Ресурсный центр французского языка

Волгоградского государственного социально-педагогического университета

Кафедра романской филологии

Кафедра романской филологии получила свое современное название в 2010 г. История ее восходит к 1951 году, когда впервые в Сталинграде была основана кафедра французского языка: с 1951 по 1954 г. её возглавляла В. Г. Бушуева (Каден), позже ею руководили И. И. Донец (1954-1957), Г. К. Левицкая (1957-1958). С 1958 г. французский язык преподавался на факультете иностранных языков только в качестве второй специальности. В 1962 г. вновь был произведен набор студентов на французское отделение. Секция французского языка под руководством Г. К. Левицкой входила в состав кафедры немецкого языка. В 1968 году на базе секции открылась отдельная кафедра французского языка во главе с доц. Г. К. Левицкой (1968-1978), заложившей основы научной деятельности кафедры. В период с 1978 по 1994 г. кафедрой, переименованной в кафедру французской филологии, руководила доц. И. С. Кошелева. С 1994 года кафедрой заведует канд. филол. наук, доц. Наталия Николаевна Остринская.

В становление и развитие кафедры много труда вложили доц. Л. Н. Сычева, И.Н. Зотеева, ст. преп. Г. И. Шапиро, Г. Ф. Левинина, Д. В. Канер, Н. М. Зегаль, С. В. Янина, Л. Е. Колесникова, Н. А. Кузьменко.

Научный потенциал кафедры заключен в интеграции методических и лингвистических исследований, которые ведут нынешние преподаватели.

Кафедра романской филологии ВГСПУ совместно с кафедрой романской филологии ВолГУ организовывает ежегодную научную конференцию «Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики». В конференции принимают участие доктора наук, кандидаты наук, аспиранты и соискатели. По результатам конференции публикуется сборник трудов. Было выпущено 10 сборников. Последние несколько лет конференция носит статус международной.

В 2011 году кафедра романской филологии отметила 60-летний юбилей. Были организованы различные мероприятия, посвященные юбилею кафедры, в которых принимали участие школы, лицеи и гимназии, выпускники кафедры. Был выпущен сборник статей «Дискуссионные вопросы современной романистики», посвященный 60-летнему юбилею кафедры романской филологии.

Научно-исследовательская работа студентов проводится в рамках актуальных проблем лингвистики текста, социолингвистики, психолингвистики, лингводидактики, теории перевода и теории обучения иностранным языкам. О хорошем уровне лингвистической подготовки свидетельствует тот факт, что выпускники французского отделения успешно продолжают образование и повышение квалификации в магистратуре и аспирантуре.

В настоящее время на французском отделении кафедры работают 10 преподавателей, из них 5 доцентов: Н. Н. Остринская, Д.Ю. Гулинов, Е.Н. Комаров, Е.В. Трошина, М.С.Калинина, Л.А. Земцова, А.А. Штеба; 1 старший преподаватель: М. А. Эстерман; 3 ассистента: Н. В. Ерина, О.Ю.Назарова, А.Д. Никодимова.

В 2001 г. на кафедре французской филологии было открыто отделение испанского языка, и с этого времени осуществляется регулярный набор студентов, обучающихся по специальности «Испанский язык» с дополнительной специальностью «Английский язык». На отделении испанского языка работают опытные преподаватели, проходившие стажировки и дополнительное обучение в образовательных центрах Испании, на курсах повышения квалификации, в аспирантуре и докторантуре, а также носитель языка. Преподавательский состав испанского отделения включает двух доцентов (О. В. Федосова, Н. В. Титаренко), двух старших преподавателей (Е.О. Старовойтова, М.Ф. Алуарт) и одного ассистента (А.Д. Серебренникова).

В рамках повышения квалификации сотрудники кафедры проходят стажировки во Франции и в Испании, а также принимают участие в работе международных семинаров, организованных французским посольством. Осуществляется также активное сотрудничество со школами, гимназиями и лицеями города.

Кафедра интересно и творчески работает со студентами не только в учебно-методическом и воспитательном плане, но и в исследовательском и профессионально-творческом. Преподаватели кафедры руководят стажерской и учебной практиками студентов, а также курсовыми и выпускными квалификационными работами.

2010 год стал годом Франции в России и России во Франции, и именно в этом году между ректором ВГСПУ Н.К. Сергеевым и советником по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в России Жан-Люком Гоэстером был заключен договор о присоединении ВГСПУ к сети языковых партнеров Посольства Франции в Российской Федерации. Кафедра возобновила международное сотрудничество с Францией открытием ресурсного центра французского языка, который помогает студентам и преподавателям в подготовке к занятиям и приобретении новых знаний о современной культуре Франции. Помимо этого, студенты ВГСПУ имеют возможность проходить стажировку во французских университетах.

География контактов кафедры расширяется, и настоящим проектом ресурсного центра является реализация договора о стажерском обмене, заключенного между Волгоградским государственным педагогическим университетом и Институтом по подготовке преподавателей Бургундии. Отношения с коллегами из Дижона и другими образовательными учреждениями Франции теперь регулярны.

С 2012 г. на кафедре постоянно преподают носители французского языка (2012 г. – Арно Крамер, 2013 г. – Пьер Гийеман, 2014 г. – Жюстин Дёбетюн, 2015 г. – Пьер Лабрюни).

При содействии кафедры с 2013 года еа МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 20 Краснооктябрьского района г. Волгограда работает билингвальное русско-французское отделение в соответствии с положениями соглашения, подписанного с Посольством Франции в Российской Федерации в лице г-на Уго де Шаваньяка. В настоящий момент билингвальное отделение включает 3 группы учащихся 8 и 9 классов, которые не только углубленно изучают  как лингвистические, так и смежные с французским языком (история, литература, география и пр.) проблемы, но и сдают серьезные экзамены европейского значения.

Атмосфера профессионального совместного творчества преподавателей и студентов помогает осуществлять главную задачу кафедры – поддержание познавательного интереса студентов к изучению иностранных языков и повышения качества обучения и профессиональной подготовки учителей иностранного языка.