1 курс (магистранты) История методики преподавания литературы (2 семестр) (6 записей)

  • 1 курс (магистранты) История методики преподавания литературы (2 семестр)

  • 07. 06.2021.
    ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
    План лекции:
    1. Словесные науки в школах Древней Руси. Риторика и поэтика как древнейшие словесные науки. Образцы древнерусского красноречия. Первые печатные учебники.
    2. М.В. Ломоносов как основоположник отечественной методики преподавания словесности. «Краткое руководство к красноречию» (1748) – первый печатный учебник по словесности на русском языке.
    3. Преподавание словесности во второй половине XVIII века. Первые светские учебные заведения. Теоретические работы В.К. Тредиаковского и концепция преподавания М.М. Щербатова. «Письмовник» Н.Г. Курганова как первый опыт учебной хрестоматии по словесности. Теоретическая разработка проблем методики преподавания словесности Н.И. Новиковым.
    4. Преподавание словесности в первой трети XIX века. Разработка новых учебных планов. А.Ф. Мерзляков как автор учебников по риторике и поэтике. Первые учебники по русской литературе И.М. Борна и Н.И. Греча.
    5. Преподавание словесности в 1840-50 гг. Полемика о реальном и классическом образовании. «О преподавании отечественного языка» (1844) Ф.И. Буслаева как первое специальное методическое руководство. «Полная русская хрестоматия» АД. Галахова.
    6. Методические искания 1860-80 годов. Курс русской словесности в гимназиях и реальных училищах. Последователи академического и воспитательного направления в преподавании словесности. Методические взгляды А.И. Незеленова и Л.И. Поливанова.
    7. Развитие методической мысли на рубеже XIX-XX вв. Первые научные исследования о читателе-школьнике. Содержание и направленность гимназического курса и учебников, влияние культурно-исторической и психологической школ, идей интуитивизма и формальной школы. Первый всероссийский съезд преподавателей русского языка и словесности (1916-17 гг.).
    Литература:
    Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М.: Просвещение,1992.
    Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. – М.: Эксмо, 2007
    Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М.: Academia, 2008
    Чертов В.Ф. История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. – М.: Академия, 1999 .
    Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. – М., 1994.

    Вопросы:
    1. В чём заключалось своеобразие преподавания словесных наук в школах Древней Руси?
    2. Почему М.В. Ломоносова называют основоположником отечественной методики преподавания словесности?
    3. Что нового привнесли в развитие методики авторы первых учебников по русской литературе?
    4. В чём заключалась суть полемики о реальном и классическом образовании?
    5. Каковы были аргументы последователей академического и воспитательного направления в преподавании словесности?
    6. Какое влияние оказали на содержание гимназического курса различные литературоведческие школы?
    Отчётность: прислать преподавателю краткий ответ (10-15 предложений) на ОДИН из вопросов лекции № 1.

  • 08.06.2021 г.
    ЛЕКЦИЯ 2. ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
    План лекции:
    1. Методика преподавания литературы в первые послереволюционные годы. «Трудовой метод» как основной метод преподавания. Спор «общественников» и «эстетов». Внедрение «комплексных» программ и «метода проектов».
    2. Система письменных работ и работа с текстом художественного произведения в трудах Н.М. Соколова.
    3. Методические идеи М.А. Рыбниковой. Внимание к анализу языка художников слова. Изучение композиции и сюжета литературного произведения в школе. Система творческих работ.
    4. Научно-педагогическая деятельность В.В. Голубкова. Классификация методов и видов уроков литературы, предложенная методистом. Проблемы развития восприятия и мышления учащихся в работах Голубкова. «Методика преподавания литературы» (1938 г.) как наиболее полное воплощение и систематизация идей автора.
    5. Отражение теоретических вопросов методики преподавания литературы в работах Н.И. Кудряшёва. Классификация методов обучения и типология уроков литературы, предложенные учёным.
    6. Основные направления развития методической науки в последней четверти ХХ века.
    Литература:
    Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. – М.: Эксмо, 2007
    Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М.: Academia, 2008
    Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. – М.: Просвещение, 1976.
    Чертов В.Ф. История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. – М.: Академия, 1999 .

    Вопросы:
    1. Какие новации в методике преподавания литературы в первые послереволюционные годы вы считаете негативными, а какие позитивными и почему?
    2. Какие приёмы работы с текстом художественного произведения, рекомендованные Соколовым и Рыбниковой, вы хотели бы взять на вооружение?
    3. Сравните классификации методов преподавания литературы Голубкова и Кудряшёва. Какой из них вы предпочли бы воспользоваться и почему?
    4. Какие направления развития методической науки последней четверти ХХ века вы считаете наиболее актуальными?

    Отчётность: прислать преподавателю краткий ответ (10-15 предложений) на ОДИН из вопросов лекции № 2.

  • 08.06.2021 г.
    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ
    Задание: познакомьтесь по материалам хрестоматии с трудами ведущих методистов XIX-начала ХХ века: Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, Ц.П. Балталона, А.Д. Алфёрова, В.В. Данилова.
    Вопросы для обсуждения:
    1. Почему именно Ф.И. Буслаева называют «пионером литературного чтения»? Какую роль он отводил «гейристической беседе» в преподавании словесности? Существуют ли эстетические аспекты в предлагавшемся Буслаевым изучении литературы?
    2. Что значило «умение читать» для Водовозова? Почему он недооценивал роль писательского воображения в литературном творчестве?
    3. Как в работах Стоюнина показана методика анализа «поэтической идеи»? Согласны ли вы с его утверждением, что «словесность видит своё главное назначение в изображении жизни»?
    4. Какие методические идеи излагал В.П. Острогорский в своих «Беседах о преподавании словесности»? Какое место учёный отводил выразительному чтению и чтению наизусть?
    5. Найдите различия во взглядах Балталона и Алфёрова. Действительно ли Балталон пренебрегал эстетической и филологической стороной литературы?
    6. Какое влияние оказала потебнианская школа на работы В.В. Данилова?

    Литература:
    Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М.: Просвещение,1992.
    Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. – М.: Эксмо, 2007
    Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М.: Academia, 2008
    Чертов В.Ф. История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. – М.: Академия, 1999 .
    Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. – М., 1994.

  • 09.06.2021 г.
    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ
    Задание: познакомьтесь по материалам хрестоматии с трудами ведущих методистов ХХ века: Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшёва.
    Вопросы для обсуждения:
    1. Охарактеризуйте методические искания первых послереволюционных лет. Почему «трудовой метод» был выдвинут как основной метод преподавания?
    2. В чём заключалась суть споров «общественников» и «эстетов»? Какую роль в преподавании литературы сыграло внедрение «комплексных» программ и «метода проектов»?
    3. Какие идеи, выдвинутые в работах Н.М. Соколова, с вашей точки зрения не утратили своей актуальности?
    4. Какое внимание в трудах В.В. Голубкова отводилось изучению стиля и художественного мастерства писателя?
    5. Какие подходы Б.М. Эйхенбаума и Б.В. Томашевского к изучению формы художественного произведения можно взять на вооружение в практике школьного преподавания?
    6. Какое место, по мнению М.А. Рыбниковой, в общей стратегии анализа литературного произведения занимает изучение его сюжета и композиции?
    Литература:
    Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Автор-составитель Б.А. Ланин. – М.: Эксмо, 2007
    Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой и др. – М.: Academia, 2008
    Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. – М.: Просвещение, 1976.
    Чертов В.Ф. История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. – М.: Академия, 1999 .

  • Для получения зачёта по курсу «История методики преподавания литературы» необходимо прислать преподавателю:
    1. Два кратких ответа на вопросы по материалам лекций.
    2. Подготовить практико-ориентированный проект в виде презентации, посвященной одному из методистов прошлого. Правила оформления презентации см. по адресу http://edu.vspu.ru/groups/lit/forum/topic/3-kurs-ochn. Первый слайд — название и ФИО разработчика, последний слайд — список ВСЕХ использованных источников для текста, картинок и пр. (не надо давать ссылку на поисковик — https://yandex.ru/images/, указывайте полную ссылку).
    Все презентации собираются в формате *.ppt в одну папку на гугл-диске, подписываются по образцу «Фамилия_название». Ссылка на папку передается мне в ВК или прикрепляется здесь отдельным постом.