гл. 4. С. 142-156 (план главы).
    Гольденберг А.Х. О синтезе европейских и славянских культурных традиций в поэтике Гоголя (Шарманка Ноздрева) // Он же. Творчество Гоголя в мифологическом и литературном контексте. – Волгоград: Научное изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. С. 63-76 (план статьи).

    Тема 4. Культурологические аспекты в изучении городского текста русской литературы

    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2. Раздел 2.3. С. 85-96 (план раздела).
    Замятин Д.Н. Гений и место: в поисках сокровенных пространств // Восток – Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф., посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14-15 октября 2014 г. / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 157-165 (выписать основные теоретические понятия геопоэтики).
    Гольденберг А.Х. «Царицынский текст» в творческом наследии Гоголя // Восток-Запад: пространство локального текста в литературе и фольклоре: сб. науч. ст. к 70-летию проф. А.Х. Гольденберга / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2019. – С. 94-104 (резюме статьи) / https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/293158890.
    Рябцева Н.Е., Тропкина Н.Е. Царицынский текст в творчестве русских поэтов первой трети XX века // Язык и культура Юга России: аспекты толерантного взаимодействия: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.практ. конф. Волгоград, 23–24 апр. 2015 г. / отв. ред. Е.В. Брысина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 121- 129 (тезисы).
    Новиков В.И. Парижский текст в поэзии Булата Окуджавы, Владимира Высоцого и Александра Галича // Восток – Запад: Пространство локального текста в литературе и фольклоре: Сб. науч. статей к 70-летию проф. А.Х. Гольденберга / Отв. ред.: Н.Е. Тропкина. Волгоград: Науч. изд-во ВГСПУ «Перемена», 2019. С. 279-288. (тезисный план) / https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/293158890

  • Тема 5. Литературоведческая имагология

    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2, разд. 2.6 (план раздела).
    П Папилова Е.В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Вестник МГГУ им. Шолохова. Филологические науки. №1, 2011. С. 31-40 // http://mggu-sh.ru/sites/default/files/papilova_4_2011.pdf (тезисный план).
    Гольденберг А.Х., Петренко С.Н. Русская хайкумена в пространстве диалога культур // Восток–Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф., посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14-15 октября 2014 г. / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 98-107 (тезисный план).

    Тема 6. Неосоциологическое литературоведение

    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2, разд. 2.4 (план раздела).
    Хрестоматия Егоровой:
    Козлов С. На rendez – vous с «новым историзмом». С. 107-120 (план статьи).
    Эткинд А. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 2013 // http://www.rulit.me/books/etkind-aleksandr-hlyst-sekty-literatura-i-revolyuciya-read-212830-1.html.(тезисный план 1 главы)
    Смирнов И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М., 2000.

    Тема 7. Гендерные исследования в современном литературоведении

    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2, разд. 2.5 (план раздела).
    Хрестоматия Егоровой:
    Воронина О.А. Гендер. С. 121-128 (тезисный план).
    Краюшкина Т.В. Гендерное антропологическое пространство в русских народных волшебных сказках Сибири и Дальнего Востока (на примере негативных межличностных отношений) // Восток–Запад: диалог культур в пространстве русской словесности: сб. науч. ст. по итогам Шестой Междунар. науч. конф., посвящ. третьей годовщине основания Института Конфуция в ВГСПУ. Волгоград, 14-15 октября 2014 г. / отв. ред. Н.Е. Тропкина. – Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2015. С. 249-255 (план статьи). Сборник приложен в ПДФ.
    Синцова С.В. Гендерная проблематика повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики» // Вестник Нижегородского ун-та им. Лобачевского. 2009. № 6. Ч. 2. С. 91- 97.
    / http://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99999999_West_2009_6(2 )/14.pdf (тезисный план).

    Тема 8. Нарратология и когнитивное литературоведение

    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2, разд. 2.7 (план раздела в форме обзора основных концепций этих направлений).

    Шмид В. Нарратология. М., 2003 // http://yanko.lib.ru/books/cultur/shmid-narratology.pdf. (тезисы гл. 1, обзор содержания глав 2-6).
    Тюпа В.И. Нарратологический анализ // Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М., 2009. С. 300-328 (тезисный план) / http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/tiupa.pdf
    Володина Н.В. Концепт в системе когнитивного литературоведения: опыт методологического подхода. 2018 / https://history.rsuh.ru/jour/article/viewFile/467/468 (план статьи)
    Лозинская Е.В. Когнитивное литературоведение: авторы, методы, перспективы // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. М.: ИНИОН РАН, 2010. / https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnoe-literaturovedenie-avtory-metody-perspektivy (выписать термины, используемые представителями этого направления).
    Ахапкин Д. Когнитивное литературоведение: от порядка к хаосу и обратно // НЛО. 2017. № 143. С. 332-345 / https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/143_nlo_1_2017/article/12376/ (тезисы о книге П. Армстронга «Как литература играет с мозгом»)
    Когнитивный словарь литературно-философского дискурса / ред.-сост. Д.М. Бычков, Е.Н. Бадалова. Астрахань, 2014.

    Тема 9. Духовный дискурс в современном литературоведении

    Литература
    Егорова Л.П. Глава 2, разд. 2.9 (план раздела).

    Гольденберг А.Х. Архетипы средневековой христианской литературы в в поэтике Н.В. Гоголя // Он же. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. Волгоград, 2007. Раздел 2. Гл. 3. (тезисный план).
    Зырянов О.В. О проблемно-методологическом поле религиозной филологии [Электронный ресурс] URL: http://russian-literature.com/ru/o-v-zyryanov-o-problemno-metodologicheskom-pole-religioznoy-filologii. (тезисный план).
    Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М., 2004
    / http://padaread.com/?book=61361&pg=5 (оглавление книги).
    Зырянов О.В. Русская классическая словесность в этноконфессиональной перспективе: монография. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2013 / URL: http://www.uralsky-missioner.ru/accounts/1/upload/cfiles/rus-slov.pdf (оглавление книги)

    Теоретические вопросы к зачету

    1. Множественность парадигм как отличительная черта современного этапа литературоведения. Литературоведение в парадигме постнеклассической науки. Основные идеи, принципы и концепции литературоведения на рубеже ХХ – ХХI веков.
    2. Антропоцентрическое направление в современной науке о литературе. Значение тезиса о приоритете общечеловеческих ценностей для литературоведения рубежа тысячелетий. Художественность литературы как антропологический феномен. Антропология интернета.
    3. Культурологический подход в современном литературоведении: основные направления исследований. Культурно-исторический контекст соответствующей эпохи как необходимое условие изучения литературного произведения в трудах Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова. Необходимость учета типологической смены культурных эпох. Изучение литературного экфрасиса в рамках культурологического подхода.
    4. Культурологические аспекты в изучении городского текста русской литературы. Понятие о геопоэтике. Обзор исследований столичного и провинциальных текстов русской литературы. Роль царицынского текста в русской литературе.
    5. Имагология как гуманитарная дисциплина и ее связь с наукой о литературе. Оппозиция свой-чужой как форма рецепции «другой» культуры в литературе и фольклоре. Проблема «Россия-Запад» в аспекте имагологии.
    6. Обзор структуры и содержания одного из сборников научных трудов по проблеме «Восток-Запад в пространстве русской литературы и фольклора», изданных кафедрой литературы ВГСПУ с 2005 по 2018 гг. (по выбору студента). Диалог культур Востока и Запада в русской поэтической хайкумене.
    7. Неосоциологические концепции в современной науке о литературе. Происхождение, основные теоретические идеи. «Новый историзм» и его русские версии в трудах российских исследователей (А. Эткинда, И.П. Смирнова и др.).
    8. Гендерные исследования как разновидность неосоциологических концепций. Социальная дифференциация полов как фон художественной литературоведческой интерпретации. Проблемы «женского письма» и «женского чтения». Гендерное пространство в русском фольклоре и русской литературе.
    9. Концепции современной нарратологии. Их соотношение с когнитивным литературоведением. Терминологический словарь этих направлений науки о литературе.
    10. Духовный дискурс в современном литературоведении. Подходы к изучению творчества писателей духовно-религиозной ориентации. Дискуссии о пределах и возможностях «религиозного» литературоведения.

    Письменные задания к зачету

    1. Представить планы, тезисы, конспекты по темам занятий.
    2. Составить словарь терминов по каждой теме изучаемой дисциплины, опираясь на терминологический словарь из учебного пособия Л.П. Егоровой.
    3. Написать реферат по одному из произведений русской литературы, относящемуся к материалу собственной магистерской диссертации, используя любой из изученных подходов современного литературоведения (объем 10-12 стр., кегль 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине страницы). Структура реферата: титульный лист, содержание, текст реферата, список литературы.