22.02.2021
11.30-13.00
Лекция № 1.
Тема: Отражение проблемы соотношения «ума» и «сердца» в русской литературе. Многоуровневый характер современного исследования проблемы «внутреннего человека»
План
1. Проблема соотношения «ума» и «сердца» в русской литературе.
Культ разума – определяющая черта литературы классицизма. Чувствительность» как основная категория сентименталистской эстетики. Открытие неисчерпаемого разнообразия душевной жизни человека в романтическом направлении. Реализм как художественный метод углубленного изображения рационально-эмоциональных комплексов человеческой личности. (См.: подробно: Манаенкова Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.С. Пушкина. – Волгоград, 2006. – С. 6-19).
2. Основные теоретико-методологические принципы исследования проблемы на современном этапе.
В современном литературоведении существуют различные подходы к изучению худ. произведения. Одним из таких подходов является рационально-эмоциональный аспект анализа худ. текста, который способствует разработке актуального в литературоведении направления – художественной феноменологии изображения «внутреннего человека». Проблема соотношения эмоционального и рационального неразрывно связана с концепцией личности, с постижением дуализма человеческого «я», построенного на своеобразном соотношении в нем «чувственного» и «мыслящего» начал.
Научное направление «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре» существует в ВГСПУ с 90-х годов. Основы его были заложены в трудах доктора филол. наук, проф., академика Российской академии социальных наук, зав. каф. литературы А.М. Буланова.
С 2000 года на каф. литературы и методики её преподавания начала работу научно-исследовательская лаборатория «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре», в рамках которой защищались кандидатские и докторские диссертации, проводились научные конференции. Всего за прошедшие годы (2000-2020) было проведено 10 конференций Всероссийского и международного уровня. Проект программы VII Международной научной конференции по проблеме был поддержан грантом РГНФ (октябрь 2013). VIII Международная конференция проходила в режиме видеоформата совместно с Бакинским Славянским университетом (октябрь 2015). X Международная конференция «Рациональное и иррациональное в литературе и фольклоре» (октябрь 2019) проводилась при финансовой поддержке РФФИ в рамках гранта. Соорганизатором конференции выступила кафедра русистики Университета Центрального Ланкашира (г. Престон, Великобритания). Здесь приняли участие представители 10 иностранных государств: Великобритании, Австрии, Германии, Болгарии, Польши, Италии, Новой Зеландии, КНР, Молдовы, ДНР. Российскую Федерацию представляли учёные из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана, Калмыкии, Республики Саха (Якутия), Ставропольского края, Астраханской, Липецкой, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Тюменской, Ярославской, Волгоградской областей. Всего заявили желание принять участие в работе конференции более 130 человек.
В докладах и выступлениях участников конференций рассматривались различные аспекты обозначенной проблемы, продуктивное изучение которой возможно при интегрированном подходе. На форумах выступали специалисты в области различных дисциплин (литературоведы, фольклористы, лингвисты, культурологи), что способствовало углублению существующих в науке представлений о художественной феноменологии изображения «внутреннего человека» в словесности. На материале внушительного корпуса фольклорных текстов, произведений русской и зарубежной литературы был представлен широкий круг тем, предложены новые теоретико-методологические разработки в области изучения проблемы рационального и эмоционального, намечены пути внедрения их результатов в практику школьного и вузовского преподавания.
В работе секций, мастер-классов, в обсуждении выступлений принимали активное участие студенты, магистранты, аспиранты ВГСПУ и ВолГУ, учителя литературы, преподаватели колледжей, волгоградские школьники.
По результатам проведённых конференций издавались научные журналы и сборники. Итогом заключительной X Международной научной конференции стал сборник статей «Рациональное и иррациональное в литературе и фольклоре» (Волгоград, 30-31 октября 2019) / отв. ред. Е.Ф. Манаенкова – Волгоград: Фортесс, 2019. – 432 с.
Научные достижения по различным аспектам проблемы «рациональное – эмоциональное» широко применяются при планировании содержания рабочих программ дисциплин по выбору, посвящённых исследованию дихотомии головного и сердечного в литературе и фольклоре; проблемам имагологии, психологии художественного творчества, гендерным стратегиям, вопросам жанрологии и средствам создания поэтической образности. Результаты научных изысканий находят отражение в выпускных квалификационных работах студентов кафедр Института русского языка и словесности, в монографиях, учебных и учебно-методических пособиях преподавателей.
Итак, в центре внимания исследователей данного направления – круг теоретико-методологических и историко-литературных вопросов, связанных с проблемой соотношения рационального и эмоционального в художественном творчестве (природа художественного мышления, структура образа-характера в аспекте разумного и сердечного начал, роль эмоционального компонента в психологическом анализе); отдельное внимание уделяется методологическому осмыслению проблемы с позиции междисциплинарного синтеза гуманитарных дисциплин.
Поскольку проблема рационального и эмоционального комплексная, важным представляется уточнение основных используемых понятий. Под рациональным понимается «логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное знание предмета, дискурсивные мысли о котором выражены строго в понятиях» (Липов А.Н. Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве // Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии: Сб. науч. тр. – М., 1985. – С. 112). В определении эмоционального исходной является позиция: «эмоциональные явления и процессы объединяют эмоции, чувства, настроения, аффекты, мотивы, побуждения в одном смысловом контексте» (Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. – М., 1985. – С. 30). Понятия «рациональное» и «эмоциональное» соотносятся с мифологемами «ум» и «сердце», где ум – это и разум, и рассудок, и вообще всякое рассуждение, обоснованное разумом решение. Сердце же – некое телесно-духовное средоточие человеческой личности.
3. Интегрированный подход к изучению проблемы
Проблема рационального и эмоционального и их соотношения в структуре художественного образа – проблема многоуровневая. Вокруг нее сомкнулись интересы многих человековедческих наук: философии, религиоведения, психологии, литературоведения и др.
Актуализации проблемы за последние десятилетия способствовали прежде всего научные дискуссии в современной философской литературе (напр., публикация серии сборников научных статей «Рациональное и эмоциональное в морали» в 80-90-е годы).
Наличие серьезных трудов, специально посвященных вопросам рационализации мышления и деятельности, рациональной мотивации в постижения мира, выдвинули сферу рационального в человеческой жизнедеятельности в самостоятельную научную проблему (Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. – М., 1988; Богуславский В.М. Скептицизм в философии. – М., 1990; Володин В.Н. и др. От «рассудка» к «разуму»: (Кант, Гегель, Фейербах). – Екатеринбург, 1991; Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное: Историко-теоретический очерк. – М., 1985, а также исследования Мамоновой М.А., Панова В.Г., Пружинина Б.И. и др.). Основные принципы соотношения когнитивного и эмоционального в развитии нравственных убеждений личности освещены также в известных диссертационных исследованиях Р.А. Петросяна, В.И. Собина (Петросян Р.А. Эмоции и воля в духовном развитии личности: дис. … канд. филос. наук. – М., 1984; Собин В.И. Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии: дис. … д-ра филос. наук. – М., 1984).
Безусловным является то, что в изучении проблемы необходимо опираться на труды христианских философов (Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: в 2 т. – Париж, М., 1993; Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения / Сост. и вступ. ст. С.С. Хоружего. – М., 1992; Лосский В.Н. Богословские труды. – М., 1972; Юркевич П.Д. Сердце и его значение в жизни человека // Труды Киевской духовной академии. Кн. 1. – Киев, 1860 и др.), служителей церкви (Архиепископ Лука. Дух, душа и тело. – Брюссель, 1987; Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Размышления о бессмертной душе. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2009; Венеамин (Новик), игумен. О православном миропонимании // Вопросы философии. – 1993. – №4. – С. 135-149 и др.), посвященные размышлениям о нравственной основе человеческого бытия.
Существенный вклад в разработку проблемы диалектики эмоционального и рационального внесли последние достижения психологов в области изучения эмоциональных и мыслительных процессов человеческого сознания. Переосмысливая значение и функции эмоций в духовно-практическом существовании человека, современная психология рассматривает разнообразные подходы к изучению сложных связей и взаимодействий чувственных и интеллектуальных сторон человеческой психики (Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001; Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 1982; Симонов П.В. Эмоциональный мозг. – М., 1981; Щербатых Ю. Психология страха. – М., 2007, а также работы зарубежных ученых: Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб., 2000; Леонгард К. Акцентуированные личности. – 2-е изд. – Киев, 1989 и др.).
Особый интерес представляет диалектика соотношения эмоционального и рационального в художественной деятельности человека. Это главная научная проблема А.Н. Липова, Д.М. Ханина. Общие проблемы художественного образа, специфика сочетания эмоционального и рационального в нем отражены в диссертационных трудах В.Л. Афонина, Т.Н. Демко (Афонин В.Л. Диалектика рационального и эмоционального в художественном образе: дис. … д-ра филол. наук. – Луцк, 1986; Демко Т.Н. Диалектика эмоционального и рационального в художественном образе: дис. … канд. филол. наук. – Рязань, 1983). Теоретическое литературоведение вплотную соприкасается с проблематикой рационального и эмоционального, исследуя природу художественного мышления, структуру образа-характера в соотношении разумного и сердечного начал. При этом вопрос о месте, роли эмоционального компонента в психологическом анализе, в характерологии все еще остается непроясненным.
И рациональное, и эмоциональное, их сложное сочетание в индивиде, являясь объектом художественного изображения, во многом определяют своеобразие мира каждого писателя, характер и особенности его психологического анализа. Однако совсем немного работ посвящено исследованиям корреляции «головного» и «сердечного» в творчестве того или иного писателя (см., напр.: Буланов А.М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. – Саратов, 1992; Буланов А.М. Художественная феноменология изображения «сердечной жизни» в русской классике. Монография. – Волгоград, 2003; Головко В.М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (Изображение человека). – Свердловск, 1989; Днепров В.Д. Искусство человековедения: Из художественного опыта Л. Толстого. – Л., 1985; Манаенкова Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.С. Пушкина. – Волгоград, 2006; диссертационные исследования Долженко Л.В. Рациональное и эмоциональное в русской литературе 50-80-х годов XX в. (Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский, А.Г. Алексин, В.П. Крапивин): дис. … д-ра филол. наук. – Волгоград, 2001; Кудряшов И.В. Русская литература в поисках духовной самоиндентификации: национальная жизнь в изображении П.И. Мельникова-Печерского, Н.С. Лескова, В.Г. Короленко, Г.И. Успенского: дис. … д-ра филол. наук. – Волгоград, 2008; Шайкина И.П. Эмоциональное и рациональное в характерологии И.С. Тургенева: дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 1995; Путило О.О. Рациональное и эмоциональное в прозе «молодого Толстого: дис. … канд. филол. наук. – Волгоград, 1998). Такого рода исследования позволяют не только по-новому взглянуть на психологический анализ и характерологию литературного персонажа, но и создают дополнительные коннотации в области теоретико-методологического осмысления проблемы.
Проблема соотношения рационального и эмоционального ведет к более глубокому пониманию природы психологизма. Психологизмом принято обозначать те процессы внутренней жизни, которые таятся в глубине души и не всегда раскрываются с исчерпывающей полнотой и адекватностью. (О художественном психологизме как проблеме исследования см.: Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – Л., 1971; Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: в 2 ч. – Саратов, 1973; Галанов Б.Е. «Души изменчивой приметы…». Литературно-критические очерки. – М., 1982; Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. Ч. 1. – М., 1972; Громов П.П. О стиле Л.Толстого Становление «диалектики души». – Л., 1971; Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – 2-е изд., перераб. – М., 2003; Иезуитов А.Н. Проблема психологизма в эстетике и литературе // Проблемы психологизма в советской литературе: Сб. ст. – Л., 1970. – С. 39-57; Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования // Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е годы). – Л., 1980. Гл. 1. и др.).
Русская литература (и прежде всего классическая) несет в себе человеческое содержание, богатое философско-этическим смыслом, эмоциями, переживаниями, т.е. тем художественным совершенством, которое и делает произведения бесценными. Рассматривая противоречивую сущность человека мыслящего и чувствующего, русская литература всегда отдавала предпочтение последнему. Тема «человеческого сердца» оставалась одной из главных в отечественной классике, она служила фундаментом в размышлениях писателей о внутренней природе человеческого «я». «Сердцу» в художественной поэтике отводится важная роль как средству передачи не только эмоциональных состояний, но основной составляющей характера человеческой личности, ее неповторимой индивидуальности. Жизнь «сердца» со всей очевидностью проявилась в творчестве русских классиков XIX века.
Изображая жизнь «сердца», писатель сосредоточен на эмоциональной сфере человеческого «я». Эмоция, воспроизведенная в художественном произведении, художественная эмоция – духовное образование, выражающее в фокусированном виде рационализированное представление автора о формировании, протекании, кульминации и, наконец, угасании эмоциональных проявлений. Эмоции – это психофизиологический феномен, поэтому об их возникновении можно судить как по описанию переживаемых состояний, так и по характеру изменений вегетативных показателей (например, частоте дыхания) и психомоторики: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям и т.д. Поэтому так важен «инструментарий» писателя в изображении эмоциональной жизни героев. Существует богатейшая литература по вопросу невербальных компонентов коммуникации (напр.: Бирах А. Психология мимики. – М., 2004; Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. – СПб., 1997; Пиз А. Язык телодвижений. – Н. Новгород, 1992; Крейдлин Г.В. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. – М., 2004; Булгакова О. Фабрика жестов. – М., 2005 и др).
Переживаемые эмоции, безусловно, передаются и вербально, автор при этом нередко использует «сердечную лексику», когда приемом передачи душевных волнений является их привязка к сердцу. Здесь следует учитывать работы лингвистов, посвященные проблеме языковой личности (см: Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: монография. – Волгоград, 2008).
Таким образом, исследование художественного изображения эмоций, эмоциональной мотивации поведения литературных героев, соотношение и взаимопроникновение чувственных и интеллектуальных процессов в их сознании, включенном в авторское мышление, – круг проблем, представляющий большой научный интерес. Рассмотрение проблемы соотношения «ума» и «сердца», рационального и эмоционального в художественной антропологии писателей позволит глубже осмыслить их творчество.
Литература
1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. – М., 1988.
2. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. – М., 1955. – Т. 7.
3. Буланов А.М. Художественная феноменология изображения «сердечной жизни» в русской классике. Монография. – Волгоград, 2003.
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
5. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 2003.
6. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб., 2000.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001.
8. Липов А.Н. Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве. – М., 1985.
9. Манаенкова Е.Ф. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.С. Пушкина. – Волгоград, 2006.
10. Проблемы «ума» и «сердца» в современной филологической науке: сб. науч. ст. по итогам V Междунар. науч. конф. «Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре». – Волгоград, 2010.
11. Рациональное и эмоциональное в морали.: сб. ст. – М., 1983.
12. Собин В.И. Соотношение эмоционального и рационального в общественной психологии: автореф. дис. …д-ра филос. наук. – М., 1984.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Как соотносится рациональное и эмоциональное начала в художественном образе основных направлений русской классической литературы?
2. Назовите ведущих учёных современной гуманитарной науки и их исследования по проблеме рационального и эмоционального.
3. Чем объясняется актуализация проблемы в современном мире?
ЗАДАНИЕ К ЗАЧЁТУ: Составить аннотации к 5 статьям (по выбору – не повторяться!) из сборника: Рациональное и иррациональное в литературе и фольклоре: Сб. науч. ст. по итогам X Международной научной конференции «Рациональное и иррациональное в литературе и фольклоре» (Волгоград, 30-31 октября 2019) / отв. ред. Е.Ф. Манаенкова – Волгоград: Фортесс, 2019. – 432 с.