1 курс (магистранты, очное) Проблематика и поэтика русской литературы ХХ века (Перевалова С.В.) (8 записей)

  • 1 курс (магистранты) Проблематика и поэтика русской литературы ХХ века (Перевалова С.В.)

  • Семинар №1
    Дата проведения: 22.02.22/
    Время проведения: 9-40 — 11-10
    Тема: «История русской литературы Серебряного века: проблемы изучения»
    Отчетность: развёрнутый ПЛАН ответа на вопрос практического занятия (опора на учебно-методическую и критическую литературу, оформление – по ГОСТу)!
    Объём – 1 стр.
    Дата сдачи отчётности: 28.02.2022

    Вопросы и задания:
    Власенко: образ главного героя и способы его создания в повести Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».
    Гладышева: особенности речевой характеристики персонажей в рассказе Н.Тэффи «Донжуан».
    Наумцев: мотивы «поздней» лирики О.Мандельштама в стихотворении Е.Блажеевского «Теперь, когда надо проститься…»

    Литература:
    Соколов А.Г. История русской литературы конца Х1Х — начала ХХ века. — 5-е изд. — Москва ■ Юрайт ■ 2017

  • Лекция №1 «Проблематика и поэтика русской литературы ХХ века: общая характеристика курса»
    Дата проведения: 04.03.2022.
    Время проведения: 18-00 — 19-30.
    Лекция в «зуме», адрес — у старосты группы.

  • 4.03.2022 практическое занятие в «зуме» (адрес у старосты группы).
    Время проведения: 18-00 — 19-30.

  • ДЛЯ ВСЕХ ПРАКТИЧЕСКИХ — Отчетность: развёрнутый ПЛАН ответа на вопрос практического занятия (опора на учебно-методическую и критическую литературу, оформление – по ГОСТу)!
    Объём – 1,5 стр.
    Срок сдачи: за два дня до лекции (лекции — по пятницам, время — 18-00, недели — по расписанию!).

    Практическое занятие №1
    Тема: «Место и роль литературы русского зарубежья в современном литературном процессе».
    Вопросы и задания:
    1. «Литература русского зарубежья» как литературоведческое понятие.
    2. Первая «волна» русского зарубежья и её особенности.
    3. «Жизнь Арсеньева» И.А.Бунина как феноменологический роман.
    4. Тема Сталинградской битвы в рассказе В.П.Некрасова «Девятое мая».
    5. Образ ребёнка и способы его создания в повести И.Шмелёва «Солнце мёртвых».
    6. Образ Родины в романе И.С.Шмелёва «Лето Господне».
    7. «Машенька» В.Набокова: смысл названия романа.
    Литература
    История русской литературы ХХ век: В 2 ч./Под ред. В.В.Агеносова.- М.,2014.
    Кременцов Л.П. Русская литература в ХХ веке: обретения и утраты. – М.: Флинта, 2011.
    Практическое занятие №2
    Тема: «Реалистическая литература нашего времени»,
    Вопросы и задания:
    1. Роман В.С.Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»: традиции и новаторство.
    2. С. Шаргунов о семейных ценностях в романе «1993».
    3. Традиции Н.В.Гоголя в романе А.Волоса «Недвижимость».
    4. Н. Ключарёва «Россия: общий вагон»: смысл названия произведения.
    5. Сборник повестей и рассказов С. Шаргунова «Свои»: события и люди.
    6. Система персонажей и авторская позиция в романе А.Иличевского «Матисс».
    7. «Новый реализм» и роман С.Шаргунова «Ура!»

    Литература
    Агеносов В.В. История русской литературы ХХ века.- М. :Юрайт, 2014.
    Иванова Н. Скрытый сюжет: Русская литература на переходе через век. – Спб.: «БЛИЦ», 2003.
    Сухих И. Русский канон: Книги ХХ века. – М.: Время, 2013.
    Перевалова С.В. Проза В.С.Маканина: традиция и эволюция. – Волгоград, 2010.
    Рожанский М. Маргинальная Россия // Дружба народов. 1998. № 2.С. 139-151.
    Практическое занятие №3.
    Тема: «Жанр антиутопии в современной русской прозе»
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
    1. Согласны ли вы с утверждением: художники-постмодернисты пристрастны к «сюжетам-путешествиям» в пространстве культуры? Подтвердите свое мнение с опорой на произведения (одно из перечисленных – по выбору):Вен. Ерофеев «Москва — Петушки», А.Битов «Пушкинский дом», В.Пелевин «Желтая стрела», С.Довлатов «Заповедник»).
    2. Встречается утверждение: особое внимание постмодернистских авторов к жанру антиутопии объясняется способностью жанра давать проекцию в «воображаемое будущее пессимистических представлений о социальном прогрессе». Так ли это в случае с повестью А.Кабакова «Невозвращенец» и «Невозвращенец-2»?
    3. Современные антиутопии восходят к античной традиции III в. до н.э., к «менипповой сатире», характеризующейся свободным сочетанием «серьезности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, общей пародийной установкой, а также пристрастием к фантастическим ситуациям (полет на небо, нисхождение в преисподнюю и т.д.)». Подтверждается ли это на примере рассмотрения романа Т.Толстой «Кысь»?
    4. Поскольку для постмодернистов лишенный смысла и гармонии мир призрачен и страшен, писателю «остается одно – комбинировать новые и новые картинки, строить компьютерные схемы из обломков трагического былого, осеняя их то хохмами, то экскурсами в какие-то философские системы» (А.Филиппов). Подтверждает ли это роман В.Пелевина «Чапаев и Пустота»?
    5. Охарактеризуйте традиции и новаторство в повести Л. Петрушевской «Новые Робинзоны».
    6. Какую роль в антиутопии В.Маканина «Лаз» играет образ доброго человека в сумерках?

    Литература:
    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Гальцева Р., Роднянская И. Помеха-человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. № 12.
    Иванова Н. Запретный жанр // Знамя. 1990. № 8.
    Ермолин Е. Человек без адреса // Континент. 1998. № 98.
    Камянов В. В тесноте и в обиде, или «новый человек» на земле и под землей // Новый мир. 1991. № 12.
    Перевалова С.В. Проза В. Маканина: традиция и эволюция. Волгоград.2003.
    Перзеке А. Поэтика антиутопии в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»: взгляд из наших дней// Вопросы литературы. 2009. № 3.
    Практическое занятие №4
    Тема: «Судьбы русской классики в эпоху постмодернизма»
    Отчетность: развернутый план ответа на вопрос практического занятия: Какие мотивы и образы русской классической литературы трансформируются в произведении Л.Петрушевской «Карамзин. Деревенский дневник».
    Объем: 2 стр.
    Литература:
    Патроева Н.В. «Святое имя: Карамзин». Ассоциативный потенциал имени собственного в поэтическом тексте//Русская словесность. 2012.№4.
    О. В. Богданова постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60-90-е годы ХХ — начало ХХI В. )// cyberleninka.ru›Грнти›n/15292316
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт, 2014.
    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.
    Практическое занятие №5.
    Тема: «Пути развития современной русской поэзии»
    Отчетность: развернутый план ответа на вопрос практического занятия: «Основные тенденции развития русской «традиционалистской» лирики и аванградной поэзии на рубеже тысячелетий: Инна Лиснянская. Музыка и берег//Знамя. 2000.№10 и Тимур Кибиров «Три поэмы».
    Литература:
    Рябцева Н.Е.Образы пространства и времени в поэзии Инны Лиснянской. — автореф. канд. диссертации. — Волгоград, 2005.
    Богданова О.В. постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60-90-е годы ХХ — начало ХХI В. )// cyberleninka.ru›Грнти›n/15292316
    Агеносов В.В.История русской литературы ХХ века.М.: Юрайт, 2014.
    Зайцев В.А., Герасименко А.П. История русской литературы второй половины ХХ века. Учеб. пособие для ВУЗов. М.: Высшая школа.2006.
    Лейдерман Н., Липовецкий М. Русская литература XX века. (1950-1990-е годы): в 2 т., М.: Academia. 2008.
    Русская литература ХХ в.: в 2-х т. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. Л.П.Кременцова. Изд. 3-е, испр., доп., М.: «Флинта». 2005.

    Практическое занятие №6.
    Тема: «Итоги изучения курса»
    Отчетность: эссе на тему: «Русская литература вчера, сегодня, завтра»/
    Практическое занятие №7.
    Тема: работа над ошибками, допущенными при выполнении письменных заданий к предыдущим практическим занятиям.
    Практическое занятие №8.
    Тема: «Написание рецензии на одно из постмодернистских произведений современной русской прозы:
    Петрушевская Л. Мост Ватерлоо.
    Пелевин В. Пространство Фридмана.
    Сорокин В. Метель.
    Практическое занятие №9.
    Взаимное рецензирование (каждому — по две рецензии на работы одногруппников).
    Практическое занятие №10.
    Тема: «Написание рецензии на одно из реалистических произведений современной русской прозы:
    Шаргунов С. Жук.
    Токарева В. Все нормально, все хорошо.
    Титов А. Жизнь, которой не было.
    Практическое занятие №11.
    Взаимное рецензирование (каждому — по две рецензии на работы одногруппников).
    Практическое занятие №12
    Тема: «Итоги выполнения самостоятельных творческих заданий по курсу».

  • Дата проведения — 25.02.2022.
    Время проведения — 18-00 — 19-30.
    Лекция №2. — в зуме, адрес подключения — у старосты группы.

  • Дата проведения — 13.05.2022.
    Время проведения — 18-00 — 19-30.
    Лекция №3. — в зуме, адрес подключения — у старосты группы.

  • По договорённости с магистрантами лекция — в «зуме» — 10 июня 2022 в 18-00. Адрес — у старосты Ильи Власенко.