Состояние, проблемы и перспективы подготовки педагогов к созданию воспитывающей среды

В ВГСПУ 28 января 2019 стостолось заседание Ученого совета. Повесткой дня стало «Состояние, проблемы и перспективы подготовки педагогов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления». Присутствовали и выступали руководители организаций отдыха детей и их оздоровления в Волгоградской области.

Заслушав и обсудив доклад профессора кафедры педагогики Сахарчук Е.И., представленный к нему информационно-аналитический материал, Ученый совет отмечает, что подготовка выпускников университета к воспитательной деятельности является важнейшей задачей их профессиональной подготовки. На решение этой задачи нацеливает Профессиональный стандарт педагога (Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)), в котором воспитательная деятельность представлена как одна из его трудовых функций. В федеральном государственном образовательном стандарте по направлению «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата) две группы общепрофессиональных компетенций (из четырех) предполагают подготовку к воспитательной деятельности: «Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся» и «Построение воспитывающей образовательной среды».

Концептуальной основой для работы в этом направлении является Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, в которой «Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях», а качестве одной из задач определено «повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей»; среди основных направлений реализации стратегии — обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов; полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей.

Проблема подготовки педагогов к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления является более масштабной, чем может показаться на первый взгляд. Она не сводится только к подготовке к вожатской деятельности, или к деятельности классного руководителя. Современный педагог призван решать задачи духовно-нравственного, гражданского воспитания обучающихся в каждый момент своей профессиональной деятельности: и на уроке, и на занятии кружка или секции, и на экскурсии, и во взаимодействии с семьей ребенка.
В ВГСПУ сложилась эффективная система подготовки педагогов (студентов бакалавриата и магистратуры, работающих педагогов) к созданию воспитывающей среды. Её основными направлениями является подготовка через:

— освоение основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

— дополнительное образование и профессиональная переподготовка

— создание воспитывающей среды в самом университете посредством организации студенческого самоуправления.