Подготовка к TOEFL

Программа подготовки к сдаче международного экзамена TOEFL адресована слушателям, выезжающим на обучение в США и Канаду. 

TOEFL (Test of English as a Foreign Language) – это международный экзамен по английскому языку как иностранному. TOEFL подготовлен организацией Educational Testing Service (ETS), Принстонский университет, Нью-Джерси, США.

Основная цель TOEFL – оценить уровень подготовки тех, для кого английский язык не является родным. Предоставление результатов TOEFL является необходимым условием для поступления более чем в 2400 колледжей и университетов США, Канады и некоторых других стран. Сертификат TOEFL – необходимый документ при зачислении в зарубежные университеты для обучения по программе MBA, при получении права на стажировку на английском языке или для поступления на работу, требующую знания английского языка. Некоторые научные и профессиональные сертификационные программы также требуют от претендентов сдачи TOEFL. Сертификат TOEFL действителен в течение двух лет.

Главная особенность экзамена TOEFL в том, что он основан на американском варианте английского, поэтому для успешной сдачи TOEFL необходимо разбираться в лексических и грамматических тонкостях, отличающих American English от British English.

В данное время в России существует две версии теста: Paper-based Test (PBT), то есть тест в письменной форме на бумаге, и Internet-based Test (iBT) – тестирование через Интернет. Второй вариант в последнее время считается предпочтительным во многих вузах, так как включает задания не только на чтение, слушание и письменную речь, но также на устную речь и комбинированные задания.

Internet-based Test (iBT)

TOEFL iBT предполагает тестирование интегрированных навыков. Это значит, что грамматика проверяется не через отдельную секцию, а через все остальные. Кроме того, тестируется ваша возможность говорить на английском. Онлайн-регистрация и онлайн-результаты упрощают тест. Новая секция Speaking помогает оценить возможности студентов общаться на английском, что немаловажно для обучения в бизнес-школе или колледже, а новые задания в секциях Writing позволяют оценить возможность студента комбинировать информацию. Тест состоит из 4 секций: Speaking, Listening, Reading и Writing.
На выполнение теста отводится четыре с половиной часа, все его части могут быть сданы в один и тот же день, что дает дополнительные удобства сдающим экзамен.

Программа включает цели, задачи и содержание обучения.

Программа имеет целью формирование у слушателей навыков межкультурной коммуникации в ее языковой, предметной и деятельностной формах, принимая во внимание стереотипы мышления и поведения в культуре изучаемого языка.

Программа ориентирована на обучение культуре иноязычного устного и письменного общения на основе развития общей, лингвистической, прагматической и межкультурной компетенций.

Общая компетенция призвана стимулировать интеллектуальное и эмоциональ­ное развитие личности учащегося; овладение им определенными когнитивными приемами, позволяющими совершать познавательную и коммуникативную деятельность; развитие индивидуальных психологических особенностей; развитие у учащихся способностей к социальному взаимодей­ствию.

Содержание лингвистической компетенции составляет:

  • ассоциативные, парадигматические и другие виды связей языковых явлений);
  • знание литературной нормы изучаемого языка: орфоэпической, орфографической, лексической, грамматической и стилистической;
  • знание и умение применять в коммуникативной и профес­сиональной деятельности:
  • языковые характеристики видов дискурса

1) устный и письменный дискурс,

2) подготовленная и неподготовленная речь,

3) официальная и неофициальная речь;

  • основные речевые формы высказывания: повествование, описание, рассуждение, монолог, диалог;
  • дискурсивные способы выражения фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации в иноязычном тексте.

Прагматический компонент предусматривает знание и умение применять в коммуникативной и профессиональной деятельности:

  • прагматические параметры высказывания (адаптация языковых единиц к предмету ситуации, типу адресата, условиям ситуации, интенции автора).

Межкультурная компетенция предполагает знание и умение принимать во внимание правила и традиции общения, принятые в культуре изучаемого языка, системное соотношение культур родного и изучаемых языков, представленное тремя аспектами:

1.  Лингвострановедческая информация относительно:

  • повседневной жизни;
  • бытовых условий;
  • уровня жизни;
  • межличностных отношений;
  • нравственных ценностей;
  • социальных различий;
  • традиций;
  • национальных праздников;
  • вероисповедания.

2.            Лингвистический аспект:

  • картина мира носителей изучаемых языков;
  • культурные коннотации языковых единиц;
  • формулы речевого общения;
  • степень категоричности высказывания;
  • основные фольклорные изречения;
  • фразеологические единицы.

3.  Экстралингвистический аспект:

  • совокупность правил и традиций, определяющих ситуативные условия общения (мимика, жесты, дистанция).

Практические цели курса конкретизируются в требованиях к коммуникативным умениям говорения, аудирования, чтения и письма во всех видах речевой деятельности, связанной с восприятием и порождением дискурса, интеракцией (диалогическое общение).

Требования по видам коммуникативной деятельности

Говорение

Студенты овладевают монологической речью: неподготовленной, а также подготовленной в виде сообщения и доклада, и диалогической речью: беседа, интервью, дискуссия в ситуациях официального и неофициального общения в пределах изученного языкового материала.

Характеристики речи: адекватная реализация коммуникативного намерения, логичность, содержательность, ясность, связность, смысловая и структурная завершенность, соответствие языковой норме, прагматическим и социокультурным параметрам, выразительность и соблюдение естественного темпа говорения.

Композиционно-речевые формы: описание, повествование, рассуждение и их сочетание, монолог, диалог.

Виды дискурса: характеристика, определение, объяснение, сравнение, оценка, интерпретация, комментирование, резюме, аргументация и их сочетание.

Аудирование

Студенты умеют аудировать в непосредственном общении и в звукозаписи оригинальную – в том числе спонтанную – монологическую и диалогическую речь, опираясь на изученный языковой материал, социокультурные знания и навыки (умения) языковой и контекстуальной догадки (в художественной, общественно-политической, профессиональной и обиходно-бытовой сферах общения).

Письмо

Студенты владеют продуктивной письменной речью официального и нейтрального характера в пределах изученного языкового материала с соблюдением нормативного начертания букв.

Характеристики речи: адекватная реализация коммуникативного намерения, ясность, логичность, содержательность, связность, смысловая и структурная завершенность, соответствие языковой норме, прагматическим и социокультурным параметрам дискурса.

Композиционно-речевые формы: описание, повествование, рассуждение, монолог, диалог и их сочетание.

Виды дискурса: характеристика, определение, объяснение, сравнение, оценка, интерпретация, комментирование, резюме, аргументирование и их сочетание.

Виды речевых произведений: письмо частное, официальное, тезисы сообщения, доклада, текст сообщения, отзыв, эссе.

Чтение

Студенты умеют читать оригинальную художественную, научную и общественно-политическую литературу, а также тексты обиходно-бытового характера, опираясь на изученный языковой материал и социокультурные знания и знания организации иноязычного дискурса.

Виды чтения:

1)  чтение, направленное на понимание основного содержания текста;

2)  чтение, имеющее целью максимально точное и адекватное понимание текста с установкой на наблюдение за языковыми явлениями; понимание предполагает извлечение основных видов информации: фактуальной, концептуальной, эстетической и интерпретацию замысла автора на основе анализа языковых средств;

3)  беглое чтение с целью определения круга рассматриваемых в тексте вопросов и основных положений автора: тексты научной и общественно-политической тематики;

4)  чтение, направленное на быстрое нахождение определенной информации – научная литература, в том числе справочного характера.

Кроме того, формируется умение обращенного выразительного чтения вслух незнакомого текста после беглого просмотра; темп чтения – прибли­жающийся к темпу носителя языка.

Система контроля включает в себя итоговый и текущий контроль.

I. Итоговый контроль.

Выполнение всех 4-х частей теста в режиме Интернет-тестирования.

II. Текущий контроль.

Текущий контроль умений и навыков осуществляется в виде:

Выполнение мини-тестов по формату экзамена для разных его разделов.

Самостоятельная работа студентов включает:

 

  1. Организацию словаря. Самостоятельное расширение словаря за счет домашнего и индивидуального чтения.
  2. Работу с грамматическими справочниками и словарями.
  3. Оформление устных высказываний в монологической и диалогической  речи по изученным темам (проверяются во время очередной сессии).

 

Содержание курса

 

Структура экзамена

Восприятие речи на слух (Listening)

Время на задание: 60-90 минут, максимум 60 вопросов

2-3 устных задания по 3 минуты на каждое, 5 вопросов к каждому заданию

4-6 текстов по 5 минут, 5 вопросов к тексту

Возможность делать пометки (заметки) во время прослушивания текста

Общая шкала оценки от 0 до 30

Данная часть экзамена TOEFL iBT оценивает способность понимать устную речь. Состоит из двух частей. В первой части предлагается прослушать от 4 до 6 лекций и ответить на 6 вопросов к каждой из них. Фрагменты для прослушивания могут содержать как монолог преподавателя, так и обсуждение какой-либо темы преподавателем и студентами. В данной части TOEFL iBT могут звучать американский, британский и австралийский акценты. Во второй части предлагаются 2 — 3 диалога и 6 вопросов к каждому из них. Каждый фрагмент сопровождается фотографией говорящих. Эта часть экзамена TOEFL iBT, как и Reading, проверяется компьютерной программой, и любые опечатки засчитываются как ошибки, поэтому очень важно быть внимательным.

Чтение (Reading)

Время на задание: 60-100 минут, максимум 70 вопросов

Данная часть экзамена TOEFL iBT проверяет способность читать и понимать тексты разного стиля и содержания, близкие к реально используемым в учебном процессе. Задание состоит из текстов для чтения и вопросов к ним. В общей сложности необходимо прочитать 3 – 5 текстов. По каждому тексту для ответа предлагается от 12 до 14 вопросов. Ответы проверяются компьютерной программой, поэтому очень важно быть внимательным, так как любые опечатки засчитываются как ошибки.

3-5 отрывков текста

12-14 вопросов к каждому тексту

60-100 минут на прохождение всего задания

Общая шкала оценки от 0 до 30

 

Письмо (Writing)

Время на задание: 50 минут2 задания: 1 интегрированное задание (150-225 слов) и 1 свободное задание (300 слов)

Свободное задание – эссе – 30 минут

Интегрированное задание – 20 минут

При оценке письменного задания важную роль играет структура текста, аргументация и грамматика

Общая шкала оценки от 0 до 30

Данная часть экзамена TOEFL iBT состоит из двух частей.

Первая часть – интегрированное задание, в котором необходимо прочитать небольшой текст, прослушать короткую лекцию, а затем кратко изложить мнение говорящего о проблеме, которой был посвящен фрагмент для чтения.

Во второй части необходимо написать эссе на заданную тему. В части Reading важную роль играет структура текста, аргументация и грамматика. Данная часть TOEFL iBT проверяется человеком.

 

Разговорная часть (Speaking)

Время на задание: 20 минут6 заданий: 2 независимых задания и 4 интегрированных задания

30 секунд для подготовки между каждыми заданиями

Не более 1 минуты для ответа

Всего разговорная часть занимает 20 минут

Общая шкала оценки от 0 до 30

Данная часть экзамена TOEFL iBT сдается также на компьютере с помощью наушников и микрофона, а не преподавателю, как во многих других экзаменах.

Speaking состоит из 6 частей. Первые две части – ответы на заданные вопросы в течение 45 секунд, время для подготовки –15 секунд. Остальные части – интегрированные задания, в которых необходимо отвечать на вопросы по информации, содержащейся в предварительно прочитанных и прослушанных фрагментах. Это во многом делает экзамен более сложным, но зато приближает к реальным условиям обучения. Время для ответа – 60 секунд, время для подготовки – 30 секунд. Данная часть экзамена TOEFL iBT проверяется человеком. 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Название раздела, темы

Всего трудо-емкость,

в часах

Аудиторных часов

Индиви-дуальных часов

 

Всего

Лекции

Семи-

ары

ЛПЗ

 
 

Part 1 Building supporting skills

 
  1. Learner strategies

12

6

6

6

 

2.

Note taking, paraphrasing and summarizing

4

2

2

2

 

3.

Vocabulary

8

4

4

4

 

4.

Pronunciation

4

2

 

 

2

2

 

5.

Grammar Review: Word Forms

4

2

2

2

 

6.

Grammar Review: Verbs and Verbals

8

4

4

4

 

7.

Grammar Review: Nouns

4

2

2

2

 

8.

Grammar Review: Prepositional Phrases

4

2

2

2

 

Итого

48

24

 

 

24

24

 

Мини-тест

 
 

 

Part 2 Building skills: READING

 

9

 Basic reading question types

12

6

6

6

10

Practice with understanding meaning from context

12

6

6

6

11

Practice with understanding the connection of ideas

12

6

6

6

12

Practice with understanding details and recognizing paraphrases

12

6

6

6

13

 Practice with making inferences and drawing conclusions

12

6

6

6

14

Practice with summaries

12

6

6

6

15

Practice with charts

12

6

6

6

Итого

84

42

 

 

42

42

Мини-тест

 
 

 

Part 3 Building skills: LISTENING

 

16

Basic listening question types

12

6

6

6

17

Practice with understanding natural speech

12

6

6

6

18

Practice with understanding the connection of ideas

12

6

6

6

19

Practice with identifying topics

12

6

6

6

20

Practice with making inferences

12

6

6

6

21

Practice with drawing conclusions

12

6

6

6

22

Practice with details

12

6

6

6

Итого

84

42

 

 

42

42

Мини-тест

 
 

 

Part 4 Building skills: Speaking

 

23

Practice with pronunciation

12

6

6

6

24

Practice with cohesion

12

6

6

6

25

Independent speaking tasks

12

6

6

6

26

Integrated speaking tasks

12

6

6

6

27

The integrated reading/listening/speaking tasks

12

6

6

6

28

Practice with analyzing your responses

12

6

6

6

29

Practicing the integrated reading / listening / speaking tasks

12

6

6

6

Итого

84

42

 

 

42

42

 

Мини-тест

 
 

 

Part 5 Building skills: Writing

 

30

Practice with writing concisely

12

6

6

6

31

Practice with cohesion

12

6

6

6

32

Independent writing task

12

6

6

6

33

Integrated writing task

12

6

6

6

34

Looking at the organization of an effective response

12

6

6

6

35

Practice with analyzing your responses

12

6

6

6

36

Practicing the independent and integrated writing tasks

12

6

6

6

Итого

84

42

 

 

42

42

 

Мини-тест

 

 

Итоговый контроль – полноформатный тест on-line

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Jolene Gear, Robert Gear Cambridge Preparation for the TOEFL Test – Fourth Edition. –Cambridge University Press, 2006.
  2. Total Prepkit for the TOEFL IBT – MBA Center Publications, London 2007

 

Дополнительная:

  1. Alexander, L. G. Longman English Grammar. – 2007.
  2. Oxford Advanced Learners Dictionary. – Oxford, 2005.
  3. Swan M. Practical English usage. М., 2004.
  4. Swan M. Practical English usage. 2nd Edition Oxford. Oxford University Press, 2005.

Leave a Reply